УСЛОВИЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН КАБАЧКА И ОГУРЦА

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

УСЛОВИЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН КАБАЧКА И ОГУРЦА

Ефремкин С.Ю. 1
1МБОУ СОШ № 9
Шипилова А.Н. 1
1МБОУ СОШ № 9
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растений от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Особую роль приобретают семена ранней весной.

Все мы знаем, что сухие семена, могут долго лежать в зернохранилищах, при этом абсолютно без изменений. Но стоит семена посеять, как они через определённый промежуток времени (всё зависит от того какое семя посажено) начинают прорастать и образовывать всходы. Отсюда первое условие прорастания семян. На которое нужно обратить внимание – это значение воды.

Вода необходима семенам для набухания кожура семени разрывается, в результате чего появляются корень и стебель зародыша. Также вода необходима для растворения питательных веществ семени, потому что зародыш семени может всасывать все необходимые питательные вещества только в жидком виде.

Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды. Особенно много воды нужно семенам бобовых растений (гороха, фасоли). Поэтому семена данных видов растений, а также некоторых овощных растений перед посевом желательно замачивать.

Вторым условием прорастания семян является значение воздуха. Воздух необходим для дыхания семян. Единственным исключением являются семена болотных растений, например риса, которые прорастают только под водой. Для прорастания этих семян достаточно небольшого количества воздуха, растворённого в воде.

Третье условие прорастания семян значение тепла. Кроме воды и воздуха для прорастания семян необходимо ещё и тепло. Различные растения по – разному относятся к теплу. Например, зёрна пшеницы либо овса прорастают при низких температурах около 10С -20С тепла. А вот зёрна кукурузы прорастают при более высоких температурах около 100С – 120С тепла. Семена овощных растений, таких как огурцы и кабачки прорастают при температуре не менее+120C тепла. Всё зависит от родины растения. Исходя из того, при каких температурах прорастают семена и принято устанавливать сроки посева.

Я решил проверить эти утверждения экспериментально. Тема научно – исследовательской работы: «Условия прорастания семян кабачка и огурца».

Гипотеза работы: Если исключить одно из условий, то семеня не прорастут.

Цель исследования: рассмотрение условий, влияющих на прорастание семян кабачка и огурца.

Объект исследования: вода, воздух, тепло, влияющие на прорастание семян.

Предмет исследования: семена кабачка и огурца.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования мной сформулированы следующие задачи:

  • Собрать информацию о растениях: кабачка и огурца.

  • Выделить основные условия, влияющие на проращивание семян.

  • На практике установить, как влияет на проращивание семян наличие или отсутствие света, влаги и тепла.

Методы исследования:

  • эксперимен;

  • работа с информационными источниками;

  • сравнение;

  • анализ и обобщение информации.

Практическая значимость исследования: применение данной работы возможно на уроках биологии, в кружковой работе, при работе на пришкольном участке.

Материал для проведения экспериментов: семена кабачка и огурца, чашечки для семян, вода, земля.

  1. Теоретическая часть

    1. Растение кабачок.

Кабачок (уменьш.от укр.кабак, «тыква», из тюрских языков) – кустовая разновидность тыквы обыкновенной с продолговатыми плодами. Без плетей. Плоды могут быть зелёного, жёлтого, чёрного или белого цвета. [1].

Южная Америка считается родиной кабачка – там овощ выращивали еще несколько тысяч лет назад. Кабачок происходит из северной Мексики (Оахакская долина), где первоначально в пищу употреблялись только его семена. В Европу кабачок попал в XVI веке вместе с другими «диковинами» из Нового Света. Вначале кабачки выращивались в ботанических садах. [2].

В Россию его впервые завезли в XIX веке из Турции и Греции. Это были белокожие кабачки (классический цвет светло – белый или кремово – белый). И сразу же пришелся по душе – как знати, так и простому люду.

Выращивали неприхотливый кабачок почти на всей территории страны. Именно в России впервые начали готовить кабачковую икру и пироги с кабачковой начинкой.

Кабачок не только вкусный, но еще и необыкновенно полезный диетический овощ. Он богат витаминами А, В, С, Д, Е, Н, К, РР. Кроме того, он содержит: микроэлементы – магний, калий, натрий, кальций, железо, медь, фосфор, марганец, селен; полезные вещества – клетчатку, углеводы, жирные и органические кислоты, белок. [2].

Больше всего витамина Е содержится в кабачковых семечках. В них же присутствует сантонин – вещество, способствующее выделению глистов и других паразитов из организма человека.

Несмотря на столь высокое содержание витаминов, кабачок – очень низкокалорийный овощ. Поэтому его рекомендуется включать в свой рацион людям, страдающим от ожирения. [2].

    1. Растение огурец.

Огурцы – это плоды однолетнего травянистого растения семейства Тыквенные. Относятся к овощным культурам. Плоды располагаются на длинном стелющемся шершавом стебле, который в длину может достигать двух метров. Листья –ярко – зеленые, сердцевидные. [1].

Огурец появился в культуре более 6 тысяч лет назад. Родина этого вида – тропические и субтропические районы Индии, подножия Гималаев, где он до сих пор растёт в естественных условиях. Упомянут в Библии как овощ Египта.

Первые печатные упоминания об огурцах на Руси были в записках германского посла Герберштейна о путешествии в Персию и Московию в XVI веке. Но предполагают, что он был известен у нас ещё до IX века, скорее всего из Восточной Азии. Точных сведений, когда огурец впервые появился на Руси, нет. [2].

Огурцы обладают высоким содержанием воды, поэтому они помогают поддерживать водный баланс в организме. Это особенно полезно летом, когда температура воздуха очень высокая и может вызвать дегидратацию.

Огурцы содержат также много витаминов и минералов, такие как витамин С, витамин К, калий и магний. Эти вещества полезны для здоровья и помогают поддерживать оптимальный уровень функционирования человека, если включить огурцы в свой постоянный рацион.

Огурцы содержат низкое количество калорий. Но имеют высокое содержание клетчатки, что обеспечивает сохранение ощущения сытости и поддерживает в норме ЖКТ. Кроме того, огурцы обладают антимикробными свойствами, помогающими бороться со знаками старения. Воду из огурцов можно использовать для детоксикации веществ, поскольку она содержит высокое содержание воды и клетчатки, что способствует выделению вредных веществ. [2].

Лечебные свойства огурцов известны с давних времен. Они могут помочь бороться с излишней водой и поддерживать нормальный уровень сахара в крови. Кроме того, они содержат кремний, который может помочь укрепить кости и предотвратить развитие остеопороза (уменьшение плотности и прочности костей). Таким образом, включение огурцов в свой рацион может быть полезным для здоровья и поможет сохранить оптимальный уровень сахара в крови. [1,2].

    1. Влияние света, тепла и воды на рост и развитие растения

Свет и фотосинтез. Упали солнечные лучи на зеленый лист и как бы разделились на три части. Часть лучей отражается, часть проходит сквозь лист, а большая часть поглощается листом. Поглощенные лучи затрачиваются на нагревание листа, на испарение воды, но особенно важно то. Что они дают энергию, необходимую для фотосинтеза. При фотосинтезе из углекислого газа и воды образуются органические вещества, и выделяется кислород.

Процесс фотосинтеза называют воздушным питанием растений. Если света растениям не хватает, фотосинтез в них протекает вяло, органических веществ образуется мало. Растения вырастают слабыми, бледными.

Влияние света на рост растений. Бытует выражение: растения тянутся к свету. Сравним два растения ромашки лекарственной, выросшие в разных условиях освещения. Если ромашка выросла в затенении среди густого травы, например на опушке леса, то листья у неё длинные и стебли с соцветиями тоже длинные. Они действительно как бы тянутся к свету.

Ромашки, выросшие на хорошо освещенном месте среди невысокого травы лугу, на газоне или около дороги, имеют более короткие листья и стебли.

Таким образом, условия освещения определяют внешний облик растения. Да и начало цветения растений зависит от продолжительности светлого времени суток.

Тепло – необходимое условие жизни. Растениям для нормальной жизни требуется определённое количество тепла в окружающей среде – в почве и воздухе. Количество тепла условно можно выразить температурой.

Каждый вид произрастает там, где для него складываются благоприятные температурные условия. Для одного и того же растения в разные периоды жизни необходимо разное количество тепла.

Температурные условия и прорастание семян, и цветение. Для прорастания семян бывают достаточно более низкие температуры, чем для дальнейшего роста растений, цветения, плодоношения. У некоторых растений семена прорастают при температурах почвы близких к 00С. В народе про овёс говорят: «Сей в грязь – будешь князь». Это значит, что овёс можно сеять ранней весной, когда почва ещё не просохла и не прогрелась. Тогда урожай получится высокий.

Для наступления цветения каждому виду растения необходимо определенное количество света и тепла. Поэтому растения зацветают в разные сроки. А созревание плодов может происходить при более низких температурах. Чем цветение.

Клетки растений содержат 85 – 90% воды. Особенно её много в сочных плодах (85 – 90%). В мягких листьях – 80 – 90% воды, а в корнях – от 70% до 90%.

Только растворённые в воде минеральные и органические вещества могут передвигаться по растению и участвовать в процессах обмена веществ.

Больше всего воды в клеточном соке вакуолей. Это как бы внутренний запас растений. Вода из вакуолей легко уходит, если клетка теряет её, и быстро всасывается, когда вода доступна.

Клетки листа в жаркий день испаряют много воды, объём вакуолей уменьшается, оболочки клеток теряют упругость. Лист увядает и повисает. [1,3].

  1. Практическая часть

2.1. Исследование условий, влияющих на проращивание семян

Для исследования были созданы следующие условия.

Все семена кабачка и огурца были разделены на пять групп:

1 группа семян была поставлена в холодильник, при этом они были смочены водой.

2 группа семян была поставлена в шкаф в тёплой комнате.

3 группа семян была поставлена в светлой, тёплой комнате. Но семена остались сухими.

4 группа также была поставлена в светлой, тёплой комнате. Но они находились полностью под водой.

5 группа называлась контрольной. Для этой группы были созданы все условия для прорастания: группа находилась в тёплой, светлой комнате. Семена были смочены водой.

Семена первой, второй, пятой групп смачивались водой. Семена четвертой группы постоянно находились под водой. (Приложение 1. Фото 1-9).

Таким образом, можно сказать, что одновременно проводилось четыре опыта с двумя видами семян.

В первый день наблюдений в первой и третей группах семена не изменились. Во второй группе зерна немного увеличились в размерах; у огурца треснула кожица. В четвертой группе семена сильно увеличились в размерах, некоторые развалились на две части. В контрольной группе зерна увеличились в размерах, кожица стала складочками, у огурца увеличились корешки, некоторые семена приоткрылись.

(Приложение1.Фото10-12).

У всех групп кроме 3 появился запах, особенно сильный – у группы 4.

Во второй день наблюдений в первой и третьей группах семена не изменились по сравнению с первым днем. Во второй группе кабачок не изменился; у огурца некоторые семена потемнели, у них вышли маленькие корешки. Семена четвертой группы очень сильно набухли; появился сильный неприятный запах. Было решено, с этой группой эксперимент прекратить. В контрольной группе у двух семян кабачка появились корешки; у огурца вышли большие корешки, начали появляться стебельки с листочками.

Вывод: семена четвертой группы погибли из – за отсутствия воздуха, так как им было нечем дышать.

На третий день в первой группе семена не изменились по сравнению с первым днем, только чуть – чуть набухли. Во второй группе кабачок дал маленькие корешки; у огурца большие корешки, маленькие стебельки и листочки желтого цвета. В третьей группе семена не изменились по сравнению с первым днем. В контрольной группе кабачок дал корешки; у огурца большие корешки, маленькие стебельки и листочки. Листочки зеленого цвета. (Приложение 2.Фото 13-18).

В четвертые день наблюдений в первой и третьей группе семена не изменились. Во второй группе у кабочка очень большие корешки, появляются боковые корешки. На семенах – пятна; у огурца большие корешки, стебельки. Листочки желтого цвета. Семена темнеют. В контрольной группе у кабочка очень большие корешки, появляются боковые корешки. Семена зеленеют; у огурца большие корешки, стебельки, листочки зеленого цвета, семена темнеют. (Приложение 2. Фото 19-23).

На пятый день в первой и третьей группе семена не изменились. Было решено, эксперимент прекратить. Во второй группе у семян большие корни, у огурца ростки с желтыми листиками. В контрольной группе у кабачка большие корни, появились боковые корешки, семядоли зеленеют; у огурца большие корни, зеленые листочки и стебелёк.

Закончив первую часть наблюдений, можно сделать следующие выводы:

В 1 группе семена не проросли из – за низкой температуры (холодильник)

Во 2 группе семена проросли.

В 3 группе семена не проросли из –за отсутствия воды.

В 4 группе семена погибли из – за отсутствия воздуха (полностью залиты водой).

В контрольной группе семена проросли.

Я решил продолжить эксперимент с семенами 2 группы и группы «контроль».

Семена обеих групп были посажены в питательную среду. Условия оставили прежними: семена второй группы остались в теплой комнате, а шкафу. Семена контрольной группы в светлой, теплой комнате.

Через два дня я сравнил обе группы семян. Во второй группе у огурца ростки очень маленькие, бледно – желтого цвета; у кабачка ростки не появились. В контрольной группе у огурца большие ростки, хорошо различимы листочки зеленого цвета, появились усики; у кабачка большие зеленые листочки.

После второй части наблюдений можно сделать следующий вывод:

- для появления ростков нужен свет.

На этом я закончил свои наблюдения.

III. Заключение

При изучении выбранного вопроса ход исследовании был разделен на два этапа.

Первый этап – проращивание семян, исключая одно из условий прорастания.

Выводы первого этапа:

  • В 1 группе семена не проросли из-за низкой температуры (холодильник).

  • Во 2 группе семена проросли.

  • В 3 группе семена не проросли из –за отсутствия воды.

  • В 4 группе семена погибли из- за отсутствия воздуха (полностью залиты водой).

  • В контрольной группе семена проросли.

Второй этап – появление ростков оставшихся группах, исключая одно из условий прорастания.

Вывод второго этапа:

  • Для появления ростков нужен свет.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Для прорастания семян нужны воздух, вода, тепло.

  • Для прорастания семян не нужен свет.

  • Но для того, чтобы, развивались ростки свет нужен.

Перед началом исследования была гипотеза: если исключить одно из условий, то семена не прорастут.

Я считаю, что данная гипотеза была подтверждена частично, так как одним из условий является наличие света. Но для прорастания самих семян он не нужен. Свет необходим для развития ростков. Если же исключить воду, тепло или воздух, то семена не прорастут.

Зная результаты своего наблюдения, я могу сам правильно проращивать семена и правильно высаживать рассаду различных растений.

Список использованной литературы

1.В.В.Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения», - М: Дрофа,2022.

2. Удивительный мир растений

htt://www.valleyflora.ru/3.html

3.Влияние внешних факторов на проращивание семян

http://gorsun.org.ru/lib/children/researcher09/sprouting/01/

Приложение 1

Фото1 Фото 2 Фото 3

Фото 4 Фото5 Фото 6

Фото 7 Фото 8 Фото 9

Фото 10 Фото11 Фото 12

Приложение 2

Фото 13 Фото 14 Фото 15

Фото 16 Фото 17 Фото 18

Фото 19 Фото 20 Фото21

Фото 22 Фото 23

Просмотров работы: 46