Решение алгебраических задач геометрическими методами

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Решение алгебраических задач геометрическими методами

Соина П.А. 1
1МКОУ СОШ №4 г. Мирного Архангельской области
Хилько Людмила Владимировна 1
1МКОУ СОШ №4
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Алгебра – не что иное, как записанная в символах геометрия, а геометрия – это просто алгебра, воплощённая в фигурах» (Софи Жермен).

Алгебра и геометрия составляют единую науку – математику. Многие математическиезадачиможно решать различными способами. Умение находить наиболее рациональные решения является одним из важных для качественной математической подготовки. Актуальность моей темы заключается в том, чтобы показать взаимосвязь между геометрией и алгеброй. Также необходимо знать и уметь применять методы решения задач, которые помогут сэкономить время. Олимпиадные и экзаменационные задачи проверяют способность использовать различные нестандартные методы решения задач, поэтому передо мной встал вопрос о необходимости рассмотрения различных методов решения задач.

Поиск задач по данной теме занял у меня много времени, однако, это открыло передо мной много ценного для собственного развития и повышения уровня моей математической подготовки, что безусловно поможет мне при сдаче ОГЭ и ЕГЭ и решении олимпиадных задач. Это стало важным для меня, теперь я могу объяснить важность и взаимосвязь алгебры и геометрии.

Предмет исследования: геометрические методы решения алгебраических задач.

Объект исследования: алгебраические задачи.

Цель: изучить геометрические методы решения алгебраических задач, показать целостность математики.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Показать практическое применение геометрического метода при решении различных задач.

3. Провести анкетирование одноклассников.

4. Сделать выводы по теме.

Основная часть

  1. Немного из истории

Философ- идеалист Платон придавал математике важное значение. При входе в основанную им Академию была надпись: «Пусть сюда не входит тот, кто не знает геометрии…».

С начальной школы мы знакомимся с наукой о числе, которая получила название «Арифметика», по-гречески «арифмос». Фигуры и их свойства изучает «Геометрия», «гео» -по-гречески земля, а «метрео» – мерить. «Алгебра» (раздел математики, где решаются уравнения и неравенства, их системы, выполняются преобразования выражений, составленные из чисел и букв) не греческое. Разве у греков не было алгебры? Была, но решали древние греки алгебраические задачи геометрически. Геометрические фигуры помогали обойти трудные проблемы. Греки представляли величины не числами или буквами, а отрезками прямых.

Вместо «произведение a и b» говорилось «прямоугольник, содержащийся между и », вместо - «квадрат на отрезке ».

Ещё Евклид в знаменитой книге «Начала» писал: «Если отрезок как- либо разбит на два отрезка, то площадь квадрата, построенного на всём отрезке, равна сумме площадей квадратов, построенных на каждом из двух отрезков, и удвоенной площади прямоугольника, сторонами которого служат эти два отрезка». Суть фразы в формуле квадрата суммы . Геометрически это можно изобразить так:

   
   

В старинных индийских сочинениях доказательство задач сводилось к чертежу, подписанному одним словом «Смотри!».

Выдающийся французский математик Рене Декарт работал над созданием единой науки, которая объединила бы алгебру и геометрию. Его «Геометрия» в 17 веке стала настольной книгой каждого математика и обессмертила его имя. Декарт создал метод координат, с помощью которого установил тесную связь между алгеброй и геометрией, что позволило решать алгебраические задания с помощью геометрии и, наоборот, использовать алгебраические уравнения при решении геометрических задач.

«Учебник Магницкого» назовёт своими «вратами учёности» великий Михаил Васильевич Ломоносов, содержит следующую задачу, которую решаем с помощью теоремы Пифагора: «Случился некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать».

Р ешение:

А

С В Рис.1

  1. Особенности геометрического метода решения задач

Красота любой задачи заключается в оптимальном способе её решения. Применение геометрии при решении некоторых алгебраических задач может быть более проще и нагляднее, так как представление условия в виде чертежа облегчает понимание смысла задачи.

Геометрическийметод - метод, идущий от наглядных представлений. Существенными признаками этого понятия являются геометрические (наглядные) представления и законы геометрии, в которых отражены свойства геометрических фигур. При решении задач геометрический метод не всегда является очевидных, но эффективным способом решения задачи.

Геометрические методы:метод длин; метод треугольников; метод

параллельных прямых; метод четырехугольников; метод площадей; метод подобия треугольников; тригонометрический метод; метод геометрических преобразований; графический метод; метод дополнительных построений.

Язык алгебры – это «язык формул», а язык геометрии – это «язык расстояний». Со времён Декарта и Ферма меду ними существует тесная связь. На уроках геометрии мы иногда решаем задачи с помощью аппарата алгебры – по условию задачи составляем и решаем уравнение или систему уравнений. А при решении алгебраических задач мы не используем весь потенциал геометрии. Такие идеи реже заметнее. Важно уметь «переводить» с одного языка на другой.

Геометрический язык

(язык расстояний)

Алгебраический язык

(язык формул)

Расстояния до координатных осей (координаты)

Числа и буквы

Расстояние между двумя точками координатной прямой

Модуль разности двух чисел

Квадрат расстояния между двумя точками координатной плоскости

Сумма квадратов двух чисел

Перевод задачи с одного математического языка на другой (от алгебры к геометрии):

1)Алгебраический язык: |х+18|<6.

Геометрический язык: Расстояние от точки х координатной прямой до точки -18 меньше 6.

2) Алгебраический язык: |x+9|+|x-13|=21.

Геометрический язык: Сумма расстояний от точки х координатной прямой до точек -9 и 13 равна 21.

3) Алгебраический язык: |11x+3|=3|x|.

Геометрический язык: Расстояние от точки прямой у=11х+3 до оси абсцисс в три раза больше расстояния до оси ординат. Расстояние от точки (х; у) графика функции у=f(х) до оси абсцисс равно |f(х)|, а до оси ординат равно |х|.

4)Алгебраический язык: х22=16.

Геометрический язык: Точка А (х;у) принадлежит окружности с центром в начале координат и радиусом 4.

5) Алгебраический язык: .

Геометрический язык: круг с центром в начале координат и радиусом, равным 2.

6) Алгебраический язык: .

Геометрический язык: часть плоскости, расположенная вне круга с центром в начале координат и радиусом, равным 4.

7) Алгебраический язык:

Геометрический язык: кольцо, ограниченное двумя концентрическими окружностями с центром в начале координат и радиусами, равными 1 и 3.

8) Алгебраический язык: + 8.

Геометрический язык: Cумма расстояний от точки М (х; у) до точек Р(-2;5) и М(3;-6) не больше 8.

9)Алгебраический язык:

Геометрический язык: Расстояние от точки М(х;у) единичной окружности до точки С(-2;3) равно 5.

10)Алгебраический язык:

Геометрический язык: Расстояние от точки М(х;у) окружности с центром (-3;-2) и радиусом 2 до точки А(m;n) окружности с тем же центром и радиусом 5 равно 7.

Алгоритм решения алгебраических задач геометрическим способом:

1) Построение геометрической модели задачи, алгебраическому выражению (уравнению, системе, неравенству и т.д.) даётся геометрическое истолкование.

2) Решение составленной геометрической задачи.

3) Перевод ответа с геометрического языка на язык, в терминах которого сформулирована задача.

Можно выделить основные задачи для решения которых в алгебраических выражениях можно увидеть формулировки теорем геометрии:

1) Уравнения и неравенства с модулем – геометрический смысл модуля.

2) Квадратные уравнения и неравенства – теорема косинусов, метод координат.

3) Системы уравнений – свойства прямоугольного треугольника, скалярное произведение векторов, теорема о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике, теорема Пифагора, формула площади прямоугольного треугольника.

4) Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции – теорема косинусов, координатный метод, применение векторов, подобие треугольников.

5) Иррациональные уравнения и неравенства – скалярное произведение векторов. Примеры задач представлены в Приложении 2.

3. Применение геометрического метода для решения алгебраических задач

3.1. Решение уравнений с использованием теоремы Пифагора.

Пример 1. Решить уравнение .

Решение: рассмотрим прямоугольный треугольник, у которого гипотенуза с= 10, а катет =6, а другой катет х –неизвестен. Тогда алгебраическая задача получает геометрическую интерпретацию: «Найдите катет х, прямоугольного треугольника, если его гипотенуза равна 10, а другой катет равен 6».

Пример 2. Решите уравнение = 12.
Решение: рассмотрим прямоугольный треугольник, у которого катеты равны 5 и 12, а гипотенуза х неизвестна. Геометрическую интерпретацию: «Найдите гипоте-нузу х прямоугольного треугольника, если его катеты равны 5 и 12. При геометрической интерпретации в качестве числовых величин рассматриваются длины отрезков, т.е. модули чисел. Поэтому необходимо на последнем этапе решения задачи провести анализ полученного ответа. В результате, в первой задаче получаем |x| = 8, а значит, x = ±8. Аналогично, во второй задаче x = ±13.

3.2.Решение уравнений с использованием теоремы косинусов

Решить уравнение: .

Решение: рассмотрим треугольник (рис. 2), у которого сторона а=14, сторона b=26, а косинус угла, лежащего против стороны b=

С

а bРис.2

В А

х

Алгебраическая задача «Решите уравнение » получает геометрическую интерпретацию: «Найдите сторону х треугольника, если другие его стороны а и b равны 14 и 26 соответственно, а угол, противолежащий стороне 26, равен 60° (или 120°)». Решения уравнения: x = 30 или x = 16 означают, что условию поставленной задачи удовлетворяют два треугольника: первый — со сторонами 14 и 30 и углом между ними 60°; второй со сторонами 14 и 16 и углом между ними 120°.

3.3. Применение векторов

Задачи из курса алгебры можно решать с применением векторов. Чаще всего используется скалярное произведение векторов. Скалярным произведением двух ненулевых векторов называется произведение их длин на косинус угла между ними,

. Так как то (1) и (2).

Равенство достигается в неравенстве (1), если векторы коллинеарны, а в неравенстве (2), если векторы сонаправлены.

Если известны координаты векторов ; и ; то скалярное произведение находят по формуле: , и значит .

Пример 1: Доказать, что если , то .

Доказательство: рассмотрим на плоскости векторы:

Тогда .

Пусть , тогда и .

Если в последнее неравенство подставить выражения для длин векторов , то получим неравенство, которое требуется доказать.

Пример 2. Найдите наибольшее значение функции: у= .

Решение: Рассмотрим векторы и . Тогда

у= . Наибольшее значение не превосходит . Надо определить достигается ли это значение. Равенство достигается, когда векторы сонаправлены, значит . Решая уравнение находим .

Пример 3. Решить уравнение:

Решение: в алгебре иррациональные уравнения решаем возведением обеих частей уравнения в квадрат. Решим уравнение с помощью скалярного произведения векторов. Рассмотрим векторы и , тогда = , = . Поскольку Равенство в данном неравенстве достигается, когда векторы сонаправлены, значит , откуда находим х=3.

3.4. Использование уравнения прямых

Решить систему уравнений:
Решение:Рассмотрим на координатной плоскости точки А(6;0), В(0;4),

С(9;0), D(0;3). Решить систему – означает найти все точки М(х;у), для каждой

из которых МА+МВ= и МС+МD= , а АВ= .

СD= . Поэтому точку М можно найти как точку пересечения отрезков АВ и CD. Составим уравнение прямой АВ: у= и уравнение прямой СD: у= . Приравняв найдём: , х=3

. Решение системы - (3;2).

3.5. Использование подобия треугольников

Найти наименьшее значение функции .

Решение: кратчайшее расстояние между двумя точками - это длина отрезка, соединяющего эти точки. Представим функцию в виде:

Наличие двух радикалов в формуле позволяет представить каждый из них как длину гипотенузы прямоугольного треугольника.

Рассмотрим прямоугольные треугольники МАС и СВК (рис.3), у которых С АВ и АМ = 2, МС = х, ВК = 3, СК = , тогда = AC, = СВ

Рис.3

Функция задает длину ломаной АСВ, которая станет наименьшей тогда, когда ломанная перейдёт в отрезок АВ, т.е. когда АВ = АС+ СВ. Когда отрезки АС и СВ окажутся на одной прямой, треугольники АСМ и ВС К будут подобными. Тогда , т.е. , и .

3.6. Использование соотношений между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике

Пример 1. Из условий x ² + y ² = 9, y ² + z ² = 16 и y ² = xz для положительных x , y и z , не вычисляя их значений, укажите значение выражения xy + yz.

Решение: Если сформулировать условие задачи «решить систему уравнений»:

т о задание становится понятным, но требуется, не решая систему, ответить на вопрос, чему равно значение выражения xy + yz . Так как x , y и z – положительные числа, следовательно, задачу можно решить геометрически (рис. 4).

Рис.4

Решение: по теореме, обратной теореме Пифагора, из первого уравнения х2 + у2 =32 , числа х и у являются катетами ∆АBD (угол D – прямой) с гипотенузой АВ = 3. Рассматривая второе уравнение системы, у2 + z2 = 16, можно сделать вывод, где у, z и 4 являются длинами катетов и гипотенузы ∆BDC. Третье уравнение y2 = xz показывает, что переменная y - есть среднее пропорциональное чисел х и z. Тогда по теореме, обратной теореме о пропорциональных отрезках АВС = 900. Рассмотрим выражение хy + уz=(х+z)у=2 .

Пример 2. Решить систему уравнений для положительных x, y, z

Продолжая решение примера 1 найдём: АС = х + z = 5, тогда AB2 = ADAC, 9 = х • 5, х = . BC2 = DCAC, 16 = z • 5, z = . BD2 = y2 = xz = • , BD = = y.

3.7. Использование геометрической вероятности

На отрезке наудачу взяты два числа. Какова вероятность того, что их сумма окажется меньше единицы?

Решение: Пусть одно число - х, а другое – у. Тогда опыт можно представить как случайный выбор упорядоченной пары чисел (х; у) (-2 ). Каждой паре соответствует точка плоскости с координатами (х;у). С геометрической точки зрения каждая точка плоскости (х;у), координаты которой удовлетворяют условиям , , есть элементарный исход опыта, а квадрат АВСD, обозначенный этими точками, есть множество элементарных исходов С. Событие В= сумма чисел меньше единицы задаётся неравенством (заштрихованная область) (рис.5).

Рис.5

Р(А)= , N(C) – площадь квадрата АВСD, а N(B) – площадь треугольника АЕF. Р(А)= .

Заключение

В процессе исследования я разобрала решение многих алгебраических задач геометрическими способами. Считаю, что именно решение большого числа задач составляют основную часть моей исследовательской работы.

Решения некоторых из них продемонстрированы в моей работе. Анализируя литературу, решая задачи, пришла к выводу, что данные задачи интересны тем, что позволяют увидеть в алгебраической задаче геометрическое содержание и показывают связь между алгеброй и геометрией. Убедилась, что геометрические подходы часто упрощают решение задач, делают его более наглядным.

Я узнала много нового дополнительного материала, что расширило мой кругозор и поможет в дальнейшем обучении при сдаче экзаменов и при подготовке к различным олимпиадам. Провела опрос среди одноклассников (Приложение 1), результат которого демонстрирует, что многие не знают о геометрическом методе решения алгебраических задач. Выступила перед одноклассниками и познакомила их с некоторыми типами задач. В дальнейшем планирую продолжить изучение темы, так как, изучая литературу, увидела насколько обширна область её применения.

Библиографический список

1.Алфутова Н.Б., Устинов А.В. Алгебра и теория чисел. Сборник задач для математических школ. – М.: МЦНМО, 2002.

2.Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Поздняк Э.Г, Юдина И.И. Геометрия. 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных организаций. – М. Просвещение, 2021.

3.Генкин Г. 3. Геометрические решения алгебраических задач. - «Математика в школе», №7- 2001, с. 61.

4.Горская Е.С. Решение уравнений и систем, доказательство неравенств, нахождение наименьшего (наибольшего) значений функции. - «Математика в школе», №8- 2008, с. 48.

5.Капкаева Л. Интеграция алгебраических и геометрических методов в решении задач. – «Математика», №16- 2003, с.1.

6.ШарыгинИ.Ф.Факультативныйкурспоматематике.Решениезадач- М. Просвещение,1991.

7.https://findout.su/5x6440.html

8. https://svyatye.online/articles/vysota/pervyy-russkiy-matematik-leontiy-magnitskiy/

9. https://textarchive.ru/c-2248376-pall.html

Приложение 1

Опрос одноклассников

Вопрос 1. Какой предмет нравится больше – геометрия или алгебра?

Вопрос 2. Имеет ли геометрия практическое применение?

Вопрос 3. Знакомы ли вы с геометрическим методом решения алгебраических задач?

Приложение 2

Задачи с использованием геометрических решений

1.Найти наибольшее значение выражения:

если .(Ответ: наибольшее значение достигается при ).

2. Найти наименьшее значение функции .(Ответ: ).

3. Докажите, что для положительных чисел а, b и с выполняется неравенство

. Укажите, при каком условии выполняется равенство

4. Докажите, что + (Указание. Рассмотрите треугольник, одна сторона которого равна 3, другая - х, а косинус угла между ними т.е. угол равен 45º. П теореме косинусов третья сторона будет равна . Аналогично второе слагаемое можно интерпретировать как сторону треугольника, две стороны которого равны 4 и х, а угол между ними равен 45º).

5. Среди всех решений системы найти такие, при каждом из которых выражение принимает наибольшее значение.

(Ответ: ).

6. . Найти наименьшее значение функции. (Ответ: 7).

7. Решите систему уравнений

(Ответ: ; ) Указание: переформулировать задачу: определить вид треугольника, перметр которого равен , а сумма квадратов его сторон равна 1.)

8. Дана система уравнений , и . Найти: .

(Ответ: ).

9. Решить уравнение .

(Ответ: ).

10. Решить систему уравнений:

.(Ответ: (1;0)).

Просмотров работы: 174