Математический путь к здоровью школьника

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Математический путь к здоровью школьника

Рябущенко К.М. 1
1МБОУ лицей №9 г.Сальска
Ирина Алексеевна Лызь 1
1МБОУ лицей №9 г.Сальска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Подрастающее поколение имеет значительные отклонения в здоровье. Результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать только 20-30% первоклассников, среди выпускников школ более 80% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание, а ведь из нашего здоровья складывается "Здоровье Нации".

У многих девочек в подростковом возрасте идёт «гонка» за стройной фигурой. Многие из них перестают питаться, придерживаются разных диет, чтобы похудеть.

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Ключ к здоровью – это формирование здорового образа жизни.
В школе есть ряд учебных дисциплин, в рамках которых ученики получают некоторые знания о здоровом образе жизни.

А можно ли получать такие знания на уроках математики?

Я задался вопросом, могут ли математические расчеты рассказать учащимся о здоровье человека.

Поэтому тема моего исследовательского проекта «Математический путь к здоровью школьника»

Почему именно математика? Во-первых, это один из моих любимых предметов в школе, а во вторых именно на уроках математики можно не только услышать информацию, но и стать «статистом» при подсчете конкретных данных, в том числе и данных о своем здоровье.

Актуальность: в наш век, когда каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание, необходимо привлечь внимание к проблеме здоровья любыми средствами, в том числе и с помощью математики.

Цель проекта: показать значимость математики для жизни и здоровья человека.

Задачи:

  • Исследовать применение математических знаний в области медицины.

  • Собрать необходимую информацию о своём классе для проведения исследования.

  • Выполнить обработку и оценку полученных данных.

  • Познакомить одноклассников с моими исследованиями и попытаться пробудить у них интерес к укреплению своего здоровья.

  • Дать рекомендации для поддерживания здоровья.

Гипотеза: математические знания, полученные в школе, могут способствовать своевременному выявлению отклонений, укреплению и сохранению здоровья.

Методы исследования: поисковый метод с использованием математической литературы, а также поиск необходимой информации в сети Интернет; опрос и анализ полученных в ходе исследования данных, практический метод.

  1. Основная часть.

    1. Математика и медицина.

Математика — наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных или других математических объектов и записи этих свойств на формальном языке.

Медицина - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью диагностики, лечения и профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.

Области применения математики в медицине:

  • В настоящее время широко применяются математические методы в биофизике, биохимии, генетике, физиологии, медицинском приборостроении, создании биотехнических систем.

  • Большое место в современной медицине занимает математическая статистика.

  • Математика широко применяется в кардиологии.

  • Математика играет одну из главных ролей при создании и применении лекарств.

  • Математические основы компьютерной томографии были заложены задолго до появления первых рентгеновских компьютерных томографов.

  • Математика тесно связана с педиатрией.

Вышеперечисленные области применения математики далеко не все. На многих знакомых нам медицинских приборах и аппаратах мы увидим шкалы – на градуснике, тонометре, ростомере, весах, шприцах, пробирках для взятия анализов крови.

Без математики невозможно не только сделать лечебные и диагностические приборы, но и работать на них. Ведь все программы, на которых работают эти приборы, составляются для компьютера по предварительным расчётам. [2]

Математика имеет огромную эпизодическую роль в медицине.

    1. Показатели физического развития.

Диагностика – оценка физического состояния человека.

Основными видами диагностики являются:

  • врачебный контроль – комплексное медицинское обследование физического состояния человека;

  • самоконтроль – регулярные наблюдения за своим физическим состоянием и его изменениями.

Показатели физического развития

Физическое развитие – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.

Антропометрические показатели – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели:

  • соматометрические – измерение тела и его частей;

  • физиометрические – измерение функциональных возможностей организма;

  • соматоскопические – наружный осмотр. [1]

В своей работе я буду исследовать соматометрические и соматоскопические показатели.

    1. Мои исследования.

В моем исследовании принели участие 13 человек: 7 мальчиков и 6 девочек.

К соматометрическим показателям относятся: рост и вес.

1) Рост - длина тела. При измерении роста стоя обследуемый становится на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. 

2) Вес - масса тела. Определяется при помощи весов. Является объективным показателем состояния здоровья.

Более точным методом оценки весоростовых соотношений считается индекс Кетле. Формула индекса Кетле: I = m / h, где: m – вес тела в граммах; h – рост в сантиметрах.

Результаты интерпретируются:

(ж) более 450 – ожирение – (м) более 540

(ж) 416-450 – чрезмерная масса тела – (м) 451-540

(ж) 401-415 – хорошая масса тела – (м) 401-415

(ж) 390 – наилучшая масса тела – (м) 400

(ж) 360-389 – средняя масса тела – (м) 360-389

(ж) 320-359 – недостаток массы тела – (м) 320-359

(ж) 300-319 – значительный недостаток массы тела – (м) 300-319

(ж) менее 300 – истощение – (м) менее 300. [2]

Таблица 1.

№ п/п

Рост (см)

Вес (гр.)

Индекс массы тела

Соответствие между массой и ростом

1

145

35000

241

истощение

2

150

55000

367

средняя масса тела

3

150

63000

420

чрезмерная масса тела

4

157

35000

223

истощение

5

163

50000

307

значительный недостаток массы тела

6

154

48000

312

значительный недостаток массы тела

7

161

51000

317

значительный недостаток массы тела

8

159

58000

365

средняя масса тела

9

154

46000

299

истощение

10

163

61000

374

средняя масса тела

11

165

71000

430

чрезмерная масса тела

12

151

33000

219

истощение

13

149

39000

262

истощение

Вывод: в классе 38% учащихся вес, которых ниже нормы и 15% - выше нормы.

Недостаток веса. Человек, имеющий выраженный дефицит массы тела, выглядит очень неприглядно. Но, кроме потери привлекательности, возникают различные заболевания и болезненные состояния.

Основное правило: необходимо полноценно питаться три раза в день и также следует трижды перекусывать.Если же вес снижается из-за различных заболеваний, обязательно следует воспользоваться помощью специалиста, который назначит соответствующее лечение.

Избыток веса. Питание должно быть регулярным, дробным. Наличие 3-х основных приемов пищи и 2-х промежуточных является важной составляющей программы по снижению массы тела. Важной составляющей программы по снижению и поддержанию массы тела являются физические нагрузки.

К соматоскопическим показателям относятся: осанка и форма стопы.

Наше тело от ног до макушки — это конструкция, где все звенья взаимосвязаны, а каждый вышележащий сустав зависит от ниже лежащего и наоборот. В этой конструкции стопы — это фундамент тела. Основной причиной нарушения осанки и походки человека является проблема фундамента, что, в конечном счете, приводит к хроническим болезням в позвоночнике. У 80% населения возникают проблемы опорно-двигательного аппарата, напрямую связанные с деформацией стопы.

1) Выявление нарушений осанки. Для выявления сутулости сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны гуди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше её, значит, нарушений нет. Полученные числа меньше единицы говорит о нарушении осанки. [3]

Таблица 2.

№ п/п

1 измерение

2 измерение

Результат

Нарушение осанки

1

29

28,5

1,02

нет

2

32

36

0,88

да

3

34,5

38

0,9

нет

4

31

34

0,91

нет

5

36

40,5

0,89

да

6

35,5

38,5

0,92

нет

7

34

40

0,85

да

8

35

35,5

0,99

нет

9

29

32,5

0,89

да

10

31,5

36

0,87

да

11

36,5

41

0,89

да

12

27

29,5

0,91

нет

13

33

36,5

0,9

нет

46% нарушение осанки.

2) Выявление плоскостопия. Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след. Соедините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки - линия АК. Найдите среднюю точку М. Затем восстановите перпендикуляры АВ и МД от точек А и М. Найдите точку пересечения МД со следом и обозначьте ее буквой С. Затем СД разделите на АВ. Если получится число большее 0,4, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке (Приложение 1). [4]

Таблица 3.

№ п/п

СД

АВ

Результат

Плоскостопие

1

3

8

0,375

нет

2

4,5

9

0,5

имеется

3

3,4

9,4

0,36

нет

4

1,7

8,5

0,2

нет

5

3

8,5

0,35

нет

6

2,2

9

0,24

нет

7

7

9

0,77

имеется

8

3,5

9

0,38

нет

9

3,6

8

0,45

имеется

10

2,4

8

0,3

нет

11

3,1

9,4

0,32

нет

12

2,4

5

0,34

нет

13

3,1

8

0,38

нет

23% учащихся имеет плоскостопие. У этих же учащихся нарушение осанки.

Проведя все исследования можно сделать следующие выводы:

1. Деформация стопы станет влиять на походку человека. Чрезмерное ассиметричное отклонение стопы в момент опоры и отталкивания порождает целый каскад избыточных движений и болей перегрузки от стоп до позвоночника. Стопа является рецепторным полем с миллионами датчиками давления. При деформациях стопы искажается входящая информация о положении тела в пространстве. Это приводит к дисбалансу мышц тела, способствует формированию неправильной осанки и неэффективных двигательных навыков, неуклюжести.

2. Избыточный вес вызывает определенную дисфункцию всего организма, но особенно тяжело приходится стопам ног. Именно стопы являются «амортизатором» между весом тела и поверхностью, по которой осуществляется ходьба. С увеличением веса, естественно, нагрузка на стопы возрастает.

3. Лишний вес влияет на состояние спины самым негативным образом. Позвоночник и крестцово — подвздошные суставы несут всю тяжесть тела и поддерживают нормальную осанку. Избыток веса приводит к хроническим болям в спине - нарушению осанки.

Рекомендации:

  • Сохранение здоровья стопы — это, в первую очередь, удобная обувь.

  • Особое место занимают ортопедические стельки.

  • Пытаться привести вес тела к нормативному состоянию.

  • Система лечебной физкультуры для стоп.

  • Вести подвижный образ жизни.

  1. Выводы.

Мною были исследованы рост и вес учащихся 5 класса, а так же осанка и форма стопы. Проанализировав все полученные данные с помощью математических расчетов, могу дать оценку физическому развитию своего класса.

1). Половине учащихся (7 человек) необходимо обратить внимание на массу своего тела, которая влиять на осанку и форму стопы.

2). Трое учащихся имеют плоскостопие.

Для профилактики плоскостопия нужно знать причины, его вызывающие, чтобы вовремя устранять их возможное негативное влияние. К таковым относят: неблагоприятная наследственность, неподходящая обувь, сильные нагрузки на стопы, проблемы с тонусом мышц голеней и стоп. 

Все эти состояния требуют регулярного врачебного контроля и своевременного лечения.

В детской практике применяются щадящие методы лечения, без приема медикаментов и хирургического вмешательства. Основа лечения – это физиотерапевтические методики, мануальная терапия, лечебная физкультура, массажи и гимнастика. За консультацией нужно обратиться к врачу ортопеду.

3). Нарушение осанки имеют около 50% учащихся моего класса.

Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения, закаливающие процедуры, занятия плаванием укрепляющие здоровье, повышающие жизненный тонус. Большое значение имеет сбалансированное питание и полноценный сон, дающий отдых центральной нервной системе, мышцам и уменьшающий нагрузку на позвоночник и суставы.

Ребенок с нарушением осанки должен большую часть времени проводить в движении, в подвижных играх на улице или дома. Ребенок должен больше двигаться - это укрепляет мышцы и скелет.

Таким образом, между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка - это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.

Проведя все исследования, могу сделать вывод, что гипотеза моей работы истина, математические знания, полученные в школе, способствуют своевременному выявлению отклонений, укреплению и сохранению здоровья.

Данную работу я планирую довести до всех учащихся класса на классном часе и родителям на родительском собрании. Думаю, что всем будет интересно и полезно (Приложение 2).

  1. Список использованной литературы

  1. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр " Академия ", 2001.

  2. Новая популярная медицинская энциклопедия /Покровский В.И. – М.: «ООО Издательство «Энциклопедия», 2004.

  3. http://osteo911.ru/osanka-ploskostopie-kakaya-mezhdu-nimi-svyaz.html

  4. http://lechim-nogi.ru/2017/10/15/kak-opredelit-stepen-ploskostopiya-v-domashnih-usloviyah/

  1. Приложения

Приложение 1

Плоскостопие

Нет Есть

Приложение 2

Памятка для взрослых и детей.

  • Нельзя маленького ребенка сажать и ставить на ноги, пока он физически не окрепнет.

  • В школе периодически необходимо менять место в классе. Парты должны соответствовать росту детей.

  • Перед монитором нельзя долго сидеть в одном положении.

  • Тяжелые портфели нельзя постоянно носить в одной руке. А до пятого класса нужно носить ранец с жесткой спинкой.

  • Вредно сидеть, запрокинув ногу на ногу, долго стоять, опираясь на одну ногу.

  • Полезно ходить босиком по неровной поверхности, заниматься спортом, выполнять специальные упражнения для спины.

  • Полезны ходьба на носках, на наружных поверхностях стопы, захватывание и перекладывание пальцами стоп мелких предметов, перекладывания мяча с помощью обеих ног, сжимание пальцев стопы в "кулак", хлопки подошвами.

  • Размер обуви подбирать по длине стопы и полноте. Для детей наиболее рациональны ботинки с полутвердой подошвой и каблуками 1-2 сантиметра, удерживающие в правильном положении не только стопу, но и весь голеностопный сустав.

Просмотров работы: 5