Влияние музыки на ритмы электроэнцефалограммы

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние музыки на ритмы электроэнцефалограммы

Жугдурова А.В. 1Дымбрылова А.А. 1
1МОУ Нижне-Иволгинская СОШ
Ринчинова М.В. 1
1МОУ Нижне-Иволгинская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Музыка считается одним из самых сильных и всеобъемлющих видов искусства, сопровождающих нашу жизнь на протяжении многих веков. Она способна вызывать чувства, вдохновлять. Почему же она стала столь популярна? Дело в том,что разная музыка различно влияет на ритмы мозга. Доказано, что прослушивание музыки влияет на деятельность ЦНС, параметры дыхания, кровообращения, газообмена, на эмоциональную и когнитивную сферы человека.

Поэты, писатели и сами музыканты воспевают музыку, трепетно к ней относятся. Музыка — это универсальный язык. Она обращается ко всем, она наше общее достояние. Язык музыки понятен каждому человеку - мужчине, женщине, ребёнку - богатому или бедному, счастливому или несчастному, - каждому, кто способен воспринимать её могучий зов.

Актуальность:

В современном мире музыка становится одним из самых главных занятий в жизни многих граждан. Многие даже не подозревают как музыка влияет на них.

Гипотеза:

Можно предположить, что разные виды музыки различно влияют на ритмы мозга.

Цель работы:

Изучить как изменяется активность головного мозга при прослушивании различных музыкальных композиций.

Задачи работы:

Получить ЭЭГ бодрствующего человека с закрытыми глазами в затылочном, лобном и височном отделениях мозга при прослушивании различных музыкальных композиций.

Объект исследования:

Музыка, ее влияние на мозг человека, энцефалограмма головного мозга

Предмет исследования:

Изучить как музыка влияет на ритмы человеческого мозга.

2.Теоретическая часть

2.1. История зарождения музыки:

Когда и в каком году появилась музыка? Когда была написана первая музыка? Этими вопросами задавались с незапамятных времен. Многие исследователи в области истории музыки строили догадки и предположения, но до сих пор ни дата, ни точное место не определены. Известно лишь, что музыка появилась вместе с человечеством, и произошло это почти 2,8миллионалет назад. Неудивительно, что древние артефакты, зафиксировавшие первые музыкальные впечатления, не сохранились до наших дней Некоторые ученые считают, что музыка зародилась в Африке. Есть также приверженцы религиозных и мифологических теорий.

Доисторический период закончился с переходом к письменным музыкальным традициям. Следующий период известен как "Древняя мировая музыка. Он датируется 2000 годом до нашей эры. Профессор А.Д.Килмер из Университета Беркли расшифровал табличку и показал, что она также была составлена в триадной системе аккордов и использовала пифагорейский метр.

Например, двойные рожки и древние исследования древних росписей на вазах и стенах, а так же древние тексты, описывающие музыкальную технику того времени Согласно свидетельствам многочисленных старинных документов и художественных изображений музыкальная жизнь периода раннего Средневековья (до 800-х годов н. э.) была довольно богатой и насыщенной. Однако история сохранила до наших дней в основном литургическую музыку римско-католической церкви, значительную часть которой занимает так называемый григорианский хорал, названный по имени Папы Григория I. Современные учёные считают свидетельства о музыкальном вкладе Григория Великого легендой. Большинство же сочинений григорианского хорала в период между вехами деятельности Григория I и Карла Великого принадлежит неизвестным авторам.

В течение IX века произошло несколько важных событий в развитии музыки Средневековья. Во-первых, католическая церковь стала прилагать значительные усилия для унификации различных направлений григорианского хорала и в приведении их всех в рамки григорианской литургии. Вторым важным событием стало появление ранней полифонической музыки: на смену использовавшегося в древние века октавного удвоения приходит сопровождение церковной мелодии

2.2. Электроэнцефалография (ЭЭГ) —это раздел электрофизиологии, изучающий закономерности суммарной электрической активности мозга, отводимой с поверхности кожи волосистой части головы, а также метод записи таких потенциалов.

Методика базируется на возможности регистрации импульсов, которые генерирует кора головного мозга. После этого аппарат на бумаге или экране «рисует» волнообразные линии, которые уже потом интерпретирует врач.

Электроэнцефалографию проводят в амбулаторных или стационарных условиях. Зависит от формы ЭЭГ и целей, которые преследует диагностика.

Ход процедуры

Пациент садится в кресло. Для проведения ЭЭГ используются специальные электроды, который накладываются на голову, чтобы захватить все отделы мозга. После этого пациенту предлагают какое-то время сидеть спокойно и расслабиться. Это т.н. пассивное бодрствование. В норме в таком состоянии не должно быть резких скачков мозговой активности.

Затем, когда человек расслабится, ему предлагают пройти серию функциональных тестов. В числе таковых:

  • Тест с открытием и закрытием глаз.

  • Тест с гипервентиляцией. Глубоким быстрым дыханием на протяжении минуты-двух.

  • Фото- и фоностимуляция. Воздействие звуками определенной частоты, светом для стимулирования ЦНС.

В конце процедуры ЭЭГ пишут постоянно, на протяжении нескольких минут. Опытные неврологи знают, что в конце процедуры нередко обнаруживаются скрытые нарушения работы головного мозга. 

Ночной ЭЭГ видеомониторинг выполняют при задержке речи неясного генеза, прогрессирующем снижении когнитивных функций, минимальной мозговой дисфункции. Исследование необходимо делать пациентам, страдающим аффективно–респираторными пароксизмами, фебрильными судорогами, нарушениями дневного и ночного сна.

2.3. Жанры музыки.

Она делится на жанры, такие как: блюз, вокальную музыку, гранж, джаз, инструментальную музыку, кантри, классику, этническую музыку, рок, ска, техно, панк, фолк, хип – хоп, шансон, электронную, поп музыку.

Рок музыка - обычно под термином рок музыка понимают ряд направлений и течений в музыке и музыкальной культуре. В понятие рока входит рок-н-ролл, блюз, твист, кантри и многие другие. Само слово рок в переводе с английского rock означает «качать», «качаться», что может указать нам на определённые ритмические тенденции этого музыкального жанра.

Поп музыка - От поп-песни требуются простые, лёгкие для восприятия мелодии. Основной инструмент в поп-музыке человеческий голос. Аккомпанементу уделяется второстепенная роль: аккомпанирующие поп-музыканты не играют соло и чаще всего не являются ни авторами песен, ни лидерами групп. Важную роль в поп-музыке играет ритмическая структура: многие поп-песни пишутся для танцев и имеют чёткий, неизменный бит.

Классическая музыка - произведения сочетают глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы. К классической музыке могут быть отнесены как произведения, созданные в прошлом, так и современные сочинения.

2.4. Влияние музыки на организм человека в общем.

Положительное влияние музыки на здоровье человека известно давно. Музыка успокаивает взрослых и детей, является ключиком к пробуждению приятных воспоминаний, притупляет боль, нормализует работу сердца. Об этом говорят результаты множества медицинских исследований. Однако причины такого влияния музыки на работу человеческого организма остаются неизвестными.

Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые возвышенные и благородные чувства, содействовать, например, молитвенному настроению, или, напротив, может вызвать самые темные желания. Современные медицинские эксперименты установили факт благотворного влияния спокойной классической музыки на процесс выздоровления человека. Несколько лет тому назад в американских журналах писали об экспериментах влияния музыки на растения. Было установлено, что спокойная музыка содействует росту и развитию некоторых кустов и цветов, а от буйной музыки они чахнут.

Проведены тысячи экспериментов на растениях, животных и людях, доказывающих влияние звука на живой организм. Мимоза и петуния от мажорных мелодий растут гораздо быстрее и расцветают на две недели раньше положенного срока. Под воздействием классической музыки коровы дают больше молока. У собак породы Пинчер кровяное давление в зависимости от мелодии может меняться на 70 мм ртутного столба. Тесто поднимается в несколько раз быстрее и становится пышнее и вкуснее от музыки Моцарта. В Японии провели эксперимент, в котором участвовали 120 кормящих матерей. Одна половина из них слушала классическую музыку, вторая – популярную. В первой группе количество молока у женщин увеличилось на 20%, во второй группе – уменьшилось наполовину. Но, от чего же это зависит? 

Для того чтобы объяснить механизм воздействия музыки на человеческий организм, необходимо рассмотреть, как человек воспринимает звук.

Звук возникает, когда воздух начинает колебаться. Звук— это вибрация воздуха. Эта вибрация распространяется в воздухе подобно тому, как волны распространяются по поверхности воды. Ушная раковина улавливает звук и передает его во внутреннюю часть нашего органа слуха. Там колеблющийся воздух (звуковая волна) ударяет в барабанную перепонку и заставляет ее колебаться (барабанная перепонка — это маленькая, туго натянутая пленка).Через сложную систему маленьких косточек во внутреннем ухе возбуждаются крошечные нервные клетки, и звук превращается в нервные импульсы.Они достигают мозга, и мы воспринимаем музыку, речь и шумы. Человеческое ухо номинально слышит звуки в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. Верхний предел имеет тенденцию снижаться с возрастом. Большинство взрослых людей не могут слышать звук частотой выше 16 кГц. Ухо само по себе не реагирует на частоты ниже 20 Гц, но они могут ощущаться через органы осязания. Диапазон громкости воспринимаемых звуков огромен. Но барабанная перепонка в ухе чувствительна только к изменению давления. Уровень давления звука принято измерять в децибелах (дБ). Нижний порог слышимости определён как 0 дБ (20 микропаскаль), а определение верхнего предела слышимости относится скорее к порогу дискомфорта и далее — к нарушение слуха, контузия и т. д. Этот предел зависит от того, как долго по времени мы слушаем звук. Ухо способно переносить кратковременное повышение громкости до 120 дБ без последствий, но долговременное восприятие звуков громкостью более 80 дБ может вызвать потерю слуха

Положительное влияние музыки на здоровье человека известно давно. Музыка успокаивает взрослых и детей, является ключиком к пробуждению приятных воспоминаний, притупляет боль, нормализует работу сердца. Об этом говорят результаты множества медицинских исследований. Однако причины такого влияния музыки на работу человеческого организма остаются неизвестными.

Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые возвышенные и благородные чувства или напротив. Современные медицинские эксперименты установили факт благотворного влияния спокойной классической музыки на процесс выздоровления человека. Кроме того, музыка может повысить или понизить

содержание гормонов в крови, помочь справиться со стрессом. Улучшает здоровье музыка, имеющая правильную ритмическую организацию, а также яркая мелодия. Ухудшить здоровье можно полиритмической или политональной музыкой. Также вредное воздействие может оказать музыка (и звуки), не имеющая ярко выраженную мелодию. 

Звуки низкой частоты (инфразвуки) оказывают по большей части негативное

воздействие на человека. Они вызывают упадок сил, депрессию или воспринимаются как угрожающие, например грохот землетрясения, сход лавины, гром, разрушение здания. «Игра» частотами ускоряет сердечный пульс, увеличивает количество адреналина в крови, вызывает искусственное возбуждение.

Напротив, звуки высокой частоты в благоприятном для человека диапазоне влияют на нас благотворно, повышая уровень энергии, вызывают радость и хорошее настроение. Высокочастотные звуки активизируют мозговую деятельность, улучшают память, стимулируют процессы мышления, в то же время, снимая мышечное напряжение и производя различную балансировку вашего тела. Ультразвук широко применяется в медицине и других сферах.

Тембр. Тембром, или окраской звука, называют то его свойство, благодаря которому можно отличить друг от друга звуки одной высоты и силы, но издаваемые разными источниками. Если взять одну и ту же ноту на трубе, скрипке и рояле, в каждом случае получается свой характерный звук, отличающийся своей окраской, неповторимостью звучания.

Ритм. Мы живем, учитывая самые различные ритмические системы: смена дня и ночи, циклы времен года, приливы и отливы, лунные циклы – месяцы, биение сердца и многое другое. О положительном и отрицательном воздействии ритма знали в древности. Самое универсальное определение этого слова принадлежит Платону:" Ритм  - это порядок в движении".

Какая музыка влияет на человека?

Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе - духовные впечатления; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь. Человеческая жизнь неразрывно связана с музыкой — мир буквально соткан из разных звуков. Музыка сопровождает нас практически повсюду. Некоторые мелодии будят воспоминания, другие — помогают справиться с плохим настроением, развеять тоску, придают бодрость.
Музыка оказывает на человека не только физическое, но и психоэмоциональное воздействие. Неслучайно психиатр В. М. Бехтерев считал музыкальные произведения главными властительницами чувств и настроений. Прослушивание мелодий вызывает самые разнообразные ощущения — от восторга и умиротворения до грусти.

2.5.Как реагирует на музыку наш организм

О влиянии музыки на жизнь человека известно с давних времен. Так, средневековый персидский ученый, философ и врач Ибн Сина (Авиценна) верил, что музыка обладает терапевтическим эффектом и использовал ее при лечении — сопоставлял человеческий пульс с музыкальным ритмом. Музыкотерапию (гандхарвотерапию) активно применяли и в Индии для нормализации кровяного давления и улучшения работы внутренних органов.

  • На Руси считали, что колокольный звон лечит головную и суставную боль, снимает сглаз. Да и некоторые современные исследователи полагают: музыка всесторонне влияет на душевное состояние, настрой.

  • Депрессивные песни могут усугубить стресс, а спокойные, наоборот, позволяют расслабиться. Мелодии влияют также на уровень кровяного давления и сердечный ритм, участвуют в газообмене и прочих процессах жизнедеятельности.

Почему это происходит? Все дело в звуковых колебаниях, а, точнее, их частоте. Каждый орган человеческого организма работает в определенном режиме — биоритмы лежат в том или ином частотном диапазоне. Так, частота работы сердца около 7 Гц, а альфа-режим работы мозга — 4–6 Гц. Частота звука может как совпадать с биоритмами работы тех или иных частей тела, так и нет.

Это и определяет то, какое воздействие музыка оказывает на человека.
Целебное действие музыки испытал на себе известный французский актер Жерар Депардье. С детства он страдал заиканием и проблемами с речью, которые, к слову, не помешали ему реализовать мечту о получении актерской профессии. Приехав покорять Париж уже во взрослом возрасте, Жерар познакомился с врачом Альфредом Томатисом, который посоветовал ему ежедневно слушать Моцарта по два часа. Через пару месяцев такой терапии Депардье стал разговаривать четче и обрел настоящую уверенность в себе.

Научное мнение

Ученые исследуют взаимосвязь между здоровьем человека и музыкой. На эту тему проведено множество исследований в разных странах.

  • Клинический психолог Кертис Леван указывает на способность музыки повышать чувственность и дарить романтичное настроение, ведь она вызывает сильные эмоциональные отклики.

  • Ученые из Гонконга определили, что музыка улучшает память и умственные способности. Продолжительные наблюдения показали: люди, которые играют на каких-либо музыкальных инструментах или занимаются вокалом, хорошо запоминают информацию. Отличные показатели сохраняют и те, кто занимался музыкой в детстве.

  • Доктор Джерри Салиман уверен: пение вслух полезно для здоровья. В одной из своих статей он описывает влияние музыки на организм пожилых людей, страдающих от полной или частичной потери речи. Автор приводит в пример ряд исследований, которые подтверждают пользу пения.

  • Американский нейробиолог Гордон Шоу уверен: музыка мобилизует природные способности человеческого мозга. Особенно сильное оздоровительное воздействие, по мнению ученого, оказывает музыка Моцарта. Шоу выяснил, что состояние пациентов с болезнью Альцгеймера улучшается при регулярном прослушивании сонаты до мажора. Даже стандартные IQ-тесты фиксируют повешение интеллекта после прослушивание классических произведений австрийского композитора.

  • Установлено, что при сочинении музыки активизируются зрительный, слуховой, моторный и другие отделы головного мозга. Именно поэтому музыкотерапию нередко применяют для лечения нервных расстройств. Готфрид Шлауг — нейроученый из медицинской школы в Гарварде — указывает на различия состава нейронов мозга у музыкантов и людей, далеких от музыкальной сферы. У всех, кто занимается музыкой больше нервно-сосудистых пучков, соединяющих левое полушарие с правым.

Установлено, что растения и животные любят классическую музыку. Гармоничный звукоряд ускоряет рост пшеницы, стимулирует распускание бутонов роз, увеличивает количество молока у самок млекопитающих.

Как связана любовь к музыкальным жанрам и характер

По мнению психологов и нейробиологов, зная любимый музыкальный жанр, можно многое сказать о характере человека. Это подтвердили исследования, проведенные в британском университете Хериота-Уатта, с участием более 36 000 человек. Вот что удалось выяснить:

  • Ценители блюза и джаза активны, отличаются креативностью и некоторой высокомерностью.

  • Любители популярной эстрадной музыки общительны, легки на подъем, любят проводить время активно и весело.

  • Приверженцы классической музыки — это чаще всего интроверты и утонченные натуры. Такие люди обладают выраженным чувством собственного достоинства, высоким уровнем культуры.

  • Хэви-металл, рок слушают сильные духом и интеллектуально развитые люди, имеющие определенные увлечения.

  • Рэп, хип-хоп чаще любят коммуникабельные и независимые личности, умеющие вести переговоры и отстаивать свою точку зрения.

  • Инди чаще нравится креативным и дружелюбным людям, возможно, с несколько заниженной самооценкой.

Это приблизительная характеристика, в той или иной степени раскрывающая особенности интеллекта человека, его внутренний мир и способности к мышлению. Ведь многим людям нравится музыка совершенно разных жанров. Действительно увлеченные и творческие люди практически всегда находятся в поиске чего-то интересного, такого, что действительно цепляет. В этом случае жанр не важен — лишь бы музыка была хорошей и нравилась.

Воздействие музыки на организм человека: интересные факты

  • Мелодии, которые содержат низкочастотные ритмы, отрицательно влияют на психику. Все дело в инфразвуке, вызывающим чувство тревоги, панику и тяжелое чувство страха. Источниками инфразвуковых колебаний в природе бывают ураганы, землетрясения. Звуки низких частот издают слоны, чтобы отпугивать животных-врагов.

  • Прослушивание сверхгромких звуков не только будоражит физические и эмоциональные сферы, но и может парализовать мыслительный процесс, вызывая чрезмерное возбуждение центральной нервной системы.

  • Жители средневековой Европы звонили в колокола во время нашествия той или иной эпидемии. Удивительно, но это помогало замедлить распространение некоторых недугов. Позднее ученые нашли этому объяснение: болезнетворные микроорганизмы гибнут под воздействием колебаний определенной частоты.

  • Музыкальное сопровождение, которое действительно нравится, ускоряет обменные процессы во время занятий спортом и становится своеобразным допингом — не менее эффективным, чем специальные стимуляторы.

3. Практическая часть

3.1 Собираем аппарат

Для выполнения нашей задачи, мы собираем (аппарат ЭЭГ).

1.Подключаем сенсор ЭЭГ к порту А центрального модуля, а центральный модуль к компьютеру.

2. Запустим программу «BiTronicsStudio», заранее скаченную на компьютер.

3. Запустите ПО BiTronics Studio.

4. Наденем на голову ободок ЭЭГ. Электроды расположите на затылке чуть выше уровня ушей. Электроды должны соприкасаться с кожей. Опорный электрод закрепим на мочке уха, где нет мышц, с помощью прищепки. Не затягиваем ободок слишком сильно, иначе электроды могут повредить кожу.

5. Перейдем во вкладку «ЭЭГ» и запустите запись сигнала, нажав на кнопку «подключить порт». Мы увидели хаотичный сигнал ЭЭГ.

6. Затянем ободок, запустим запись ЭЭГ. Включаем с разницей в минуту 3 песни.

6.1. Первой включаем мелодию «CantHelpFallinginLove» Элвиса Пресли. Эта песня в жанре поп, она очень популярна.

Наблюдаем за ритмами ЭЭГ, они очень активные с самого начала, сначала идут вверх и резко опускаются на протяжении всего времени пока играет песня. ЭЭГ спектр тоже очень динамичный, он доходит до 0,50 уровня, уровни сигнала тоже очень высокие и резкие. Ритмы ритмичные и повторяющиеся.

Поп музыка положительно влияет на человека, она вызывает истинное чувство радости.

6.2. Включаемследующуюпесню «Shut Me Up» Mindless Self Indulgence (МСИ). Эта песня в стиле рок.

ЭЭГ лучи при прослушивании данной песни иногда очень динамичные, иногда они прямые и снова становятся активными. Уровень не высокий 0.25.

Учеными доказано, что рок музыка «раскачивает» человека и вызывает чувство экстаза. Но в своем большинстве она вызывает чувства подобные агрессии.

6.3. Включаем мелодию Баха «Фа Мажор» . Эта песня оставила большой след в истории музыки как искусства. Данная мелодия относится к жанру классики. ЭЭГ лучи прямые без видимых изменений, есть небольшое покалывание линии. ЭЭГ уровень достаточно высокий 0,50.

Классическая музыка, как можно заметить вызывает чувство спокойствия, снимает утомление.

3.2 Сравнение:

Проведя исследование 3 песен, мы сравнили волны, которые они вызвали при прослушивании. Песни в стиле рок и поп вызывают яркие, динамичные волны, а прослушивание классики почти не вызывают волн, зато альфа ритм выше чем у остальных.

3.3.Использование:
Зная, как музыка влияет на человека мы можем использовать ее в медицинских целях. Музыкотерапия широко распространяется среди врачей.

Он применяется для снятия психологического напряжения. Если классическая музыка вызывает расслабление, ее используют для сильно напряженных, агрессивных людей.

Музыкотерапию используют для:

      создание условия для эмоциональной разрядки;

      улучшить навыки саморегуляции у клиента;

      развивать стрессоустойчивость;

      осуществлять профилактику депрессии;

      способствовать улучшению психического и физического здоровья;

      создать условия для личностного роста клиента.

Занятия музыкотерапией оказывают комплексное воздействие на человека. С точки зрения физиологии, курс занятий работает следующим образом:

      стимулирует в организме выработку серотонина, выравнивая гормональный фон;

      нормализует сердечный ритм, снижая артериальное давление;

      нормализует кровообращение и дыхание;

      формирует выносливость;

      сочетание музыкотерапии с другими направлениями арт-терапии нормализует работу жизненно важных органов человека.

Коррекционные занятия с использованием музыкальных методов оказывают положительное действие на психические структуры личности:

      устраняют депрессивные переживания, снижают выраженность панических атак;

      устраняют девиации в поведении;

      снижают возбудимость нервной системы.

Общее положительное воздействие музыкальных форм арт-терапии проявляется в:

      стабильности эмоционального фона человека;

      отсутствии навязчивых мыслей и действий

      нормализации режима дня;

      улучшении памяти и произвольного внимания;

Социальный Опрос

Также я решил узнать, какую музыку предпочитают мои сверстники и как они себя при этом чувствуют физически. Мы провели опрос среди наших одноклассников, в опросе участвовало 23 человека.

Большая часть молодежи слушает музыку от 1 часа до трех часов в день (Приложение 1, 2, 3). Многие слушают музыку от трех до пяти часов, а некоторые и более пяти часов.

1.    «Время, затраченное на прослушивание музыкальных произведений»

       менее часа — 7 %

       от 1 до 3 часов — 38 %

       от 3 до 5 часов — 30 %

       более 5 часов — 25 %

2. «Ваши источники прослушивания музыки?»

       проигрывающие устройства — 22 %

       компьютер (интернет) — 14 %

       телефон — 55%

       ТВ — 9 %

Какое у вас эмоциональное состояние после прослушивания следующих направлений?

Рэп

Хорошее настроение, бодрость, снялось напряжение (66%)

Хип-хоп

Хорошее настроение. Бодрость (83%)

Рок

Напряженность, раздражимость (50%)

Клубная музыка

Уходит напряженность, настроение улучшается, хочется потанцевать (83%)

Классическая музыка

Желание поспать, состояние расслабленности, покоя (100%)

По данным эксперимента можно сделать следующие выводы:

Рэп и Хип-хоп одинаково действуют на эмоциональное состояние учащихся.

При прослушивании рока у 50% учащихся возникла раздражимость, напряженность, но у 50% таких ощущений нет.

Клубная музыка у большинства испытуемых вызывает положительные эмоции.

Классическую музыку ребята не любят. Она действует на всех успокаивающе, но это им не нравиться.

С нашей стороны можем сказать, что музыка вызывает у нас спокойствие и всегда может поднять нам настроение. Любимого направления в музыке у нас нет. Мы слушаем разную музыку, которая нам нравится.

4 Заключение.

Проведя исследование, мы еще раз убедились в многогранности музыки и ее важности в жизни человека. Каждый из нас должен понимать одно: для каждой музыки есть свое место и время.

При написании данной исследовательской работы нами была определена цель: выяснить как музыка влияет на человека.

Полученные результаты тестирования и диагностики подтвердили тот факт, что музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека и, в частности, учащихся нашей школы. Музыка оказывает влияние на психоэмоциональное состояние подростков, причем, музыка различных музыкальных направлений влияет по-своему. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, снимать боль, усиливать агрессию. Так образом можно считать, что цель нашей работы достигнута.

По данным исследований ученых стало ясно, что музыка снимает стресс и повышает иммунитет. Она поднимает силу духа. Музыка способна вдохновить на творчество. Музыка изменяет восприятие времени и пространства. Музыка помогает понять глубокий смысл жизни. Музыкотерапия актуальна сейчас, так же как и в древние времена.

Мы можем сделать вывод, что повысить уровень культуры молодежи музыка способна, только этого не может сделать лишь одно музыкальное направление. Необходимо разнообразие музыкальных направлений, которые влияют на формирование духовности личности. Приобщение к высокому музыкальному искусству является важным фактором гуманизации, необходимым условием развития музыкальной культуры подростков и молодежи. Человек, одарённый душевно и понимающий значение музыки в нашей жизни, поистине счастлив. Мы поняли, как много значит музыка для человека, и как она влияет на различные аспекты его жизни. А это значит, что проделанная мной работа не напрасна.

Результаты нашей работы могут быть полезными для моих сверстников, а так же могут использоваться на уроках учителями биологии и музыки, ОБЖ, экологии.

Музыка может влиять на эмоциональное состояние человека следующим образом:

  1. Радость и счастье. Быстрые, ритмичные мелодии часто увеличивают уровень эндорфинов, вызывая чувство радости и энергии.

  2. Грусть и меланхолия. Медленная, мелодичная музыка может вызвать грусть или ностальгию. Иногда она используется для терапевтических целей, чтобы помочь людям выразить и обработать свои чувства.

  3. Успокоение и расслабление. Классическая или медитативная музыка часто используется для снижения уровня стресса и тревоги, помогая уменьшить напряжение и улучшить сон.

Подводя итог нашего исследования, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье! Не забывайте о своем организме! Прислушивайтесь к нему. И, если внутри вас будет гармония, то музыка поможет вам, она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесут радость, здоровье и наслаждение.

Приложения:

это при прослушивании Бах « Фа минор»

Это при прослушивании рок-музыки

Поп-музыка

 

Стиль музыки

Чувства

Кол-во учащихся

(%)

Рэп

Хорошее настроение, бодрость, снимается напряжение

66

Хип-хоп

Хорошее настроение, бодрость

83

Рок

Напряженность, раздражимость

50

Клубная музыка

Настроение улучшается, уходит напряженность, хочется потанцевать

73

Классическая музыка

Желание поспать, состояние расслабленности, покоя

100

 

 

 

Использованная литература:

1.    Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. – Волгоград: «Учитель», 2007 – 138с.

2.    Буянова Н.Ю. Я познаю мир: энциклопедия. – М.: АСТ, 2005. – 398с.

3.    Крикунов Е.А., Экология: 9 класс: Учеб. Для общеобразоват, учеб. Заведений. -М.:Дрофа,1995.-240 с.

4.    Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. Для общеобразоват, учеб. Заведений.-М.:Дрофа,2001.-216 с.

5.    Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья. – М.: «Вентана-Граф», 2006. – 144с.

6.    Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/articles/100399/.

7. Лабораторные работы по использованию оборудования по нейрофизиологии Biotronics

Материалы сайтов:

http://ru.wikipedia.org

Просмотров работы: 10