Математика в английском

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Математика в английском

Ивановский И.В. 1
1МБОУ "Лицей №89" г. Кемерово
Ельцова О.Ю. 1
1МБОУ "Лицей № 89"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность

В наши дни математика и английский язык остаются первостепенными дисциплинами. Российские школьники знакомятся с английским языком во втором классе.Сложности в изучении языка замечают почти все одноклассники, особенно в усвоении английской грамматики. Причем, каждый из них пытается упростить изучение своими способами - от бездумного пользования «решебником» и переводчиком из интернета до посещения языковых студий и индивидуальных занятий с репетитором. [2]

Математика - основа всех наук. Она с нами с первого класса и на протяжении всей жизни. А что, если изучение математики, которое развивает логическое мышление, требует анализа и выявления закономерностей из потока информации, может способствовать успешному изучению любых гуманитарных предметов, в том числе английского языка?Математика, будучи инструментом к изучению окружающего мира, имеет крепкую связь с языками, а особенно с английским, в частности из-за установленного порядка в структуре языка. Этот порядок подчиняется определенным правилам и законам, как и в математике. В своей исследовательской работе я рассмотрю достоинства одновременного изучения этих предметов. [6]

Гипотеза: Если параллельно изучать математику и английский язык, то это поможет развивать математическое мышление и логику, упростить изучение и запоминание правил грамматики в английском языке и углубить знания в обоих предметных областях.

Цель работы:  Найти точки соприкосновения и способы взаимодействия математики и английского языка для успешного изучения обоих предметов в 4 классе.

Задачи:

  1. Выявить сходства между математикой и английским языком.

  2. Провести анализ влияния умения применять правила и логику двух дисциплин на успешное освоение математики и английского языка.

  3. Провести анкетирование среди моих одноклассников на оценку своих знаний курса математики и английского языка.

  4. Проанализировать основные грамматические ошибки, встречающиеся в устной и письменной английской речи у обучающихся моего класса.

  5. Заинтересовать ребят в применении правил и логики математики в английском языке и наоборот.

  6. Определить результат эффективного интегрирования математики в английский язык.

  7. Сделать выводы.

Объект исследования: математические правила и формулы, и грамматика английского языка

Предмет исследования: связь математических правил и формул и законов грамматики английского языка

Практическая значимость проекта: результаты проведенных занятий и анализа данных могут быть использованы для систематизации знаний по математике и английскому языку у обучающихся 4-х классов.

Глава 1. Основная часть

    1. Сходства математики и английского языка.

Мы часто делим талант условно на "гуманитарную" область и на сферу "естественных наук". Но так ли очевидна грань между ними? Может ли "гуманитарий" показать хорошие знания в математике?

Оказывается, изучение математики может помочь в изучении языков, развивая навыки решения проблем и способности к логическому мышлению. Ведь они, в свою очередь, могут помочь в понимании грамматики и структуры предложений. Кроме того, изучение математики может улучшить способность анализировать и понимать сложные текстовые задачи, связанные с числовой информацией.[6]

С другой стороны, изучение языка может способствовать обучению математике, улучшая способность понимать и передавать математические понятия, ибо математика -это тоже своеобразный язык. [7] Кроме того, изучение языка также может познакомить учащихся с различными способами мышления и открыть новые подходы к математическим концепциям, что может расширить их понимание предмета.

М ежду математикой и английским языком много точек взаимодействия. [10]

М атематику и английский знают во всем мире

Если приехать в любую страну мира, то почти в каждой из них можно найти человека, который знает английский язык.

Так же и с математикой: вы можете не знать, например, китайского языка, но вы без труда сможете найти метод решения математической задачи вместе с китайским студентом. [12]

М атематика и английский — это языки

То, что английский — это язык понятно каждому.

А вот тот факт, что математику тоже можно отнести к языкам, может оказаться для многих неожиданностью.

Если задуматься, то в математике есть свои слова и даже грамматика — это цифры и действия с ними.

Например, если взять простой пример: 5 + 2 = 7  По форме этот пример напоминает предложение, только точки не хватает в конце. Можно сказать, что буквы — это существительные, а знаки +- или = — это глаголы. Если заменить этот пример словами, то получится обычное предложение: Пять плюс два равно семь.

П олучается, что любое математическое действие можно выразить с помощью языка. [12] К тому же, и английский, и математика — это языки, с помощью которых могут общаться и физики, и программисты, и биологи. 

А нглийский и математика строятся на формулах

Все знают, что в математике много формул, но и английский язык их не лишен. [8] Если с математическими формулами все понятно - выучил, подставил числа, посчитал, - то с формулами английской грамматики все не так очевидно, хотя схема работы с ними абсолютно такая же. Вспомните, школьные уроки английского: там тоже было много формул-подсказок. Например, структура любого времени имеет свой шаблон и включает в себя вспомогательный глагол, стоящий между подлежащим и сказуемым, определенную форму глагола и слова, указывающие на период или момент действия.

Пример математической формулы

Пример формулы в английской грамматике

P=(a+b)*2 – Нахождение периметра прямоугольника, где:

P-периметр

a-длина

b-ширина

+am/is/are+глагол+ing=Предложениевовремени Present Continuous

Задание: найти периметр прямоугольника со сторонами 4 и 6 см.

Решение: (4+6)*2=20 см.

Ответ: периметр прямоугольника 20 см.

Задание: перевести предложения на английский язык, используя PresentContinuous:

Мама готовит ужин сейчас.

Мы делаем уроки сейчас.

Решение: используем данную выше формулу и подставляем слова

Ответ: Mum is cooking now.

We are doing homework now.

Для математики и английского языка характерно переместительное свойство. В математике от перестановки слагаемых(множителей) сумма(произведение) не изменяется. В английском предложении также в четко заданном порядке меняются местами слова в зависимости от типа высказывания, но исходный смысл предложения сохраняется.

Пример математической формулы

Пример формулы в английской грамматике

a + b = b + a

a*b = b*a

20+30=30+20

50=50

Am/is/are++глагол+ing?=Вопросительное предложение во времени Present Continuous

Is mum cooking now?

Are we doing homework now?

В математике есть правила, в английском без них тоже никуда. [11] Кроме очевидных принципов чтения, произношения и составления слов, существуют своего рода лингвистические аксиомы и исключения. Например, английские предложения обязательно должны иметь в составе подлежащее. Как без запятой не получится десятичной дроби, так и без действующего лица не будет законченного высказывания. Впрочем, без единого глагола его тоже не получится.

В математике и английском языке много исключений

А нглийский язык полон различных исключений, которые очень усложняют его изучение, но и в математике таких исключений немало. Например, на ноль делить нельзя, количественная бесконечность и т.д. Если такое будет возможно, перестанут работать остальные правила.

В английском, у многих исключений только одно объяснение — «так исторически сложилось». Вас поймут, если сказать the goodest вместо the best, но когда-то люди коллективно согласились, что так неправильно.

И английский, и математика гораздо интереснее, чем может казаться.

Задание прочитать текст на английском языке, например, про столицу Великобритании и перевести, может показаться скучным. А вот смотреть «Шрека» в оригинале — совсем другое дело.

 

С математикой та же история. Задачи с x и y из школьной программы - монотонность.

Но логические задачи с картинками — это интересный вызов. [9]

И английский, и математика дают суперспособности

Предсказывать будущее поможет математика. Если проанализировать данные и построить математическую модель, можно, например, спрогнозировать, сколько новых покупателей придут к вам в следующем месяце.

Прожить вторую жизнь позволяет английский. Для человека, который знает иностранный язык, как будто открывается новое измерение: можно узнавать о событиях в мире, не дожидаясь перевода новостей, путешествовать без страха потеряться и знакомиться с теми, кто никогда не слышал русского.

    1. Основные проблемы при изучении английского языка в начальной школе: [3]

- непонимание английской речи на слух;

- постоянное забывание английских слов;

- сложности в правильном написании английских слов;

- сложности в произношении и чтении;

- путаница в использовании нужного времени глагола.

1.2.1. Грамматические ошибки, встречающиеся в устной и письменной речи у обучающихся 4-х классов: [3], [4]

Отсутствие глагола to be

Учащиеся часто забывают про глагол to be в утвердительном предложении. Мы привыкли
говорить по-русски «Я свободен», «Она сейчас в школе» и т. д. Поэтому и по-английски так и
хочется сказать “I free” вместо “I am free” и “She at school now” вместо “She is at school now”.

Отсутствие вспомогательного глагола do/does

Отсутствие вспомогательного глагола do/does в отрицательном или вопросительном
предложении в настоящем простом времени. Мы говорим «Она не ходит в школу», поэтому так
и хочется сказать “She not go to school” вместо “She does not go to school”. А предложение «Ты
знаешь Джима?» хочется перевести “You know Jim?”, а правильный вариант — “Do you know
Jim?”.

Неправильный порядок слов в утвердительном предложении

Великий русский язык позволяет нам говорить и «Я люблю английский», и «Английский я
люблю», и «Люблю я английский». А этот самый любимый нами английский язык не балует нас
таким разнообразием вариантов. Поэтому вместо “Love I English” мы вынуждены обойтись
неоригинальным и единственно правильным “I love English”.

Отсутствие -s/-es

Также часто забывают про -s/-es в глаголах, употребляемых после местоимений и
существительных в третьем лице и единственном числе (he, she, it, Tom, car, park, cat и т. п.) в
настоящем простом времени (Present Simple).

Неправильный выбор времен

В английском языке двенадцать времен в активном залоге. В начальной школе уделяется внимание таким временам, как настоящее простое, настоящее длительное, прошедшее простое и настоящее будущее. Учащиеся довольно часто путаются в этих временах.

    1. Основные проблемы при изучении математики в начальной школе связаны: [6]

- со счетно-вычислительной деятельностью (отдельные примеры и задачи)

- с умением логически мыслить, рассуждать и делать выводы

- с умением систематизировать и обобщать информацию

Глава 2Практическая часть. Мое исследование

2.1. Анкетирование

Мы провели опрос одноклассников по оценке знаний грамматики английского языка (Приложение 2) и математических правил и формул (Приложение 3). В опросе участвовало 28 человек. Результаты оказались следующие:

Таблица 1

Оценка знаний грамматики английского языка

 

Оценка знаний математических правил и формул

 

Анкетирование показало, что ребята свои знания оценивают неплохо, особенно по английскому языку. Как правило, это ребята- отличники и хорошисты, кто дополнительно занимается английским языком, посещая факультативные занятия. Но все же велик процент тех ребят, которые и по математике, и по английскому языку считают свои знания недостаточно прочными (приблизительно, пятая часть всех опрошенных). Именно эта группа ребят меня интересовала больше всего. Упражнения, которые мы используем при чтении или прослушивании текста, а также разбор грамматических правил требуют развития тех же мыслительных операций, что и решение примеров. Я решил разобраться, могут ли знания правил и формул математики помочь нам усвоить законы английской грамматики и наоборот?

2.2. Как интегрировать математику в английский?

Класс из 28 человек у нас в лицее делится на две языковые подгруппы по 14 человек. В каждой из подгрупп есть дети - отличники и хорошисты по всем предметам, не испытывающие сложности при выполнении заданий по математике и английскому языку. Также есть дети, кто плохо выполняет счетно-вычислительные действия по математике, испытывает сложности с логическим рассуждением и проблемы при выполнении заданий по английскому языку, связанных с правильным построением предложений, постановкой вопросов и т.д. Всем детям языковых подгрупп предлагалось выполнять однотипные задания по математике на английском языке. Меня интересовало, насколько в среднем сократится время выполнения таких заданий и насколько продуктивен метод применения формул в английском языке.

2.3. Анализ положительного влияния применения элементов математики на уроках английского языка.

Часто у детей возникают проблемы при изучении английского языка, связанные с непониманием некоторых тем из математической предметной области. Основные темы, вызывающие сложности: изучение времени и определение времени по часам, геометрические фигуры, запоминание чисел, вычисления в уме, построение предложений и вопросов. Если вы на уроке английского языка достигнуть понимания данных тем, то велика вероятность, что у учеников улучшатся результаты по математике на русском языке, поэтому так важно терпеливо проработать данные трудности.

В период с сентября по декабрь 2023 года на уроках английского языка (2 раза в неделю) выделялось 5-7 минут на выполнение заданий на английском языке с элементами математики. В течение этого же периода на уроках математики источником для анализа служили результаты контрольных и самостоятельных работ ребят по пройденным темам.

Были использовали следующие приемы:

Таблица 2

1. А) одноклассникам предлагались карточки с заданиями на английском языке в течение первой и второй четвертей (Приложение 1)

 

2. Б) по второй четверти одноклассникам предлагались карточки однотипного вида с А ). (Приложении 1)

 

3. Что замеряли

1. количество правильно решенных задач;

2. время выполнения работы в конце первой и второй четвертей

4. В) контрольные и самостоятельные работы по математике в конце первой четверти

 

5. Г)контрольные и самостоятельные работы по математике в конце второй четверти

 

6.Что замеряли

1. количество работ с отметками 5-4-3-2 в конце первой четверти;

2. количество работ с отметками 5-4-3-2 в конце второй четверти

Результаты получились следующие:

Таблица 3

А

Количество учеников, выполнявших задания в течение первой и второй четвертей

% учеников, справившихся с заданием полностью

% учеников, справившихся с заданием частично

% учеников, не справившихся с заданием

Карточки с заданиями на английском языке с элементами математики

28

35,7% (10 человек)

25% (7 человек)

39,3% (11 человек)

Таблица 4

Б

Количество учеников, выполнявших задания в конце второй четверти

% учеников, справившихся с заданием полностью

% учеников, справившихся с заданием частично

% учеников, не справившихся с заданием

Карточки с заданиями на английском языке с элементами математики

28

50% (14 человек)

28,58% (8 человек)

21,42%

(6 человек)

Таблица 5

Ученик

Время

Ученик

Время

Было

Стало

Было

Стало

1

1 ученик

7 мин

6 мин

15

15 ученик

6 мин

6 мин

2

2 ученик

7 мин

6 мин

16

16 ученик

10 мин

9 мин

3

3 ученик

7 мин

7 мин

17

17 ученик

10 мин

10 мин

4

4 ученик

7 мин

6 мин

18

18 ученик

6 мин

5 мин

5

5 ученик

6 мин

6 мин

19

19 ученик

6 мин

7 мин

6

6 ученик

10 мин

9 мин

20

20 ученик

6 мин

6 мин

7

7 ученик

11 мин

11 мин

21

21 ученик

10 мин

10 мин

8

8 ученик

6 мин

6 мин

22

22 ученик

10 мин

10 мин

9

9 ученик

7 мин

6 мин

23

23 ученик

6 мин

4 мин

10

10 ученик

11 мин

10 мин

24

24 ученик

10 мин

10 мин

11

11 ученик

12 мин

11 мин

25

25 ученик

6 мин

6 мин

12

12 ученик

7 мин

7 мин

26

26 ученик

13 мин

12 мин

13

13 ученик

6 мин

6 мин

27

27 ученик

7 мин

5 мин

14

14 ученик

6 мин

5 мин

28

28 ученик

10 мин

9 мин

Таблица 6

В

Количество учеников, выполнявших задания по окончании первой четверти

Отметка «5»

Отметка «4»

Отметка «3»

Отметка «2»

контрольные и самостоятельные работы по математике в конце первой четверти

28

21,42% (6 человек)

39,3%

(11 человек)

28,58%

(8 человек)

10,7%

(3 человека)

Таблица 7

Г

Количество учеников, выполнявших задания по окончании второй четверти

Отметка «5»

Отметка «4»

Отметка «3»

Отметка «2»

Контрольные и

самостоятельные

работы по

математике в

конце второй

четверти

28

35,7% (10 человек)

46,43%

(13 человек)

14,3%

(4 человека)

3,57%

(1 человек)

Как видно из результатов таблиц 3 и 4 процент учеников, справившихся с выполнением заданий по английскому языку с элементами математики к концу первой и второй четвертей повысился с 35,7% (10 человек) до 50 % (14 человек). В большинстве случаев, при выполнении заданий, ребята улучшили свой результат на 1-2 минуты (Таблица 5). Значительно снизилось количество учеников на конец второй четверти, полностью не справившихся с заданиями: с 11 человек до 6. Как видно из таблиц 6 и 7 результаты по самостоятельным и контрольным работам учеников также улучшились: увеличилось количество работ, выполненных на отметку «5» и «4», снизилось количество работ с отметками «3» и «2».

Вывод

Таким образом, поставленные задачи в ходе исследовательской работы были выполнены:

Выявить сходства между математикой и английским языком.

Выяснили, что математика и английский язык схожи, так как являются языками, для успешного изучения которых требуются логическое мышление, знание правил и формул.

Провести анализ влияния умения применять правила и логику двух дисциплин на успешное освоение математики и английского языка.

Изучили доступную литературу.

Выяснили, что регулярное выполнение определенных заданий на английском языке с элементами математики способствует развитию логического мышления, запоминанию формул, правил и успешному применению их в математике и английском языке.

Провести анкетирование среди учеников 4-х классов на оценку своих знаний курса математики и английского языка.

Проведено анкетирование по оценке знаний грамматики английского языка и математических правил и формул. Участвовало 28 человек, что составило 100% от учеников класса.

28 человек, участвовавших в анкетировании, выполняли дополнительные задания по английскому языку с элементами математики в период с сентября по декабрь 2023 года.

Проанализировать основные грамматические ошибки, встречающиеся в устной и письменной английской речи у обучающихся 4-х классов.

Проанализированы основные ошибки, встречающиеся у детей при изучении английского языка, связанные с непониманием некоторых тем из математической предметной области. Дополнительные задания, которые выполняли дети в период проведения исследования, были подобраны так, чтобы регулярное их выполнение способствовало запоминанию чисел в английском языке, вычислению в уме на английском, правильному построению повествовательных и вопросительных предложений.

Заинтересовать ребят в применении правил и логики математики в английском языке и наоборот.

Ребятам моего класса очень понравилось выполнять задания по английскому языку с элементами математики! Как оказалось, сформировать грамматические навыки в английском языке совсем не сложно, если применять в нем математическую логику и правильно пользоваться формулами. Более того, очень часто с ребятами моего класса мы устраиваем физкультминутки для ума, играя в слова на английском языке. Быстрое вспоминание английских слов либо на определенную букву, либо на последнюю букву предыдущего слова способствует развитию быстрого мышления, сообразительности, памяти, а также формирует здоровый соревновательный дух. Наши школьные перемены проходят весело и задорно!

Определить результат эффективного интегрирования математики в английский язык.

Выяснили, что успешное выполнение математических заданий на английском языке доступно практически всем.

Выяснили, что объединение математики и английского языка помогает внести разнообразие в школьные уроки, а также улучшить как математические, так и языковые навыки.

Поэтому можно сделать вывод, что моя гипотеза о том, что если параллельно изучать математику и английский язык, то это поможет развивать математическое мышление и логику, упростить изучение и запоминание правил грамматики в английском языке и углубить знания в обоих предметных областях, подтвердилась.

Заключение

Сегодня невозможно представить себе человека, который смог бы обойтись без общения и чисел. Слова великого Пифагора «Числа правят миром!» звучат и сегодня. Вместе с числами миром сегодня правит и английский язык.

Математика неисчерпаема и многогранна, однако именно тесная связь математики с другими науками придает ей еще большую красоту и ценность. В своей работе я попытался связать математику и английский, предложив эффективные задания, регулярное выполнение которых помогает в освоении грамматических правил в английском языке, значительно улучшает понимание математики. Для обучающихся наше решение старой проблемы по-новому дает возможность развиваться, углубляясь в изучение английского, являющегося международным языком науки, что, в свою очередь, вновь открывает перед ними все новые и новые перспективы, а также мотивирует учащихся одновременно к изучению и математики, и английского языка.

Список использованных источников и литературы

1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 240 с.

2. Леонтьев А.И. Раннее обучение иностранным языкам. // Русский язык за рубежом,1986. – № 5.

3. Маслыко Е. А., Бабинская П. К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие, 9-е издание, стереотипное. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 530 с.

4. Никитенко З. Н. Материалы курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 56 с.

5. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М.: Рус. Яз., 1989. – 276 с.

6. https://logiclike.com/math-logic/interesno-polezno/zachem-nuzhna-matematika

7. https://www.englishdom.com/blog/o-matematike-na-anglijskom/

8.http://begin-english.ru/angliyskie-slova-po-temam/mathematical-terms-matematicheskie-terminy

9.https://skyteach.ru/2021/08/06/gumanitariyam-kak-podruzhit-anglijskij-i-matematiku/

10. https://matclass.ru/blogs/271-angliyskiy-letom

11. https://www.englishdom.com/blog/o-matematike-na-anglijskom/

12. https://zaochnik.ru/blog/chto-obschego-u-anglijskogo-jazyka-i-matematiki/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Приложение 2

Количество ребят 4Б класса, ответивших на вопросы анкеты по оценке знаний грамматики английского языка (28 человек)

Отлично

5 человек

17,86%

Хорошо

13 человек

46,43%

Удовлетворительно

4 человек

14,29%

Хуже, чем хотелось бы

6 человек

21,42%

Приложение 3

Количество ребят 4Б класса, ответивших на вопросы анкеты по оценке знаний математических правил и формул (28 человек)

Отлично знаю правила и формулы

7 человек

25%

Плохо помню правила и формулы, сложности с решением задач и примеров

3 человек

10,7%

Знаю, иногда требуются подсказки

9 человек

32,14%

Сложности с решением задач

9 человек

32,14%

Просмотров работы: 136