Введение
В подростковом возрасте в отличии от младшего школьного возраста внимание является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо самим школьником, однако в регуляции его могут мешать внешние факторы, способные порождать негативные переживания. Среди негативных переживаний тревожность занимает особое место, так как часто приводит к снижению внимания, работоспособности и продуктивности деятельности. Исследованиями зарубежных ученых установлено, что владельцы домашних питомцев имеют более стабильное психоэмоциональное состояние чем те, у кого их нет. Когда человек гладит животное, в его организме снижается уровень кортизола (гормона стресса), а уровень окситоцина (гормона любви), напротив, растет. В результате люди становятся более расслабленными и намного счастливее.
Данный проект позволит оценить динамику показателей тревожности и внимания у школьников, проследить взаимосвязь уровня тревожности и свойств внимания при наличии или отсутствии домашних животных.
Цель исследовательской работы: изучение уровня внимания и тревожности высокомотивированных школьников г. Челябинска с помощью датчиков ЭЭГ и
Объект исследования – высокомотивированные школьники.
Предмет исследования – уровень внимания и тревожности.
Гипотеза исследования – взаимодействие с животными влияет на уровень внимания и тревожности перед публичными выступлениями и написанием тематических олимпиад.
Проблема исследования: В российской Федерации проводится много исследований на определение факторов, влияющих на тревожность и стресс перед экзаменами, но нет исследований, наравленных на определение тревожности и методов ее снижения у высокомотивированных детей перед выступлениями на научных конференциях и участием в олимпиадах, в свою очередь эти факты можно расценивать как стрессовую ситуацию.
Задачи:
изучить литературу по теме исследования;
изучить подверженность современного ребенка стрессу;
раскрыть понятие тревожности;
провести исследование по изучению уровня внимания и тревожности высокомотивированных школьников г. Челябинска;
проанализировать полученные результаты
I. Теоретическая часть
1.1 Причины появления домашних животных в семье
Домашние животные становятся для ребенка верными друзьями и соратниками, учат его доброте и милосердию, заботе и умению делиться. Для единственного отпрыска в семье они смогут стать однокашниками, благодаря которым он не вырастет эгоистом, считающим, что вокруг него вертится весь мир. Детям с психическими заболеваниями зверушки помогают лучше адаптироваться в окружающем мире.Порой животные проявляют душевные качества, которых не хватает людям, и тем самым помогают своим хозяевам быть более спокойными и сильными в ежедневной утомительной борьбе. Ведь в мире, где на работе каждый день случаются авралы, а дома разгораются скандалы, так важно иметь рядом существо, которое всегда радуется при встрече с хозяином и не способно на обман и предательство. Люди заводят домашних животных, чтобы привнести в свою жизнь больше тепла и доброты. (Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир» Издательство Мозаика -Синтез Москва 2005г.) [3].
Какие же основные причины появления домашних животных в семье.
потребность в заботе - некоторым людям важно заботиться о других, поэтому животное закрывает потребность в заботе;
одиночество - животное заполняет пустоту и в какой-то степени заменяет общение;
потребность показать, что вы уже не ребенок - чаще всего эту потребность закрывают молодые люди, которые только сепарируются от родителей. Если в семье никогда не было животных, а они мечтали о питомце, то съехав, они сразу заводят животное, чтобы показать свою независимость от родителей и их мнения.
1.2. Подверженность современных детей стрессу
Стресс (от англ. Stress- напряжение)— состояние эмоционального и физического напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.) или определенные ситуации, которые характеризуются как трудные и неподвластные. Стресс – это не всегда результат повреждения. Любое непривычное для организма воздействие – чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод или жара, инфекция, реакция на прием лекарств – все это может вызвать стресс. Публичное выступление, игра в шахматы может вызвать значительный стресс, не причинив вреда. Иногда одно и то же событие для одного человека является мощным стрессом, а для другого обыденным делом. Так, у отличника полученная за контрольную работу тройка может вызвать депрессию, у двоечника эта же оценка вызовет вздох облегчения, а у хронического троечника удовлетворительная отметка не вызовет никаких эмоций. Получается, что на один и тот же стрессор реакция варьируется от отчаяния до восторга – все зависит от нашего отношения к событию. Причины могут быть самые разные: развод родителей, болезнь близкого родственника, стресс у кого-то из домашних, сложности с учебой, насмешки одноклассников, перевод в другую школу, пропажа дорогих сердцу вещей. Cсегодня стресс все больше распространяется на мир детей и подростков. Каждый третий ребенок испытывает стресс. Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс. В подростковом возрасте все чувства обостряются, нервы натягиваются, как струна, от малейшего дискомфорта готов сорваться, потому что очень трудно становится управлять эмоциями и собственным поведением. Любые конфликты, недопонимания становятся трагедией. (Г. Селье.Стресс без болезней. -Спб,: ТОО «Лейла», 1994г.) [5].
Признаки стресса - физические и эмоциональные симптомы, которые проявляет подросток:
- повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность;
- резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты;
-недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей, попытки похудеть или «накачаться»;
- злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни;
- резкое снижение успеваемости потеря интереса к учебе и хобби;
Ученые, которые исследовали влияние стресса на организм, пришли к выводу, что стресс – это тихий убийца современного общества. Не зря существует поговорка: "Все болезни от нервов!». Так вот, именно длительный стресс способен запустить механизм различных заболеваний: сахарный диабет, ревматоидный артрит, который приводит к хроническому воспалению суставов, поражая и сердечную мышцу, рассеянный склероз и т.п. Стресс может способствовать развитию практически любого заболевания (или даже вызывать их): от болей в пояснице и бессонницы до рака. (Крушельницкая О.И. и Третьякова А.П. «Человек, обстоятельства и стресс».) [7].
Стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Дети, чья учеба связана с постоянным стрессом, они постоянно подвержены разным заболеваниям.
1.3 Состояние тревожности
Состояние тревоги возникает как функция (потенциально) опасной ситуации и личностных особенностей человека, связанных с ее интерпретацией. В этой связи особого внимания заслуживает невротическая тревога — тревога, формирующаяся на основе внутриличностных противоречий (например, из-за завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и т. д.). Она может привести к неадекватному представлению о существовании угрозы для личности со стороны других людей, собственного тела, результатов собственных действий и т. д., и таким образом, по сути, нивелирует значение ситуации в развитии состояния тревоги. Формирование у человека невротической тревоги является признаком невротизации личности и требует психотерапевтической помощи (Ясперс К., 2001). [2].
В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги («Краткий психологический словарь», 1985). [6].
Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдаются состояния тревоги.
Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности (Спилбергер Ч. Д., 1983; Ханин Ю. Л., 1976) [9].
1.4. Отношение детей к домашним животным
Домашние животные – это источник первых знаний ребенка о природе. Ребенок, увидев животное, тянется к нему, узнает названия и различия между разными животными, знакомится с их поведением.
Каким же образом домашние питомцы воздействуют на детей? Специальные исследования показали, что у человека, гладящего животное, снижается частота пульса и давление, спадает напряжение сокращенных мышц, наступает общее расслабление мускулатуры, улучшается пищеварение. Оказывается, кошки и собаки - биоэнергетики. Они четко различают отрицательную энергию, которая исходит от больного органа. Пушистый экстрасенс безошибочно находит больное место, прижимается к нему, мурлычет и греет. Согласно результатам другого исследования, в комнате, где находятся домашние животные, значительно меньше бактерий.
Любое домашнее животное, независимо от вида, размера и пола, играет очень большую роль в становлении личности ребенка, его психическом и даже физическом развитии. Домашние питомцы способствуют интеллектуальному и духовному развитию детей. Животные являются источником первых знаний о природе. Видя животных, ребенок тянется к ним, узнает их названия, отмечает различия, особенности поведения, повадки. Животные помогают развитию сенсорных способностей. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с ними. Ребенок через свои органы чувств воспринимает объект: его форму, размер, цвет, запах, пространственное расположение, движение, мягкость и фактуру шерсти и т. д. Животные способствуют развитию логического мышления. На основе представлений о животных дети учатся устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости: киска мяукает у миски – значит голодная; хорек высоко подпрыгивает – хочет поиграть, затаился – охотится. С животными можно заниматься различными видами деятельности: наблюдение, игра, труд, творчество и т. д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия. В процессе общения со своими питомцами у ребенка развивается чувство прекрасного; он учится видеть естественную красоту. Кроме этого ребенок учится проявлять бережное и заботливое отношение к животному миру в целом. Естественная красота побуждает детей к творчеству. Они стремятся отражать свои чувства к животным в детских стихах, рассказах собственного сочинения и, конечно же, в рисунках. (Елкина Н.В., Мариничева О.В. « Учим детей наблюдать и рассказывать») [4].
1.5. Особенности влияния домашних животных на различные качества детей и взаимоотношения в семье
Оказывается, проблема влияния животных на развитие детей вызывает значительный интерес специалистов в областях психологии, психиатрии, реабилитации и физиотерапии.
Одним из первых данным вопросом заинтересовался детский психиатр из США Борис Левинсон. Он заметил, что его маленькие пациенты, испытывавшие серьезные трудности в общении с другими людьми, быстро устанавливают дружеские контакты с его собакой. Левинсон отметил много положительных моментов в развитии ребенка, появившихся благодаря общению с животными. Он заметил, что «опыт общения с животными и уход за ними в детстве делает человека более чувствительным к ощущениям и настроениям других, воспитывает терпимость, самообладание и самоконтроль. Становясь партнерами детей, животные ускоряют их эмоциональное развитие, помогают преодолеть критические состояния и стрессы». Присутствие питомца поможет родителям воспитать в ребенке такие качества, как ответственность, аккуратность, сострадание, умение рассчитывать на себя и уважать чужое пространство. Родители склонны многое прощать детям, но собака или кошка не будут терпеть грубое отношение к себе. Животные помогут ребенку приобрести навыки самостоятельности, научат самостоятельно играть. По сути, они играют роль домашних психотерапевтов, которым дети рассказывают все свои проблемы и горести без риска нарваться на непонимание или ругань. Для ребенка очень много значит безоговорочное принятие их личности, и кошка или собака идеально подходят для этой цели. Психологи называют не менее 9 причин необходимого присутствия рядом с ребенком четвероногого (пернатого) друга. (Богсович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, с.29) [1].
1. Животные компенсируют одиночество, снимают эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Возможность поиграть, поговорить, погладить домашних животных необходима детям, ведь часто взрослым не хватает времени на общение с собственным ребенком. Конечно, никто не призывает покупать животное как замену родительской любви, но так приятно просто пообщаться с пушистым другом.
2. Доказано, что малообщительным детям животные нередко заменяют друзей: им доверяют тайны, проблемы радости, демонстрируют свои достижения, ведь они не предадут, не высмеют. Кроме того, они могут помочь ребенку завести друзей и среди других детей: представьте, ребенок вышел прогулять своего замечательного пса и вокруг них уже собрались любопытные, желающие влиться в игру с четвероногим, ребята.
3. Детям свойственна эгоистичность, они не могут поставить себя на место другого человека, понять, что он чувствует. Во время общения с животными, не умеющими скрывать свое состояние, дети учатся сопереживать, понимать окружающих, что немаловажно в жизни.
4. Подвижные дети, общаясь с собакой, реализуют избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло.
5. Конечно, животные не умеют говорить, но они издают звуки, могут сигнализировать о своих потребностях и настроении позой, движениями, взглядом. Соответственно, дети учатся понимать животных и людей без слов, кроме того, это помогает развитию фантазии, воображения.
6. Наличие в доме животных дисциплинирует. Ребенок быстрее и лучше усваивает, что все живые существа требуют внимания и ухода. Возможно, маленькому владельцу даже придется перестроить свой режим дня в соответствии с нуждами своего любимца. В результате у ребенка формируется чувство ответственности, потребность заботы не только о себе, но и о других, что особенно важно, если в семье один ребенок.
7. Животные способны повлиять на формирование некоторых черт личности. Так, например, в исследованиях психологов было выявлено, что дети, имеющие дома кошку, отличаются непосредственностью, творческими способностями, независимостью, а те, у кого есть собаки дисциплинированны, общительны, склонны к лидерству. Это объясняется особенностями поведения этих животных. Именно такая особенность собаки, как готовность подчиняться человеку, способность к дрессировке и формирует у ребенка такие качества, как ответственность, склонность к лидерству, а необходимость гулять со своим другом, кормить, поить, чистить клетку - дисциплинированность.
8. Общаясь с животными, ухаживая за ними, ребенок учится доброте, любви, чуткости, состраданию и бережному отношению ко всему живому
В настоящее время во многих странах активно развиваются методики терапии с использованием положительного воздействия животных на человека. У всех этих методик есть одно название Пет-терапия-лечение пациентов с помощью домашних животных. (Рогов Е.И. «Настольная книга школьного психолога». М., «Владас», 1999 г.) [8].
II. Практическая часть.
В ходе работы были проведены тестирования уровня внимания и тревожности. Школьникам был предложен тест на определение уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.Методика позволяет изучить личностную (закрепленная в структуре личности стереотипность переживаний) и реактивную (реакция на ситуацию) тревожность. При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности : до 30 баллов — низкая, 31 — 44 балла — умеренная; 45 и более — высокая.
Таблицы Шульте (красно-черная таблица), а также была проведена фиксация бета-ритма комплексом «Бослаб Юниор». Бета-ритм – частота 14-35 Гц, амплитуда до 15 мкВ. Эти ритмы хорошо выражены в лобной и височной областях. Как синхронизация, так и десинхронизация бета-активности связывается многими авторами с различными типами эмоций и когнитивных процессов. Синхронизацию бета-ритма в лобных областях связывают с процессами внимания.
Весь диапазон бета-ритмов подразделяется на три категории
Низкий бета-ритм (12 Гц - 15 Гц): его также называют сенсомоторным ритмом.
Средний бета-ритм (15–18 Гц): это более быстрый бета-ритм по отношению к низкому бета-ритму. Бета-активность среднего уровня связана с увеличением энергии, беспокойством и повышенной работоспособностью.
Высокий бета-ритм (18 Гц - 30 Гц): это самый быстрый бета-ритм. Бета-ритм этой категории связан со значительным стрессом, беспокойством, повышенной энергией и сильным возбуждением.
Первое комплексное тестирование тестирование было проведено летом 2023 года (таблица 1, 2), повторное перед выступлениями на конференция и олимпиадах (таблица 3,4). В промежутке между интеллектуальной активностью был проведен бета-тренинг для экспериментальной группы с целью снижения уровня тревожности и тестирование контрольной группы (Таблица 5,6). В качестве бета-тренинга школьникам были показаны фотографии и видео-фрагменты с различными домашними животными.
Группы исследования:
Контрольная группа – школьники, имеющие домашних животных.
Экспериментальная группа – школьники, у которых нет домашних животных.
В каждой группе было по 10 участников с 8 по 11 класс.
Далее в таблицах 1-6 отображены результаты тестирований контрольной и экспериментальной групп.
Таблица 1. Тестирование контрольной группы до олимпиад
контрольная группа
|
внимание красно-черная таблица усредненное значение (м) |
Бета ритм (Гц) |
||||
№ |
пол |
класс |
ситуативная тревожность |
Личностная тревожность |
||
1 |
ж |
8 |
47 |
49 |
1,36 |
15,3 |
2 |
ж |
8 |
45 |
51 |
1,32 |
15,6 |
3 |
м |
8 |
52 |
52 |
1,29 |
16,5 |
4 |
ж |
9 |
44 |
44 |
1,15 |
17,7 |
5 |
м |
9 |
41 |
39 |
1,13 |
17,8 |
6 |
м |
10 |
34 |
35 |
1,13 |
16,6 |
7 |
ж |
10 |
29 |
27 |
1,16 |
18,5 |
8 |
ж |
10 |
42 |
40 |
1,15 |
17,2 |
9 |
м |
11 |
37 |
36 |
1,15 |
15,1 |
10 |
м |
11 |
40 |
40 |
1,16 |
15,0 |
Таблица 2. Тестирование экспериментальной группы до олимпиад
экспериментальная группа |
внимание красно-черная таблица усредненное значение (м) |
Бета-ритм (Гц) |
||||
№ |
пол |
класс |
ситуативная тревожность |
Личностная тревожность |
||
1 |
м |
8 |
48 |
50 |
1,49 |
18,5 |
2 |
м |
8 |
51 |
51 |
1,55 |
18,9 |
3 |
м |
8 |
53 |
50 |
1,31 |
19,2 |
4 |
ж |
8 |
57 |
55 |
1,16 |
18,7 |
5 |
м |
9 |
44 |
43 |
1,25 |
18,6 |
6 |
м |
9 |
41 |
40 |
1,36 |
19,6 |
7 |
ж |
10 |
39 |
37 |
1,28 |
19,5 |
8 |
ж |
10 |
35 |
35 |
1,33 |
18,3 |
9 |
ж |
11 |
33 |
31 |
1,29 |
18,5 |
10 |
ж |
11 |
36 |
39 |
1,25 |
18,6 |
Таблица 3. Тестирование контрольной группы перед началом олимпиад
Контрольная группа |
Внимание красно-черная таблица |
Бета-ритм (Гц) |
||||
№ |
пол |
класс |
ситуативная тревожность |
Личностная тревожность |
||
1 |
ж |
8 |
48 |
49 |
1,58 |
15,6 |
2 |
ж |
8 |
49 |
49 |
1,55 |
15,7 |
3 |
м |
8 |
50 |
55 |
1,57 |
16,5 |
4 |
ж |
9 |
42 |
44 |
1,18 |
17,2 |
5 |
м |
9 |
39 |
42 |
1,12 |
18,3 |
6 |
м |
10 |
37 |
35 |
1,13 |
18,8 |
7 |
ж |
10 |
33 |
29 |
1,19 |
14,9 |
8 |
ж |
10 |
43 |
43 |
1,16 |
15,4 |
9 |
м |
11 |
38 |
40 |
1,15 |
14,6 |
10 |
м |
11 |
41 |
42 |
1,18 |
14,9 |
Таблица 4. Тестирование контрольной группы перед началом олимпиад
экспериментальная группа |
внимание красно-черная таблица усредненное значение |
Бета-ритм (Гц) |
||||
№ |
пол |
класс |
ситуативная тревожность |
Личностная тревожность |
||
1 |
м |
8 |
53 |
55 |
1,59 |
20,9 |
2 |
м |
8 |
52 |
54 |
2,02 |
21,6 |
3 |
м |
8 |
51 |
49 |
1,56 |
21,7 |
4 |
ж |
8 |
55 |
51 |
1,55 |
22,5 |
5 |
м |
9 |
44 |
40 |
1,19 |
21,8 |
6 |
м |
9 |
42 |
41 |
1,24 |
20,4 |
7 |
ж |
10 |
39 |
37 |
1,28 |
22,0 |
8 |
ж |
10 |
39 |
40 |
1,35 |
21,2 |
9 |
ж |
11 |
41 |
42 |
1,33 |
20,5 |
10 |
ж |
11 |
40 |
43 |
1,24 |
20,6 |
Таблица 5.Тестирование контрольной группы во временной промежуток между олимпиадами и научными чтениями
Контрольная группа |
Внимание красно-черная таблица |
Бета-ритм |
||||
1 |
ж |
8 |
48 |
49 |
1,55 |
15,9 |
2 |
ж |
8 |
49 |
49 |
1,59 |
14,9 |
3 |
м |
8 |
50 |
55 |
1,53 |
16,0 |
4 |
ж |
9 |
42 |
44 |
1,19 |
16,9 |
5 |
м |
9 |
39 |
42 |
1,14 |
17,7 |
6 |
м |
10 |
37 |
35 |
1,23 |
17,8 |
7 |
ж |
10 |
33 |
29 |
1,22 |
15,9 |
8 |
ж |
10 |
43 |
43 |
1,19 |
15,8 |
9 |
м |
11 |
38 |
40 |
1,19 |
15,1 |
10 |
м |
11 |
41 |
42 |
1,21 |
15,2 |
Таблица 6. Тестирование контрольной группы во временной промежуток между олимпиадами и научными чтениями после бета-тренинга.
экспериментальная группа |
внимание красно-черная таблица усредненное значение |
Бета-ритм |
||||
№ |
пол |
класс |
ситуативная тревожность |
Личностная тревожность |
||
1 |
м |
8 |
44 |
45 |
1,33 |
17,9 |
2 |
м |
8 |
43 |
44 |
1,45 |
17,3 |
3 |
м |
8 |
39 |
41 |
1,37 |
17,2 |
4 |
ж |
8 |
37 |
40 |
1,35 |
18,6 |
5 |
м |
9 |
42 |
41 |
1,12 |
18,9 |
6 |
м |
9 |
39 |
37 |
1,11 |
18,0 |
7 |
ж |
10 |
35 |
36 |
1,16 |
17,7 |
8 |
ж |
10 |
37 |
37 |
1,28 |
17,5 |
9 |
ж |
11 |
35 |
33 |
1,27 |
17,5 |
10 |
ж |
11 |
36 |
37 |
1,22 |
17,4 |
На основе полученных данных был проведен сравнительный анализ групп. Таким образом, уровень тревожности до олимпиад у обеих групп находится в пределах нормы. (Рисунок 1). Стоит отметить, что показатели контрольной группы на несколько баллов ниже экспериментальной
Рисунок 1. Уровень тревожности до олимпиад
Перед началом олимпиад уровни тревожности контрольной группы остались практически без изменений, однако показатели экспериментальной группы стали стремиться высоким значениям (Рисунок 2).
Рисунок 2 . Уровень тревожности перед началом олимпиад.
На рисунке 3 отображены результаты исследования между проведением олимпиад и научных чтений. После проведения бета-тренинга показатели тревожности экспериментальной группы значительно уменьшились.
Рисунок 3. Тестирования между проведением олимпиад контрольной группы, тестирование после бета-тренингов экспериментальной группы.
Из рисунка 4 можно увидеть, что уровень внимания экспериментальной группы значительно ниже контрольной, данной группе необходимо большее количество времени для прохождения методики на уровень внимания, но после проведения бета-тренинга уровень внимания экспериментальной группы стал лучше контрольной.
Рисунок 4. Исследование уровня внимания
По результатам исследования бета-ритма можно говорить о том, что бета-ритм контрольной группы практически неизменен. Уровень бета-ритма пришел к значениям нормы после проведения бета-тренингов.
Выводы
В ходе исследования изучения уровня внимания и тревожности одаренных школьников г. Челябинска и области с помощью датчиков ээг, было выявлено, что тревожность и внимание контрольной группы по показателям остались практически неизменными.
Тревожность экспериментальной группы снизилась после проведения бета-тренингов, также уменьшилось время прохождения тестирования.
Стоит отметить, что высокие показатели тревожности 8 классов могут быть обусловлены тем, что школьники в данном возрасте только начинают свой научный путь, многие пробуют себя в олимпиадах и выступают за 9 класс, также во многих школах после проведения проектной деятельности в 7 классе (РИКО) обучающиеся вдохновляются идеей о собственных научных работах и экспериментах, тем самым с 8 класса начинается опыт выступлений на большую аудиторию, что происходит очень волнительно.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, наличие домашних животных положительно сказывается на состоянии человека, помогает уменьшить уровень тревожности и улучшить внимание
В дальнейшем мы планируем расширить данную научную работу большим количеством исследуемых обучающихся, также было бы интересно провести исследование обучающихся, готовящихся к заключительному этапу ВсОШ.
Список литературы.
Богсович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, с.29;
Ясперс К., 2001
.Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир» Издательство Мозаика -Синтез Москва 2005г.
Елкина Н.В., Мариничева О.В. « Учим детей наблюдать и рассказывать»
Г. Селье. Стресс без болезней. - Спб,: ТОО «Лейла», 1994г.
«Краткий психологический словарь», 1985
Крушельницкая О.И. и Третьякова А.П. «Человек, обстоятельства и стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с.21-26.
Рогов Е.И. «Настольная книга школьного психолога». М., «Владас», 1999 г.
Спилбергер Ч. Д., 1983; Ханин Ю. Л., 1976