Выращивание бактерий и опыты с ними

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Выращивание бактерий и опыты с ними

Назарова А.И. 1
1МБОУ СОШ с. Степановка Аургазинского района РБ
Биканасова М.В. 1
1МБОУ СОШ с. Степановка Аургазинского района РБ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Бактерии играют очень важную роль в мире живого. Бактерии были одними из первых, появившихся на Земле видов (они появились примерно 4 триллиона лет назад), и более чем вероятно, что они переживут и нас, людей. Несмотря на их огромное разнообразие и на то, что они расселены практически везде на Земле – и на дне океана, и даже в нашем кишечнике, – у бактерий все же есть нечто общее. Все бактерии обладают приблизительно одинаковым размером (несколько микрометров).

Выбранная тема актуальна на сегодняшний день, так как в настоящее время уделяется большое внимание изучению бактерий, их влияние на организм человека.

В давние времена, когда люди еще ничего не знали о бактериях, возникновение эпидемий болезней объясняли «наказанием божьим» за грехи. Распространению болезнетворных бактерий в старое время благо препятствовали разные религиозные обряды (крещение, причастие, целование креста и икон), которые происходили в антисанитарных условиях.

В наше современное время нам значительно легче уберечься от разных видов бактерий. Если быть очень внимательным, осторожным и соблюдать правила личной гигиены. Но по мимо вреда очень многие бактерии приносят пользу.

Я выбрала тему о бактериях, потому что хочу, чтобы окружающие достаточно полно были информированы о влиянии бактерий на их жизнь.

Цель проекта: Понять происхождения бактерий и их специфические особенности, исследовать бактерий живущие в организме человека и провести опыт по размножению бактерий в домашних условиях, действие на них различных антисептиков.

Задачи проекта:

1.Выяснить, что такое бактерии.

2.Проделать эксперименты по размножению бактерий в домашних условиях и влияние антисептиков на их жизнедеятельность.

3.Проанализировать информацию о бактериях.

Объект исследования - бактерии.

Предмет исследования – значение бактерий для человека.

Методы работы- опыты, наблюдения, анализ соответствующей литературы.

Актуальность- мир бактерий - часть нашей жизни.

Гипотеза- я предполагаю, что множество бактерий живет в организме человека, они бывают как полезные, так и вредные. А так же, что бактерии, возможно, размножить в домашних условиях.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. Что такое бактерии

Термин «бактерия» происходит от греческого слова «bakterion» палочки.

Бактерии – простейшие одноклеточные организмы. Появились более 3,5 миллиардов лет назад и были первыми живыми организмами на нашей планете.

Бактерии можно рассмотреть только под микроскопом. Большинство бактерий имеет форму палочек, прямых или изогнутых. Палочки, имеющие форму спирали, называются спириллы, изогнутые – вибрионы. Бактерии, имеющие форму шара, - кокки. Все бактерии представлены особым типом клеток, лишенных истинного ядра, окруженного ядерной мембраной. В клетках бактерий отсутствуют митохондрии, хлоропласты.Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства, как животных, так и растений. Существует около 2000 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных.. Размножаются бактерии делением.

Существуют бактерии «плохие и хорошие». «Плохие» бактерии, которые, попадая в организм, могут вызвать ту или иную болезнь, их называют болезнетворными, а болезнь — инфекционной. Болезнетворные микробы передаются от больного человека к здоровому различными путями: через воздух, через контакт с больным и предметами, которыми он пользовался, через продукты питания. Один больной человек может заразить многих здоровых людей, а те, в свою очередь, заражают других. Может случиться так, что за небольшой промежуток времени инфекционной болезнью заболеет много людей. Такое явление называют эпидемией.

Для предотвращения эпидемии, больного необходимо изолировать, выделив отдельное помещение, посуду, полотенце, проводить дезинфекцию, чаще проветривать помещение, использовать марлевые повязки.

Во время чихания и кашля человек разбрызгивает около 40 тысяч маленьких капель, которые разлетаются на три и даже на пять метров. Капельки очень легкие, они могут долго находиться в воздухе. Люди, находящиеся рядом, вдыхают эти капельки вместе с миллионами микробов, которые в них. Капельки опускаются на различные предметы, пищу.

Хорошие бактерии живут во рту, на коже, в желудке и других органах. Большая часть из них чрезвычайно полезна (помогают перевариванию пищи, участвуют в синтезе некоторых витаминов и даже оберегает нас от своих болезнетворных собратьев). Интересно, что бактерии чутко реагируют на вкусовые пристрастия людей. У американцев, традиционно потребляющих высококалорийную пищу (фастфуды, гамбургеры), бактерии способны переваривать пищу с высоким содержанием жиров. А у некоторых японцев кишечные бактерии адаптированы на переваривание водорослей. Ещё почвенные бактерии повышают плодородие почвы. Некоторые бактерии используют при изготовлении лекарств. С помощью молочнокислых бактерий готовят кефир, творог, ряженку, йогурт.

    1. История открытия и изучения бактерии

Впервые микроорганизмы, известные сегодня под названием бактерий, были открыты более трёхсот лет назад великим голландским учёным и натуралистом Антоном ван Левенгуком. Неоценимый вклад в изучение бактерий внесли такие учёные, как Луи Пастер, первым открывший болезнетворную природу некоторых бактерий и их негативное влияние на здоровье человека, а также Роберт Кох — знаменитый учёный, получивший Нобелевскую премию за свои научные труды в микробиологии. Именно Кох изучил бактериальную природу такого недуга, как туберкулёз, а также вывел принципы определения возбудителя болезни, известные как «постулаты Коха». Немаловажный вклад в изучение бактерий внесли и представители российской науки, в частности Сергей Николаевич Виноградский.

Изобретение во второй половине двадцатого века электронного микроскопа вывело науку о микроорганизмах — микробиологию — на новый уровень. Учёные получили возможность более внимательно изучить строение бактерий, среду их обитания, особенности жизни.

1.3. Разновидности бактерий.

У каждого вида бактерий своя определенная форма.

Я решил более подробно изучить бактерии, которые живут в организме человека.

1. ЛАКТОБАКТЕРИИ - Обеспечивают контроль в наших внутренностях.

Лактобактерии, живут в пищеварительном тракте человека с доисторических времен, они делают большое и важное дело. Как чеснок вампиров, они отпугивают болезнетворные бактерии, не давая им поселиться в нашем животе и привести кишечник в расстройство. Соленые огурцы и помидоры, квашеная капуста укрепят силы вышибал.

2. ЗАЩИТНИК ПУЗА- Останавливают приступы голода.

Это еще одни живущие в пищеварительном тракте бактерии, развиваются с нашего детства и помогают поддерживать здоровый вес на протяжении всей жизни, контролируя гормоны, отвечающие за чувство голода! Нужно съедать по 1 яблоку каждый день. Эти фрукты вырабатывают в желудке молочную кислоту, в которой не выживает большинство вредных бактерий.

3. ВРЕДНЫЕ БАКТЕРИИ

Вредные бактерии могут таиться в самых неожиданных местах. Они могут вызывать сыпь, очень любят жить на сенсорных панелях телефонов и планшетных компьютеров. Многие компании производят чехлы для телефонов и планшетников с антибактериальным покрытием, которое гарантированно останавливает размножение бактерий.

4. БЛАГОРОДНЫЙ НЕГОДЯЙ - Хорошая и плохая бактерия.

Эта бактерия считается причиной десятков тысяч инфекционных заболеваний ежегодно. Но она доставляет нам проблемы, только когда находит способ покинуть толстую кишку. В норме она вполне себе полезна для жизни и обеспечивает организм витамином К, который поддерживает здоровье сердца.

5. НАРЫВАЮЩИЙСЯ - Поедает молодость нашей кожи.

Чаще всего прыщи вызваны этой бактерией, которая живет на коже большинства людей. Прыщи —это, конечно, малоприятно, но, проникнув через поврежденную кожу внутрь тела, эта бактерия может вызвать более серьезные заболевания: пневмонию и менингит.

Природный антибиотик, токсичный для этих бактерий, содержится в человеческом поте. Поэтому хотя бы раз в неделю необходимо включать в тренировку высокоинтенсивные упражнения, и всегда пользоваться чистым полотенцем.

6. МИКРОБ – ОБЖОРА- Живет в кисломолочных продуктах.

Бактерии населяют содержимое банок с йогуртом, бутылок с кефиром, простоквашей, ряженкой и прочими подобными продуктами. И эти продукты становятся, очень полезными.

Во всем мире много внимания уделяют этим микроорганизмам:

-снимается документальное видео, в которых рассказывают о вреде и пользе бактерий;

-обучающее и развивающее видео для детей;

-создаются интерактивные и компьютерные игры.

Практическая часть

2.1.Опыт по размножению бактерий в домашних условиях

Я поставила два стакана с молоком в холодильник, и два стакана оставил на сутки при комнатной температуре (по одному стакану с не кипяченым и кипяченым молоком).

Результат: не кипяченое молоко скисло на второй день, на третий день скисло кипяченое молоко, затем на седьмой день скисло не кипяченое молоко в холодильнике, на девятый день скисло кипяченое молоко в холодильнике.

№ пробы

Вид молока

Место

Дата

Период скисания (дни)

1

некипяченое

стол

11.11. 2013 – 13.11. 2023

2

2

кипяченое

стол

11.11. 2023 – 14.11. 2023

3

3

некипяченое

холодильник

11.11. 2023 – 18.11. 2023

7

4

кипяченое

холодильник

11.11. 2023 – 20.11. 2023

9

Вывод: бактерии молочнокислого брожения превратили молоко в простоквашу, которую можно употреблять в пищу. В холодильнике дольше хранится кипяченое молоко, а быстрее скисает не кипяченое.

Я увидела, как действуют молочнокислые бактерии.

2.2. Опыт по выращиванию бактерий в питательной среде

В условиях школьной лаборатории мы заложили опыты, в которых выращивали бактерии на питательной среде.

Пробы для исследований:

1. С ученической парты.

2. С руки.

3.С полости рта.

Приготовление питательной среды:

• Для заселения бактерий мы приготовили питательную среду из агар-агара. Заселили питательную среду бактериями. Чашки Петри закрыли. Поставили на полку. В течение нескольких дней проводили наблюдения. На питательной среде бактерии быстро размножаются и образуют колонии. Наблюдения:

• Уже через 3 дня в чашках стали расти колонии бактерий, появился неприятный запах. Через пять дней провели окончательное наблюдение и установили, в каких пробах колоний бактерий больше. По нашим наблюдениям самое большое количество бактерий было на парте и на руках. В чашке Петри обнаружены колонии разных видов бактерий белых , желтых и кремовых цветов. Колонии в основном мелких размеров. Преобладают бактерии округлой формы с плоским профилем

2.3 Опыт по влиянию антибактериального и жидкого мыла, антисептика на рост бактерий.

Для исследования антибактериальных свойств в питательную среду чашки Петри, заселенную бактериями, вносили несколько капель обычного жидкого мыла, антибактериального мыла «Абсолют» и раствор антисептика . ¼ часть чашки Петри не обрабатывали никаким средством , она будет являться контрольной. Чашки Петри закрыли и поставили в теплое место. Через 3 дня обнаружили, что в чашке Петри в части обработанной обычным жидком мылом колонии бактерий сохранились полностью, а в частях обработанных антисептиком и антибактериальном мылом колонии погибли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в результате работы можно сделать вывод, что мы добились поставленной цели – исследовали бактерии, также решили поставленные задачи, а именно выяснили что такое бактерии, и что они бывают как полезные для человека, так и вредные. А также доказали, что методом наблюдения можно вырастить молочную бактерию в домашних условиях, чем и подтвердили мою гипотезу, а также вырастили бактерии в питательной среде, исследовали влияние средств на бактерии.

И я бы хотела дать всем совет. Так как бактерии являются причиной очень многих болезней и чтобы не допустить этого, нужно укреплять иммунитет, а для этого необходимо:

 вести здоровый образ жизни

 следить за питанием

 соблюдать режим дня

 заниматься спортом

 не иметь вредных пр

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ.

  1. Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы, С.Г Мамонтов, Дрофа, Москва 2005г, 523с

  2. Большая детская иллюстрированная энциклопедия / под ред. С. Рублева, А. Стрелецкой. – М. : Эгмонт, 2001. – 456с.

  3. Лабинской, А. С. Медицина/ Л.П. Блинковой, А. С. Ещиной. – Москва: 2004г.480с.

  4. Ликум. А «Всё обо всём». 2013г.

  5. Нейман, Б. Я. Индустрия микробов/ Нейман, Б Я. – Москва: издательство «Знание», 1983. – 208с.

  1. Павлович С.А. «Микробиология с микробиологическими исследованиями».

  2. Плерников С.Н. А.Б.Корзяк «Удивительное рядом». Познавательная энциклопедия. 2005г.

  3. Справочник по биологии, издательство «Наукова думка», 1985г Киев, ред. академика АН УССР, К.М. Сытник. 580с

Интернет-ресурсы:

  1. https:/ / ru.wikipedia.org/wiki/ Бактерии.

  2. https:// fb. ru/ article/ 173051/ roll-bacteria-v-jinni-chelicerae-I-v-prirode.

Приложение

Опыт1

Просмотров работы: 417