Ясиноватая - мой родной город

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ясиноватая - мой родной город

Гейвандова К.Р. 1Гейвандова Е.Р. 1
1МБОУ "ШКОЛА №6 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ"
Гейвандова В.В. 1
1МБОУ "ШКОЛА №6 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность

У каждого человека своя малая родина. Для каждого по-своему красивая. Для нас – это город Ясиноватая. Основатели города, выдающиеся личности, простые горожане-ясиноватцы годами закладывали свою любовь. И мы должны это ценить и помнить. Люди, которые живут в настоящее время, должны беречь нашу маленькую родину, не разрушать историю. Жизнь человека тесно связана с родиной, с местом, где он родился. Изучать историю своей малой родины необходимо не только на уроках истории, краеведения, географии, но и на уроках точных наук, например – на уроке математики.

В наших школьных учебниках по математике среди текстовых задач мы не можем увидеть таких, которые связаны с краеведением, что повлияло на выбор объекта нашего исследования. Такие задачи не только помогли бы развивать стандартные математические навыки, но и позволили бы учащимся узнать лучше наш город, его историю.

Математика в нашей работе тесно переплелась с географией, историей, экономикой родного города.

Гипотеза:

При решении задач, основанных на конкретных краеведческих данных, учащиеся будут развивать не только математические способности, но и знакомиться с социально-экономическим развитием города, с работой одного из ведущих предприятий.

Цель: создать подборку разноуровневых математических задач с использованием краеведческого материала о городе Ясиноватая.

Задачи: изучить краеведческий материал из литературных и электронных источников; собрать данные о работе одного из ведущих предприятий города - ОАО «Ясиноватский машиностроительный завод»; составить подборку математических задач; предложить использовать подборку задач на уроках математики и собрать отзывы учащихся МОУ «Школа №6 города Ясиноватая», чтобы узнать была ли наша работа для них интересной и полезной.

Объект исследования: цифровые краеведческие данные.

Предмет исследования: математические задачи.

Методы исследования:

1.изучение краеведческих сведений;

2. систематизация и обобщение информации;

3. моделирование;

4. обработка полученных результатов.

Работа состояла из следующих этапов:

I. Изучение методической литературы по составлению задач.

II. Ознакомление с историей Ясиноватой, её социально-экономическим развитием на данный момент.

III. Сбор необходимого краеведческого материала, содержащего числовые данные (экскурсия в краеведческий музей, посещение завода ОАО “ЯМЗ” с целью сбора информации и получения фото- и видеоматериала).

IV. Составление задач.

V. Оформление сборника задач.

  1. Ясиноватая – мой родной город

2.1 Задачи о Ясиноватой

В этом пункте учащиеся познакомятся с рядом фактов о Донецком крае и родном городе. В задачах рассмотрены следующие темы: «Линейные уравнения», «Проценты», «Текстовые задачи», «Состав числа».

1. 125 терриконов – проблема Донецкого региона. В пределах Ясиноватского района расположен террикон шахты «Бутовская». 48% из терриконов горят, выбрасывая в атмосферу загрязняющие вещества. Определите количество горящих терриконов на территории нашего региона. Каких терриконов больше: горящих или негорящих и на сколько? Рисунок 1. Терриконы Донбасса

2. Длина реки Северский Донец 1053 км, что на 795 км больше, чем длина реки Миус. Длина реки Кальмиус на 49 км меньше длины реки Миус. Длина реки Грузский Еланчик на 1220 км меньше, чем длина рек Северский Донец и Миус вместе. Найдите длину рек Донбасса. Рисунок 2. Река Северский Донец

3. Четырехзначное число поделили на число сотен, и получили число 234. Найдите исходное число. Решив эту задачу, вы узнаете год основания города Ясиноватая.

Рисунок 3. Стелла при въезде в город Ясиноватая

Город основан в 1872 году как пристанционное селение в связи со строительством железной дороги Константиновка—Александровка, соединившей Юзовский металлургический завод с Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой и районом Еленовки. Станция и посёлок при ней получили название от ближайшего села Ясиноватой. В 1879 году проложена ветка до Енакиева, в 1883 году — до Макеевки, в 1885 году — до Синельниково, в 1893 году — до Мушкетово. К началу XX века численность населения Ясиноватой составила около 800 человек, работали паровая мельница, 10 торговых заведений, училище, школа. В начале XX века станция превратилась в важный железнодорожный узел.

4. Каждая буква обозначает определённую цифру, разные буквы обозначают разные цифры. Отгадав цифры, Вы узнаете дату основания города Ясиноватая. Липа = год основания города Ясиноватая.

Л + и = п + а;

ли + па = (л + и) * 10;

2ли = па / 2.

Рисунок 4. Памятник основателям города Ясиноватая, расположенный в центре города возле здания городской администрации.

Официально считается, что Ясиноватая была основана в 1872 году. Свое название станция и поселок получили от села, расположенного в 4 километрах к северо-востоку.

5. Решите уравнения и составьте слово. Получившиеся числа соответствуют порядковым номерам букв алфавита. Если Вы поставите соответствующие буквы по номерам уравнений, то получите название одного из городов Донецкой Народной Республики.

1) 11х : 3 = 11²;

2) 8 (3y – 7) = 20²;

3) 32х – 4 = 27х + 46;

4) 4 (6a : 10) = 6²;

5) 4b : 8 = 2³;

6) 18х – 47 = 12х – 29;

7) 8 (x + 9) = 2³ × 10;

8) 5 (у + 5) = 5³;

9) 75х – 92 = –25х + 8;

10) 9 (х : 11) = х – 6.

Есть несколько версий происхождения названия нашего города. По этому поводу есть целая легенда. Жили в седую старину, где-то в XI-XIV веках на территории современного поселка Верхнеторецкое татары.

Поселок этот находится в паре километров от Ясиноватой и раньше назывался, да и сейчас ещё в простонародье неофициально именуется, как Скотоватая. Так вот, жили там себе татары, никого не трогали, домашний скот разводили и продавали. И самый главный продавец у них звался Ватаем, у него все окрестные жители скотину и покупали. Вот оттуда и повелось — когда шел кто к Ватаю, его спрашивали: «Куда идешь?», а тот отвечал: «Скот у Ватая брать». Так и пошло: Скот у Ватая — Скотоватая. Потом прошло время, вырос у Ватая сын, надо было ему отдельное хозяйство заводить. Ну и прикупил ему отец землицы неподалеку. Поселился там сын, а местные его не знали и постоянно спрашивали кто он такой, а тот им отвечал: «Я сын Ватая». Так и тут пошло: Я сын Ватая — Ясиноватая.

Рисунок 5. Здание вокзала в городе Ясиноватая

6. Решив уравнения, вы узнаете, о какой достопримечательности города идёт речь. Ответы в уравнениях соответствуют порядковым номерам букв алфавита.

1) – 7 + 5 (3х – 5) = 223;

2) (14 : х – 5) + (8 : х – 8) = 9;

3) 5 – х : 3 = –1;

4) 2 : (х – 1) – 6 = –4;

5) 3х – 105 = 71 – 8х;

6) (2х : 3) – 4 = 2;

7) 11х + 13 = 111 + 4х;

8) 7х – 92 = 5х – 38;

9) 6х – 97 = –2х – 25;

10) 3х + 7х + 25 = 85;

11) 8 (5х + 8) – 7 (3х – 1) = 56 × 5.

Он расположен возле ясиноватского филиала музея истории и развития Донецкой железной дороги. Музей революционной, боевой и трудовой славы в городе Ясиноватая был открыт в 1972 году в честь 100-летия города. Рядом с клубом железнодорожников на постамент встали три пассажирских вагона во главе со старым паровозом серии «Ов» 1909 года изготовления. 
В первом вагоне была развернута экспозиция, рассказывающая об участии железнодорожников Ясиноватой в первой русской революции, в борьбе за власть Советов. Во втором вагоне — выставка экспонатов о развитии станции после победы Октября, о подвигах ясиноватцев в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Третий вагон был заполнен материалами съездов КПСС. В тяжелые годы становления независимости Украины финансирование музея прекратилось, и он был закрыт. 

Рисунок 6. Паровоз – памятник в Ясиноватой


7. В городе Ясиноватая проживает около 35 тысяч жителей (на 1 декабря 2023 года). Мужчины составляют 35 процентов, женщины - 37 процентов. Сколько всего детей в Ясиноватой?

Рисунок 7. Движение «Молодая республика» в Ясиноватой

8. В Ясиноватой произрастает 2000 деревьев. 40% от всех деревьев на участке – ясени, 30% - тополи, 20% - березы и 10% - клёны. Каждый год осенью они теряют листву. Масса упавшей листвы всегда в 10 раз меньше массы дерева. Каждый год масса деревьев на участке увеличивается на 1 килограмм. В 2003 году каждое дерево на участке имело такую массу: ясень – 30 килограмм, тополь – 35 килограмм, береза – 20 килограмм, клен – 25 килограмм. Какова будет масса опавшей с деревьев на участке листвы, если бы её не убирали с 2003 до 2023 года?

Рисунок 8. Вековые дубы возле Клубного

ставка в городе Ясиноватая


9. В Ясиноватой городской автобус №23 проезжает от одной конечной остановки на микрорайоне «Зорька» до другой - на железнодорожном вокзале. По пути он проезжает 7 остановок, на каждой задерживается по 1 минуте. Всего он тратит на путь от одной конечной остановки до другой 27 минут. Один человек решил пройтись от микрорайона «Зорька» до железнодорожного вокзала пешком. Шел он со скоростью 5 км/ч. Сколько времени потратит пешеход, преодолевая это расстояние?

Рисунок 9. Городской автобус

2.2 Задачи о Ясиноватском машиностроительном заводе

1. Горнопроходческий комбайн ПК - 8 за 7 минут может сделать тоннель в горной породе длиной 93 см, диаметр выработки 3 метра. Найдите объём тоннеля.

Рисунок 10. Работа горнопроходческого комбайна ПК – 8.

Дополнительная информация:

Ясиноватский машиностроительный завод обладает большим опытом в проектировании и изготовлении щитовых комплексов, в том числе кессонного типа, с различными видами исполнительных органов (экскаваторный, роторный, шарошечный), диаметром от 1,8 до 5,6 м для проходки тоннелей различного назначения. Данные щитовые комплексы с успехом применялись при строительстве метро в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Казани, Новосибирске, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Алма-Ате, Минске, Харькове, Днепропетровске, Праге, Будапеште и других городах, а также при строительстве Байкало-Амурской магистрали и продолжают использоваться по настоящее время.

2. На машиностроительном заводе изготавливают различные детали для горнопроходческого оборудования. В среднем на 1000 деталей допускается 5-6 деталей бракованных. Найдите процентное отношение бракованных деталей.

Рисунок 11. Изготовление деталей для горнопроходческих

комбайнов на ЯМЗ (собственные фото авторов)

3. Необходимо свальцевать шайбу (обработка металлической заготовки давлением, в результате чего равномерно изменяется ее форма по всей длине) на токарном станке К - 62, внутренний диаметр которой 600 мм, а наружный - 650 мм. Лист каких размеров нужно взять и какова будет площадь шайбы?

Рисунок 12. Шайба

4. Проходческий комбайн КСП – 45, весом 100 тонн, при произведении горных выработок площадью сечения 20м2 образует тоннель со скоростью передвижения с погрузкой 1 м/мин. Определите, каков объём тоннеля образует проходческий комбайн за 8 часов бесперебойной работы?

Рисунок 13. Проходческий комбайн КСП – 45

5. Чтобы собрать один проходческий комбайн необходимо 800 норма/часов (за один день работник ЯМЗ должен отработать 8 часов). Из какого числа сборщиков необходима бригада, чтобы собрать комбайн за 6 дней?

Рисунок 14. Проходческий комбайн (собственное фото

авторов, сделанное во время экскурсии по заводу)

6. На заводе для изготовления различных деталей используют станки универсальные и программируемые – ЧПУ (числовое программное управление). Производительность программируемого станка в 4,2 раза больше, чем универсального. За минуту на универсальном станке токарь может изготовить 1 деталь. Сколько деталей можно изготовить за 2 часа работы на станке ЧПУ?

Рисунок 15. Изготовление деталей на

станке (собственное фото авторов)

7. Карусельный станок – это станок для проделывания отверстий больших диаметров, больше 1 метра (деталь на нём прокручивается). Сколько оборотов необходимо сделать на таком станке для проделывания отверстия в детали под названием «звезда» для проходческого комбайна КСП, если её толщина 150 мм, а подача станка – 0,3 мм/об.?

Рисунок 16. Карусельный станок

(собственное фото авторов)

8. При изготовлении деталей для проходческих комбайнов используют заготовки, в результате обработки которых теряется часть изначальной массы сырья. Рассчитайте, насколько больше сырья нужно взять для литейной детали, чем для штампованной детали, если на литейную деталь идёт 0,3 от массы сырья, а на штампованную – 0,8. Масса одной детали – 5 кг.

Рисунок 15. Запчасти для проходческих комбайнов

9.Самое уникальное оборудование на Ясиноватском машиностроительном заводе – это токарный обрабатывающий центр «Окума». «Окума» заменяет сразу три станка – токарный, фрезерный и сверлильный. Управляется такой станок посредством Wi Fi. При помощи этого центра необходимо сделать отверстия во втулках глубиной 250 мм и диаметром 20 мм. За сколько циклов станок сделает всё отверстие, если за одну подачу он выполняет половину диаметра, уходя на глубину 7 мм?

Рисунок 16. Токарный обрабатывающий центр «Окума»

  1. Выводы

Создана подборка задач для учащихся 5-9 классов с тематическим содержанием, которая знакомит учащихся с материалом о Ясиноватой. Решение задач из подборки помогает не только отработать математические навыки, но и узнать новое о родном городе. Сборник можно использовать как на уроках математики, географии, экономики, истории. Наша подборка задач поможет учащимся развить любовь к своему городу, а также скоординирует их с выбором будущей профессии, так как основное работающее предприятие города – Ясиноватский машиностроительный завод. Есть возможность продолжения проекта в дальнейшем, потому что еще много информации о городе и заводе, с которой можно поработать. Огромную благодарность за содействие в работе над проектом мы выражаем Штакиной Марии Александровне и Кирееву Дмитрию Геннадиевичу (руководители отделов ЯМЗ).

  1. Список использованных источников


1. Каталог ЯМЗ 
2. Группа «Типичная Ясиноватая» ВКонтакте  

3. Сайт города Ясиноватая

4. Нинбург Е. А. Технология научного исследования. Методические

рекомендации. – М., 2006. – 28 с.

5. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе : учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. / В.С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2014. – 135 с.

Просмотров работы: 33