Введение
Процесс взросления человека при переходе от детского возраста в подростковому выражается в несоответствии между календарным и биологическим возрастом, что требует изучения их возрастных функциональных реакций на основании степени нагрузки.
По мнению одних авторов, быстрое взросление (акселерация) в развитии создает лучшие функциональные возможности кардиореспираторной, нервной, мышечной и эндокринной систем, более высокую физическую работоспособность. В то же время ряд физиологов придерживаются мнения, что лучшие реакции приспособления имеют дети со средним физическим и половым развитием [7].
Различные мнения по этому вопросу навели нас на мысль об изучении физиологических реакций организма девочек подростков при динамической работе максимальной и субмаксимальной мощности.
Актуальность данного исследования основана на необходимости изучения влияния физической нагрузки на организм девочек подростков при занятиях в спортивных секциях, хореографии, а также на уроках физической культуры.
Цель исследования: изучить различия физиологических реакций организма при динамической работе у девочек подростков 9-х классов МОУ «СОШ № 1» г. Валуйки Белгородской области.
Задачи исследования:
Изучить литературу по вопросу физиологических реакций организма.
Определить какие физиологические показатели, наиболее отражают состояние организма в определённый момент времени.
Провести методики для измерения физиологических показателей девочек подростков при динамической нагрузке.
Оценить состояние физического развития девочек подростков 9-х классов МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области.
Разработать рекомендации по дозированию физической нагрузки.
Методы исследования: анализ литературных источников, измерение, эксперимент, наблюдение, описание.
База исследования: МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области; 9 классы.
Значимость и ценность исследования в том, что правильное дозирование нагрузки поможет девочкам подросткам не перенагружать организм; избавит от хронической усталости и слабости.
Глава 1 Теоретические основы физиологических реакций организма
Физиология – наука о функциях и процессах, протекающих в организме или его составляющих системах, органах, тканях, клетках, и механизмах их регуляции, обеспечивающих жизнедеятельность человека и животного в их взаимосвязи с окружающей средой (Сергеев, 2018).
Физиологический процесс – физико-химическая динамика жизнедеятельности организма (обмен веществ).
Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных показателей развития организма человека, его физических качеств и двигательных способностей, обусловленных внутренними факторами и жизненными условиями (Уиггерс, 2014).
Прежде всего, физиологию разделяют на общую, частную специальную (прикладную). Общая физиология изучает общие закономерности ответных реакций организма на раздражители внешней среды, а также механизмы основных жизненных процессов (Сапин, 2021).
Существуют частные разделы физиологии, которые изучают отдельные функции организма – это физиология дыхания, кровообращения, выделения, пищеварения и т.д. Частных разделов столько, сколько имеется различных органов, тканей и групп живых организмов (Зверев, 2016).
Кроме общей, частной и специальной физиологии, есть раздел эволюционной физиологии, изучающей закономерности видового индивидуального развития функций, и возрастная физиология, изучающая физиологические особенности детского и старческого возраста.
Объектом физиологических исследований являются живые организмы, в процессе эволюции произошли из неорганического мира, поэтому у них сохранились его некоторые свойства. Однако живой организм приобрел и качественно новые свойства, отличающие его от неживой природы.
Развитие двигательных способностей школьников на различных этапах онтогенеза во многом обусловлено совокупностью биохимических, структурных и функциональных изменений, определяющих резервные возможности организма к выполнению качественно своеобразной мышечной деятельности. Биохимические, структурные и функциональные резервы организма детей кардинально изменяются в процессе возрастного развития. Наиболее сложным в этом отношении является подростковый период (Рассел, 2012).
Физическое развитие детей и подростков – это рост и формирование организма ребенка включая темпы, стадии и критические периоды его созревания, унаследованные особенности, индивидуальную изменчивость, зрелость и связь с факторами внутренней и внешней среды. Показателями физического развития являются антропометрические данные, скорость их изменения в процессе роста, гармоничность развития, соотношение календарного и биологического возраста, конституционные особенности.
Существенное расхождение паспортного и биологического возрастов в пубертатном периоде ставит ряд вопросов, связанных с необходимостью учета индивидуальных особенностей организма современных школьниц при оценке уровня развития двигательных способностей (Рассел, 2012).
Физиологические особенности подросткового (пубертатного) кризиса.
1. Увеличивается рост и вес, причем в среднем пик скачка роста приходится:
у девочек на 11-13 лет, и дальнейший более медленный рост может продолжаться еще несколько лет, тогда как у мальчиков в 15-17 лет.
2. Изменения пропорций тела сопровождают этот скачок:
сначала растут голова, кисти рук и ступни ног,
потом удлиняются руки и ноги,
только потом туловище – скелет и мускулатура (Сергеев, 2018).
Это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Подростки ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими, при этом процесс роста сам по себе достаточно болезненный.
3. Работа внутренних органов – возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжения головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады, в свою очередь, вызывают быструю смену физического состояния и настроения. В это время необходимо особо тщательно следить за здоровьем тех ребят, которые имеют хронические заболевания или патологии в развитии внутренних органов (порок сердца, вегето-сосудистая дистония, зрение, почки и т.п.).
4. «Гормональная буря» – у подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей, у них практически постоянно усиленно работает надпочечная железа, которая обычно активизирует защитные силы организма в стрессовых ситуациях. Получается, что подростки как бы все время находятся в состоянии стресса.
5. Половая идентификация достигает нового уровня: если раньше ребенок принимал свой пол просто как данность («я – мальчик, а ты – девочка»), то теперь отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. И вот здесь подростки чётко ориентируются на значимых для них взрослых – в первую очередь родителей (Сапин, 2021).
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа
Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области. В нём приняли участие 50 девочек учащихся 9-х классов. Девочки были разделены на 5 групп. Среди испытуемых 30 девочек занимаются: лёгкой атлетикой, хореографией, баскетболом и волейболом; 10 девушек, являются контрольной группой, которые не занимаются физическими упражнениями. Девушки, уделяющие время спорту и танцам часто испытывают физиологический стресс, выражающийся в симптомах переутомления.
По выбранной нами методике, перед началом исследований испытуемые переодеваются в спортивный костюм и отдыхает; в положении лежа или сидя 15-20 минут. Девушки в группах получают задание исследовать динамику физиологических показателей кардиореспираторной функции друг друга до работы (Рассел, 2012)
Необходимо измерить и рассчитать следующие показатели:
частоту сердечных сокращений (ЧСС);
артериальное давление: СД, ДД, ПД;
систолический объем крови (СОК) по формуле Старра (Маркосян, 2015)
минутный объем крови (МОК) по формуле: МОК = СОК*ЧСС (Мчедлишвили, 2016).
Далее испытуемый выполняет экспериментальную нагрузку, которая характеризуется динамической работой максимальной мощности: бег на месте с высоким подниманием бедра в предельном темпе в течение 15 секунд. После выполнения работы исследуем все показатели, которые определялись до работы (Зверев,2016).
Полученные показатели вносим в протокол исследования (приложения 1-4).
Группа № 1 – девочки, занимающиеся хореографией.
Группа № 2 – девочки, занимающиеся волейболом.
Группа № 3 – девочки, занимающиеся баскетболом.
Группа № 4 – девочки, занимающиеся лёгкой атлетикой.
Группа № 5 – девочки контрольной группы.
В первую очередь измеряли ЧСС в покое. Частоту сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин) определяли пальпаторным методом путём пальпации лучевой артерии в области запястья. Следует сказать, что частота сердечных сокращений у взрослого и у ребенка отличаются. По мере взросления частота сердечных сокращений уменьшается. Ниже приведены возрастные нормы ЧСС в состоянии покоя:
до года - 130-150 сокращений в минуту
с 1-3 лет – 110-120 сокращений в минуту
с 4-5 лет - 100 сокращений в минуту
с 6-7 лет - 90 сокращений в минуту
с 8-10 лет - 85 сокращений в минуту
с 14-15 лет - 70-75 сокращений в минуту
Также нами было принято во внимание, что на ЧСС оказывают влияние множество факторов – эмоциональная и физическая нагрузка (занимается ли девочка спортом, и каким именно). Наиболее приближённые к вышеуказанной норме показатели мы наблюдаем у девочек контрольной группы. Такие результаты показывают и доказывают, что у подростков-спортсменов со стажем занятий спортом более 4-х лет при интенсивности нагрузок более 6 часов в неделю происходит урежение ЧСС ниже возрастной нормы. В группах 1-4 все девушки занимаются спортом с начальной школы, т.е. около 9-10 лет, поэтому сниженную ЧСС будет принимать за норму.
Также такие факторы как эмоциональная и физическая нагрузка приводят к повышению ЧСС выше возрастной нормы. Помимо физиологических состояний ЧСС будет меняться при различных заболеваниях: различные заболевания сердца, в том числе нарушения ритма сердца и проводимости; эндокринная патология; повышение температуры тела; избыточная масса тела. У некоторых испытуемых контрольной группы по результатам измерений выявлена ЧСС выше нормы (участники №4, 7, 10). С данными испытуемым проведён устный опрос на предмет наличия вышеуказанных заболеваний, показавший, что у двух девушек имеется предполагаемый врачами диагноз –тахикардия, т.е. учащение сердечного ритма до 100 ударов в минуту в покое. Это не отдельное заболевание, а одно из нарушений сердечного ритма, разновидность аритмии. У одной испытуемой наблюдается избыточность массы тела. После динамической нагрузки показатели всех групп в норме! (приложение 1).
Измерение систолического (САД, мм. рт. ст.) и диастолического (ДАД, мм рт. ст.) артериального давления проводилось в положении сидя методом Н.С. Короткова. По разнице значений САД и ДАД рассчитывалось пульсовое давление (ПД, мм рт. ст.). По показателям артериального давления мы также видим, что физиологические показатели у девочек 1-4 групп и до динамической нагрузки и после неё в большинстве случаев меньше, чем у контрольной группы девушек. Показатель АД аналогичен по причинам отклонений от нормы с ЧСС в первой пробе (приложения 1, 2).
Систолический объем крови (СОК) – объем крови, нагнетаемый каждым желудочком в магистральный сосуд (аорту или легочную артерию) при одном сокращении сердца, обозначают как систолический, или ударный, объем крови. Систолический объем крови характеризуется развитием неспецифических адаптивных реакций к стрессору (раздражителю) – (повышение уровня адреналина, уровня обмена веществ, формирующих гуморальный фон для адаптивных перестроек). СОК вычисляли по формуле Старра:
СОК = 90,97 + (0,54 х ПД) – (0,57 х ДАД) – (0,61 х В),
где: СОК – систолический объем крови; ПД – пульсовое давление; ДАД – диастолическое артериальное давление; В – возраст, в годах (приложение 3).
Зная, что норма СОК для девочек подростков составляет 75-95 мл/мин, мы можем сделать вывод, что показатель нормы практически не превышен ни в одной из групп. В 1 и 2 группах СОК до динамической нагрузки наблюдался ниже нормы. В 3, 4 и 5 группах показатель в норме. В 4 группе мы видим, что показатель СОК остаётся постоянным до нагрузки и после, что может говорить нам о адаптивной реакции сердечной мышцы к нагрузкам.
Минутный объем крови (МОК) – количество крови, выбрасываемое левым (правым) желудочком сердца в сосудистую систему за 1 минуту. Формула для нахождения МОК:
МОК = СОК * ЧСС
У девушек, занимающихся спортом, МОК в абсолютных значениях был меньше, чем у не занимающихся спортом сверстниц, что мы связываем, прежде всего, с экономной работой сердечно-сосудистой системы на фоне её постоянных тренировок при занятиях спортом (приложения 4,6).
Следует иметь в виду, что величина МОК зависит не только от СОК и ЧСС, но и от венозного возврата, т.е. количества крови, возвращенного в сердце по венам, ибо за одну систолу из сердца выбрасывается не вся кровь. Часть крови всегда остается в сердце в качестве резерва (резервный объем), который используется, например, при возрастающих физических нагрузках или эмоционально-психическом напряжении.
По всем приведённым показателям мы видим, что следующее распределение данных (приложения 5,6). На основании всех приведённых в таблицах и графиках данным мы делаем вывод, что занятия физическими нагрузками необходимы для поддержания здоровья тела, но чрезмерные нагрузки в пубертатный период чреваты изменением структуры сердечной мышцы, замедлением ЧСС в покое, уменьшением скорости кровотока из-за излишней расширенности сосудов.
Состояние мышечного напряжения и пропорции тела меняются, а развитие мышечных волокон не успевает за ростом длинных костей. У мальчиков после 13-15 лет мышечная масса увеличивается быстрее, чем у девочек. Строение мышечных волокон приближается к морфологической зрелости в возрасте 14-16 лет. Быстро наступает утомляемость из-за разрастания сосудов, которые отстают от скорости роста сердца, в результате повышается артериальное давление, нарушается сердцебиение, затрудняется кровообращение, одышка часто начинается и появляется чувство стеснения в сердце. Все вышеперечисленные нами признаками и выявленные показатели показывают, что чрезмерные нагрузки могут негативно сказаться на состоянии сердечно-сосудистой системы подростка [5].
Мы выдвигаем следующие рекомендации для правильного дозирования нагрузок для девочек подростков (также общие рекомендации по поддержанию ЗОЖ):
1. Подростки 13-17 лет– должны заниматься, по меньшей мере, 1 час с большой и умеренной интенсивностью ежедневно, в том числе по 3 дня в неделю занятия с большой интенсивностью и занятия, которые укрепляют мышцы и скелет.
2. Все физические занятия должны проводиться весело и желательно вместе с друзьями.
3. Подростки должны активно участвовать в следующих мероприятиях: фитнес (тренировка по фитнесу после школы), активное передвижение (ходьба, езда на велосипеде), выполнение домашних дел и соревновательные и не соревновательные виды спорта, катание на байдарках и каноэ, пеший туризм, катание на роликах, работа в саду и игры, которые требуют умения бросать и ловить.
4. Занятия спортом, сбалансированное питание и распорядок дня помогут ребенку укрепить здоровье, выработать устойчивость к нагрузкам, повысить успеваемость в школе.
Заключение
Таким образом, спорт оказывает комплексное влияние на организм, изменяя физиологические показатели как в сторону улучшения состояния здоровья, так и в сторону ухудшения состояния здоровья. Для предотвращения негативного влияния спорта на организм необходимо соблюдать требования к предельным нагрузкам, чередовать виды физической активности с видами разнообразного отдыха, гармонизовать питания, контролировать самочувствие, регулярно проходить диагностику и оперативно реагировать на ухудшение физического состояния.
В ходе исследования, изучая литературные источники по вопросу физиологических реакций организма, мы определили, что основными показателями физиологического здоровья подростка, а особенно сердечно-сосудистой системы, являются: ЧСС, АД (СД, ДД, ПД), СОК, МОК.
Провести методики для измерения физиологических показателей девочек подростков при динамической нагрузке максимальной мощности нам помогли 50 испытуемых девочек 9-х классов МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области. Среди девочек наибольшие показатели наблюдались у контрольной группы, не занимающейся ежедневной физической нагрузкой. Было выявлено хроническое снижение ЧСС у девочек занимающихся баскетболом и лёгкой атлетикой (группа 3 и 4), что является тревожным сигналом для уменьшения степени физической нагрузки и приведению состояния сердечно-сосудистой системы в норму.
Оценив состояние физического развития девочек подростков 9-х классов МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области, мы можем утверждать, что совокупность умеренной физической нагрузки и правильного питания являются залогом успешного и беспроблемного протекания пубертатного периода девочек. Также нами были разработаны рекомендации по дозированию физической нагрузки.
Список использованных источников
Зверев, И.Д. Анатомия, физиология и гигиена человека / И.Д. Зверев, О.В. Казакова, О.С. Яковлева. - Л.: Просвещение; Издание 3-е,2016. – 168 c.
Маркосян, А.А. Вопросы возрастной физиологии / А.А. Маркосян. – М.: Просвещение,2015. – 223 с.
Мчедлишвили, Г.И. Кровообращение и его значение в жизни организмов / Г.И. Мчедлишвили. – М.: Издательство Академии Наук Грузинской ССР,2016. –576c.
Рассел, Джесси Круги кровообращения человека: моногр. / Джесси Рассел. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 445c.
Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков. Учебное пособие / М.Р. Сапин. – М.: Академия (Academia),2021. –650c.
Сергеев, Б. Занимательная физиология / Б. Сергеев. – М.: Молодая Гвардия,2018. – 335 c.
Уиггерс, К. Динамика кровообращения / К. Уиггерс. – М.: Издательство иностранной литературы,2014. – 136 c.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1 – Протокол исследования частоты сердечных сокращений (ЧСС)
№ испытуемого по порядку |
Показатели ЧСС до динамической работы |
Показатели ЧСС после динамической работы максимальной мощности |
||||||||
Группа 1 /возраст участника |
Группа 2 /возраст участника |
Группа 3 /возраст участника |
Группа 4 /возраст участника |
Группа 5 /возраст участника |
Группа 1 /возраст участника |
Группа 2 /возраст участника |
Группа 3 /возраст участника |
Группа 4 /возраст участника |
Группа 5 /возраст участника |
|
1 |
52 / 16 |
58 / 15 |
57 / 15 |
58 / 15 |
75 / 15 |
145 / 16 |
150 / 15 |
152 / 15 |
142 / 15 |
151 / 15 |
2 |
56 / 15 |
60 / 15 |
59 / 15 |
59 / 15 |
81 / 15 |
130 / 15 |
151 / 15 |
156 / 15 |
140 / 15 |
150 /15 |
3 |
60 / 16 |
60 / 15 |
60 / 16 |
60/ 16 |
87 /15 |
130 / 16 |
145 / 15 |
141 / 16 |
140 / 16 |
141 /15 |
4 |
60 / 15 |
60 / 15 |
60 / 15 |
62 / 15 |
87 / 15 |
130 /15 |
130 / 15 |
143 / 15 |
140 / 15 |
147 /15 |
5 |
62 / 15 |
60 / 15 |
60 / 15 |
62 / 15 |
78 / 15 |
140 /15 |
142 / 15 |
139 / 15 |
140 / 15 |
146 /15 |
6 |
55 / 15 |
57 / 15 |
58 /15 |
52 / 15 |
75 / 15 |
136 /15 |
133 / 15 |
139 / 15 |
150 / 15 |
148 /15 |
7 |
55 / 15 |
55 / 15 |
58 / 15 |
53 / 15 |
84 / 15 |
138 /15 |
135 / 15 |
142 / 15 |
150 / 15 |
155 /15 |
8 |
64 / 15 |
56 / 15 |
58 / 15 |
53 / 15 |
82 / 15 |
141 /15 |
126 / 15 |
144 / 15 |
150 / 15 |
150 /15 |
9 |
61 / 15 |
56 / 15 |
46 / 15 |
56 / 15 |
81 / 15 |
139 /15 |
150 / 15 |
145 / 15 |
153 / 15 |
146 /15 |
10 |
56 / 15 |
62 / 15 |
51 / 15 |
56 / 15 |
89 / 15 |
143 /15 |
129 / 15 |
138 / 15 |
148 / 15 |
158 /15 |
Средн.знач. ЧСС группы |
58 |
58 |
57 |
57 |
82 |
137 |
139 |
144 |
145 |
149 |
Приложение 2
Таблица 2 – Протокол исследования артериального давления (систолическое, диастолическое, пульсовое)
№ испытуемого по порядку |
Показатели артериального давления до динамической работы |
Показатели артериального давления после динамической работы максимальной мощности |
||||||||
Группа 1 СД / ДД / ПД (мм рт. ст) |
Группа 2 СД / ДД / ПД (мм рт. ст) |
Группа 3 СД / ДД / ПД (мм рт. ст) |
Группа 4 СД / ДД / ПД (мм рт. ст) |
Группа 5 СД / ДД / ПД (мм рт. ст) |
Группа 1 СД / ДД / ПД (мм рт. ст) |
Группа 2 СД / ДД / ПД (мм рт. ст) |
Группа 3 СД / ДД / ПД (мм рт. ст) |
Группа 4 СД / ДД / ПД (мм рт. ст) |
Группа 5 СД / ДД / ПД (мм рт. ст) |
|
1 |
98 / 60 / 38 |
103 / 76 / 27 |
103 / 76 / 27 |
99 / 65 / 34 |
111 / 71 / 40 |
146 / 98 / 48 |
136 / 94 / 42 |
148 / 98 / 50 |
152 / 106 / 46 |
148 / 92 / 56 |
2 |
100 / 71 / 29 |
110 / 82 / 28 |
110 / 87 / 23 |
102 / 78 / 24 |
118 / 82 / 36 |
152 / 89 / 63 |
128 / 88 / 40 |
154 / 90 / 62 |
164 / 110 / 54 |
151 / 93 / 58 |
3 |
104 / 75 / 29 |
102 / 76 / 26 |
98 / 66 / 32 |
97 / 65 / 32 |
120 / 81 / 39 |
160 / 100 / 60 |
132 / 81 / 51 |
130 / 91 / 39 |
149 / 99 / 50 |
150 / 88 / 62 |
4 |
110 / 72 / 38 |
104 / 79 / 25 |
111 / 84 / 27 |
100 / 74 / 26 |
122 / 81 / 41 |
152 / 106 / 46 |
130 / 91 / 39 |
146 / 89 / 57 |
136 / 89 / 47 |
142 / 86 / 56 |
5 |
108 / 78 / 30 |
97 / 65 / 32 |
105 / 75 / 30 |
96 / 74 / 22 |
117 / 79 / 38 |
148 / 98 / 50 |
142 / 87 / 55 |
158 / 100 / 58 |
128 / 90 / 38 |
140 / 82 / 58 |
6 |
96 / 70 / 26 |
99 / 65 / 34 |
100 / 71 / 29 |
103 / 76 / 27 |
114 / 75 / 39 |
154 / 91 / 63 |
126 / 81 / 45 |
134 / 99 / 35 |
130 / 89 / 41 |
143 / 91 / 52 |
7 |
103 / 76 / 27 |
97 / 61 / 36 |
98 / 60 / 38 |
112 / 82 / 30 |
123 / 84 / 39 |
163 / 110 / 53 |
121 / 80 / 41 |
128 / 82 / 44 |
137 / 94 / 43 |
152 / 94 / 58 |
8 |
105 / 73 / 32 |
101 / 77 / 24 |
110 / 87 / 23 |
90 / 62 / 18 |
123 / 76 / 47 |
149 / 98 / 51 |
136 / 87 / 49 |
131 / 89 / 42 |
123 / 98 / 25 |
149 / 93 / 56 |
9 |
100 / 74 / 26 |
101 / 72 / 29 |
96 / 70 / 26 |
108 / 80 / 28 |
117 / 76 / 41 |
152 / 98 / 54 |
132 / 91 / 41 |
141 / 101 / 40 |
131 / 89 / 42 |
141 / 84 / 57 |
10 |
110 / 87 / 23 |
112 / 83 / 29 |
100 / 74 / 26 |
109 / 85 / 23 |
129 / 88 / 41 |
144 / 92 / 52 |
141 / 96 / 45 |
126 / 97 / 29 |
139 / 94 / 45 |
161 / 98 / 63 |
Средн.знач. показателей артериального давления группы |
103 / 74 / 30 |
103 / 74 / 29 |
103 / 75 / 28 |
102 / 74 / 24 |
119 / 79 / 40 |
152 / 98 / 54 |
132 / 88 / 45 |
140 / 94 / 46 |
139 / 96 / 43 |
148 / 91 / 58 |
Приложение 3
Таблица 3 – Протокол исследования систолического объема крови (СОК) по формуле Старра
№ испытуемого по порядку |
Показатели артериального давления до динамической работы |
Показатели артериального давления после динамической работы максимальной мощности |
||||||||
Группа 1 (мл) |
Группа 2 (мл) |
Группа 3 (мл) |
Группа 4 (мл) |
Группа 5 (мл) |
Группа 1 (мл) |
Группа 2 (мл) |
Группа 3 (мл) |
Группа 4 (мл) |
Группа 5 (мл) |
|
1 |
67,5 |
53 |
53 |
82 |
82,3 |
81,7 |
82,2 |
82,3 |
82,2 |
82,4 |
2 |
57 |
50,2 |
44,6 |
82 |
82,2 |
82,5 |
82,2 |
82,4 |
82,2 |
82,5 |
3 |
54,1 |
52,5 |
81,6 |
81,7 |
82,2 |
81,7 |
82,4 |
81,6 |
81,6 |
82,4 |
4 |
61,3 |
50,3 |
82 |
82,1 |
82,2 |
82,3 |
82,2 |
82,4 |
81,7 |
82,4 |
5 |
53,6 |
62 |
82 |
82,1 |
82,2 |
82,3 |
82,2 |
82,3 |
82,2 |
82,5 |
6 |
55,9 |
63,1 |
82,2 |
82,1 |
82,3 |
82,5 |
82,4 |
82,1 |
82,2 |
82,3 |
7 |
53 |
66,5 |
82,4 |
82,1 |
82,2 |
82,3 |
82,3 |
82,3 |
82,2 |
82,4 |
8 |
57,5 |
50,9 |
82 |
82 |
82,3 |
82,3 |
82,3 |
82,2 |
82 |
82,3 |
9 |
53,7 |
53,7 |
82,1 |
82,1 |
82,3 |
82,3 |
82,2 |
82,1 |
82,3 |
82,4 |
10 |
55,84 |
44,6 |
82 |
82 |
82,2 |
82,3 |
82,3 |
82,1 |
82,3 |
82,4 |
Средн.знач. показателя СОК группы |
57 |
54,7 |
75,4 |
82 |
82,2 |
82,2 |
82,3 |
82,1 |
82 |
82,4 |
Приложение 4
Таблица 4 – Протокол исследования по определению МОК
№ испытуемого по порядку |
Показатели артериального давления до динамической работы |
Показатели артериального давления после динамической работы максимальной мощности |
||||||||
Группа 1 (мл) |
Группа 2 (мл) |
Группа 3 (мл) |
Группа 4 (мл) |
Группа 5 (мл) |
Группа 1 (мл) |
Группа 2 (мл) |
Группа 3 (мл) |
Группа 4 (мл) |
Группа 5 (мл) |
|
1 |
3510 |
3074 |
3021 |
4756 |
6172 |
11846 |
12330 |
12509 |
11672 |
12442 |
2 |
3192 |
3012 |
2631 |
4838 |
6658 |
10725 |
12412 |
12854 |
11508 |
12375 |
3 |
3246 |
3150 |
4896 |
4902 |
7151 |
10621 |
11948 |
11505 |
11424 |
11618 |
4 |
3678 |
3018 |
4920 |
5090 |
7151 |
10699 |
10686 |
11783 |
11438 |
12112 |
5 |
3323 |
3720 |
4920 |
5090 |
6412 |
11522 |
11672 |
11439 |
11508 |
12045 |
6 |
3075 |
3597 |
4768 |
4269 |
6172 |
11220 |
10959 |
11411 |
12330 |
12180 |
7 |
2915 |
3658 |
4779 |
4351 |
6905 |
11357 |
11110 |
11686 |
12330 |
12772 |
8 |
3680 |
2850 |
4756 |
4346 |
6749 |
11604 |
10369 |
11836 |
12300 |
12345 |
9 |
3276 |
3007 |
3777 |
4598 |
6666 |
11439 |
12330 |
11904 |
12591 |
12030 |
10 |
3127 |
2765 |
4182 |
4592 |
7316 |
11768 |
10616 |
11329 |
12180 |
13019 |
Средн.знач. показателя МОК группы |
3302 |
3185 |
4265 |
4682,2 |
6735,2 |
11280 |
11443,2 |
11825,6 |
10698 |
12293,8 |
Приложение 5
График 1 – Сравнение показателей ЧСС и АД разных групп девочек в покое и после нагрузки
Приложение 6
График 2 – Сравнение показателя МОК разных групп девочек в покое и после нагрузки