Введение
Каждыйученикмечтаетотом,чтобыегошколабыласамаялучшаяи современная.Начинатьнадосошкольногодвора,которыйявляетсялицом, «визиткой»учебного заведения. Школьный двор нашего лицея – это место, котороетребует постоянной и целенаправленной работы по благоустройству. Актуальность исследований состоит в том, что успешность работы по благоустройству и озеленению зависит не только от усилий детей и взрослых, их творчества и инициативы. Большое значение имеет экологическое состояние территории школы и города в целом. Знание влияния экологических факторов на растения, степени загрязненности воздуха, почвы позволит правильно подобрать видовой состав деревьев, кустарников, цветковых растений, организовать проведение агротехнических мероприятий.
Цель работы: изучить видовое многообразие зеленых насаждений в школьном дворе,дать их экологическую оценку, составить «зеленый паспорт» лицея.
Для достижения поставленной цели определены такие задачи:
– изучитьсанитарно-гигиеническую роль зеленых насаждений в городскихландшафтахинатерриториишкольногодвора
-исследоватьиописатьвидовойсоставдревесно-кустарниковыхицветочно- декоративныхрастений, используемых в озеленении. Дать оценкуих экологического состояния
провестиоценкуэкологического состоянияшкольной территории методами лихеноиндикации.
Методыисследования:
теоретические–анализлитературыпотемеисследования
практические : описание видового состава деревьев, кустарников, травянистыхрастений;оценкасостояниядревесныхпородвшкольном дворе; оценка экологического состояния методами лихеноиндикации.
Планируется проведение исследований почв на территории школьного двора с целью правильного подбора растений для озеленения.
Предполагаемые результаты – по итогам проведенных исследований будет разработан «зеленый паспорт»школыи проектозеленения школьного дворасучетомпочвенныхресурсов,экологическогосостоянияместности,с учетом имеющихся зеленых насаждений.
Санитарно-гигиеническаярользеленыхнасажденийв городских ландшафтах и на территорияхшкольного двора
Мы живем в крупном промышленном городе. Здесь работает металлургический комбинат, коксохимический завод, по улицам двигается большое количество автомобильного транспорта – легковые и грузовые автомобили, пассажирский транспорт… Все это оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды. Озеленение - один из наиболее эффективных путей улучшения городской среды. В черте города, на территории учебных заведений зеленые насаждения выполняют важную санитарно-гигиеническую роль, растения обеспечивают комфортность условий проживания людей в городе,регулируют (в определенных пределах) газовый состав воздуха и степень его загрязненности, влияют на климат, снижают влияние шумового фактора и являются источником эстетического восприятия. [1]
Зеленые насаждения поглощают пыль и токсичные газы, улучшают микроклиматгородскойтерритории,создаютхорошиеусловиядляотдыхана открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены зданий и тротуары.
Значительная часть пыли оседает на поверхность листьев, хвои, веток, стволов.Вовремядождяэтапыльсмываетсяназемлю. Пылезадерживающие свойства различных пород деревьев и кустарников неодинаковы и зависят от особенностей листьев. Лучше всего задерживают пыль шершавые листья и листья, поверхность которых покрыта ворсинками, смолистыми выделениями.
Большинстворастенийвыделяетлетучиеинелетучиевещества— фитонциды, обладающие способностью убивать вредные для человека болезнетворные бактерии или тормозить их развитие.
Для территорий школьных дворов это также важно. Ведь школьный двор – это не просто улица. Здесь ребята находятся во время прогулок в перерывах между уроками, организуется игровая и спортивная жизнь, проходят «зеленые» уроки, ведутся исследовательские работы.
Видовойсоставзеленыхнасажденийшкольногодвора.
Существует хорошая пословица: «Человека встречают по одежке, провожают по уму». Поэтому большое значение имеет внешний видучебного заведения и окружающая его территория. И эта территория должна быть красивой.
Но не только красота является критерием оценки школьной территории. В ходе выполнения работы нами проведен анализ состояния озеленения территории школьного двора и его соответствие нормам СанПин. [7]
Наш лицей былпостроен в 1990 году (тогда назывался Алчевская информационно-технологическая гимназия) в 60 квартале города, на юго- востоке. Это относительно новый микрорайон,удален от промышленных объектов города, лицейрасположен в центре квартала. Перед территорией лицея – пустырь, на котором ведутся работы по созданию сквера. Посажены деревья, кустарники, расставлены скамейки для отдыха.
Накарте-схемевидно,чтозеленыенасажденияобразуют«зеленое кольцо вокруг территории.
Коллекция древесно-кустарниковых растений подбиралась на протяжении нескольких лет с учетом морфологических, физиологических и экологических особенностей растений. Коллекция насчитывает на сегодня более 180 видов декоративных растений и включает все жизненные формы покрытосеменных и голосеменных растений.
Площадь озеленения земельного участка составляет 46,5%общей площади школьногоучастка (40-50% по нормам).
Общаяплощадьтерритории-9369м2, Площадь зеленой зоны - 4369 м2,
Площадьдревесно-кустарниковыхпосадок-1354м2, Клумбы – 490 м2, Газоны–2525м2.
Деревьяикустарникинатерриториидворарасположеныпо-разному:
линейныепосадки(вдольаллейицентральныхдорожек)
групповыепосадки(образуютдекоративныегруппы)
одиночныедеревья
Изучив и проанализировав видовой состав деревьев и кустарников, используемыхвозеленениишкольногодвора,можновыделитьосновные группы: [2,6]
растения с выраженными фитонцидными свойствами – помогают очищать воздух от вредных микроорганизмов, благотворно влияют на организм человека;
растения–основныепоглотителипыли;
растения–живаяизгородь;
лекарственныерастения;
растениясвысокимидекоративнымикачествами.
Древесно-кустарниковая флора дополняется газонами, цветниками. Используются многолетники (ирисы, пионы, мальвы (просвирник),нарциссы, тюльпаны, маргариткии другие), однолетники (петунии, цинерарии, аггератум, сальвия и другие).
Спомощьюруководителякружкаяопределилавидовойсоставдеревьев и кустарников на территории школьного двора (табл. 1)
Таблица1.Видовойсоставдревесно-кустарниковойфлоры.
Название |
Ориенти- ровочное количество |
Способпосадки |
Состояние |
Черѐмуха обыкновенная (лат.PаdusHill) |
18 |
Групповыепосадки |
Удовлетворительное |
Липа(лат.Tília) |
5 |
Одиночные посадки |
Удовлетворительное |
Вяз обыкновенный и вяз шершавый(лат.Úlmus) |
61 |
Групповыепосадки вдольаллеи |
Хорошее |
Берѐза(лат.Bétula) |
5 |
Групповыепосадки |
Удовлетворительное |
Тополь(лат. Pópulus) |
24 |
Линейные, одиночные |
Хорошее |
Сире´нь(лат.Syringa) |
27 |
Линейные, одиночные |
Хорошее |
Плосковеточник, или Платикладус, или Биота (лат.Platycladusorientalis) |
5 |
Одиночные |
Хорошее |
Я´блонядикая(лат.Malus) |
3 |
Вгруппесдругими фруктовыми деревьями |
Хорошее |
Клѐностролистый(лат.Ácer) |
48 |
Линейныепосадки |
Хорошее |
Каштан(лат. Castánea) |
5 |
Одиночные |
Удовлетворительное |
Вишняобыкновенная(Prúnus cérasus) |
15 |
Вгруппесдругими фруктовыми деревьями |
Хорошее |
Сливасадовая(Prúnus) |
5 |
В группесдругими фруктовыми деревьями |
Хорошее |
Ясень обыкновенный (Fráxinusexcélsior) |
5 |
Одиночные |
Удовлетворительное |
Ельколючая(Piceapungens) |
3 |
Одиночные |
Хорошее |
Розасадовая (Rose) |
60 |
Одиночно, группами |
Хорошее |
Абрикос обыкновенный (Prúnusarmeníaca) |
15 |
Группами |
Удовлетворительное |
Чубушник или жасмин садовый( Philadélphus) |
5 |
Одиночно |
Хорошее |
Можжевельник обыкновенный(Juníperus) |
8 |
Группами |
Хорошее |
По данным Всемирный Фонд Охраны Дикой Природы (WWF) одно дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3-х человек.
На сегодня в лицее обучается около 600 лицеистов.
Проведя расчеты, я могу сделать вывод, что количество зеленых насаждений на территории школы соответствует условной норме.
Оценкаэкологическогосостояниятерриториишкольного двора
Оценкасостояниядревесныхпородвшкольномдворе.[7]
Дляисследований состояния древесных пород в школьном дворе мы воспользовалисьметодомвизуальнойоценкисостояниядеревьевисравнили полученные данныесо «Шкалой категорий состояния древостоя», утвержденной«Санитарными правилами в лесах Российской Федерации» (2005). Эта методика описана и в работахАлексеева В.А. (1989). Методика предполагает оценку состояния кроны дерева, ствола и веток. Оценивалась ажурность кроны, ее симметричность, прирост, состояние листьев и их окраска, наличие механических и биологических повреждений… Рассчитывали коэффициенты состояния древостоя для разных пород деревьев, используемых в озеленении нашего двора.
Коэффициентсостояниядревостоявцелом(К)определяетсякак среднее арифметическое коэффициентов состояния отдельных видов деревьев:
К=К1+К2+…+Кr/R(К1,К2…-коэффициентысостояниядеревьев1,2, 3… определяем по «Шкале категорий состояния древостоя»)
Внашемслучаедляоценкимыисследовалитрипородыдеревьев –тополь, вяз и черемуха. Они чаще встречаются в нашем дворе.
Тополя-из10обследованныхдеревьев:
5 деревьев – III категории – 5х3+=15
4дерева-IIкатегории–4х2=8
1 дерево – I категории – 1х1=1
К =15+8+1=24/10=2,4
Вязобыкновенный–из10обследованныхдеревьев:
2 – I категории – 2х1=2
4 – II категории -4х2= 8
–IIIкатегории–4х3=12
К= 2+8+12= 22/10= 2,2
Черемухаобыкновенная-из10обследованныхдерева:
3 дерева – I категории – 3х1=3
7деревьев–IIкатегории–7х2=14
К= 3+14=17/10= 1,7
Оцениваемсостояниедревостоя,используяследующуюградацию:
К<1,5–здоровыйдревостой;
К = 1,6 - 2,5 – ослабленный древостой; К=2,6-3,5–сильноослабленныйлес; К = 3,6 – 4,5 – усыхающий лес;
К›4,6–погибающийлес.
Мыполучилитакиекоэффициенты –2,4(тополя),2,2(вязы),1,7 (черемуха).
Можносделатьвывод–деревьявнашемдвореможнооценитькак ослабленные.
Основнаяпричина–механическоеповреждениеветвей. Это происходит в основном после обильных снегопадов. Под тяжестью снега ветви обламываются. Ну, и конечно, человеческий фактор – просто обламывают ветви…
Нужнозаметить,чтоповрежденныеветвисвоевременноудаляются.
Также, школьники совместно с педагогами и родителями участвуют в ежегодных весенних работах по санитарной расчистке зеленой зоны, в посадке новых деревьев и кустраников, декоративной и санитарной обрезке, в уходе за насаждениями
Оценка экологического состояния территории методами лихеноиндикации.
В течение весны и осени 2023 года проведена оценка экологического состояния территории школьного двора с помощью методов лихеноиндикации. Был использован метод определения проективного покрытия по шкале Браун- Бланке; метод лихеноиндикационных индексов (рассчитывали индекс атмосферной чистоты ОЧА). [4,5]
Нами был обследован школьный двор, были обнаружены как накипные так и листовые виды лишайников на деревьях вязов, тополей, абрикосов, черемухи, на бетонном ограждении, на фундаменте школы. Кустистые лишайники на территории двора не выявлены.
С вои наблюдения мы проводили на тополях, вязах и черемухе, результаты занесли в таблицу и сравнили показания с таблицей бальной оценки проективного покрытия. [2,4]. Мы использовали палетку с квадратиками 10х10 штук размером 1х1 см. Число квадратов палетки в которых лишайники визуально занимают более половины площади квадрата (А), условно приписывая им покрытие, равное 100%.
Числоквадратов,вкоторыхлишайникизанимаютменьшеполовины площади квадрата (В), условно приписывая им покрытие, равное 50%;
Вычисляетсяобщеепроективноепокрытиевпроцентах(R)-поформуле:
R=(100А+50В):С,гдеС–общеечислоквадратиков (100).
Расчеты делали для каждого дерева и определяли среднее арифметическое – показатели для тополей, вязов, черемухи.
Таблица2.Площадьпроективногопокрытия.
Породадерева |
Процентпокрытия |
Балл |
Тополь |
68% |
4 |
Вяз |
61% |
4 |
Черемуха |
52% |
4 |
Дляопределенияпроективногопокрытияиспользовалибалльнуюшкалу Браун-Бланке:
0 баллов - лишайники встречаются редко, степень покрытия незначительный.
1 балл - лишайников много, степень покрытия малая, или особи разреженные, площадь покрытия больше.
2балла-лишайниковмного,степеньпроективногопокрытиянеменьше 10%, но не более 25%.
3балла-любоеколичестволишайников,степеньпокрытия-25-50%.
4балла-любоеколичестволишайников,степеньпокрытия-50-75%
5балла-степеньпокрытияболее -75%.
ОЧА рассчитывали по формуле ОЧА=(Н+2Л+3К)/30.Н, Л, К – этооцененная в баллах степень покрытия ствола накипными, листоватыми и кустистыми лишайниками, 2 и 3 - коэффициенты.
ОЧА=(4 +2х4+0):30=0,4
Показатель ОЧА (относительная чистота атмосферы) составил 0,4. (среднийпоказатель).Существуетзакономерность:чемвышепоказатель ОЧА (ближе к единице), тем чище воздух местообитания. Полученный результатуказывает на достаточно хороший уровень экологического состояния территории школьного двора, что может быть связано с тем, что школа располагается в глубине жилого квартала, удаленно от автодорог, удалена и от основных промышленных предприятий города.
Я не первая, кто проводил исследования по лишайникам на территории нашего двора. Сравнивая свои результаты с предыдущими (в 2012 – ОЧА 0,33, в 2014 году – ОЧА 0,3) могу отметить, что покрытие лишайников увеличилось. И это хорошая новость на сегодня.
Выводы
В ходе выполнения работы, мы изучили видовой состав растений, используемых в озеленении нашей школы. Растения находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии. Двор выглядит ухоженным, уютным, красивым. В группах растения отличаются окраской листвы, размерами, дополняют друг друга. Цветковые растения гармонично дополняют такие группы. Но, на территории двора есть еще участки, которые требуют иного подхода. Так, на заднем дворе растет много плодовых деревьев. Но эта территория требует некоторых изменений и дополнений. Здесь можно спланировать и разбить фруктовый сад.
Так же, в восточной части, напротив футбольного поля, зеленая зона представлена только газоном с небольшими клумбами с многолетниками (которые требуют дополнительного ухода). Хотелось бы добавить сюда декоративные кустарники.
Следуетуделятьособоевниманиеохране«зелѐногопояса»школы,так какрастенияшкольногодендрарияобладаютфитонциднымисвойствами. Это можжевельники, хвойные, сирень, черемуха.
И школьники, и педагоги, и родители принимают участие в уходе за зелеными насаждениями. Регулярно проводится санитарная обработка деревьев, обрезка кустарниковинекоторых деревьев (тополя, яблони,черемухи),уход зацветниками,борьбассорнымирастениями.
На мой взгляд, нехватает на территории нашего двора уютных скамеек и беседок, других интересных
современных форм дизайна. Такжемыизучилиметодикиоценкидревесныхпородиметоды лихеноиндикации.Онинесложные,нотребуютвнимания,усидчивостипри выполнениирасчетовиоформлениивыводов.
Тема нашей работы оказалась очень интересной. Работу планирую продолжить и в последующие годы. Надеюсь, результаты наших исследований помогут сделать наш двор еще красивее и уютнее.
Список использованной литературы
АгафоновН.В.Декоративноесадоводство:учеб.длястудентовВУЗовпо агрономическим специальностям / Ред. Агафонов Н.В. - М. : Колос, 2000. - 320с.
АшихминаТ.Я.Школьныйэкологическиймониторинг/Т.Я.Ашихмина - М.: АГАР, 2000.- 230 с.
БогдановП.Л.Дендрология.Учебникдлявузов./П.Л.Богданов -М: Лесная промышленность, 1974. - 240 с.
Боголюбов А.С. Оценка загрязнения воздуха методом лихеноиндикации: метод.пособие/А.С.Боголюбов,М.В.Кравченко.–М.:Экосистема,2001.– 15 с.
ЕгороваЕ.И.,СынзынысБ.И.Биотестированиеобъектовокружающей среды. Лабораторный практикум по курсу «Биотестирование». / Е.И. Егорова, Б.И. Сынзыныс ― Обнинск: ИАТЭ, 1997. ― 88с.
ЗверевИ.Д.Человеквсоциоприроднойсреде/И.Д.Зверев -М.:Вента- Граф, 2000.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20. "Санитарно-эпидемиологические требованиякорганизациямвоспитанияиобучения,отдыхаиоздоровления детей и молодежи". Электронный ресурс. Режим доступа - https://base.garant.ru/75093644/#block_1000