Научно-исследовательская работа
Биология
Тема
ОЦЕНКА СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Выполнила:
Килина Юлия Алексеевна
Обучающаяся 10 «А» класса
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Арсеньевского городского округа
Руководитель:
Илюшина Елена Витальевна
Учитель биологии
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Арсеньевского городского округа
Оглавление
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Обзор литературы
1.1.Что такое соматическое здоровье 4
1.2.Кровяное давление. Пульс 4
1.3.Болезни, вызванные заболеваниями сердечно сосудистой системы 4
1.4.Виды давления 7
ГЛАВА 2.Методика исследования
2.1.Анкетирование учащихся 10 «А» класса 8
2.2.Экспресс-метод 8
ГЛАВА 3.Результаты исследовательской деятельности
3.1.Результаты анкетирования учащихся 10 «А» класса 9
3.2.Результаты экспресс-метода оценки соматического здоровья Г. Л. Апанасенко и Р. Г. Науменко 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
Литературные и интернет источники 14
ПРИЛОЖЕНИЯ 15
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Физическое развитие является одним из ведущих показателей здоровья детей и подростков. Специфика физического развития генетически определена и связана с влиянием окружающей среды.
Физическое развитие молодого человека, кроме прочих факторов, в полноценной степени зависит от условий воспитаний и обучений.
Уровень физического развития детей и подростков служит показателем гигиенической оценки влияния на организм режим дня, учебных занятий, умственной и физической нагрузок.
Цель: Определить уровень соматического здоровья у учащихся.
Задачи:
1. Оценить соматического здоровья школьников по шкале соматического здоровья
2. Дать оценку физической работоспособности школьников
3. Составить рекомендации по индивидуальной программе занятий оздоровительной направленности
Методы исследования:
1. Изучение информации
2. Анкетирование
3.Экспресс-метод оценки соматического здоровья Г.Л.Апанасенко и Р.Г.Науменко (1988).
Предмет исследования: Соматическое здоровье школьников
Объект исследования: Ученики 10 класса
Гипотеза: Предположим, что уровень соматического здоровья подростков в возрасте 15-16 лет ниже среднего
ГЛАВА 1. Обзор литературы:
1.1.Что такое соматическое здоровье
Соматическое здоровье[7] – это текущее состояние органов и систем организма человека. Определение соматического здоровья или энергопотенциала индивида и может быть использовано в качестве скрининг теста для выявления ранних дисфункций систем организма, что позволит своевременно сформировать оздоровительные стратегии индивидуально для каждого студента.
1.2. Кровяное давление. Пульс.
Кровяное давление[5]— давление, которое кровь оказывает на стенки кровеносных сосудов, иначе говоря, превышение давления жидкости в кровеносной системе над атмосферным. Один из показателей жизненно важных функций и биомаркеров.
Пульс[5]— толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами. В более широком смысле под пульсом понимают любые изменения в сосудистой системе, связанные с деятельностью сердца, поэтому в клинике различают артериальный, венозный и капиллярный пульс. Является одним из основных и старейших биомаркеров.
1.3. Болезни, вызванные заболеваниями сердечно сосудистой системы
Болезни, вызванные заболеваниями сердечно сосудистой системы:[2]
- Артериальная гипертония
- Ишемическая болезнь сердца
- Нарушения ритма и проводимости сердца
- Кардиомиопатии
- Врожденные и приобретенные пороки сердца
- Сердечная недостаточность
- Инфекционный эндокардит
- Травма сердца
- Болезни аорты
- Болезни периферических сосудов
- Легочная гипертензия
- Венозные тромбоэмболические осложнения
Сердечно-сосудистые заболевания, обусловленные атеросклеротическим поражением магистральных артерий (коронарных, головного мозга), являются основной причиной смерти во всем мире: ни по какой другой причине ежегодно не умирает столько людей, сколько от ССЗ.
Артериальная гипертония - одно из самых распространенных заболеваний системы кровообращения, которое также выступает фактором развития других заболеваний сердца и сосудов, таких как ишемическая болезнь сердца, хроническая сердечная недостаточность, геморрагический и ишемический инсульт.
Ишемическая болезнь сердца - острое (преходящее) или хроническое (стабильное) поражение сердечной мышцы (миокарда), вызванное уменьшением или прекращением кровотока по коронарным артериям.
Нарушения ритма и проводимости сердца - это состояние, характеризующееся нарушением ритма сердца, процесса формирования импульса и его проведения. Некоторые аритмии в определенном возрасте считаются вариантом нормы, однако большинство все же являются признаком той или иной патологии, поэтому требуют пристального контроля и лечения.
Кардиомиопатии - первичное поражение сердечной мышцы, не связанное с воспалительным, опухолевым, ишемическим генезом, типичными проявлениями которого служат кардиомегалия, прогрессирующая сердечная недостаточность и аритмии.
Врожденные и приобретенные пороки сердца - определяется как атипичное или аномальное строение его структур (камер, клапанов, крупных сосудов), являющееся следствием нарушений закладки и развития (врожденный порок сердца) либо разнообразных патологических изменений (приобретенный порок сердца).
Сердечная недостаточность - это синдром, развивающийся в результате нарушения способности сердца к наполнению и/или опорожнению, протекающий в условиях дисбаланса вазоконстрикторных и вазодилатирующих нейрогормональных систем, сопровождающийся недостаточной перфузией органов и систем и проявляющийся жалобами: одышкой, слабостью, сердцебиением и повышенной утомляемостью и, при прогрессировании, задержкой жидкости в организме (отёчным синдромом).
Инфекционный эндокардит - это воспаление внутренней оболочки сердца: эндокарда, с вовлечением в процесс в первую очередь сердечных клапанов, реже поражаются стенки камер и дефекты перегородок. Синонимом этого заболевания является бактериальный эндокардит. Симптомы бактериального эндокардита обычно начинают проявляться спустя 2 недели от момента внедрения инфекционного агента.
Травма сердца - повреждение сердца в результате проникающего или непроникающего механического воздействия.
Болезни аорты - связаны между собой поражением этого сосуда. В зависимости от характера болезни выделяются несколько видов. Подробнее рассмотрим каждый из них.
Болезни периферических сосудов - группа заболеваний воспалительного характера, которые в большинстве случаев сопровождаются поражением артерий и вен нижних (реже – верхних) конечностей. При данных патологиях происходит сужение или значительное расширение просвета сосудов, нарушается кровообращение и питание тканей на пораженных участках.
Легочная гипертензия - наследственная патология, характеризующаяся повышенным давлением внутри легочной артерии и усиленным общим легочным сосудистым сопротивлением. Проявляется одышкой, повышением частоты сердечных сокращений, непродуктивным кашлем, потерей сознания, загрудинными болями, непереносимостью физических нагрузок, отеками, кровохарканьем.
Венозные тромбоэмболические осложнения - это собирательное понятие, объединяющее такие патологические состояния в организме человека:
Острый тромбофлебит
Тромбоз глубоких вен или флеботромбоз
Тромбоэмболия лёгочной артерии
Тромбоэмболические осложнения представляют собой тяжелые поражения венозной системы человека вследствие ряда заболеваний, а также присущим им факторам риска.[1]
Заболевания развиваются из-за появления тромбов - сгустков крови, которые формируются внутри сосудов и нарушают кровоток.
Термином эмболназывают, отрыв тромба от сосудистой стенки и попадание его в кровоток. Вместе с током крови этот фрагмент может мигрировать по кровеносной системе и попадать в жизненно важные органы.
1.4. Виды давления[3]
Систолическое артериальное давление (Первое или верхнее число) — максимальное давление в артериях в момент, когда сердце сжимается и выталкивает кровь в артерии.
Диастолическое артериальное давление (Второе или нижнее число) — показывает давление в артериях в момент расслабления сердечной мышцы, оно отражает сопротивление периферических сосудов.
Малоподвижный образ жизни негативно сказывается на соматическом здоровье подростков. Гиподинамия резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем организма
ГЛАВА 2. Методика исследования.
2.1. Анкетирование учащихся 10 «А» класса (Приложение 1)
Цель: Выяснить как подростки относятся к своему здоровью
Для получения сведений провести опрос в виде GOOGLЕ формы
Почему важно быть здоровым?
Как вы оцениваете своё соматическое здоровье?
Важно ли быть здоровым в вашем возрасте?
Как вы думаете, кто должен заботиться о вашем здоровье?
Какие темы о здоровье больше всего интересуют вас?
Вы курите?
Обработать полученные данные и сделать вывод на их основе.
2.2. Экспресс-метод оценки соматического здоровья Г.Л.Апанасенко и Р.Г.Науменко (1988)[8]
Цель: Определить уровень соматического здоровья учащихся с помощью цифровой лаборатории RELEON по физиологии.
Порядок проведения работы:[6]
1. Измерение роста и массы тела учащихся (в медицинском кабинете)
2. Измерение кистевой силы учащихся для правой и левой кисти по 10 раз с интервалом в 5 секунд (при помощи датчика кистевой силы)
3. Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое и после физической нагрузки 20 приседаний за 30 секунд(при помощи датчика измерения пульса)
4. Измерение систолического и диастолического давления (при помощи датчика артериального давления)
ГЛАВА 3. Результаты исследовательской деятельности
3.1. Результаты анкетирования учащихся 10 «А» класса
Для анкетирования была использована GOOGLE форма. В анкетирование приняли участие 27 респондентов.
1.Почему важно быть здоровым?
39,3% ответили, чтобы хорошо выглядеть
32,1% чтобы быть сильным
28,6% чтобы быть успешным в жизни
2.Как вы оцениваете своё соматическое здоровье?
57,1% удовлетворительное
39,3% хорошее
3,8 % плохое
3.Важно ли быть здоровым в вашем возрасте?
85,7% очень важно
10,7% что трудно сказать
3,6% не очень важно
4.Как вы думаете, кто должен заботиться о вашем здоровье?
89,3% ответили, что они сами
7,1% врачи
3,6% друзья
5.Какие темы о здоровье больше всего интересуют вас?
42,9% спорт
25% нарушение питания
21,4% половое воспитание
3,5% курение
3,5% алкоголь
3,5% влияние наркотиков
6. Вы курите?
64,3% нет 10,7% регулярно
17,9% иногда за компанию 7,1% пробовали
3.2. Результаты определения соматического здоровья экспресс - методом Г.Л. Апанасенко и Р.Г. Науменко[8]
1. Результаты измерений
Таблица 1
ФИО |
Рост, м |
Масса тела, кг |
Сила правой кисти, кг |
Сила левой кисти ,кг |
Пульс в обычном состоянии, мин., с |
Пульс после нагрузки, мин., с |
Систолическое давление, мм.рт.ст. |
Диастолическое давление, мм.рт.ст. |
Ученик 1 |
155 см |
43 кг |
43 кг |
38 кг |
93 мин., с |
103 мин., с |
92 мм.рт.ст. |
85 мм.рт.ст. |
Ученик 2 |
155 см |
46 кг |
38 кг |
36 кг |
96 мин., с |
114 мин., с |
118 мм.рт.ст. |
71 мм.рт.ст. |
Ученик 3 |
173 см |
59 кг |
38 кг |
39 кг |
121 мин., с |
133 мин., с |
143 мм.рт.ст. |
90 мм.рт.ст. |
Ученик 4 |
165 см |
52 кг |
47 кг |
27 кг |
74 мин., с |
130 мин., с |
109 мм.рт.ст. |
78 мм.рт.ст. |
Ученик 5 |
156 см |
45 кг |
27 кг |
39 кг |
78 мин., с |
106 мин., с |
98 мм.рт.ст. |
63 мм.рт.ст. |
Ученик 6 |
172 см |
60 кг |
52 кг |
24 кг |
107 мин., с |
137 мин., с |
126 мм.рт.ст. |
76 мм.рт.ст. |
Ученик 7 |
165 см |
50 кг |
50 кг |
26 кг |
78 мин., с |
93 мин., с |
127 мм.рт.ст. |
67 мм.рт.ст. |
Ученик 8 |
185 см |
71 кг |
67 кг |
53 кг |
87 мин., с |
98 мин., с |
126 мм.рт.ст. |
78 мм.рт.ст. |
Ученик 9 |
172 см |
57 кг |
55 кг |
44 кг |
73 мин., с |
104 мин., с |
159 мм.рт.ст. |
85 мм.рт.ст. |
Ученик 10 |
176 см |
57 кг |
51 кг |
60 кг |
89 мин., с |
114 мин., с |
122 мм.рт.ст. |
83 мм.рт.ст. |
Ученик 11 |
192 см |
135 кг |
58 кг |
56 кг |
113 мин., с |
145 мин., с |
130 мм.рт.ст. |
98 мм.рт.ст. |
2. Используя таблицу «Экспресс-оценка уровня соматического здоровья у мужчин и женщин» (Приложение 2). Рассчитала уровни соматического здоровья учащихся.
3. Используя таблицу «Программа занятий» (Приложение 3) составила Индивидуальную программу занятий оздоровительной направленности
Таблица 2
Индивидуальная программа занятий оздоровительной направленности
УСЗ |
Вид упражнений. Вид спорта. |
Количество занятий в неделю и их продолжительность |
Интенсивность упражнений и количество повторений |
|
Ученик 1 |
Низкий |
Гибкость Выносливость (ходьба, плавание, велосипед) |
5-7 раз по 10-15 мин. 3 раза по 20-30 мин. |
4-5 упражнений по 10 раз. |
Ученик 2 |
Ниже среднего |
Гибкость Выносливость (ходьба, бег-ходьба, плавание велосипед) |
5-7 раз по 15-20 мин. 3 раза по 30-40 мин. |
4-5 упражнений по 10-15 раз. |
Ученик 3 |
Средний |
Гибкость Выносливость (бег-ходьба, плавание велосипед, лыжи) |
5 раз по 15 мин. 3 раза по 30-40 мин. |
5-6 упражнений по 20-30 раз. |
Ученик 4 |
Выше среднего |
Гибкость Выносливость (бег, лыжи, велосипед) Сила (пресс, отжимание, приседание) |
5 раз по 15-20 мин. 3 раза по 40-60 мин. 3 раза по 15 мин. |
5-6 упражнений по 20-30 раз 3 упражнения по 10-15 раз |
Ученик 5 |
Ниже среднего |
Гибкость Выносливость (ходьба, бег-ходьба, плавание велосипед) |
5-7 раз по 15-20 мин. 3 раза по 30-40 мин. |
4-5 упражнений по 10-15 раз. |
Ученик 6 |
Средний |
Гибкость Выносливость (бег-ходьба, плавание велосипед, лыжи) |
5 раз по 15 мин. 3 раза по 30-40 мин. |
5-6 упражнений по 20-30 раз. |
Ученик 7 |
Средний |
Гибкость Выносливость (бег-ходьба, плавание велосипед, лыжи) |
5 раз по 15 мин. 3 раза по 30-40 мин. |
5-6 упражнений по 20-30 раз. |
Ученик 8 |
Средний |
Гибкость Выносливость (бег-ходьба, плавание велосипед, лыжи) |
5 раз по 15 мин. 3 раза по 30-40 мин. |
5-6 упражнений по 20-30 раз. |
Ученик 9 |
Выше среднего |
Гибкость Выносливость (бег, лыжи, велосипед) Сила (пресс, отжимание, приседание) |
5 раз по 15-20 мин. 3 раза по 40-60 мин. 3 раза по 15 мин. |
5-6 упражнений по 20-30 раз 3 упражнения по 10-15 раз |
Ученик 10 |
Выше среднего |
Гибкость Выносливость (бег, лыжи, велосипед) Сила (пресс, отжимание, приседание) |
5 раз по 15-20 мин. 3 раза по 40-60 мин. 3 раза по 15 мин. |
5-6 упражнений по 20-30 раз 3 упражнения по 10-15 раз |
Ученик 11 |
Средний |
Гибкость Выносливость (бег-ходьба, плавание велосипед, лыжи) |
5 раз по 15 мин. 3 раза по 30-40 мин. |
5-6 упражнений по 20-30 раз. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
1. В ходе своего исследования я определила уровень соматического здоровья учащихся 10 «А» класса
МОБУ СОШ № 4.
Низкий УСЗ – 1
Ниже среднего УСЗ – 2
Средний УСЗ – 5
Выше среднего УСЗ – 3
Высокий УСЗ- нет
2. Дала рекомендации по программе индивидуальных занятий и видам спорта
3.Моя гипотеза «Предположим, что уровень соматического здоровья подростков в возрасте 15-16 лет ниже среднего» подтвердилась частично. Уровень соматического здоровья ниже среднего имеют только 2 человека.
Литературные и интернет источники
Алексеева С.В. Практикум по экологии. М.:АО МДС. 1996
Безруких М. Здоровье детей и школьные факторы риска. Институт возрастной физиологии РАО, Центр «Образование и здоровье» МО РФ
Давиденко Д., Петленко В. и др. Основы здорового образа. «ОБЖ»
Николаев Н. Содержание и технологии школьного обучения и здоровье учащихся.
Пасечник В.В. Учебник по биологии 9 класс: Москва «Просвещение», 2023 г.
Методическое пособие для учителя «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста»
https://adolesmed.szgmu.ru/s/14/somaticheskoe__zdorowye.html
https://studfile.net/preview/3569211/page:31/
Приложение 1
Приложение 2
Экспресс-оценка уровня соматического здоровья у мужчин и женщин
Приложение 3
Программа занятий