Введение
Математика — наука, которая изучает числа, количественные отношения и пространственные формы. Художественная гимнастика - это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку.
Кажется, что математика и спорт не очень совместимы и что математика-это всего лишь школьный предмет. Но мы пользуемся ею не только на уроках, но и в жизни, и в спорте.
Цель исследования: изучить применение математики в художественной гимнастике, найти инструмент практического применения математического измерения для улучшения результатов спортсменок.
Задачи исследования:
изучить литературу и иные источники о художественной гимнастике;
провести анкетирование и выяснить, может ли математика помочь добиваться в гимнастике лучших результатов;
обобщить полученные данные о применении математики в художественной гимнастике и сделать выводы.
Объект исследования – математика и художественная гимнастика.
Гипотеза исследования: если учитывать математические данные по росту и весу спортсменки, правильности выполняемых ею элементов и верно подобранных предметов, можно улучшать результаты на соревнованиях.
Методы исследования: анализ литературных и интернет-источников; наблюдение; анкетирование; количественная и качественная обработка данных результатов анкет, размышление, обобщение.
База исследования: гимнастки (девочки и юниорки) в возрасте 7-15 лет, занимающиеся в Центре художественной гимнастики (ЦХГ) «Чемпионы» г. Москвы.
Применение математики в спорте
Математика невозможна без цифр и вычислений. Соревнования в каждом виде спорта ограничены временем, периметром спортивной арены, имеющей конкретные размеры и количеством спортсменов. Победитель соревнований определяется путем подсчета результатов по времени, набранным баллам или очкам, забитым мячам, шайбам, сложности, артистизму и пр. [1]. Значит определить победителей в спорте помогает математика.
В последнее время про победы и истории великих спортсменов снято не мало фильмов:
Движение вверх – про выигрыш баскетбольной команды СССР в олимпийском Мюнхене в 1972 году.
Легенда №17 – про хоккейную команду СССР и легендарный матч с командой профессионалов Канады в том же 1972 году.
«Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» - про невероятные победы наших прославленных спортсменов в разных соревнованиях.
На Олимпийских играх в Сиднее с гимнасткой Светланой Хоркиной произошел невероятный случай. Находясь на пике формы, в разгар соревнований зажглась лампочка для начала разбега, и Светлана совершила мощный толчок ногами для прыжка через коня и …рухнула на колени, разбив их в пух и прах. Она корила себя за промах, но позже выяснилось, что конь был установлен неправильно - на 5 см ниже нормы. Из-за чего не только Хоркина, но и ряд других спортсменок совершили ошибки, падали. Одна из них даже сломала голеностоп [5]. Математическая точность играет огромную и важную роль в спорте, очень значимы даже 5 см!
Как мы видим, о многих видах спорта умение вычислять – это важное составляющее успеха. У спортсмена во время соревновательного процесса мозг должен работать, словно компьютер. Он должен каждую секунду просчитывать текущее положение, а также анализировать события на два шага вперед. Это очень похоже на математические алгоритмы.
Как применима математика в художественной гимнастике
Формы предметов
Гимнасткам необходимо знать, что предметы нужно подбирать под свой рост и возраст. В художественной гимнастике пять видов предметов: скакалка, обруч, мяч, булавы, лента.
Предметы под разный рост имеют разную длину, ширину, массу и диаметр, а это как раз определения из области математики.
Рассмотрим математические параметры предметов в таблице.
Таблица 1
Предмет |
Возраст, лет |
Диаметр, см |
Длина, см |
Шири на, см |
Масса, гр. |
Комментарии |
|
Обруч |
7-11 11-12 от 12 |
70 80 90 |
учитывается рост: высота обруча должна доходить до тазовой кости |
||||
Мяч |
5-7 8-10 от 10 |
15-16 16-17 18-18.5 |
300 350 400 |
учитывается длина рук и кистей |
|||
Булавы |
до 7 8-11 от 11 |
35-36,5 40-41 44-45,5 |
155 |
учитывается длина рук: булава должна доходить до середины плеча |
|||
Лента (палочка от ленты 56-60 см) |
до 9 9-14 от 14 |
400-500 500 600 |
4-6 |
||||
Скакалка |
10-11 от 12 |
250 300 |
Параметры спортсменки
При планировании тренировочного процесса, тренеры рассчитывают нагрузку на гимнасток и учитывают такие математические параметры как: рост, вес, возраст, физическая готовность выполнять элементы малой или повышенной сложности. Верно подобранный план тренировок и состав программы для выступлений не повредит здоровью и физическому развитию спортсменки, а наоборот будет способствовать лучшей физической форме и отличным результатам на соревнованиях.
Тренеры в нашем ЦХГ каждую неделю замеряют наш рост и вес, а также дают рекомендации родителям по рациону питания. Для правильного расчета нормы потребляемой пищи, как и для измерения роста и веса, также необходимы математические вычисления. Средние нормы веса для спортсменок разного роста приведены в приложении (П1).
Есть даже специальные программы-калькуляторы для расчета калорийности блюд, но мы их будем использовать позже. В эти программы заложены математические формулы расчета дневного потребления калорий. А пока тренеры нам рекомендуют больше есть овощей и фруктов, а сладкое и мучное исключить из рациона [3].
На уровне олимпийских сборных величины для тренировочного процесса и приведения спортсмена в лучшую форму применяются сложные математические методы, которые включают большее количество физических параметров, анализ крови до и после тренировок, рацион питания и пр.
Математика в гимнастических элементах
В гимнастике много элементов и все они описаны в правилах 2022-2024 года [4]. Есть гимнастические элементы, где нужно применять еще одно определение из математики – угол. Угол – фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. Во многих важных элементах художественной гимнастики чистота и правильность их выполнения измеряется углом, а баллы сбавляются за отклонение от правильного угла.
Судейство
В современной программе международных индивидуальных соревнований гимнастка выступает с каждым предметом. Все упражнения идут под фонограмму. Не обойтись без математики и на соревнованиях. Она начинается с расчета длительности программы и размерами квадрата гимнастического ковра для выступления, количества бригад судей и баллов за выполнение элементов. Каждое упражнение должно быть длительностью от 75 до 90 секунд. Соревнования по художественной гимнастике проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Высота зала должна составлять 10-12 метров. Оценивают выступления три бригады судей. Судьи оценивают в баллах Трудность исполняемых элементов (бригада D), Артистизм (бригада А) и Исполнение (бригада Е).
Судьи внимательно следят за выступлением гимнастки и снимают баллы за ошибки. Окончательная оценка в упражнении определяется путем сложения оценок D, А и Е. Сбавки (если есть) вычитаются из окончательной оценки [4].
При выполнении упражнения могут быть допущены мелкие, средние и грубые ошибки, а также ошибки, вследствие которых элемент считается невыполненным. Мелкие ошибки – небольшое, несущественное отклонение от безукоризненного выполнения, сбавка – 0.1 балла. Средние ошибки- сбавка 0,3 балла. Грубые ошибки – большое искажение, в том числе, граничащее с невыполнением, сбавка от 0.5 до 1.0 балла.
Если рассматривать примеры гимнастических элементов со шпагатами, описанных мною выше, за каждое отклонение от нужного угла гимнастку наказывают сбавкой баллов [4]:
при отклонении на 10 градусов – сбавка 0.1 балла
при отклонении на 11-20 градусов – сбавка 0,3 балла
при отклонении на более, чем 20 градусов – сбавка 0,5 баллов
Конечно, все углы отклонений рассматриваются судьями и тренерами субъективно как ориентировочные (П2).
Социологический опрос гимнасток разных возрастных групп
В ходе исследования мы решили узнать, что знают гимнастки разных возрастных групп ЦХГ «Чемпионы» г. Москвы о средних нормах своего веса, о правильном выборе предметов для тренировок и о том, как они определяют свои ошибки, допущенные на соревнованиях.
Для исследования нами была разработана анкета (П3). Совместно с моим тренером-научным руководителем данной работы, был проведен социологический опрос посредством анкетирования 16 человека.
Ответ на второй вопрос анкеты показал, что гимнастки тренируются и выступают с предметами не верных для своего возраста размеров.
Таблица 2
Размер предметов |
7-10 |
10-12 лет |
Старше 12 лет |
||||
Не верный |
Не знаю |
Верный |
Не верный |
Не знаю |
Верный |
Не верный |
|
обруч |
4 (80%) |
1 (20%) |
1 (11%) |
7 (78%) |
1 (11%) |
- |
2 (100%) |
мяч |
2 (40%) |
3 (60%) |
1 (12%) |
6 (66%) |
2 (22%) |
2 (100%) |
- |
лента |
1 (20%) |
4 (80%) |
1 (11%) |
5 (56%) |
3 (33%) |
- |
2 (100%) |
булавы |
1 (20%) |
4 (80%) |
9 (100%) |
- |
- |
2 (100%) |
- |
По итогам замеров веса и его соответствия росту спортсменок данные по возрастным группам распределись следующим образом:
Диаграмма 1
Из анализа диаграммы можем сделать вывод, что во всех возрастных группах у гимнасток имеются отклонения от веса. Отвечая на 4 вопрос анкеты, все гимнастки убеждены, что вес влияет на результаты их выступления.
Ответ на 5 вопрос анкеты дал нам понимание каким способом гимнастки оценивают безошибочность и успешность своего выступления.
Диаграмма 2
Анализ Диаграммы 2 показал, что гимнасткам необходим измерительный инструмент, благодаря которому они будут понимать сбавки судей за допущенные ошибки и представлять из чего складывается итоговый балл за выступление.
В ходе работы и анализа повторяющихся ошибок на соревнованиях гимнасток ЦХГ, нами был разработан транспортир – измерительный инструмент, который поможет гимнасткам понять за что судьи сбавили баллы и как правильно нужно выполнять упражнения (П4). Этот транспортир был по нашему заказу изготовлен в мастерской 3D г. Москвы. Спортсменка с помощью транспортира может измерить правильность выполненного ей упражнения, наложив транспортир на фото или видео со своего выступления.
На основе проведенного опроса мы также нашли области соприкосновения математики и художественной гимнастики. Знание и применение математических вычислений помогает добиваться высоких спортивных результатов.
Заключение и выводы
Занимаясь художественной гимнастикой, спортсмен занимается математикой. Хороший математик - это всегда хорошая спортсменка, потому что логика чисел, с которой постоянно общаются математики, связана с логикой улучшения выполнения элементов и работы с предметами.
Математика лучше помогает понять судейство и за какой элемент сколько баллов может получить гимнастка.
Для более четкого понимания и отслеживания соответствия средних параметров роста и веса, знания размеров предметов и определения правильно выполненных элементов, мы с тренером решили раздать гимнастками ЦХГ «Чемпионы» следующий материал для вклеивания в спортивные дневники:
таблицу 1 - для проверки размера предметов по росту и возрасту гимнастки;
таблицу соотношений роста и веса гимнастки (П1);
транспортир (П4) для измерения правильности выполненных элементов, начисленных баллов за выступление.
Математика очень тесно пересекается с художественной гимнастикой. Тренер без математики не вырастит спортсмена-чемпиона.
Цель нашей работы достигнута, поставленные задачи решены.
Библиографический список
Волков В. М., Филин В. П. Спортивный отбор. – М.: Физкультура и спорт, 2008
Карпенко, Л. А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой: учебное пособие / Л. А. Карпенко, И. А. Винер, В. А. Сивицкий. – М.: [б. и.], 2007
Новые правила в художественной гимнастике 2022-2024 - утверждены Исполнительным Комитетом ФИЖ
Садовский Л.Е., Садовский А.Л. Математика и спорт. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985. – 192 с.
Хоркина С.В. Магия побед – М.: Издательство «Э», 2017
Приложение 1
Таблица соотношений роста и веса спортсменок художественной гимнастики
Приложение 2
Примеры отклонений углов от идеально выполненных элементов, в том числе в моем спортивном дневнике (записи тренера)
Приложение 3
АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
Анкета предназначена для выявления зависимости художественной гимнастики от математических параметров каждой спортсменки. Ответь, пожалуйста, на вопросы анкеты.
К какой возрастной группе ты относишься?
Поставь галочку напротив своего возраста
7-10 лет
10-12 лет
12 лет и старше
Напиши размер своих гимнастических предметов?
Если не знаешь размеров, поставь крестик
Д иаметр обруча см
Д иаметр мяча см
Д лина ленты см
Д
лина булав см
Напиши какой у тебя рост и вес:
см мой рост
кг мой вес
Как ты считаешь, твой вес влияет на результаты на соревнованиях?
Напиши развернутый ответ
_______________________________________________________________
Когда на соревнованиях судья объявляет твой балл, как ты понимаешь, что все элементы со шпагатами (например, задний, боковой, в прыжке) были выполнены хорошо или с ошибками?
Напиши развернутый ответ
_____________________________________________________________________________________
Хотела бы ты иметь измерительный инструмент, чтобы знать правильно выполнен
гимнастический элемент или допущена ошибка на выступлении?
Поставь галочку для ответа
д а
н ет
Приложение 4
Транспортир – инструмент для измерения допущенных отклонений от идеального исполнения элементов программы спортсменки