Интернет-зависимость в числах

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Интернет-зависимость в числах

Татеосян И.А. 1
1МБОУ лицей №9 г.Сальска
Лызь И.А. 1
1МБОУ лицей №9 г.Сальска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Еще несколько лет назад трудно было представить, насколько актуальна сегодня проблема интернет-зависимости. И с каждым годом актуальность этой проблемы только возрастает. В прошлом проблема компьютерной зависимости не была столь серьезной. Уже тогда компьютеры использовались для развлечений, работы и общения, но ситуация кардинально изменилась с появлением общедоступного высокоскоростного интернета, который особенно привлек подростков. Для многих из них интернет заменил традиционный досуг - общение с родителями и сверстниками.

Сегодня интернет-зависимость - очень распространенная проблема в детском (подростковом) образовании, затрагивающая в основном детей в возрасте от 8 до 16-18 лет. Мы живем в век современных технологий, это не хорошо и не плохо, главное - правильно распорядиться доступными нам ресурсами. Интернет и компьютеры - это инструменты для творчества и источник новой информации. В современном мире интернет-зависимость носит угрожающий характер для детей, но общественность справляется с этим фактором: мол, с возрастом это проходит. Многие родители считают, что нет ничего непонятного в том, с кем он проводит время, а лучше пусть сидит дома за компьютером.

Интернет-зависимость - соблазняет и увлекает, но лишает реальности, тем самым приводя к отсутствию удовольствия от настоящей жизни. Из этого можно сделать вывод, что интернет спровоцировал компьютерную зависимость, а понятия "компьютерная зависимость" и "интернет-зависимость" сегодня становятся идентичными. Интернет-зависимость возникает у подростков, которые чрезмерно общаются в социальных сетях, и, как правило, у подростков, которые менее общительны в обычной жизни. Стоит отметить, что число таких людей растет. По мере внедрения информационных технологий в различные аспекты жизни человека, жить без них становится все сложнее, что в свою очередь способствует развитию зависимости. В связи с массовым распространением интернета проводится все больше научных исследований интернет-зависимости, которые объясняются с точки зрения различных психологических направлений и школ.

Актуальность моей работы заключается в том, что сегодня все виды зависимостей у детей проявляются очень быстро. Одним из таких примеров является интернет-зависимость. Интернет все больше вторгается во все сферы нашей жизни. Все больше детей подвергаются риску интернет-зависимости. Сегодня большинство людей привыкли начинать свой день не с чашки горячего кофе, а с включения компьютера или мобильного телефона с доступом в Интернет. Всемирная паутина заменила телевизионные новости и телепрограммы, избавила нас от необходимости покупать диски с фильмами и музыкой, а в некоторых случаях удовлетворила наше желание общаться. Всемирная паутина настолько прочно вошла в нашу жизнь, что многие люди не представляют себе жизни без нее. Если вы находитесь в месте, где практически нет доступа к Интернету, то первым делом заходите на свои любимые сайты, смотрите новости, "общаетесь" с друзьями, комментируете, просматриваете и скачиваете. Конечно, информация очень важна для человека, она строит нашу личность, но может и разрушить ее. Цель работы: теоретическое и практическое изучение проблемы интернет-зависимости среди учащихся лицея.

Задачи работы:

-Получить информацию об интернет-зависимости (теоретические аспекты).

-Выявить причины возникновения интернет-зависимости.

-Провести анонимное анкетирование среди учащихся лицея.

-Разработать профилактические рекомендации для учащихся.

Гипотеза: можно предположить, что интернет-зависимость возникает, когда люди теряют способность контролировать свое время в сети и предпочитают виртуальную жизнь реальной.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ УЧАЩИХСЯ: СУЩНОСТЬ

1.1. Что такое интернет-зависимость?

В наше время Интернет - это кладезь знаний. Благодаря ему люди могут узнать новую информацию и даже стать богатыми. Однако, несмотря на все эти преимущества, интернет приносит как вред, так и пользу.

С ростом популярности интернета стали проявляться и негативные стороны его использования. Некоторые люди настолько увлекаются виртуальным пространством, что предпочитают интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Чем больше времени они проводят в Интернете, тем меньше времени остается на другие, более необходимые вещи. Они меньше думают о социальных и семейных проблемах, о своем здоровье и не планируют свою жизнь. Все эти вещи отходят на второй план, оставляя место для комфортного состояния души в "здесь и сейчас".

Впервые об интернет-зависимости заговорили на Западе в середине девяностых годов прошлого века. Под интернет-зависимостью понимают непреодолимую тягу к пребыванию во Всемирной паутине, характеризующуюся навязчивым желанием подключиться к ней и не покидать ее. Первые признаки интернет-зависимости - многочасовое "общение" в чатах, ICQ, форумах, "Одноклассниках" и "Контактах", азартные игры в Интернете и бесконечное "обучение" на всевозможных "образовательных" сайтах.

По оценкам экспертов, около 5-10 % пользователей мировой сети страдают от интернет-зависимости. Учитывая, что подавляющее большинство пользователей находится в возрасте от 10 до 35 лет, проблема интернет-зависимости интегрируется с другими социальными проблемами молодежи.

В настоящее время феномен "интернет-зависимости" активно обсуждается и исследуется. Термин "зависимость" означает навязчивое желание, которое испытывает человек, побуждающее его к определенной деятельности.

Интернет-зависимость - это психическое расстройство, связанное с навязчивым желанием подключиться к интернету и болезненной неспособностью вовремя от него оторваться.

Игровая зависимость - предположительно форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивой тяге к компьютерным играм и азартным играм. Поведенчески интернет-зависимость проявляется в виде предпочтения жизни в интернете настолько, что человек фактически начинает отказываться от "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности.

Другое определение интернет-зависимости - это "навязчивое желание выходить в интернет оффлайн и невозможность выйти из интернета онлайн". Термин "интернет-зависимость" был впервые использован американским психиатром Айвеном Голдбергом (рис. 1) в 1994 году [1]. Голдберг не придавал этому термину медицинского значения, как в случае с наркотической или алкогольной зависимостью, а скорее обозначал поведение, связанное с потерей самоконтроля и стрессом, угрожающим нормальной жизни. Изначально термин был введен психиатрами как юмор, но теперь он прочно вошел в обиход.

Рисунок 1 - Айвен Голдберг.

Исследователи отмечают, что большинство интернет-зависимых (91 %) используют интернет-сервисы, связанные с общением. Другую группу зависимых привлекают информационные сетевые сервисы. Интернет-зависимость может проявляться как зависимость от различных форм использования интернета, а ее проявления схожи с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков).

По данным различных исследований, около 10 % пользователей интернета сегодня являются интернет-зависимыми. Однако здесь возникает вопрос. В чем разница между живым общением и общением в Интернете? Нет ничего плохого в том, чтобы знакомиться с людьми в Интернете и выбирать новых друзей с общими интересами. Точно так же нельзя назвать зависимым человека, который сидит за монитором с приятелем или девушкой, с которой ему нравится проводить время вне компьютера. В отличие от распространенного мнения, не все геймеры являются наркоманами. Если подросток увлекается игрушками и играет с друзьями в баскетбол, это здоровый человек. Другими словами, в основе интернет-зависимости почти всегда лежит одиночество и отсутствие других вариантов развлечений. По данным К. Янга, 25 % интернет-зависимых становятся зависимыми в течение первых шести месяцев после начала использования интернета, 58 % - во второй половине года и 17 % - вскоре после года. Как правило, зависимость замечают родственники и друзья интернет-зависимого по изменениям в его поведении и повседневной жизни.

Большинство интернет-зависимых "сидят" в Сети, чтобы общаться. Интернет-зависимость обусловлена разницей между реальным и виртуальным общением. Основная причина распространения этого явления - анонимность людей в Интернете. Интернет - это уникальный способ преодолеть стеснительность и раскрепоститься, сказать то, что думаешь, и получить обратную связь, выплеснуть негативные эмоции, накопившиеся за день, и сгладить противоречия в жизни. И это делается без всякой апологетики. Это своего рода чудесный трамплин для самых смелых романтических приключений, полетов фантазии, виртуальной любви и дружбы.

1.2. Причины возникновения интернет-зависимости в подростковом возрасте.

Девиантные явления не являются чем-то особенным или новым, однако их изучение приобретает особую актуальность в настоящее время - переломный период в развитии общества.В современном обществе взаимодействие индивидов, семей и социумов происходит в условиях качественной трансформации общественных отношений, что вызывает как позитивные, так и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Трудности, возникающие в процессе адаптации к рыночной экономике у представителей отдельных социальных групп, приводят к деформации межличностных отношений, разобщению поколений и утрате традиций.

Одним из наиболее интересных направлений исследований и терапевтической практики для психологов является психология зависимостей. Наряду с поиском и совершенствованием средств борьбы с традиционными зависимостями, такими как наркомания (в том числе токсикомания), табакокурение и алкоголизм, наблюдается тенденция к более широкому взгляду на зависимость. Действительно, ученые ставят под сомнение разнообразие способов, с помощью которых люди могут "убегать" от реалий жизни, изменяя свое состояние сознания. Исследователи следуют реалиям современной жизни. В своих научных очерках они постоянно упоминают "телеманию, трудоголизм, страстное коллекционирование, пристрастие к азартным играм, шопоголизм и т.д.".

На последнем месте в списке поведенческих зависимостей стоит интернет-зависимость. Официального диагноза интернет-зависимости не существует, поскольку это заболевание появилось сравнительно недавно. В современном обществе Интернет используется для очень широкого круга целей - поиска необходимой информации, работы, общения и развлечений. Однако наряду с положительными аспектами использования интернета ведутся споры и о негативном влиянии, которое он оказывает на человека. На данном этапе активно обсуждаются актуальные вопросы психологии зависимостей, связанные с попытками выявить поведенческие формы зависимости [1].

Анализируются дебаты об интернет-зависимости. Поднимаются вопросы о том, насколько абсолютно разные люди "уходят" из реальной жизни в виртуальный мир, изменяя свое состояние сознания.

Причина появления интернет-зависимости у подростков заключается в том, что это время гормональной перестройки, когда общение, новые знакомства и налаживание связей с противоположным полом становится для подростков проблематичным (конечно, это не у всех но ко многим подросткам это относится). Также возникают проблемы, связанные с невозможностью самовыражения, трудностями адаптации в новом коллективе и повышенной обидчивостью.

Подростки, которым сложно выразить свои мысли, чувства и взгляды, боятся обвинений в реальном мире, но в виртуальном мире они могут высказать все, что накипело, не опасаясь обвинений.

Подростки пытаются получить все в виртуальном мире со своими нереальными друзьями. К. Янг охарактеризовал четыре основных типа интернет-зависимости

  1. Компьютерная зависимость: зависимость от различных компьютерных задач (игр, программирования и других видов деятельности). (игры, программирование и другие виды деятельности);

  2. Компульсивная навигация в Интернете: компульсивный поиск информации в удаленных базах данных;

  3. информационная перегрузка: патологическая одержимость азартными играми, онлайн-аукционами и электронными покупками через Интернет;

  4. киберкоммуникационная зависимость: пристрастие к общению в чатах, групповых играх и конференц-связи, что в конечном итоге может привести к замене реальных родных и друзей виртуальными.

Янг выделяет четыре признака, по которым можно определить интернет-зависимость:

  1. навязчивое желание проверить электронную почту;

  2. постоянное желание найти следующую запись в Интернете;

  3. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет;

  4. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете [2].

Последствия интернет-зависимости для физического здоровья менее очевидны, но все же заметны. Как правило, зависимые пытаются пользоваться Интернетом в любое время и в любом месте, а отдельные сеансы могут длиться долго. Как правило, они выходят в интернет по ночам, пытаясь удовлетворить свою тягу в условиях дефицита времени. В результате бессонных ночей подростки испытывают постоянную усталость, а их иммунитет ослабевает. Среди услуг, вызывающих интернет-зависимость у молодежи, - онлайн-игры и другие виды развлечений (скачивание музыки, видео, фильмов и т. д.), все формы общения (социальные сети, блоги, обмен мгновенными сообщениями, форумы, электронная почта и т. д.).

Несомненно, Интернет удовлетворяет многие потребности молодежи. В Интернете есть все, что может интересовать пользователя. Интернет предоставляет возможности для анонимного общения, помогает реализовать фантазии и обеспечивает неограниченный доступ к информации. Негативное влияние компьютеров на психику человека проявляется в виде зависимости, которая выражается в психопатологических симптомах (неспособность переключиться на другие виды развлечений, мнимое чувство превосходства над другими и т. д.)[3].

Поэтому, несмотря на то что официального диагноза "интернет-зависимость" пока не существует, родители зависимых подростков уже ощущают ее симптомы и последствия.

Хотя сфера применения Интернета очень широка, наряду с положительными аспектами его использования ведутся споры и о его негативном влиянии на подростков.

В настоящее время исследователи отмечают, что большинство интернет-зависимых "засиживаются" в сети для общения и в итоге заменяют своих реальных родных и друзей виртуальными 91% заядлых участников. Некоторые ресурсы направлены на общение, например чаты и групповые игры.

1.3. Влияние интернет-зависимости на здоровье подростков

Работая за компьютером, люди проводят длительное время без движения. Но если в течение обычного рабочего дня работник отворачивается от монитора, встает и двигается, то ребенок, играющий за компьютером, проведет без движения несколько часов или даже целый день. Такая работа за компьютером наносит непоправимый вред здоровью человека. В то время как позвоночник и кости взрослого человека уже выработали определенное нормальное состояние, или осанку, тело ребенка еще достаточно гибкое и только начинает формировать осанку. Отсутствие физических упражнений приводит к атрофии мышц спины, живота, груди и шеи, в результате чего формируется плохая осанка, искривление грудной клетки, горбатость и различные заболевания позвоночника (грыжи дисков, смещение дисков).

Кроме того, отсутствие физических нагрузок при работе за компьютером приводит к ухудшению кровообращения и ожирению сердца. Это приводит к инсультам, инфарктам и одышке. Компьютеры также негативно влияют на здоровье опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем, а также на зрительную систему человека, особенно детей. Компьютерные игры могут нанести физический и психологический вред. Физический - нарушения сна, питания, ухудшение зрения. Психологический - отрыв от реальной жизни. Опасно, если время, проведенное в отрыве от реальной жизни, превышает 10 % от общего времени. Молодой развивающийся организм особенно уязвим к негативным последствиям зрительной и нервно-эмоциональной нагрузки [4].

Поэтому длительное пребывание за компьютером не только переутомляет детский организм, но и может привести к серьезным заболеваниям в будущем. Если ребенок становится перевозбужденным, раздражительным или агрессивным в вечернее время, с трудом засыпает или просыпается несколько раз за ночь, это признаки того, что общение с компьютером следует резко ограничить.

Обычно врачи рекомендуют ограничивать его одним часом в день. Когда дети и взрослые выполняют задания, связанные со зрительным напряжением, их глаза устают. Дети особенно подвержены усталости глаз, потому что их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Чтение слишком большого количества книг или неограниченное сидение перед телевизором или компьютером может стать серьезной нагрузкой для молодых глаз. В большинстве случаев зрительное утомление вызывает у детей вялость и раздражительность. Компьютеры безопасны, как и любая другая бытовая техника. Однако, как и у других бытовых приборов, у них есть потенциальная опасность для здоровья. (Кстати, многие из этих угроз связаны не только с компьютерами, но и с видеоиграми).

Рассматривая последствия интернет-зависимости для здоровья, следует упомянуть о некоторых факторах риска.

К факторам риска относятся:

-проблемы, провоцирующие эпилептические припадки;

-расстройства сна и питания

-нарушения зрения.

-проблемы с мышцами и суставами.

-ожирение.

Во всех случаях степень риска прямо пропорциональна времени, проведенному за компьютером. Доказано, что азартные игры способны вызывать зависимость, аналогичную алкогольной и наркотической. В детстве игровая зависимость обычно развивается в связи с компьютерными играми. В то же время в таком удобном и необходимом предмете, как компьютер, таится еще одна опасность зависимости.

Специалисты по интернет-зависимости отмечают увлечение онлайн-общением с друзьями в сети. Это опасно тем, что может привести к желанию заменить реальную жизнь, семью и друзей виртуальной жизнью, которая удовлетворяет практически все потребности.

Психологические признаки:

удовольствие или эйфория при контакте с компьютером или даже при предвкушении контакта;

неспособность контролировать время, проведенное за компьютером;

желание увеличить время, проведенное за компьютером;

при отсутствии контакта с компьютером раздражительность, подавленность, опустошенность или депрессия;

использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги или депрессии;

эмоциональная нестабильность;

навязчивое желание постоянно проверять электронную почту;

низкая самооценка [5].

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ УЧАЩИХСЯ: ДИАГНОСТИКА

2.1. Результаты опроса и анализ данных.

Для изучения интернет-зависимости был проведен опрос среди учащихся лицея 8-9 классов. На основе полученных данных результаты опроса проанализированы и представлены в виде диаграмм. В опросе приняли участие 86 человека.

Первый вопрос анкеты указывал на количество времени, которое подростки проводят в Интернете: 38% ответили, что проводят от двух до четырех часов, 36% - от пяти до шести часов и 26% - респондентов сообщили, что пользуются интернетом более семи часов в день.

С помощью какого устройства вы выходите в Интернет: 92% используют телефон и 8% - ПК или ноутбук.

64% респондентов ничего не чувствуют, если долго не выходят в Интернет, 17% испытывают чувство тревоги, 14% - чувство опустошенности, 8% - чувство дискомфорта, 4% - чувство раздражения, 3% - чувство свободы и спокойствия, 5% чувствуют себя очень скучно, 5% чувствуют себя скучно. Влияет ли интернет на вашу учебу? Ответылицеистов таковы: 35% не влияет,10 % - мешает учебе; 36 % - помогает учебе; 19 % - затрудняюсь ответить.

На следующий вопрос "Пожертвовали бы вы сном, чтобы провести лишний час в Интернете?" 50 % респондентов пожертвовали бы сном, чтобы провести лишний час в Интернете, а 35 % ответили отрицательно и 15% затрудняются ответить.

Для чего респонденты используют интернет? Согласно опросу, немногие используют интернет для знакомств, 65 % - для игр и 11 % - для образования или личного развития. Как и ожидалось, самым популярным занятием является общение с друзьями.

На вопрос "В каком возрасте вы начали пользоваться интернетом" ученики ответили: 13% - до 6 лет; 46% - 7-10 лет; 39% - 11-14 лет; только 2 % сказали, что начали пользоваться интернетом в 15-16 лет.

Один из вопросов касался того, как долго школьники могут не пользоваться Интернетом. 37% могут обойтись не более одного дня, 21%-от 2 до 7 дней, 14%-больше недели, 13%-всегда в сети, а варианты ответов «по-разному», «обычно недели 2-3», «могу обходиться без него», «больше месяца» в сумме набрали 15%.

На последний вопрос "Характерны ли для тебя следующие особенности?" были получены следующие ответы: "более ранимый и обидчивый", "более склонен к депрессии", "более низкая самооценка", "более низкая стрессоустойчивость", "не умеет разрешать конфликты", "хочет убежать от проблем", "не умеет общаться со сверстниками или противоположным полом" и "худшая адаптация в коллективе". Эти варианты выбрали 41 % респондентов. Остальные 59% отметили вариант "ничего из вышеперечисленного". Этот вопрос позволил выявить эмоциональное состояние молодежи.

В исследовании также использовался Экспресс-тест Кимберли Янг на интернет-зависимость. Этот тест представляет собой инструмент самодиагностики патологической зависимости от Интернета (в любой форме). Инструкция состоит в том, чтобы прочитать и ответить на вопросы: "Да" или "Нет". [6]

Список вопросов.

  1. Чувствуете ли вы зависимость от Интернета (помните ли вы, как заходили в Интернет раньше, и с нетерпением ждете возможности зайти в него после этого)?

  2. Чувствуете ли вы потребность увеличить количество времени, которое вы проводите в Интернете?

  3. Пробовали ли вы контролировать, ограничивать или отказывать в доступе к Интернету, но безуспешно?

  4. Испытываете ли вы эмоциональный дискомфорт, когда отказываете или ограничиваете доступ в интернет?

  5. Пользовались ли вы когда-нибудь Интернетом больше, чем собирались?

  6. Бывали ли у вас ситуации, когда интернет мог помешать вашей учебе, семье, личной или профессиональной жизни?

  7. Приходилось ли вам когда-нибудь говорить неправду родственникам, близким, друзьям, учителям, т. д., чтобы скрыть время, проведенное в Интернете?

  8. Используете ли вы интернет, чтобы убежать от проблем, плохого настроения, чувства беспомощности, разочарования, вины или депрессии?

Если на пять или более вопросов теста вы ответили "да", значит, опрашиваемый страдает от интернет-зависимости. Им рекомендуется пройти подробную психиатрическую диагностику.

Результаты опросника Кимберли Янг "Интернет-зависимость" показывают, что 6лицеистов находятся в группе риска по интернет-зависимости и 7- страдают от интернет-зависимости.

Перед началом исследования интернет-зависимости среди лицеистов я выдвинула гипотезу: "Интернет-зависимость проявляется как потеря контроля над временем, проведенным в сети, и предпочтение виртуальной жизни реальной".

Результаты исследования показали, что 23 % из 86 участников опроса подвержены риску интернет-зависимости, а у 18 % наблюдаются признаки интернет-зависимости. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.

На вопрос "Жертвуете ли вы сном, чтобы провести лишний час в Интернете?" на что 50 % ответили, что жертвуют сном.

На вопрос "Используете ли вы интернет, чтобы убежать от проблем или поднять настроение (например, чтобы справиться с чувством беспомощности, вины, тревоги или депрессии)?" 70% ответили "да".

Таким образом, проанализировав информацию из анкеты, можно сказать, что многие подростки и взрослые не осознают, насколько они уже зависимы от интернета, и многим учащимся нужна помощь, чтобы преодолеть эту зависимость. Моя гипотеза о том, что «интернет-зависимость» приводит к потере контроля над временем в сети и предпочтению виртуальной жизни реальной", подтвердилась в ходе данного исследования.

2.2. Профилактические рекомендации: как бороться с интернет-зависимостью.

В ходе исследования подтвердилась моя гипотеза о том, что "интернет-зависимость приводит к тому, что люди теряют контроль над своим временем в сети и предпочитают виртуальную жизнь реальной".

Поэтому я разработал ряд профилактических рекомендаций на тему "Как бороться с интернет-зависимостью".

  • Оценка привычки. На данном этапе необходимо понять, что привлекает людей в интернете. Для этого достаточно держать рядом листок бумаги и ручку и записывать посещаемые сайты и время, проведенное на них.

  • Пауза. Зависимость возникает автоматически. Второй шаг - разорвать цепочку "желание - привычка - автоматическое поведение". Например, если у вас возникло желание зайти в социальную сеть, переждите его и постарайтесь занять себя другим делом. Устойчивое желание изменить свою жизнь может побудить вас сделать паузу. Постарайтесь сделать перерыв, когда вы заходите на сайт. 

  • Перерыв. Для этого попросите близкого человека отвлечь вас или поставьте будильник на каждые 30 минут. Пока вы отдыхаете, вы можете убраться в офисе или комнате, заняться спортом или позвонить родным и друзьям. 

  • Поиск Почему интернет вошел в нашу жизнь и занимает так много нашего времени? Вы можете сделать это, опираясь на записи, которые вы сделали на первом этапе. Далее вам нужно понять, почему люди глубоко погружаются в виртуальный мир. Это могут быть ссоры и конфликты в семье или на работе, стресс, усталость, скука, тайные желания и т. д. 

  • Выбор Альтернативы. После выявления причин интернет-зависимости необходимо найти альтернативу. Заменой должно быть что-то бодрое, позитивное, веселое, то, что вызывает у вас постоянное желание прекратить сидеть в Интернете. Это может быть прослушивание любимой музыки, занятия спортом, рисование, изучение иностранного языка, ведение личного дневника, общение с родными и близкими и т. д. 

  • Замена Привычки. Выработав новую привычку, ссылайтесь на нее каждый раз, когда вам "захочется выйти" во Всемирную паутину, и постепенно увеличивайте количество времени, которое вы тратите на работу, заменяющую ее. Таким образом, привычка автоматически вытесняется, а интернет-зависимость заменяется более полезными занятиями (рисование, спорт, общение). 

  • Понимание Цели. Цель борьбы с интернет-зависимостью не в том, чтобы выбросить ноутбуки, компьютеры и мобильные телефоны и постоянно уходить в офлайн. Современные гаджеты можно использовать в полезных целях, например для обучения и расширения кругозора. На данном этапе мы должны осознать, что трата времени на интернет лишает нас всех социальных и материальных благ и в конечном итоге превращает здоровых, порядочных людей в малоподвижные скелеты. 

  • Планирование. Используя эту технику, вы сможете максимально эффективно использовать свое время, занимаясь делами, не связанными с интернетом и гаджетами. Составьте максимально плотный распорядок дня, чтобы не возникало тяги к сидению во Всемирной паутине. 

  • Отключение. Чтобы не отвлекаться от запланированных дел, можно на время отключить компьютер и интернет. Современные устройства позволяют установить таймер и отключать сеть в нужное время. Это поможет избавиться от соблазна вернуться к привычке. 

  • Ограничение Время работы в Интернете. Не стоит полностью исключать возможность сетевого общения, поскольку оно является неотъемлемой частью современного общества. Однако время, проведенное в Интернете, следует максимально сократить. Например, выделяйте 15 минут днем и вечером на проверку и ответ на сообщения, просмотр погоды или последних новостей. Выходить в интернет следует только в установленное время и после выполнения запланированных дел. Отдайте предпочтение сайту 

  • Сон. Большинство пользователей предпочитают погружаться в виртуальный мир перед сном, и не зря.

На самом деле, контролировать время в Интернете очень сложно, так как перед сном все функции организма снижаются. Согласно одному из исследований, недостаток сна делает людей более зависимыми от интернета. Интернет-зависимость - это не то, что можно быстро преодолеть. Даже если у вас опустились руки, не сдавайтесь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Этот исследовательский проект был для меня очень интересным. Я считаю, что цели, которые я ставила перед собой, полностью достигнуты. Мне удалось

-Определить причины интернет-зависимости.

-Провести анонимный опрос лицеистов 8-9классов.

-Разработать рекомендации по профилактике для учащихся.Невозможно однозначно определить влияние социальных сетей на личность подростка. Конечно, у всего есть как отрицательные, так и положительные стороны.

Единственное, что нужно помнить, - все должно быть взвешенно, в том числе и использование Интернета. Тем не менее, я считаю, что социальные сети уже стали болезнью. Трудно найти подростка, который не был бы зарегистрирован в какой-нибудь социальной сети. И самое страшное, что почти все они зависимы от этих сетей. Общение в сетях отнимает у людей реальное время, когда они могли бы успеть сделать и увидеть много интересного. Подростки уже не могут представить себе жизнь без интернета. Не успев осознать это, они причиняют себе вред, превращая свою реальную жизнь в виртуальную. Я сама зарегистрирован в социальных сетях и могу вас заверить, что тысячи детей, а также взрослых и подростков "зависают" там. Это уже глобальная проблема, которая требует срочного решения. И мы можем предположить, что интернет-зависимость проявляется тогда, когда люди теряют способность контролировать свое время в сети и предпочитают виртуальную жизнь реальной. Это утверждение является гипотезой моей работы. В ходе исследования моя гипотеза подтвердилась, и я разработала ряд профилактических рекомендаций на тему "Как бороться с интернет-зависимостью".

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гилинский, Я.И. Глобализация и девиантность [Текст] / Я.В. Гилинский, В.В. Гольберт, Я.В. Костюковский. – СПб.: Питер, 2006. – 393 с.

  2. Дувалина О.Н. Интернет зависимость у подростков: причины и последствия [Электронный ресурс] / Дувалина О.Н., Осипов Л.О. // elibrary.ru: научная библиотека. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39452986.

  3. Иванов А.И. Выявление уровней интернет-зависимости у подростков [Электронный ресурс] / Иванов А.И., Индейкина О. С. // elibrary.ru: научная библиотека. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47131520.

  4. Коровина С.Н.Некоторые аспекты профилактики интернет-зависимости у подростков [Электронный ресурс] // elibrary.ru: научная библиотека. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38527611.

  5. Пахомова, Т.В. Некоторые психологические проблемы интернет – зависимости [Текст] / Т. В. Пахомова // Молодой ученый. – 2014. - №15. – 236–238 с.

  6. Репина, М.А. Проблемы интернет – зависимости подростков [Текст] / М. А. Репина,А. Ф. Федоров // Молодой ученный. – 2014. - №20. – 79 с.

  7. Чанилова Н. Г. Интернет-зависимость современных подростков как поведенческая проблема [Электронный ресурс] / Чанилова Н. Г., Полякова Н. А. // Вектор наукиТольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - Режим доступа: https://www.vektornaukipedagogika.ru/jour/article/view/172

Просмотров работы: 23