Занимательная математика для младшего школьника

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Занимательная математика для младшего школьника

Старков Е.А. 1
1МАОУ СОШ N211 им Л. И. Сидоренко
Тарасова Е.А. 1
1МАОУ СОШ N211 им Л. И. Сидоренко
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире, где цифровые технологии становятся неотъемлемой частью повседневной жизни, владение математикой становится ключевым элементом образования и успешного развития. Однако, существует актуальная проблема того, что многие маленькие дети не обладают достаточными навыками в области математики. Вот несколько причин, по которым эта проблема является значимой:

  1. Основа для будущего обучения: Математика является основой для понимания более сложных предметов, таких как физика, химия и информатика. Недостаток базовых математических навыков у детей может ограничить их возможности в будущем обучении.

  2. Цифровая грамотность: С развитием цифровых технологий важно, чтобы дети умели оперировать числами, разбираться в статистике и понимать базовые принципы программирования. Эти навыки становятся все более востребованными в современном обществе.

  3. Развитие критического мышления: Математика способствует развитию критического мышления, логического мышления и умения решать проблемы. Дети, не обладающие этими навыками, могут испытывать трудности в анализе ситуаций и принятии обоснованных решений.

  4. Экономическая конкурентоспособность: В современном экономическом мире, где рынок труда постоянно меняется, математические навыки становятся важным конкурентным преимуществом. Недостаток математической грамотности может повлиять на будущую трудовую конкурентоспособность.

  5. Снижение страха перед математикой: Раннее ознакомление с математикой помогает снизить страх перед этим предметом. Если дети не учатся математике в раннем возрасте, они могут развить негативное отношение к этой науке, что может повлиять на их успех в дальнейшем обучении.

Младший школьный возраст начинается с 6,5 и длится до 11 лет, то есть с первого по четвёртый классы школы. Большинство шестилеток хотят стать школьниками, но далеко не все к этому готовы. Уровень готовности ребёнка к школе обычно определяется на собеседовании с психологом.

Ведущей и основной деятельностью для школьника становится учение, а обязанностью - учиться и приобретать новые знания. Учение - это нелёгкий труд, который требует желания, дисциплины, организованности, волевых усилий от ребенка.

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте:

Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.

Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).

В работе я ставлю следующую цель: разработать мини-книжку с занимательными заданиями для младшего школьника.

Для достижения цели мной были поставлены следующие задачи:

1) Изучить «портрет» младшего школьника.

2) Изучить книжную продукцию и выделить основные принципы создания книг для младшего школьника.

3) Подобрать и разработать занимательные задачи для младшего школьника.

4) Создать мини-книжку с занимательными задачками.

5) Получить обратную связь на представленную мини-книжку.

В проекте я отвечаю на следующий вопрос: «Cпособна ли мини-книжка с занимательными задачами по математике вызвать интерес к предмету математика?»

Гипотеза: «Занимательные задачки могут вызвать интерес к предмету математика».

Актуальность: Занимательная математика имеет огромное значение для младшего школьника, так как помогает развивать логическое мышление, улучшать способность анализировать и решать задачи, а также формировать навыки работы с числами и геометрическими формами. Кроме того, изучение математики в игровой и увлекательной форме помогает детям увидеть ее как нечто интересное и веселое, что способствует более успешному усвоению материала. Также занимательная математика позволяет применять полученные знания на практике, что повышает их практическую значимость.

  1. «Изучение портрета младшего школьника».

Младший школьный возраст - это период стабильного развития ребенка, хотя в этот же период происходят значительные изменения в его физическом и психическом состоянии. В этом возрасте дети устанавливают новые отношения со взрослыми и сверстниками, начинают учиться и сталкиваются с новыми требованиями к себе. Это время интеллектуального роста и формирования личности, где все когнитивные процессы, такие как память, мышление, внимание, восприятие, воображение и речь, активно развиваются.

Младший школьный возраст - это начало школьной жизни, и от того, как ребенок приступит к учению и будет мотивирован к обучению, зависит его успех в школе. С каждым годом обучения ребенок стремится удовлетворять свои социальные и духовные потребности, что включает в себя познание окружающего мира, самоопределение, установление контактов со сверстниками и взрослыми.

Успешность учебной деятельности сильно влияет на формирование личности ребенка. Школьные успехи играют важную роль в оценке личности, и хорошая учеба ведет к развитию чувства компетентности, которое является центральным аспектом в младшем школьном возрасте. В случае если чувство компетентности не формируется, у ребенка может возникнуть низкая самооценка и чувство неполноценности.

Учитель в младшем школьном возрасте является авторитетным лицом для детей. Он является проводником в мир знаний. Именно от учителя зависит успешность обучения младшего школьника.

Семья также играет важную роль в жизни младшего школьника. Именно благоприятный психологический климат в семье способствует как полноценно физическому, так и психическому развитию ребенка. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны сверстников. Характер взаимоотношений со сверстниками определяет занимаемый статус ребенка в коллективе и его адаптацию в школе. К концу младшего школьного возраста роль сверстников возрастает.

  1. «Изучение книжной продукции и выделение основных принципов создания книг для младшего школьника».

Данная возрастная группа - это ученики 1-4-го классов. Но среди этих детей нужно выделить две подгруппы: школьники 1-2-го классов, лишь овладевающие самостоятельным чтением, и учащиеся 3-4-го классов, читающие относительно бегло. Важными остаются игровые моменты, не столь активно они влияют на конструкцию книги, сохраняя свое значение лишь для построения иллюстраций. Не столь ярко проявляются такие качества детской психологии, как антропоморфизм и анимизм, единство восприятия сказочного и реального миров, конкретность восприятия, но они остаются важными и влияют на творческие установки художника при работе над книгами для младших школьников первой подгруппы. Мышление ребенка до 7 лет во многом зависит от его восприятия. Оно характеризуется конкретностью и эмоциональностью. В этом возрасте доступны и отвлеченные понятия, но рассказ в тексте и в картинках автор и художник должны строить на ярких, конкретных примерах. После 7-8 лет ребенок больше способен преодолевать влияние восприятия и логически мыслить в конкретных ситуациях.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью в психическом развитии детей является обучение. Лучший стимул к чтению - это интерес. Без активности читателя, направленной па предмет книги, она не будет прочитана. Стремление узнать, прочитать у ребенка возрастает со степенью «новизны» и занимательности того, о чем говорится в книге. Занимательность не может быть самоцелью для писателя и художника детской книги, по для того, чтобы удержать внимание ребенка, она нужна.

Занимательность в книге - это катализатор внимания, воображения, интереса к предмету книги. Внимание активизируется эмоционально построенной книгой, занимательная книжка - это книжка, эмоционально воздействующая. Детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризует «ролевое» отношение к действительности, к книге в частности. Они перевоплощаются в героев книги, полностью отдаваясь тому, что воспринимают, переживая за персонажей как за себя. Поэтому ребенку особенно интересно видеть в иллюстрациях ребят своего возраста. Особенность психического развития детей этого возраста заключается в практическом, действенном отношении к действительности, они ярко переживают события, активно реагируют на происходящее. Поэтому эмоциональное начало должно присутствовать в иллюстрациях, в оформлении книги, хотя это качество важно для читателей всех возрастов.

Таким образом, в моей мини-книжке будут соблюдены некоторые правила: красивый, цветной, с большими отступами между буквами шрифт, так как для младшего школьника этот шрифт более восприимчив; картинки с детскими героями (герои мультсериалов, детских фильмов, мобильных игр, и просто игр), это обосновывается тем, что зная этого героя, младшие школьники будут с большим интересом выполнять задания.

  1. Подборка и разработка занимательных задач для младшего школьника

В ходе просмотра различных задач и ребусов, я вдохновившись, сделал свои ребусы и задачи, которые я представил в своей мини-книжке. В моей мини-книжке представлены задачи различной тематики: ребусы; сложение и вычитание при помощи картинок; задания на внимательность; умножение.

- Сколько треугольников?

- Сколько треугольников?

7 я –

ПРО100 –

ТИ ,,

2 x 4 =

В пирог вонзилась пара вилок:

Два на четыре - … дырок

3 x 8 =

Прогрызли мыши дыры в сыре:

Трижды восемь – …

2 x 2 =

Два атлета взяли гири.

Это: дважды два – …

  1. Создание мини-книжки различной тематики.

После того, как я разработал различные задания, я приступил к созданию мини-книжки. На каждой странице у меня были задания на одну тематику, задания были красочными, с красивым шрифтом, чтобы младшим школьникам было проще решать их.

  1. Получение обратной связи на представленные книжки.

Когда я сделал мини-книжку, я пошел в блок начальной школы, после чего попросил ребят посмотреть мою книжку, решить пару задачек, и высказать свое мнение, чтобы определить – «Несет ли пользу мини-книжка для младших школьников?» Ответы были следующие:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В моём проекте были представлены цель и задачи исследования, которые нашли свою реализацию в данной работе. 

Были изучены множество источников информации по данной теме по занимательной математике для младшего школьника. Был изучен «портрет» школьника, основные принципы создания книг для младших школьников.

Таким образом, в ходе написания данной работы выполнены задачи, поставленные в начале исследования. 

Итак, можно сделать вывод о том, что цель исследования достигнута. 

И отвечая на вопрос «Cпособна ли мини-книжка с занимательными задачами по математике вызвать интерес к предмету математика?», могу сказать, что да, так данная мини-книжка, вызвала положительный интерес к изучению предмета математика и данный факт подтверждают ответы в опросе.

Достоинство многих занимательных задач заключается в том, что при их решении у ученика часто возникает необходимость менять ход мысли на обратный. Умение менять ход мысли на обратный – ценнейшее качество ума. Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Ювента, 2020.

  2. Большунова Н.Я. «Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки». Учебное пособие – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2018.

  3. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. С.-П.: Изд. «Детство – Пресс», 2016.

  4. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2010.

  5. https://www.stud24.ru/psychology/psihologicheskij-portret-shkolnika/ 402837-1373094-page2.html - психологический портрет школьника

Просмотров работы: 13