Создание образовательного чат-бота по русскому языку

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание образовательного чат-бота по русскому языку

Алтунян В.А. 1Кузин К.Р. 1Науменко М.В. 1
1ГБОУ Гимназия 177 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Картукова С.А. 1
1ГБОУ Гимназия 177 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир немыслим без интернет-технологий, которые постоянно развиваются. То, что вчера казалось фантастикой, сегодня становится реальностью. Особенно бурно развиваются новые системы искусственного интеллекта. Сегодня функции виртуального собеседника не только развлекать, но и быть надежным помощником в повседневной работе. Таковы чат-боты – одна из самых прогрессивных и перспективных технологий в мире интеллекта. Данная технология востребована на различных рынках: от рекламы до разработки программного обеспечения. В своей работе мы бы хотели показать значимость и работу чат-ботов в обучении, а именно по русскому языку [1].

Ежегодно учащиеся сталкиваются с необходимостью подготовки к ВПР по русскому языку. В одном из заданий необходимо расставить в словах ударение [2]. Мы спросили у ребят, совершают ли они ошибки при решении орфоэпических задач (постановка ударения, произношения слов), хотели бы они совершенствовать свои знания в орфоэпии, хотели бы вы использовать цифровой помощник при отработке орфоэпии?

Рисунок -1 Анкетирование одноклассников

С аналогичными вопросами мы обратились к учителям гимназии.

Полученные результаты, помогли нам определиться с тематикой создания чат-бота.

Исходя из этого, целью проекта являетсясоздание собственного чат-бота для отработки навыка соблюдения в речевой практике основных орфоэпических норм русского литературного языка.

Задачи, которые нам предстоит решить:

1. Познакомиться с историей появления чат-ботов.

2. Исследовать практические инструменты и методы разработки функционала для чат-ботов.

3. Разработать чат-бота со своим функционалом в мессенджере «Telegram».

4. Провести апробацию продукта.

1. Знакомство с историей появления чат-ботов

Чат-боты – это виртуальные собеседники, программы, имитирующие живого человека. В основу работы положен алгоритм искусственного интеллекта. Чат-боты в том виде, в котором мы их сейчас знаем существуют с середины 1960-х годов. Английский ученый-компьютерщик Алан Тюринг в 1950 году написал научную статью под названием «Вычислительные машины и интеллект». В своей статье ученый высказал мысль о том, что компьютерная программа может думать и говорить, как человек [3].

В 1996 году в лаборатории искусственного интеллекта (ИИ) Массачусетского технологического института Джозефом Вейценбаумом была создана первая в мире программа-чаттербот – ELIZA. Она была предназначена для взаимодействия с людьми путем имитации человеческого разговора с использованием запрограммированных ответов [4].

Созданный в 1988 году программистом-самоучкой Роллом Карпентером чат-бот Jabberwacky пытался стимулировать естественные человеческие разговоры в развлекательной форме.

В 1992 году для MS-Dos был создан чат-бот Dr.Sbaitso. Он был разработан для демонстрирования своей способности генерировать синтезированный голос с помощью звуковых карт. Разговор с ним был похож больше на сеанс с психологом, поскольку большинство вопросов, которые он задавал, были на уровне «Почему вы так себя чувствуете?». Бот избегал более сложных взаимодействий.

В 1995 году другой выдающийся ученый-компьютерщик Ричард Уоллес, разработал чат-бота ALICE.

В 2001 году были заложены основы популярной Siri.

В 2016 году была открыта платформа Messenger для чат-ботов [5].

2. Разработка чат-бота со своим функционалом в мессенджере «Telegram».

Процесс разработки создания собственного чат-бота мы разделен на три этапа: аналитический, планировочный и практический.

В процессе аналитического этапа мы расширяли свои знания по теме исследования. Познакомились с различными мессенджерами, представленными на российском рынке, такими как: VK, Telegram, WhatsApp. После оценили их на предмет удобства использования и широту функционала. Из всех мессенджеров больше всего нам приглянулся именно Telegram, поскольку он является наиболее знакомым и удобным, предлагает открытый и удобный API для создания ботов.

Второй этап – разработка структуры чат-бота и содержательного контента чат-бота.

На рисунке 2 представлена внутренняя структура нашего бота.

Рисунок 2 – Внутренняя структура чат-бота

Как работает наш бот? Вы нажимаете на кнопку «старт», которая будет внизу, далее вам приходит уведомление где вам предлагается выбрать группу слов. После того как вы выбрали группу будет два варианта ответа «правильный» и «неправильный» (рисунок 3). Если вы выбрали «правильный», то проходите дальше либо возвращайтесь в главное меню, но если вы выберете «неверно», то у вас появится стишок «запоминалка» (рисунок 4).

Рисунок 3 – Работа чат-бота

Рисунок 4 – «Запоминалка»

В своей работе мы использовали обязательный орфоэпический минимум, а также стишки-запоминалки о которых упоминули ранее

Практическая значимость работы заключается в достижении следующих эффектов:

  • обучающимся чат-бот позволит мгновенно и в любое время суток получать доступ к образовательному контенту и тренироваться в правильном произношении слов;

  • учителями может быть применен на занятиях внеурочной деятельности, рекомендован в качестве домашнего задания как онлайн-тренажёр.

3. Апробация продукта

При помощи одноклассников был протестирован функционал данного средства. Чат-бот получил высокую оценку со стороны «тестировщиков». Отмечена простота использования, современность и доступность продукта. Этому свидетельствуют ответы анкетирования.

Рисунок 5 – Результаты тестирования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическая значимость проекта для учеников и учителей заключается в следующих аспектах:

  • обучающимся чат-бот позволит мгновенно и в любое время суток получать доступ к образовательному контент и тренироваться в правильном произношении слов;

  • учителями может быть применен на занятиях внеурочной деятельности, рекомендован ученикам в качестве домашнего задания как онлайн-тренажёр.

В ходе работы над проектом мы научились искать и анализировать научную литературу, интернет-ресурсы, создавать Яндекс-формы для проведения анкетирования, работать в команде.

Таким образом, цель, сформулированная в начале проекта – создание собственного чат-бота для отработки навыка соблюдения в речевой практике основных орфоэпических норм русского литературного языка, достигнута. Все поставленные задачи решены.

.

Список использованных источников и литературы

  1. Горячкин Б.С., Галичий Д.А., Цапий В.С., Бурашников В.В., Крутов Т.Ю. Эффективность использования чат-ботов в образовательном процессе // E-Scio. 2021. № 4 (55). С. 529-551.

  2. Большой орфоэпический словарь русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://gramota.ru/biblioteka/slovari/bolshoj-orfoepicheskij-slovar-russkogo-yazyka (дата обращения: 22.11.2023)

  3. Гречихин С.С. Дистанционное обучение с помощью образовательных чат-ботов в современных мессенджерах // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 3 (32). С. 66-68.

  4. Чат-бот Telegram [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/ru/articles/262247/ (дата обращения: 15.10.2023)

  5. Научная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scask.ru (дата обращения: 26.01.2024)

Просмотров работы: 68