РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Норина М.А. 1
1МАОУ «Траектория»
Пухова Ю.И. 1
1МАОУ «Траектория»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

ВВЕДЕНИЕ

Математика имеет неизмеримое значение в жизни, как всего человечества, так и каждого человека. Это «царица всех наук» окружает нас повсюду, нет ничего в нашем мире, в чем нам бы не пригодился тот или иной раздел математики.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что ученики школ как никто иной погружены в эту среду. Они находятся на этапе изучения предмета, а выбранная мной возрастная категория (5 класс) стоит в начале изучения базового уровня математики.

Целью моего проекта является привлечение внимания обучающихся к предмету «Математика». Цель самой викторины состоит в том, чтобы её станции были актуальны, интересны и направлены на развлекательную сторону математики. Содержание станций должно соответствовать теме викторины, Деятельность не должна утомить, но эффективность и увлеченность должны быть на высшем уровне, участники должны быть удовлетворены процессом прохождения всех станций.

Задачи проекта:

  1. Дать возможность учащимся почувствовать интерес к предмету.

  2. Дать участникам испытать себя, проверить свои силы и возможности в математике.

  3. Развивать сотрудничество и взаимоотношение в классном коллективе.

  4. Провести мероприятие учебной активности в школе.

  5. Заинтересовать учащихся.

  6. Организовать плодотворное сотрудничество учеников.

В ходе проведения викторины я буду использовать такие методы, как проведение тестов, а после анкетирование и по нему подведу итог усвоения информации в ходе викторины.

ГЛАВА 1.

    1. История становления науки – математика.

Когда речь идёт о чем-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два – четыре!». А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два – четыре, людям пришлось учиться много, много тысяч лет. 

Наш мир состоит из схем и последовательностей. Они повсюду и математика возникла в том числе, потому что нужно было разобраться в естественных моделях. Было просто необходимо, вычислять размеры участков земли, рассчитывать налоги,  заниматься торговлей или даже скотоводством.

Математика – точная дисциплина, которую называют царицей всех наук. Принято считать, что первые числа появились тысячи лет тому назад, вместе с речью.  Среди самых древних математических документов, дошедших до наших дней, считают записи вавилонян. Вавилоняне были мастерами в обращении с цифрами.  Их интересовали практические задачи, связанные с измерением и взвешиванием. Им также принадлежит система счисления, символы, которые обозначают единицу, обозначение чисел с использованием десятки и символа единицы. В Древнем Вавилоне впервые  начали использовать нуль, чтобы обозначить “ничто”.   

Египтяне использовали размеры своего тела, чтобы измерять мир, так родились их единицы измерения. Они использовали десятичную систему  исчисления, так как на руках 10 пальцев. Одними из первых существенных открытий являются представление о самом числе, а также изобретение основных четырех действий, знакомых сейчас нам всем – умножение, деление, сложение и вычитание.

Древние греки объединили и систематизировали математические знания разных народов. Так возникла самостоятельная наука – математика.

Математика — наука, исторически основанная на решении задач о количественных отношениях и пространственных формах. Наука, занимающаяся изучением чисел, структур, пространств и преобразований. 

1.2. Понятие и сущность математической игры, правила

 Математическая игра – это игра с участием двух и более игроков, правила которых, стратегии и выигрыши могут быть объяснены с помощью математики. 

Математическая игра играет большую роль в формировании  интереса учащихся к предмету математика. Играя, дети не замечают, что учатся. Математическая игра отличается от обычного урока и поэтому вызывает интерес у учащихся разных уровней подготовки.

Вообще, 5-6 классы – “критический возраст” в математическом развитии. У учащихся этих классов выявляется снижение интереса к математике. Стремление у учителя добиться от учеников владения необходимыми вычислительными навыками, делает математику однообразной и не интересной.

Одним из наиболее эффективных путей освоения новых знаний по математике у учащихся среднего звена, является организация  игровой деятельности на уроке.  Математические  игры эффективно облегчают преодоление трудностей в усвоении нового учебного материала.

 На уроках математики, где используются игры – вырабатывается внимание, сосредоточенность, умение самостоятельно мыслить, появляется тяга к знаниям, пополняется запас представлений, понятий, развивается фантазия, уверенность в своих способностях, развивается чувство товарищества, взаимовыручки.

Математическая игра имеет определённые черты. С одной стороны, как и любая другая игра, она имеет определённый сюжет, условия, используемые предметы и действия, с помощью которых происходит решение игровой задачи. С другой стороны, импровизация во внешней и внутренней деятельности, свобода выбора, позволяют участникам игры получить новые знания, новую информацию

            При разработке математических игр необходимо придерживаться следующих «правил»:

1)      Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а материал – доступным пониманию школьников.

2)      Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

3)      При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль над ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.

4)      Каждый ученик должен быть активным участником игры.

5)      Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.

6)      В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой

7)      Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

8)      Игра должна быть доступной для данного возраста, цель игры - достижимой, а оформление красочным и разнообразным.

9)      Обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

10)  Контроль и руководство учителя не должны подавлять инициативу и самостоятельность детей.

1.3. Классификация математических игр

По назначению различают: обучающие, контролирующие и воспитывающие,  развивающие и занимательные.

Целью воспитывающей игры является развитие внимания, наблюдательности, смекалки, самостоятельности.

Развивающие игры предназначены для сильных учеников, увлекающихся математикой, они развивают нестандартное мышление. Такие игры являются более серьёзными, не развлекательными.

Участвуя в обучающей игре, школьники приобретают новые знания, навыки. Перед игрой и во время неё ученики должны  получить  новые знания,  очень заинтересовавшись каким-либо материалом, полученным на игре, ученики могут изучить его подробнее уже самостоятельно (математические конкурсы, викторины)

Для участия в контролирующей игре учащимся достаточно имеющихся у них знаний. Цель такой игры и состоит в том, чтобы школьники закрепили свои полученные знания, проконтролировать их.

Для участия в занимательной игре никаких конкретных знаний не надо, важна лишь смекалка. Основная цель такой игры - привлечь к математике слабых учеников, развлечь (викторины, математические конкурсы).

Конечно, в практике все эти виды переплетаются между собой, и одна игра может быть одновременно и контролирующей и обучающей.

По реакции: выделяют подвижные и тихие игры.

Встречаются дети, которые предпочитают тихие игры, не требующие настойчивости (головоломки, кроссворды, игры на складывание и разрезание фигур, математическое лото и др.).

Математическая игра позволяет включить подвижные игры (игры по станциям, математические конкурсы). Они привлекают учеников и помогают вовлечь в умственную деятельность.

По массовости различают коллективные и индивидуальные игры

Игры подростков чаще всего принимают коллективный характер. В коллективной игре (КВНы), дети участвуют в совместной деятельности, привлекаются не только сильные ученики, но и слабые, желающие поучаствовать в игре вместе со своими друзьями. Сильные ученики предпочитают индивидуальные игры, так как они более самостоятельны. Такие игры связаны обычно с умственным трудом, то есть являются интеллектуальными.

По темпу выделяют скоростные и качественные игры.

Эти математические игры принимают форму состязаний, соревнований между командами или на личное первенство.

В скоростной игре победа достигается за счет скорости действий, но это без ущерба качеству решения задач, формируется навык быстрого вычисления и мышления (викторины).

 В качественной игре победа достигается за счет качества выполнения, правильности решения, безошибочности. Такие игры развивают упорство, настойчивость (математические бои).

Также, различают игры одиночные и универсальные.

К одиночным играм относят те игры, правила которых не допускают изменения содержания игры, они разработаны с учетом особенностей конкретного материала.

Универсальные игры же, наоборот, позволяют менять свое содержание. Они разрабатываются по широкому кругу вопросов школьной программы, могут использоваться в различных целях, на различных внеклассных мероприятиях, и поэтому являются очень ценными.

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

2.1. Организационные этапы разработки математической игры

Для того чтобы разработать и провести математическую игру, и ее результаты были бы положительными, необходимо провести ряд последовательных действий по ее организации. К организации математической игры относят ряд этапов.

1 этап – разработка математической игры.

Вид игры – математический квест.

Количество участников: ученики 5 классов делятся на команды по 3 человека.

Задачи игры: 

  1. Пробуждение  интереса к предмету математика.

  2. Развитие познавательных и творческих способностей.

  3. Развитие логического мышления, интуиции и внимания.

  4. Развитие мышления, наблюдательности, сообразительности.

  5. Развитие культуры коллективного общения.

  6. Формирование навыков общения, умения работать в коллективе

Правила интерактивного квеста

  1. Игра проводится между командами (в командах не более 6 человек). Перед началом игры команда выбирает командира и название.  Игра начинается после выдачи листов с нумерацией (бегунков) станций.

  2. Участникам предстоит пройти все станции и получить на каждой оценку за правильность прохождения.

  3. После прохождения последнее станции необходимо сдать путевые листы организатору для подсчета баллов.

  4. Как только все команды сдадут листы производится награждение команды набравшей большее количество баллов.

Для квеста нами выбираны задачи и вопросы, которые соответствуют программе обучения 5 классов и возрасту обучающихся. Например: ребусы несут немалую пользу для интеллектуального развития (сообразительности, умения логично рассуждать, нестандартно мыслить). Игры со спичками, логические и задачи на смекалку  - полезны для «прокачки» логики, фантазии у участников, также они формируют пространственно-образное мышление.

2.2 Проведение математической игры

Для составления задания для игры мы использовала разные интернет ресурсы. После составления заданий, приступаю к реализации квеста. Для этого нужно разделить учеников пятого класса на 6 команд по три человека.

Также мне нужны 6 человек, которые будут стоять на станциях и объяснять задачу их станции учащимся.

1 станция - «Разгадай-ка»

Участникам следует разгадать ребусы которые им выдаст ведущий.

2 Станция - «Пятиминутка»

Участникам нужно отвечать правильно на вопросы ведущего

  1. Я задумал пятизначное число, отнял от него единицу и получил четырехзначное. Какое число я задумал?

Ответ: 10000.

  1. Двое родителей и двое сыновей поделили между собой поровну 30рублей, Причем каждый получил по 10 рублей. Как это могло случиться? Ответ: Было 3 человека: отец, сын и внук.

  2. Один ученик писал о себе: «... Пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на второй, на ногах десять ...» Почему он такой уродливый? Ответ: Ученик после слова «двадцать» не поставил двоеточие.

  3. У отца Мэри 5 дочерей. Первую зовут Чача, вторую – Чече, третью - Чичи, четвертую - Чочо. Как зовут пятую дочь? Ответ : Мэри

  4. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 48 часов будет солнечная погода?

Ответ: нет, будет полночь.

  1. На дереве сидело 6 воробьев. Охотник, выстрелив, попал в двух из них. Сколько воробьев осталось на дереве?

Ответ: Не осталось, - все остальные улетели.

  1. В корзине лежат 5 яблок. Можно разделить их поровну между 5 товарищами так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? Ответ: Можно. Одному из товарищей дают яблоко с корзиной

  2. Одно яйцо варят в течение 4 мин. Тогда оно считается сваренным. За сколько минут можно сварить 5 яиц?

Ответ: За 4 мин.

  1. Петух весит на одной ноге 4кг, а на двух сколько? Ответ: (4 кг)

  2. Как найти неизвестное делимое? Ответ: (Надо частное умножить на делитель)

  3. Можно ли при умножении получить ноль? Ответ: (Да)

  4. Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них? Ответ: (4)

  5. Можно ли при делении получить ноль? Ответ: (Да)

3 Станция – « Точная Наука»

Ведущий зачитывает участникам задачки и им нужно ответить правильно на них.

  1. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков пришлось ему сделать? (12)

  2. Я задумала пятизначное число, отняла от него единицу и получила четырехзначное. Какое число я задумала? (10000)

  3. Пять ворохов сена и семь ворохов сена свезли вместе. Сколько получилось ворохов сена? (один)

  4. Сколько концов у трёх палок. А сколько у трёх с половиной палок? (6,8)

  5. На одной руке 5 пальцев, на двух 10, а на 10 сколько? (50)

  6. Три плюс три умножить на три. Сколько будет? (3+3*3=12, а не 18)

  7. Над рекой летали птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей. (5)

4 Станция - «Спички палочки»

Участникам игры следует, переставить или добавить одну спичку так чтобы пример, стал правильным.

Ответ:

Список литературы

1. https://infourok.ru/matematika-v-moej-budushej-professii-4322331.html

2. https://urok.1sept.ru/articles/60764

  1. https://pandia.ru/text/80/083/9072.php

4. https://stud-baza.ru/matematicheskie-igryi-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-uchaschihsya-diplomnaya-rabota-pedagogika

5. https://slaidy.com/prezentacii-na-razlichnye-temy/matesha4klass

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/09/22/razvitie-logicheskogo-myshleniya

Просмотров работы: 36