ВВЕДЕНИЕ
Трудно представить многие события своей жизни без растений. Они радуют наш глаз, напоминают о великолепии весны, теплом дыхании лета и блистательности золотой осени, впечатляют своими живыми и сочными красками. Эти маленькие оазисы зелени действуют на нас как восхитительная музыка.
В нашей школе есть собственная оранжерея – довольно просторное отдельно стоящее стеклянное строение высотой около семи метров. Многие в школе называют ее теплицей, но мы с этим совсем не согласны!
В нашей оранжерее растут, цветут и плодоносят лимоны, розы, виноград, рододендрон. Мы любим наблюдать за ними особенно зимой. Такой контраст, когда на улице снег, а внутри зелень, очень радует глаз и поднимает настроение.
Сейчас школьная оранжерея используется как один из учебных полигонов, где мы ищем темы для проектной деятельности. Каждую неделю на кружке «Исследователи окружающей среды» мы ухаживаем за растениями оранжереи, делаем несложные опыты, проводим наблюдения и просто отдыхаем и общаемся. Мы видим, что в нашей «оранжерейной лаборатории» можно исследовать многое: экзотические и обычные огородные растения, почвы, насекомых, грибы, а еще влияние организмов друг на друга.
Актуальность работы состоит в том, что в последние годы наблюдаются процессы деградации почвы в нашей оранжерее, снижение ее плодородия, усиление процессов обеднения урожая винограда и лимонов. Это влечет за собой уменьшение объема и видового состава выращиваемых культур. Мы решили провести физико-химическое исследование состава почвы, выяснить причины снижения урожайности и применить ряд методов по улучшению ее плодородия.
Гипотеза: Изучив физический и химический состав почвы школьной оранжереи мы сможем разработать правильные рекомендации по улучшению ее плодородия, что в свою очередь значительно повысит урожайность огородных растений, а также разнообразит количество видов растений в нашей оранжерее.
Цель исследования: Улучшить качество почвы в школьной оранжерее для повышения урожайность культур, произрастающих в ней.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд задач:
Изучить литературу, материалы в сети Интернет, получить информацию из книг о почве и способах улучшения качества почвы. Выбрать методики изучения почв, которые возможно реализовать в условиях школьной лаборатории.
Составить план схему размещения растений оранжереи с выбором мест исследования почв.
Провести исследования физических свойств и химического состава почвы, дать общую характеристику состоянию почвы в оранжерее.
Провести эксперименты по улучшению плодородия почвы в оранжерее.
Сформулировать общие выводы, рекомендации и опубликовать результаты проведенной работы в нашей группе «Зеленый исследователь» https://vk.com/public210606665
Объект исследования: почва школьной оранжереи.
Предмет исследования: физико-химические свойства почвы.
Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, сравнение, эксперимент, лабораторный опыт, биотестирование, микроскопия, анализ, синтез, сравнение, обобщение, вывод, оформление полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что возможность улучшения качества почвы может способствовать повышению урожайности цитрусовых и винограда не только в школьной оранжерее, но и в условиях любой оранжереи и приусадебном участке.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Общая характеристика почвы
Почва – верхний плодородный слой земли. Благодаря богатому содержанию воды и питательных веществ, она является главным условием жизни растений.
Почва состоит из различных компонентов: песка, глины, перегноя, воздуха, воды. Также неотъемлемая часть почвы – живые организмы: животные, растения (их корни), грибы, бактерии, лишайники. Песок и глина – твердая часть почвы, ее основа. Она служит опорой для закрепления корней растений, средой, где перемещаются и строят норы животные. Если в почве больше песка, она рассыпчатая, а если глины – податливая, как пластилин. От содержания различных веществ в почве зависит ее плодородие.
Плодородие – это способность почвы снабжать растения питательными веществами, водой и воздухом для их полноценного роста и развития.
Плодородие – важнейшее свойство почвы. [5]
Живой мир почвы очень разнообразен и тоже влияет на ее плодородие. Например, дождевые черви, медведки, кроты, перемещаясь в почве, рыхлят и перемешивают ее. Созданные ими ходы заполняются воздухом. Так почва насыщается кислородом. Почвенные бактерии участвуют в образовании гумуса.
Гумус – это органическое вещество, источник корневого питания для растений. Оно является продуктом разложения останков живых существ – растений, животных, микроорганизмов.
Гумус придает почве темный цвет. Чем больше гумуса в почве, тем она плодороднее. Остатки отмерших организмов разлагаются и насыщают почву минеральными солями, которые способствуют росту и развитию растений. Соли перемещаются по растению с водой, которую всасывают корни.
Даже в очень сухой и плотной почве между частицами песка, глины и перегноя есть место для воды и воздуха. Для роста растений важно, чтобы почва была достаточно влажной и насыщенной кислородом. Поэтому, выращивая культурные растения, нужно рыхлить и поливать почву.
1.2. Механический состав почвы
Изучением почв занимается почвоведение, основателем которого является Василий Докучаев.
В состав почвы входят четыре важнейших компонента:
минеральная основа (50–60 % от общего объема);
органическое вещество (до 10 %);
воздух (15–25 %);
вода (25–35 %). [4]
Механический состав почвы – это соотношение частиц разного размера, которые составляют почву. Частицы могут быть песчаными, супесчаными, суглинистыми или глинистыми. Определение механического состава почвы является важным фактором в изучении почвенного разнообразия и его характеристик.
Механический состав почвы определяет ее водопроницаемость, воздухопроницаемость, плотность, структуру и т.д. Именно эти факторы влияют на доступность влаги и питательных веществ для корней растений, и, следовательно, на их рост и развитие.
В нашей стране у почвоведов широко применяется классификация проф. Н. А. Качинского (табл. 1). [1]
Таблица 1
Классификация механического состава почв
(по Н.А. Качинскому)
Механический состав |
Содержание фракций глины (частиц < 1 мм) для почв, % |
|
подзолистого типа почвообразования |
Степного типа почвообразования, красноземов и желтоземов |
|
Песчаный Супесчаный Легкосуглинистый Среднесуглинистый Тяжелосуглинистый Глинистый |
Менее 10 10 – 20 20 – 30 30 – 40 40 – 50 Более 50 |
Менее 10 10 – 20 20 – 30 30 – 45 45 – 60 Более 60 |
Определение механического состава почвы является ключевым фактором, когда рассматривается, как почва влияет на растения. В зависимости от соотношения частиц определенного размера, почвы могут иметь различные свойства, такие как воздухопроницаемость, водопроницаемость и способность удерживать питательные вещества для растений. Как следствие, определение механического состава помогает фермерам и садоводам определить, какие культуры будут процветать в той или иной почве.
Механический состав определяет химические свойства почвы.
Оптимальное соотношение частиц в почве зависит от типа растений, которые планируется выращивать. Однако, в целом, оптимальным считается следующее соотношение:
песок – 40-60%,
глина – 20-40%,
ил – 10-20%,
органические вещества – 3-5%.
Изменить механический состав почвы можно с помощью добавления определенных веществ. Например, для увеличения содержания песка можно добавить керамзит, для увеличения содержания глины – глину или ил. Но нужно не забывать, что изменение механического состава может повлиять на биологическую активность почвы и требует осторожности и дополнительной работы.
1.3. Плодородие почвы и его виды
Плодородие – это способность почвы удовлетворять потребность конкретных растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы воздухом и теплом. Питание, вода, воздух, тепло – главнейшие слагаемые плодородия почв.
Различают следующие виды плодородия: естественное (природное), искусственное, эффективное (экономическое), потенциальное.
Естественное (природное) плодородие – то плодородие, которым обладает почва в природном состоянии без вмешательства человека.
Искусственное плодородие – плодородие, которым обладает почва в результате воздействия на нее целенаправленной человеческой деятельности (распашка, обработка, мелиорации, применение удобрений и т.д.).
Потенциальное плодородие – суммарное плодородие почвы, определяемое ее свойствами, как природными в процессе почвообразования, так и созданными или измененными человеком.
Эффективное плодородие – та часть потенциального плодородия, которая реализуется в виде урожая растений при данных климатических (погодных) и технико-экономических (агротехнических) условиях.
Относительное плодородие – плодородие почвы в отношении к какой-то определенной группе или виду растений (плодородная для одних растений почва может быть бесплодной для других).
Экономическое плодородие – экономическая оценка почвы в связи с ее потенциальным плодородием и экономическими характеристиками земельного участка. [2]
1.4. Безопасные экологичные способы повышения урожайности почвы
Если показатели плодородия почвы уменьшаются, то это выражается не только в уменьшении урожая. Растения становятся уязвимыми к различным заболеваниям, повреждению насекомыми-вредителями.
Для поддержания и сохранения почвенного плодородия применяются следующие приемы:
1. Дождевые черви или «живые удобрения»
Дождевые черви являются отличными естественными культиваторами, которые не только измельчают крупные земляные комья, способствуя улучшенной аэрации. Они еще и активно перерабатывают навоз, способствуя образованию биогумуса. Кроме того, они не боятся эпидемий, не разносят инфекции и болезни.
2. Использование органических удобрений
Применение таких органических компонентов, как компост или навоз, помогает вырастить экологически чистый урожай овощных и плодово-ягодных культур. Подкормка растений при помощи натуральных органических удобрений позволяет без особых затрат улучшить состояние почвенного покрова, повысить урожайность.
3. Высаживание сидератов
Выращивание на огороде сидератов, своего рода зеленых удобрений, принесет огромную пользу овощным культурам. К ним относят различные растения, такие как пшеница, ячмень, горчица, гречиха, рапс, клевер, люцерна и многие другие. Эти культуры существенно обогащают почву, улучшают ее качественные характеристики, способствуют улучшенной аэрации. Еще один плюс – сидераты угнетают патологические микроорганизмы, не давая им активно развиваться.
4. Севооборот
Если длительное время выращивать на участке одну и ту же культуру, растения постепенно истощают почву, вытягивая из нее одни и те же микроэлементы. Так, капуста, посаженная на грядке несколько лет подряд, повышает кислотность грунта, а лук неизбежно вызовет увеличение количества нематод. Чтобы подобных проблем не возникало, необходимо чередовать культуры на участке, тогда земля не «устает» от одних и тех же растений, а успешно самовосстанавливается.
5. Смешанные посадки
Выращивание культур при помощи смешанных посадок заключается не только в том, что соседствующие на одном пространстве растения помогают друг другу, защищая от насекомых-вредителей и возбудителей болезней, но и в том, что культуры-компаньоны поддерживают здоровый баланс почвенного субстрата.
6. Отдых почвы
Нужно помнить, что природные ресурсы не бесконечны. Почва – хрупкий сосуд, который, если им неумело пользоваться, может разбиться. Издавна на Руси бытовало правило – земля сама даст хозяину понять о том, что ее силы на исходе. Если наблюдается снижения плодородия, значит, пришло время дать почвам на участке отдохнуть в течение одного, а то и двух сезонов. [3]
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Перед исследованием почвы мы провели ревизию растений школьной оранжереи и составили план-схему, где отметили все растения (Приложение 1). Для определения растений вполевыхусловиях мы использовали приложение PlаntNet (Приложение 2).
Далее на занятиях кружка «Исследователи окружающей среды» мы начали исследование почвы.
2.1. Исследование механического состава почвы
Опыт №1 «Механический состав почвы»
Для определения названия почв по механическому составу использовали классификацию почв по механическому составу Качинского Н.А. [1] и мокрый способ определения механического состава почв (Приложение 3).
Ход опыта:
1. Рассматривали образец почвы через лупу и в микроскоп. По справочной таблице (Приложение 4) определяли, из каких частиц состоит наш образец почвы (песок, глина, …)
2. С помощью «Цветового треугольника Захарова» (Приложение 5) оценивали цвет сухой почвы.
3. Небольшое количество почвы смачивали водой до консистенции густой вязкой массы. Эту массу скатывали на ладони в шарик диаметром 1-2 см. Шарик раскатывали в шнур диаметром 3 мм, который затем сгибали в кольцо с диаметром 3 см.
По результатам исследования механического состава почв, пришли к выводу: образец почвы представляет собой средний суглинок. Она самая темная по цвету, при раскатывании образует шнур с трещинами, а кольцо разрушается. В почве заметно наличие неперегнивших корней, остатков растений (Приложение 6).
Опыт №2 «Определение наличия воздуха в почве»
Ход опыта:
В приготовленный стакан с отстоявшейся водой опустили комочек почвы. По мере заполнения пор, свободных мест в комочке почвы она вытеснила из них воздух. На поверхности комочка наблюдали образование пузырьков воздуха, которые отрывались и устремлялись к поверхности.
На основании проведенного наблюдения можно сделать вывод, что почва из оранжереи насыщена воздухом.
2.2. Исследование химического состава почвы
Опыт № 3 «Получение смеси почвы и воды»
Ход опыта:
Поместили в лабораторный стакан образец почвы. Добавили 25 мл дистиллированной воды, тщательно перемешали и оставили отстаиваться. Наблюдали оседание частиц: сначала оседали более крупные частицы, а затем – более мелкие. На поверхности жидкости плавали коричневые кусочки не вполне перегнивших растительных остатков.
Из наблюдения можно сделать вывод, что почва содержит гумус.
Опыт № 4 «Определение кислотности почвы»
Для исследования кислотности почвы мы решили воспользоваться несколькими способами:
1. Природный индикатор (сок краснокочанной капусты);
2. Лакмусовые тест-полоски;
3. pH-метр.
Ход опыта:
Для исследования мы собрали четыре образца грунта:
1) завезенный грунт для обновления почвы;
2) грунт с участка, где растет виноград;
3) грунт с участка, где растет лимона;
4) грунт с участка, где растут розы.
Мы подготовили водные вытяжки из почв этих четырех образцов. Развели 30 г высушенного измельченного образца почвы в 150 мл дистиллированной воды (т.е. массовое соотношение пробы почвы к воде 1 : 5). Перемешали полученные смеси в течение нескольких минут, отстояли и профильтровали (Приложение 7).
Вытяжки готовы.
1 способ:
Для исследования кислотности почвы с помощью сока краснокочанной капусты сначала необходимо было проверить его эффект на заведомо известных средах. Сок лимона – это точно кислая среда, раствор соды – щелочная.
Получили следующие результаты: в кислой среде он краснеет, а в щелочной становится сине-зеленым. Таким образом мы получили цвета индикаторов для сравнения (Приложение 8).
Следующим этапом стало проведение исследования кислотности почв, собранных образцов.
В заранее подготовленные 4 пробирки с водными вытяжками четырех образцов почв мы добавили сок краснокочанной капусты. Мы наблюдали следующий эффект: во всех четырех пробирках цвет раствора стал светло фиолетовым. Это свидетельствует о том, что почва всех собранных образцов в пределах нормы.
2 способ:
В подготовленные пробирки с водными вытяжками четырех образцов почв опускали лакмусовые полоски на пару секунд. Все лакмусовые полоски окрасились в бледно-зеленый цвет. Сопоставив цвет на лакмусовой полоске с индикаторной эталонной цветной шкалой (Приложение 9) получили значение pH приблизительно 7.
3 способ:
Подключили pH-датчик к персональному компьютеру, на котором установлено специальное приложение. В подготовленные вытяжки четырех образцов почвы опускали щуп датчика рН. На экране фиксируем следующие показания:
образец №1 – 7,78 pH;
образец №2 – 5,81 pH;
образец №3 – 5,87 pH;
образец №4 – 6,27 pH;
Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что образцы почвы из теплицы можно отнести к слабокислым почвам (Приложение 10).
Опыт №5 «Микроскопическое исследование почвы»
Ход опыта:
На предметное стекло капнули с помощью пипетки Пастера каплю воды. Поместили в эту каплю с помощью пинцета образец почвы. Накрыли покровным стеклом. Поместили на предметный столик электронного микроскопа. Под электронным микроскопом при увеличении рассмотрели образец и зафиксировали наличие комочков почвы, нитей грибницы.
Вывод: в почве оранжереи есть микроскопические организмы, наличие грибных нитей говорит о том, что в почве есть грибница, попавшая в почву вместе с внесенным конским навозом, это предположительно указывает на совместное питание растений оранжереи и грибов.
Опыт №6 «Биотестирование»
Ход опыта:
Было взято 3 образца почвы оранжереи и один образец плодородной почвы с огорода (контроль). В каждыйобразец почвыбылопосеяно по30 семян кресс-салата.Эксперимент былначат22.01.2023года.Условияпроизрастаниярастенийбылиодинаковые–температурныйрежим, освещение, полив. В ходе проведения эксперимента мы наблюдали за тем, какбыстро и в какой почве быстрее всего взойдет кресс-салат. 26.01.2023 г. в образцах мы увидели проросшиевсходы кресс-салата. Больше всего (28 из 30) взошло крест салата в почве с огорода, а меньше всего в почве из-под винограда (Приложение 11).
Вывод: Почва оранжереи неоднородна по плодородию. Низкая всхожесть семян в образцах почвы из-под винограда, лимонов и роз говорит о необходимости улучшения состава почвы.
Общий вывод по исследованию почвы: Почва оранжереи по механическому составу относится к средним суглинкам. Содержит воздух, гумус. Нейтральная по кислотности. В почве обитают разнообразные микроскопические организмы, в том числе обнаружены нити грибницы, предположительно занесенной в почву с помощью конского навоза. Состояние почвы указывает на необходимость улучшения ее плодородия.
2.3. Улучшение плодородия почвы школьной оранжереи различными методами
Для повышения плодородия почвы мы решили использовать абсолютно безопасные для человека и растений методы [3].
1. Дождевые черви – «живые удобрения»
Опыт №7 «Деятельность дождевых червей и плодородие почвы»
Ход опыта:
В чистую 3-литровую банку засыпали слоями песок и почву оранжереи, заселили дождевыми червями, накрыли поверхность слоем сухих листьев, умеренно увлажнили слой водой через распылитель. Поставили в затемненное место при комнатной температуре, периодически увлажняли почву. Через 5-7 дней наблюдали ходы дождевых червей, количество листьев на поверхности почвы уменьшилось, процесс перемешивания слоев почвы, в перемешенных слоях видны капролиты червей.
Вывод: дождевые черви активно перемешивают почву, пропускают через себя листву обогащают почву капролитами.
Опыт №8 «Пищевые предпочтения дождевых червей»
Ход опыта:
В чистые 3-трехлитровые банки были засыпаны слоями почва, песок. Все содержимое было смочено водой до влажного состояния. Затем на поверхность засыпанного в банках помещены 10-13 дождевых червей. В первой банке дождевых червей подкармливали листьями красной и зеленой капусты. Черви предпочитали зеленые листья. Во второй банке червям одновременно давали листья капусты, липы, пастернака и сельдерея. Здесь черви отдали предпочтение листьям сельдерея. В третьей банке червям одновременно давали листья капусты, репы, свеклы, сельдерея, диких вишен и моркови. Черви предпочитали последние два растения, включая и листья сельдерея, а особенно листья моркови (приложение 12).
Вывод: дождевые черви имеют пищевые предпочтения. Для разведения дождевых червей в условиях оранжереи необходимо заготовить их любимые корма: листья моркови, сельдерея, вишни.
2. Использование органических удобрений
Опыт №9 «Органический коктейль»
Ход опыта:
На солнечное место поставили бочку с водой и накрыли ее крышкой. Собрали растения, на которые упал взгляд: одуванчик, подорожник, клевер, крапиву, мокрицу и др. Измельчили их и поместили в емкость с водой, дали составу настояться и забродить в течение 10 дней. Этот органический «коктейль» развели – на 1 часть раствора добавили 9 частей воды. Поливали растения под корень.
По состоянию растений, увеличению вегетативной массы, цветению, плодоношению мы можем сделать вывод что органические удобрения улучшили плодородие почвы и питание растений.
3. Высаживание сидератов
Опыт №10 «Зеленые удобрения»
Ход опыта:
Были выбраны два участка почвы около винограда. На первом участке почва рыхлилась, увлажнялась. На втором участке были высажены бобы и горох. По мере роста бобовых проводились наблюдения за ростом и развитием винограда.
Вывод: на первом участке цветение и плодоношение низкое. На втором участке активное цветение и плодоношение (приложении 13). Бобовые культуры не случайно называют «зеленым удобрением». Они обогащают почву азотом, фосфором, калием и кальцием. Улучшают характеристики почвы, помогают ей «дышать» и получать достаточное количество влаги. Сидераты не позволяют размножаться вредным микроорганизмам, но привлекают полезные бактерии.
Выводы:
Почва – это основа будущего урожая. Поэтому мы должны знать о ней все и даже больше. Это нужно для того, чтобы найти способы повысить ее полезные свойства и при этом не повредить хрупкую микрофлору с помощью безопасных для человека и растений методов повышения плодородности почвы.
Основные растения оранжереи: лимоны, виноград, розы возрастом 10-15 лет имеют определенное место произрастания.
Цитрусовой культуре отлично подходят рыхлые и нейтральные почвы. Избыточное либо, напротив, недостаточное количество питательных веществ в почве может губительно сказаться на развитии деревьев и получении урожая. Оптимальный уровень кислотности – 5,5-7 рН, слишком кислая почва приводит к заболеваниям и гибели растения.
Виноград лучше всего себя чувствует на легкой земле, в ней растению проще расти и получать все питательные вещества, включая влагу и кислород. Идеальным в этом отношении является чернозем и смешанный грунт, состоящий из песка, перепревшей органики, минеральных веществ, мелких камней. Оптимальными показателями для нормального роста и развития растения считается реакция почвенной среды около 4.0 – 8.0. Чрезмерная закисленность приведет к замедленному развитию культуры, поскольку лозе сложно усваивать питание из почвы.
Как комнатные, так и садовые розы предпочитают суглинистую почву. В ней достаточно питательных веществ, способствующих адаптации и длительному цветению. Королева цветов предпочитает слабокислую (рН 5,5 – 6,5) почву, хорошо пропускающую воздух и не задерживающую влагу. Розы не переносят высокой кислотности или щелочности.
Почва оранжереи относится к одному из видов почв Нижегородской области. Она требует минимального вмешательства, обладает хорошей воздухоемкостью и влагоемкостью, а также легко измельчается. Ее не надо часто перекапывать, нужно лишь периодически вносить удобрения. Суглинистая почва подходит для всех видов растений.
Метод биотестирования и наблюдения за растениями указывают на обеднение почвы и необходимость ее улучшения.
В ходе проведенных экспериментов по изучению почвы оранжереи и ее плодородия выбраны методы улучшения плодородия с помощью дождевых червей, сидератов, органических удобрений.
Результаты проведенной работы опубликованы в группе «Зеленый исследователь» https://vk.com/public210606665
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждая школьная оранжерея имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в агротехнике выращивания растений. В нашей школьной оранжерее растут 10–15-летние лимоны, имеющие вид деревьев, виноград, розы, циперусы, канны. Учитывая это, выбранные органические методы улучшения плодородия почвы: «севооборот», «смешанные посадки», «отдых земле» можно применить только в небольших участках нашей оранжереи, которые мы называем «маленькие огородики». На этих огородиках мы выращиваем даже картошку, постоянно меняя расположение овощных культур. Выращивая лук, петрушку, укроп, мы убедились, что отличный способ поддерживать здоровый баланс почвы – посадить рядом несколько культур.
По нашему мнению, лучший способ, который позволяет забыть о такой проблеме как кислая почва – это регулярное использование сидератов. Если применять грамотный севооборот, то волноваться о закислении тепличного грунта нет особого повода. Сидератные растения, которые используются в качестве раскислителей: вика, фацелия, рожь, люпин, овес, бобовые.
Мы надеемся, что оранжерея будет и дальше использоваться как один из «учебных полигонов», где мы будем искать темы для проектной деятельности. Здесь будут проводиться и практические работы, и агротехнические исследования. Большие перспективы открываются в исследовании воды, почвы, насекомых. В оранжерее можно проводить также немало событий, не связанных с биологией: литературные гостиные, викторины. Это уникальное место, где наши особенные дети с тьюторами могут поливать растения, оказываясь среди зимы в уголке лета. Перспектив и работы хватит на все запланированные годы!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Качинский, Н.А. Механический и микроагрегатный состав почвы, методы его изучения: учебник/ Н.А. Качинский. – Москва, АН СССР, 1958.
Почвоведение. Учебник для ун-тов. В 2 ч./Под ред. В.А. Ковды, Б.Г. Розанова, Ч. 1. Почва и почвообразование/ Г.Д. Белицина, В.Д. Васильевская, Л.А. Гришина и др. – М.: Высш. шк., 1988. – 400 с.
Онлайн журнал об огороде REHAEXPO.RU URL: https://rehaexpo.ru/povysenie-plodorodia-pocvy/ (Дата обращения: 14.05.2023)
Открытая биология. Учебник URL: https://biology.ru/textbook/chapter12/section1/paragrapp/ (Дата обращения: 25.07.2023)
Фокcфорд. Учебник: Почва URL:https://foxford.ru/wiki/okruzhayuschiy-mir/pochva(Дата обращения: 25.07.2023)
Приложение 1
План – схема школьной оранжереи и место расположения растений
Условные обозначения
Комнатный гранат |
|
Павловский лимон |
|
Виноград |
|
Рододендрон |
|
Пуансеттия (Молочай великолепный) |
|
Циперус |
Приложение 2
PlаntNetдляопределениярастенийвполевыхусловиях
PlаntNet – это приложение,котороепозволяетидентифицироватьрастения,простофотографируя их с помощью смартфона. Очень полезно, когда у вас нет ботаникапод рукой! PlаntNet – это также отличный гражданский научный проект: все растения,которые вы фотографируете, собираются и анализируются учеными по всему миру,чтобылучшепонятьэволюциюбиоразнообразиярастенийилучшесохранитьего.
Приложение 3
Мокрый способ определения механического состава почвы (инструкция)
ШАГ 1 Чтобы определить механический состав почвы, возьмите ее небольшое количество (примерно чайную ложку), смочите водой и скатайте в шарик.
ШАГ 2 Песок. Почва не скатывается в шарик, рассыпается - значит, она песчаная.
ШАГ 3 Супесь. Почва собирается в шарик, но при легком надавливании рассыпается (блинчик не получается), значит, она супесчаная (супесь).
ШАГ 4 Суглинок. Почва скатывается в шарик, из нее легко получается блинчик, края которого растрескиваются, - значит, она суглинистая (суглинок).
ШАГ 5 Легкий суглинок. Почва раскатывается в шнурок и растрескивается на несколько кусочков с рваными краями - значит, это легкий суглинок.
ШАГ 6 Средний суглинок. Почва раскатывается в шнурок и растрескивается на примерно равные части - значит, это средний суглинок.
ШАГ 7 Тяжелый суглинок. Раскатанная в шнурок почва - плотная, ее легко свернуть в кольцо, которое само разламывается пополам, - значит, это тяжелый суглинок.
ШАГ 8 Глина. Если шнурок можно свернуть в гладкое плотное кольцо, то почва глинистая
Приложение 4
Механическийсостав |
Вид в лупу/микроскоп |
При скатывании |
Песчаный |
Состоит почти исключительно из песчаных зерен |
Не скатывается в шарик |
Супесчаный |
Преобладаютпесчаные частицы с небольшой примесью глины |
Не скатывается, но лепится в непрочные шарики |
Легкосуглинистый |
Среди глинистых частиц преобладаютпесчаные частицы |
Образует непрочный шарик,в жгут нераскатывается,образуетотдельныеколбаскиили цилиндрики |
Среднесуглинистый |
Образуютсплошной жгут, который присгибании разламывается |
|
Тяжелосуглинистый |
Крупные песчаные зерна отсутствуют |
Образуетдлинныйжгут, при сгибании в кольцо которогообразуютсятрещины |
Глинистый |
Песчаные зерна отсутствуют |
Дает гладкий шарик и длинный жгут |
Приложение 5
Приложение 6
Фотоприложение проведенных экспериментов
Пробы почвы оранжереи |
Исследования механического состава |
Изучение почвы с помощью лупы |
Скатывание почвы в «колбаску» |
Приложение 7
Фотоприложение проведенных экспериментов
Образцы почвы оранжереи |
|
Подготовка водных вытяжек образцов почв |
|
Фильтрация водных вытяжек |
Готовые водные вытяжки почв |
Приложение 8
Фотоприложение проведенных экспериментов
Приготовление природных индикаторов, кислого и щелочного растворов |
|
Измельчение капусты |
Выжимка сока капусты |
Реакция капустного сока в кислой и щелочной средах |
Сравнение образцов с индикатором |
Приложение 9
Приложение 10
Фотоприложение проведенных экспериментов
Оборудование для определения кислотности почвы |
Использование датчика для определения рH почвы |
Определение рH почвы с помощью датчика |
Волонтеры помогают в проведении экспериментов |
Приложение 11
Образец №1 |
Образец №2 |
Образец №3 |
Образец №4 |
|
Место взятия образца (локация в оранжерее) |
Плодородная почва с огорода |
Почва из-под винограда |
Почва из-под лимона |
Почва из-под кустов розы |
Количество проросших семян из 30-ти посаженных |
28 |
17 |
19 |
18 |
Приложение 12
Фотоприложение проведенных опытов
Оборудование для микроскопических исследований почвы |
Эксперименты по биотестированию |
Подготовка почвенных проб для биотестирования |
Эксперименты с дождевыми червями |
Закладка эксперимента по биотестированию на кружке «Исследователи окружающей среды» |
Закладка эксперимента «Пищевые предпочтения дождевых червей» |
Грибы, выросшие под кустами роз после внесения конского навоза |
Закладка эксперимента с дождевыми червями |
Приложение 13
Фотоприложениерастенийоранжереи
Грана́т, Грана́тник, или Грана́товоеде́рево (лат. Punica) |
Молоча́й краси́ вейший, или пуансеттия (лат. Euphorbia pulcherrima) |
Лимо́н (лат. Cítrus límon) – растение; вид рода Цитрус (Citrus) |
Ро́за – собирательное название видов и сортов представителей рода Шипо́вник (лат. Rósa) |
Рододе́ндрон (лат. Rhododéndron) – род растений семейства Вересковые (Ericaceae) |
Циперус очереднолистный, Сыть зонтичная (лат. Cyperus alternifolius) |
Урожай винограда на пробной площадке, где были посажены бобовые культуры |
Урожай наших «маленьких огородиков» (февраль 2024 г.) |
Все фотографии взяты из группы «Зеленый исследователь» https://vk.com/public210606665 приглашаем в наше сообщество! |