ОЦЕНКА СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОЦЕНКА СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Килина Ю.А. 1
1МОБУ СОШ №4 Арсеньевского Городского округа
Илюшина Е.В. 1
1МОБУ СОШ №4 Арсеньевского Городского округа
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

Биология

Тема

ОЦЕНКА СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Выполнила:

Килина Юлия Алексеевна

Обучающаяся 10 «А» класса

Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Арсеньевского городского округа

Руководитель:

Илюшина Елена Витальевна

Учитель биологии

Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Арсеньевского городского округа

Оглавление

стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.Обзор литературы

1.1.Что такое соматическое здоровье 4

1.2.Кровяное давление. Пульс 4

1.3.Болезни, вызванные заболеваниями сердечно сосудистой системы 4

1.4.Виды давления 7

ГЛАВА 2.Методика исследования

2.1.Анкетирование учащихся 10 «А» класса 8

2.2.Экспресс-метод 8

ГЛАВА 3.Результаты исследовательской деятельности

3.1.Результаты анкетирования учащихся 10 «А» класса 9

3.2.Результаты экспресс-метода оценки соматического здоровья Г. Л. Апанасенко и Р. Г. Науменко 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

Литературные и интернет источники 14

ПРИЛОЖЕНИЯ 15

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Физическое развитие является одним из ведущих показателей здоровья детей и подростков. Специфика физического развития генетически определена и связана с влиянием окружающей среды.

Физическое развитие молодого человека, кроме прочих факторов, в полноценной степени зависит от условий воспитаний и обучений.

Уровень физического развития детей и подростков служит показателем гигиенической оценки влияния на организм режим дня, учебных занятий, умственной и физической нагрузок.

Цель: Определить уровень соматического здоровья у учащихся.

Задачи:

1. Оценить соматического здоровья школьников по шкале соматического здоровья

2. Дать оценку физической работоспособности школьников

3. Составить рекомендации по индивидуальной программе занятий оздоровительной направленности

Методы исследования:

1. Изучение информации

2. Анкетирование

3.Экспресс-метод оценки соматического здоровья Г.Л.Апанасенко и Р.Г.Науменко (1988).

Предмет исследования: Соматическое здоровье школьников

Объект исследования: Ученики 10 класса

Гипотеза: Предположим, что уровень соматического здоровья подростков в возрасте 15-16 лет ниже среднего

ГЛАВА 1. Обзор литературы:

1.1.Что такое соматическое здоровье

Соматическое здоровье[7] – это текущее состояние органов и систем организма человека. Определение соматического здоровья или энергопотенциала индивида и может быть использовано в качестве скрининг теста для выявления ранних дисфункций систем организма, что позволит своевременно сформировать оздоровительные стратегии индивидуально для каждого студента.

1.2. Кровяное давление. Пульс.

Кровяное давление[5]— давление, которое кровь оказывает на стенки кровеносных сосудов, иначе говоря, превышение давления жидкости в кровеносной системе над атмосферным. Один из показателей жизненно важных функций и биомаркеров.

Пульс[5]— толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами. В более широком смысле под пульсом понимают любые изменения в сосудистой системе, связанные с деятельностью сердца, поэтому в клинике различают артериальный, венозный и капиллярный пульс. Является одним из основных и старейших биомаркеров.

1.3. Болезни, вызванные заболеваниями сердечно сосудистой системы

Болезни, вызванные заболеваниями сердечно сосудистой системы:[2]

- Артериальная гипертония

- Ишемическая болезнь сердца

- Нарушения ритма и проводимости сердца

- Кардиомиопатии

- Врожденные и приобретенные пороки сердца

- Сердечная недостаточность

- Инфекционный эндокардит

- Травма сердца

- Болезни аорты

- Болезни периферических сосудов

- Легочная гипертензия

- Венозные тромбоэмболические осложнения

Сердечно-сосудистые заболевания, обусловленные атеросклеротическим поражением магистральных артерий (коронарных, головного мозга), являются основной причиной смерти во всем мире: ни по какой другой причине ежегодно не умирает столько людей, сколько от ССЗ.

Артериальная гипертония - одно из самых распространенных заболеваний системы кровообращения, которое также выступает фактором развития других заболеваний сердца и сосудов, таких как ишемическая болезнь сердца, хроническая сердечная недостаточность, геморрагический и ишемический инсульт.

Ишемическая болезнь сердца - острое (преходящее) или хроническое (стабильное) поражение сердечной мышцы (миокарда), вызванное уменьшением или прекращением кровотока по коронарным артериям.

Нарушения ритма и проводимости сердца - это состояние, характеризующееся нарушением ритма сердца, процесса формирования импульса и его проведения. Некоторые аритмии в определенном возрасте считаются вариантом нормы, однако большинство все же являются признаком той или иной патологии, поэтому требуют пристального контроля и лечения.

Кардиомиопатии - первичное поражение сердечной мышцы, не связанное с воспалительным, опухолевым, ишемическим генезом, типичными проявлениями которого служат кардиомегалия, прогрессирующая сердечная недостаточность и аритмии.

Врожденные и приобретенные пороки сердца - определяется как атипичное или аномальное строение его структур (камер, клапанов, крупных сосудов), являющееся следствием нарушений закладки и развития (врожденный порок сердца) либо разнообразных патологических изменений (приобретенный порок сердца).

Сердечная недостаточность - это синдром, развивающийся в результате нарушения способности сердца к наполнению и/или опорожнению, протекающий в условиях дисбаланса вазоконстрикторных и вазодилатирующих нейрогормональных систем, сопровождающийся недостаточной перфузией органов и систем и проявляющийся жалобами: одышкой, слабостью, сердцебиением и повышенной утомляемостью и, при прогрессировании, задержкой жидкости в организме (отёчным синдромом).

Инфекционный эндокардит - это воспаление внутренней оболочки сердца: эндокарда, с вовлечением в процесс в первую очередь сердечных клапанов, реже поражаются стенки камер и дефекты перегородок. Синонимом этого заболевания является бактериальный эндокардит. Симптомы бактериального эндокардита обычно начинают проявляться спустя 2 недели от момента внедрения инфекционного агента.

Травма сердца - повреждение сердца в результате проникающего или непроникающего механического воздействия.

Болезни аорты - связаны между собой поражением этого сосуда. В зависимости от характера болезни выделяются несколько видов. Подробнее рассмотрим каждый из них.

Болезни периферических сосудов - группа заболеваний воспалительного характера, которые в большинстве случаев сопровождаются поражением артерий и вен нижних (реже – верхних) конечностей. При данных патологиях происходит сужение или значительное расширение просвета сосудов, нарушается кровообращение и питание тканей на пораженных участках.

Легочная гипертензия - наследственная патология, характеризующаяся повышенным давлением внутри легочной артерии и усиленным общим легочным сосудистым сопротивлением. Проявляется одышкой, повышением частоты сердечных сокращений, непродуктивным кашлем, потерей сознания, загрудинными болями, непереносимостью физических нагрузок, отеками, кровохарканьем.

Венозные тромбоэмболические осложнения - это собирательное понятие, объединяющее такие патологические состояния в организме человека:

Острый тромбофлебит

Тромбоз глубоких вен или флеботромбоз

Тромбоэмболия лёгочной артерии

Тромбоэмболические осложнения представляют собой тяжелые поражения венозной системы человека вследствие ряда заболеваний, а также присущим им факторам риска.[1]

Заболевания развиваются из-за появления тромбов - сгустков крови, которые формируются внутри сосудов и нарушают кровоток.

Термином эмболназывают, отрыв тромба от сосудистой стенки и попадание его в кровоток. Вместе с током крови этот фрагмент может мигрировать по кровеносной системе и попадать в жизненно важные органы.

1.4. Виды давления[3]

Систолическое артериальное давление (Первое или верхнее число) — максимальное давление в артериях в момент, когда сердце сжимается и выталкивает кровь в артерии.

Диастолическое артериальное давление (Второе или нижнее число) — показывает давление в артериях в момент расслабления сердечной мышцы, оно отражает сопротивление периферических сосудов.

Малоподвижный образ жизни негативно сказывается на соматическом здоровье подростков. Гиподинамия резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем организма

ГЛАВА 2. Методика исследования.

2.1. Анкетирование учащихся 10 «А» класса (Приложение 1)

Цель: Выяснить как подростки относятся к своему здоровью

  1. Для получения сведений провести опрос в виде GOOGLЕ формы

Почему важно быть здоровым?

Как вы оцениваете своё соматическое здоровье?

Важно ли быть здоровым в вашем возрасте?

Как вы думаете, кто должен заботиться о вашем здоровье?

Какие темы о здоровье больше всего интересуют вас?

Вы курите?

  1. Обработать полученные данные и сделать вывод на их основе.

2.2. Экспресс-метод оценки соматического здоровья Г.Л.Апанасенко и Р.Г.Науменко (1988)[8]

Цель: Определить уровень соматического здоровья учащихся с помощью цифровой лаборатории RELEON по физиологии.

Порядок проведения работы:[6]

1. Измерение роста и массы тела учащихся (в медицинском кабинете)

2. Измерение кистевой силы учащихся для правой и левой кисти по 10 раз с интервалом в 5 секунд (при помощи датчика кистевой силы)

3. Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое и после физической нагрузки 20 приседаний за 30 секунд(при помощи датчика измерения пульса)

4. Измерение систолического и диастолического давления (при помощи датчика артериального давления)

ГЛАВА 3. Результаты исследовательской деятельности

3.1. Результаты анкетирования учащихся 10 «А» класса

Для анкетирования была использована GOOGLE форма. В анкетирование приняли участие 27 респондентов.

1.Почему важно быть здоровым?

39,3% ответили, чтобы хорошо выглядеть

32,1% чтобы быть сильным

28,6% чтобы быть успешным в жизни

2.Как вы оцениваете своё соматическое здоровье?

57,1% удовлетворительное

39,3% хорошее

3,8 % плохое

3.Важно ли быть здоровым в вашем возрасте?

85,7% очень важно

10,7% что трудно сказать

3,6% не очень важно

4.Как вы думаете, кто должен заботиться о вашем здоровье?

89,3% ответили, что они сами

7,1% врачи

3,6% друзья

5.Какие темы о здоровье больше всего интересуют вас?

42,9% спорт

25% нарушение питания

21,4% половое воспитание

3,5% курение

3,5% алкоголь

3,5% влияние наркотиков

6. Вы курите?

64,3% нет 10,7% регулярно

17,9% иногда за компанию 7,1% пробовали

3.2. Результаты определения соматического здоровья экспресс - методом Г.Л. Апанасенко и Р.Г. Науменко[8]

1. Результаты измерений

Таблица 1

ФИО

Рост, м

Масса тела, кг

Сила правой

кисти, кг

Сила левой

кисти ,кг

Пульс в обычном состоянии, мин., с

Пульс после нагрузки, мин., с

Систолическое давление, мм.рт.ст.

Диастолическое давление, мм.рт.ст.

Ученик 1

155 см

43 кг

43 кг

38 кг

93 мин., с

103 мин., с

92 мм.рт.ст.

85 мм.рт.ст.

Ученик 2

155 см

46 кг

38 кг

36 кг

96 мин., с

114 мин., с

118 мм.рт.ст.

71 мм.рт.ст.

Ученик 3

173 см

59 кг

38 кг

39 кг

121 мин., с

133 мин., с

143 мм.рт.ст.

90 мм.рт.ст.

Ученик 4

165 см

52 кг

47 кг

27 кг

74 мин., с

130 мин., с

109 мм.рт.ст.

78 мм.рт.ст.

Ученик 5

156 см

45 кг

27 кг

39 кг

78 мин., с

106 мин., с

98 мм.рт.ст.

63 мм.рт.ст.

Ученик 6

172 см

60 кг

52 кг

24 кг

107 мин., с

137 мин., с

126 мм.рт.ст.

76 мм.рт.ст.

Ученик 7

165 см

50 кг

50 кг

26 кг

78 мин., с

93 мин., с

127 мм.рт.ст.

67 мм.рт.ст.

Ученик 8

185 см

71 кг

67 кг

53 кг

87 мин., с

98 мин., с

126 мм.рт.ст.

78 мм.рт.ст.

Ученик 9

172 см

57 кг

55 кг

44 кг

73 мин., с

104 мин., с

159 мм.рт.ст.

85 мм.рт.ст.

Ученик 10

176 см

57 кг

51 кг

60 кг

89 мин., с

114 мин., с

122 мм.рт.ст.

83 мм.рт.ст.

Ученик 11

192 см

135 кг

58 кг

56 кг

113 мин., с

145 мин., с

130 мм.рт.ст.

98 мм.рт.ст.

2. Используя таблицу «Экспресс-оценка уровня соматического здоровья у мужчин и женщин» (Приложение 2). Рассчитала уровни соматического здоровья учащихся.

3. Используя таблицу «Программа занятий» (Приложение 3) составила Индивидуальную программу занятий оздоровительной направленности

Таблица 2

Индивидуальная программа занятий оздоровительной направленности

 

УСЗ

Вид упражнений. Вид спорта.

Количество занятий в неделю и их продолжительность

Интенсивность упражнений и количество повторений

Ученик 1

Низкий

Гибкость

Выносливость (ходьба, плавание, велосипед)

5-7 раз по 10-15 мин.

3 раза по 20-30 мин.

4-5 упражнений по 10 раз.

Ученик 2

Ниже среднего

Гибкость

Выносливость (ходьба, бег-ходьба, плавание велосипед)

5-7 раз по 15-20 мин.

3 раза по 30-40 мин.

4-5 упражнений по 10-15 раз.

Ученик 3

Средний

Гибкость

Выносливость (бег-ходьба, плавание велосипед, лыжи)

5 раз по 15 мин.

3 раза по 30-40 мин.

5-6 упражнений по 20-30 раз.

Ученик 4

Выше среднего

Гибкость

Выносливость (бег, лыжи, велосипед)

Сила (пресс, отжимание, приседание)

5 раз по 15-20 мин.

3 раза по 40-60 мин.

3 раза по 15 мин.

5-6 упражнений по 20-30 раз

3 упражнения по 10-15 раз

Ученик 5

Ниже среднего

Гибкость

Выносливость (ходьба, бег-ходьба, плавание велосипед)

5-7 раз по 15-20 мин.

3 раза по 30-40 мин.

4-5 упражнений по 10-15 раз.

Ученик 6

Средний

Гибкость

Выносливость (бег-ходьба, плавание велосипед, лыжи)

5 раз по 15 мин.

3 раза по 30-40 мин.

5-6 упражнений по 20-30 раз.

Ученик 7

Средний

Гибкость

Выносливость (бег-ходьба, плавание велосипед, лыжи)

5 раз по 15 мин.

3 раза по 30-40 мин.

5-6 упражнений по 20-30 раз.

Ученик 8

Средний

Гибкость

Выносливость (бег-ходьба, плавание велосипед, лыжи)

5 раз по 15 мин.

3 раза по 30-40 мин.

5-6 упражнений по 20-30 раз.

Ученик 9

Выше среднего

Гибкость

Выносливость (бег, лыжи, велосипед)

Сила (пресс, отжимание, приседание)

5 раз по 15-20 мин.

3 раза по 40-60 мин.

3 раза по 15 мин.

5-6 упражнений по 20-30 раз

3 упражнения по 10-15 раз

Ученик 10

Выше среднего

Гибкость

Выносливость (бег, лыжи, велосипед)

Сила (пресс, отжимание, приседание)

5 раз по 15-20 мин.

3 раза по 40-60 мин.

3 раза по 15 мин.

5-6 упражнений по 20-30 раз

3 упражнения по 10-15 раз

Ученик 11

Средний

Гибкость

Выносливость (бег-ходьба, плавание велосипед, лыжи)

5 раз по 15 мин.

3 раза по 30-40 мин.

5-6 упражнений по 20-30 раз.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

1. В ходе своего исследования я определила уровень соматического здоровья учащихся 10 «А» класса

МОБУ СОШ № 4.

Низкий УСЗ – 1

Ниже среднего УСЗ – 2

Средний УСЗ – 5

Выше среднего УСЗ – 3

Высокий УСЗ- нет

2. Дала рекомендации по программе индивидуальных занятий и видам спорта

3.Моя гипотеза «Предположим, что уровень соматического здоровья подростков в возрасте 15-16 лет ниже среднего» подтвердилась частично. Уровень соматического здоровья ниже среднего имеют только 2 человека.

Литературные и интернет источники

  1. Алексеева С.В. Практикум по экологии. М.:АО МДС. 1996

  2. Безруких М. Здоровье детей и школьные факторы риска. Институт возрастной физиологии РАО, Центр «Образование и здоровье» МО РФ

  3. Давиденко Д., Петленко В. и др. Основы здорового образа. «ОБЖ»

  4. Николаев Н. Содержание и технологии школьного обучения и здоровье учащихся.

  5. Пасечник В.В. Учебник по биологии 9 класс: Москва «Просвещение», 2023 г.

  6. Методическое пособие для учителя «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста»

  7. https://adolesmed.szgmu.ru/s/14/somaticheskoe__zdorowye.html

  8. https://studfile.net/preview/3569211/page:31/

Приложение 1

Приложение 2

Экспресс-оценка уровня соматического здоровья у мужчин и женщин

Приложение 3

Программа занятий

Просмотров работы: 44