Изучение состава детских моющих средств и их влияние на организм ребенка

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение состава детских моющих средств и их влияние на организм ребенка

Мункуев С.Б. 1
1МОУ НИЖНЕ-ИВОЛГИНСКАЯ СОШ
Ринчинова М.В. 1
1МОУ Нижне-Иволгинская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Все мамы озабочены здоровьем своих детей и часто обращают внимание на факторы, которые находятся только лишь на поверхности. А ведь если задуматься, то мамы должны больше думать про здоровый рацион питания и состав гигиенических средств, которыми ребенок пользуется ежедневно. Почему дети с ранних лет болеют аллергией, страдают от сальности кожи головы и сухости нежной кожи? Все это последствия гонки косметических гигантов, которые ставят упор не на качество, а на количество выпускаемой продукции. Всем известно, что натуральные компоненты в шампуне или в мыле делают его дороже, и вряд ли каждый производитель захочет продавать натуральный продукт по доступной цене. Поэтому вам необходимо знать о тех компонентах в составе, которые могут навредить вашему чаду! Актуальной проблемой стоит вопрос: не вредны ли эти средства для здоровья ребёнка?

Цель работы – исследование состава детских моющих средств используемых для мытья детей, их влияние на здоровье ребенка.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что в состав детских моющих средств входят вещества, оказывающие вредное воздействие на ребенка.

Для проверки гипотезы были поставлены и решены следующие задачи:

  • Выяснить из различных источников информацию о составе ДМС, влияние их на здоровье детей.

  • Опытным путём определить химические характеристики ДМС, рН растворов и моющую активность.

  • Результаты исследования оформить таблично и графически, сделать выводы.

Объект исследования: товары для детей-детские моющие средства

Предмет исследования: свойства детских моющих средств.

Методы исследования:

1. Социологический опрос.

2. Статистическая обработка данных

3. Метод наблюдения

Этапы работы:

1. Теоретический:

—подбор литературы и методик исследования

—проведение и обработка соцопроса

2. Проведение и обработка практической части

2.1 Экспериментальная часть с помощью оборудования точка роста « Releon»

3. Представление результатов работы

Глава I.Основная часть

1.1 Чего не должно быть в составе детских моющих средств?

На сегодняшний момент шампуни являются самыми токсичными средствами гигиены. Сульфаты, парабены, силиконы и фруктовые кислоты. Все эти вещества вредят коже головы и нарушают естественный баланс. В результате у ребенка волосы становятся грязными уже на следующий день после мытья, в худшем случае могут появиться перхоть и зуд.

  •  Sodium Lauryl Sulfate (SLS и SLES),

  • Ammonium Lauryl Sulfate (илиаммония),

  • ДИЕТАНОЛОМИН (DEA),

  • Фталаты,

  • LAS-Tenside (ЛАС-ТЕНСИД),

  • Бензолы,

  • ПРОПИЛЕНГЛИКОЛЬ,

  • ПАРАБЕНЫ,

  • ТРИКЛОЗАН.

Дети не очень любят мыло, ведь оно щиплет глазки, и мыльная пенка долго смывается. Но необходимость в гигиене толкает нас на вынужденные меры. Кожа ребенка очень нежная и каждодневное соприкосновение с ней мыла дает свой эффект. Существует обязательный ГОСТ стандарт, который указывает на то, что должно входить в состав детского мыла. Это: 

  • животные жиры,

  • растительные масла,

  • глицерин / ланолин,

  • борная кислота,

  • жирные кислоты,

  • спермацет,

  • пчелиный воск,

  • а также различные растительные экстракты.

Чего не должно быть в детском моющих средствах?

  • синтетические кислоты,

  • красители,

  • всевозможные отдушки.

1.2. На что следует обратить внимание при покупке детских моющих средств?

  1. Срок годности. У натурального моющих средств срок хранения составляет 1-1,5 года.

  2. Показатель рН. Он должен быть 7-8, не больше.

  3. Состав. Никаких синтетических добавок, активной парфюмерии и красителей быть не должно.

  4. Обратите внимание на расположение активных компонентов в составе. Есть такое правило, чем больше данного вещества в косметическом средстве, тем выше в списке оно будет указано. А если сначала идет много различных компонентов, а растительный экстракт указан на последнем месте, то его содержание в моющих средствах будет минимально. У хорошего детского моющего средства такого быть не должно.

  5. Аромат. У качественного детского средства он либо очень слабый, либо вообще отсутствует. Если же от моющего средства исходит резкий и яркий запах – это подделка.

1.3 Чего не должно быть в составе детских моющих средствах?

Мыльная основа. Обычно для ее производства используют вещества животного/растительного происхождения. Но при добавлении синтетических жирных кислот образующаяся в воде свободная щелочь ведет к аллергии на нежной детской коже.

Фосфаты. Назначение этих компонентов – смягчение воды и активация ПАВ. Об их вредном воздействии (более всех это касается триполифосфата натрия) написано уже немало, но наши производители все равно продолжают добавлять их в стиральный порошок, снижая концентрацию фосфатов до 15-30 процентов. Последствия действия фосфатов: проникновение вредных веществ в организм крохи даже при отсутствии ранок на коже, обезжиривание кожи, снижение барьерных функций кожи, разрушение клеточных мембран, нарушение свойств крови, снижение иммунитета. В большинстве стран Европы и в Америке данные компоненты уже давно запрещены к применению и заменены безвредными для здоровья. В правильных порошках фосфаты заменяют дисиликатом натрия (15-30 процентов), смягчающим воду, а также дополняют цеолитами.

Ароматизаторы. Конечно, приятно, когда от белья ощущается «запах морозного утра». Но любая отдушка в составе порошка – удар по дыхательным путям младенца и риск аллергии. Гипоаллергенные порошки запаха не имеют и продаются в аптеках – они обычно проходят дополнительную очистку. В качественных порошках отдушки также могут быть заменены эфирными маслами.

Чтобы было легче ухаживать за своими волосами, производители придумали шампуни, которые обладают разными свойствами благодаря химии. Так вы можете избавиться от перхоти, сделать объемные волосы, укрепить волосы и избавиться от посеченных кончиков. Однако все шампуни, имеющие парабены и сульфаты, способны навредить здоровью. Особенно это касается маленьких деток. Мы изучили чем вредны эти вещества и что они собой представляют.

Сульфаты – это соли, производные серной кислоты. Для изготовления косметических средств используют лаурилсульфаты натрия (SLS) и аммония (ALS), лауретсульфаты натрия (SLES) и аммония (ALES). Рассмотрим их поближе.

Почти в каждом шампуне есть сульфат, так как он образует густую пену, чтобы очистить волосы. Сульфаты используют для борьбы с загрязнениями. На самом деле – это соли серной кислоты, они присутствуют в:

  • Шампунях,

  • Стиральных порошках,

  • Средствах для мытья посуды,

  • Гелях для душа,

  • Средствах для умывания.

Сульфаты способны вредить человеку. Они портят кожу лица, головы и тела. Помимо этого, сульфаты накапливаются в клетках тела и нарушают процесс метаболизма. Когда в организме накопилось слишком много этого вещества, могут начать развиваться раковые заболевания. Для детей опасность сульфата заключается в том, что он способен приостанавливать физическое развитие.

Если говорить о влиянии сульфатов на волос, тогда они:

  1. Способствуют появлению перхоти,

  2. Могут привести к полной потери волос,

  3. Нарушают структуру волос,

  4. Приводят к образованию аллергии,

  5. Делают волос ломким и тонким.

Вредность парабенов еще не доказана. Однако есть предположение онкологов, что парабены способствуют развитию опухоли груди.

В составе этих моющих средств, сульфаты имеют такое название:

  1. Сульфата аммония (ALS),

  2. Лауретсульфат натрия (SLES),

  3. Лаурилсульфат натрия (SLS),

  4. Додецилсульфат натрия (SDS).

Парабены используют для того, чтобы продлить срок годности товара. Эти элементы используют при изготовлении косметики.

Для справки! Благодаря парабенам, микробы и плесень не размножаются.

Все эти факторы, побуждают мам задумываться, чем они моют голову своему ребенку. Так как детский организм намного слабее, нежели у взрослых, нужно серьезно отнестись к выбору шампуней.

1.4.Почему нужно внимательно выбирать шампунь ребенку?

Дети имеют похожее строение волос как у взрослых, однако здесь есть свои особенности. Волосы у детей находятся на поверхности эпидермиса, а не глубоко внутри, как у взрослых. Из-за этого, волосы можно повредить, используя химические шампуни.

Так как волосы у ребенка слабые им нужно укрепиться и стать толстыми, для этого нужно использовать шампуни на растительной основе. Так как на строение волос влияет внешняя среда их нужно защищать и беречь от химикатов.

Неправильно подобранные шампуни способствуют выпадению волос и препятствуют их росту. Только когда ребенку исполнится 5 лет, тогда его волосы окрепнут и можно давать ему пользоваться взрослыми шампунями, но лучше не спешить.

Шампунь, сделанный из природных веществ, не только укрепляет волосы, но и положительно влияет на кожу головы. У маленьких деток кожа очень тонкая и на ней почти нет защитного слоя, из-за этого, на голове у новорожденных деток появляется шелуха и зуд. Чтобы не навредить коже младенца, нужно выбирать шампуни из натуральных компонентов. Только к 14 годам, у ребенка полностью сформируется кожа и тогда он может пользоваться шампунями для взрослых.

Шампуни, которые не содержат сульфаты и парабены могут плохо мылиться, однако они не оказывают плохого влияния на детский организм. Часто, в составе безвредных шампуней есть растительные компоненты. Благодаря этому, кожа ребенка не портится, а волосы укрепляются. Шампуни, имеющие натуральную основу, оказывают такие эффекты:

  1. Антисептическое действие,

  2. Не раздражает чувствительную кожу,

  3. Быстрее растут волосы,

  4. Натуральные компоненты, обволакивают волосы веществами, которые защищают их от вредных факторов.

Важные напоминания

Прежде чем купить шампунь, нужно проверить и узнать несколько моментов.

  1. Внимательно разберите состав. На упаковке шампуня есть состав, в котором не должно быть сульфатов и парабенов. Даже если в составе есть незначительное количество вредных элементов, не покупайте такую продукцию. Отдавайте предпочтению шампуням с органической основой.

  2. Натуральный шампунь в бутылке может разделяться на слои, поэтому встряхивайте бутылку, перед использованием.

  3. В основе шампуня должны быть бетаины и глюкозиды – это основные элементы. В качестве вспомогательных веществ, могут быть витамины или экстракты трав. Еще могут присутствовать поверхностно-активные вещества, но важно, чтобы они были мягкими. Не всегда в натуральных шампунях может быть пена.

  4. В натуральных шампунях не должно быть красителя, поэтому у них будит невзрачный цвет.

  5. Обязательно пересмотрите состав и убедитесь, что в шампуне нет оксида титана, додецилсульфата натрия, лауретсульфата натрия и ларилсульфата натрия.

  6. Обращайте внимание, при покупке, на запах и цвет натурального шампуня. Запах не должен быть резким или химическим, а цвет должен выглядеть натурально. Вы должны ощущать нежный запах трав.

Было бы хорошо, если вы определились с шампунем до того, как пойти в магазин. Узнайте подробную информацию о разных фирмах и сделайте свой выбор. Купив органический шампунь, вы не навредите своему ребенку и поспособствуете, чтобы его волосы были здоровыми.

1.5 Действие компонентов синтетических моющих средств на здоровье ребенка.

Когда появляется ребенок, родители начинают менять бытовую химию и косметические средства, чтобы они не навредили здоровью малыша. Ответственно подходя к выбору шампуни и других моющих средств, так вы убережете своего ребенка от аллергии и других проблем.

В сети Интернет можно найти информацию о вреде сульфатов. Говорится, что они вызывают рак, катаракту, бесплодие, аллергию, выпадение волос и перхоть. Тогда почему большинство компаний продолжает выпускать сульфатсодержащие гели для душа, пенки и шампуни?

Правда в том, что доказательств негативного воздействия сульфатов на здоровье человека нет. Около 250 исследований потребовалось, чтобы доказать: продукты с SLS, SLES, ALS и ALES безвредны при непродолжительном контакте с кожей человека. Конечно, если держать шампунь с SLS на голове хотя бы сутки, то пользы не будет. Но никто так не делает. Так вредны сульфаты или нет? 

 Единственное, что было подтверждено – высокие концентрации сульфатов вызывают раздражение и аллергию при длительном контакте с кожей (более суток). Таким образом, сульфатсодержащие шампуни и геля для душа не нанесут вреда вашему организму. В отдельных случаях, может возникать аллергия, перхоть и раздражение у людей с гиперчувствительностью кожи. 

Использование зубной пасты с лаурилсульфатом натрия вызывает стоматит.

Это правда. Отдавайте предпочтение зубной пасте без сульфатов.

Что в итоге?

Доказательств того, что сульфаты вызывают рак, катаракту и прочее, нет. Возможно, это лишь вопрос времени и скоро человечество полностью перейдет на органическую косметику. Если сульфаты в составе любимого шампуня вас пугают, то просто чередуйте его с органическим или вовсе смените на детский.

Влияние на здоровье в целом

  • Даже при низкой концентрации лаурил сульфат глубоко проникает в кожу человека, а оттуда – в кровоток.

  • Вследствие взаимной реакции его с другими ингредиентами шампуней возможно образование канцерогенных веществ – нитратов и диоксинов, которые также могут попадать в кровь.

  • SLS накапливается в тканях печени, легких и даже тканях мозга.

  • Лаурил сульфат способен изменять информацию в генетическом материале клеток.

Эти факты в настоящее время тщательно проверяются, но уже есть достаточно оснований, чтобы подходить к вопросу мытья волос с большой осторожностью. Пусть производители шампуней твердят, что лаурил сульфат натрия не вызывает рак, а лишь раздражение кожи при контакте с ней не менее 60 минут, все же здоровый скепсис нам не помешает. Попробуйте заменить шампунь с SLS на натуральные средства для мытья волос.

Глава II. Экспериментальная часть

2.1 Социологический опрос.

Что бы узнать, какие детские моющие средства наиболее популярны в нашемпоселке, мы провели анкетирование мам села Нижняя Иволга. В опросе участвовало 25мам.

Анкета состояла из двух вопросов:

1.Какими моющими средствами вы купаете своего ребенка?

2.Какое моющее средство нравиться вашему ребенку?

Анкетирование показало, что самым популярным моющим детским средством является детский шампунь образец №1 , а детское средство для купания образец №2. Достаточно большое количество мам не пользуются никакими детскими моющими средствами, а используют хозяйственное мыло.

2.2 Практическая часть. Описание проведенных испытаний.

2.2.1. По данным социологического опроса для дальнейшего исследования были отобраны 10 видов самых популярных детских моющих средств:детская пена для ванн, детский шампунь», детское жидкое мыло , детский шампунь 2 , детский шампунь 3 , зубная паста , детское средство для купания , детское крем-мыло , гель-пена для купания , детский шампунь 4 .

Определение физико-химических характеристик моющих средств.

Приготовление растворов: На весах взвесили по 1г. вышеперечисленных средств каждого вида, растворили их в 100 мл водопроводной воды, размешали до полного растворения.

1.Определение физико-химических характеристик моющих средств

1.1.Оценили запах отдушек (проверили стойкость и специфичность запахов растворов моющих средств).

1.2. Измерили рН этих растворов с помощью универсальной индикаторной бумаги.

1.3. Измерили высоту пены.

2. Определение гидрокарбонатов (изменением цвета индикатора фенолфталеина).

3. Определение фосфатов 

4. Определение сульфатов 

2.3.Результаты.

2.3.1.Запах отдушек

Название средства

Специфичность

Специфичность через 5 минут

Образец «1.Детская пена для ванн»

Умеренно приятный

Специфический

Образец №2.Детский шампунь

Приятный

Без изменений

Образец №3.Детское мыло

Приятный

Без изменений

Образец № 4.Детский шампунь «2»

Приятный

Без изменений

Образец №5.Детский шампунь «3»

Приятный

Без изменений

Образец 6.Зубная паста »

Приятный

Без изменений

Образец 7.Детское средство для купания

Приятный

Без изменений

Образец №8.Детское крем-мыло

Приятный

Без изменений

Образец № 9.Гель-пена для купания

Слабый неприятный

Без изменений

Образец 10.Детский шампунь «4»

Приятный

Без изменений

Обнаружение стойкого специфического запаха в образце №1Детская пена для ванн.

Наличие сильного запаха свидетельствует о большом количестве отдушек. Если запах поменял свою специфичность, то это свидетельствует о плохом качестве отдушек.

2.3.2. Определение рН среды.

Оборудование: химический стакан или любая стеклянная емкость, универсальная индикаторная бумага.

Ход определения. Сполоснуть стакан исследуемой водой и налить в него немного исследуемой воды. Сухими чистыми руками взять одну полоску индикаторной бумаги и погрузить кончик в пробу на 30 сек. Вынуть полоску из пробы и сравнить с цветом шкалы. Записать цифру, помещенную под наиболее подходящей к образцу по цвету полоской. Это и есть полученное значение рН.

Для определения рН раствора использовались универсальные индикаторные бумаги. Для этого в каждый исследуемый раствор помещали индикаторные полоски на несколько секунд и определяли значение рН по эталонной шкале.

Название средства

Значение рН

Образец №1 «Детская пена для ванн»

10,0

Образец №2.Детский шампунь»

5,0

Образец №3.Детское мыло

5,0

Образец № 4.Детский шампунь «2»

5,0

Образец №5.Детский шампунь «3»

5,0

Образец №6.Зубная паста »

8

Образец №7.Детское средство для купания

9

Образец №8.Детское крем-мыло

10,0

Образец № 9.Гель-пена для купания

10,0

Образец №10.Детский шампунь «4»

10,0

Уровень кислотности шампуня играет очень важную роль. Поскольку волосы содержат определенное количество влаги и имеют слегка кислую среду, то такие процессы, как окрашивание, химическая завивка, и некоторые другие придают волосам щелочную среду, разрушая волосы: они теряют упругость, секутся, становятся ломкими. В связи с этим величина pH шампуня должна приближаться к нейтральному уровню, то есть не должно быть большого контраста между уровнем кислотности кожи и волос и уровнем кислотности моющего средства.

Сильно щелочную среду показали: детское крем-мыло №8 , гель-пена для купания №9 , детский шампунь «4»№10 ,пена для ванн №1 . Слабощелочную среду показали: детский шампунь №2, детское жидкое мыло №3, детский шампунь «2»№4, детский шампунь «3»№5

2.3.3Определение высоты пены

Название средства

Высота пены,см

Кип.вода

Образец «1.Детская пена для ванн

4

Образец №2.Детский шампунь

6

Образец №3.Детское мыло

5

Образец № 4.Детский шампунь «2»

9.5

Образец №5.Детский шампунь «3»

10

Образец 6.Зубная паста »

3

Образец 7.Детское средство для купания

8

Образец №8.Детское крем-мыло

4

Образец № 9.Гель-пена для купания

9

Образец 10.Детский шампунь «4»

10

(Lauramide Dea) - это полусинтетический химикат, используемый для образования пены и сгущения различных косметических препаратов. Кроме того, применяется в моющих средствах для мытья посуды из-за способности удалять жиры. Способствует высушиванию волос и кожи; вызывает зуд, а также аллергические реакции.

Самая высокая пена: детский шампунь «3» №5, детский шампунь «4» №10 , что плохо влияет на волосы и кожу головы.

2.3.4.Определение гидрокарбонатов (фенолфталеин)

Оборудование: пробирки, фенолфталеин.

Ход работы: в пробирку налить 10мл исследуемой пробы и добавить 5-6 капель фенолфталеина. Если при этом окраска не появляется, то считается, что гидрокарбонат-ионы в пробе отсутствуют. Возникновение розовой окраски свидетельствует о наличии в пробе гидрокарбонат-ионов.

Это влияет главным образом на желудочно-кишечный тракт. Его соли оказывают на организм послабляющее действие.

Название средства

Изменение цвета

Образец «1.Детская пена для ванн

Розовая окраска

Образец №2.Детский шампунь

Окраска не появляется

Образец №3.Детское мыло

Окраска не появляется

Образец № 4.Детский шампунь «2»

Окраска не появляется

Образец №5.Детский шампунь «3»

Окраска не появляется

Образец 6.Зубная паста »

Окраска не появляется

Образец 7.Детское средство для купания

Окраска не появляется

Образец №8.Детское крем-мыло

Окраска не появляется

Образец № 9.Гель-пена для купания

Окраска не появляется

Образец 10.Детский шампунь «4»

Окраска не появляется

Окраска розового цвета у первого образца детская пена для ванн образец №1 это свидетельствует о наличии в пробе гидрокарбонат-ионов.

2.3.5.Определение фосфатов (роданид железа)

Оборудование: пробирки, капельница с раствором роданида железа.

Ход работы: В пробирку налить исследуемую пробу. Добавить несколько капель роданида железа. При наличии фосфатов образуется белый осадок фосфата железа, при том кроваво-красная окраска роданида железа обесцвечивается.

Название средства

Образование белого осадка

Образец «1.Детская пена для ванн

нет осадка

Образец №2.Детский шампунь

нет осадка

Образец №3.Детское мыло

нет осадка

Образец № 4.Детский шампунь «2»

нет осадка

Образец №5.Детский шампунь «3»

нет осадка

Образец 6.Зубная паста »

белый осадок

Образец 7.Детское средство для купания

нет осадка

Образец №8.Детское крем-мыло

нет осадка

Образец № 9.Гель-пена для купания

белый осадок

Образец 10.Детский шампунь «4»

нет осадка

Белый осадок образовался в двух образцах №6 Зубная паста , № 9 гель-пена для купания это свидетельствует о наличии фосфатов. Сульфаты накапливаются в клетках тела и нарушают процесс метаболизма. Когда в организме накопилось слишком много этого вещества, могут начать развиваться раковые заболевания. Для детей опасность сульфата заключается в том, что он способен приостанавливать физическое развитие.

2.3.6.Определение сульфатов (HCl и BaCl2)

Оборудование: пробирки, раствор соляной кислоты (1:5), раствор 5%- ного хлорида бария.

Ход работы: в пробирку налить 10 мл исследуемой пробы, 0,5мл раствора соляной кислоты (1:5) и 2 мл 5%-ного раствора хлорида бария, затем перемешать. По характеру выпавшего осадка определить ориентировочное содержание сульфатов: при отсутствии мути – концентрация сульфат-ионов менее 5 мг/л; при слабой мути, появляющейся не сразу, а через несколько минут – 5-10 мг/л; при слабой мути, появляющейся сразу после добавления хлорида бария – 10-100мг/л; сильная, быстро оседающая муть свидетельствует о достаточно высоком содержании сульфат-ионов (более 100мг/л).

Название средства

Выпад осадков

Образец «1.Детская пена для ванн

осадок появился не сразу при слабой мути раствора

Образец №2.Детский шампунь

осадок появился не сразу при слабой мути раствора

Образец №3.Детское мыло

осадок появился не сразу при слабой мути раствора

Образец № 4.Детский шампунь «2»

осадок появился не сразу при слабой мути раствора

Образец №5.Детский шампунь «3»

осадок появился не сразу при слабой мути раствора

Образец 6.Зубная паста »

осадок появился сразу

Образец 7.Детское средство для купания

осадок появился не сразу при слабой мути раствора

Образец №8.Детское крем-мыло

осадок появился не сразу при слабой мути раствора

Образец № 9.Гель-пена для купания

осадок появился сразу

Образец 10.Детский шампунь «4»

осадок появился не сразу при слабой мути раствора

В образце №6зубная паста и № 9гель-пена для купания белый осадок появился сразу это свидетельствует о достаточно высоком содержании сульфат-ионов. Сульфаты накапливаются в клетках тела и нарушают процесс метаболизма. Когда в организме накопилось слишком много этого вещества, могут начать развиваться раковые заболевания. Для детей опасность сульфата заключается в том, что он способен приостанавливать физическое развитие.

2.4.Выводы

Наше исследование позволило сделать вывод о том, что использование детских моющих средств– неполезная процедура. Но мы предлагаем использовать народный опыт, ценность которого все больше подтверждается научными исследованиями, вместо магазинных средств пользоваться натуральными природными компонентами.

Заключение.

Своей работой мы лишь хотим попытаться привлечь внимание мам к этой проблеме, показать, что довольно просто защитить здоровье своих детей – руководствоваться простыми правилами техники безопасности при детских моющими средствами и внимательнее относиться к выбору продукта.

Каждый из нас – Творец своей судьбы и своей жизни. Поэтому здоровье ваших детей зависит только от вас. Но помните, что от выбора каждого из нас зависит также, и экология нашей общей планеты под названием Земля.

Если вы хотите быть здоровыми и счастливыми, нет ничего проще использования натуральных природных средств.

Список литературы

  1. Большая биологическая энциклопедия, М., «Большая энциклопедия»,1987 г.

  2. Виноградова В.И. «Методика изучения биологии», М. «Просвещение», 1998 г.

  3. Габриелян О.С. «Химия 11 класс», М. «Дрофа», 2002 г.

  4. Юдин А.М. Химия в нашем доме: Справ. изд. – М.: Химия, 1989.

  5. АртеменкоА. И. Удивительный мир органической химии. М, 2004.

  6. Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. Л., Химия. Ленинградское отделение. 2015.

  7. Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. М.: Химия, 2002г.

  8. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. ∕ Глав. ред. В.А.Володин. - М.: Аванта.

  9. Учебник. Органическая химия.А.И. Бусев Определения, понятия, термины в химии. Москва. Просвещение,1981г.

  10. http:// www.xumuk.ru

  11. http:// www.chemistry.ru

  12. http://edu.nstu.ru

  13. http://www.bibliotekar.ru/spravochnik

  14. 55/http://www.vitamarg.com/eco/article/679-vliynie-bitovoy-himiiЯндекс

  15. Картинки http://www.znaytovar.ru/s/Klassifikaciya-i-assortiment-si.html

ru.wikipedia

Приложение 1

Рецепты домашних шампуней без химии

  • Коньячный. В 200 г воды добавить натертый кусок самого простого (дегтярное, банное, детское) мыла и довести до кипения, добавить 2 столовые ложки коньяка и 15 г лимонной кислоты. Ополоснуть волосы отваром ромашки.

  • Сывороточный. Волосы намочить и протереть тальком, крахмалом или порошком горчицы (3 столовые ложки); такая смесь бережно снимет кожное сало. Затем ее следует смыть и втереть в волосы смесь из 3 столовых ложек сыворотки и одного желтка на 5 минут.

  • Протеиновый. Смешать 2 желтка и столовую ложку желатина в порошке (можно сделать раствор желатина: на 1 столовую ложку желатина – 3 столовых ложки воды) и 1 чайную ложку горчицы. Смешать в однородную эмульсию, нанести на влажные волосы, подержать 5-10 минут и смыть.

  • Ржаной. Три куска ржаного хлеба варить в воде 5 минут, протереть через сито и нанести эту смесь на волосы, тщательно втереть и оставить на 10 минут под полиэтиленовой «шапочкой».

Если вы все же не готовы отказаться от привычного быстрого мытья шампунем, то, по крайней мере, не покупайте:

  • Дешевые варианты.

  • Слишком жидкие и ядовитого цвета шампуни.

  • Шампуни с уличных лотков. При минусовой температуре ингредиенты шампуня портятся и становятся более агрессивными.

Попробуйте купить:

  • Шампуни известных фирм в аптеках или крупных магазинах.

  • Шампуни с дозатором.

  • Шампуни, содержащие не SLS, а его аналог под названием лаурет сульфат натрия или SLES. Он является более щадящим и менее раздражающим кожу веществом.

Если видите на этикетке надпись «шампунь полностью натуральный», проверьте состав. Упоминание о «производных от кокосового масла» укажет вам на то, что в шампунь входит именно SLS, только замаскированный.

Просмотров работы: 18