Образ патриотизма и гражданско-патриотических ориентации старших школьников

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ патриотизма и гражданско-патриотических ориентации старших школьников

Федяй Р.И. 1
1МБОУ "СОШ №10"
Теобальдт О.И. 1Вайцель Б.А. 2
1МБОУ "СОШ№10"
2Кванториум22
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Проблему патриотического воспитания по своей научной и социальной значимости можно отнести к одной из классических проблем прошлого, настоящего и будущего. Патриотическое воспитание молодого поколения во все времена являлось неотъемлемой частью воспитательного процесса. В современных, резко изменившихся социально-экономических и политических условиях патриотизм сегодня рассматривается в качестве одного из ключевых ориентиров в воспитании.

В поисках решения данной проблемы особая роль отводится образовательным учреждениям, в частности школе, которая является главным звеном в системе патриотического воспитания молодого поколения. Период обучения в школе является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на старших подростков, так как образы восприятия культурного пространства очень ярки и сильны, и остаются в памяти надолго, что очень важно при воспитании патриотизма.

Объект исследования: образ патриотизма и гражданско-патриотическое воспитание.

Предмет исследования: образ патриотизма и гражданско-патриотическая ориентация старших школьников.

Задачи:

1. Изучить теоретические подходы к проблеме патриотизма и гражданско-патриотического ориентации.

2. Провести эмпирическое исследование по определению образа патриотизма и гражданско-патриотической ориентации старших школьников.

3. Разработать практические рекомендации, направленные на формирование и закрепление положительного образа патриотизма и гражданско-патриотической ориентации.

Эмпирическую основу составили исследования, проведенные среди старших школьников МБОУ «СОШ №10» по методикам: методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной; Бланковый тест исследования патриотизма «Патриограмма» С.И. Кудинова, А.В. Потемкина; Незаконченное предложение; Ассоциативный опрос.

Генеральная совокупность: старшие школьники.

Объем выборки: N = 121 человек, ученики МБОУ «СОШ №10».

Методы исследования: 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические методы исследования. 3. Методы статистической обработки результатов. 4. Математический анализ

Научная новизна: проведено эмпирическое исследование на выявления образа патриотизма и гражданско-патриотической ориентации старших школьников.

Практическая значимость: данная работа может применяться при подготовке к урокам истории, права, обществознания. Выводы, сделанные в ходе работы, представляют интерес для ученных областей: социологии, психологии, культурологии.

Теоретико-методологическая база:

Важным компонентом системы гражданско-патриотического воспитания молодежи является формирование и развитие у нее социально-значимых ценностей.

Для того чтобы выстроить ретроспективу развития понятия патриотического воспитания и дать его современное определение, рассмотрим отдельно такие понятия, как патриотизм и гражданственность.

Необходимо отметить, что в разные периоды истории нашего государства понятие «патриотизм» трактовалось по-разному. (Приложение 1, таблица 1). Наиболее удачным для нашего исследования видится определение патриотизма Четвериковой Д. П., которая считает: «Патриотизм - любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства. Патриотизмом называют нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать частными интересами во благо общих (государственных). Данное определение выступает в качестве рабочего.

Наравне с патриотизмом широко используют понятие «гражданственность» (Приложение 1, таблица 2).

Наиболее удачным для нашего исследования видится определение гражданственности Батаниной И. А. и Лавриковой А. А., которые считают: «… это интегральное качество личности, предполагающее единство нравственной, правовой и политической культуры».

Понятие «гражданственность» включает ряд компонентов: знания, качества, позицию, ценности, действия, т.е. во многом совпадает с понятием «политическая культура.

В исследовании будет сделан акцент на образе патриотизма и гражданско-патриотической ориентации.

Рассмотрев определение «образ» (Приложение 1, таблица3), было выбрано определение Фрейда:

Образ – форма воспроизведения в сознании инстинктов и влечений. Психические образы в его понимании связывают человека не с объективной реальностью, а с внутренним миром. Методом сочетания двух теоретических единиц было сформулировано определение образа патриотизма.

Наравне с образом, образ патриотизма будет включать в себя элементы: патриотические знания; патриотические чувства; патриотические убеждения; патриотическое поведение.

Ориентации получили широкое распространение в философских и социальных науках. (Приложение 1, таблица 4)

Ориентация – это система социальных установок, направленная на социальные ценности, «способствует оптимизации поведения, позволяет личности удовлетворить свои основные потребности теми способами, посредством тех ценностей, которыми располагает общество.

Гражданско—патриотическое воспитание - целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Гражданско—патриотическая ориентация – отражение отношений субъекта к условиям демократического общества, инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, реализации прав и обязанностей, ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор как результат сознательного, оценочного выбора жизненно значимых предметов и объектов.

Для конкретизации сущности рассматриваемого аспекта необходимо, прежде всего, выделить объект и субъект патриотизма, его типы и их соотношение (общегосударственный, этнический и региональный патриотизм).

С нашей точки зрения, субъектом патриотизма являются не только и не столько отдельные личности, но и большие, малые и другие общности людей, о чем свидетельствует вся история человечества. Соответственно можно выделить следующие типичные субъекты патриотизма:

- личность;

- группа населения, рассмотренная по демографическому, территориальному, профессиональному и иному признаку (молодежь, ветераны, земляки, партии, организации и т.д.);

- классы и этносы (нации);

- народ данной страны.

Таким образом, носителями патриотического общественного сознания выступают субъекты различных уровней - социальные группы, классы, государство и общественные организации. Но, прежде всего, патриотическое сознание общества во всем своем многообразии воплощено в сознании реальных конкретных личностей.

Анализ современной отечественной литературы по данной теме показывает, что нет единого мнения и относительно объекта (объектов) патриотизма. Существует, например, точка зрения, согласно которой объектом патриотизма является единое Отечество. Так, В. Нахушев утверждает, что объект патриотизма - единое для всех народов Отечество. Тем самым не допускается обращенность патриотизма к структурным и иным элементам Отечества. Эта точка зрения фактически отрицает, что субъект патриотизма является одновременно и его объектом, т.е. предметом воздействия соответствующих чувств и идей. Кроме того, действия и поступки субъектов патриотизма – это лучшее средство патриотического воспитания, объектом которого являются личность, социальные группы, общество.

Особенности патриотического воспитания в подростковом возрасте

Воспитание патриотизма в школе имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как подрастающее поколение должно не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса, и специфику патриотического воспитания подростков в общеобразовательной школе:

-   диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержани­ем внеклассных и внешкольных мероприятий;

-   интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной рабо­ты;       

-   опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процес­са и на новое понимание основных педагогических понятий;

-   опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологи­ческой атмосферы в процессе педагогического взаимодействия;

-   координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

Основными критериями гражданско-патриотического воспитания старших школьников являются: духовно-нравственный, ценностно-смысловой, культурно-деятельностный. 

Возрастные психологические особенности детей подросткового возраста способствуют формированию патриотических чувств именно в этом возрасте:

- способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении;

- интеллектуальная инициативность, любознательность, подражательность;

- эмоционально- выразительная активность, впечатлительность, яркая эмоциональная память, доверчивость;

Основное содержание

Образ патриотизма и гражданско-патриотической ориентации старших

В экспериментальном исследовании использовались следующие методики:

  1. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной.

  2. Бланковый тест исследования патриотизма «Патриограмма». Тест содержит восемь основных шкал, соответствующих каждому из компонентов патриотизма как системного качества личности, которые включают в себя по две переменные (гармоническую и агармоническую): – шкала ценностных характеристик (социально значимые ценности – личностно значимые ценности); – шкала динамических характеристик (эргичность – аэргичность); – шкала эмоциональных характеристик (стеничность – астеничность); – шкала регуляторных характеристик (интернальность – экстернальность); – шкала мотивационных характеристик (социоцентризм – эгоцентризм); – шкала когнитивных характеристик (осмысленность – осведомленность); – шкала продуктивных характеристик (продуктивно-коммуникативные – субъективно-личностные); – шкала характеристик типов затруднений (операциональные – личностные).

  3. Ассоциативный опрос и методика незаконченного предложения.

Для проведения эмпирического исследования были выделены следующие этапы:1 этап -Определение социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере. 2 этап – Исследование компонентов патриотизма у старших школьников. 3 этап – Изучение образа патриотизма и гражданско-патриотической ориентации.

1 этап - Определение социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере.

Для определения социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере использовалась методикаО.Ф.Потемкиной. Методика диагностики социально-психологических установок личности позволяет изучить мотивационно-потребностную сферу и определить, что важнее для человека: альтруизм или эгоизм, процесс или результат; что имеет большую значимость – свобода или власть, содержание работы или деньги.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически. Для этого необходимо начертить четыре вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из них от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника. Далее следует эти точки соединить. В результате получится профиль (в виде лепестковой диаграммы или радиограммы), отражающий особенности социально-психологических установок (Приложение 2, рисунок 1).

Проанализировав лепестковую диаграмму были выделены две группы:

1 Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями (далее - ВМИГО) - 38%. Респонденты данной группы имеют результаты, которые равномерно распределены между собой и имеют высокие показатели.

2 Группа испытуемых с дисгармоничными ориентациями (далее - ИДО) - 62% У представителей данной группы неравномерное распределение по шкалам, происходят значительные колебания значений от низших показателей до высоких, нет плавного перехода. Наблюдается перекос по показателям: «Власть», «Деньги», «Труд». (Приложение 2, рисунок 2).

Далее были посчитаны средние результаты по методике диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной, распределенные по группам и составлен профиль выделенных групп – ИДО и ВМИГО (Приложение 2, рисунок 3). Из диаграммы видно, что для ИДО будет преобладающим – результат (6,7) и свобода (6,53), альтруизм (5,84), процесс (6,07). Стоит отметить, что и эгоизм у ИДО меньше альтруизма на 0,46. Сложно говорить о преобладании альтруизма, так как эти две установки выражены практически на одном уровне. Несмотря на то, что респонденты с ВМИГО имеют высокие показатели по всем шкалам (не ниже 5), можно выделить преобладание установок в мотивационно-потребностной сфере – власть (7,0), труд (6,62), результат и эгоизм (6,4). Для группы ИДО главная ценность – ориентация на свободу. Ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже сочетание «свободы» и «деньги». Для группы ВМИГО важна высокая ориентация на труд, всё время они используют для того, чтобы что-то сделать. Труд приносит им больше радости и удовольствия, чем какие-то иные занятия, так же ведущей ценностью для респондентов этой группы является ориентация на деньгии большое стремление к увеличению своего благосостояния.

2 этап – Исследование компонентов патриотизма у старших школьников.

Для исследования проявления ценностно-мотивационного и когнитивного компонентов патриотизма у старших школьников был использован бланковый тест исследования патриотизма «Патриограмма», разработанный С.И. Кудиновым и А.В. Потемкиным, который был составлен на основе концепции многомернофункциональной организации свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова. В методике содержится восемь основных шкал (Приложение 3, таблица 1), соответствующих каждому из компонентов патриотизма, как системного качества личности, которые включают в себя по две переменные (гармоническую и агармоническую). Каждая переменная в шкале характеризуется 7 утверждениями, всего 14 утверждений в шкале.

Подсчет результатов по каждой шкале происходил в соответствии с ключом: 1 - вовсе нет; 2 - нет; 3 - пожалуй, нет; 4 - нечто среднее; 5 - пожалуй, да; 6 - да; 7 - несомненно, да. После чего для каждой группы были посчитаны средние значения по восьми шкалам (Приложение 3, таблица 2) и составлен профиль патриотизма «Патриограмма» (Приложение 3, рисунок 1). Из столбчатой диаграммы видно, что группа ВМИГО имеет результаты ниже ИДО по всем шкалам, кроме двух – Шкала 6 когнитивных характеристик: респонденты этой группы имеют переменную осмысленность, характеризующуюся на основании степени осознанности, т.е. глубоких представлений о патриотизме, правильного толкования существенных признаков данного свойства и переменной осведомленности, определяющей суждения общего характера в понимании патриотизма, или указания на частные, несущественные признаки диагностируемого свойства личности; и Шкала 8 характеристик типов затруднений – у респондентов выявляется наличие либо операциональных затруднений при выполнении какой-либо деятельности, либо наличие каких-то личностных трудностей. По Шкале 6 когнитивных характеристик небольшие разночтения между ИДО и ВМИГО – 1,56 в пользу ВМИГО, что подтверждает чистоту ответов по методике определения социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной. По Шкале 8 характеристик типов затруднений разница между двумя группами больше и составляет 15,1 в пользу ВМИГО.

Можно сделать вывод, что у респондентов ВМИГО доминируют эмоциональные и поведенческие аспекты патриотизма, у ИДО когнитивный аспект патриотизма, а мотивационный аспект патриотизма находится на одинаковом уровне у двух групп.

3 этап – Изучение образа патриотизма и гражданско-патриотической ориентации.

Был проведен ассоциативный опрос (Приложение 4, таблица 1), в котором респондентам групп ИДО и ВМИГО (Приложение 4, рисунок 1) нужно было написать не менее пяти ассоциаций к слову «Патриотизм». Для описания данной методики используется контент – анализ. Были разработаны критерии контент – анализа:

А – государственные символы

Б –личности

В – мораль категории

Г – нормативно – правовые категории

Д – целостность страны

Е – притягательные местоимения

Ж - должность

Из диаграммы видно:

- респонденты группы ИДО и ВМИГО понимают понятие «Патриотизм» больше всего через целостность страны;

- ИДО и ВМИГО понимают «Патриотизм» через государственные символы практически одинаково;

- моральных категорий у респондентов группы ИДО гораздо больше, чем у ВМИГО;

- опрошенные респонденты ВМИГО больше видят патриотизм через личности;

- у ИДО больше ассоциаций к понятию «Патриотизм», что позволяет выделить еще два критерия: «Притягательные местоимения» и «Должность»;

- нормативно – правовые категории более выражены у ИДО.

Была проведена методика незаконченного предложения у респондентов групп ВМИГО и ИДО (Приложение 5, таблица 1).

  1. На вопрос «Я люблю свою Родину, потому что…» большая часть респондентов ИДО ответили «у нее есть своя история, успехи прошлых лет/ у нее есть обширная история и достижения», а ВМИГО ответили, что «Я тут родился». Респонденты ИДО любят свою Родину за достижения, успехи прошлых лет, а ВМИГО любят свою Родину, потому что они там родились, это их место проживания.

  2. На вопрос «Быть достойным гражданином своей страны – значит быть...» респонденты группы ИДО ответили - быть «патриотом своей страны», а респонденты ВМИГО ответили – значит быть «Готовым защищать свою Родину». Группа ИДО готова рассуждать и быть патриотом, ВМИГО готовы защищать свою Родину, доказать, что они достойные граждане своей страны действиями.

  3. На вопрос «Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то...» респонденты ИДО и ВМИГО ответили, что «Думаю о ближайших ее успехах».

  4. На вопрос «Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и ...» ИДО ответили «Головой», ВМИГО ответили «Словами». Респонденты ИДО готовы отстаивать интересы своей родины, разрабатывая новые планы, стратегии и схемы, а респонденты ВМИГО готовы защищать свою Родину при помощи слов и переговоров.

  5. На вопрос «Подвиги героев заставили нас задуматься…» респонденты групп ИДО и ВМИГО ответили «О их стараниях».

  6. На вопрос «Каждый из на готов…» обе группы ИДО и ВМИГО ответили, что готовы «Защищать свою Родину».

  7. На вопрос «Каждый из нас имеет...» респонденты группы ИДО ответили «Права», а респонденты ВМИГО ответили «Чувство патриотизма». ИДО так считают, потому что для них важны различные права, которые обеспечивают им успешную жизнедеятельность, а для группы ВМИГО важно чувство патриотизма, потому что они высокомотивированы и настроены на защиту своей Родины.

  8. На вопрос «Каждый из нас верит…» ИДО и ВМИГО ответили «В светлое будущее нашей страны».

Респонденты ИДО любят свою Родину за ее успехи и достижения, а ВМИГО важно ее присутствие, они любят ее, потому что там родились. Все опрошенные думают о ближайших успехах страны и готовы защищать свою Родину. Для ИДО важны права, а для ВМИГО важно чувство патриотизма.

Заключение

Были выделены две группы респондентов: группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями (ВМИГО) и группа испытуемых с дисгармоничными ориентациями (далее - ИДО). Для ИДО референтными будут установки – результат, свобода, альтруизм и процесс. Для ВМИГО доминирующими установками являются – власть, труд, результат и эгоизм.

Профиль патриотизма «Патриограмма» показал, что у респондентов ВМИГО доминируют эмоциональные и поведенческие аспекты патриотизма, у ИДО когнитивный аспект патриотизма, а мотивационный аспект патриотизма находится на одинаковом уровне у двух групп.

Образ патриотизма у ВМИГО более конкретный, четкий, точный, а у ИДО символичный, метафоричный, красочный. Гражданско-патриотические ориентации дифференцируются у двух групп, если у ВМИГО – это широта взглядов, исполнительность, твердая воля, то ИДО - красота природы и искусства, интересная работа, здоровье, жизненная позиция.

Респонденты ИДО любят свою Родину за ее успехи и достижения, а ВМИГО важно ее присутствие, они любят ее, потому что там родились. Все опрошенные думают о ближайших успехах страны и готовы защищать свою Родину. Для ИДО важны права, а для ВМИГО важно чувство патриотизма.

Список литературы

1. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград, 2006;

2. Ильинский И. М. Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Умение. 2005. №3. С. 5–17; Луков Вал. А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М., 2012;

3. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1996. – № 4. С. 35-43.

4. Мартынов М. Ю., Габеркорн А. И. Как нам измерить патриотизм? К вопросу о концептуализации понятия // Вестник Пермского университета. Политология. 2019. Т. 13, № 4. С. 35. https://doi.org/10.17072/2218-1067- 2019-4-31-43

5. Намлинская, О. О. Национальная идентификация молодых русских в современной России. М., 2007.

6. Семенов А.А. Ценносто-нормативные и социально-установочные подходы к исследованию саморегуляции социального поведения личности / Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. // Под общ. ред. В.А. Ядова. 2-е расширенное изд. – М.: ЦСПиМ, 2013. – 376 с. С. 22-30

Приложения

Приложение 1

Таблица 1. Подходы к определению понятия «патриотизм»

Понятие

Определение

Автор

Год

Патриотизм

Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.

Четверикова Д. П.

2016

Патриотизм

Общечеловеческая ценность, определяющая

отношение общества и личности к реально существующей сфере их

жизнедеятельности, которая может быть присвоена в процессе

деятельности человека, сформирована в его внутренней системе

ценностей

Батанина И.А

Лаврикова А. А.

2011

Патриотизм

Происходит от латинско-

го слова «patria» – родина. Оно зачастую применяется в случаях выражения народного единства,

определения национальной самобытности, связи

личности индивида с историей своего отечества и народа.

Миронова Е. Н.

Таможникова М. Н.

2021

Патриотизм

(от лат. patria— родина, отечество) — одна из ведущих ценностных

ориентаций личности, комплекс знаний, оценочных суждений, социальных установок, обеспечивающих саморегуляцию избирательно-предпочтительного отношения субъекта к Родине; общественно-политический и нравственный принцип,

характеризующий отношение граждан к своей стране, месту своего рождения и жительства.

Селиверстова Н. А., Курганская М. Я.

2017

Патриотизм

Понятие, связанное с идеями страны, народа, нации, Отечества,

большой и малой родины; это нравственный

и политический принцип, социальное чувство, выраженное в любви к родине.

Криворученко В.К.

2008

Патриотизм

С научной точки зрения, как гласят многие словари,

означает «любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям».

Волков М. П.

2017

Таблица 2. Подходы к определению понятия «гражданственность»

Понятие

Определение

Автор

Год

Гражданственность

Интегральное качество личности,

предполагающее единство нравственной, правовой и политической

культуры.

Батанина И. А.

Лаврикова А. А.

2011

Гражданственность

Собственно психологическая характеристика в единстве психического (когнитивно-аффективно- волевого), и личностного аспектов, и одна из ключевых социальных компетентностей личности, включающей определенный компонентный состав (знания, опыт, отношения, готовность, волевую регуляцию).

Батанина И. А.

Лаврикова А. А

2011

Гражданственность

«Гражданственность» включает ряд компонентов: знания, качества, позицию, ценности, действия, т.е. во многом совпадает с понятием «политическая культура».

Никифоров Ю.Н., Скалина А. Н.

2007

Гражданственность

стержень личности, вокруг которого строятся все ее остальные параметры.

Никифоров Ю. Н., Скалина А.Н.

2007

Гражданственность

нравственная характеристика деятельного человека, обладающего чувствами гражданского долга и патриотизма, ответственности за судьбу государства и гражданского общества, имеющего правовое сознание, общую культуру и защищённость государством, способного к позитивному командному взаимодействию и стремящегося к саморазвитию.

Потехина Е. Н.

2018

Гражданственность

сформированная система знаний и отношений личности к себе как гражданину, к гражданскому обществу, к государству и государственным структурам, к собственным гражданским правам и обязанностям, позволяющая ей успешно жить в условиях государства и гражданского общества, реализовывать свои гражданские права и обязанности в определенной политической и социокультурной среде.

Потехина Е. Н.

2018

Таблица 3. Подходы к определению понятия «образ»

Понятие

Определение

Автор/год

Направление

Образ

Форма воспроизведения в сознании инстинктов и влечений. Психические образы в его понимании связывают человека не с объективной реальностью, а с внутренним миром.

Фрейд

психология

Это первичные активные феномены душевной жизни.

К.Г. Юнг

психология

Это - отражение вещественного мира, копия копии идеи, пребывающей в вечности.

Платон

 

Знак, репрезентирующий информацию, которая закодирована определенным способом в художественной и предметной формах.

Н.Ю. Гончарова

«Общетеоретические основы изучения понятия «Образ»»

психология

Иконический знак, т.е. как некий предмет, обозначающий объекты, которые имеют такие же свойства, на основании подобия означающего и означаемого.

Н.Ю. Гончарова

«Общетеоретические основы изучения понятия «Образ»»

семиотика

Таблица 4. Подходы к определению понятия «ориентация»

Понятие

Определение

Автор/год

Ориентация

Ценностные ориентации как система социальных установок, направленная на социальные ценности,

«способствует оптимизации поведения, позволяет личности удовлетворить свои основные потребности теми

способами, посредством тех ценностей, которыми располагает общество

Семенов А.А. Ценносто-нормативные и социально-установочные подходы к исследованию саморегуляции

социального поведения личности / Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности, 2013

«Под нравственными ориентациями понимается сложный выбор личностью определенной системы смысложизненных, мировоззренческих общечеловеческих ценностей и этических норм, сопровождающийся

переживаниями совести»

Иконникова Г.Ю. Нравственные ориентации субъектов пенитенциарной системы, 2007

Приложение 2

Рисунок 1. Лепестковая диаграмма по методике диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной

Рисунок 2. Разделение респондентов на группы в зависимости от социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере.

Рисунок 3. Профиль социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере двух групп

Приложение 3

Таблица 1.Значения шкалбланкового теста исследования патриотизма «Патриограмма» С.И. Кудинова, А.В. Потемкина

Шкала

Описание

Шкала 1. Шкала ценностных характеристик («социально-значимые ценности» - «личностно-значимые ценности»).

Выявляет преобладание либо социально-значимых ценностей, либо личностно-значимых ценностей при проявлении своего патриотического чувства.

Шкала 2. Шкала динамических характеристик («эргичность»- «аэргичность»).

Шкала определяющая либо высокий уровень жизненной активности, жажду к общению и социально-полезной деятельности-эргичность; либо, наоборот, низкий тонус, жизненную пассивность и нежелание участвовать в жизни общества и своей страны-аэргичность;

Шкала 3. Шкала эмоциональных характеристик («стеничность» -«астеничность»).

Шкала, которая выявляет степень работоспособности индивида, устойчивость к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности. Стеничность определяется как высокая степень работоспособности и устойчивости к различным помехам и жизненным трудностям. Астеничность определяется как низкая степень работоспособности и неустойчивость к жизненным трудностям.

Шкала 4. Шкала регуляторных характеристик («интернальность»-«экстернальность»).

По сути определяет уровень субъективного локуса контроля. Либо с высоким уровнем, интернальный тип- такой человек считает, что происходящие с ним события зависят прежде всего от его личностных качеств (компетентности, целеустремленности, уровня способностей и тому подобное) и являются закономерными следствиями его собственной деятельности. Либо с низким, экстернальный – такой человек убежден, что его успехи и неудачи зависят прежде всего от внешних обстоятельств – условий окружающей среды, действий других людей, случайности, везения или невезения и так далее;

Шкала 5. Шкала мотивационных характеристик («социоцентризм»- «эгоцентризм»).

Входят две переменные. Социоцентрическая, включающая в себя мотивы, которые, непосредственно, связаны с тенденциями в реализации намерений окружающих людей, стремлением оказать им помощь, заслужить уважения в группе, коллективе, социуме и т.п. В состав эгоцентрической переменной входят побуждения, соотносящиеся со стремлением проявить себя и собственные возможности, быть независимым и самостоятельным, улучшить материальное положение, создать личный уют и благополучие.

Шкала 6. Шкала когнитивных характеристик («осмысленность» - «осведомленность»).

Переменная осмысленности характеризуется на основании степени осознанности, т.е. глубоких представлений о патриотизме, знании его функционального назначения, правильного толкования существенных признаков данного свойства, умению отличать характеризуемое свойство от других. Переменная осведомленности определяет суждения общего характера в понимании патриотизма, или указания на частные, несущественные признаки диагностируемого свойства личности.

Шкала 7. Шкала продуктивных характеристик («предметно-коммуникативные»- «субъективно-личностные»).

Содержит в себе две переменные, определяющие наличие у индивида мотивации к какой-либо деятельности в предметно-коммуникативной сфере, либо в субъективноличностной;

Шкала 8. Шкала характеристик типов затруднений («операциональные» -«личностные»).

Выявляет у индивида наличие либо операциональных затруднений при выполнении какой-либо деятельности, либо наличие какихто личностных трудностей

Таблица 2. Средние значения побланковому тесту исследования патриотизма «Патриограмма» С.И. Кудинова, А.В. Потемкина

 

1

2

3

4

5

6

7

8

ВМИГО

67.125

56.75

52.75

58.375

57.75

71.625

69.5

56.375

ИДО

79.07

61.76

54.76

62.61

66.53

70.07

71.23

41.30

Рисунок 1. Профиль патриотизма «Патриограмма» двух групп

Приложение 4

Таблица 1. Ассоциации к слову «патриотизм» у групп ВМИГО и ИДО, частотность

ИДО

Понятие

Ассоциации

Патриотизм

Родина (11)

Отечество (9)

Россия (7)

Страна (7)

Флаг (3)

Путин (3)

Герб (2)

Депутат (2)

Любовь (2)

Защита (2)

Преданность (2)

Государство (2)

Гордость (2)

Уважение (2)

Гражданин (1)

Закон (1)

Обязанности гражданина РФ (1)

Мое (1)

Отвага (1)

Патриотизм (1)

Гимн (1)

Верность (1)

ВМИГО

Понятие

Ассоциации

Патриотизм

Родина (6)

Путин (5)

Страна (4)

Россия (4)

Отечество (4)

Флаг (3)

Герб (3)

Любовь (3)

Гимн (1)

Государство (1)

Гражданство (1)

Защита (1)

Преданность (1)

Шойгу (1)

Герасимов (1)

Рисунок 1. Ассоциативный опрос групп ИДО и ВМИГО

Приложение 5

Таблица 1. Методика незаконченного предложения. Результаты ВМИГО и ИДО, частотность

ИДО

Я люблю свою Родину, потому что

У нее есть своя история, успехи прошлых лет/ У нее есть обширная история и достижения (7)

Ее просторы очень красивы (4)

Я патриот (1)

Я в ней родился (1)

Быть достойным гражданином своей страны – значит быть...

Патриотом своей страны (7)

Любить Родину (1)

Соблюдать все законы (5)

Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то...

У меня возникает множество идей, как сделать ее экономическую, социальную и политическую силу лучше (1)

Думаю только о ближайших ее успехах (7)

Я радуюсь (2)

Горжусь за нее (2)

Я уверен в ее светлое будущее (1)

Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и ...

Головой (8)

Умом (3)

Знаниями (2)

Подвиги героев заставили нас задуматься ...

О том, что полезного мы сделали в настоящем времени для успешного развития в будущем (1)

О их стараниях (6)

О трудностях военного времени (1)

О ценностях жизни (5)

Каждый из нас готов...

Защищать свою Родину (8)

трудится для ее блага (2)

На подвиг для своей страны (2)

К достижению своих интересов (1)

Каждый из нас имеет...

Свободу (1)

Права (4)

Патриотизм (3)

Свою малую родину (1)

Любовь к Родине (4)

Каждый из нас верит...

В светлое будущее нашей страны (12)

В отважность героев (1)

ВМИГО

Я люблю свою Родину, потому что

Я тут родился (5)

Я патриот (2)

В ней большая культура (1)

Быть достойным гражданином своей страны - значит быть...

Любить свою родину (1)

Патриотом (2)

Готовым защищать свою Родину (2)

Заботливым по отношению к своей природе (2)

Знать историю своей страны (1)

Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то...

Думаю о ближайших ее успехах (7)

Знаю, что она будет процветать во всех сферах (1)

Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и ...

Головой (3)

Словами (4)

Знаниями (1)

Подвиги героев заставили нас задуматься ...

О их стараниях (4)

О их происхождении (1)

О патриотизме (2)

О будущем страны (1)

Каждый из нас готов...

Защищать свою Родину (5)

Любить Родину любой (2)

Помогать нуждающимся в помощи (1)

Каждый из нас имеет...

Чувство патриотизма (3)

Защиту (1)

Возможность принести пользу (1)

Свободу (1)

Родину (1)

Определенные ценности (1)

Каждый из нас верит...

В светлое будущее (4)

В президента (3)

В бога (1)

Просмотров работы: 87