Семь раз отмерь - один отрежь (меры длины Древней Руси)

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Семь раз отмерь - один отрежь (меры длины Древней Руси)

Сафонова М.В. 1
1МБОУ "Средняя школа №2" города Велижа
Банькова Н.В. 1
1МБОУ "Средняя школа №2" города Велижа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Нельзя представить себе жизнь человека, который не производил бы какие-нибудь, хотя бы самые простые, измерения. У каждого из нас найдется дома линейка или сантиметровая лента. В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Не задумываясь, производим различные измерения и вычисления. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны, но старинные русские меры, такие как длина, площадь, объем, меры денежного обращения все чаще стали встречаться в школьных учебниках, мы сталкиваемся с ними в литературных и исторических произведениях, пословицах, поговорках, фразеологизмах, в математических задачах при решении ВПР, на экзаменах в выпускных классах. Даже на витринах магазинов и в рекламах можно встретить старинные величины, например, при покупке телевизора, указывается диагональ телевизора в дюймах. Понимание этих мер всегда вызывает трудности. Чтобы правильно трактовать текст, мы должны иметь представление о том, какие мерные единицы были на Руси и в каком отношении они находились друг с другом.

Интересно, а как измеряли длину на Руси? Почему мы так широко не используем старинные единицы измерения длины в наше время?

Цель моей работы – выяснить, какие меры длины существовали на Руси в давние времена, сравнить их с новой измерительной системой. Выяснить, уместно ли их использовать в настоящее время. Показать связь математики с повседневной жизнью на примере единиц измерения длины.

Задачи:

  • познакомиться с историей возникновения измерения;

  • выяснить, какие меры длины существовали в давние времена на Руси;

  • выяснить, какие старинные меры длины встречаются в художественной литературе, научиться переводить их в современные;

  • собрать пословицы, поговорки, фразеологизмы в которых встречаются названия старинных мер длины, выяснить их значение;

  • провести практическую работу с измерением длины, используя старинные меры; научиться соотносить старинные меры длины с современными;

  • проанализировать вывески и рекламы продукции в магазинах электроники на наличие старинных величин;

  • провести анкетирование учащихся 5-х классов МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа на тему «Знаешь ли ты старинные меры длины?»;

  • научиться решать задачи со старинными мерами длины;

  • развивать критическое мышление;

  • воспитывать любовь к своей стране, ее историческому прошлому;

  • сделать вместе с руководителем проекта интерактивную игру «Старинные меры длины в математических задачах».

Объект исследования: единицы измерения длины в Древней Руси.

Предмет исследования: использование старинных единиц измерения длины в пословицах, поговорках, фразеологизмах, художественной литературе, математических задачах и в вывесках и рекламах магазинов электроники.

Гипотеза: я могу предположить, что старинные русские меры длины неудобны в использовании, но знать соотношение старинных русских мер и современных единиц измерения величин необходимо, чтобы понимать содержание учебных, публицистических и художественных текстов.

Методы исследования:

  • изучение литературы по теме исследования;

  • поиск информации в сети Интернет;

  • анкетирование учащихся 5-х классов МБОУ «Средняя школа №2 города Велижа»;

  • анализ вывесок и реклам магазинов электроники;

  • исследование;

  • практическая работа.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках математики, литературного чтения, при проведении предметных недель, во внеурочной деятельности, при подготовке к различного рода математическим конкурсам и олимпиадам, а также в повседневной жизни.

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    1. Любопытные способы измерений

У наших предков были весьма любопытные способы измерения.

У славян была такая мера длины, как «перестрел» – расстояние, которое пролетала стрела, выпущенная из лука, «вержение камня» – бросок камнем.

В старинных грамотах о пожаловании земли можно прочитать: «От погоста во все стороны на бычачий рев», это значило – на расстояния, с которых еще слышен рев быка. Подобные меры были и у других народов – «петушиный крик», «коровий крик».

«Пушечный выстрел» – тоже мера расстояния.

Мерой служило и время «пока закипит котел воды».

В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояния – бука. Это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка.

Когда в Японии еще не знали подков для лошадей и обували их соломенными подошвами, появилась мера «соломенный башмак» – расстояние, на котором этот башмак изнашивался.

Когда наш предок – древний, но уже мыслящий, пытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение.
Первобытный человек располагал только длиной рук и ног, а также собственным ростом. Если при счете он пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. Не было народа, который не изобрел бы свои единицы измерения.

Единицей массы драгоценных камней и жемчуга является карат – вес семени одного из видов бобов равный 200 мг.

Единица аптекарского веса до последнего времени называлась граном, что значит зерно.

У римлян мерой земляных участков был югер (от «югум» –ярмо). Это участок земли, вспахиваемый за день двумя волами, впряженными в деревянное ярмо.

    1. Старинные русские меры длины

Для первобытного человека, строившего себе жилище, изготовлявшего простейшие орудия и посуду, применение мер длины, веса и объемов было необходимо. Первым счетным прибором человека были пальцы рук и ног. Те же пальцы, руки, ноги и другие части тела послужили образцами для создания первых мер длины.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: пядь, локоть, вершок, сажень, верста, аршин.

Малые старинные русские меры длины - пядь и локоть.

Пядь - это расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при их наибольшем удалении (размер пяди колебался от 19 см до 27 см).

До настоящего времени говорят: «Не отдать ни пяди земли», подразумевая не отдать, не уступить даже самой малой части своей земли. Об очень умном человеке часто говорят: «Семи пядей во лбу».

Так же существовали разновидности пяди, такие как:

МАЛАЯ ПЯДЬ - расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев = 17,78 cм.

БОЛЬШАЯ ПЯДЬ - расстояние между концами большого пальца и мизинца(22-23см.).

ПЯДЬ С КУВЫРКОМ - ("пядень с кувырком", по Далю - 'пядь с кувыркой') - пядь с прибавкой двух суставов указательного пальца = 27-31 см

Локоть - это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (размер локтя колебался в пределах от 38 см до 46 см и соответствовал двум пядям).

Локоть применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину изготовленной в домашних условиях шерстяной пряжи или пеньковой верёвки (такую продукцию наматывали на локоть). Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру. В розничной торговле холстом, сукном, полотном локоть был основной мерой. В крупной оптовой торговле - полотно, сукно и прочее, поступали в виде больших отрезов "поставов", длина которых в разное время и в разных местах колебалась от 30 до 60 локтей (в местах торговли эти меры имели конкретное, вполне определенное значение).

Большими единицами измерения были простая сажень - расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека (равнялась примерно 152 см и состояла из 4 локтей или 8 пядей); маховая сажень - расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста (равнялась примерно 176 см); косая сажень - расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки (примерно 216 см).

И сейчас говорят: «Косая сажень в плечах» (о рослом, плечистом человеке).

Большие расстояния в старину измерялись верстами (другое название поприще) - отсюда и выражения «мерить версты», т. е. ходить пешком на большие расстояния.

В переводе на современную систему мер верста межевая равна примерно 2,16 км.

До сих пор бытуют выражения:

  • «Пять верст до небес и все лесом», то есть примерно 10 км

  • «Эка верста выросла!» (так говорят о человеке большого роста).

  • «За семь вёрст киселя хлебать» (ехать далеко без особой надобности).

В XVI-XVII вв. наравне со старыми мерами длины появляются новые: аршин, четверть и вершок. К концу XVII века система мер длины представляла следующую картину: сажень делилась на три аршина и равнялась
216 см, аршин – длина всей руки 1 аршин = 72 см, а вершок - 4,5 см.

В народе говорят:

  • «От горшка два вершка», то есть очень маленький, всего 9 см

  • «Мерить на свой аршин», судить о ком-либо, чем-либо со своей личной точки зрения, оценивать на свой вкус.

  • "Пишешь аршинными буквами" – крупно.

Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках. Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином (линейкой) или по-быстрому отмеряя 'от плеча'. Чтобы исключить обмер, властями был введён, в качестве эталона "казенный аршин", представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.

Вершок – старорусская единица измерения, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово происходит от «верх», то есть росток, всход – стебелёк, пробившийся из земли. Мера вершка в современном исчислении равна приблизительно 4,5 см.

Шаг – одна из древнейших мер длины. Средняя длина человеческого шага = 71 см. Во время дуэлей это было самым распространённым мерилом. На расстоянии 10 шагов Дантес стрелял в Александра Сергеевича Пушкина в 1837 году в Санкт-Петербурге.

Ещё одной единицей длины, родственной вершку, так как также ведет происхождение от пальца, стал дюйм. Такое название закрепилось за меркой, первоначально равной длине фаланги большого пальца, примерно 2 см 5 мм.

Слово «дюйм» голландского происхождения и появилось в русском языке благодаря Петру I. Сама же единица длины была заимствована им у англичан и вскоре вошла в официальное употребление наравне с вершком. Впоследствии между этими мерами установилось соотношение

1 вершок примерно 2 дюйма

В наше время в дюймах измеряют самые разные величины: толщину досок и плитки, длину гвоздей и болтов, диаметр труб и некоторых деталей, размеры автомобильных шин и дисков и др. Также параметры различных устройств и носителей информации, например, диагональ экрана монитора или диаметр жесткого диска. В долях дюйма выражают также высоту шрифта при компьютерном наборе текста (ее измеряют в пунктах, принимая 1 пункт равным одной семьдесят второй).

    1. Старинные меры в творчестве поэтов и писателей

Старинные меры длины часто встречаются в русской классической литературе

А.С. Пушкин

«Зимняя дорога»

...Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег.... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне...

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин,…

П.П. Ершов

«Конек-горбунок»

…Да игрушечку конька

ростом ровно в три вершка

на спине с двумя горбами,

да с аршинными ушами…

Н.А. Некрасов

«Дед Мазай и зайцы»

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Л.Н. Толстой «Прыжок»

От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

- Я этого Тугарина сам видал. Вышиной он – три сажени, промежду плеч – сажень косая, конь под ним как лютый зверь.

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

Это был, в самом деле, большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Потому её так и прозвали Дюймовочка.

Д. Мамин-Сибиряк

«Серая Шейка»

Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен.

Былина «Илья Муромец»

…Хвост у Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей

Сказка «Царевна - лягушка»

Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул …

    1. Толкование пословиц, поговорок и фразеологизмов, связанных со старинными мерами длины

Рассмотрение истории развития русских мер длины показало, что несмотря на то, что была создана единая универсальная метрическая система, старые меры также остались в русской классической литературе, фольклоре – пословицах и поговорках, образной речи – сравнениях и фразеологизмах, математических задачах.

Старинные меры длины упоминаются в разговоре: можно услышать о веревке «толщиной в палец» или дыре «шириной в ладонь». Представление о величине каждого из названных предметов строится на основе словесного описания, которое приобретает особое значение, так как упомянутые «живые мерки» есть у каждого человека.

Также они используются в случае, когда нужно определить или примерно оценить размер небольшого предмета или малое состояние, не используя никакие измерительные инструменты.

Таким образом, современное общество не только по-прежнему встречается со старыми мерами длины в обыденной жизни, но и продолжает использовать их в непринужденной беседе или по прямому назначению.

Старинные меры длины часто встречаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах. Мы не всегда понимаем их смысл. Попробуем определить, что они могут означать. Я приведу толкование нескольких пословиц, поговорок и фразеологизмов, которые наиболее распространены.

Видеть на сажень сквозь землю - отличаться большой проницательностью.

Семи пядей во лбу - так говорят об умном человеке.

Косая сажень в плечах - так говорят о рослом, плечистом человеке.

От горшка два вершка - неодобрительно говорят о человеке, который неразумен, мал, чтобы судить о чём-то.

Как аршин проглотил - говорят о людях чопорных и надменных, держащихся по струнке. Аршин - здесь имеется ввиду линейка, длиной в аршин.

Слышно за версту - разговаривать очень громко.

Семь вёрст до небес, и всё лесом - очень далеко.

За семь вёрст киселя хлебать - добираться куда-то без особой надобности.

Всяк на свой аршин меряет - оценивать на свой вкус.

Писать аршинными буквами - писать очень крупно.

Нос с локоть, а ума с ноготь - говорят о взрослом, но не очень умном человеке.

Сам с ноготок, а борода с локоток - говорят о человеке незавидной внешности, но имеющему большой жизненный опыт.

Один, как перст - говорят о человеке не имеющего родных – один на белом свете.

Коломенская верста - шутливое прозвище для высокого человека. Это выражение появилось во времена царя Алексея Михайловича (правил в 1645-1676 гг.). Он повелел расставить вдоль дороги от Москвы до своего летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей друг от друга.

От слова до дела - целая верста – о человеке, который много говорит, а мало делает.

На аршин голова, да ума на пядь – голова большая, но глупая.

    1. Практическая часть

Изучив литературу по теме, я пришла к выводу, что многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела и каждая мера длины имеет приблизительное значение. Например, перст – старинное название пальца, его ширина около 2 см, вершок – около 4 см 5 мм, пядь – от 19 до 23 см, локоть – колеблется от 38 до 46 см, аршин – 72 см, а шаг – примерно, 70 см. Я решила выяснить свой рост и рост членов моей семьи в разных единица измерения. Мой рост равен 140 см. Результаты измерения приведены в таблице.

Эксперимент 1. Мой рост в старинных мерах длины

140 см

70 перстов

140 см

3,1 вершка

140 см

7,3 малых пядей

140 см

6,1 великих пядей

140 см

8,5 - 14 ладоней

140 см

3,1 – 3,6 локтей

140 см

1,9 аршина

140 см

2 шага

Вывод: Из данной таблицы видно, насколько неточны результаты этих измерений.

Эксперимент 2. Рост членов моей семьи в различных единицах длины

Измеряемый

Метр

Вершок

Малая пядь

Дюйм

Локоть

Большой локоть

Аршин

Мама

1,68

37

9

66,37

4,5

3,2

2,5

Папа

1,85

41

10

72

4

3

2

Брат

1,85

41

10

72

4

3

2

Вывод: Вычисляя рост членов семьи через различные единицы длины, я пришла к выводу, что это трудоемкий и неточный подсчет, что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а, следовательно, становится понятной для любого человека.

Эксперимент 3. Анализ соответствия диагоналей телевизоров и мониторов на этикетках и рекламах в магазинах электроники

Посетив магазины электроники и проанализировав рекламы, я увидела, что древние меры длины (дюймы) используются в характеристиках диагоналей телевизоров и мониторов для компьютеров. Например, диагональ 24″ (61 см)

Диагональ телевизора в дюймах

Диагональ телевизора в сантиметрах

Величина дюйма

Точные расчеты

18,5

46

2,54 см

2,54∙18,5=46,99 см ≈ 47 см

19

48

2,54 см

2,54∙19=48,26 см ≈ 48 см

19,5

49

2,54 см

2,54∙19,5=49,53 см ≈ 50 см

24″

61

2,54 см

2,54∙24=60,96 см ≈ 61 см

Вывод: Проанализировав данные магазинов и выполнив соответствующие математические расчеты, можно сделать вывод, что не все данные размеры диагоналей телевизоров и мониторов соответствуют действительности.

Общие выводы по исследованию

Подводя итог по исследованию, можно сказать, что:

  • без измерений современный человек обходиться не может, впрочем, в древности люди тоже не могли без них обойтись;

  • существовали разные меры длины, которые отличались друг от друга;

  • старинные единицы длины являются неточными, поэтому сейчас используются более точные, общие для всех стран единицы измерения: миллиметр, сантиметр, метр, километр.

    1. Результаты анкетирования обучающихся 5 классов МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа

Вместе с учителем я составила вопросы и провела анкетирование среди обучающихся 5-х классов нашей школы.

В результате анкетирования я узнала:

  • в настоящее время старинные меры на практике не применяются;

  • большинство людей о старинных мерах не знают, так как встречаются с ними только при решении задач, при чтении различной художественной литературы;

  • значение старинных мер мало кто помнит.

Опрос показал, что обучающиеся 5-х классов нашей школы все же хотят больше знать о старинных мерах длины для:

  • общего развития;

  • чтобы знать исторические корни;

  • понимать смысл русских пословиц и поговорок.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над темой проекта, мне удалось узнать много интересной информации. В далёкие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать искусство измерений. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникала необходимость измерять расстояния, а затем площади, ёмкости, массу, время. А ведь это и есть измерение.

С древности мерой длины и веса всегда был человек: насколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Пальцы, руки, ноги и другие части тела послужили образцами для создания первых мер длины, а небольшие расстояния мы и в настоящее время нередко определяем шагами. Человеческое тело было не только первым мерным эталоном, но и весьма удобным – всегда при себе.

Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения. Русский народ создал собственную систему мер. В словаре Владимира Ивановича Даля мы находим определение: «Мера – способ определения количества по принятой единице».

Много преобразований потерпели старинные меры длины. В 1793 году во Франции приняли метрическую систему мер «на все времена». 10 декабря 1799 года считается днём рождения метрической системы единиц. Метр стал эталоном измерений. В современном мире мы пользуемся одинаковыми единицами измерения длины: километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр.

В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц – система интернациональная (СИ). С 1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.

В результате работы над проектом цели и задачи, которые были поставлены в начале работы, были достигнуты:

  • я узнала много интересного о старинных и современных единицах измерения;

  • имею возможность поделиться своими знаниями с другими обучающимися;

  • получила хорошую практику по переводу единиц из одной системы в другую;

  • я научилась переводить старинные меры длины в современные, когда читала литературные произведения.

Выполнив все задачи исследования, можно сказать, что гипотеза подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всём мире. И пусть сейчас данные меры не используют как раньше, зато в фольклоре они нашли своё отражение и употребляются до сих пор, отражая мудрость народа.

История мер – это история торговли, ремесел, сельского хозяйства и строительства, а в конечном итоге – это часть истории человечества. Подводя итог работы, прихожу к выводу об актуальности данной темы. Как появились меры, как изменялись, что несли народам и как влияли на их жизнь? Это интересно и сегодня.

Моя работа актуальна и интересна потому, что заставляет учащихся не только обратиться к истории языка и освоить простейшие навыки исследовательской работы, но и использовать полученные знания при изучении других предметов, таких как математика, русский язык, литература, история, информатика, а также поможет при написании ВПР и сдаче итоговой аттестации, а также в повседневной жизни человека.

Люди не могут существовать без системы мер, которая в процессе развития человечества развивается и совершенствуется. И этому подтверждение слова великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, который сказал, что «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры».

Источники

  1. Ермаков Н.Я. Пословицы русского народа. – СПб, 1984.

  2. Клименченко Д. Величины и их измерения.

  3. Литература 5 класс: ч.1,2,3,4, / В. Я. Коровина и др., М: Просвещение, 2020

  4. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский и др.,- М : Просвещение, 2019

  5. Романова Г.Я. Наименование мер длины в русском языке. – М., 1999

  6. Шабалин С. А. Измерения для всех.

  7. Ведическая Русь. Старинные русские меры длины, веса, объёма. [Электронный ресурс] – URL: http://rus-ved-rus.narod.ru/mery.html (дата обращения 12.02.2023).

  8. С миру по нитке. Русская жизнь. Познавательный дневник. [Электронный ресурс] – URL: http://akopyan.ru/s_miru_po_nitke/starinnie_russkie_meri_dlini.html (дата обращения 18.01.2023).

  9. Статистика, статистические характеристики. [Электронный ресурс] – URL: http://art.ioso.ru/seminar/2009/projects11/rezim/stat4.html (дата обращения 12.03.2023).

  10. Шагомер – прибор для измерения количества шагов, сделанных человеком. [Электронный ресурс] – URL: http://www.shagomer.ru (дата обращения 12.03.2023).

Просмотров работы: 30