Цель:
Изучение строения, видов и математических законов орнаментов.
Актуальность:
Одна из наших ценностей издревле – сохранять и тщательно изучать орнаменты, не теряя их, разрабатывать новые виды орнаментов, расширять сферы применения в прикладном искусстве и архитектуре.
Задачи:
Определить математические основы орнаментов.
Введение
1. История резьбы
На казахском языке «Ою» в переводе с латыни означает «узор». Резьбой украшали различные предметы, архитектурные сооружения и тело человека. В резьбе раскрывается эстетический смысл действий человека, а также смысл природы и религии. В резьбе, особенно в народном искусстве, проявляется народно-поэтический взгляд на мир. Резьба – узоры – одна из самых крупных и сложных отраслей народного искусства.
Резьба зародилась в искусстве древних кочевых племен. Изготовление украшений появилось в процессе тесного контакта человека с окружающей средой. Верования, ритуалы и т.п. резьбы в древности. имел много ценностей. Например, у казахов были амулеты с такими символами, как солнце, луна и небо, которым они поклонялись. Такие резные талисманы являются символами счастья и богатства. Основные резьбы можно разделить на следующие типы: космогонические, зооморфные, растительные и геометрические.
2 Основная часть
2.1 Виды казахской резьбы
К космогоническим мотивам относятся следующие: источник солнца, солнечный свет, восходящее солнце, цветок луны, цветок полумесяца, цветок звезды, звездный узор, группа звезд.
Зооморфная резьба включает в себя: рог барана, рогатый рог, шею лани, шею оленя, четыре уха, голову лисы.
Растительные орнаменты: листья, три листа, цветы. Их значение в казахской резьбе означает единство и гармонию.
Г еометрические узоры использовались в архитектуре, ковроделе, отделке камня и дерева. Это: квадрат, ромб, треугольник, прямоугольник, шестиугольник, восьмиугольник. Существуют также прямые, волнистые и спиральные узоры. В казахской резьбе используется множество геометрических узоров.
2.2 Математические фигуры в резьбе
«Звезда» — этот узор имеет свое символическое значение, как и старец небесного мира. Большую часть времени его клали на ковры. Здесь в виде набора из нескольких треугольников в центре видно изображение звезды.
«Солнце» — этот узор использовался для украшения центра ковров, юбок, а также для украшения костяных и деревянных предметов. Здесь он представлен в виде набора перекрывающихся полукругов в форме эллипса с кругом посередине.
«Двойной круг» — отдельный вид геометрического узора в казахском орнаменте, сохранившийся с древних времен. В основном он рождается из магии таких планет, как Солнце и Луна, в мире инструментов.
« Печать», «символ», «Тамба», «бестамба» — это выражение является символом четырех сторон света. «Тамба» и «бестамба» использовались для обозначения животных и украшения алаша, сундука, кровати, клетки. Его математическое значение имеет положительный знак и указывает на знак суммы.
«Ромб» — геометрическая фигура, внешним изображением которой является ромб, а внутри — композиция из узоров «бараний рог» или «птичье крыло». Ее часто используют для украшения ковров, ковров, ковриков. Геометрически ромб — это разновидность квадрата.
« Зигзаг» — геометрическое выражение. Резьба выполнена ломаными линиями. Эти линии стремятся к бесконечности. С одной стороны, он изображается в виде прямоугольных треугольников. Узоры ирексу написаны голубыми, синими чернильными красками. Цвет украшает войлок, алашу, ковры.
3. Исследовательская часть
В своей исследовательской работе я наблюдала резные изображения мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави.
Я заметила, что геометрические фигуры в резьбе на южной, северной и западной сторонах мавзолея совершенно отличаются друг от друга.
На стенах мавзолея я видела и другие казахские национальные узоры, такие как «солнце», «звезда», «круг», «ромб», «многоугольник» которые мне известны давно.
Можно сказать, что наши предки в средние века умели прекрасно использовать геометрические фигуры в декорировании исторических комплексов.
Например, в резьбе южной части мавзолея узор в виде креста ясно показывает четыре стороны света.
А в резьбе северной стороны мавзолея видно, что узор в виде креста, показывающего четыре стороны света, совершенно иное.
Изображение солнца можно увидеть в орнаментах у западного входа в мавзолей.
Кроме того, вы можете увидеть множество многоугольников, таких как пятиугольники, восьмиугольники и ромбы.
4. Заключение
Подведя итоги этого научного труда, я убедился, что орнаменты – это одна из ветвей нашего многогранного национального искусства, оставленная нашими предками. Секретов этого искусства достаточно. Наши предки очень хорошо умели использовать геометрические формы в архитектуре. В орнаментах можно увидеть профессиональную жизнь нашего народа, традиции, будущие мечты и цели. Подобную резьбу узоры можно использовать и сегодня.
5. Литература
1. Классификация орнаментов библиографо-библиотечным методом: Составитель: А.А. Калыбекова, А.Т. Саулебаева – Алматы: Издательство «Азиат», 2004. – 40 с.
2. Холмянский и др. "Дизайн". «Просвещение 1985».
3. Маргулан А.Х. «Казахское прикладное искусство. Том 1» 1986.
4. Аргинбаев М.М. «Аксессуары к казахскому национальному костюму изделие из научного труда» 1991г.