Введение
Актуальность исследования
В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. Возникновение математических наук, несомненно, было связано с потребностями экономики. С развитием производства и его усложнением росли и потребности экономики в математических расчетах.
Математика окружает нас везде. Благодаря математике, мы решаем множество вопросов в повседневной жизни. Мало кто задумывался, что математика окружает нас с первых дней жизни. Любой ребенок даже, который не изучал арифметику, сталкивался с цифрами. Он узнает в поликлинике свой вес, рост, также ему известен его возраст. А еще он не один раз за день столкнется с различными задачами по подсчету игрушек в комнате или конфет, чтобы угостить своих друзей.
С возрастом мы решаем все больше и больше задач. Какое количество продуктов нужно купить, чтобы хватило на неделю? Сколько нужно зарабатывать, чтобы накопить на дачу и поездки за границу? Сколько краски нужно купить, чтобы покрасить стены в спальне?
В школе мы изучаем математику с первого класса и до окончания школы, потом математике нас учат в университете. С каждым годом курс расширяется, становится более углубленным, все больше предметов связано с математикой. В средней школе у нас появляется алгебра и геометрия взамен арифметике. Наш кругозор расширяется. Мы можем понимать, видеть то, что раньше нам казалось неясным. Математические науки развивают наше мышление, учат нас соображать.
Без знания математики вся современная жизнь была бы невозможна. У нас не было бы хороших домов, потому что строители должны уметь измерять, считать и сооружать. Наша одежда была бы очень грубой, так как ее нужно хорошо скроить, а для этого точно все измерить. Не было бы ни железных дорог, ни кораблей, ни самолетов, никакой большой промышленности. Не было бы радио, телевидения, кино, телефона и тысячи других вещей, составляющих часть нашей цивилизации. Использование математики, измерение «на сколько?», «как долго?» являются жизненно необходимой частью мира, в котором мы живем.
Благодаря математике появились вычислительные счетные машины. Вычислительная техника прошла путь от простых счётов, арифмометров, логарифмических линеек до микрокалькуляторов и компьютеров. Сейчас вычислительные машины используются во всех отраслях народного хозяйства: в статистике, торговле, автоматизированном управлении заводами и фабриками.
Многие считают, что математика изучается и применяется только в школе или в институте, а в повседневной жизни и быту она не нужна. На самом деле, это огромная ошибка.
Математика в нашей жизни присутствует практически постоянно. Поэтому я выбрал тему «Математика в быту моей семьи». Проблема исследования состоит в том, что обучающиеся, не видят на сколько математика пронизывает жизнь и быт человека.
Цель исследования: создание некоторых задач из быта нашей семьи с практико-ориентированным содержанием для учащихся 5-7 классов.
Объект исследования – быт и повседневная жизнь человека.
Предмет исследования – математика в быту моей семьи. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования выдвинута следующая гипотеза: человек в повседневной жизни не может обойтись без математических знаний.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Изучить научно-методическую и учебную литературу по теме исследования.
Провести подбор и разработку практико-ориентированных задач.
Апробировать разработанные практико-ориентированные задачи.
Методы исследования: подбор и изучение литературы, математические расчеты, наблюдение, анкетирование, сравнение, анализ собранной информации и полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа будет интересной для учащихся и полезной для учителей математики в качестве дополнительного материала при проведении уроков и мероприятий.
Я предположил, что если научиться решать задачи с математическим содержанием в быту и повседневной жизни, то это поможет:
не делать ошибок на экзаменах;
разбираться в товарно-денежных отношениях;
быть практичнее в жизни.
Глава 1. Теоретическая часть
«Математике должно учить еще с той целью, чтобы познания здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».
Н.И.Лобачевский
Роль математики в повседневной жизни
С древних времен в своей повседневной жизни человек не мог обойтись без счета. Многие известные математики говорят, что главное в математике – научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход» - говорят нам взрослые. Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью.
Приведем несколько примеров, где встречается математика в жизни и докажем ее необходимость в жизни человека.
Например, наш распорядок дня, не что иное, как определение времени и его планирование в течение дня при помощи несложных математических вычислений. Уроки в школе – это тоже распределение времени между изучением разных предметов и отдыхом на переменах.
В магазине нам постоянно приходится производить математические расчеты. Например, нам нужно по списку купить продукты. Дома нам придется рассчитать, сколько денег нужно взять с собой, чтобы чувствовать себя спокойно. Чтобы в магазине не пришлось переживать, хватит ли нам денег и не придется ли что-то оставить, а потом приходить еще раз.
Нет ничего приятнее, чем покупка новых вещей! Вот приходим мы в магазин, видим красивую куртку, радостно хватаем ее, но тут подходит продавщица и интересуется, какой размер нам нужен? Этот вопрос приводит нас в замешательство. Мы, конечно, можем попросить ее подобрать нам одежду по размеру. Но не будешь же с каждой вещью бегать к продавцу. Тут нам снова приходится обратиться к математике и вспомнить свой рост и вес – он нам нужен для того, что вещь не оказалась очень длинной или же короткой.
Каждый день мы готовим пищу. Мама и сестра большинство рецептов помнят наизусть и готовят, как им кажется, «на глазок». Но когда я прошу научить меня, то тут к всеобщему удивлению снова начинается урок математики.
Если мы соберемся делать дома ремонт, то тут нам точно не обойтись без математики. Нам потребуется сделать много расчетов, от точности, которых будет зависеть ремонт. Ровные ли у нас будут стены и потолки, а также хватит ли нам обоев, чтобы оклеить комнату и постелить ковровые дорожки.
Математика является неотъемлемой частью многих профессий, без нее нельзя было бы изучить ни физику, ни географию, ни черчение.
Таким образом, можно сказать, что математика требуется нам повсюду и нет такой отрасли экономики, где бы мы могли обойтись без нее.
Вот и ученики моего класса на вопрос в анкете: «Как вы считаете, нужны ли математические знания в повседневной жизни?» - ответили, что математика понадобится им не только в школе на уроках, но и в их дальнейшей взрослой жизни.
Математика необходима для развития ребенка, ведь она не только улучшает интеллект, но и наводит порядок в голове, в мыслях, организует и упорядочивает мышление.
Задачи, связанные с жизненными ситуациями
На уроках математики мы решаем часть задач с бытовым содержанием, которые содержатся в школьных учебниках. Такие задачи могут быть отнесены к задачам с практическим содержанием. Задачи с бытовым содержанием называются практико-ориентированными.
В необходимости обучению решению практико-ориентированных задач есть и другая «сторона» (помимо развивающей) – прикладная. Сторона, связанная со способностью применять приобретенные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Тематика практико-ориентированных задач в учебниках по математике:
Про земельные участки, про преимущества газового отопления перед электрическим обогревом помещения.
Про устройство террас-грядок на горном склоне и урожайность сельскохозяйственных культур.
Задачи про стоимость мобильной связи, про выбор оптимального тарифа в зависимости от минут и гигабайт.
Задачи про теплицу.
Про установку дровяной или электрической печи в бане.
Задачи про автомобильные шины.
Задачи про формат листов А4.
Задачи по план-схеме квартиры, нахождение и сравнение площадей разных комнат.
Задачи про ОСАГО, страховые случаи дорожных ситуаций и автолюбителей.
Про схемы метро, вычисление длины кольцевой линии и отдельных веток метро от одной станции до другой; расчет наиболее дешевой поездки по различным видам проездных карт.
Правила конструирования практико-ориентированных задач:
При разработке требований к построению практико-ориентированных задач центральной проблемой становится разработка алгоритма конструирования подобных задач. В качестве опоры применил схему, предложенную Кургановым С.Ю.
Рис. 1
Согласно представленной схеме практико-ориентированная задача отличается от другой текстовой задачи следующим:
условие задачи может быть сформулировано как сюжет, ситуация,
проблема с наличием недостающих или избыточных данных;
алгоритм решения задачи в явном виде отсутствует;
задачи имеют несколько правильных ответов, в зависимости от выбранных данных.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Применение математики в быту
В начале исследовательской работы мы провели анкетирование среди учащихся своего класса (приложение 1). В классе – 25 человек, участие в опросе приняли все. По итогам анкетирования (приложение 2) видно, что большинство учащихся нашего класса считает, что им пригодятся знания по математике.
На вопрос, в каких отраслях присутствует математика? - В быту, ответили только 5 одноклассников.
Вывод: мои одноклассники не считают, что в быту присутствует математика.
На вопрос, где вы встречаетесь с математикой в повседневной жизни, только одна моя одноклассница ответила верно. Ребята посчитали математику нужной только в купле продажи и строительстве. Очень низкие показатели в транспорте и в приготовлении пищи.
В каких отраслях присутствует математика?
Режим дня |
5 |
Транспорт |
1 |
Приготовление пищи |
1 |
Купля-продажа |
25 |
Бытовая техника, компьютеры |
10 |
Занятия спортом |
5 |
Ремонт и строительство |
25 |
Рис. 2
Вывод: мои одноклассники не знают, где в повседневной жизни применяется математика.
2.2. Практико-ориентированные задачи
В школьных учебниках математики практико-ориентированных задач почти нет. В методических пособиях такие задания встречаются редко.
На следующих примерах (в наших задачах) мы хотим показать, где в жизни применяется математика. Докажем ее необходимость в жизни человека. Изучив литературу, мы разработали практико-ориентированные задачи, связанные с жизнью нашей семьи.
Рассмотрим задачи из жизни моей семьи. Наша семья: мама, папа, я, брат, сестра и два племянника.
Задача №1. Распорядок дня
Мой распорядок дня – режим, не что иное, как определение времени и его планирование в течение дня при помощи несложных математических вычислений. Уроки в школе – это тоже распределение времени между изучением разных предметов и отдыхом на переменах. После школы нам нужно успеть пообедать, сходить на дополнительные занятия, сделать уроки, поужинать, отдохнуть и лечь спать, чтобы хорошенько выспаться и с новыми силами и в хорошем настроении начать новый день. Итак, мы весь день следим за временем по часам и учимся правильно его распределять, чтобы не опаздывать и не прибегать раньше, чем нужно.
Режим дня школьника в будний день
6.50. – Подъем
6.50. – 7.10 – Водные процедуры, уборка постели, туалет
7.10 – 7.25 – Утренний завтрак
7.25 – 7.30 – В школу одеваюсь
7.30 – 7.45 – Родители увозят в школу
8.00 – 13.20 – Занятия в школе
13.30 –13.45 – Обед
13.45 -14.00 – Дорога из школы в художественную школу
14.00– 14.30 – Отдых, сижу в телефоне
15.00 – 17.30 – Учеба в художественной школе
17.30 – 18.00 – Дорога домой, прогулка
18.00 – 18.20 – Ужин
18.20 – 19.00 – Переодеваюсь, водные процедуры, отдых
19.00 – 20.00 – Приготовление домашних заданий
20.00 – 20.15 – Перекус
20.15 – 22.00 – Свободное время
22.00 – Приготовление ко сну
Вопрос №1. Сколько времени в день я затрачиваю на обучение?
Решение:
1) 13.20 – 8.00 = 5 ч 20 мин – время, которое я провожу в гимназии.
2) 17.30 – 15.00 = 2 ч 30 мин – время, которое провожу в художественной школе.
3) 5.20 + 2.30 = 7 ч 50 мин – время, которое я затрачиваю на обучение.
Ответ: 7 часов 50 минут.
Вопрос №2. Сколько времени я отвожу на прогулку?
Решение:
1) 14.00 – 13.45 = 15 (мин) -– время, затраченное на дорогу из школы в художественную школу.
2) 18.00 – 17.30 = 30 (мин) –– время, которое требуется на дорогу домой.
3) 15 + 30 = 45 (мин) – время, которое отводится на прогулку.
Ответ: 45 минут.
Вопрос №3. Сколько времени на свободные занятия?
Решение:
14.30 – 14.00 = 30 (мин) – время для отдыха (играю на смартфоне).
22.00 – 20.15 = 45 (мин) – свободное время
30 мин + 1 ч 45 мин = 1 ч 75 мин = 2 ч 15 мин – время на свободные занятия.
Ответ: 2 часа 15 минут .
Вывод: очень мало двигаюсь.
Задача №2. Школьное меню
В школе я питаюсь в столовой. На неделю мама на карту мне кладет 650 рублей.
Меню в школьной столовой
Первые |
Свекольник |
45 р. |
Суп куриный |
42 р. |
|
Вторые |
Овощное рагу |
50 р. |
Плов |
68 р. |
|
Котлета куриная с картофельным пюре |
65 р. |
|
Напитки |
Компот |
12 р. |
Морс |
15 р. |
Рис. 3
Вопрос №1. На какую сумму в день в среднем я обедаю?
Решение:
700 : 5 = 140 (р.) – в день в среднем приходится на обед.
Ответ: 140 рублей.
Вопрос №2. Выберите три блюда (первое, второе и напиток), которые я могу купить на обед. Рассчитайте стоимость моего обеда. Хватит ли мне денег?
Свекольник |
45 р. |
Котлета куриная с картофельным пюре |
65 р. |
Морс |
15 р. |
Рис. 4
Решение:
45 + 65 + 15 = 125 (р.) – стоимость обеда из трех блюд.
На обед денег хватит, в бюджет вмещаюсь.
Ответ: 125 рублей.
Задача №3. Заготовка дров
Мы живем в своем доме, в деревне Ульяновка. Дома газовое отопление. Есть баня. Для бани летом своими силами заготавливаем дрова. Родители выписывают у лесника билет на разрешение для заготовки дров. Нам дают разрешение на 20 м3 дров, 1м3 – это примерно 2 дерева. У нас есть машина, бортовой уазик. В лесу деревья пилим на чурбаки по 50 см, вывозим на уазике. Папа распиливает бревно, мы с братом помогаем таскать чурбаки и складывать на борт машины. На одну машину грузим чурбаки от шести деревьев. Во дворе колем их на дрова, дрова складываем для сушки в поленницы.
Вопрос 1. Сколько чурбаков получится из березы длиной 25 м, если папа делает распилы через каждые 50 см?
Решение:
2500 : 50 = 50 (чурбаков) получится.
Ответ: 50 чурбаков.
Вопрос 2. Сколько распилов сделает папа?
Решение:
50 – 1 = 49 (распилов) сделает папа.
Ответ: 49 распилов.
Вопрос 3. Сколько кубов чурбаков помещается на борт машины?
Решение:
1м3 – 2 березы
На борт машины – 6 деревьев.
6 : 2 = 3 (м3 ) чурбаков помещается на борт машины.
Ответ: 3 м3.
Вопрос 4. Сколько рейсов нам надо сделать, чтобы вывести лес из делянки1?
Решение:
20 : 3 ≈ 6,6 ≈ 7(рейсов) нужно сделать.
Ответ: 7 рейсов.
Задача №4. Ремонт дома
На плане изображена схема моего дома (сторона каждой клетки на схеме равна 1 м). Дом имеет прямоугольную форму. Вход и выход осуществляются через единственную дверь.
Вход в дом через веранду. Веранда отмечена цифрой 1. В верхнем левом углу находится санузел и ванная комната, а справа – комната брата. Напротив нее – кухня, напротив кухни – комната сестры. Справа расположена моя комната. В середине находится зал. Площади зала и кухни одинаковые. Планируем сделать ремонт в зале: обновить обои, постелить дорожки. В зале, в прихожей и в моей комнате хотим сделать натяжной2 потолок.
Высота стен в доме 2 м 70 см, в комнате 3 двери и одно окно. Длина окна 3 м, высота – 280 см, для отопления дома под окном находится радиатор батареи (обои здесь клеить не нужно). Ширина и длина двери соответственно 900 мм и 2060 мм. На ремонт родители планируют потратить 33 тысячи.
Вопрос №1. Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на схеме. Заполните таблицу, в ответ запишите последовательность четырёх цифр.
Объекты |
прихожая |
зал |
кухня |
ванная и санузел |
комната сестры |
комната брата |
моя комната |
веранда |
Цифры |
Рис. 5
Решение:
Объекты |
прихожая |
зал |
кухня |
ванная и санузел |
комната сестры |
комната брата |
моя комната |
веранда |
Цифры |
3 |
4 |
5 |
2 |
7 |
6 |
8 |
1 |
Вопрос №2. Найдите длину и ширину зала.
Решение:
1 клетка – 1 м
Ширина 4 клеток – 4 м, длина 5 клеток – 5 м.
Ответ: 4 м, 5 м.
Вопрос №3. Найдите площадь зала?
Решение:
S = 4 ∙ 5 = 20 (м2) площадь зала.
Ответ: 20 м2.
Вопрос №4. Найдите длину фундамента дома.
4 ∙ 2 + 5 ∙ 2 = 28 (м) –длина фундамента дома.
Ответ: 28 м.
Задача №4.1. Натяжные потолки
Компании «СтройПартнер» и «Потолки Малина» оказывают услуги по установке натяжных потолков. Стоимость работы в компании «Строй Партнер» с установкой люстры и гардины за 1 м2 составляет 350 рублей. В компании «Потолки Малина» цена установки такая же, но действует акция «1+1= 3», скидка на самую маленькую комнату. Решили установить натяжной потолок в зале, в прихожей и в моей комнате.
Вопрос №1. Какова будет стоимость натяжных потолков в зале, в прихожей и в моей комнате, если мы воспользуемся услугами компании «Строй Партнер»?
Вопрос №2. Сколько будет стоит установка потолка?
Вопрос №3. На сколько установка натяжного потолка в компании «Потолки Малина» дешевле, чем «Строй Партнере»?
Рис. 6
Рис. 7
Решение:
Зал вместе с прихожей имеет размеры 7 м x 4 м, моя комната 3 м x 3 м.
1) S = 7 ∙ 4 = 28 (м2)– площадь зала и прихожей.
2) S = 3∙ 3 = 9 (м2) - площадь моей комнаты.
3) 28 + 9 = 37 (м2) – площадь всего потолка.
4) 37 ∙ 350 = 12950 (р.) – стоимость натяжных потолков в компании «СтройПартнер».
5) 9 ∙ 350 = 3150 (р.) – стоимость натяжного потолка в моей комнате.
По акции «1+1=3» компания потолок в третьей комнате натягивает бесплатно.
6)12950 - 3150 = 9800(р.) – стоимость всей работы с учетом скидки.
Ответ: 9800 рублей.
Задача №4.2. Дорожки, ковролин или ковер?
В зале решили постелить новые ковровые дорожки. Вместе с нами живут мои племянники. Мама говорит, что дорожки легче чистить, хлопать. В магазине «Алтын» нам понравились дорожки, цвет и качество тоже нас устраивают. Дорожки двух размеров: шириной 1,2 м и 1,6 м. Цена первой – по 1090 р., а второй – по 1590 р за 1 м.
Еще нам понравился ковер 2,5 м x 4 м за 12 999 рублей, ковролин шириной 2,5 м по 1600 р. за 1 м. Мама настаивает купить дорожку. Нужно помочь маме подобрать размеры ковровой дорожки и посчитать их общую стоимость.
Решение:
Чтобы дорожки подогнать по размеру надо купить: 2 дорожки длиной по 5 м шириной 120 см и еще одну дорожку такой же длины шириной 160 см.
1) 120 + 120 + 160 = 400 (см) = 4 (м) – ширина зала.
2) 10 ∙ 1090 +5 ∙ 1590 = 18 740 (р.) – стоимость дорожек для зала.
Ответ: 18740 рублей.
Задача №4.3. Какие обои купить выгоднее?
Для ремонта зала необходимо купить обои. Чтобы выбрать обои в Чернушке мы сходили в магазины «Алтын» и «Домострой». Решили выбрать красивые обои и доступные по цене. Выбрали виниловые обои. Они продаются двух размеров: шириной 0,53 м и 1,06 м. Длина у них одинаковая, 10 м. Ценовая категория на метровые обои за рулон от 599 р. до 750 р., а на обои шириной 0,53 м – от 595 р. до 660 рублей.
Обои клеим мы сами, рабочих не нанимаем. Сестра говорит: «Метровые обои намного дешевле». Ответьте, сколько рулонов обоев надо купить для ремонта зала? Знаю, один рулон обоев хватает на три ряда. Посчитайте, какие обои дешевле и на сколько?
Рис. 8 Рис. 9
Решение:
Рассчитаем метровые обои.
1)Р = 5 + 5 + 4 + 4 = 18 (м) – периметр дома.
2)18 – 3 – 3 = 12 (м )
3) 12 : 3 = 4 (рулона)
Необходимо купить 5 рулонов с учетом подгонки и площади стен от дверных и оконных проемов до потолка.
4) 5 ∙ 750 = 3750 (р.) – стоимость метровых обоев.
5) 5 ∙ 2 =10 (рулонов) – обоев шириной 0,53 м.
6) 10 ∙ 595 = 5950 ( р.) – стоимость обоев шириной 0,53 м.
7) 5950 – 3750 = 2200 (р.) – на столько, обои шириной 1,06 м дешевле, чем обои шириной 0,53 м.
Ответ: метровые, на 2200 рублей.
Задача №8. Хватит ли у родителей отложенных на ремонт денег?
Решение:
9800 + 18740 + 3750 = 32290 (р.) – необходимо для запланированного ремонта дома.
Ответ: да, хватит.
Задача №5. Акция в магазине
Часто в магазинах мы видим на ценниках слово скидка и не задумываемся, а правильно ли подсчитана стоимость товара со скидкой? Вот и мне стало интересно это узнать. Вместе с мамой мы рассмотрели рекламный буклет магазина "Магнит" (приложение 2, рисунок 3). Моя сестра работает в магазине «Магнит-косметик». Мы посчитали и выяснили, что стоимость стирального порошка "Tide" со скидкой и стоимость, указанная в рекламе, не совпадают.
Стоимость стирального порошка составляет 300, 90 рублей, скидка – 37 %, стоимость после скидки – 186,9 рублей. Выполнив расчеты, мы узнаем, сколько рублей составит 37%. Это 111,33 рублей. Вычтем из стоимости порошка сумму, полученную ранее (300,90 - 111,33) получаем 189,57 руб. Настоящая стоимость после скидки и стоимость, указанная в рекламе, не совпадают.
Рис. 10
Задача №6. Бензин
Мы живем в пригороде, в деревне Ульяновка. Я учусь МАОУ «Гимназия» в 8 классе в городе Чернушка, мой брат в 6 классе. Мама работает воспитателем МАДОУ «ЦРР – детский сад №7». Сестра живет с нами и у нее есть дети. Племянник Варлам ходит в детский сад. Я кроме школы учусь в художественной школе. Вечером с 19.00 до 21.00 брат занимается дзюдо. В деревне у нас нет магазинов и киосков, за продуктами мы тоже ездим в город. Большинство мы ездим на машине. Утром родители всегда увозят, а после школы домой идем пешком. Пешком из города до дома можно дойти за 30 минут. Мы ездим очень много. Услышал как-то разговор родителей, что опять бензин стал дороже. Меня заинтересовал вопрос, а сколько мы тратим денег на бензин? Есть ли акции?
Родители заправляются только на заправке «ЛУКОЙЛ». Мне известно, что литр бензина «АИ ЭКТО 92» стоит 50 р. Расход денежных средств из семейного бюджета в месяц, на заправку автомобиля, составляет 4000 рублей.
В интернете нашел информацию об акции, проходящей на АЗС «ЛУКОЙЛ».
«Заезжайте на АЗС Teboil и получите скидку 50 копеек с каждого литра топлива с картой лояльности «Заправься выгодой» – просто покажите на кассе пластиковую карту лояльности или QR-код виртуальной карты из мобильного приложения «АЗС ЛУКОЙЛ»».
Акция для участников программы лояльности «Заправься выгодой». Скидка действительна только при предъявлении пластиковой карты программы лояльности «Заправься выгодой» или QR-кода виртуальной карты из мобильного приложения «АЗС ЛУКОЙЛ».
Рис. 11
Вопрос №1. Сколько литров бензина расходуем в месяц?
Решение:
4000 : 50 = 80 (л) – расходуем в месяц.
Ответ: 80 л.
Вопрос №2. Сколько денег сэкономим в месяц по акции?
Решение:
80 ∙ 0,5 = 40 (р.) – экономия в месяц.
Ответ: 40 рублей.
Вопрос №3. Сколько сэкономим с 1.02.24 по 31.12.24?
Решение:
11 ∙ 40 = 440 (р.) – экономия за 11 месяцев.
Ответ: 440 рублей.
Задача№7. Математика в засолке капусты
Моя мама делает зимние заготовки. В основном она делает их осенью с сестрой. Капуста в яме начала портиться и решили ее засолить. Здесь тоже пригодились математические знания. Я очень люблю готовить и уже многое умею. Мама попросила меня помочь ей.
По рецепту засолки капусты на 800 г воды нужно взять две столовые ложки соли и две столовые ложки сахара.
Вопрос №1. Мне нужно рассчитать, сколько сахара и соли нужно взять для приготовления 4 литров рассола.
Решение:
0,8 л – 2 ст. л. Рис. 12
4 л – х ст. л.
х = 2∙ 4 : 0,8 = 10 (ст. л.)
Ответ: по 10 столовых ложек соли и сахара
Заключение
Выполнив данную работу по теме «Математика в быту моей семьи» мы сделали вывод, что математические задачи незаметно для себя постоянно решаем в повседневной жизни. Приобретенные знания и умения используются при решении жизненных задач: режиме дня, приготовлении пищи, купле-продаже, передвижении в транспорте, в ремонте и т.д. Особенно часто приходится использовать знания и умения на проценты, пропорции и ежедневно решать задачи, связанные с товарно-денежными отношениями. Математика следует за человеком везде. Она применяется в разных сферах, делает его жизнь намного удобнее.
В результате выполнения исследовательской работы нами разработаны задачи, связанные с бытом нашей семьи. Следовательно, гипотеза исследования нашла своё подтверждение. Математика – это важный, интересный, увлекательный и, главное, необходимый во всех отраслях жизнедеятельности, предмет.
Приложение
Приложение 1. Анкета «Математика в быту»
1.Состав анкетируемых: 8 класс
2. Дружны ли вы с математикой?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
3. Как вы считаете, нужны ли математические знания в повседневной жизни?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
4. Где вы встречаетесь с математикой в повседневной жизни?
- режим дня
- передвижение на транспорте
- приготовление пищи
- купля-продажа
- бытовая техника, компьютеры
- занятия спортом
- ремонт и строительство
- свой ответ
5.В каких отраслях присутствует математика?
- в промышленности
- в архитектуре
- в медицине
- в быту
- в технике
- свой ответ
Приложение 2. Результаты анкетирования учащихся 8а класса
Список литературы и других источников
Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными).2005. С. 225 -273.
Шикин Е.В. Гуманитариям о математике.2002.С 334-351.
Иченская М.А. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах. 2006. С.116-148.
Комиссаров, М. Л. Роль математики в нашей жизни / М. Л. Комиссаров, Н. П. Комкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 2 (32). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/young/archive/32/1856/ (дата обращения: 10.12.2023)
Кочагин В.В. ЕГЭ 2017. Математика. Тематические тренировочные
задания. 2016. С 208-235.
Курганов С.Ю. Учебный диалог/Курганов С.Ю.//Школьные технологии. – 2002. - №1. – с. 218-224.
Минаева С.С., Мельникова Н.Б. ОГЭ 2017. Математика. Три модуля. Тематические тестовые задания. 2017. С. 3-96.
Ященко И.В. ОГЭ 2020. Математика. 3 модуля. Типовые тестовые задания. 2017. С. 15-96.
1 Делянка — участок в лесу, отведённый для рубок главного пользования, ухода или санитарных, отграниченный в натуре линиями (визирами), столбиками и иными способами.
2 Натяжно́й потоло́к — конструкция из полотнища, закреплённая на металлическом (алюминиевом) или пластиковом профиле под основным потолком.