Способы решения систем линейных уравнений

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Способы решения систем линейных уравнений

Портнягина К.С. 1
1МАОУ СОШ № 211 им. Л.И. Сидоренко
Портнягина Н.В. 1
1МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Паспорт проекта

Название проекта: «Способы решения систем линейных уравнений».

Руководитель проекта: Наталья Владимировна Портнягина.

Автор проекта: Портнягина Ксения Сергеевна

Учебная дисциплина: Математика (алгебра).

Тип проекта: исследовательский.

Цель работы: разработать краткое методическое пособие, в котором рассматривается решение систем линейных уравнений различными способами.

Задачи работы:

1. Изучить учебную литературу и составить краткий теоретический справочник;

2. Научиться решать системы линейных уравнений;

3. Проанализировать и классифицировать задачу № 13 ОГЭ и представить подробное решение к каждому виду;

4. Научиться оперировать как аналитическим, так графическим способами.

Актуальность проекта: я выбрала эту тему, потому что хочу научиться решать задание из ОГЭ и набрать большое количество балов на экзамене. При этом проанализировать дополнительную литературу, найти способ решения систем линейных уравнений, не содержащихся в учебнике.

Гипотеза проекта: систематизация знаний и рассмотрение методов решения систем линейных уравнений облегчит учащимся сдачу основного государственного экзамена.

Краткое содержание проекта: проект разделен на две основные части: теоретическую и практическую. В теоретической части будет рассматриваться повторение основных понятий (линейное уравнение, решение систем линейных уравнений методом подстановки, методом сложения, графический метод, метод Крамера); в практической части непосредственно демонстрируется применение теоретических знаний, а именно решение систем линейных уравнений конкретных задач.

Результат проекта (продукт): методическое пособие с решением задач для подготовки к 13 заданию из экзамена (ОГЭ)

Реализация проекта: презентация методического пособия, рекомендующегося для учащихся 9 классов.

Введение

В 2022 году в ЕГЭ по профильной математике в Новосибирске участвовало 6130 человек. На основе аналитической статистики Новосибирского института мониторинга и развития образования можно сделать вывод, что учащиеся умеют выполнять основные действия с функциями (задание № 9(10)). Но при этом с другими задачами на более углубленное исследование и применение свойств функции ученики справляются заметно хуже (№ 6, 12, 14, 17). Возможно, это связано с тем, что старшеклассники знают о свойствах функции поверхностно, а задача №9(10) решается шаблонно без основательного понимания.

Я выбрала эту тему, потому что изучение функций (алгебраические и трансцендентные) занимают центральное место в школьной алгебре. Понимание поведения той или иной функции, максимальное представление её свойств позволяют с легкостью решать многие задачи (как графически, так и аналитически). При этом стоит отметить, что подробный разбор задач на функции и систематизация теоретических знаний позволит ученикам не столько разобраться в своих ошибках, но и осилить любую другую сложную или интересную задачку.

С практической стороны очень важно уметь решать систему линейных уравнений с двумя переменными, так как она является математической моделью реальных ситуаций.

1. Теоретическая часть

1.1 Линейное уравнение с двумя переменными и его график.

Линейным уравнением с двумя переменными называют уравнение вида , где x и y - переменные, a, b, c - некоторые числа.

В каждом из случаев, когда или и , графиком уравнения является прямая.

Пусть в линейном уравнении . Имеем .

Если , то это уравнение не имеет решений, а значит, на координатной плоскости не существует точек, которые могли бы служить графиком уравнения.

Если , то уравнение принимает вид . Любая пара чисел является его решением. Следовательно, в этом случае графиком уравнения является вся координатная плоскость.

Уравнение

Значения a, b, c

График

 

, a и c - любые

Невертикальная прямая

 

, , с - любое

Вертикальная прямая

   

Вся координатная плоскость

 

,

-

1.2 Системы уравнений с двумя переменными

Если требуется найти все общие решения нескольких уравнений, то говорят, что надо решить систему уравнений. Систему уравнений записывают с помощью фигурной скобки.

Решением системы уравнений с двумя переменными называют пару значений переменных, обращающих каждое уравнение в верное равенство.

Решить систему уравнений - значит найти все её решения или доказать, что решений не существует.

1.3 Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными

Графический метод решения системы уравнений заключается в следующем:

  • построить на одной координатной плоскости графики уравнений, входящих в систему;

  • найти координаты всех точек пересечения построенных графиков;

  • полученные пары чисел и будут искомыми решениями.

Графический метод эффективен тогда, когда требуется определить количество решений системы.

Если графиками уравнений, входящих в систему линейных уравнений, являются прямые, то количество решений этой системы зависит от взаимного расположения двух прямых на плоскости:

  • если прямые пересекаются, то система имеет единственное решение;

  • если прямые совпадают, то система имеет бесконечно много решений;

  • если прямые параллельны, то система решений не имеет.

1.4 Решение систем линейных уравнений методом подстановки

Чтобы решить систему линейных уравнений методом подстановки, следует:

  1. выразить из любого уравнения системы одну переменную через другую;

  2. подставить в другое уравнение системы вместо этой переменной выражение, полученное на первом шаге;

  3. решить уравнение с одной переменной, полученное на втором шаге;

  4. подставить найденное значение переменной в выражение, полученное на первом шаге;

  5. вычислить значение второй переменной;

  6. записать ответ.

1.5 Решение систем линейных уравнений методом сложения

Чтобы решить систему линейных уравнений методом сложения, следует:

  1. подобрав "выгодные" множители, преобразовать одно или оба уравнения системы так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами;

  2. сложить почленно левые и правые части уравнений, полученных на первом шаге;

  3. решить уравнение с одной переменной, полученное на втором шаге;

  4. подставить найденное на третьем шаге значение переменной в любое из уравнений исходной системы;

  5. вычислить значение второй переменной;

  6. записать ответ.

1.6 Метод Крамера

Существует еще один способ решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными, так называемый метод Крамера.

Пусть даны четыре числа, например, 1, 2, 3, 4. Расположим эти числа в виде квадратной таблицы следующим образом:

Слева и справа этой таблицы проведем вертикальные отрезки, получим символ .

Элементы 1, 2, 3, 4 называются элементами символа. Элементы 1 и 2 образуют первую строку, элементы 3 и 4 - вторую строку. Элементы 1 и 3 образуют первый столбец, а элементы 2 и 4 - второй столбец.

Наконец, элементы 1 и 4 образуют главную диагональ, а элементы 2 и 3 - побочную диагональ. Рассмотрим произведения элементов главной диагонали и элементов побочной диагонали символа. Дадим следующее определение:

Определителем второго порядка называется число, равное разности произведений элементов главной и побочной диагоналей.

Таким образом, определитель равен

В общем случае, для обозначений элементов определителя ограничимся одной буквой, снабженной двумя индексами, из которых первый соответствует номеру строки, а второй - номеру столбца определителя, в котором расположен данный элемент. Например, если элемент расположен в определителе во второй строке и первом столбце, то он будет обозначаться а21. При этом надо помнить, что а11, а12, а21, а22, вообще говоря, это различные элементы определителя.

Обозначим определитель буквой , запишем

При перестановке элементов определителя он изменится. Однако если переставить элементы таким образом, чтобы в полученном определителе строки заменились соответствующими столбцами, а столбцы - соответствующими строками исходного определителя, то полученный таким образом определитель не изменит своего значения. В самом деле, заменив в определителе строки столбцами, а столбцы строками и вычислив полученный определитель, будем иметь

Сравнив правые части равенств, замечаем, что они равны.

Рассмотри систему двух линейных уравнений с двумя переменными:

,

.

Исследуем теперь эту систему:

1. Если , то система имеет единственное решение:

;

2. Если , а то система решений не имеет.

3. Если , то система имеет бесконечное множество решений.

2. Практическая часть

2.1. Решение задачи методом сложения

Задача :

На пошив одного платья и 4 юбок пошло 9 м ткани, а на 3 таких же платья и 8 таких же юбок - 21 м ткани. Сколько ткани надо для пошива одного платья и одной юбки отдельно?

Решение:

Пусть х м ткани требуется на одно платье, а на одну юбку - у м.

Составим систему линейных уравнений, решим её методом сложения.

;

;

;

.

На пошив одного платья уйдет 3 м ткани, а одной юбки - 1,5 м ткани.

Ответ: 3 м; 1,5 м.

2.2 Решение задачи методом подстановки

Задача:

Стол и стул стоили вместе 4100 рублей. После того, как стол подешевел на 20%, а стул подорожал на 10%, они стали стоить вместе 3670 рублей. Найдите первоначальную цену стола и первоначальную цену стула.

Решение:

Пусть х рублей - первоначальная цена стола, а y рублей - первоначальная цена стула. Новая цена стола составляет 80% первоначальной и равна 0,8х рублей. Новая цена стула составляет 110% первоначальной и равна 1,1y рублей. Тогда 0,8х + 1,1у=3670.

Получим систему уравнений:

Решим данную систему методом подстановки.

Ответ: 2800 рублей, 1300 рублей.

2.3 Решение задачи методом Крамера

Задача:

У Петра были монеты по 2 рубля и по 10 рублей. Он говорит, что купил книгу за 240 рублей, отдав за нее 30 монет, а Василий говорит, что такого быть не может. Кто прав?

Решение:

Пусть было x монет по 2 рубля и y монет по 10 рублей. Тогда

Решением этой системы является пара чисел (7,5; 22,5), что не соответствует смыслу задачи, так как количество монет может быть только натуральным числом.

Ответ: прав Василий.

Заключение

Подведем итоги по сделанной работе: для меня было сложно не только искать информацию в интернете и книгах, но и решать задачи, составлять математические модели.

В результате написания проекта, я познакомилась с новым методом решения системы линейных уравнений, а именно методом Крамера.

Список литературы

1. Гельфонд А.О. Решение уравнений в целых числах. - М.: Наука, 1978.

2. Мерзляк А.Г. Алгебра: 8 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных организаций - М.: Вентана - Граф, 2018.

Просмотров работы: 23