«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе»
М.И. Калинин
Введение
Мне нравится учиться в школе. Больше всего я люблю уроки по английскому и русскому языкам. А вот математика – это самый сложный предмет. А когда трудно, невольно задаешь себе вопрос: «Пригодятся ли мне эти законы сложения, задачи на движение и площади? Зачем это изучать, если есть компьютеры, которые все за нас посчитают?» Кажется, и одноклассники со мной тут согласились бы. Поэтому в ходе работы я решила ответить на важный и актуальный не только для меня вопрос: «А зачем же нужна математика? Если я буду флористом, кондитером или писателем». Ведь человек ленив, и вряд ли ему захочется трудится, если результат будет бесполезен в дальнейшей жизни. А в математике ох как много надо трудиться!
Ответ пришлось искать не один год. Конечно, мне помогали семья и учитель. И к окончанию начальной школы я хочу объединить все, что я узнала, какой опыт приобрела, какие ошибки сделала, в единый проект. Ведь это здорово, когда созидаешь! Делаешь полезное не только для себя, но и для других. Поэтому считаю, что моя работа будет полезной.
Я изучила опубликованные пятого декабря 2023 года результаты исследования PISA — программы международной оценки учащихся, которая проводится Организацией экономического сотрудничества и развития с 2000 года [1`]. По итогам тестирования в 2022 году средний результат по математике у учащихся 81 страны снизился на 15 пунктов, это самые низкие показатели за всю историю исследования. С 2019 года Россия проводит свою проверку математической грамотности школьников. А на итоговой аттестации в 9 классе появился раздел «Реальная математика». По результатам последних лет [2`] все больше учащихся показывают, что умеют применять математические знания в жизни. Для поддержания и улучшения результатов важно сделать математику популярной среди ребят. В этом заключается актуальность моего проекта.
В ходе изучения теоретического материала, я заметила, что с каждым годом тема математической грамотности изучается все шире. Однако в зарубежной литературе она освещена подробнее, и не все книги пока переведены на русский язык. Среди русскоязычных авторов-популяризаторов математики в основном находятся классики советской школы [15], чьи работы не утратили актуальность и по сей день!
Объекты исследования: ученики лицея, летчик, литературные и научно-популярные источники, которые мне удалось найти и прочитать, мероприятия и образовательные программы, в которых участвовали я и моя семья.
Предметы исследования: статистика опроса лицеистов, текст интервью, цитаты выдающихся людей.
Цель работы – в ее названии. Узнать, зачем же нужна математика в жизни человека. И помочь другим детям, целевой аудитории моего проекта, понять, полюбить и научиться применять математику в жизни. Будем рассуждать, доказывать и аргументировать. Для этого выдвину несколько гипотез:
Математика нужна людям всех возрастов и профессий.
Математика – один из самых сложных школьных предметов.
Существует множество способов развивать математическую грамотность
Для подтверждения гипотез я поставила себе 4 научные задачи:
Изучить, систематизировать, осмыслить и представить информацию о математической грамотности и мышлении, жестких и гибких навыках, а также интеллекте в понятной наглядной форме.
Провести анкетирование одноклассников. И узнать об их отношении к математике.
Провести интервью на тему применимости математики у летчиков.
Предложить варианты разрешения математических трудностей и снижения математической тревожности у учащихся.
Я выбрала проблемно-ориентированный подход к решению задачи номер 4. И стало это основным результатом моей работы.
Какие методы я использовала:
Теоретический: анализ литературных и интернет источников, изучение и обобщение, систематизация, синтез, мысленный эксперимент.
Практический: интервью, опрос, анализ полученных данных, сопоставление его с теоретическими сведениями.,
Теоретическая (обзорная) часть
По результатам исследований общий уровень интеллекта не предопределен. И большую роль играет среда, вовлечение семьи в образовательный процесс и его успешность, внутренняя мотивация самого ученика.
Как мы понимаем слово «успех»? Можно предположить, что успех складывается из таланта и страсти, в ранних источниках – из таланта и труда [15]. То есть человек делает то, что у него хорошо получается, а значит ему нравится то, что он делает, и так поддерживается интерес к занятию, приходит уважение и гордость за результат. А это – верхние ступеньки пирамиды потребностей человека.
Как измерить талант, и все ли обладают им? Тут на помощь приходит теория множественного интеллекта Говарда Гарднера. Когда я впервые прочитала переложение этой взрослой книги для подростков, была удивлена [2]. Ведь каждый человек имеет свой набор интеллектов (музыкальный, логико-математический, лингвистический, визуально-пространственный и т.д.). И может быть успешен в этих областях.
Образование – это не только школа, это огромная часть жизни ребенка, моей жизни. И то, что мы со взрослыми привыкли понимать под словом «обучение», на самом деле часто готовит людей для предсказуемого мира. А он не такой. В 2009 году Боб Йохансен приспособил военный термин VUCA (аббревиатура valatility, uncertainty, complexity и ambiguity – что означает нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность) к деловому и образовательному миру [5]. По результатам анализа Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ большинство детей, которые пошли в 1 класс в 2016 году, будут работать по еще не существующим профессиям.
Можно сделать вывод, что теперь фраза «Образование на всю жизнь» трансформируется в «Образование через всю жизнь». А для этого человеку необходим комплексный подход в обучении. Этот подход называется образовательной стратегией [3`]. Такую стратегию каждая семья может выработать для себя сама, выбирать как закрыть основные элементы образовательной модели [12]. Моделей в мире множество, в нашей стране существует своя. Но в каждой из них есть обязательные пункты: жесткие навыки (предметные грамотности и применение их в современном контексте), гибкие навыки (критическое мышление, коммуникация, командная работа и креативность) [20] и личностные качества (любознательность, инициативность, адаптивность, упорство, ответственность, неравнодушие, адаптивность).
Наша мыслительная деятельность имеет синтетический или холический характер. Ищет обобщения в информации, объединяет новые знания с полученными ранее. Значит, будет правильнее при обучении каждый раз показывать применимость того или иного закона и его связь с другими областями. Причем с областями абсолютно разными.
Выделяют читательскую, математическую, языковую, естественно-научную, гуманитарную, IT грамотность, а также области творчества и спорта [5]. В каждой из них кроме знаний как таковых важно уметь адаптировать эти знания в свой опыт применения. То есть уметь применять исследовательские приемы. Даже гибкие навыки невозможно сформировать без содержательной основы. Например, как научится критическому мышлению, если нет базы, с которой можешь сверить полученную информацию и оценить ее правдивость [1].
Ученые всего мира бьют тревогу, потому что STEM специальности (Science, Technology, Engineering, Math - технические, научные и инженерные) наиболее востребованы. Вспомните, как быстро развивается сейчас в России искусственный интеллект во всех сферах жизни. Происходит смещение фокуса от гуманитарных и творческих дисциплин. Человеку они необходимы, чтобы быть как раз цельным, неравнодушным и совестливым. Но все же и без твердой базы математической грамотности развиваться интеллект не может [3, 6, 7].
Математика – красивая творческая наука [10]! И она не имеет смыл существования, если не применять ее в реальной жизни [14, 18]. Возможно, именно недостаточное понимание сути – причина сложностей с этим предметом у учеников. Зачем нужна математика? Чтобы иметь инструмент для работы. Работы в абсолютно любой области, потому что математическим языком описываются все процессы реальности (Рисунок 1).
Рисунок 1 Алгоритм математического моделирования
Вторая причина вопроса «Зачем мне эта математика?» - пробелы в знаниях. Это нелинейная, но многоуровневая наука. Чтобы понимать и любить ее, нужно до автоматизма довести темы более низкого уровня. Именно этот пункт дался мне тяжелее всего, но без упорства и дисциплины не сработает ни одна, даже очень хорошо продуманная образовательная стратегия. Тем более, как говорил Суворов: «Математика – это гимнастика для мозга». [4`] Чем больше и регулярнее ею заниматься, тем больше возникает нейронных связей и легче в дальнейшем. И проделывать разные пути в нейронных связях, тогда мозг будет сразу связывать насущные проблемы с математикой. А значит – решать эти проблемы рационально и правильно! [10, 11]
Для подтверждения 1 гипотезы «Математика нужна людям всех возрастов и профессий» я провела интервью со своим дедушкой, Пономаревым Сергеем Александровичем, командиром воздушного судна.
Вот что я узнала: «Без математики работать летчиком не сможет ни один человек. Потому что в обязанности пилота входит прокладка, т.е. просчет маршрута, расчет расхода топлива, сравнение показаний приборов с расчетными данными. Я должен быстро пересчитывать единицы измерения, анализировать показания приборов, чтобы избежать катастрофы».
Кроме этого, я провела мыслительный эксперимент. Предположим, что в мире пропала математика. Кто-то отправился на машине времени в далекое прошлое и уничтожил все математические открытия. 2024 год версия 2 – нет электричества, нет машин, нет компьютеров, нет развитой медицины, нет ничего автоматизированного, не открыт ни один закон природы. Хотели бы вы жить в таком мире? Конечно нет! А ведь все технические достижения человечества существуют только благодаря тому, что человек смог не только открыть, но записать и даже использовать законы природы. Есть математика – есть язык науки, нет математики – мы слепы, глухи и беспомощны. Сложно предугадать, что нас ждет в будущем. Но современный технический процесс полностью основан на усложнении и развитии математического аппарата [7].
Также я подобрала цитаты известных людей, которые подтверждают мою гипотезу. (Таблица 1)
Таблица 1 Цитаты великих людей о математике
Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой. (Леонардо да Винчи) |
Процветание и совершенство математики тесно связаны с благосостоянием государства. (Наполеон) |
Как это может быть, что математика, являясь после всего продуктом мышления людей, независимым от опыта, так замечательно приспособлена к объектам действительности? (А. Эйнштейн) |
Математика представляет искуснейшие изобретения, способные удовлетворить любознательность, облегчить ремёсла и уменьшить труд людей. (Р. Декарт) |
Главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создаёт общие приёмы и способы, применимые во многих ситуациях, которые даже не всегда можно предвидеть. (М. Башмаков) |
Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир. (И. Гете) |
Все, что до этого было в науках: гидравлика, аэрометрия, оптика и других темно, сомнительно и недостоверно, математика сделала ясным, верным и очевидным. (М.В. Ломоносов) |
Астрономия (как наука) стала существовать с тех пор, как она соединилась с математикой. (А.И. Герцен) |
Для того, чтобы подтвердить 2 гипотезу «Математика – один из самых сложных школьных предметов», я провела анкетирование в своем классе и выяснила, что 43 процента респондентов называют математику сложным предметом, здесь сложность математики конкурирует со сложностью русского языка (Рисунок 2).
Рисунок 2 Диаграмма сложности предметов
Больше всех других предметов любят математику всего 26 процентов моих одноклассников (Рисунок 3).
Рисунок 3 Диаграмма любимых предметов
57 процентов опрошенных не знают, пригодится ли им математика в жизни или считают, что не пригодится (Рисунок 4).
Рисунок 4 Диаграмма о будущем
Таким образом, наглядно продемонстрировано, что отношения с математикой хорошие далеко не у всех.
И у меня есть предложения, как эту проблему можно решить. Переходим к 3 гипотезе «Существует множество способов развивать математическую грамотность». Для доказательства этой гипотезы предлагаю работать по всем фронтам золотого треугольника (Рисунок 5).
Рисунок 5 Педагогический треугольник
Начнем с первых двух вершин. Как влюбиться в математику ребенку и поддержать его в этом родителям? В помощь мною была создана подборка ресурсов для учеников начальной школы (Приложение). Такой концентрат математических «интересностей», который я использую сама.
Я думаю, что легко любить то, в чем не возникает трудностей. Как в опросе мы видим большое число учеников выбрали вариант «Любимый предмет – физкультура». Поэтому самое основное – освоить базу счета и решения текстовых задач. А тут важна практика и регулярность. Для этого хорошо подойдут сборники заданий (Приложение).
Что включают в себя невредные советы: список художественных книг, список интересных и необычных задачников, фильмов про математиков, список блогеров, онлайн олимпиад и курсов в свободном доступе, список математических активностей Саратова. Хочу заметить, что олимпиады в списке рассчитаны на разный уровень подготовки и являются полностью бесплатными. Новичкам можно смело начинать с Фоксфорда или Меташколы, для любителей подумать и покрутить нестандартные задачи хорошо подойдут Бельчонок (для старших классов перечневая олимпиада, с очным региональным туром), Осенний и Весенний Олимпы Татьяны Петровны Зориной (также с очным туром, правда только в Москве), Систематика (2 онлайн тура с призами). Очные олимпиады, которые не проводятся в Саратове (такие как Математический праздник или олимпиада начальной школы 2×2), я не стала включать в подборку.
Вернемся к нашему треугольнику (Рисунок 5) и поговорим об учителях и школе. В нашем лицее в прошлом году проходила неделя психологии. Мне кажется, что можно также проводить другие тематические недели [20]. И я придумала неделю «Погружаемся в математику» (Приложение), ее можно провести в марте, когда празднуют день числа П или в январе ко дню рождения Льюиса Кэрролла – писателя и математика. Суть ее состоит в том, чтобы на практике показать, как в любом предмете математика является инструментом и без нее никак не обойтись. Был взят список предметов в моем 4 В классе и предложены темы для занятий.
Для урока математики я придумала арифметические задачи, не относящиеся к олимпиадным (Приложение). Здесь есть и задачи на деление с остатком, задачи на приведение к единице, на расчет площади прямоугольников, на перевод единиц времени. А объединяет их то, что такие вычисления человек производит в быту регулярно. Независимо от его профессии.
Таким образом, я показала, как можно подтвердить 3 гипотезу «Существует множество способов развивать математическую грамотность».
Заключение
Работа над проектом была очень интересной и длительной. Это здорово, когда исследование может быть и творческом, и полезным одновременно. Возвращаясь к гипотезам, все они были подтверждены в ходе работы. Под впечатлением от которой я написала стихотворение.
Зачем нужна нам математика?
Чтоб думать ясно мы могли.
Зачем нам математика?
Чтоб науки точные вам помочь смогли.
А теперь я вас спрошу:
Сколько будет дважды два?
Посчитать пример вы сможете едва.
Скорость, время или расстояние
Вычислить вы быстро в состоянии?
Площадь дома, огорода
Иль периметр двора
Посчитать сумеет каждый,
Формулы выучив сперва.
Ведь не зря среди учёных
Мысль великая верна:
"Математика- императрица!
Математика царица! "
Без неё нам никуда!
Выводы по задачам
В процессе работы я выполнила все поставленные задачи: научилась анализировать тексты, собирать информацию из разных источников и структурировать ее, составлять задачи, придумывать идеи для уроков, поучаствовала во многих мероприятиях на протяжении 3 лет, провела анкетирование и интервью. А самое главное – предложила, как можно увлечься математикой. И ответила на главный вопрос проекта. Математика мне нужна, чтобы лучше понимать этот прекрасный мир! Таким образом была достигнута цель исследовательской работы.
Практическая значимость
Материалы, собранные в приложении, можно использовать как для работы в классе, так и дома. Также родители школьников и сами ребята могут найти много полезной информации в книгах, представленных в списке используемых источников.
Вопросы на будущее
Кажется интересным провести анкетирование в средней и старшей школе и соотнести результаты с ответами младшеклассников. А также изучить рынок вакансий г. Саратова и соотнести требования в вакансиях с наличием математического мышления.
А также я планирую расширить подборку и перевести ее в формат сайта.
Андреев Н. Н., Коновалов С. П., Панюнин Н. М.
Математическая составляющая. — М. : Фонд Математические этюды, 2015.
Армстронг Томас. Ты можешь больше, чем ты думаешь. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2022.
Боулер Джо. Математическое мышление: Книга для родителей и учителей. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019.
Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика. – Волгоград: Учитель, 2004.
Дуэк Кэрол. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2022.
Канеман Даниэль. Думай медленно… решай быстро. — М. : АСТ, 2021.
Кейжу Джон. Открытия, которые изменили мир. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016.
Кодзуо Хага. Оригамика. Геометрические опыты с бумагой. — М. : МЦНМО, 2012.
Королёва С.Б. Я слышу, знаю и пою. Теория музыки на уроках сольфеджио. — М. : Композитор, 2022.
Куррант Р.,Роббинс Б.. Что такое математика. — М. : МЦНМО, 2022.
Литвак Н. В., Райгородский А.М. Кому нужна математика? — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018.
Мурзагалиева А.Е., Утегенова Б.М. Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума / А.Е. Мурзагалиева, Б.М. Утегенова. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015.
Перельман Я. И. Лучшие математические игры, головоломки и фокусы. — М. : АСТ, 2022.
Понэ Микаэль. Теорема зонтика, или Искусство правильно смотреть на мир через призму математики.— М. : Бомбора, 2022.
Робинсон Кен. Найти свое призвание. Как открыть свои истинные таланты и наполнить жизнь смыслом. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.
Савватеев А. В. Математика для гуманитариев. — М. : Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2022.
Савин А. П. Математические этюды. — М. : Дет. литература, 1991.
Сергеев И.Н., Олехник С.Н., Гашков С.Б. Примени математику — М.: Наука, 1989.
Терапевтический архив. 2021;93(11):1407–1412. История открытия и изучения клещевого энцефалита в России: три дальневосточные экспедиции (1937–1939 гг.) Колясникова Н. М., Злобин В. И., Ишмухаметов А. А., Малеев А.А.
Фадель Чарльз, Бялик Майя и Триллинг Берни. Четырехмерное образование: компетенции, необходимые для успеха. — М. : Издательская группа «Точка», 2018
https://www.oecd.org/publication/pisa-2022-results/
https://clck.ru/38LD2J
https://education.forbes.ru/authors/obrazovatelnaya-strategiya-rebenka-v-xxi-veke
https://education.forbes.ru/podcast/tpost/jrs5gc8351-luchshee-razvitie-mishtsi-golovnogo-mozg
https://русскиймедвежонок.рф/tasks.htm
Иллюстративный материал заимствован из общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов и каких-либо ограничений для их заимствования.
Приложение «НЕВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ВЛЮБИТЬСЯ В МАТЕМАТИКУ»
ЧТО ПОЧИТАТЬ (от 7 до ∞) Книги, доступные для покупки на 2024 г.
Левшин Владимир Артурович Все книги |