Введение
Актуальность. Проблему патриотического воспитания по своей научной и социальной значимости можно отнести к одной из классических проблем прошлого, настоящего и будущего. Патриотическое воспитание молодого поколения во все времена являлось неотъемлемой частью воспитательного процесса. В современных, резко изменившихся социально-экономических и политических условиях патриотизм сегодня рассматривается в качестве одного из ключевых ориентиров в воспитании.
В поисках решения данной проблемы особая роль отводится образовательным учреждениям, в частности школе, которая является главным звеном в системе патриотического воспитания молодого поколения. Период обучения в школе является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на старших подростков, так как образы восприятия культурного пространства очень ярки и сильны, и остаются в памяти надолго, что очень важно при воспитании патриотизма.
Объект исследования: образ патриотизма и гражданско-патриотическое воспитание.
Предмет исследования: образ патриотизма и гражданско-патриотическая ориентация старших школьников.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме патриотизма и гражданско-патриотического ориентации.
2. Провести эмпирическое исследование по определению образа патриотизма и гражданско-патриотической ориентации старших школьников.
3. Разработать практические рекомендации, направленные на формирование и закрепление положительного образа патриотизма и гражданско-патриотической ориентации.
Эмпирическую основу составили исследования, проведенные среди старших школьников МБОУ «СОШ №10» по методикам: методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной; Бланковый тест исследования патриотизма «Патриограмма» С.И. Кудинова, А.В. Потемкина; Незаконченное предложение; Ассоциативный опрос.
Генеральная совокупность: старшие школьники.
Объем выборки: N = 121 человек, ученики МБОУ «СОШ №10».
Методы исследования: 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические методы исследования. 3. Методы статистической обработки результатов. 4. Математический анализ
Научная новизна: проведено эмпирическое исследование на выявления образа патриотизма и гражданско-патриотической ориентации старших школьников.
Практическая значимость: данная работа может применяться при подготовке к урокам истории, права, обществознания. Выводы, сделанные в ходе работы, представляют интерес для ученных областей: социологии, психологии, культурологии.
Теоретико-методологическая база:
Важным компонентом системы гражданско-патриотического воспитания молодежи является формирование и развитие у нее социально-значимых ценностей.
Для того чтобы выстроить ретроспективу развития понятия патриотического воспитания и дать его современное определение, рассмотрим отдельно такие понятия, как патриотизм и гражданственность.
Необходимо отметить, что в разные периоды истории нашего государства понятие «патриотизм» трактовалось по-разному. (Приложение 1, таблица 1). Наиболее удачным для нашего исследования видится определение патриотизма Четвериковой Д. П., которая считает: «Патриотизм - любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства. Патриотизмом называют нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать частными интересами во благо общих (государственных). Данное определение выступает в качестве рабочего.
Наравне с патриотизмом широко используют понятие «гражданственность» (Приложение 1, таблица 2).
Наиболее удачным для нашего исследования видится определение гражданственности Батаниной И. А. и Лавриковой А. А., которые считают: «… это интегральное качество личности, предполагающее единство нравственной, правовой и политической культуры».
Понятие «гражданственность» включает ряд компонентов: знания, качества, позицию, ценности, действия, т.е. во многом совпадает с понятием «политическая культура.
В исследовании будет сделан акцент на образе патриотизма и гражданско-патриотической ориентации.
Рассмотрев определение «образ» (Приложение 1, таблица3), было выбрано определение Фрейда:
Образ – форма воспроизведения в сознании инстинктов и влечений. Психические образы в его понимании связывают человека не с объективной реальностью, а с внутренним миром. Методом сочетания двух теоретических единиц было сформулировано определение образа патриотизма.
Наравне с образом, образ патриотизма будет включать в себя элементы: патриотические знания; патриотические чувства; патриотические убеждения; патриотическое поведение.
Ориентации получили широкое распространение в философских и социальных науках. (Приложение 1, таблица 4)
Ориентация – это система социальных установок, направленная на социальные ценности, «способствует оптимизации поведения, позволяет личности удовлетворить свои основные потребности теми способами, посредством тех ценностей, которыми располагает общество.
Гражданско—патриотическое воспитание - целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Гражданско—патриотическая ориентация – отражение отношений субъекта к условиям демократического общества, инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, реализации прав и обязанностей, ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор как результат сознательного, оценочного выбора жизненно значимых предметов и объектов.
Для конкретизации сущности рассматриваемого аспекта необходимо, прежде всего, выделить объект и субъект патриотизма, его типы и их соотношение (общегосударственный, этнический и региональный патриотизм).
С нашей точки зрения, субъектом патриотизма являются не только и не столько отдельные личности, но и большие, малые и другие общности людей, о чем свидетельствует вся история человечества. Соответственно можно выделить следующие типичные субъекты патриотизма:
- личность;
- группа населения, рассмотренная по демографическому, территориальному, профессиональному и иному признаку (молодежь, ветераны, земляки, партии, организации и т.д.);
- классы и этносы (нации);
- народ данной страны.
Таким образом, носителями патриотического общественного сознания выступают субъекты различных уровней - социальные группы, классы, государство и общественные организации. Но, прежде всего, патриотическое сознание общества во всем своем многообразии воплощено в сознании реальных конкретных личностей.
Анализ современной отечественной литературы по данной теме показывает, что нет единого мнения и относительно объекта (объектов) патриотизма. Существует, например, точка зрения, согласно которой объектом патриотизма является единое Отечество. Так, В. Нахушев утверждает, что объект патриотизма - единое для всех народов Отечество. Тем самым не допускается обращенность патриотизма к структурным и иным элементам Отечества. Эта точка зрения фактически отрицает, что субъект патриотизма является одновременно и его объектом, т.е. предметом воздействия соответствующих чувств и идей. Кроме того, действия и поступки субъектов патриотизма – это лучшее средство патриотического воспитания, объектом которого являются личность, социальные группы, общество.
Особенности патриотического воспитания в подростковом возрасте
Воспитание патриотизма в школе имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как подрастающее поколение должно не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса, и специфику патриотического воспитания подростков в общеобразовательной школе:
- диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
- интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
- опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
- опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия;
- координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.
Основными критериями гражданско-патриотического воспитания старших школьников являются: духовно-нравственный, ценностно-смысловой, культурно-деятельностный.
Возрастные психологические особенности детей подросткового возраста способствуют формированию патриотических чувств именно в этом возрасте:
- способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении;
- интеллектуальная инициативность, любознательность, подражательность;
- эмоционально- выразительная активность, впечатлительность, яркая эмоциональная память, доверчивость;
Основное содержание
Образ патриотизма и гражданско-патриотической ориентации старших
В экспериментальном исследовании использовались следующие методики:
Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной.
Бланковый тест исследования патриотизма «Патриограмма». Тест содержит восемь основных шкал, соответствующих каждому из компонентов патриотизма как системного качества личности, которые включают в себя по две переменные (гармоническую и агармоническую): – шкала ценностных характеристик (социально значимые ценности – личностно значимые ценности); – шкала динамических характеристик (эргичность – аэргичность); – шкала эмоциональных характеристик (стеничность – астеничность); – шкала регуляторных характеристик (интернальность – экстернальность); – шкала мотивационных характеристик (социоцентризм – эгоцентризм); – шкала когнитивных характеристик (осмысленность – осведомленность); – шкала продуктивных характеристик (продуктивно-коммуникативные – субъективно-личностные); – шкала характеристик типов затруднений (операциональные – личностные).
Ассоциативный опрос и методика незаконченного предложения.
Для проведения эмпирического исследования были выделены следующие этапы:1 этап -Определение социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере. 2 этап – Исследование компонентов патриотизма у старших школьников. 3 этап – Изучение образа патриотизма и гражданско-патриотической ориентации.
1 этап - Определение социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере.
Для определения социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере использовалась методикаО.Ф.Потемкиной. Методика диагностики социально-психологических установок личности позволяет изучить мотивационно-потребностную сферу и определить, что важнее для человека: альтруизм или эгоизм, процесс или результат; что имеет большую значимость – свобода или власть, содержание работы или деньги.
Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически. Для этого необходимо начертить четыре вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из них от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника. Далее следует эти точки соединить. В результате получится профиль (в виде лепестковой диаграммы или радиограммы), отражающий особенности социально-психологических установок (Приложение 2, рисунок 1).
Проанализировав лепестковую диаграмму были выделены две группы:
1 Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями (далее - ВМИГО) - 38%. Респонденты данной группы имеют результаты, которые равномерно распределены между собой и имеют высокие показатели.
2 Группа испытуемых с дисгармоничными ориентациями (далее - ИДО) - 62% У представителей данной группы неравномерное распределение по шкалам, происходят значительные колебания значений от низших показателей до высоких, нет плавного перехода. Наблюдается перекос по показателям: «Власть», «Деньги», «Труд». (Приложение 2, рисунок 2).
Далее были посчитаны средние результаты по методике диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной, распределенные по группам и составлен профиль выделенных групп – ИДО и ВМИГО (Приложение 2, рисунок 3). Из диаграммы видно, что для ИДО будет преобладающим – результат (6,7) и свобода (6,53), альтруизм (5,84), процесс (6,07). Стоит отметить, что и эгоизм у ИДО меньше альтруизма на 0,46. Сложно говорить о преобладании альтруизма, так как эти две установки выражены практически на одном уровне. Несмотря на то, что респонденты с ВМИГО имеют высокие показатели по всем шкалам (не ниже 5), можно выделить преобладание установок в мотивационно-потребностной сфере – власть (7,0), труд (6,62), результат и эгоизм (6,4). Для группы ИДО главная ценность – ориентация на свободу. Ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже сочетание «свободы» и «деньги». Для группы ВМИГО важна высокая ориентация на труд, всё время они используют для того, чтобы что-то сделать. Труд приносит им больше радости и удовольствия, чем какие-то иные занятия, так же ведущей ценностью для респондентов этой группы является ориентация на деньгии большое стремление к увеличению своего благосостояния.
2 этап – Исследование компонентов патриотизма у старших школьников.
Для исследования проявления ценностно-мотивационного и когнитивного компонентов патриотизма у старших школьников был использован бланковый тест исследования патриотизма «Патриограмма», разработанный С.И. Кудиновым и А.В. Потемкиным, который был составлен на основе концепции многомернофункциональной организации свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова. В методике содержится восемь основных шкал (Приложение 3, таблица 1), соответствующих каждому из компонентов патриотизма, как системного качества личности, которые включают в себя по две переменные (гармоническую и агармоническую). Каждая переменная в шкале характеризуется 7 утверждениями, всего 14 утверждений в шкале.
Подсчет результатов по каждой шкале происходил в соответствии с ключом: 1 - вовсе нет; 2 - нет; 3 - пожалуй, нет; 4 - нечто среднее; 5 - пожалуй, да; 6 - да; 7 - несомненно, да. После чего для каждой группы были посчитаны средние значения по восьми шкалам (Приложение 3, таблица 2) и составлен профиль патриотизма «Патриограмма» (Приложение 3, рисунок 1). Из столбчатой диаграммы видно, что группа ВМИГО имеет результаты ниже ИДО по всем шкалам, кроме двух – Шкала 6 когнитивных характеристик: респонденты этой группы имеют переменную осмысленность, характеризующуюся на основании степени осознанности, т.е. глубоких представлений о патриотизме, правильного толкования существенных признаков данного свойства и переменной осведомленности, определяющей суждения общего характера в понимании патриотизма, или указания на частные, несущественные признаки диагностируемого свойства личности; и Шкала 8 характеристик типов затруднений – у респондентов выявляется наличие либо операциональных затруднений при выполнении какой-либо деятельности, либо наличие каких-то личностных трудностей. По Шкале 6 когнитивных характеристик небольшие разночтения между ИДО и ВМИГО – 1,56 в пользу ВМИГО, что подтверждает чистоту ответов по методике определения социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной. По Шкале 8 характеристик типов затруднений разница между двумя группами больше и составляет 15,1 в пользу ВМИГО.
Можно сделать вывод, что у респондентов ВМИГО доминируют эмоциональные и поведенческие аспекты патриотизма, у ИДО когнитивный аспект патриотизма, а мотивационный аспект патриотизма находится на одинаковом уровне у двух групп.
3 этап – Изучение образа патриотизма и гражданско-патриотической ориентации.
Был проведен ассоциативный опрос (Приложение 4, таблица 1), в котором респондентам групп ИДО и ВМИГО (Приложение 4, рисунок 1) нужно было написать не менее пяти ассоциаций к слову «Патриотизм». Для описания данной методики используется контент – анализ. Были разработаны критерии контент – анализа:
А – государственные символы
Б –личности
В – мораль категории
Г – нормативно – правовые категории
Д – целостность страны
Е – притягательные местоимения
Ж - должность
Из диаграммы видно:
- респонденты группы ИДО и ВМИГО понимают понятие «Патриотизм» больше всего через целостность страны;
- ИДО и ВМИГО понимают «Патриотизм» через государственные символы практически одинаково;
- моральных категорий у респондентов группы ИДО гораздо больше, чем у ВМИГО;
- опрошенные респонденты ВМИГО больше видят патриотизм через личности;
- у ИДО больше ассоциаций к понятию «Патриотизм», что позволяет выделить еще два критерия: «Притягательные местоимения» и «Должность»;
- нормативно – правовые категории более выражены у ИДО.
Была проведена методика незаконченного предложения у респондентов групп ВМИГО и ИДО (Приложение 5, таблица 1).
На вопрос «Я люблю свою Родину, потому что…» большая часть респондентов ИДО ответили «у нее есть своя история, успехи прошлых лет/ у нее есть обширная история и достижения», а ВМИГО ответили, что «Я тут родился». Респонденты ИДО любят свою Родину за достижения, успехи прошлых лет, а ВМИГО любят свою Родину, потому что они там родились, это их место проживания.
На вопрос «Быть достойным гражданином своей страны – значит быть...» респонденты группы ИДО ответили - быть «патриотом своей страны», а респонденты ВМИГО ответили – значит быть «Готовым защищать свою Родину». Группа ИДО готова рассуждать и быть патриотом, ВМИГО готовы защищать свою Родину, доказать, что они достойные граждане своей страны действиями.
На вопрос «Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то...» респонденты ИДО и ВМИГО ответили, что «Думаю о ближайших ее успехах».
На вопрос «Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и ...» ИДО ответили «Головой», ВМИГО ответили «Словами». Респонденты ИДО готовы отстаивать интересы своей родины, разрабатывая новые планы, стратегии и схемы, а респонденты ВМИГО готовы защищать свою Родину при помощи слов и переговоров.
На вопрос «Подвиги героев заставили нас задуматься…» респонденты групп ИДО и ВМИГО ответили «О их стараниях».
На вопрос «Каждый из на готов…» обе группы ИДО и ВМИГО ответили, что готовы «Защищать свою Родину».
На вопрос «Каждый из нас имеет...» респонденты группы ИДО ответили «Права», а респонденты ВМИГО ответили «Чувство патриотизма». ИДО так считают, потому что для них важны различные права, которые обеспечивают им успешную жизнедеятельность, а для группы ВМИГО важно чувство патриотизма, потому что они высокомотивированы и настроены на защиту своей Родины.
На вопрос «Каждый из нас верит…» ИДО и ВМИГО ответили «В светлое будущее нашей страны».
Респонденты ИДО любят свою Родину за ее успехи и достижения, а ВМИГО важно ее присутствие, они любят ее, потому что там родились. Все опрошенные думают о ближайших успехах страны и готовы защищать свою Родину. Для ИДО важны права, а для ВМИГО важно чувство патриотизма.
Заключение
Были выделены две группы респондентов: группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями (ВМИГО) и группа испытуемых с дисгармоничными ориентациями (далее - ИДО). Для ИДО референтными будут установки – результат, свобода, альтруизм и процесс. Для ВМИГО доминирующими установками являются – власть, труд, результат и эгоизм.
Профиль патриотизма «Патриограмма» показал, что у респондентов ВМИГО доминируют эмоциональные и поведенческие аспекты патриотизма, у ИДО когнитивный аспект патриотизма, а мотивационный аспект патриотизма находится на одинаковом уровне у двух групп.
Образ патриотизма у ВМИГО более конкретный, четкий, точный, а у ИДО символичный, метафоричный, красочный. Гражданско-патриотические ориентации дифференцируются у двух групп, если у ВМИГО – это широта взглядов, исполнительность, твердая воля, то ИДО - красота природы и искусства, интересная работа, здоровье, жизненная позиция.
Респонденты ИДО любят свою Родину за ее успехи и достижения, а ВМИГО важно ее присутствие, они любят ее, потому что там родились. Все опрошенные думают о ближайших успехах страны и готовы защищать свою Родину. Для ИДО важны права, а для ВМИГО важно чувство патриотизма.
Список литературы
1. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград, 2006;
2. Ильинский И. М. Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Умение. 2005. №3. С. 5–17; Луков Вал. А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М., 2012;
3. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1996. – № 4. С. 35-43.
4. Мартынов М. Ю., Габеркорн А. И. Как нам измерить патриотизм? К вопросу о концептуализации понятия // Вестник Пермского университета. Политология. 2019. Т. 13, № 4. С. 35. https://doi.org/10.17072/2218-1067- 2019-4-31-43
5. Намлинская, О. О. Национальная идентификация молодых русских в современной России. М., 2007.
6. Семенов А.А. Ценносто-нормативные и социально-установочные подходы к исследованию саморегуляции социального поведения личности / Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. // Под общ. ред. В.А. Ядова. 2-е расширенное изд. – М.: ЦСПиМ, 2013. – 376 с. С. 22-30
Приложения
Приложение 1
Таблица 1. Подходы к определению понятия «патриотизм»
Понятие |
Определение |
Автор |
Год |
Патриотизм |
Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства. |
Четверикова Д. П. |
2016 |
Патриотизм |
Общечеловеческая ценность, определяющая отношение общества и личности к реально существующей сфере их жизнедеятельности, которая может быть присвоена в процессе деятельности человека, сформирована в его внутренней системе ценностей |
Батанина И.А Лаврикова А. А. |
2011 |
Патриотизм |
Происходит от латинско- го слова «patria» – родина. Оно зачастую применяется в случаях выражения народного единства, определения национальной самобытности, связи личности индивида с историей своего отечества и народа. |
Миронова Е. Н. Таможникова М. Н. |
2021 |
Патриотизм |
(от лат. patria— родина, отечество) — одна из ведущих ценностных ориентаций личности, комплекс знаний, оценочных суждений, социальных установок, обеспечивающих саморегуляцию избирательно-предпочтительного отношения субъекта к Родине; общественно-политический и нравственный принцип, характеризующий отношение граждан к своей стране, месту своего рождения и жительства. |
Селиверстова Н. А., Курганская М. Я. |
2017 |
Патриотизм |
Понятие, связанное с идеями страны, народа, нации, Отечества, большой и малой родины; это нравственный и политический принцип, социальное чувство, выраженное в любви к родине. |
Криворученко В.К. |
2008 |
Патриотизм |
С научной точки зрения, как гласят многие словари, означает «любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям». |
Волков М. П. |
2017 |
Таблица 2. Подходы к определению понятия «гражданственность»
Понятие |
Определение |
Автор |
Год |
Гражданственность |
Интегральное качество личности, предполагающее единство нравственной, правовой и политической культуры. |
Батанина И. А. Лаврикова А. А. |
2011 |
Гражданственность |
Собственно психологическая характеристика в единстве психического (когнитивно-аффективно- волевого), и личностного аспектов, и одна из ключевых социальных компетентностей личности, включающей определенный компонентный состав (знания, опыт, отношения, готовность, волевую регуляцию). |
Батанина И. А. Лаврикова А. А |
2011 |
Гражданственность |
«Гражданственность» включает ряд компонентов: знания, качества, позицию, ценности, действия, т.е. во многом совпадает с понятием «политическая культура». |
Никифоров Ю.Н., Скалина А. Н. |
2007 |
Гражданственность |
стержень личности, вокруг которого строятся все ее остальные параметры. |
Никифоров Ю. Н., Скалина А.Н. |
2007 |
Гражданственность |
нравственная характеристика деятельного человека, обладающего чувствами гражданского долга и патриотизма, ответственности за судьбу государства и гражданского общества, имеющего правовое сознание, общую культуру и защищённость государством, способного к позитивному командному взаимодействию и стремящегося к саморазвитию. |
Потехина Е. Н. |
2018 |
Гражданственность |
сформированная система знаний и отношений личности к себе как гражданину, к гражданскому обществу, к государству и государственным структурам, к собственным гражданским правам и обязанностям, позволяющая ей успешно жить в условиях государства и гражданского общества, реализовывать свои гражданские права и обязанности в определенной политической и социокультурной среде. |
Потехина Е. Н. |
2018 |
Таблица 3. Подходы к определению понятия «образ»
Понятие |
Определение |
Автор/год |
Направление |
Образ |
Форма воспроизведения в сознании инстинктов и влечений. Психические образы в его понимании связывают человека не с объективной реальностью, а с внутренним миром. |
Фрейд |
психология |
Это первичные активные феномены душевной жизни. |
К.Г. Юнг |
психология |
|
Это - отражение вещественного мира, копия копии идеи, пребывающей в вечности. |
Платон |
||
Знак, репрезентирующий информацию, которая закодирована определенным способом в художественной и предметной формах. |
Н.Ю. Гончарова «Общетеоретические основы изучения понятия «Образ»» |
психология |
|
Иконический знак, т.е. как некий предмет, обозначающий объекты, которые имеют такие же свойства, на основании подобия означающего и означаемого. |
Н.Ю. Гончарова «Общетеоретические основы изучения понятия «Образ»» |
семиотика |
Таблица 4. Подходы к определению понятия «ориентация»
Понятие |
Определение |
Автор/год |
Ориентация |
Ценностные ориентации как система социальных установок, направленная на социальные ценности, «способствует оптимизации поведения, позволяет личности удовлетворить свои основные потребности теми способами, посредством тех ценностей, которыми располагает общество |
Семенов А.А. Ценносто-нормативные и социально-установочные подходы к исследованию саморегуляции социального поведения личности / Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности, 2013 |
«Под нравственными ориентациями понимается сложный выбор личностью определенной системы смысложизненных, мировоззренческих общечеловеческих ценностей и этических норм, сопровождающийся переживаниями совести» |
Иконникова Г.Ю. Нравственные ориентации субъектов пенитенциарной системы, 2007 |
Приложение 2
Рисунок 1. Лепестковая диаграмма по методике диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной
Рисунок 2. Разделение респондентов на группы в зависимости от социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере.
Рисунок 3. Профиль социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере двух групп
Приложение 3
Таблица 1.Значения шкалбланкового теста исследования патриотизма «Патриограмма» С.И. Кудинова, А.В. Потемкина
Шкала |
Описание |
Шкала 1. Шкала ценностных характеристик («социально-значимые ценности» - «личностно-значимые ценности»). |
Выявляет преобладание либо социально-значимых ценностей, либо личностно-значимых ценностей при проявлении своего патриотического чувства. |
Шкала 2. Шкала динамических характеристик («эргичность»- «аэргичность»). |
Шкала определяющая либо высокий уровень жизненной активности, жажду к общению и социально-полезной деятельности-эргичность; либо, наоборот, низкий тонус, жизненную пассивность и нежелание участвовать в жизни общества и своей страны-аэргичность; |
Шкала 3. Шкала эмоциональных характеристик («стеничность» -«астеничность»). |
Шкала, которая выявляет степень работоспособности индивида, устойчивость к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности. Стеничность определяется как высокая степень работоспособности и устойчивости к различным помехам и жизненным трудностям. Астеничность определяется как низкая степень работоспособности и неустойчивость к жизненным трудностям. |
Шкала 4. Шкала регуляторных характеристик («интернальность»-«экстернальность»). |
По сути определяет уровень субъективного локуса контроля. Либо с высоким уровнем, интернальный тип- такой человек считает, что происходящие с ним события зависят прежде всего от его личностных качеств (компетентности, целеустремленности, уровня способностей и тому подобное) и являются закономерными следствиями его собственной деятельности. Либо с низким, экстернальный – такой человек убежден, что его успехи и неудачи зависят прежде всего от внешних обстоятельств – условий окружающей среды, действий других людей, случайности, везения или невезения и так далее; |
Шкала 5. Шкала мотивационных характеристик («социоцентризм»- «эгоцентризм»). |
Входят две переменные. Социоцентрическая, включающая в себя мотивы, которые, непосредственно, связаны с тенденциями в реализации намерений окружающих людей, стремлением оказать им помощь, заслужить уважения в группе, коллективе, социуме и т.п. В состав эгоцентрической переменной входят побуждения, соотносящиеся со стремлением проявить себя и собственные возможности, быть независимым и самостоятельным, улучшить материальное положение, создать личный уют и благополучие. |
Шкала 6. Шкала когнитивных характеристик («осмысленность» - «осведомленность»). |
Переменная осмысленности характеризуется на основании степени осознанности, т.е. глубоких представлений о патриотизме, знании его функционального назначения, правильного толкования существенных признаков данного свойства, умению отличать характеризуемое свойство от других. Переменная осведомленности определяет суждения общего характера в понимании патриотизма, или указания на частные, несущественные признаки диагностируемого свойства личности. |
Шкала 7. Шкала продуктивных характеристик («предметно-коммуникативные»- «субъективно-личностные»). |
Содержит в себе две переменные, определяющие наличие у индивида мотивации к какой-либо деятельности в предметно-коммуникативной сфере, либо в субъективноличностной; |
Шкала 8. Шкала характеристик типов затруднений («операциональные» -«личностные»). |
Выявляет у индивида наличие либо операциональных затруднений при выполнении какой-либо деятельности, либо наличие какихто личностных трудностей |
Таблица 2. Средние значения побланковому тесту исследования патриотизма «Патриограмма» С.И. Кудинова, А.В. Потемкина
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
ВМИГО |
67.125 |
56.75 |
52.75 |
58.375 |
57.75 |
71.625 |
69.5 |
56.375 |
ИДО |
79.07 |
61.76 |
54.76 |
62.61 |
66.53 |
70.07 |
71.23 |
41.30 |
Рисунок 1. Профиль патриотизма «Патриограмма» двух групп
Приложение 4
Таблица 1. Ассоциации к слову «патриотизм» у групп ВМИГО и ИДО, частотность
ИДО |
|
Понятие |
Ассоциации |
Патриотизм |
Родина (11) |
Отечество (9) |
|
Россия (7) |
|
Страна (7) |
|
Флаг (3) |
|
Путин (3) |
|
Герб (2) |
|
Депутат (2) |
|
Любовь (2) |
|
Защита (2) |
|
Преданность (2) |
|
Государство (2) |
|
Гордость (2) |
|
Уважение (2) |
|
Гражданин (1) |
|
Закон (1) |
|
Обязанности гражданина РФ (1) |
|
Мое (1) |
|
Отвага (1) |
|
Патриотизм (1) |
|
Гимн (1) |
|
Верность (1) |
|
ВМИГО |
|
Понятие |
Ассоциации |
Патриотизм |
Родина (6) |
Путин (5) |
|
Страна (4) |
|
Россия (4) |
|
Отечество (4) |
|
Флаг (3) |
|
Герб (3) |
|
Любовь (3) |
|
Гимн (1) |
|
Государство (1) |
|
Гражданство (1) |
|
Защита (1) |
|
Преданность (1) |
|
Шойгу (1) |
|
Герасимов (1) |
Рисунок 1. Ассоциативный опрос групп ИДО и ВМИГО
Приложение 5
Таблица 1. Методика незаконченного предложения. Результаты ВМИГО и ИДО, частотность
ИДО |
|
Я люблю свою Родину, потому что |
У нее есть своя история, успехи прошлых лет/ У нее есть обширная история и достижения (7) |
Ее просторы очень красивы (4) |
|
Я патриот (1) |
|
Я в ней родился (1) |
|
Быть достойным гражданином своей страны – значит быть... |
Патриотом своей страны (7) |
Любить Родину (1) |
|
Соблюдать все законы (5) |
|
Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то... |
У меня возникает множество идей, как сделать ее экономическую, социальную и политическую силу лучше (1) |
Думаю только о ближайших ее успехах (7) |
|
Я радуюсь (2) |
|
Горжусь за нее (2) |
|
Я уверен в ее светлое будущее (1) |
|
Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и ... |
Головой (8) |
Умом (3) |
|
Знаниями (2) |
|
Подвиги героев заставили нас задуматься ... |
О том, что полезного мы сделали в настоящем времени для успешного развития в будущем (1) |
О их стараниях (6) |
|
О трудностях военного времени (1) |
|
О ценностях жизни (5) |
|
Каждый из нас готов... |
Защищать свою Родину (8) |
трудится для ее блага (2) |
|
На подвиг для своей страны (2) |
|
К достижению своих интересов (1) |
|
Каждый из нас имеет... |
Свободу (1) |
Права (4) |
|
Патриотизм (3) |
|
Свою малую родину (1) |
|
Любовь к Родине (4) |
|
Каждый из нас верит... |
В светлое будущее нашей страны (12) |
В отважность героев (1) |
|
ВМИГО |
|
Я люблю свою Родину, потому что |
Я тут родился (5) |
Я патриот (2) |
|
В ней большая культура (1) |
|
Быть достойным гражданином своей страны - значит быть... |
Любить свою родину (1) |
Патриотом (2) |
|
Готовым защищать свою Родину (2) |
|
Заботливым по отношению к своей природе (2) |
|
Знать историю своей страны (1) |
|
Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то... |
Думаю о ближайших ее успехах (7) |
Знаю, что она будет процветать во всех сферах (1) |
|
Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и ... |
Головой (3) |
Словами (4) |
|
Знаниями (1) |
|
Подвиги героев заставили нас задуматься ... |
О их стараниях (4) |
О их происхождении (1) |
|
О патриотизме (2) |
|
О будущем страны (1) |
|
Каждый из нас готов... |
Защищать свою Родину (5) |
Любить Родину любой (2) |
|
Помогать нуждающимся в помощи (1) |
|
Каждый из нас имеет... |
Чувство патриотизма (3) |
Защиту (1) |
|
Возможность принести пользу (1) |
|
Свободу (1) |
|
Родину (1) |
|
Определенные ценности (1) |
|
Каждый из нас верит... |
В светлое будущее (4) |
В президента (3) |
|
В бога (1) |