ОЦЕНКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОЦЕНКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ

Гизатуллина А.Р. 1
1МАОУ "ООШ № 2"
Сергеева Т.А. 1
1МАОУ "ООШ № 2"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

Самое ценное у человека - это ЖИЗНЬ, самое ценное в жизни - ЗДОРОВЬЕ. С древнейших времен здоровье человека является важнейшей ценностью и свидетельствует о физическом и духовном его благополучии, умении распределять энергию и внимание между разными сферами жизнедеятельности, ответственности за продление рода и благополучие будущих поколений.[1]

Что же такое здоровье? Многие ответят, что это — отсутствие болезней, хорошее самочувствие. Такой ответ является не совсем точным. В связи с этим комиссия экспертов Всемирной организации здравоохранения предложила такое определение: «Здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия» [8]. Несмотря на то, что данное определение не может считаться достаточно научным, оно ясно показывает, что здоровье человека является целостным многоуровневым состоянием и, следовательно, его надо рассматривать с позиции структурного анализа. [3]

1. Возрастные особенности физиологического развития подростков.

Подростковый возраст - определённый период развития человека. Нужно заметить, что ни один период в жизни человека не характеризуется столь быстрыми изменениями, как подростковый. В основе физиологических изменений подростка лежат процессы роста и развития. Большинство детей в период интенсивного роста прибавляют: мальчики 12 см в год. девочки 9 см в год. Средние величины годичных прибавок у подростков с 10 до 13 лет составляют: мальчики - 4,5 см в год, девочки - 5,2 см в год. [3]

В многочисленных работах физиологов (Н. Г. Смирнова, В. Г. Властовский, В. С. Соловьёва) начиная с 80-х годов повсеместно констатировались увеличение размеров тела детей и подростков, ускорение их физического развития - акселерация). В исследованиях конца 90-х годов отмечается стабилизация и даже затухание акселерационного процесса (Ю. А. Ямпольская). Мониторинг развития подростков в 2020 году, проведённый сотрудниками НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и подростков, свидетельствует о негативных изменениях в физиологическом развитии подростков (Н. А. Ананьева, Ю. А. Ямпольская, 2018 г.). Отклонения чаще всего проявляются в виде избытка массы тела, либо его дефицита. Снижается общая двигательная активность подростков.[5]

2. Влияние внешних и внутренних факторов на здоровье.

На здоровье обучающихся влияют внешние и внутренние факторы. Здоровье, как и болезнь, определяется наследственностью, состоянием окружающей среды, образом жизни и состоянием здравоохранения.

По данным статистики, дети и подростки в условиях Севера в три раза чаще болеют простудными заболеваниями, чем в средней полосе России, у 98% северян имеются заболевания зубов, многие ученики страдают той или иной степенью близорукости. [6]

Основными причинами роста заболеваемости подростков принято считать несбалансированность питания, материальное положение семьи, недостатки в системе здравоохранения (см. Приложение I . Факторы, влияющие на здоровье подростка).

II. Основная часть

1. Проблема:

Молодое поколение задумывается о своём здоровье, но этого недостаточно, также нужно соблюдать необходимые меры по укреплению и сохранению здоровья. Высокий уровень патологии у подростков указывает на приоритетность данного вопроса.

Цель исследования:

Оценить состояние здоровья учащихся 9-х классов на основе статистики медицинских осмотров с использованием антропометрических, плантографических методов диагностики и математической обработки полученных результатов.

Задачи исследования:

  1. Определить вид осанки учащихся путём измерения глубины шейного и поясничного изгибов. Выявить нарушения осанки.

  2. Определить форму стопы учащихся плантографическим методом.

  3. Определить гибкость позвоночника учащихся.

  4. Определить весоростовой показатель (Индекс Кетле)

  5. Оценить быстроту реакции учащихся класса.

  6. Определить ортостатическую пробу.

Методы исследования:

Эксперимент. Исследование: метод плантографии. Метод антропометрии. Метод Кетле. Анализ литературы, карт здоровья учащихся. Наблюдение. Сравнение.

Работа № 1: «Вид осанки»

Ход работы: Осанка - привычная поза непринуждённо стоящего человека. Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную[2] :

При правильной осанке показатели глубины шейного и поясничного изгибов близки по значению и колеблются в пределах 3-4 сантиметров в младшем школьном возрасте и 4-4,5 сантиметров в старшем и среднем; корпус удерживается прямо, голова поднята, плечи распрямлены и находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые.

При сутуловатой осанке увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный; голова наклонена вперёд, плечи опущены.

При лордотической осанке увеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный; живот выпячен, верхняя часть туловища несколько откинута назад.

Кифотическая осанка характеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперёд; живот выпячен.

Методика: Учащийся стоит у стены. Измеряем расстояние глубины шейного и поясничного изгибов, показатели записываем в таблицу. (см. Приложение 2)

«Сохранение правильной осанки при стоянии»

Порядок работы: Встаньте к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы опирались на стену. Голову держите прямо, смотрите вперёд. Не поднимайте нос к верху и не выдвигайте подбородок. Подняться и слегка отвести плечи назад. Втяните живот. Таз продвинуть вперёд. Щель между стеной и поясницей должна быть сужена до минимальной нормы - проконтролировать рукой. Отойдите от стены, сохраняя принятое положение. Запомните это положение и сохраняйте его в будущем. Результаты занесены в таблицу (см. Приложение 3)

«Выявление нарушения осанки»

Порядок работы: Встаньте спиной к стене, так чтобы голова, плечи и ягодицы опирались о стену. Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак. Если это не возможно, просуньте туда ладонь. В норме проходить кулак не должен. Проходит лишь ладонь. Результаты (см. Приложение 3):

Работа №2 «Форма стопы»

Оборудование: плантограмма

Ход работы: Стопа - орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощённую и плоскую. Для определения формы стопы осматривают её опорную поверхность и обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы.

Для этого на полученном отпечатке проводят касательную линию к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы, из середины касательной восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы. Затем вычисляют процентное отношение длины той части перпендикуляра, которая перешла через отпечаток, ко всей его длине. Если перешеек АВ составляет до 50% длины перпендикуляра АС - стопа нормальная; 50 - 60% - уплощённая; свыше 60% - плоская, АВ/АС.100% (см. Приложение 4)

Работа № 3: «Определение гибкости позвоночника»

Оборудование: стул, линейка

Ход работы: Стоя на стуле, не сгибая ног, согните корпус в пояснице на 2/ 3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула. Если пальцы оказались ниже плоскости стула ставьте рядом с числом знак « + ». Если пальцы не достигли стула то « - ».

Результаты (см. Приложение 5):

Работа №4 «Определение весоростового показателя (Индекс Кетле)»

Для оценки физического развития использовали метод нахождения инднкса Кетле:

, где m - масса тела человека (в килограммах), а h - рост человека (в метрах).

Должная величина индекса Кетле составляет:

Возраст

Индекс Кетле

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Девочки 13-14 лет

20

18

22

Девочки 15-17 лет

21

19

23

Мальчики 13-16 лет

20

18

22

Мальчики 17 лет

21

19

23

Таблица результатов (см. Приложение 6) (Шеркунова Л.В.медсестра школы)

Работа № 5: « Определение быстроты реакции»

Оборудование: монета

Порядок работы: Взять монету в левую руку и поднять её перед собой. Разожмите пальцы, когда монета будет падать вниз, правой рукой попытайтесь её поймать. Монета должна пролететь 30 - 40 сантиметров. Опыт повторите 10 раз. Оценка « неудовлетворительно » - если 5 и меньше; « хорошо» - если 7; « удовлетворительно » - 6; « отлично» - больше 7.

Таблица результатов(см. Приложение 7)

Работа № 6: « Ортостатическая проба »

Оборудование: секундомер

Ход работы:

  1. Сосчитать пульс в положении стоя за 1 минуту.

  2. Сосчитать пульс в положении сидя за 1 минуту.

  3. Сосчитать пульс в положении лёжа за 1 минуту.

Результаты (см. Приложение 8)

III. Анализ и обработка полученных результатов

Экспериментальные данные работы №1 «Вид осанки» показывают, что 59% учащихся имеют кифотический тип осанки. Осанка этих учащихся характеризуется увеличением глубины как шейного (4,5 см и более), так и поясничного изгибов (до 8 см). Тип характеризуется круглой спиной, плечи опущены, голова наклонена вперёд, живот выпячен. 13% учащихся имеют лордотическую осанку. Для 28% учащихся характерна правильная осанка. У учащихся корпус удерживается прямо, голова поднята, плечи расправлены и находятся на одном уровне, глубина шейного изгиба колеблется в пределах 4-4,5 см, а показатели поясничного изгиба находятся в пределах 6-7 см (Приложение 2)

«Сохранение правильной осанки при стоянии» учащиеся испытывают значительные затруднения. При стоянии у стены снимались показатели расстояния между стеной и спиной учащихся, при этом щель между стеной и поясницей должна быть сужена до минимума При выявлении нарушения осанки и на основе предыдущего исследования, можно констатировать факт, что нарушение привычной позы непринуждённо стоящего человека у стены наблюдается у 31% учащихся, у 69% учащихся между поясницей и стеной проходит ладонь, а не кулак, что свидетельствует о правильной осанке. (см. Приложение 3)

Анализ работы №2 «Формы стопы» показал, что 34% учащихся имеют нормальную форму стопы, 44% - уплощённую форму стопы, 22%- плоская форма стопы. (Приложение 4)

«Определение гибкости позвоночника» в работе №3 говорит о том, гибкость девочек колеблется в диапазоне от +37 до -27, у мальчиков от +27 до -30. Средняя гибкость девочек -3. Средняя гибкость мальчиков составляет -11,5. Таким образом, гибкость девочек (-3) больше гибкости мальчиков (-11,5). Средняя гибкость обучающихся 9-х классов составляет -7,25 (Приложение 5)

«Определение индекса Кетле» в работе №4 (Приложение 6)

Гармоничное развитие: 8 девочек (21,6%), 10 мальчиков (29,6%). Эта группа обучающихся развита гармонично, масса их тела соответствует росту.

Недостаток массы тела: 10 девочек (27%), 5 мальчиков(18,5%);

Нижняя граница нормы: 6 девочек (16%), 6 мальчиков(22%)

Избыток массы тела: 12 девочек (32,4%), 4 мальчика (14,8%);

Верхняя граница нормы: 1 девочка(2,7%), 4 мальчика(14,8%).

Работа №5 «Определение быстроты реакции учащихся» показала, что реакция быстроты учащихся колеблется в широком диапазоне. Из данных следует, что отличную быстроту реакции имеют 16% учащихся, хорошую - 13% учащихся, удовлетворительную - 10% учащихся, неудовлетворительную - 63% учащихся. ( Приложение 7)

«Ортостатическая проба» - работа №6 показала, что пульс учащихся максимален в положении стоя, уменьшается пульс в положении сидя и спокойный - лёжа. Пульс у учащихся стал чаще от волнения и при нагрузке. 96% учащихся волновались во всех трёх положениях (стоя, сидя и лёжа). Пульс у них был неритмичен, промежутки между отдельными ударами неодинаковы, что говорит о нарушении ритмичности. (Приложение 8)

IV. Выводы:

1. Индивидуальные показатели физического развития подростков находятся в зависимости от образа жизни, обучения, трудовой деятельности, питания, режима дня, климата.

2. В структуре патологической поражённости подрастающего поколения, ведущее место принадлежит болезням костно-мышечной системы: плоскостопию и нарушенной осанке.

3. Доля учащихся с нарушением осанки имеет тенденцию к увеличению. Причинами нарушения осанки служат неправильные позы во время работы и отдыха, слабое развитие мышц спины и живота. У 72% учащихся 9-х классов наблюдается нарушение осанки.

4. На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. Определение плоскостопия плантографическим методом выявило плоскую форму стопы у 22% учащихся.

5. Нарушение осанки отрицательно сказывается на работе сердца, лёгких, а также на настроении и моральном состоянии учащихся. Это нашло своё подтверждение в исследовании на ортостатическую пробу.

6. Для 63% учащихся характерна неудовлетворительная быстрота реакции.

7. Снижение общей двигательной активности подростков приводит к увеличению весоростового показателя. Избыток веса наблюдается у 25% обучающихся. Верхняя граница нормы у 5 обучающихся (7,8%). Недостаток массы тела имеют 23% обучающихся, Нижняя граница нормы у 12 обучающихся (18,7%).

Заключение

Негативные тенденции состояния здоровья учащихся заставляют задуматься о принципах формирования, укрепления и сохранения здоровья. Большое знамение в решении этой проблемы имеет пропаганда здорового образа жизни. Статистика, приведённая в научной работе, поможет разрешить возникшие проблемы и обеспечить дальнейшее гармоничное физическое и духовное развитие современных учащихся.

V. Список литературы:

  1. Ананьева Н.Л., Ямпольская Ю.А. «Физическое развитие и адаптационные возможности школьника», Вестник Российской Академии Министерства Образования, №5.

  2. Баринов А.А. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. М: Союз педиатров России, 2020г., 226с.

  3. Белецкая В.И. «Школьная гигиена», Москва. «Просвещение», 2019г.

  4. Гельд А.Л., Романова И.Е. «Образ жизни и здоровье», Екатеринбург, 2016.

  5. Маслова Е.В., Тупальская Е.Э. «Человек и север», Мурманск, 2000.

  6. Соловьёва В.С. «Об ускорении физиологического развития подростков», «Вопросы антропологии», Выпуск №24, 2020.

  7. Устав Всемирной Организации Здравоохранения, 36-е издание, Женева, 1986.

VI. Приложения

Приложение 1

Факторы, влияющие на здоровье обучающихся

Факторы, влияю­щие на здоровье

Значение для

здоровья,

примерный

удельный вес

(%)

Группа факторов риска

Образ жизни

49-53

Несбалансированное питание, вредные привычки (курение, наркотики и употребление алкоголя), стрессовые ситуации, вредные условия работы или учёбы (учебная нагрузка). Гиподинамия, плохие материальные условия, злоупотребление лекарст­вами, непрочность отношений в семье, низкий об­разовательный и культурный уровень, очень высо­кий уровень урбанизации.

Наследственность

18-22

Предрасположенность к наследственным болезням.

Внешняя среда, природно-климатические условия

17-20

Загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения.

Здравоохранение

8- 10

Неэффективность профилактики, низкое качество медицинской помощи.

Приложение 2 Результаты исследования «Вид осанки»

   

Приложение 3

Результаты исследования «Сохранение правильной осанки при стоянии» «Выявление нарушения осанки»

 

Приложение 4

Результаты исследования «Форма стопы»

   

Приложение 5

Результаты исследования «Определение гибкости позвоночника»

   

Приложение 5

Результаты исследования «Определение индекса Кетле»

   

Приложение 7 Результаты исследования «Определение быстроты реакции человека»

Приложение 8 Результаты исследования «Ортостатическая проба»

   

Приложение 9

Вид осанки учащихся

.Д иаграмма учащихся при стоянии у стены

Приложение 10

Форма стопы

Приложение 11

Быстрота реакции учащихся

 

63%

16%

13%

10%

Просмотров работы: 37