Исследование физиологических реакций организма девочек подростков при динамической нагрузке

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование физиологических реакций организма девочек подростков при динамической нагрузке

Герасименко Д.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Валуйки Белгородской области
Смелая Т.П. 1
1МОУ "СОШ №1" г. Валуйки Белгородской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Процесс взросления человека при переходе от детского возраста в подростковому выражается в несоответствии между календарным и биологическим возрастом, что требует изучения их возрастных функциональных реакций на основании степени нагрузки.

По мнению одних авторов, быстрое взросление (акселерация) в развитии создает лучшие функциональные возможности кардиореспираторной, нервной, мышечной и эндокринной систем, более высокую физическую работоспособность. В то же время ряд физиологов придерживаются мнения, что лучшие реакции приспособления имеют дети со средним физическим и половым развитием [7].

Различные мнения по этому вопросу навели нас на мысль об изучении физиологических реакций организма девочек подростков при динамической работе максимальной и субмаксимальной мощности.

Актуальность данного исследования основана на необходимости изучения влияния физической нагрузки на организм девочек подростков при занятиях в спортивных секциях, хореографии, а также на уроках физической культуры.

Цель исследования: изучить различия физиологических реакций организма при динамической работе у девочек подростков 9-х классов МОУ «СОШ № 1» г. Валуйки Белгородской области.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по вопросу физиологических реакций организма.

  2. Определить какие физиологические показатели, наиболее отражают состояние организма в определённый момент времени.

  3. Провести методики для измерения физиологических показателей девочек подростков при динамической нагрузке.

  4. Оценить состояние физического развития девочек подростков 9-х классов МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области.

  5. Разработать рекомендации по дозированию физической нагрузки.

Методы исследования: анализ литературных источников, измерение, эксперимент, наблюдение, описание.

База исследования: МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области; 9 классы.

Значимость и ценность исследования в том, что правильное дозирование нагрузки поможет девочкам подросткам не перенагружать организм; избавит от хронической усталости и слабости.

Глава 1 Теоретические основы физиологических реакций организма

Физиология – наука о функциях и процессах, протекающих в организме или его составляющих системах, органах, тканях, клетках, и механизмах их регуляции, обеспечивающих жизнедеятельность человека и животного в их взаимосвязи с окружающей средой (Сергеев, 2018).

Физиологический процесс – физико-химическая динамика жизнедеятельности организма (обмен веществ).

Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных показателей развития организма человека, его физических качеств и двигательных способностей, обусловленных внутренними факторами и жизненными условиями (Уиггерс, 2014).

Прежде всего, физиологию разделяют на общую, частную специальную (прикладную). Общая физиология изучает общие закономерности ответных реакций организма на раздражители внешней среды, а также механизмы основных жизненных процессов (Сапин, 2021).

Существуют частные разделы физиологии, которые изучают отдельные функции организма – это физиология дыхания, кровообращения, выделения, пищеварения и т.д. Частных разделов столько, сколько имеется различных органов, тканей и групп живых организмов (Зверев, 2016).

Кроме общей, частной и специальной физиологии, есть раздел эволюционной физиологии, изучающей закономерности видового индивидуального развития функций, и возрастная физиология, изучающая физиологические особенности детского и старческого возраста.

Объектом физиологических исследований являются живые организмы, в процессе эволюции произошли из неорганического мира, поэтому у них сохранились его некоторые свойства. Однако живой организм приобрел и качественно новые свойства, отличающие его от неживой природы.

Развитие двигательных способностей школьников на различных этапах онтогенеза во многом обусловлено совокупностью биохимических, структурных и функциональных изменений, определяющих резервные возможности организма к выполнению качественно своеобразной мышечной деятельности. Биохимические, структурные и функциональные резервы организма детей кардинально изменяются в процессе возрастного развития. Наиболее сложным в этом отношении является подростковый период (Рассел, 2012).

Физическое развитие детей и подростков – это рост и формирование организма ребенка включая темпы, стадии и критические периоды его созревания, унаследованные особенности, индивидуальную изменчивость, зрелость и связь с факторами внутренней и внешней среды. Показателями физического развития являются антропометрические данные, скорость их изменения в процессе роста, гармоничность развития, соотношение календарного и биологического возраста, конституционные особенности.

Существенное расхождение паспортного и биологического возрастов в пубертатном периоде ставит ряд вопросов, связанных с необходимостью учета индивидуальных особенностей организма современных школьниц при оценке уровня развития двигательных способностей (Рассел, 2012).

Физиологические особенности подросткового (пубертатного) кризиса.

1. Увеличивается рост и вес, причем в среднем пик скачка роста приходится:

 у девочек на 11-13 лет, и дальнейший более медленный рост может продолжаться еще несколько лет, тогда как у мальчиков в 15-17 лет.

2. Изменения пропорций тела сопровождают этот скачок:

 сначала растут голова, кисти рук и ступни ног,

 потом удлиняются руки и ноги,

 только потом туловище – скелет и мускулатура (Сергеев, 2018).

Это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Подростки ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими, при этом процесс роста сам по себе достаточно болезненный.

3. Работа внутренних органов – возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжения головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады, в свою очередь, вызывают быструю смену физического состояния и настроения. В это время необходимо особо тщательно следить за здоровьем тех ребят, которые имеют хронические заболевания или патологии в развитии внутренних органов (порок сердца, вегето-сосудистая дистония, зрение, почки и т.п.).

4. «Гормональная буря» – у подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей, у них практически постоянно усиленно работает надпочечная железа, которая обычно активизирует защитные силы организма в стрессовых ситуациях. Получается, что подростки как бы все время находятся в состоянии стресса.

5. Половая идентификация достигает нового уровня: если раньше ребенок принимал свой пол просто как данность («я – мальчик, а ты – девочка»), то теперь отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. И вот здесь подростки чётко ориентируются на значимых для них взрослых – в первую очередь родителей (Сапин, 2021).

 

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа

Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области. В нём приняли участие 50 девочек учащихся 9-х классов. Девочки были разделены на 5 групп. Среди испытуемых 30 девочек занимаются: лёгкой атлетикой, хореографией, баскетболом и волейболом; 10 девушек, являются контрольной группой, которые не занимаются физическими упражнениями. Девушки, уделяющие время спорту и танцам часто испытывают физиологический стресс, выражающийся в симптомах переутомления.

По выбранной нами методике, перед началом исследований испытуемые переодеваются в спортивный костюм и отдыхает; в положении лежа или сидя 15-20 минут. Девушки в группах получают задание исследовать динамику физиологических показателей кардиореспираторной функции друг друга до работы (Рассел, 2012)

Необходимо измерить и рассчитать следующие показатели:

  • частоту сердечных сокращений (ЧСС);

  • артериальное давление: СД, ДД, ПД;

  • систолический объем крови (СОК) по формуле Старра (Маркосян, 2015)

  • минутный объем крови (МОК) по формуле: МОК = СОК*ЧСС (Мчедлишвили, 2016).

Далее испытуемый выполняет экспериментальную нагрузку, которая характеризуется динамической работой максимальной мощности: бег на месте с высоким подниманием бедра в предельном темпе в течение 15 секунд. После выполнения работы исследуем все показатели, которые определялись до работы (Зверев,2016).

Полученные показатели вносим в протокол исследования (приложения 1-4).

Группа № 1 – девочки, занимающиеся хореографией.

Группа № 2 – девочки, занимающиеся волейболом.

Группа № 3 – девочки, занимающиеся баскетболом.

Группа № 4 – девочки, занимающиеся лёгкой атлетикой.

Группа № 5 – девочки контрольной группы.

В первую очередь измеряли ЧСС в покое. Частоту сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин) определяли пальпаторным методом путём пальпации лучевой артерии в области запястья. Следует сказать, что частота сердечных сокращений у взрослого и у ребенка отличаются. По мере взросления частота сердечных сокращений уменьшается. Ниже приведены возрастные нормы ЧСС в состоянии покоя:

  • до года - 130-150 сокращений в минуту

  • с 1-3 лет – 110-120 сокращений в минуту

  • с 4-5 лет - 100 сокращений в минуту

  • с 6-7 лет - 90 сокращений в минуту

  • с 8-10 лет - 85 сокращений в минуту

  • с 14-15 лет - 70-75 сокращений в минуту

Также нами было принято во внимание, что на ЧСС оказывают влияние множество факторов – эмоциональная и физическая нагрузка (занимается ли девочка спортом, и каким именно). Наиболее приближённые к вышеуказанной норме показатели мы наблюдаем у девочек контрольной группы. Такие результаты показывают и доказывают, что у подростков-спортсменов со стажем занятий спортом более 4-х лет при интенсивности нагрузок более 6 часов в неделю происходит урежение ЧСС ниже возрастной нормы. В группах 1-4 все девушки занимаются спортом с начальной школы, т.е. около 9-10 лет, поэтому сниженную ЧСС будет принимать за норму.

Также такие факторы как эмоциональная и физическая нагрузка приводят к повышению ЧСС выше возрастной нормы. Помимо физиологических состояний ЧСС будет меняться при различных заболеваниях: различные заболевания сердца, в том числе нарушения ритма сердца и проводимости; эндокринная патология; повышение температуры тела; избыточная масса тела. У некоторых испытуемых контрольной группы по результатам измерений выявлена ЧСС выше нормы (участники №4, 7, 10). С данными испытуемым проведён устный опрос на предмет наличия вышеуказанных заболеваний, показавший, что у двух девушек имеется предполагаемый врачами диагноз –тахикардия, т.е. учащение сердечного ритма до 100 ударов в минуту в покое. Это не отдельное заболевание, а одно из нарушений сердечного ритма, разновидность аритмии. У одной испытуемой наблюдается избыточность массы тела. После динамической нагрузки показатели всех групп в норме! (приложение 1).

Измерение систолического (САД, мм. рт. ст.) и диастолического (ДАД, мм рт. ст.) артериального давления проводилось в положении сидя методом Н.С. Короткова. По разнице значений САД и ДАД рассчитывалось пульсовое давление (ПД, мм рт. ст.). По показателям артериального давления мы также видим, что физиологические показатели у девочек 1-4 групп и до динамической нагрузки и после неё в большинстве случаев меньше, чем у контрольной группы девушек. Показатель АД аналогичен по причинам отклонений от нормы с ЧСС в первой пробе (приложения 1, 2).

Систолический объем крови (СОК) – объем крови, нагнетаемый каждым желудочком в магистральный сосуд (аорту или легочную артерию) при одном сокращении сердца, обозначают как систолический, или ударный, объем крови. Систолический объем крови характеризуется развитием неспецифических адаптивных реакций к стрессору (раздражителю) – (повышение уровня адреналина, уровня обмена веществ, формирующих гуморальный фон для адаптивных перестроек). СОК вычисляли по формуле Старра:

СОК = 90,97 + (0,54 х ПД) – (0,57 х ДАД) – (0,61 х В),

где: СОК – систолический объем крови; ПД – пульсовое давление; ДАД – диастолическое артериальное давление; В – возраст, в годах (приложение 3).

Зная, что норма СОК для девочек подростков составляет 75-95 мл/мин, мы можем сделать вывод, что показатель нормы практически не превышен ни в одной из групп. В 1 и 2 группах СОК до динамической нагрузки наблюдался ниже нормы. В 3, 4 и 5 группах показатель в норме. В 4 группе мы видим, что показатель СОК остаётся постоянным до нагрузки и после, что может говорить нам о адаптивной реакции сердечной мышцы к нагрузкам.

Минутный объем крови (МОК) – количество крови, выбрасываемое левым (правым) желудочком сердца в сосудистую систему за 1 минуту. Формула для нахождения МОК:

МОК = СОК * ЧСС

У девушек, занимающихся спортом, МОК в абсолютных значениях был меньше, чем у не занимающихся спортом сверстниц, что мы связываем, прежде всего, с экономной работой сердечно-сосудистой системы на фоне её постоянных тренировок при занятиях спортом (приложения 4,6).

Следует иметь в виду, что величина МОК зависит не только от СОК и ЧСС, но и от венозного возврата, т.е. количества крови, возвращенного в сердце по венам, ибо за одну систолу из сердца выбрасывается не вся кровь. Часть крови всегда остается в сердце в качестве резерва (резервный объем), который используется, например, при возрастающих физических нагрузках или эмоционально-психическом напряжении.

По всем приведённым показателям мы видим, что следующее распределение данных (приложения 5,6). На основании всех приведённых в таблицах и графиках данным мы делаем вывод, что занятия физическими нагрузками необходимы для поддержания здоровья тела, но чрезмерные нагрузки в пубертатный период чреваты изменением структуры сердечной мышцы, замедлением ЧСС в покое, уменьшением скорости кровотока из-за излишней расширенности сосудов.

Состояние мышечного напряжения и пропорции тела меняются, а развитие мышечных волокон не успевает за ростом длинных костей. У мальчиков после 13-15 лет мышечная масса увеличивается быстрее, чем у девочек. Строение мышечных волокон приближается к морфологической зрелости в возрасте 14-16 лет. Быстро наступает утомляемость из-за разрастания сосудов, которые отстают от скорости роста сердца, в результате повышается артериальное давление, нарушается сердцебиение, затрудняется кровообращение, одышка часто начинается и появляется чувство стеснения в сердце. Все вышеперечисленные нами признаками и выявленные показатели показывают, что чрезмерные нагрузки могут негативно сказаться на состоянии сердечно-сосудистой системы подростка [5].

Мы выдвигаем следующие рекомендации для правильного дозирования нагрузок для девочек подростков (также общие рекомендации по поддержанию ЗОЖ):

1. Подростки 13-17 лет– должны заниматься, по меньшей мере, 1 час с большой и умеренной интенсивностью ежедневно, в том числе по 3 дня в неделю занятия с большой интенсивностью и занятия, которые укрепляют мышцы и скелет.

2. Все физические занятия должны проводиться весело и желательно вместе с друзьями.

3. Подростки должны активно участвовать в следующих мероприятиях: фитнес (тренировка по фитнесу после школы), активное передвижение (ходьба, езда на велосипеде), выполнение домашних дел и соревновательные и не соревновательные виды спорта, катание на байдарках и каноэ, пеший туризм, катание на роликах, работа в саду и игры, которые требуют умения бросать и ловить.

4. Занятия спортом, сбалансированное питание и распорядок дня помогут ребенку укрепить здоровье, выработать устойчивость к нагрузкам, повысить успеваемость в школе.

Заключение

Таким образом, спорт оказывает комплексное влияние на организм, изменяя физиологические показатели как в сторону улучшения состояния здоровья, так и в сторону ухудшения состояния здоровья. Для предотвращения негативного влияния спорта на организм необходимо соблюдать требования к предельным нагрузкам, чередовать виды физической активности с видами разнообразного отдыха, гармонизовать питания, контролировать самочувствие, регулярно проходить диагностику и оперативно реагировать на ухудшение физического состояния.

В ходе исследования, изучая литературные источники по вопросу физиологических реакций организма, мы определили, что основными показателями физиологического здоровья подростка, а особенно сердечно-сосудистой системы, являются: ЧСС, АД (СД, ДД, ПД), СОК, МОК.

Провести методики для измерения физиологических показателей девочек подростков при динамической нагрузке максимальной мощности нам помогли 50 испытуемых девочек 9-х классов МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области. Среди девочек наибольшие показатели наблюдались у контрольной группы, не занимающейся ежедневной физической нагрузкой. Было выявлено хроническое снижение ЧСС у девочек занимающихся баскетболом и лёгкой атлетикой (группа 3 и 4), что является тревожным сигналом для уменьшения степени физической нагрузки и приведению состояния сердечно-сосудистой системы в норму.

Оценив состояние физического развития девочек подростков 9-х классов МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области, мы можем утверждать, что совокупность умеренной физической нагрузки и правильного питания являются залогом успешного и беспроблемного протекания пубертатного периода девочек. Также нами были разработаны рекомендации по дозированию физической нагрузки.

Список использованных источников

  1. Зверев, И.Д. Анатомия, физиология и гигиена человека / И.Д. Зверев, О.В. Казакова, О.С. Яковлева. - Л.: Просвещение; Издание 3-е,2016. – 168 c.

  2. Маркосян, А.А. Вопросы возрастной физиологии / А.А. Маркосян. – М.: Просвещение,2015. – 223 с.

  3. Мчедлишвили, Г.И. Кровообращение и его значение в жизни организмов / Г.И. Мчедлишвили. – М.: Издательство Академии Наук Грузинской ССР,2016. –576c.

  4. Рассел, Джесси Круги кровообращения человека: моногр. / Джесси Рассел. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 445c.

  5. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков. Учебное пособие / М.Р. Сапин. – М.: Академия (Academia),2021. –650c.

  6. Сергеев, Б. Занимательная физиология / Б. Сергеев. – М.: Молодая Гвардия,2018. – 335 c.

  7. Уиггерс, К. Динамика кровообращения / К. Уиггерс. – М.: Издательство иностранной литературы,2014. – 136 c.

Приложения

Приложение 1

Таблица 1 – Протокол исследования частоты сердечных сокращений (ЧСС)

№ испытуемого по порядку

Показатели ЧСС до динамической работы

Показатели ЧСС после динамической работы максимальной мощности

Группа 1

/возраст участника

Группа 2 /возраст участника

Группа 3 /возраст участника

Группа 4 /возраст участника

Группа 5

/возраст участника

Группа 1

/возраст участника

Группа 2 /возраст участника

Группа 3 /возраст участника

Группа 4 /возраст участника

Группа 5 /возраст участника

1

52 / 16

58 / 15

57 / 15

58 / 15

75 / 15

145 / 16

150 / 15

152 / 15

142 / 15

151 / 15

2

56 / 15

60 / 15

59 / 15

59 / 15

81 / 15

130 / 15

151 / 15

156 / 15

140 / 15

150 /15

3

60 / 16

60 / 15

60 / 16

60/ 16

87 /15

130 / 16

145 / 15

141 / 16

140 / 16

141 /15

4

60 / 15

60 / 15

60 / 15

62 / 15

87 / 15

130 /15

130 / 15

143 / 15

140 / 15

147 /15

5

62 / 15

60 / 15

60 / 15

62 / 15

78 / 15

140 /15

142 / 15

139 / 15

140 / 15

146 /15

6

55 / 15

57 / 15

58 /15

52 / 15

75 / 15

136 /15

133 / 15

139 / 15

150 / 15

148 /15

7

55 / 15

55 / 15

58 / 15

53 / 15

84 / 15

138 /15

135 / 15

142 / 15

150 / 15

155 /15

8

64 / 15

56 / 15

58 / 15

53 / 15

82 / 15

141 /15

126 / 15

144 / 15

150 / 15

150 /15

9

61 / 15

56 / 15

46 / 15

56 / 15

81 / 15

139 /15

150 / 15

145 / 15

153 / 15

146 /15

10

56 / 15

62 / 15

51 / 15

56 / 15

89 / 15

143 /15

129 / 15

138 / 15

148 / 15

158 /15

Средн.знач. ЧСС группы

58

58

57

57

82

137

139

144

145

149

Приложение 2

Таблица 2 – Протокол исследования артериального давления (систолическое, диастолическое, пульсовое)

№ испытуемого по порядку

Показатели артериального давления до динамической работы

Показатели артериального давления после динамической работы максимальной мощности

Группа 1

СД / ДД / ПД

(мм рт. ст)

Группа 2

СД / ДД / ПД

(мм рт. ст)

Группа 3

СД / ДД / ПД

(мм рт. ст)

Группа 4

СД / ДД / ПД

(мм рт. ст)

Группа 5

СД / ДД / ПД

(мм рт. ст)

Группа 1

СД / ДД / ПД

(мм рт. ст)

Группа 2

СД / ДД / ПД

(мм рт. ст)

Группа 3

СД / ДД / ПД

(мм рт. ст)

Группа 4

СД / ДД / ПД

(мм рт. ст)

Группа 5

СД / ДД / ПД

(мм рт. ст)

1

98 / 60 / 38

103 / 76 / 27

103 / 76 / 27

99 / 65 / 34

111 / 71 / 40

146 / 98 / 48

136 / 94 / 42

148 / 98 / 50

152 / 106 / 46

148 / 92 / 56

2

100 / 71 / 29

110 / 82 / 28

110 / 87 / 23

102 / 78 / 24

118 / 82 / 36

152 / 89 / 63

128 / 88 / 40

154 / 90 / 62

164 / 110 / 54

151 / 93 / 58

3

104 / 75 / 29

102 / 76 / 26

98 / 66 / 32

97 / 65 / 32

120 / 81 / 39

160 / 100 /

60

132 / 81 / 51

130 / 91 / 39

149 / 99 / 50

150 / 88 / 62

4

110 / 72 / 38

104 / 79 / 25

111 / 84 / 27

100 / 74 / 26

122 / 81 / 41

152 / 106 / 46

130 / 91 / 39

146 / 89 / 57

136 / 89 / 47

142 / 86 / 56

5

108 / 78 / 30

97 / 65 / 32

105 / 75 / 30

96 / 74 / 22

117 / 79 / 38

148 / 98 / 50

142 / 87 / 55

158 / 100 / 58

128 / 90 / 38

140 / 82 / 58

6

96 / 70 / 26

99 / 65 / 34

100 / 71 / 29

103 / 76 / 27

114 / 75 / 39

154 / 91 / 63

126 / 81 / 45

134 / 99 / 35

130 / 89 / 41

143 / 91 / 52

7

103 / 76 / 27

97 / 61 / 36

98 / 60 / 38

112 / 82 / 30

123 / 84 / 39

163 / 110 / 53

121 / 80 / 41

128 / 82 / 44

137 / 94 / 43

152 / 94 / 58

8

105 / 73 / 32

101 / 77 / 24

110 / 87 / 23

90 / 62 / 18

123 / 76 / 47

149 / 98 / 51

136 / 87 / 49

131 / 89 / 42

123 / 98 / 25

149 / 93 / 56

9

100 / 74 / 26

101 / 72 / 29

96 / 70 / 26

108 / 80 / 28

117 / 76 / 41

152 / 98 / 54

132 / 91 / 41

141 / 101 / 40

131 / 89 / 42

141 / 84 / 57

10

110 / 87 / 23

112 / 83 / 29

100 / 74 / 26

109 / 85 / 23

129 / 88 / 41

144 / 92 / 52

141 / 96 / 45

126 / 97 / 29

139 / 94 / 45

161 / 98 / 63

Средн.знач. показателей артериального давления группы

103 / 74 / 30

103 / 74 / 29

103 / 75 / 28

102 / 74 / 24

119 / 79 / 40

152 / 98 / 54

132 / 88 / 45

140 / 94 / 46

139 / 96 / 43

148 / 91 / 58

Приложение 3

Таблица 3 – Протокол исследования систолического объема крови (СОК) по формуле Старра

№ испытуемого по порядку

Показатели артериального давления до динамической работы

Показатели артериального давления после динамической работы максимальной мощности

Группа 1

(мл)

Группа 2

(мл)

Группа 3

(мл)

Группа 4

(мл)

Группа 5

(мл)

Группа 1

(мл)

Группа 2

(мл)

Группа 3

(мл)

Группа 4

(мл)

Группа 5

(мл)

1

67,5

53

53

82

82,3

81,7

82,2

82,3

82,2

82,4

2

57

50,2

44,6

82

82,2

82,5

82,2

82,4

82,2

82,5

3

54,1

52,5

81,6

81,7

82,2

81,7

82,4

81,6

81,6

82,4

4

61,3

50,3

82

82,1

82,2

82,3

82,2

82,4

81,7

82,4

5

53,6

62

82

82,1

82,2

82,3

82,2

82,3

82,2

82,5

6

55,9

63,1

82,2

82,1

82,3

82,5

82,4

82,1

82,2

82,3

7

53

66,5

82,4

82,1

82,2

82,3

82,3

82,3

82,2

82,4

8

57,5

50,9

82

82

82,3

82,3

82,3

82,2

82

82,3

9

53,7

53,7

82,1

82,1

82,3

82,3

82,2

82,1

82,3

82,4

10

55,84

44,6

82

82

82,2

82,3

82,3

82,1

82,3

82,4

Средн.знач. показателя СОК группы

57

54,7

75,4

82

82,2

82,2

82,3

82,1

82

82,4

Приложение 4

Таблица 4 – Протокол исследования по определению МОК

№ испытуемого по порядку

Показатели артериального давления до динамической работы

Показатели артериального давления после динамической работы максимальной мощности

Группа 1

(мл)

Группа 2

(мл)

Группа 3

(мл)

Группа 4

(мл)

Группа 5

(мл)

Группа 1

(мл)

Группа 2

(мл)

Группа 3

(мл)

Группа 4

(мл)

Группа 5

(мл)

1

3510

3074

3021

4756

6172

11846

12330

12509

11672

12442

2

3192

3012

2631

4838

6658

10725

12412

12854

11508

12375

3

3246

3150

4896

4902

7151

10621

11948

11505

11424

11618

4

3678

3018

4920

5090

7151

10699

10686

11783

11438

12112

5

3323

3720

4920

5090

6412

11522

11672

11439

11508

12045

6

3075

3597

4768

4269

6172

11220

10959

11411

12330

12180

7

2915

3658

4779

4351

6905

11357

11110

11686

12330

12772

8

3680

2850

4756

4346

6749

11604

10369

11836

12300

12345

9

3276

3007

3777

4598

6666

11439

12330

11904

12591

12030

10

3127

2765

4182

4592

7316

11768

10616

11329

12180

13019

Средн.знач. показателя МОК группы

3302

3185

4265

4682,2

6735,2

11280

11443,2

11825,6

10698

12293,8

Приложение 5

График 1 – Сравнение показателей ЧСС и АД разных групп девочек в покое и после нагрузки

Приложение 6

График 2 – Сравнение показателя МОК разных групп девочек в покое и после нагрузки

Просмотров работы: 25