ЭКОНОМНЫЙ ИЛИ ЖАДНЫЙ? ПРАВИЛА ЭКОНОМИИ В СРЕДЕ ПОДРОСТКОВ

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭКОНОМНЫЙ ИЛИ ЖАДНЫЙ? ПРАВИЛА ЭКОНОМИИ В СРЕДЕ ПОДРОСТКОВ

Булатова В.Н. 1
1МОУ "Подовинновская СОШ"
Глазырина С.Н. 1
1МОУ "Подовинновская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом, как правильно экономить и зачем вообще это нужно делать? Многие вам скажут, что это совсем не сложное занятие, главное быть терпеливым и не тратить деньги по напрасну.

Экономия и финансовая грамотность являются необходимыми навыками для любого человека, особенно для подростков, которые лишь начинают формировать свои финансовые привычки. Молодежь зачастую не понимает, насколько важно уметь верно управлять своими средствами и рационально употреблять ресурсы.

Все чаще люди не видят отличий между словами «экономный» и «жадный». Экономить – для бедных. Жадничать – для эгоистичных. Впрочем, на самом деле расчетливость– способ сберечь имеющиеся ресурсы во благо грядущим поколениям. Сегодня многие под словом «экономия» предполагают сознательное ограничение самого себя в финансовых средствах, а так как дети не располагают личными средствами и не способны участвовать в управлении семейным бюджетом, можно прийти к логичному выводу о том, что экономия – занятие для взрослых. Впрочем, даже в малом возрасте необходимо прививать ребенку экономическое воспитание на том уровне, который ему доступен – на уровне энергосбережения, или экономии воды, электричества, газа и тепла. Таким образом, экономическое образование для ребенка – формирования экономного хозяина.В этом проекте я хочу постараться выяснить какие правила финансовой грамоты должен знать подросток.

Актуальность. Несомненно, любой из нас должен знать правила финансовой грамотности. Именно они учат нас распоряжаться денежными средствами, не тратить денежки "на ветер". Одни пытаются копить денежки с раннего возраста, чтобы реализовать задуманное. Другие, так и не научатся этого делать до конца своей жизни.

Гипотеза: сегодняшние подростки должны разбираться в правилах финансовой грамотности.

Объект исследования: финансовая грамотность в подростковой среде.

Предмет исследования: экономическая ситуация в среде подростков.

Цель: понять разницу между терминами «жадный» и «экономный».

Задачи проекта:

  1. Провести исследование по теме проекта в форме анкетирования.

  2. Понять разницу между экономным и жадным человеком;

  3. Узнать о правилах экономии в среде подростков и научиться их применять.

        1. Экономическое воспитание подростков

Некоторые подростки часто обижаются на своих родителей за то, что те не всегда разрешают им распоряжаться своими накоплениями так, как им хочется. Как же убедить взрослых, что уже сами можете принимать правильные решения?

Сейчас подросток обязан знать, из чего формируется их бюджет и бюджет семьи. Что из себя представляет стоимость товара, от чего она зависит, как родители добывают деньги на содержание семьи. Детям нужны познания о профессиях, сопряженных с экономикой. Ученикам подросткового возраста нужно сознавать, как функционирует рынок, что такое потребление: доходы, расходы, кредит и т.п. Потому так важно финансовое воспитание в семье и школе, чтобы будущее государства с развитой рыночной экономикой было в руках экономически благовоспитанного поколения [1].

2. Правила экономии в подростковой среде

2.1. Экономия и жадность: в чем различие?


Жадный человек критически принимает все расходы, даже самые нужные. Чаще всего жадность доводит до того, что человеку становится очень скучно и одиноко. Хотя, он осознаёт, что если ты захочешь развлечься, то на это нужно будет «раскошелиться».

Жадные люди обычно приобретают только те товары, которые стоят недорого. Самое главное в выборе товара для них – цена, прочее второстепенно. Такие люди обожают подбирать и складировать старые, негодные вещи, в следствии чего жилище постепенно начинает походить на хранилище, куда все добавляют и добавляют всякий хлам, а пользы от него нет.

Экономный же человек напротив, расходует средства только на действительно нужные вещи. Он всегда поможет деньгами, при этом не забывая про себя.

Экономные люди безусловно обдумывает ценность товаров и услуг, но при этом цена для него не главное. В первую очередь смотрят на пользу вещи, качество и всё остальное.

Экономный человек никогда не купят те вещи, которые им не пригодятся в жизни, даже когда те обходятся копейки. Главное правило бережливого человека – не брать не нужного тебе, а если купил – аккуратно обращаться с покупками.

2.2. Причины жадности


Всем известно, что рядом с жадностью всегда идут депрессия и страх. А это зачастую появляется из-за раннего неблагоприятного опыта, например, нехватки материнской любви, либо наоборот, излишней опеки.

Да, из-за непостоянства в жизни, любой из нас имеет хоть небольшие, но сбережения. Мне кажется, что из-за неуверенности в завтрашнем дне и появляется жадность у людей.

2.3. Почему важно быть экономным?

Экономные люди обладают большей свободой. Ежели вы умело тратите свои деньги, то это поможет вам не искать повод устроиться на вторую, а то и третью работу, переносить страхи и переживать избыток волнений. Это позволит вам быть свободней в ваших действиях.

Если говорить о покупках, то бережливые люди всегда покупают наиболее высококачественные товары, нежели транжиры, которые, как обычно, не смотрят на качество, а часто попадаются на уловки привлекательной рекламы.

Да, люди всю свою сознательную жизнь учатся экономить, однако свои первые попытки начинают именно в подростковом возрасте, когда самостоятельно начинают распоряжаться деньгами.

Сама по себе экономия имеет следующие преимущества:

  • Вы сможете поддерживать стабильность своего бюджета, и не будете

бояться случайных затрат;

  • У вас всегда будет запас денег на неожиданные расходы;

  • Вы сможете осуществлять свои мечты и достигать желаемых целей;

  • Вы будете чувствовать себя более уверенно и со стороны будете

выглядеть более ответственным.

А подросткам необходимо уметь экономить с самого раннего возраста, чтобы в будущем стать самостоятельными и финансово обеспеченными людьми. Часто подростки не получают достаточно денег для того, чтобы купить все, что им хочется. Поэтому важно научиться экономить и на своих желаниях.

2.4. Как начать экономить?

1. Составить список покупок. Прежде всего, составьте список того, что вы хотите купить. Не забудьте о важных покупках, таких как еда и лекарства. Далее, отметьте те пункты, которые являются наиболее приоритетными. Это поможет определить, на что целиком и полностью нельзя потратить деньги, а на что можно подрезать расходы.

2. Ставить цели и планировать бюджет. Наметьте для себя цели. Например, купить новый телефон или накопить на поездку. Используйте планируемый бюджет в соответствии с этими целями. Разбейте эти цели на небольшие задачи, что бы не казалось, что все нужно делать сразу.

3. Избегайте бесцельных расходов. Подростки часто имеют привычку расходовать деньги на вещи, которые им не нужны. Поставьте перед собой условие, что вы купите только то, что действительно необходимо вам для жизни, а не то, что будет просто красиво лежать на полке.

4. Смотрите, где можно сэкономить. В идеальном мире, мы бы могли купить все, что мы хотим. Но в реальном мире, у нас есть ограниченное число денег. Поэтому необходимо посмотреть, где можно сэкономить. Ограничьте себя, когда это необходимо. Например, покупайте продукты на распродаже или используйте купоны.

2.5. Как сохранять деньги?

1. Откладывать деньги. Выберите свой собственный метод для сохранения своих денег. Можно начать с того, что привыкнуть к тому, что каждый раз, когда вы получаете деньги, откладываете от 5 до 10%. Эти деньги можно положить на отдельный счет в банке, чтобы не искушаться ими сильно и не расходовать каждый раз, когда вас окружают вещи, которые хотелось бы купить.

2. Ищите возможности заработать деньги. Посмотрите на свои навыки и увлечения. Может быть, есть у вас уникальные навыки или увлечения, которые могут принести вам доход? Можете помочь своим родственникам и друзьям за деньги или начать бизнес вокруг своих увлечений.

3. Никогда не занимайте деньги. Вы можете быть сильно искушены занять деньги у своих друзей или родственников, но этот шаг может оказаться неправильным. Использование денег, которые вы не имеете, может привести к тому, что вы никогда не погасите долг, и только увеличите свои финансовые проблемы. Не занимайте деньги, которых нет.

Также, к таковым правилам можно отнести бережливое обращение к потреблению воды и электроэнергии, идти за продуктами на полный желудок, приобретать продукты реже, но более большими партиями, ставить цель и продумывать план покупок заранее, узнавать о скидках или акциях, пользоваться прием шести конвертов при построении планов расходов и т.

Таким образом, заниматься точно управлять средствами надо обучаться с детства. Рано или поздно в жизни любого ребенка настает момент, когда необходимо задуматься, как правильно израсходовать денежные средства. потому важно своевременно выучиться управлять деньгами и развить важное отношение к деньгам, понять значимость денег и понять, что это не неисчерпаемый ресурс.

2.6. Что еще необходимо знать?

1. Быть в курсе своих расходов. Важно знать, на какие вещи вы расходуете свои деньги. Составьте список своих расходов, чтобы понимать, где вы расходуете больше всего денег, и где возможно сократить расходы.

2. Найти поддержку. Отыщите товарищей или семью, которые могут помочь вам содержать свои деньги под контролем. Попросите их оказать поддержку и помочь смотреть за вашим бюджетом.

3. Развивайте свои экономические познания. Изучайте литературу, смотрите видео и слушайте подкасты о финансах. Чем больше вы знаете, тем лучше сумеете заправлять своими деньгами.

Наконец, экономия — это дисциплина. Чем больше вы тренируетесь, тем более вы готовы к финансовым вызовам в будущем. Для подростков особенно важно научиться беречь деньги, так как это поможет им стать независимыми и финансово обеспеченными людьми. Что принципиально важно? Желание и умение экономить. Ежели у вас есть желание, то все остальное будет приходить заметно легче.

Некоторые подростки жаждут побыстрее стать независимыми и жить раздельно от своих родителей. Огромную роль в этом моменте играет экономическая составляющая. Многие подростки благодаря рвению к самостоятельности идут на работу, впрочем, не всегда находят место работы [2]. В финансовом вопросе ключевую роль играет не столько заработок, сколько экономия. Важно не то, сколько человек зарабатывает, а то, как он расходует денежные средства [2].

Далее представлены отдельные правила экономии в подростковой среде:

1) определиться с источниками дохода. Какие у подростка могут быть источники дохода? Это может быть стипендия в учебном заведении, зарплата от подработки, карманные деньги. Нужно точно проверить все свои источники дохода [2].

2) определиться со статьями расходов. На что сможет расходовать средства подросток? Статьи расходов индивидуальны. Их необходимо объединить по категориям. Например, это следующие траты:

- на питание;

- на домашние нужды;

- на развлечения;

- на образование [2].

На этом этапе нужно поразмыслить о том, какие расходы возможно сократить. Предпочтительнее не отказываться от чего-то, а сменить наиболее высоко затратный вариант более экономным.

3) сопоставить доходы и расходы. Бережливость выражается в том, что доходы превышают расходы. Возможно вести запись расходов и доходов ежедневно/еженедельно/ежемесячно [2].

4) Откладывать 10% от дохода. Золотой закон экономии весьма прост: при получении дохода нужно отложить от 5% до 15% от суммы и не трогать ее до назначенного времени [2].

Также, к таким правилам можно отнести бережное отношение к потреблению воды и электроэнергии, ходить за продуктами на полный желудок, покупать продукты реже, но более крупными партиями, ставить цель и продумывать план покупок заранее, узнавать о скидках или акциях, использовать метод шести конвертов при построении планов расходов и т. д.

Следовательно, учиться правильно распоряжаться деньгами нужно учиться с детства. Рано или поздно в жизни каждого подростка наступает момент, когда нужно задуматься, как правильно потратить денежные средства. Поэтому важно вовремя научиться управлять финансами и развить важное отношение к деньгам, осознать ценность денег и понять, что это не бесконечный ресурс.

2.7. Результаты анкетирования

Я провела небольшой опрос, участниками которого стали мои одноклассники в количестве 27 человек и выяснила, что карманными средствами обеспечены лишь 46% опрошенных. Статистика неплохая, но как быть с остальными? Ребята, не получающие от родителей материальной помощи, составили 4% — не мало. (Приложение)

На вопрос «Какие могут существовать источники дохода у подростков?» большинство ответили - «карманные деньги» - 40%; есть мнение, что можно иметь «зарплату от подработки» - 39%, впрочем, сами подработкой не занимаются; «стипендии» - 17%, ответили только те, у кого есть знакомые или родственники студенты; «другое» - 4%, но для многих — это исключительно их рассуждения.

Анализируя полученные ответы на вопрос «На что, подросток сможет истратить свои деньги?», стало понятно, что большая часть опрошенных респондентов подразумевают, что чаще всего подростки расходуют свои денежные средства на одежду и обувь, на питание и развлечения. А меньше всего - на домашние нужды.

Четвёртый вопрос звучал так: «Как надо вести учет доходов и расходов?». Большинство опрошенных считают, что вести учет прибыли и расходов нужно ежедневно или же еженедельно. Это говорит о том, что люди предполагают проверять свой бюджет чаще и точнее.

Пятый вопрос, в котором я попросила респондентов написать, какие правила экономии им известны. Большинство анкетированных считает, что основное правило – не тратить на ерунду (48%), откладывать процент от дохода (14%), спрятать (3%), копить (25%), пользоваться акциями и скидками (7%), правильно распределять (7%).

В шестом вопросе, я спрашивала у участников, согласны ли они с утверждением: “Важно не то сколько человек зарабатывает, а то как он расходует денежные средства”. Большинство респондентов ответило “Да”, а именно 21 человек, что составило 74%. А это значит, что они думают о верном распоряжении денежных средств (не кидают денежки на ветер). Трое не согласны с этим утверждением, и они составляют 26%. скорее всего они входят в ту категорию людей, которые не планируют свой бюджет, не ставят некоторые цели и приоритеты в финансовом плане.

Седьмой вопрос анкеты звучал так: “Нужно ли нынешним подросткам знать правила финансовой грамотности?”. Проанализировав данные, я была приятно удивлена, я увидела, что все анкетируемые единодушно считают, что все подростки обязаны знать правила финансовой грамотности.

А на вопрос «Как ты считаешь, человек, который умеет экономить «жадный» или «экономный»?» большинство ответили – экономный (25 человек), и лишь 12% анкетированных считают их жадными.

Заключительный вопрос анкетирования вынудил респондентов задуматься: а какие же темы родителям необходимо обсуждать с подростками? Анализ ответов говорит о том, что больше всего участников полагают жизненные темы обсуждения - это экономия и накопление денежных средств, контроль доходов и расходов, а также важность труда в жизни человека. Можно сделать вывод, что подросткам интересны почти все финансовые темы, какие они склонны обговаривать с родителями.

Таким образом, благодаря проведенному анкетированию мне удалось обнаружить интерес подростков в правилах финансовой грамотности. Я пыталась осознать насколько в подростковом возрасте сформированы навыки здравого финансового поведения.

Я пришла к выводу, что основным местом формирования навыков экономической грамотности прежде всего является семья (и большинство участников согласилось с данным мнением), так, как только в семье прививаются растущему поколению некоторые высоконравственные ориентиры, которые в будущем помогают заметить за материальным благополучием человеческий труд, воспитать уровень личной ответственности, терпимость и финансовую дисциплину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенности финансового сознания подростков, их финансовой грамотности и их участия в экономическом росте государства взаимосвязаны с их отношением к деньгам. Сейчас эти подростки – школьники, завтра они создадут свои семьи, станут профессионалами в какой-то области либо предпринимателями. Поэтому, чем раньше появится финансовые правила заправлять своими финансами, тем быстрее появится вероятность увеличить уровень своего благополучия и наметить свою жизнедеятельность и карьеру.

Я пришла к выводу, что в подростковом возрасте происходит активная подготовка к независимой жизни, а также профессиональный выбор будущей деятельности. Умение точно управлять денежными средствами - это гарант не только будущего собственного благосостояния, но и положительного воздействия на экономику региона, и даже страны.

После всей проведённой работы можно утверждать, что гипотеза доказана. Сегодняшние подростки обязаны знать правила финансовой грамотности. Цели и задачи, определённые в начале работы над проектом выполнены.

Проводя это исследование, я приобрела опыт планирования своей работы, а ещё научилась добывать нужную информацию из различных источников, проверять и выделять главное, обобщать собранные материалы и делать выводы.

Практическая значимость моего исследования содержится в том, что в проектной работе был изучен и систематизирован материал, относящийся к изучению правил экономии в подростковой среде.

Список использованной литературы

  1. Коршун А. Г. Актуальность экономического воспитания подростков в условиях современной системы образования [Электронный ресурс]// ГСНТИ 14.27.01 Код ВАК 13.00.02 Россия, Екатеринбург URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-ekonomicheskogo-vospitaniya-podrostkov-v-usloviyah-sovremennoy-sistemy-obrazovaniya

  2. Nika-info.ru [Электронный ресурс]// Правила экономии для подростков URL:

http://nika-info.ru/economiaforteen/

  1. Zaochnik.com [Электронный ресурс]// Метод анкетирования URL: https://zaochnik.com/spravochnik/sotsiologija/obshchaja-sotsiologija/metod-anketirovanija/

  2. Kontext.ru [Электронный ресурс]// Размеры и форматы рекламных буклетов.URL: https://www.kontext.ru/poleznaja-informacija/razmery-i-formaty-reklamnyh-bukletov

  3. Yandex.ru[Электронный ресурс]// Фоны для презентаций. URL: https://yandex.ru/images/search?pos=10&img_url=https%3A%2F%2Fphotoshop-kopona.com%2Fuploads%2Fposts%2F2018-02%2F1518275458_blue-9.jpg&text=фоны+для+презентаций&rpt=simage&lr=101628&source=wiz

Приложение

Как часто родители дают вам «карманные деньги»?

Какие у подростка могут быть источники дохода?

На что может потратить деньги подросток?

Как подросткам нужно вести учёт доходов и расходов?

Какие правила экономии вам известны?

Согласны ли вы с утверждением: "Важно не то, сколько человек зарабатывает, а то, как он тратит денежные средства"?

Нужно ли нынешним подростка знать правила финансовой грамотности?

Как ты считаешь, человек, который умеет экономить «жадный» или «экономный»?

Какие экономические темы родителям нужно обсуждать с подростком?

Просмотров работы: 976