Ментальная арифметика

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ментальная арифметика

Галиулин Т.Р. 1
1МАОУ "Лицей №97 г.Челябинска"
Кошман Е.А. 1
1МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Китайский философ Конфуций высказал такую мудрость: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю». Эти лаконичные фразы как нельзя лучше отражают сущность человеческих способностей. Наибольшую пользу для развития возможностей человеческого мозга приносят действия, а не только просмотр или чтение информации. Ментальная арифметика многократно это доказала.

Однажды, в одном из телевизионных шоу, мы с родителями увидели маленького мальчика, который считает в уме большие числа, опираясь на изученные законы ментальной арифметики. Я тогда воскликнул – «Здорово, я тоже так хочу!». Мои родные были очень удивлены, ведь мне тогда было 3 года и 10 месяцев. Но мама не оставила эту мысль, она твёрдо решила помочь мне в исполнении желания. Мама нашла школу, где ребята занимаются ментальной арифметикой. И, с этого момента, математика стала для меня любимым занятием.

Цель моей работы: познакомить своих одноклассников с ментальной арифметикой. Создать памятку – помощник с упражнениями для тренировки ума и памяти.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по выбранной теме.

  2. Провести анкетирование одноклассников

  3. По полученным результатам сделать выводы.

  4. Разработать памятку - помощник с тренировочными упражнениями

1. Что такое ментальная арифметика?

Ментальная арифметика – это программа, позволяющая с помощью быстрого устного счёта одновременно развить два полушария головного мозга: левое и правое (Приложение А). Как известно, левое полушарие отвечает у нас за логическое мышление, языковые способности, речь, запоминание фактов, имён, дат. Благодаря левому полушарию мы можем анализировать информацию, обрабатывать её, распознавать символы. Правое полушарие отвечает за интуицию, образное мышление, пространственную ориентацию. Именно из-за нашего «правого помощника» мы чувствуем музыку и чисто поём, понимаем метафоры и сравнения, можем мечтать и фантазировать. Чтобы у вашего сына или дочери развивался весь мозг гармонично, отправьте его на ментальную арифметику.

Благодаря этой методике ребёнок будет лучше учиться в школе. Ведь занятия по ментальной арифметике способствуют концентрации внимания, повышению сосредоточенности и улучшению памяти. Поэтому ребенок сможет с легкостью учить иностранные языки, запоминать исторические даты и факты, теоремы по физике и алгебре, химические формулы. Даже если раньше у него был уклон в сторону гуманитарных наук, то после обучения он заинтересуется и математическими, и биологическими специальностями.

С помощью ментальной арифметики ребенок получит развитие воображения, мышления, памяти. Он сможет решать различные задачи двумя способами: творческим и аналитическим. Из-за своих успехов он поверит в себя, у него повысится самооценка и сформируются лидерские качества. Ментальная арифметика сделает из любого малыша маленького гения, который в будущем достигнет больших высот.

1. 1. История возникновения ментальной арифметики

Ментальная арифметика – популярная сегодня учебная дисциплина, которую взяли на вооружение лучшие школы мира. Во многих странах Азии это и вовсе обязательный предмет в школьной программе, учат ее также в Европе и Северной Америке. Появляются школы по изучению этой дисциплины и в России. История возникновения этой науки – давняя и очень интересная.

Ментальная арифметика основана на особом принципе математических вычислений, который был известен в древнем мире еще 5000 лет назад. С древних времен у людей была необходимость считать различные предметы, и они всеми способами пытались придумать простые способы выполнения этой задачи. Сначала они использовали пальцы руг и ног, загибая их в определенные фигуры, они научились считать даже сотни и тысячи. Затем они стали использовать счет при помощи зёрен, камешков и других мелких предметов, особенно активно этим пользовались торговцы. Древние счеты представляли собой дощечку со специальными обозначениями и песком, разделенным на строки. Чуть позже появились аналогичные приспособления для арифметических вычислений. Счеты были похожи на доску со специальными косточками, которые висели на тонких палочках и назывались абак. Все расчеты в математике проводятся с помощью специального счетного инструмента древнегреческого происхождения: абакуса, известного также в Древнем Китае как «суаньпань» и в Древней Японии как «соробан» (Приложение А). Это самый главный инструмент, который был придуман для того, чтобы люди научились быстро и правильно считать. Можно сказать, что абакус — это прародитель современного калькулятора. Только калькулятор не развивает интеллект и не заставляет человека думать, а вот абакус устроен таким образом, что умение считать на нем тренирует мозг, развивает нейронные связи между обоими полушариями, творческие способности и интеллект.

Ментальная математика в ее современном понимании возникла в Турции, автором методики стал исследователь Халит Шен. В школах обучение этой дисциплине началось в 1993 году, сейчас его изучают в 50 странах мира.

1. 2. Основные этапы и инструмент ментальной арифметики

Обучающая программа по ментальной арифметике состоит из двух этапов. Сначала ученики овладевают техникой счета на абакусе, передвигая косточки пальцами. При этом они работают одновременно двумя руками, потому в процессе задействованы сразу оба полушария головного мозга. На абакусе можно моментально выполнять любые арифметические операции – от простого сложения и вычитания до более сложных умножения и деления, а также возведения в нужную степень и извлечения квадратного и кубического корня.

Второй этап обучения – это постепенное замещение использования абакуса вычислениями в уме. И здесь также задействованы оба полушария: левое воспринимает цифры, а правое – их образ в виде косточек счетного инструмента. Ребенок представляет воображаемые счеты, на которых он мысленно выполняет вычисления.

Ментальная арифметика и история её возникновения неразравно связаны с абакусом. Внешне счёты выглядят как прямоугольник с вертикальными спицами (их тринадцать, но бывает еще и усеченный абакус с меньшим количеством спиц), разделенный горизонтальной длинной перегородкой. В каждом ряду абакуса находится пять косточек: верхняя косточка — это цифра пять (как говорили японцы — «небесная косточка») и под перегородкой — четыре «земные» косточки, каждая из которых равна единице.

    1. Ментальная арифметика – инвестиция в будущее

Наибольшую пользу для развития возможностей человеческого мозга приносят действия, а не только просмотр или чтение информации. Ментальная арифметика многократно это доказала.

В каждой сфере есть свои "особенные" умения, от которых зависит достижение результатов. Но есть и такие качества, которые важны для профессионалов в любой деятельности. На развитие таких навыков и следует сделать акцент ещё в детстве. В раннем возрасте сложно предугадать, кем же станет человек в будущем.

Какие же полученные навыки на ментальной арифметике пригодятся ребятам в будущем?

  • Во время изучения ментальной арифметики детям характерно ставить цель и добиваться её.

  • Отличная память позволяет добиваться высоких результатов в точных науках, гуманитарных дисциплинах и языках.

  • Выполнение заданий каждый день отлично дисциплинирует и учит аккуратно и внимательно выполнять даже рутинную задачу.

  • Умение фокусироваться сразу на нескольких объектах необходимо во многих сферах.

  • Быстрый счёт развивает и общую высокую скорость работы.

Очень важно постоянство занятий — здесь все как в спорте, чем больше тренируешься тем стабильнее результат. В дальнейшем же тренированный мозг — легче воспримет любую информацию или задачу, ребенку будет быстрее постигать школьные предметы, лучше запоминать — все это несомненно скажется на успешность в жизни. Вот почему занятия по ментальной арифметике можно отнести к инвестициям в будущее.

  1. Практическая часть

«Создание памятки с тренировочными упражнениями»

2.1. Анкетирование одноклассников

С целью узнать, насколько мои одноклассники владеют информацией о ментальной арифметике, мы разработали анкету и предложили им ответить на вопросы этой анкеты. (Приложение Б). В анкетировании приняли участие 28 человек - это учащихся 1 «в» класса МАОУ Лицея № 97.

Результаты анкетирования представлены в Приложении В. Они показали, что:

  1. Мои одноклассники не знают, что такое ментальная арифметика и абакус.

  2. Большинство ребят считают, что применить устный счет можно только на уроках математики и при совершении покупок. Есть такие ребята, у кого вопрос вызвал затруднение.

  3. Большинство учащихся любят математику и хотят потренировать свой ум и память.

Поэтому, я решил, что необходимо:

  1. Рассказать ребятам что такое ментальная арифметика, абакус. Расширить их представление о применении в жизни быстрого счёта.

  2. Подготовить памятку со специальными упражнениями для тренировки ума и памяти.

Если регулярно выполнять подобные задания, то это может облегчить усвоение математического материала в школе.

2.2. Подбор тренировочных упражнений

Упражнений для тренировки мозговой деятельности очень много. Но я выбрал самые распространённые и эффективные упражнения. Они представлены в Приложении Г.

1. Упражнение для рук «Колечко»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2.Таблица Шульте — это инструмент для тренировки памяти, концентрации внимания и параллельного восприятия информации. Развитие этих навыков помогает освоить легче навык быстрого и устного счета. Вариантов этой таблицы много. Я предлагаю такой, квадрат с ячейками 5х5, внутри расположены цифры от 1 до 25 в хаотичном порядке. Задание - нужно глазами отыскать как можно быстрее числа по порядку от 1 до 25:

3. Рисование двумя руками одновременно.

Рисование по контуру. Здесь все просто: нарисуйте контур простой симметричной картинки. Возьмите в обе руки по фломастеру и обводите рисунок по намеченным линиям с двух сторон.

Рисование без контура. Это уже потруднее! Придумайте тему и нарисуйте картинку сами, без заготовок. Начните опять же с чего-то простого и симметричного: бабочка, домик, цветок.

4. Искалочка Нужно найти на картинке очень хорошо спрятанные предметы и закрасить их цветным карандашом.

5. Математические игры. Они помогают быстрее освоить счет в игровой форме, ведь это интересно, весело и занимательно.

Заключение

Изучив литературу по выбранной теме, проведя исследование и обобщив полученные данные, были сделаны следующие выводы:

  1. Ментальная арифметика – популярная учебная дисциплина, которая позволяет одновременно развивать два полушария головного мозга: левое и правое

  2. В занятии ментальной арифметикой важно постоянство в выполнении упражнений. Только тогда будет виден результат.

  3. Большинство моих одноклассников не знакомы с ментальной арифметикой, но очень бы хотели работать над развитием своего ума и памяти. С этой целью была создана памятка с тренировочными упражнениями.

Таким образом, цель моей работы достигнута. Япознакомил своих одноклассников с ментальной арифметикой и создать памятку – помощник.

Список литературы

  1. Р. Багаутдинов, Р. Ганиев «Ментальная арифметика. Знакомство». -М.: изд-во «Траст», 2016г.

  2. Кирилина Н.Ю., Федорова Т.В. Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы / Н.Ю.Кирилина, Т.В. Федорова// Молодой ученый. -2017.- №15.2.

  3. Чернышева Д.С. Возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования / Д.С. Чернышева.// Образование: прошлое, настоящее и будущее.- Краснодар: Новация, 2018 г.

  4. https://dzen.ru/media/id/5e3936f03cc86f3352abafa0/istoriia-mentalnoi-arifmetiki-5e3bca3b43ea407ec0d8bc6f?utm_referer=www.google.com

  5. https://dob.1sept.ru/view_article.php?ID=201000916

  6. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/glavnyie_princzipyi_mentalnoj_arifmetiki/

  7. http://ar-bambino.ru/o-mentalnoi-arifmetike

Приложение А

Абакус

Приложение Б

Анкета

1. Знаете ли вы что такое ментальная арифметика?

Да Нет

2. Знаете ли вы что такое абакус?

Да Нет

3. Интересна ли вам математика, как школьный предмет?

Да Нет

4 . Как может пригодиться в жизни быстрый счет в уме?

в школе на уроках математики

при покупках в магазине

при чтении

нигде не пригодится

не знаю

другой ответ___________________________________________________

___________________________________________________________________

5. Хотели бы вы потренировать свой ум, память и воображение?

Да Нет

Приложение В

Результаты анкетирования

Приложение Г

Упражнение для рук «Колечко»

Таблица Шульте

Рисование двумя руками одновременно

Математические игры

Искалочка

Просмотров работы: 67