Введение
Подрастающее поколение имеет значительные отклонения в здоровье. Результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать только 20-30% первоклассников, среди выпускников школ более 80% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание, а ведь из нашего здоровья складывается "Здоровье Нации".
У многих девочек в подростковом возрасте идёт «гонка» за стройной фигурой. Многие из них перестают питаться, придерживаются разных диет, чтобы похудеть.
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Ключ к здоровью – это формирование здорового образа жизни.
В школе есть ряд учебных дисциплин, в рамках которых ученики получают некоторые знания о здоровом образе жизни.
А можно ли получать такие знания на уроках математики?
Я задался вопросом, могут ли математические расчеты рассказать учащимся о здоровье человека.
Поэтому тема моего исследовательского проекта «Математический путь к здоровью школьника»
Почему именно математика? Во-первых, это один из моих любимых предметов в школе, а во вторых именно на уроках математики можно не только услышать информацию, но и стать «статистом» при подсчете конкретных данных, в том числе и данных о своем здоровье.
Актуальность: в наш век, когда каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание, необходимо привлечь внимание к проблеме здоровья любыми средствами, в том числе и с помощью математики.
Цель проекта: показать значимость математики для жизни и здоровья человека.
Задачи:
Исследовать применение математических знаний в области медицины.
Собрать необходимую информацию о своём классе для проведения исследования.
Выполнить обработку и оценку полученных данных.
Познакомить одноклассников с моими исследованиями и попытаться пробудить у них интерес к укреплению своего здоровья.
Дать рекомендации для поддерживания здоровья.
Гипотеза: математические знания, полученные в школе, могут способствовать своевременному выявлению отклонений, укреплению и сохранению здоровья.
Методы исследования: поисковый метод с использованием математической литературы, а также поиск необходимой информации в сети Интернет; опрос и анализ полученных в ходе исследования данных, практический метод.
Основная часть.
Математика и медицина.
Математика — наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных или других математических объектов и записи этих свойств на формальном языке.
Медицина - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью диагностики, лечения и профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.
Области применения математики в медицине:
В настоящее время широко применяются математические методы в биофизике, биохимии, генетике, физиологии, медицинском приборостроении, создании биотехнических систем.
Большое место в современной медицине занимает математическая статистика.
Математика широко применяется в кардиологии.
Математика играет одну из главных ролей при создании и применении лекарств.
Математические основы компьютерной томографии были заложены задолго до появления первых рентгеновских компьютерных томографов.
Математика тесно связана с педиатрией.
Вышеперечисленные области применения математики далеко не все. На многих знакомых нам медицинских приборах и аппаратах мы увидим шкалы – на градуснике, тонометре, ростомере, весах, шприцах, пробирках для взятия анализов крови.
Без математики невозможно не только сделать лечебные и диагностические приборы, но и работать на них. Ведь все программы, на которых работают эти приборы, составляются для компьютера по предварительным расчётам. [2]
Математика имеет огромную эпизодическую роль в медицине.
Показатели физического развития.
Диагностика – оценка физического состояния человека.
Основными видами диагностики являются:
врачебный контроль – комплексное медицинское обследование физического состояния человека;
самоконтроль – регулярные наблюдения за своим физическим состоянием и его изменениями.
Показатели физического развития
Физическое развитие – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.
Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.
Антропометрические показатели – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.
Выделяют следующие антропометрические показатели:
соматометрические – измерение тела и его частей;
физиометрические – измерение функциональных возможностей организма;
соматоскопические – наружный осмотр. [1]
В своей работе я буду исследовать соматометрические и соматоскопические показатели.
Мои исследования.
В моем исследовании принели участие 13 человек: 7 мальчиков и 6 девочек.
К соматометрическим показателям относятся: рост и вес.
1) Рост - длина тела. При измерении роста стоя обследуемый становится на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками.
2) Вес - масса тела. Определяется при помощи весов. Является объективным показателем состояния здоровья.
Более точным методом оценки весоростовых соотношений считается индекс Кетле. Формула индекса Кетле: I = m / h, где: m – вес тела в граммах; h – рост в сантиметрах.
Результаты интерпретируются:
(ж) более 450 – ожирение – (м) более 540
(ж) 416-450 – чрезмерная масса тела – (м) 451-540
(ж) 401-415 – хорошая масса тела – (м) 401-415
(ж) 390 – наилучшая масса тела – (м) 400
(ж) 360-389 – средняя масса тела – (м) 360-389
(ж) 320-359 – недостаток массы тела – (м) 320-359
(ж) 300-319 – значительный недостаток массы тела – (м) 300-319
(ж) менее 300 – истощение – (м) менее 300. [2]
Таблица 1.
№ п/п |
Рост (см) |
Вес (гр.) |
Индекс массы тела |
Соответствие между массой и ростом |
1 |
145 |
35000 |
241 |
истощение |
2 |
150 |
55000 |
367 |
средняя масса тела |
3 |
150 |
63000 |
420 |
чрезмерная масса тела |
4 |
157 |
35000 |
223 |
истощение |
5 |
163 |
50000 |
307 |
значительный недостаток массы тела |
6 |
154 |
48000 |
312 |
значительный недостаток массы тела |
7 |
161 |
51000 |
317 |
значительный недостаток массы тела |
8 |
159 |
58000 |
365 |
средняя масса тела |
9 |
154 |
46000 |
299 |
истощение |
10 |
163 |
61000 |
374 |
средняя масса тела |
11 |
165 |
71000 |
430 |
чрезмерная масса тела |
12 |
151 |
33000 |
219 |
истощение |
13 |
149 |
39000 |
262 |
истощение |
Вывод: в классе 38% учащихся вес, которых ниже нормы и 15% - выше нормы.
Недостаток веса. Человек, имеющий выраженный дефицит массы тела, выглядит очень неприглядно. Но, кроме потери привлекательности, возникают различные заболевания и болезненные состояния.
Основное правило: необходимо полноценно питаться три раза в день и также следует трижды перекусывать.Если же вес снижается из-за различных заболеваний, обязательно следует воспользоваться помощью специалиста, который назначит соответствующее лечение.
Избыток веса. Питание должно быть регулярным, дробным. Наличие 3-х основных приемов пищи и 2-х промежуточных является важной составляющей программы по снижению массы тела. Важной составляющей программы по снижению и поддержанию массы тела являются физические нагрузки.
К соматоскопическим показателям относятся: осанка и форма стопы.
Наше тело от ног до макушки — это конструкция, где все звенья взаимосвязаны, а каждый вышележащий сустав зависит от ниже лежащего и наоборот. В этой конструкции стопы — это фундамент тела. Основной причиной нарушения осанки и походки человека является проблема фундамента, что, в конечном счете, приводит к хроническим болезням в позвоночнике. У 80% населения возникают проблемы опорно-двигательного аппарата, напрямую связанные с деформацией стопы.
1) Выявление нарушений осанки. Для выявления сутулости сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны гуди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше её, значит, нарушений нет. Полученные числа меньше единицы говорит о нарушении осанки. [3]
Таблица 2.
№ п/п |
1 измерение |
2 измерение |
Результат |
Нарушение осанки |
1 |
29 |
28,5 |
1,02 |
нет |
2 |
32 |
36 |
0,88 |
да |
3 |
34,5 |
38 |
0,9 |
нет |
4 |
31 |
34 |
0,91 |
нет |
5 |
36 |
40,5 |
0,89 |
да |
6 |
35,5 |
38,5 |
0,92 |
нет |
7 |
34 |
40 |
0,85 |
да |
8 |
35 |
35,5 |
0,99 |
нет |
9 |
29 |
32,5 |
0,89 |
да |
10 |
31,5 |
36 |
0,87 |
да |
11 |
36,5 |
41 |
0,89 |
да |
12 |
27 |
29,5 |
0,91 |
нет |
13 |
33 |
36,5 |
0,9 |
нет |
46% нарушение осанки.
2) Выявление плоскостопия. Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след. Соедините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки - линия АК. Найдите среднюю точку М. Затем восстановите перпендикуляры АВ и МД от точек А и М. Найдите точку пересечения МД со следом и обозначьте ее буквой С. Затем СД разделите на АВ. Если получится число большее 0,4, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке (Приложение 1). [4]
Таблица 3.
№ п/п |
СД |
АВ |
Результат |
Плоскостопие |
1 |
3 |
8 |
0,375 |
нет |
2 |
4,5 |
9 |
0,5 |
имеется |
3 |
3,4 |
9,4 |
0,36 |
нет |
4 |
1,7 |
8,5 |
0,2 |
нет |
5 |
3 |
8,5 |
0,35 |
нет |
6 |
2,2 |
9 |
0,24 |
нет |
7 |
7 |
9 |
0,77 |
имеется |
8 |
3,5 |
9 |
0,38 |
нет |
9 |
3,6 |
8 |
0,45 |
имеется |
10 |
2,4 |
8 |
0,3 |
нет |
11 |
3,1 |
9,4 |
0,32 |
нет |
12 |
2,4 |
5 |
0,34 |
нет |
13 |
3,1 |
8 |
0,38 |
нет |
23% учащихся имеет плоскостопие. У этих же учащихся нарушение осанки.
Проведя все исследования можно сделать следующие выводы:
1. Деформация стопы станет влиять на походку человека. Чрезмерное ассиметричное отклонение стопы в момент опоры и отталкивания порождает целый каскад избыточных движений и болей перегрузки от стоп до позвоночника. Стопа является рецепторным полем с миллионами датчиками давления. При деформациях стопы искажается входящая информация о положении тела в пространстве. Это приводит к дисбалансу мышц тела, способствует формированию неправильной осанки и неэффективных двигательных навыков, неуклюжести.
2. Избыточный вес вызывает определенную дисфункцию всего организма, но особенно тяжело приходится стопам ног. Именно стопы являются «амортизатором» между весом тела и поверхностью, по которой осуществляется ходьба. С увеличением веса, естественно, нагрузка на стопы возрастает.
3. Лишний вес влияет на состояние спины самым негативным образом. Позвоночник и крестцово — подвздошные суставы несут всю тяжесть тела и поддерживают нормальную осанку. Избыток веса приводит к хроническим болям в спине - нарушению осанки.
Рекомендации:
Сохранение здоровья стопы — это, в первую очередь, удобная обувь.
Особое место занимают ортопедические стельки.
Пытаться привести вес тела к нормативному состоянию.
Система лечебной физкультуры для стоп.
Вести подвижный образ жизни.
Выводы.
Мною были исследованы рост и вес учащихся 5 класса, а так же осанка и форма стопы. Проанализировав все полученные данные с помощью математических расчетов, могу дать оценку физическому развитию своего класса.
1). Половине учащихся (7 человек) необходимо обратить внимание на массу своего тела, которая влиять на осанку и форму стопы.
2). Трое учащихся имеют плоскостопие.
Для профилактики плоскостопия нужно знать причины, его вызывающие, чтобы вовремя устранять их возможное негативное влияние. К таковым относят: неблагоприятная наследственность, неподходящая обувь, сильные нагрузки на стопы, проблемы с тонусом мышц голеней и стоп.
Все эти состояния требуют регулярного врачебного контроля и своевременного лечения.
В детской практике применяются щадящие методы лечения, без приема медикаментов и хирургического вмешательства. Основа лечения – это физиотерапевтические методики, мануальная терапия, лечебная физкультура, массажи и гимнастика. За консультацией нужно обратиться к врачу ортопеду.
3). Нарушение осанки имеют около 50% учащихся моего класса.
Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения, закаливающие процедуры, занятия плаванием укрепляющие здоровье, повышающие жизненный тонус. Большое значение имеет сбалансированное питание и полноценный сон, дающий отдых центральной нервной системе, мышцам и уменьшающий нагрузку на позвоночник и суставы.
Ребенок с нарушением осанки должен большую часть времени проводить в движении, в подвижных играх на улице или дома. Ребенок должен больше двигаться - это укрепляет мышцы и скелет.
Таким образом, между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка - это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.
Проведя все исследования, могу сделать вывод, что гипотеза моей работы истина, математические знания, полученные в школе, способствуют своевременному выявлению отклонений, укреплению и сохранению здоровья.
Данную работу я планирую довести до всех учащихся класса на классном часе и родителям на родительском собрании. Думаю, что всем будет интересно и полезно (Приложение 2).
Список использованной литературы
Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр " Академия ", 2001.
Новая популярная медицинская энциклопедия /Покровский В.И. – М.: «ООО Издательство «Энциклопедия», 2004.
http://osteo911.ru/osanka-ploskostopie-kakaya-mezhdu-nimi-svyaz.html
http://lechim-nogi.ru/2017/10/15/kak-opredelit-stepen-ploskostopiya-v-domashnih-usloviyah/
Приложения
Приложение 1
Плоскостопие
Нет Есть
Приложение 2
Памятка для взрослых и детей.
Нельзя маленького ребенка сажать и ставить на ноги, пока он физически не окрепнет.
В школе периодически необходимо менять место в классе. Парты должны соответствовать росту детей.
Перед монитором нельзя долго сидеть в одном положении.
Тяжелые портфели нельзя постоянно носить в одной руке. А до пятого класса нужно носить ранец с жесткой спинкой.
Вредно сидеть, запрокинув ногу на ногу, долго стоять, опираясь на одну ногу.
Полезно ходить босиком по неровной поверхности, заниматься спортом, выполнять специальные упражнения для спины.
Полезны ходьба на носках, на наружных поверхностях стопы, захватывание и перекладывание пальцами стоп мелких предметов, перекладывания мяча с помощью обеих ног, сжимание пальцев стопы в "кулак", хлопки подошвами.
Размер обуви подбирать по длине стопы и полноте. Для детей наиболее рациональны ботинки с полутвердой подошвой и каблуками 1-2 сантиметра, удерживающие в правильном положении не только стопу, но и весь голеностопный сустав.