Введение
Характерная черта современного менеджмента организации — повышение внимания к стратегическим аспектам управления и планирования. В предпринимательской практике России механизм стратегического управления находится на этапе становления. С переходом к рыночной экономике бизнес-планы стали приобретать популярность в российских компаниях, а бизнес-планирование стало рассматриваться не только как профессиональный вид деятельности, но и как научная дисциплина [1, С. 7-11].
Подтверждает этот факт выпуск значительного количества практической и научной литературы, освещающей различные вопросы бизнес-планирования [2, С. 6-8].
Тем не менее, несмотря на внушительное количество опубликованных методических разработок по бизнес-планированию, основанных на исследованиях ученых, проблемы разработки бизнес-планов в российских условиях недостаточно хорошо проработаны. Все это подчеркивает актуальность данной работы.
Особенностью и одновременно сложностью при изучении данной темы является то, что в бизнес-планировании множество различных математических операций. Они включат в себя детальные расчеты и интеграции различных аспектов бизнес-плана (плана маркетинга, плана производства, финансового плана), которые не так просты для среднестатистического человека с детальными расчетами и интеграцией различных аспектов бизнес-плана (плана маркетинга, плана производства, финансового плана).
Кроме того, теория бизнес-планирования сформирована на основе обобщения практики разработки успешных бизнес-планов и не дает унифицированных рецептов. Иными словами, теория описывает инструменты бизнес-планирования, с помощью которых можно добиться хороших результатов [3, С. 19-22].
Аннотация.
Мы считаем, что составление бизнес-плана актуально для организации различных сфер деятельности, поскольку позволяет спланировать и оптимизировать ресурсы для максимизации финансового результата.
Ключевые слова:
Оптимизация бизнес процессов, база данных, статистика продаж, анализ ожидаемого потребления, финансовые вычисления.
Цель работы:
Обоснование теоретических и методических положений финансовых расчетов (анализов). Финансовая стратегия, главной целью которой являются получение максимально экономически правильного бизнес-плана, с точки зрения прибыльности, составление бизнес-плана для развития в нашем регионе.
Методы работы:
Анализ и синтез
Поиск и изучение
Построение графиков.
Гипотеза: Математические законы и понятия, которыми мы владеем, используются ли в экономике. Возможно ли создать идеальный с точки зрения математики бизнес-план, с наименьшим количеством расходов.
Цель работы:
показать применение математического аппарата для практики в жизни современного общества.
Методы исследования:
1.теоретическое изучение материала,
2.образцы решения экономических задач,
3.составление бизнес-плана.
4.построить математическую модель, иллюстрирующую применения математических методов в финансовых вычисления.
Основная часть
Бизнес-план - план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций, и их эффективности. Общая модель бизнес-планирования показана на рисунке 1, представленном в приложении А
Если через Nпи обозначить достаточную норму прибыли для инвестора, а через Nпф, достаточную норму прибыли для фирмы, то математически модель эффективного бизнес-плана выглядит так:
КИ + КФ = ОК
ПИ + ПФ = ОП
ПИ / КИ ³ Nпи
ПФ / КФ ³ Nпф
где КИ - капитал инвестора; КФ - капитал фирмы; ОК - общий капитал, предназначенный для осуществления бизнес-идеи (ОК= КИ + КФ); ПИ - прибыль инвестора; ПФ - прибыль фирмы; ОП - общая прибыль, подлежащая распределению между участниками бизнес-проекта (ОП = ПИ + ПФ); dИОП - доля общей прибыли инвестора; dФОП - доля общей прибыли фирмы; dКИ - доля капитала инвестора; dКФ - доля капитала фирмы; Nпи - норма прибыли капитала инвестора, причем Nпи = ПИ/КИ; Nпф - норма прибыли капитала фирмы, причем Nпф = ПФ/КФ.
Учитывая (1) и (2), можно записать:
5. Nоп = ОП/ОК,
где Nоп - общая норма достаточной для фирмы и инвестора прибыли от реализации бизнес-идеи.
Из условий (1) - (4) можно вывести уравнение для определения долей инвестора и фирмы в общей норме прибыли:
6/ Njg×drb+ Nga×dra≥ Nog
Отсюда доли инвестора dИОП и фирмы dФОП в общей норме прибыли вычисляются так:
7. dИОП = (NПИ · dКИ)/NОП
8. dФОП = (NПФ · dКФ)/NОП
Обычно фирма сталкивается с ситуацией, когда имеется не одна, а много бизнес-идей.
Какая из них является оптимальной и приносит максимальную прибыль? Исходя из модели бизнес-планирования это та идея, для которой справедлива такая целевая функция:
9. NПФ
Математические методы в бизнес-планировании
На этапе маркетинга
Оценка инвестиционных проектов:
Анализ чувствительности
Анализ безубыточности
Сценарный анализ - сравнение вариантов развития
Оценка рисков инвестиционных проектов
Статистический анализ
Учет рисков в ставке дисконтирования
Анализ чувствительности
Чем больше диапазон вариации параметров, при котором NPV или норм прибыли остается положительной величиной, тем устойчивее проект.
Рисунок.2. График анализа чуствительности (Приложение А)
Точка безубыточности - финансовый показатель, величина которого определяет необходимый объем продаж для стабильной работы предпрятия без получения убыков и прибыли
TR - общий доход; TC- общие издержки; VC- переменные расходы; F- пностоянные;
X- эффективность ; P- прибыль; TFC- общие постоянные издержки ; Q - объем выпуска;
AFC- средние постоянные издержки ; FC- постоянные затраты
Рисунок.3.Анализ безубыточности (Приложение А)
В нашей работе мы будем рассматривать, и делать вычисления, основываясь на российский маркетплейс продаж «Wildberries».
Юнит – единица товара, приносящая доход: предприниматель понимает, сколько он тратит для получения заработка.
1. Выбор товара
Как выбрать товар? С помощью сервисов аналитики. Сейчас их очень много. (MPSTATS, Moneyplace, Statberries, ссылки на них предоставлены)
Критерии, которые нужно учитывать при выборе товара: (Тенденция рынка, объем рынка, популярные бренды в категории, документация, наценка на товар, качество товара, хрупкость).
Наш регион проживания «Бурятия» полон различными традициями и национальными отличиями. Множество туристов ежегодно приезжают, чтобы посетить самое глубокое озеро в мире в любое время года. Идет постоянный приток людей, которые хотят увезти какой-то сувенир с собой, но все мы знаем, какие наценки делают на вокзалах и в аэропортах. Это и послужило нам идеей для выбора товара - «Сувениры Бурятии»
2. Расчет экономики.
Когда вы определились с товаром, сделайте расчет расходов / доходов, просчитайте ценообразование.
В расходы входят:
Стоимость товара.
Упаковка.
Транспортные расходы.
Комиссия маркетплейса.
Эквайринг, если принимаете онлайн-платежи.
Банковское обслуживание.
Аренда склада (при необходимости).
Зарплата персонала (при необходимости).
Налоги с выручки.
3. Поиск поставщика
Поиск поставщика - довольно длительный процесс. Заранее определитесь с объемом закупок и бюджетом.
Что важно узнать у поставщиков:
Уточняйте минимальную закупку.
Условия доставки.
Есть ли разрешительная документация, разрешение на использование торговой марки.
Наличие товара на складе.
Условия возврата товара.
Чтобы сразу просчитывать выгоду работы с каждым конкретным поставщиком мы использую таблицу ценообразования. Ввожу все данные, куда входит и закупочная стоимость и показатель рентабельности этого товара.
Нужно понять, поставщик это, или производитель. Работа с производителем будет выгоднее, так как закуп товара будет производиться напрямую, без лишних наценок.
Мы связались с производителем сувениров в нашем городе - «Байкальская сувенирная компания» и определились конкретно с товарами, которых будем производить закуп.
Рисунок.4 Национальные куклы из дерева |
Рисунок.5 Сувенирный набор |
Рисунок.6 Бандана арт.Байкал |
4. Регистрация индивидуального предпринимателя и открытие счета.
У «Wildberries» нет особых ограничений для ИП и юридических лиц. Все, что требуется от продавца после регистрации: соблюдать условия оферты, иметь сертификат соответствия товара (если продукция подлежит сертификации) и работать в рамках выбранной схемы поставки — отправлять товар на склад маркетплейса или самостоятельно обрабатывать заказы.
5. Регистрация личного кабинета поставщика
Регистрация в кабинете поставщика на сайте маркетплейса «Wildberries».
Изучить договора и правила площадки в разделе «Оферты». Узнать актуальную комиссию площадки по разным категориям, требования к упаковке и маркировке, стоимость доставки. Загрузить документы. В 2023-2024 годах загрузка сертификатов качества или деклараций не обязательна. Но они у вас должны быть обязательно, чтобы избежать проблем в будущем.
6. Заполнение спецификации.
Это этап создания и заполнения карточки товара. Есть 2 способа создания карточки товара: вручную с нуля и импорт с «Wildberries».
Карточки можно сделать на сайте wbcard.ru
Таблица.1 Расчет экономики
Наименование товара |
наименование и категория товара |
1.Национальные куклы из дерева |
2.Сувенирный набор |
3.Бандана арт.Байкал |
|||
Себестоимость товара |
закупочная стоимость |
92,5 руб. |
13,5 руб. |
29 руб. |
|||
Количество закупа (шт) |
Закуп единиц товара |
50 шт. |
140 шт. |
110 шт. |
|||
Стоимость всех единиц товара |
Общая стоимость |
4625 руб. |
1820 руб. |
3190 руб. |
|||
Комиссия «Wildberries» (на ед.товара) |
комиссия «Wildberries»: находим свой товар в специальном перечне и прибавляем к стоимости фиксированную комиссию маркетплейса для этой категории |
10-15% от стоимости товара |
|||||
13,8 руб. |
2,02 руб. |
4,35 руб. |
|||||
цена с комиссией за шт |
106,3 руб. |
15,52 руб. |
33,35 руб. |
||||
Цена с комиссией за общее количество товара |
5315 руб. |
2172 руб. |
3668 руб. |
||||
Логистика, хранение, упаковка |
рассчитываем индивидуально в зависимости от категории товара, удаленности от склада, процента выкупа, процента брака, оборота компании. Полученные цифры добавляем к стоимости с учетом комиссии маркетплейса |
На начальных этапах хранение осуществляется дома, так как закуп происходит в городе проживания. Упаковка: |
|||||
https://pack24.ru/kartonnye-korobki/samosbornye-koroba/samosbornyj-korob-16011020-mm-fefco-0427?yclid=7530136565439058909 9,70 руб за 1 шт |
https://www.megaplast-nsk.ru/goods/246497024-paket_doy_pak_110kp85mm_s_oknom_kraft 6,70 руб за 1 шт |
||||||
485 руб. За общее количество товара |
938 руб. за общее количество товара |
737 руб. за общее количество товара |
|||||
116 руб. Стоимость с учетом упаковки и комиссии за единицу товара |
22,22 руб. Стоимость с учетом упаковки и комиссии за единицу товара |
40,05 руб. Стоимость с учетом упаковки и комиссии за единицу товара |
|||||
5800 руб. Стоимость с учетом упаковки и комиссии за общее количество товара |
3110 руб. Стоимость с учетом упаковки и комиссии за общее количество товара |
4405 руб. Стоимость с учетом упаковки и комиссии за общее количество товара |
|||||
Налог |
закладывая в цену налог, важно помнить, что на «Wildberries» он платится не с чистой, а с валовой прибыли, то есть со всей суммы продажи на маркетплейсе |
Ставка налогообложения составит 4% от дохода, поскольку покупатели — физические лица. |
|||||
Желаемая стоимость |
вписываем желаемую стоимость товара с учетом чистой прибыли, всех сопутствующих расходов. |
249 руб. за единицу товара |
59 руб. за единицу товара |
119 руб. за единицу товара |
Заключение
Правильно математически просчитанная стратегия для выхода на маркетплейс или для начинания любого другого бизнеса очень важна для получения наилучшего результата и во избежание убытков и убыли. Как мы и показали в своей работе, чтобы сделать такие расчеты, нужно понимать, как работает круговорот финансов, сделать анализ чувствительности и понимать работу самих маркетплейсов. Безусловно, любой бизнес-план совершенствуется всегда, на основе проб и ошибок, каким бы продуманным он у вас не был. Итогом работы служит теоритическая рекомендация со всеми формулами и графиками и пример выхода на российскую платформу «Wildberries» с мельчайшим описанием всех расчетов.
Список литературы:
Е. А. Емельянова: Стратегический менеджмент, Учебное пособие, издание второе, дополненное.
В.Е. Шкурко, Н.Ю, Никитина: Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности
И.В Жуплей: Бизнес-планирование, Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки «Экономика»
Источники:
А.В. Буга, И.И. Грозаву, Т.В. Данилова, Л.В. Дорофеева,А.А. Куприн, В.С.Кудряшов, А.Д. Шматко: Экономика, Учебное пособие,
Демцура С.С, Бекетова О.Н: Базовые концепции ценообразования,
Бронникова Т.С: Разработка бизнес-плана проекта, Учебное пособие,
Волков А.С: Бизнес-планирование, Учебное пособие,
Бринк И.Ю, Савельева Н.А: Бизнес-план предприятия. Теория и практика,
Котлер Ф. «Основы маркетинга» М: Прогресс,
Пелих А.С: Бизнес-план или как организовать собственный бизнес.- 2-е изд,
Казакевич, Т. А.: Организация и планирование деятельности предприятий сервиса, Учебное пособие.
Приложение А
1.График анализа чувствительности
2.График анализа безубыточности