Введение
Актуальность
В наши дни математика и английский язык остаются первостепенными дисциплинами. Российские школьники знакомятся с английским языком во втором классе.Сложности в изучении языка замечают почти все одноклассники, особенно в усвоении английской грамматики. Причем, каждый из них пытается упростить изучение своими способами - от бездумного пользования «решебником» и переводчиком из интернета до посещения языковых студий и индивидуальных занятий с репетитором. [2]
Математика - основа всех наук. Она с нами с первого класса и на протяжении всей жизни. А что, если изучение математики, которое развивает логическое мышление, требует анализа и выявления закономерностей из потока информации, может способствовать успешному изучению любых гуманитарных предметов, в том числе английского языка?Математика, будучи инструментом к изучению окружающего мира, имеет крепкую связь с языками, а особенно с английским, в частности из-за установленного порядка в структуре языка. Этот порядок подчиняется определенным правилам и законам, как и в математике. В своей исследовательской работе я рассмотрю достоинства одновременного изучения этих предметов. [6]
Гипотеза: Если параллельно изучать математику и английский язык, то это поможет развивать математическое мышление и логику, упростить изучение и запоминание правил грамматики в английском языке и углубить знания в обоих предметных областях.
Цель работы: Найти точки соприкосновения и способы взаимодействия математики и английского языка для успешного изучения обоих предметов в 4 классе.
Задачи:
Выявить сходства между математикой и английским языком.
Провести анализ влияния умения применять правила и логику двух дисциплин на успешное освоение математики и английского языка.
Провести анкетирование среди моих одноклассников на оценку своих знаний курса математики и английского языка.
Проанализировать основные грамматические ошибки, встречающиеся в устной и письменной английской речи у обучающихся моего класса.
Заинтересовать ребят в применении правил и логики математики в английском языке и наоборот.
Определить результат эффективного интегрирования математики в английский язык.
Сделать выводы.
Объект исследования: математические правила и формулы, и грамматика английского языка
Предмет исследования: связь математических правил и формул и законов грамматики английского языка
Практическая значимость проекта: результаты проведенных занятий и анализа данных могут быть использованы для систематизации знаний по математике и английскому языку у обучающихся 4-х классов.
Глава 1. Основная часть
Сходства математики и английского языка.
Мы часто делим талант условно на "гуманитарную" область и на сферу "естественных наук". Но так ли очевидна грань между ними? Может ли "гуманитарий" показать хорошие знания в математике?
Оказывается, изучение математики может помочь в изучении языков, развивая навыки решения проблем и способности к логическому мышлению. Ведь они, в свою очередь, могут помочь в понимании грамматики и структуры предложений. Кроме того, изучение математики может улучшить способность анализировать и понимать сложные текстовые задачи, связанные с числовой информацией.[6] |
С другой стороны, изучение языка может способствовать обучению математике, улучшая способность понимать и передавать математические понятия, ибо математика -это тоже своеобразный язык. [7] Кроме того, изучение языка также может познакомить учащихся с различными способами мышления и открыть новые подходы к математическим концепциям, что может расширить их понимание предмета. |
М ежду математикой и английским языком много точек взаимодействия. [10] |
Если приехать в любую страну мира, то почти в каждой из них можно найти человека, который знает английский язык.
Так же и с математикой: вы можете не знать, например, китайского языка, но вы без труда сможете найти метод решения математической задачи вместе с китайским студентом. [12]
То, что английский — это язык понятно каждому.
А вот тот факт, что математику тоже можно отнести к языкам, может оказаться для многих неожиданностью.
Если задуматься, то в математике есть свои слова и даже грамматика — это цифры и действия с ними.
Например, если взять простой пример: 5 + 2 = 7 По форме этот пример напоминает предложение, только точки не хватает в конце. Можно сказать, что буквы — это существительные, а знаки +, - или = — это глаголы. Если заменить этот пример словами, то получится обычное предложение: Пять плюс два равно семь.
П олучается, что любое математическое действие можно выразить с помощью языка. [12] К тому же, и английский, и математика — это языки, с помощью которых могут общаться и физики, и программисты, и биологи.
Все знают, что в математике много формул, но и английский язык их не лишен. [8] Если с математическими формулами все понятно - выучил, подставил числа, посчитал, - то с формулами английской грамматики все не так очевидно, хотя схема работы с ними абсолютно такая же. Вспомните, школьные уроки английского: там тоже было много формул-подсказок. Например, структура любого времени имеет свой шаблон и включает в себя вспомогательный глагол, стоящий между подлежащим и сказуемым, определенную форму глагола и слова, указывающие на период или момент действия.
Пример математической формулы |
Пример формулы в английской грамматике |
P=(a+b)*2 – Нахождение периметра прямоугольника, где: P-периметр a-длина b-ширина |
+am/is/are+глагол+ing=Предложениевовремени Present Continuous |
Задание: найти периметр прямоугольника со сторонами 4 и 6 см. Решение: (4+6)*2=20 см. Ответ: периметр прямоугольника 20 см. |
Задание: перевести предложения на английский язык, используя PresentContinuous: Мама готовит ужин сейчас. Мы делаем уроки сейчас. Решение: используем данную выше формулу и подставляем слова Ответ: Mum is cooking now. We are doing homework now. |
Для математики и английского языка характерно переместительное свойство. В математике от перестановки слагаемых(множителей) сумма(произведение) не изменяется. В английском предложении также в четко заданном порядке меняются местами слова в зависимости от типа высказывания, но исходный смысл предложения сохраняется.
Пример математической формулы |
Пример формулы в английской грамматике |
a + b = b + a a*b = b*a 20+30=30+20 50=50 |
Am/is/are++глагол+ing?=Вопросительное предложение во времени Present Continuous Is mum cooking now? Are we doing homework now? |
В математике есть правила, в английском без них тоже никуда. [11] Кроме очевидных принципов чтения, произношения и составления слов, существуют своего рода лингвистические аксиомы и исключения. Например, английские предложения обязательно должны иметь в составе подлежащее. Как без запятой не получится десятичной дроби, так и без действующего лица не будет законченного высказывания. Впрочем, без единого глагола его тоже не получится.
В математике и английском языке много исключений
А нглийский язык полон различных исключений, которые очень усложняют его изучение, но и в математике таких исключений немало. Например, на ноль делить нельзя, количественная бесконечность и т.д. Если такое будет возможно, перестанут работать остальные правила.
В английском, у многих исключений только одно объяснение — «так исторически сложилось». Вас поймут, если сказать the goodest вместо the best, но когда-то люди коллективно согласились, что так неправильно.
И английский, и математика гораздо интереснее, чем может казаться.
Задание прочитать текст на английском языке, например, про столицу Великобритании и перевести, может показаться скучным. А вот смотреть «Шрека» в оригинале — совсем другое дело.
С математикой та же история. Задачи с x и y из школьной программы - монотонность. Но логические задачи с картинками — это интересный вызов. [9] |
И английский, и математика дают суперспособности
Предсказывать будущее поможет математика. Если проанализировать данные и построить математическую модель, можно, например, спрогнозировать, сколько новых покупателей придут к вам в следующем месяце.
Прожить вторую жизнь позволяет английский. Для человека, который знает иностранный язык, как будто открывается новое измерение: можно узнавать о событиях в мире, не дожидаясь перевода новостей, путешествовать без страха потеряться и знакомиться с теми, кто никогда не слышал русского.
Основные проблемы при изучении английского языка в начальной школе: [3]
- непонимание английской речи на слух;
- постоянное забывание английских слов;
- сложности в правильном написании английских слов;
- сложности в произношении и чтении;
- путаница в использовании нужного времени глагола.
1.2.1. Грамматические ошибки, встречающиеся в устной и письменной речи у обучающихся 4-х классов: [3], [4]
Отсутствие глагола to be |
Учащиеся часто забывают про глагол to be в утвердительном предложении. Мы привыкли |
Отсутствие вспомогательного глагола do/does |
Отсутствие вспомогательного глагола do/does в отрицательном или вопросительном |
Неправильный порядок слов в утвердительном предложении |
Великий русский язык позволяет нам говорить и «Я люблю английский», и «Английский я |
Отсутствие -s/-es |
Также часто забывают про -s/-es в глаголах, употребляемых после местоимений и |
Неправильный выбор времен |
В английском языке двенадцать времен в активном залоге. В начальной школе уделяется внимание таким временам, как настоящее простое, настоящее длительное, прошедшее простое и настоящее будущее. Учащиеся довольно часто путаются в этих временах. |
Основные проблемы при изучении математики в начальной школе связаны: [6]
- со счетно-вычислительной деятельностью (отдельные примеры и задачи)
- с умением логически мыслить, рассуждать и делать выводы
- с умением систематизировать и обобщать информацию
Глава 2. Практическая часть. Мое исследование
2.1. Анкетирование
Мы провели опрос одноклассников по оценке знаний грамматики английского языка (Приложение 2) и математических правил и формул (Приложение 3). В опросе участвовало 28 человек. Результаты оказались следующие:
Таблица 1
Оценка знаний грамматики английского языка |
|
Оценка знаний математических правил и формул |
|
Анкетирование показало, что ребята свои знания оценивают неплохо, особенно по английскому языку. Как правило, это ребята- отличники и хорошисты, кто дополнительно занимается английским языком, посещая факультативные занятия. Но все же велик процент тех ребят, которые и по математике, и по английскому языку считают свои знания недостаточно прочными (приблизительно, пятая часть всех опрошенных). Именно эта группа ребят меня интересовала больше всего. Упражнения, которые мы используем при чтении или прослушивании текста, а также разбор грамматических правил требуют развития тех же мыслительных операций, что и решение примеров. Я решил разобраться, могут ли знания правил и формул математики помочь нам усвоить законы английской грамматики и наоборот? |
2.2. Как интегрировать математику в английский?
Класс из 28 человек у нас в лицее делится на две языковые подгруппы по 14 человек. В каждой из подгрупп есть дети - отличники и хорошисты по всем предметам, не испытывающие сложности при выполнении заданий по математике и английскому языку. Также есть дети, кто плохо выполняет счетно-вычислительные действия по математике, испытывает сложности с логическим рассуждением и проблемы при выполнении заданий по английскому языку, связанных с правильным построением предложений, постановкой вопросов и т.д. Всем детям языковых подгрупп предлагалось выполнять однотипные задания по математике на английском языке. Меня интересовало, насколько в среднем сократится время выполнения таких заданий и насколько продуктивен метод применения формул в английском языке.
2.3. Анализ положительного влияния применения элементов математики на уроках английского языка.
Часто у детей возникают проблемы при изучении английского языка, связанные с непониманием некоторых тем из математической предметной области. Основные темы, вызывающие сложности: изучение времени и определение времени по часам, геометрические фигуры, запоминание чисел, вычисления в уме, построение предложений и вопросов. Если вы на уроке английского языка достигнуть понимания данных тем, то велика вероятность, что у учеников улучшатся результаты по математике на русском языке, поэтому так важно терпеливо проработать данные трудности.
В период с сентября по декабрь 2023 года на уроках английского языка (2 раза в неделю) выделялось 5-7 минут на выполнение заданий на английском языке с элементами математики. В течение этого же периода на уроках математики источником для анализа служили результаты контрольных и самостоятельных работ ребят по пройденным темам.
Были использовали следующие приемы:
Таблица 2
1. А) одноклассникам предлагались карточки с заданиями на английском языке в течение первой и второй четвертей (Приложение 1) |
|
2. Б) по второй четверти одноклассникам предлагались карточки однотипного вида с А ). (Приложении 1) |
|
3. Что замеряли |
1. количество правильно решенных задач; 2. время выполнения работы в конце первой и второй четвертей |
4. В) контрольные и самостоятельные работы по математике в конце первой четверти |
|
5. Г)контрольные и самостоятельные работы по математике в конце второй четверти |
|
6.Что замеряли |
1. количество работ с отметками 5-4-3-2 в конце первой четверти; 2. количество работ с отметками 5-4-3-2 в конце второй четверти |
Результаты получились следующие:
Таблица 3
А |
Количество учеников, выполнявших задания в течение первой и второй четвертей |
% учеников, справившихся с заданием полностью |
% учеников, справившихся с заданием частично |
% учеников, не справившихся с заданием |
Карточки с заданиями на английском языке с элементами математики |
28 |
35,7% (10 человек) |
25% (7 человек) |
39,3% (11 человек) |
Таблица 4
Б |
Количество учеников, выполнявших задания в конце второй четверти |
% учеников, справившихся с заданием полностью |
% учеников, справившихся с заданием частично |
% учеников, не справившихся с заданием |
Карточки с заданиями на английском языке с элементами математики |
28 |
50% (14 человек) |
28,58% (8 человек) |
21,42% (6 человек) |
Таблица 5
№ |
Ученик |
Время |
№ |
Ученик |
Время |
||
Было |
Стало |
Было |
Стало |
||||
1 |
1 ученик |
7 мин |
6 мин |
15 |
15 ученик |
6 мин |
6 мин |
2 |
2 ученик |
7 мин |
6 мин |
16 |
16 ученик |
10 мин |
9 мин |
3 |
3 ученик |
7 мин |
7 мин |
17 |
17 ученик |
10 мин |
10 мин |
4 |
4 ученик |
7 мин |
6 мин |
18 |
18 ученик |
6 мин |
5 мин |
5 |
5 ученик |
6 мин |
6 мин |
19 |
19 ученик |
6 мин |
7 мин |
6 |
6 ученик |
10 мин |
9 мин |
20 |
20 ученик |
6 мин |
6 мин |
7 |
7 ученик |
11 мин |
11 мин |
21 |
21 ученик |
10 мин |
10 мин |
8 |
8 ученик |
6 мин |
6 мин |
22 |
22 ученик |
10 мин |
10 мин |
9 |
9 ученик |
7 мин |
6 мин |
23 |
23 ученик |
6 мин |
4 мин |
10 |
10 ученик |
11 мин |
10 мин |
24 |
24 ученик |
10 мин |
10 мин |
11 |
11 ученик |
12 мин |
11 мин |
25 |
25 ученик |
6 мин |
6 мин |
12 |
12 ученик |
7 мин |
7 мин |
26 |
26 ученик |
13 мин |
12 мин |
13 |
13 ученик |
6 мин |
6 мин |
27 |
27 ученик |
7 мин |
5 мин |
14 |
14 ученик |
6 мин |
5 мин |
28 |
28 ученик |
10 мин |
9 мин |
Таблица 6
В |
Количество учеников, выполнявших задания по окончании первой четверти |
Отметка «5» |
Отметка «4» |
Отметка «3» |
Отметка «2» |
контрольные и самостоятельные работы по математике в конце первой четверти |
28 |
21,42% (6 человек) |
39,3% (11 человек) |
28,58% (8 человек) |
10,7% (3 человека) |
Таблица 7
Г |
Количество учеников, выполнявших задания по окончании второй четверти |
Отметка «5» |
Отметка «4» |
Отметка «3» |
Отметка «2» |
Контрольные и самостоятельные работы по математике в конце второй четверти |
28 |
35,7% (10 человек) |
46,43% (13 человек) |
14,3% (4 человека) |
3,57% (1 человек) |
Как видно из результатов таблиц 3 и 4 процент учеников, справившихся с выполнением заданий по английскому языку с элементами математики к концу первой и второй четвертей повысился с 35,7% (10 человек) до 50 % (14 человек). В большинстве случаев, при выполнении заданий, ребята улучшили свой результат на 1-2 минуты (Таблица 5). Значительно снизилось количество учеников на конец второй четверти, полностью не справившихся с заданиями: с 11 человек до 6. Как видно из таблиц 6 и 7 результаты по самостоятельным и контрольным работам учеников также улучшились: увеличилось количество работ, выполненных на отметку «5» и «4», снизилось количество работ с отметками «3» и «2».
Вывод
Таким образом, поставленные задачи в ходе исследовательской работы были выполнены:
Выявить сходства между математикой и английским языком. |
Выяснили, что математика и английский язык схожи, так как являются языками, для успешного изучения которых требуются логическое мышление, знание правил и формул. |
Провести анализ влияния умения применять правила и логику двух дисциплин на успешное освоение математики и английского языка. |
Изучили доступную литературу. Выяснили, что регулярное выполнение определенных заданий на английском языке с элементами математики способствует развитию логического мышления, запоминанию формул, правил и успешному применению их в математике и английском языке. |
Провести анкетирование среди учеников 4-х классов на оценку своих знаний курса математики и английского языка. |
Проведено анкетирование по оценке знаний грамматики английского языка и математических правил и формул. Участвовало 28 человек, что составило 100% от учеников класса. 28 человек, участвовавших в анкетировании, выполняли дополнительные задания по английскому языку с элементами математики в период с сентября по декабрь 2023 года. |
Проанализировать основные грамматические ошибки, встречающиеся в устной и письменной английской речи у обучающихся 4-х классов. |
Проанализированы основные ошибки, встречающиеся у детей при изучении английского языка, связанные с непониманием некоторых тем из математической предметной области. Дополнительные задания, которые выполняли дети в период проведения исследования, были подобраны так, чтобы регулярное их выполнение способствовало запоминанию чисел в английском языке, вычислению в уме на английском, правильному построению повествовательных и вопросительных предложений. |
Заинтересовать ребят в применении правил и логики математики в английском языке и наоборот. |
Ребятам моего класса очень понравилось выполнять задания по английскому языку с элементами математики! Как оказалось, сформировать грамматические навыки в английском языке совсем не сложно, если применять в нем математическую логику и правильно пользоваться формулами. Более того, очень часто с ребятами моего класса мы устраиваем физкультминутки для ума, играя в слова на английском языке. Быстрое вспоминание английских слов либо на определенную букву, либо на последнюю букву предыдущего слова способствует развитию быстрого мышления, сообразительности, памяти, а также формирует здоровый соревновательный дух. Наши школьные перемены проходят весело и задорно! |
Определить результат эффективного интегрирования математики в английский язык. |
Выяснили, что успешное выполнение математических заданий на английском языке доступно практически всем. Выяснили, что объединение математики и английского языка помогает внести разнообразие в школьные уроки, а также улучшить как математические, так и языковые навыки. |
Поэтому можно сделать вывод, что моя гипотеза о том, что если параллельно изучать математику и английский язык, то это поможет развивать математическое мышление и логику, упростить изучение и запоминание правил грамматики в английском языке и углубить знания в обоих предметных областях, подтвердилась.
Заключение
Сегодня невозможно представить себе человека, который смог бы обойтись без общения и чисел. Слова великого Пифагора «Числа правят миром!» звучат и сегодня. Вместе с числами миром сегодня правит и английский язык.
Математика неисчерпаема и многогранна, однако именно тесная связь математики с другими науками придает ей еще большую красоту и ценность. В своей работе я попытался связать математику и английский, предложив эффективные задания, регулярное выполнение которых помогает в освоении грамматических правил в английском языке, значительно улучшает понимание математики. Для обучающихся наше решение старой проблемы по-новому дает возможность развиваться, углубляясь в изучение английского, являющегося международным языком науки, что, в свою очередь, вновь открывает перед ними все новые и новые перспективы, а также мотивирует учащихся одновременно к изучению и математики, и английского языка.
Список использованных источников и литературы
1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 240 с.
2. Леонтьев А.И. Раннее обучение иностранным языкам. // Русский язык за рубежом,1986. – № 5.
3. Маслыко Е. А., Бабинская П. К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие, 9-е издание, стереотипное. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 530 с.
4. Никитенко З. Н. Материалы курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 56 с.
5. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М.: Рус. Яз., 1989. – 276 с.
6. https://logiclike.com/math-logic/interesno-polezno/zachem-nuzhna-matematika
7. https://www.englishdom.com/blog/o-matematike-na-anglijskom/
8.http://begin-english.ru/angliyskie-slova-po-temam/mathematical-terms-matematicheskie-terminy
9.https://skyteach.ru/2021/08/06/gumanitariyam-kak-podruzhit-anglijskij-i-matematiku/
10. https://matclass.ru/blogs/271-angliyskiy-letom
11. https://www.englishdom.com/blog/o-matematike-na-anglijskom/
12. https://zaochnik.ru/blog/chto-obschego-u-anglijskogo-jazyka-i-matematiki/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Приложение 2
Количество ребят 4Б класса, ответивших на вопросы анкеты по оценке знаний грамматики английского языка (28 человек)
Отлично |
5 человек |
17,86% |
Хорошо |
13 человек |
46,43% |
Удовлетворительно |
4 человек |
14,29% |
Хуже, чем хотелось бы |
6 человек |
21,42% |
Приложение 3
Количество ребят 4Б класса, ответивших на вопросы анкеты по оценке знаний математических правил и формул (28 человек)
Отлично знаю правила и формулы |
7 человек |
25% |
Плохо помню правила и формулы, сложности с решением задач и примеров |
3 человек |
10,7% |
Знаю, иногда требуются подсказки |
9 человек |
32,14% |
Сложности с решением задач |
9 человек |
32,14% |