Влияние шума и музыки на память человека

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние шума и музыки на память человека

Борисенко А.А. 1
1МКОУ "Липковская СОШ №2"
Каськова З.В. 1
1МКОУ "Липковская СОШ №2"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность

Зачастую, люди слушают приятную музыку для того, чтобы поднять себе настроение или расслабиться. Отсюда следует, что музыка оказывает благотворное влияние на человека. Но вся ли музыка и шум помогают сконцентрироваться? Сегодня мы выясним, как влияют звуки на память человека. Эта тема является актуальной, потому что всю нашу жизнь мы проводим в окружении звуков.

Цель работы: выяснить влияние шума и музыки на память человека.

Задачи:

  1. Изучить информацию о шуме и музыке, исследованиях, связанных с ними.

  2. Определить наиболее благоприятные и неблагоприятные звуки, влияющие на запоминание информации.

  3. Проанализировать результаты

С целью изучения темы исследования, была выдвинута гипотеза:

правда ли, что шум и музыка оказывают влияние на человека

Глава 1. Теоретическая часть

Прежде чем ответить на вопрос «Какое влияние оказывают шум и музыка на внимание человека?», нужно дать определение тому, с помощью чего мы способны слышать.

1.1. Слух - способность биологических организмов воспринимать звук с помощью органов слуха (рис.1.). Одно из биологических дистантных ощущений, называемое также акустическим восприятием; способ познания мира.

Слуховая система человека состоит из трёх основных частей: наружного уха, среднего уха и внутреннего уха.

Рисунок 1. Анатомическое строение слухового анализатора.

Под термином «шум» понимают всякий неприятный или нежелательный звук, либо совокупность звуков, мешающих восприятию полезных сигналов, нарушающих тишину, оказывающих вредное или раздражающее действие на организм человека, снижающих работоспособность.

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума. Документы донесли до нас свидетельства борьбы людей с шумом за много веков до того, как были открыты прародители современных промышленных и бытовых шумов – энергия пара и электричества, до того как были изобретены моторы внутреннего сгорания.

Уровни шума

Характеристика шума

Источник шума

Уровень шума, дБ

Естественный шумовой фон

Дыхание

10

Разговор шёпотом

10-20

Шелест листьев

20

Допустимый шумовой фон

Тихий музыкальный фон

40

Нормальная речь

50

Музыкальный фон, громкое чириканье птиц

60

Пылесос, телевизор и т.п.

70

Стиральная машина, миксер, посудомоечная машина

80

Раздражающие шумы

Оживлённая городская улица

90

Косилка для газонов

100

Работающий мотоцикл

65-105

Дрель, автогудок

110

Рок-музыка

120

Наушники на максимальной громкости

130

Музыка - вид искусства, в котором определённым образом организованные звуки используются для создания некоторого сочетания формы, гармонии, мелодии, ритма или иного выразительного содержания. Определения музыки различаются в зависимости от той или иной культуры, однако она является аспектом всех человеческих обществ - культурной универсалией. Исследователи признают, что музыка определяется несколькими конкретными элементами (высотой, тембром, продолжительностью, формой и др.), однако единого мнения относительно их определений не существует.

В настоящее время учёные во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определённой силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.

М узыка делится на 4 вида:

Инструментальная Театральная

Вокальная Вокально-инструментальная

Рисунок 2. Современные направления в музыке.

1.2. Немного из истории проблемы шума

Звук – явление столь же древнее, как и сама Земля. Хаос, в котором рождалась наша планета, сопровождался мощными ударами, вибрацией, звуками чудовищной силы. Когда Земля остыла и возникла жизнь, природа не затихла: волны с шумом бились о скалы, ветер завывал в ветвях, гром гремел в небе. И теперь природа порою создает не меньше шума, чем человек. В 1883 году, когда вулкан Кракатау обратил в пыль и выбросил на высоту в 25 км несколько кубических километров горной породы, грохот извержения не уступал грохоту современного атомного взрыва, а, может быть, и превосходил его.

У животных, которые в процессе эволюции приспосабливались к жизни на недавно остывшей Земле, возникли особые отростки головного мозга – органы слуха, и животные получили возможность улавливать звуки из окружающего их мира. Это увеличило шансы на выживание, так как звуки несут информацию; для обитателей первобытной Земли эта информация сводилась в основном к предупреждениям об опасности. Позже с помощью звуков начала устанавливаться связь. Различные звуки, издаваемые животными, служили для передачи сигналов опасности, способствовали объединению животных со стадным инстинктом и даже помогали процессу размножения – пользуясь любовным зовом, особи разных полов легче отыскивали партнёров. Из всех живых существ только человек сумел полностью воспользоваться свойствами окружающей среды как носителя звуков. Не довольствуясь ворчанием и мычанием, человек, по мере того, как росло количество информации, которую ему надо было передавать, учился издавать наиболее разнообразные звуки. Общение себе подобным стало для него жизненно необходимым.

Вскоре человек обнаружил, что звуки могут служить и другим целям, он обратил внимание на грохот, возникающий при ударах по пустому котлу для варки пищи, на звон и гудение тетивы натянутого лука при вылете стрелы – так появились первые музыкальные инструменты.

Но не только речь и музыку внёс человек в мир звуков. С отдалённейших времён человек изготовлял примитивные орудия, обрабатывая камни, и, вероятно, ни один пещерный житель затевал драку со своим соседом из-за непрерывного шума, сопровождающего обтесывание каменного топора. А когда человек изобрёл колесо, он, сам того не осознавая, посеял первое зерно современной проблемы шума. Уже в древнем мире стук колес по каменной мостовой у многих вызывал бессонницу; позже в городах мостовые возле домов стали устилать соломой, чтобы приглушить цокот копыт и грохот железных колёсных ободьев.

Железный век принёс новые шумы: звон и грохот металла, из которого ковали оружие и утварь, не смолкая разносились над поселениями. Человек производил все более громкие и неприятные шумы: треск и стук, скрежет и грохот, - он загрязнял звуками окружающую среду и притуплял свой слух.

Изобретение пороха принесло относительно новый вид шума – звуки взрывов, а так же первую реальную опасность повреждения слуха.

В VI в.до н.э. местные власти древнегреческого города Сибариса, в котором проживало более 100 тысяч человек, издали указ, который запрещал ремесленникам города выполнять какую бы то ни было работу, связанную с шумом. Даже запретили держать петухов, чтобы те своим криком не мешали спать жителям города.

1.3. Влияние шума на человека

За последние 80 лет в результате жизнедеятельности человека на поверхности Земли произошло больше изменений, чем в течение всей истории человечества. В процессе этой гигантской работы возникли и неизбежны в будущем такие изменения в окружающей нас среде, которые могут отрицательно повлиять на нормальную жизнедеятельности человеческого организма. Так, в результате бурного развития техники в мире изменились акустические условия. Побочный продукт прогресса – шум стал большим бедствием для всех развитых стран современного мира, бичом нашего времени.

Мир звуков сопутствует человеку со дня его рождения и на протяжении всей жизни. Исследователи подводных глубин, будучи в герметически закрытом батискафе, испытывали крайне неприятное ощущение от гнетущей тишины. О том же рассказывали космонавты, впервые проводившие тренировки в барокамере. Им не хватало звуков. Абсолютная тишина угнетает, она противоестественна для всего живого. Шумы естественного происхождения не оказывают отрицательного воздействия на организм. Наоборот, звуки, рождаемые самой природой, на него влияют благотворно. Они так же необходимы человеку, как зелень деревьев и голубое небо над головой.

По данным исследований акустической лаборатории Московского университета, установлено, что во всех следованных ею шумах – шуме листвы тополя, липы, лиственного леса, дождя, морского прибоя и других шумах естественного происхождения – определяющими являются примерно одни и те же частоты, соответствующие примерно 1000 колебаний в секунду. Это как раз зона наибольшей спектральной чувствительности слухового аппарата человека. Этим объяснятся то приятное чувство успокоения и равновесия, которое они вызывают. В некоторых санаториях вместо обычных снотворных средств используются специально записанные на магнитофонные ленты ритмические звуки природы – шумы дождя и морского прибоя. Благодаря этому больные погружаются в длительный и глубокий сон.

Установлено, что звук оказывает определённое воздействие на растительную ткань, ткань, не имеющую нервной системы. Известен, например, интересный опыт двух индийских учёных, докторов наук Сингха и Паниаха, исследовавших влияние звука на растения. По утрам недалеко от одного из растений исполнялись музыкальные произведения в продолжение 25 минут; в течение этого времени учёные наблюдали в микроскоп за процессами, совершавшимися в проплазме листьев. Они обнаружили, что под влиянием музыки жизнедеятельность проплазмы усиливалась. Подобный эксперимент был проведён так же с мимозой. В результате мимоза, «слушавшая» музыку, достигла высоты в полтора раза больше, чем та, которая не подвергалась воздействию звуков музыки.

Ничто живое небезразлично к звуку, и, как доказано, даже растительная клетка тоже реагирует на звук.   

Учёные медицинского института провели целый комплекс исследований на животных для выяснения одного вопроса: что происходит при шуме с организмом? Исследования проводили на собаках и кроликах. У собак проверяли действие высшей нервной деятельности методом условных рефлексов, измеряли артериальное давление и записывали биотоки мозга и сердца. У кроликов снимали электроэнцефалограммы. Было выяснено, что «у всех животных изменение условно-рефлекторной деятельности под воздействием шума протекает одинаково, в виде трёх фаз – угнетение, затем некоторое возбуждение и снова новое, более глубокое и продолжительное подавленное состояние. Длительное пребывание животных в условиях интенсивного шума сопровождается значительным изменением артериального давления и ухудшением функциональных свойств сердечной мышцы, характер которых пока не объяснён».

Многие специалисты считают, что из всех воздействий на чувства человека наиболее сильными являются звуки.

Восприятие звуков человеком начинается ещё с эмбрионального периода развития. Многочисленные факты свидетельствуют, что плод, особенно в последние месяцы, не остаётся безразличным к звукам внешней среды.

Профессор Б.С. Преображенский неоднократно указывал, что люди очень чувствительны к звукам даже малой интенсивности и, естественно, серьёзно страдают от шума.

Орган слуха – это чрезвычайно сложная система. Во внутреннем ухе около 25 тысяч клеток, реагирующих на звук. Ухо наиболее чувствительно к диапазону 2000-2300 Гц. Лучший же музыкальный слух приходится на область 80-600 Гц. Здесь наше ухо способно различить, например, два звука с частотой 100 Гц и 100,1 Гц. Всего человек различает 3-4 тысячи звуков разной высоты.

С возрастом слух меняется. Наибольшая острота слуха наблюдается в возрасте 15-20 лет, а затем он постепенно падает. Зона наибольшей чувствительности слуха у человека до 40 лет находится в области 3 тысяч колебаний в секунду, от 40 до 60 лет – 2 тысяч, а старше 60 лет - одной тысячи колебаний в секунду.

Каков путь звуковых колебаний от источника звука до головного мозга? Пройдя сквозь наружный слуховой проход, звуковые волны колеблют барабанную перепонку, слуховые косточки, воздух в барабанной полости. Затем, через овальное окно эти колебания передаются во внутреннее ухо, где и возникает первичное раздражение нервных элементов, которое по слуховому нерву передаётся в мозг. Этот путь прохождения звука носит название воздушной проходимости. Существует так же костная проводимость. Кости черепа, жидкость, заполняющая его полости, и мозговая ткань так же проводят звуковые волны. Если мы плотно, даже герметически закроем оба уха, то несколько слабее, но все же будем воспринимать звуки. Такую особенность уха использовал Бетховен, страдавший прогрессирующей тугоухостью. Он зажимал зубами конец палочки, а другим её концом прикасался к музыкальному инструменту и так слушал музыку. В основе профессиональной тугоухости, развивающейся под влиянием шума, лежат изменения во внутреннем ухе – в окончаниях слухового нерва.

Почему так много шума? Что это: неизбежность или невежество?

Человек достиг высокого уровня цивилизации, в частности благодаря своей способности к общению, а связь посредством звуков – одна из двух основных форм общения людей.

1.4. Влияние звука на организм человека

Каждый человек воспринимает звук по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.

Известно, что ряд таких серьёзных заболеваний, как гипертоническая и язвенная болезни, неврозы, желудочно-кишечные, заболевания кожи, патологические изменения, связаны с перенапряжением нервной системы в процессе труда и отдыха.

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума. В настоящее время учёные во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что…

  • отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости, а часто и к заболеваниям. В этой связи необходимо отметить, что шум в 30–40 дБ в ночное время может явиться серьёзным беспокоящим фактором. С увеличением уровней до 70 дБ и выше шум может оказывать определенное физиологическое воздействие на человека, приводя к видимым изменениям в его организме.

  • под воздействием шума, превышающего 85–90 дБ, в первую очередь снижается слуховая чувствительность на высоких частотах.

  • сильный шум вредно отражается на здоровье и работоспособности людей. Человек, работая при шуме, привыкает к нему, но продолжительное действие сильного шума вызывает общее утомление, приводит к ухудшению слуха, а иногда и к глухоте, происходят изменения объёма внутренних органов.

  • воздействуя на кору головного мозга, шум оказывает раздражающее действие, ускоряет процесс утомления, ослабляет внимание и замедляет психические реакции.

  • уровень шума в 20–30 дБ практически безвреден для человека.

  • для «громких звуков» допустимая граница примерно 80 дБ Звук в 130 дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а в 150 – становится для него непереносимым.

  • звук в 180 дБ вызывает усталость металла, а при 190 дБ заклепки вырываются из конструкций. Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения.

  • при высоких уровнях шума понижение слуховой чувствительности наступает уже через 1–2 года работы, при средних уровнях она обнаруживается через 5–10 лет.

Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.

Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. У 20 процентов юношей и девушек, часто слушающих модную современную музыку, слух оказался притупленным в такой степени, как у 85 летних стариков. Особую опасность представляют наушники и дискотеки для подростков. Скандинавские учёные пришли к выводу, что каждый пятый подросток плохо слышит, хотя и не всегда об этом догадывается. Причина – злоупотребление прослушиванием громкой музыки в наушниках и долгое пребывание на дискотеках. Обычно уровень шума на дискотеке составляет 80–100 дБ, что сравнимо с уровнем шума интенсивного уличного движения или взлетающего в 100 м турбореактивного самолёта. Громкость звука в наушниках составляет 100–114 дБ. Почти так же оглушительно работает отбойный молоток. Правда, для рабочих в таких ситуациях предусмотрена шумовая защита. Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить громкость наушников в 110 дБ максимум в течение 1,5 мин. Французские учёные отмечают, что нарушения слуха в наш век активно распространяются среди молодых людей; с возрастом они, скорее всего, будут вынуждены пользоваться слуховыми аппаратами. Даже низкий уровень громкости мешает концентрации внимания во время умственной работы. Музыка, пусть даже совсем тихая, снижает внимание – это следует учитывать при выполнении домашней работы. Когда звук нарастает, организм производит много гормонов стресса, например, адреналин.

Глава 2. Экспериментальная часть.

Но для того, чтобы мы могли полностью убедиться в том, какое же влияние оказывают шумы и музыка на память человека – нужно провести эксперимент.

Для эксперимента нужно подготовить несколько листов со словами, которые никак не будут связаны между собой. Количество слов для участников разного возраста будет отличаться. Для полноты эксперимента, участниками будут люди разного возраста. Первый участник – ученик начальной школы, вторым участником будет ученик основной школы, третьим – средней. Так же нам понадобится колонка для того, что бы включать музыку.

Суть эксперимента заключается в том, что участники за одну минуту должны запомнить максимальное количество слов, после чего написать их на отдельный лист бумаги. Но эксперимент же называется «Влияние шума и музыки на память человека», а значит, что не всё так просто. Когда участники должны запоминать слова, на колонках должна включаться музыка, причём разных видов.

По окончанию эксперимента, у меня получилась такая таблица:

ВИДЫ МУЗЫКИ

НАЧАЛЬНАЯ

ШКОЛА

ОСНОВНАЯ

ШКОЛА

СРЕДНЯЯ

ШКОЛА

Классика

7

10

9

Поп

7

8

11

Рэп

7

10

10

Рок

8

9

12

Джаз

8

9

11

В проведении моего эксперимента мне помогали ученики начальной школы, а именно ученики вторых, третьего и четвёртых классов. Результаты каждого класса вы можете посмотреть в круговых диаграммах, представленных ниже.

Диаграмма 1.

Из диаграммы 1 видно, что под джаз ученики второго класса запомнили большего всего слов, а под поп меньше всего.

Диаграмма 2.

Из диаграммы 2 видно, что под музыку жанра рэп ученики 3 класса добились лучшего результата, в то время как под классику, поп и джаз они запомнили меньшее количество слов.

Диаграмма 3.

В третьей диаграмме наглядно видно, что при прослушивании рок музыки ученики 4 класса запомнили большего всего слов, в то время как при прослушивании рэп музыки они запомнили наименьшее количество слов.

Ещё в моём эксперименте мне помогали ученики основной школы, то есть ученики пятых, шестых, седьмых, восьмых и девятых классов. Результаты каждого класса представлены в круговых диаграммах ниже.

Диаграмма 4.

Из диаграммы 4 можно сделать вывод, что для лучшего запоминания информации ученикам 5 класса нужно слушать музыку жанра рэп, а жанр поп меньше всего подходит для этой задачи.

Диаграмма 5.

На диаграмме 6 наглядно видно, что под классику, джаз и рэп ученики 6 класса запомнили одинаково хорошо, а под поп получился худший результат.

Диаграмма 6.

В диаграмме 6 мы можем увидеть, что наиболее подходящей музыкой для запоминания является классика, а поп - менее подходящей.

Диаграмма 7.

Из диаграммы 7 следует, что самым результативным является рэп, а наименее - поп и рок.

Диаграмма 8.

Из диаграммы 8 видно, что ученики 9 класса запомнили наибольшее количество слов, прослушивая рэп, а после прослушивания классики, джаза и поп музыки они запомнили меньшее количество слов.

В моём эксперименте участвовали ученики старшей школы (ученики 10-го и 11-го классов). В круговой диаграмме видны результаты каждого из классов:

Диаграмма 9.

Диаграмма 9 показывает, что ученикам 10 класса для лучшего запоминания информации больше подходит рок или поп музыка, а джаз наоборот, больше отвлекает их внимание.

Диаграмма 10.

Исходя из десятой диаграммы, можно сделать вывод, что джаз позволяет ученикам запомнить больше информации, чем классика.

Но для того, чтобы понять, какой жанр музыки самый благоприятный для работы памяти человека, сделаем общую диаграмму, в которой будут совмещены результаты всех классов.

Диаграмма 11.

Таким образом, самым лучшим жанром музыки для запоминания информации является рок. После него следуют джаз, рэп, классика. А на «последнем» месте - поп.

Заключение.

После того, как информация о шуме и музыке была изучена, я сделала вывод, что все звуки оказывает влияние на человеческую память. Влияние может быть как отрицательным, так и положительным. Экспериментальным путём я выяснила, что для лучшего запоминания информации вам следует слушать: классическую музыку (помогает классифицировать информацию); инструментальную музыку (способствует большей концентрации); панк-рок (помогает сбросить напряжение и настроиться на быстрый темп работы); звуки природы (помогают воспринимать и анализировать информацию, укрепляют память). А лично по моему мнению, только слушая полную тишину, вы сможете сконцентрироваться на своей работе так, как это вообще возможно.

Конечно, список лучшей музыки для запоминания сугубо индивидуален. Поэтому, в заключении хочется сказать: если у вас нет возможности работать в тишине, то работайте только под ты музыку, которая вам нравится, ведь тогда вы сможете получить наслаждение от проделанной работы!

Список литературы.

Психология. Т.И. Волкова. 2002г. ЭКСМО.

Музыка нашей жизни. Н.Д. Зельницкая. 1998г. Астрель Тула.

Классика - забытое прошлое. В.И. Лукашевич. ДРОФА, 2004.

Приложение.

Во время эксперимента бала использована следующая музыка: Вивальди «Весна» (классика), Анна Асти «Царица» (поп), Eminem «TheRealSlimShady» (рэп), Nirvana «SmellsLikeSpirit» (рок), RayCharles «HittheRoadJack» (джаз).

Вся необходимая информация была взята со следующих сайтов:

Немного из истории проблемы шума: https://studbooks.net/1417846/bzhd/nemnogo_istorii_problemy_shuma?ysclid=lt7c7tibzs393902472

История возникновения музыки: https://go.zvuk.com/stati/ot-kamnei-i-palok-k-postmodernu-istoriya-muzyki.htm?utm_source=social

Классификация музыки: https://dzen.ru/a/ZaEFPK58En_pFiVa

Как влияет музыка на память человека: https://blog.wikium.ru/kak-vliyaet-muzyka-na-pamyat-kontsentratsiyu-i-rabotu-mozga-v-tselom.html

Просмотров работы: 31