Развитие креативного мышления с помощью головоломок

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Развитие креативного мышления с помощью головоломок

Гузеева А.И. 1
1МАОУ "Образовательный центр "Ньютон" г. Челябинска"
Юлдыбаева А.С. 1
1МАОУ "Образовательный центр "Ньютон" г. Челябинска"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Способность творчески мыслить делает человека успешным, предприимчивым, позволяет ему хорошо зарабатывать на своих идеях. Как достичь такого уровня развития креативного мышления?  Отличной стимуляцией творческого мышления являются решения различных головоломок.

Цель работы: изучить влияние головоломок на развитие креативного мышления

Задачи:

  1. Изучить, что такое креативное мышление.

  2. Проанализировать различные виды головоломок.

  3. Ознакомить со способами, кроме головоломок, можно развить нестандартное мышление.

Актуальность работы: Развитое креативное мышление необходимо в современном мире каждому человеку.

Практическая значимость: Разработанный плакат может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности.

  1. Теоретическая часть

1.1. Креативное мышление

Креативное мышление - навык генерирования нестандартных идей для решения определенных задач абсолютно новым способом. Выделяют два типа креативного мышления:

  • дивергентное — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи;

  • конвергентное — способность выбрать наиболее оптимальный способ решения из имеющихся.

Кроме того, креативный подход помогает увидеть неочевидные закономерности, связать между собой совершенно разные на первый взгляд вещи и в итоге придумывать новые идеи. Креативность нужна не только музыкантам или художникам. Нестандартный, творческий подход помогает всем.

 Исходя из этого определения, можно выделить два ключевых понятия: «нестандартное восприятие» и «новые идеи».

Первое означает, что можно увидеть что-нибудь уникальное или необычное даже в привычных вещах. Например, большинство людей просто смотрят на облака, и лишь самые творческие из них видят необычные «фигурки». Одни слышат шум мотора, а другие угадывают в этих звуках начало будущей музыкальной композиции. Кто-то огорчится, что выкинул деньги на билет, чтобы «полюбоваться» черным квадратом на белом фоне, зато другой человек увидел в этой картине весь вселенский смысл жизни.

Благодаря второму качеству мы не только черпаем вдохновение из, казалось бы, банальных вещей, но превращаем их в произведения искусства. Композитор может увидеть в случайном наборе звуков именно тот мотив, который он давно искал, чтобы «составить» свое будущее произведение.

Головоломки

Головоломка – непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.Помимо этого, она влияет на развитие воображения, зрительную память, координацию, наблюдательность и внимание. Также головоломки тренируют усидчивость, терпение и настойчивость. Несомненно, это важные и полезные навыки, которые стоит развивать с ранних лет.

Некоторые головоломки известны с глубокой древности. Оригинальные логические задачи находят на стенах египетских пирамид и в других исторических памятниках. Эпохой расцвета в средневековой истории головоломок можно считать конец IX века. Рост уровня образования и снижение религиозной нетерпимости к наукам привели к расширению круга любителей логических задач. В это время появилась и первая книга головоломок в Европе  — сборник ирландского просветителя Алкуина «Задачи для развития молодого ума».

Существуют разные виды головоломок:

  • Устные головоломки  — задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме, не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов (см. в приложении 1, а).

  • Головоломки с предметами  — логические задачи с обычными бытовыми предметами (см. в приложении 1, б).

  • Механические головоломки  — предметы, специально изготовленные как головоломки (см. в приложении 2, а).

  • Печатные головоломки  — напечатанные или нарисованные «картинки», в которых надо нарисовать какие-то символы по определенным правилам (см. в приложении 2, б).

И в каждом виде есть свои уникальные и интересные головоломки. Например, к «устным головоломкам» относятся загадки. К «головоломки с предметами» подходят головоломки со спичками, с монетами. В «механические» - Кубик Рубик, разные пазлы. Ну а в «печатные» - кроссворд, ребус, судоку.

Способы развить креативное мышление, кроме головоломок

«А можно развить креативное мышление, не прибегая к головоломкам?» - спросите Вы. Конечно же, да! Для этого существует много разных и интересных упражнений:

1. Когда едете в транспорте или просто прогуливаетесь, читайте что написано на витринах магазинов наоборот. Например, «Ресторан японской кухни» прочитайте как «Инхук йокснопя наротсер».

2. Придумайте слово и представьте, что оно аббревиатура – расшифруйте ее. Например, ВЕСНА: Веселый Енот Сегодня Немного Агрессивен.

3. Для стимулирования появления новых идей надо научиться отыскивать ассоциации в простом потоке мыслей. В течение четырех минут запишите как можно большее количество слов, которые начинаются на какую-либо букву. Например, И: иероглиф, икота, изгой, инопланетянин и т.д.

4. Придумайте пять необычных имен, сначала женских, потом мужских. Например, Лампианида, Протектериона, Немертил, Тореоний.

5. Создайте свой собственный язык: алфавит, слова и произношение. Это упражнение — отличная тренировка для воображения

6. Составьте предложение, где все слова будут начинаться на одну букву. Например: «Разительного роста растение росло рядом с рощей». Неважно, какой получится смысл. Главное — составить предложение.

7. Начните пользоваться второй рукой, когда пишете или делаете что-то. Это поможет развить правое полушарие мозга.

Если будете делать эти упражнения хотя бы по 10-15 минут в день, то сами не заметите, как изменились за месяц.

  1. Практическая часть

Мы решили провести входной тест в классе и проверить, насколько развито креативное мышление у моих одноклассников.

Тест Гилфорда на использование предмета:

Что проверяет: дивергентное мышление.
Суть: выбрать любой предмет и придумать как можно больше способов его использования. 

Результаты входного теста:

63% от всего класса решили головоломки, не прибегая к креативности.

37% от всего класса смогли посмотреть на задачи с креативностью, нестандартностью.

После подсчёта результатов, я просила учителей уделять 5 минут урока решению головоломок. Мы показывали ребятам создание головоломок и их решение. Всё это проходило в течение всей недели.

Через неделю мы провела повторный тест, в котором заметили, что стало намного больше ребят, прибегшим к креативности.

Результаты выходного теста:

40% от всего класса не рассмотрели задачи с креативной стороны.

60% от всего класса развили у себя нестандартное мышление.

Заключение

Мы узнали, как головоломки влияют на креативное мышление, а именно:

1. Разобрались, что такое креативное мышление.

2. Систематизировали разные виды головоломок.

3. Узнали, какими еще способами, кроме головоломок, можно развить нестандартное мышление.

В процессе изучения головоломок и креативного мышления я поняла, какие увлекательные бывают головоломки и способы развития нестандартного мышления. А также осознала, что креативное мышление должно развиваться в течении всей жизни, чтобы быть успешным и креативным человеком.

Список литературы

  1. Виды головоломок. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki

  2. Определение понятия креативного мышления. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://wikigrowth.ru/razvitie/kreativnoe-myishlenie

  3. Польза головоломок. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cccstore.ru/blog/articles/est-li-polza-ot-golovolomok/#:~:text

  4. Способы развития креативного мышления. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://pikabu.ru/story/10_sposobov_razvitiya_kreativnogo_myishleniya_5423200

  5. Типы креативного мышления. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/razvitie-kreativnogo-myshleniya-u-detej

  6. Упражнения для развития креативности. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://4brain.ru/blog/creativity-development-exercises/

Приложение №1

А)

Б)

Приложение №2

А)

Б)

Просмотров работы: 109