Введение
Словарный запас – кладовая слов, которые использует человек во время разговора или при письме. Размер этого хранилища у каждого разный. Например, словарный запас большинства детей совсем небольшой. Но эту ситуацию можно изменить.
В своем исследовании мы решили выдвинуть проблему увеличения словарного запаса школьника с помощью изучения синонимов. Данная проблема актуальна во все времена, поскольку небольшой словарный запас мешает обучению, развитию и общению ребенка. Но особенно остро она стоит сейчас, в век высоких технологий. Активное использование телефонов, компьютеров и прочих гаджетов лишает детей многих полезных занятий. Чтение книг и даже общение со сверстниками уходят на задний план.
В работе мы решили сделать акцент на изучение синонимов, так как именно они делают нашу речь богатой и красивой. Ученые считают, что лучший источник новых слов – произведения классиков русской литературы. Поэтому для пополнения словаря мы выбрали «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
Цель нашей работы: выявить возможности пополнения словарного запаса младших школьников путём изучения синонимов в произведении русской литературы.
Предметом исследования стал словарный запас учеников третьих классов.
Проблема, цель и предмет исследования потребовали решения следующих задач:
изучение понятий «словарный запас» и «синоним»;
определение словарного запаса учеников третьего класса и их родителей;
анализ синонимов в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина;
создание настольной игры, которая поможет увеличить словарный запас школьников;
выявление наиболее эффективного способа пополнения словарного запаса с помощью экспериментов.
Основными способами пополнения словарного запаса в младшем школьном возрасте являются чтение литературы, прослушивание текстов (например, художественных произведений), игра.
Гипотеза: мы предполагаем, что наиболее эффективным способом обогащения словаря будет игра, которая повышает интерес к самому процессу, стимулирует познавательную активность, помогает закрепить и уточнить словарь.
Методы исследования: анкетирование, анализ, эксперимент. Кроме того, мы ознакомились с научной литературой, словарями и поработали с информацией из сети Интернет.
1 Теоретическая часть
Что такое словарный запас?
Словарный запас – это количество слов, которые человек понимает и использует во время разговора или при письме. Благодаря этому запасу, мы общаемся друг с другом, выражаем свои мысли и доносим их до собеседника. Чем больше словарный запас человека, тем выше уровень его образования и культурного развития.
Словарный запас детей и взрослых состоит из двух категорий:
Активный словарный запас – слова, которые человек употребляет регулярно в устной речи и при письме.
Пассивный словарный запас – состоит из слов, которые человек знает, но сам не использует. Он значительно больше активного словаря.
Как правило, люди с богатым словарным запасом имеют больше шансов на успех в учебе, на работе и даже просто в отношениях с другими людьми.
Пожалуй, самый значимый показатель богатства словарного запаса – знание и использование синонимов. Если человек легко может подобрать смысловые пары, то его речь точно уже не будет однообразной и скучной.
Словарный запас взрослого человека и школьника
Каким должен быть идеальный словарный запас взрослого человека – точного ответа нет. К примеру, словарь В.И. Даля содержит более 200 тыс. слов, Академический словарь русского языка – примерно 130 тыс. слов, последнее издание словаря С.И. Ожегова – 70 тыс. слов. Очевидно, что даже самые эрудированные люди не владеют таким словарным запасом. По последним данным, активный запас взрослого составляет от 5 тыс. до 35 тыс. слов, пассивный – от 20 тыс. до 100 тыс. слов.
Нет единого мнения и по идеальному объему словарного запаса школьников. Дети семи лет используют от 3 до 7 тысяч слов, а к концу начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно словарь школьника пополняется в среднем на 5-8 новых слов.
Объем словарного запаса у одного и того же человека в разные периоды времени может отличаться, так как он постоянно развивается – узнает новые слова, но при этом забывает или перестает использовать ранее выученные.
Как пополнить словарный запас школьника?
Все, что окружает нас, может помочь в пополнении словарного запаса младшего школьника. Перечислим основные способы:
Конечно, главный и самый надежный источник новых слов – чтение. Школьные учебники, художественная литература, журналы, газеты и даже статьи в интернете легко справляются с этой задачей. Именно процесс чтения литературы помогает перевести слова из пассивного словаря школьников в активный.
Другой важный способ знакомства с новыми словами – прослушивание разных текстов, живое общение с людьми. Новые слова, услышанные в школе из уст учителя, одноклассника, а также от родителей вполне могут войти в активный словарный запас обучающегося.
Ну и третий эффективный источник новых слов – специальные игры, задания, головоломки. Например, подбирая интересные синонимы к общеизвестному слову, ребенок знакомится с новыми словами, которые могут перейти в его словарный запас.
1.4. Методы измерения словарного запаса
В интернете предостаточно онлайн-программ, которые позволяют буквально за несколько минут определить количество слов, которые знает конкретный человек. При этом предлагаются разные методики. Но в основе каждой из них лежит одна цель – узнать, насколько правильно человек понимает значения слов. Большинство заданий онлайн-тестов построено именно на знании синонимов различных слов.
1.5. Синонимические средства русского языка
Ученые давно изучают существующие в языке слова, которые звучат по-разному, а обозначают примерно одно и то же. Называются эти слова синонимами. Автор «Словаря синонимов русского языка» З.Е. Александрова дает следующее определение: «Синонимами признаются слова, выражающие одно и то же понятие, тождественные или близкие по своему значению, которые отличаются один от другого или оттенками значениями, или стилистической окраской (и сферой употребления), или одновременно обоими названными признаками».
Если внимательно работать со словарем синонимов, то можно заметить, что у каких-то слов синонимов нет совсем, у некоторых слов есть всего по одному синониму. Большинство же слов имеет несколько синонимов, а иногда их много. Такие группы синонимов ученые называют синонимическими рядами. А.П. Евгеньева считает, что основой каждого синонимического ряда «является понятие, имеющее для своего обозначения два или несколько различных слов, которые и образуют данную группу». Синонимический ряд начинается опорным словом, или доминантой. Например, в синонимическом ряду «смеяться», «посмеиваться», «хихикать», «хохотать», «заливаться», «ржать» доминантой будет слово «смеяться».
В языке синонимы могут выполнять разные функции. З.Е. Александрова называет три из них:
1) функция замещения, связанная прежде всего со стремлением избежать нежелательных повторений одних и тех же лексических единиц;
2) функция уточнения, связанная с желанием говорящего или пишущего более четко передать мысль;
3) функция экспрессивно-стилистическая, связанная с выражением многообразных оценок.
В художественной, поэтической речи синонимы выполняют еще и другую роль. Они помогают автору выразить свое отношение к тому, что он изображает, а также сделать это изображение более красочным, ярким. А.И. Ефимов в книге: «Стилистика художественной речи» пишет: «Синонимические средства разнообразят, украшают и таким образом обогащают словесно-художественное изображение… Богатство синонимов у писателя – свидетельство богатства его языка и стилистической изобретательности».
Создавая свои произведения, писатели очень серьезно относятся к выбору из синонимического ряда тех слов, которые помогут ярче нарисовать задуманный образ. Чаще всего писателям приходится использовать синонимы в таких произведениях, в которых большое место занимают диалоги: если в тексте много диалогов, то автору нужно употребить и много глаголов речи, а значит, он должен будет использовать и синонимы. «Самый выбор глагола речи или мысли, который обычно включается в предложения, вводящие прямую речь, открывает большие стилистические возможности. Синонимика глаголов используется писателями не только для устранения однообразия в рассматриваемой конструкции, но и для более выразительной передачи смыслов и изобразительных оттенков, характеризующих произнесение прямой речи или диалога», - отмечал Д.Э. Розенталь.
Исследовательская часть
2.1.Анкетирование. Измерение словарного запаса школьников и их родителей.
Цель. Определить объем словарного запаса детей и взрослых, выяснить их особенности.
Ход исследования. Мы составили анкеты (Приложение 1 и Приложение 3), на вопросы которых предложили ответить ученикам 3А класса школы №19, а также их родителям. Опрос проводился анонимно
Выводы. Анкетирование показало интересные результаты. Оказалось, что значительная часть третьеклассников (54%) обладают очень высоким уровнем словарного запаса. Оставшаяся часть детей разделилась поровну. По 23% класса имеют высокий и средний объем слов.
Похожие результаты показало и анкетирование родителей: 60% взрослых обладают очень высоким уровнем словарного запаса, 28% - высоким, 12% - средним. Все результаты анкетирования представлены в Приложении №5
Данные результаты нас очень порадовали. Но они не уменьшают значимость нашего исследования. Поскольку работать над повышением уровня словарного запаса в детском возрасте очень важно.
2.2. Анализ. Использование синонимов в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Цель. Проанализировать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и выяснить, какие синонимы использует поэт и какие функции в произведении они выполняют.
Ход работы. Мы наблюдали, как А.С. Пушкин использует синонимичные глаголы речи в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях». Оказалось, что всего поэт в этой сказке употребляет глаголы речи 61 раз, при этом он использует 17 разных синонимов. (См. таблицу 1).
Глаголы «сказал», «говорил», «ответил» автор употребляет намного чаще, чем другие глаголы речи. Почему так происходит? Мы думаем потому, что эти глаголы не передают какого-либо особого отношения автора к своим героям, поэтому могут использоваться для введения слов любого из них. Кроме глаголов «сказал», «говорил» для передачи спокойного состояния героев, А.С. Пушкин употребляет такие глаголы, как «произнесла», «услышала в ответ», «Королевич отвечал», «красно Солнце отвечало», «и кого ни спросит он». Автор использует перечисленные глаголы речи скорее всего для того, чтобы избежать однообразия в построении авторских слов при диалоге. Синонимы выступают здесь в своей основной функции замещения.
Из указанных глаголов речи царица употребляет следующие: «и, красуясь, говорила…», «но скажи…», «и с улыбкой говорила…». Но и в речи этого персонажа есть глаголы говорения, принадлежащие народно–поэтическому языку, например: «перемолвилася (побеседовала) с ним», «…и наказывает (поручает, велит, приказывает) ей». Царице же принадлежат глаголы речи, которые в словаре имеют помету «просторечие»: «Это врёшь ты мне назло» (врёшь - в значении говоришь). Интересен глагол «налетела»:
И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня?»
В данной реплике глагол «налетела» принимает на себя функцию глагола речи и получает смысловое значение «наскочила, сказала со злобой, обратилась со злобой». Его можно отнести к разряду контекстуальных синонимов. Употребление глаголов речи, принадлежащих к разным стилистическим пластам, также является характеристикой персонажа наряду с описанием внешности (Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла) и описанием её характера (Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива).
Среди глаголов речи, которые используются в репликах богатырей, чаще других звучит слово «молвит»: «старший молвит, поклонясь», «братья молвили», «старший молвит». Оно пришло из народно-поэтической речи и является ярчайшей характеристикой самих богатырей, подчеркивая, что они часть этого мира.
Царевна в своей речи чаще других употребляет слова, принадлежащие народно – поэтической среде. Например: «тихо молвила» (сказала), «взмолилась» (попросила). И это также является её речевой характеристикой. Синонимы выполняют здесь функцию эмоционально–стилистическую, связанную с выражением многообразных оценок.
В речи автора чаще звучат нейтральные глаголы: «отвечает ей черница», «услышала в ответ», «ей царевна говорит», «старушоночка сказала», «хочет ей сказать». В «Словаре синонимов русского языка» слова «сказал», «отвечал» являются опорными для всех остальных синонимов, то есть в синонимическом ряду близких по значению глаголов они будут доминантой. Можно сделать вывод о том, что доминанты синонимических рядов в речи используются чаще, чем остальные синонимы, именно они выполняют функцию замещения.
Однако и в речи автора звучат слова народно – поэтические: «правду молвить», «кинулся, взывая». Интересно отметить, что со словом «молва», автор использует два глагола речи: «и молва трезвонить стала» (трезвонить – говорить, разносить, разглашать) и «трубит молва» (говорит, разносит, разглашает). Оба слова можно расценить как контекстные синонимы, и в речи автора они имеют негативную окраску. Это соответствует народной оценке всего того, что связано с понятием «молва». Например, в пословицах: «Худая молва – злая трава, а траву и скосить можно», «Не всё то правда, что молва несёт».
Для того чтобы передать взволнованное, беспокойное состояние персонажей, их внутреннюю тревогу или, наоборот, радость, А. Пушкин включает в слова автора однокоренные глаголы «кричит она», «взывая».
В использовании других синонимов мы обратили внимание на стремление автора заменить слова стилистически нейтральные на те, которые используются в народно – поэтической речи. Например: «смотрит - глядючи», вернулся – «воротился», приказывает – «наказывает», не тоскуй – «не кручинься», горюет – «тужит», влезла – «взобралась», обращаться – «величать», отказалась – «отрекалась», добрые молодцы – «честные», вздохнув – «привздохнув», не спорит – «не прекословит», «не перечут». Подобная замена синонимов связана с желанием автора воспроизвести живую народную речь, передать ее красоту и краски.
Мастерство А. Пушкина заключается и в том, что, употребляя одно и то же слово, он наполняет его разным значением. У каждого такого слова будет свой ряд синонимов со своей доминантой. А между собой такие слова будут называться многозначными. Рассмотрим это на примерах из «Сказки о мёртвой царевне».
А) (Царевна) «в руки яблочко взяла» - прямое значение: брать, держать, получить
(Царица) «и умом и всем взяла» - отличалась (умом и всем), имела (ум и всё, что украшает женщину)
«Тут (царицу) тоска взяла – охватила.
Б) Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили (поместили)
Царица злая, ей (Чернавке)…угрожая
Положила иль не жить, (решила, приняла решение)
Иль царевну погубить…
Подобные языковые явления следует различать, учитывать и не смешивать их.
Выводы. Итак, мы убедились, что синонимы в художественной речи играют важную роль. Изученные нами синонимы представлены в таблицах 1 и 2. Эту информацию мы будем использовать при проведении экспериментов.
Также мы установили, что в процессе творчества великий поэт использует синонимы во всех их функциях: замещения, уточнения и экспрессивно-стилистической, связанной с выражением различных эмоций.
Таблица1. Глаголы речи
Нейтральные |
Народно-поэтические |
Просторечные |
Сказал, говорил, ответил, произнесла, спросила, кричит, взывая |
Перемолвилася, наказывает, взмолилась, молвит, трезвонит, трубит, величать |
Врешь, налетела |
Таблица 2. Синонимические пары глаголов
Народно-поэтические |
Нейтральные |
глядючи |
смотрит |
воротился |
вернулся |
наказывает |
приказывает |
не кручинься |
не тоскуй |
тужит |
горюет |
взобралась |
влезла |
величать |
обращаться |
отреклась |
отказалась |
Честные молодцы |
добрые молодцы |
привздохнув |
вздохнув |
не прекословит |
не спорит |
не перечут |
не возражают |
2.3. Практическая работа. Создание настольной игры
Цель. Создать настольную игру, которая поможет увеличить словарный запас школьников.
Ход работы. В основу игры легли глаголы народно-поэтической речи, найденные нами в произведении А.С. Пушкина. Чтобы детям было легче понять их значение и подобрать к ним синонимы, мы решили использовать фрагменты сказки, где данные слова употребляются. Так появились игровые карточки. (См. Приложение 6)
Игровое поле мы разбили на секторы, попадая на которые, дети смогут получить награду за правильно названные синонимы. Количество синонимов, которые дети могут назвать в ходе игры, возрастает с 1 до 5, тем самым повышаются шансы игроков на победу.
Также мы составили правила игры и лист с подсказками, сделали награды за каждый правильный ответ – звездочки, а победителям по результатам игры – короны. Своими руками смастерили фишки и кубик. Учитывая специфику слов, которые использовались нами, мы решили назвать игру «Царство-государство синонимов». С игрой и ее составляющими можно ознакомиться в Приложении 6.
2.4. Эксперимент №1. Влияет ли чтение на пополнение словарного запаса?
Цель. Выяснить, как влияет чтение на словарный запас школьников.
Ход исследования. Для проведения экспериментов мы поделили учеников 3А класса на три группы. Первой группе (9 человек) вначале эксперимента мы предложили подобрать к словам синонимы, которые нашли в произведении А.С. Пушкина. (Приложение 7) Проанализировали результаты опроса. Затем предложили прочитать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. На последней стадии эксперимента мы вновь предложили школьникам подобрать синонимы к словам, которые использовали в первой части эксперимента.
Выводы: Во время эксперимента мы выяснили, что чтение помогло понять детям многие ранее неизвестные слова. В начале эксперимента дети смогли подобрать к слову «сказал» от 1 до 3 синонимов, после прочтения сказки их количество увеличилось – от 2 до 5. Интересно отметить, что 44% ребят, прочитав сказку А.С. Пушкина, пополнили свой словарный запас словом «молвил». Наметился прогресс и в подборе синонимов к глаголам народно-поэтической речи. В целом после чтения сказки дети объяснили на 4 слова больше. Например, 11% детей, смогли подобрать нейтральные синонимы к словам: тужит, величать, не кручинься. А 22% школьников поняли слово «отреклась». Результаты эксперимента представлены в Приложении 8.
2.5. Эксперимент №2. Словарный запас и живая речь.
Цель. Узнать, насколько эффективно влияет прослушивание текста на обогащение словарного запаса школьника.
Ход исследования. Вначале эксперимента мы предложили второй группе учеников 3 А класса (10 человек) подобрать к словам синонимы (Приложение 7), которые нашли в произведении А.С. Пушкина. Проанализировали результаты опроса. Затем на уроке они послушали текст «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. На последней стадии эксперимента мы вновь предложили школьникам подобрать синонимы к словам, которые использовали в первой части эксперимента.
Выводы: В ходе эксперимента оказалось, что живая речь тоже положительно повлияла на словарный запас детей, но все-таки меньше, чем чтение. В начале эксперимента дети смогли подобрать к слову «сказал» - от 2 до 3 синонимов, в завершении - от 2 до 4. Только 20% учеников пополнили свой словарный запас глаголом «молвит». При выполнении второго задания, после прослушивания сказки оказалось, что школьники смогли подобрать нейтральные синонимы только к трем новым словам: наказывает, отреклась, добрые молодцы. И таких - 10% ребят. С итогами эксперимента можно ознакомиться в Приложении 9.
2.6. Эксперимент №3. Роль игр в пополнении словарного запаса
Цель. Установить пользу специальных игр, заданий, головоломок для увеличения словарного запаса школьника.
Ход исследования. Вначале эксперимента мы предложили третьей группе учеников 3А класса (9 человек) подобрать к словам синонимы (Приложение 7), которые нашли в произведении А.С. Пушкина. Проанализировали результаты опроса. Затем на уроке дети опробовали игру, которую мы составили на основе синонимов из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. (Приложение 6). На последней стадии эксперимента мы вновь предложили школьникам подобрать синонимы к словам, которые использовали в первой части эксперимента.
Выводы: Эксперимент показал, что игра лучше всего повлияла на словарный запас детей. В начале эксперимента дети смогли подобрать к слову «сказал» от 1 до 4 синонимов, в конце – от 2 до 6. Кроме того 56% школьников добавили в свой словарь – глагол «молвил». В целом 6 неизвестных ранее глаголов народно-поэтического стиля стали понятны детям в конце эксперимента. Так, 22% детей после игры смогли подобрать синонимы к словам: «воротился», «тужит», «отреклась», «привздохнув», а 11% детей к словам: «наказывает», «не кручинься». Результаты эксперимента представлены в Приложении 10.
Заключение
В ходе исследования мы познакомились со многими источниками информации, выполнили их анализ, таким образом, подготовив теоретическую базу для нашей работы. Мы определили, что такое словарный запас взрослых и детей. Кроме того, выяснили, какие есть способы пополнения словарного запаса и какие методы его измерения существуют. Также нами была проделана большая работа по изучению понятия синонимов.
Исследовательскую часть нашей работы мы начали с измерения словарного запаса школьников и их родителей. Результаты оказались очень приятными. Среди детей: 54% обладают очень высоким уровнем словарного запаса, а по 23% - высоким и средним. У родителей 60% - очень высоким объемом словарного запаса, 28% - высоким и 12% средним.
Анализируя произведение А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», мы убедились, что синонимы в художественной речи играют важную роль. Мы установили, что в процессе творчества великий поэт использует синонимы во всех их функциях: замещения, уточнения и экспрессивно-стилистической, связанной с выражением различных эмоций. Найденные нами синонимы, стали основой для проведения дальнейших экспериментов.
В ходе работы мы создали настольную игру, которая поможет увеличить словарный запас школьников. В ее основу легли глаголы народно-поэтической речи, найденные нами в произведении А.С. Пушкина. Мы создали игровое поле, карточки, составили правила игры и лист с подсказками, сделали награды за каждый правильный ответ – звездочки, а победителям по результатам игры – короны. Своими руками смастерили фишки и кубик. Учитывая специфику слов, которые использовались нами, мы решили назвать игру «Царство-государство синонимов».
Чтобы выяснить, какой способ пополнения словарного запаса (чтение, живая речь или игры) наиболее эффективный, мы провели три эксперимента. Для этого мы разделили 3 А класс на три примерно равные группы. По итогам экспериментов выяснилось, что после игры дети смогли подобрать к слову «сказал» наибольшее количество синонимов – до 6. Меньший результат оказался у ребят прочитавших сказку (до 5 слов) и самый небольшой у тех, кто воспринимал произведение на слух – до 4 слов. Интересно отметить, что после знакомства с произведением А.С. Пушкина большинство детей дополнили синонимический ряд глагола «сказал» именно словом «молвил». В группе, которая читала сказку, таких оказалось – 44% ребят, в группе прослушавших – 20%, а после игры – 56% школьников. Также распределились места и по итогам второго задания – подбора нейтральных синонимов к глаголам народно-поэтической речи. В целом после чтения сказки дети смогли объяснить на 4 слова больше, после прослушивания – на 3 слова, а после игры на 6 слов.
Эксперименты показали, что все способы пополнения словарного запаса достаточно полезны. Но все-таки самым эффективным оказались игры, на втором месте – чтение, на третьем - прослушивание сказки. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, полностью доказана. Настольная игра, которая повышает интерес к самому процессу, стимулирует познавательную активность, помогает закрепить и уточнить словарь стала самым эффективным способом обогащения словарного запаса.
Список использованных источников и литературы
Головин Г. Тест словарного запаса/ Головин Г. [электронный ресурс] // MyVocaab: [сайт]. – URL: https://www.myvocab.info/ (дата обращения 10.11.2023)
Ефимов А.И. Стилистика художественной речи [текст] / Ефимов А.И. – Москва: Издательство Московского университета, 1957 – 448с.
Илькани А.С. Методики для диагностики уровня активного словарного запаса младших школьников/ Илькани А.С. [электронный ресурс] // nsportal.ru: [сайт]. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2022/01/03/metodiki-dlya-diagnostiki-urovnya-aktivnogo-slovarnogo/ (дата обращения 28.10.2023).
Пушкин А.С. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях [текст] / Пушкин А.С. - Москва: Издательство АСТ, 2022 – 64с.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов по специальности Журналистика [текст] / Розенталь Д.Э. – 5-е изд. – Москва: Высшая школа, 1987 – 399с.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей [текст] / Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 1985 – 599с.
Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Ок. 11000 синоним.рядов [текст] / сост. Александрова З.Е – 11-е изд. - Москва: Библиотека словарей русского языка, 2001 – 568с.
Словарь синонимов и антонимов современного русского языка. 50000 слов [текст] / сост. Гаврилова А.С. – Москва: Аделант, 2014 – 800с.
Словарь синонимов русского языка: в 2т [текст] / сост. Евгеньева, А.П. – Москва: Астрель: АСТ, 2003 – 681с. + 702с.
Ушакова Е.А. Тест для проверки словарного запаса у детей в 8-9 лет/ Ушакова Е.А. [электронный ресурс] // Инфоурок: [сайт]. – URL: https://infourok.ru/test-dlya-proverki-slovarnogo-zapasa-u-detey-v-let-535233/ (дата обращения 28.10.2023)
Приложение 1.
Анкета для измерения словарного запаса школьников
1 вариант
Дорогой ученик! Просим тебя принять участие в анкетировании. Оно анонимное, значит писать свои фамилию и имя не надо. Только просим подчеркнуть свой пол: мальчик или девочка.
Подберите синонимы к предложенным словам.
Чудесный |
|
Смелый |
|
Огромный |
|
Жаркий |
|
Крошечная |
Объясните смысл выражений
«Золотые руки» |
|
«Глухая ночь» |
|
«Разгорелось утро» |
Объясните значение следующих слов:
Велосипед___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гвоздь_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Газета_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зонтик______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мех_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Большое спасибо за участие в исследовании!
2 вариант
Дорогой ученик! Просим тебя принять участие в анкетировании. Оно анонимное, значит писать свои фамилию и имя не надо. Только просим подчеркнуть свой пол: мальчик или девочка.
Подберите синонимы к предложенным словам.
Морозный |
|
Боязливый |
|
Опрятная |
|
Веселый |
|
Быстрый |
Объясните смысл выражений
«Солнечная улыбка» |
|
«Ледяные руки» |
|
«Ума палата» |
Объясните значение следующих слов:
Самолет_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кнопка______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Книжка______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Плащ_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Друг________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Большое спасибо за участие в исследовании!
Приложение 2
Методика анализа результатов анкетирования школьников
За каждый правильно данный ответ ребенок получает по 1 баллу. Если предложенное ребёнком определение слова в третьем задании оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку – 0,5 балла. При совершенно неточных ответах во всех заданиях – 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение всех заданий - ровно 13, минимальное -0.
В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за выполнение трех заданий.
Таблица расшифровки результатов
Количество баллов |
Уровень развития словарного запаса |
13- 10 |
очень высокий |
9-7 |
высокий |
6-4 |
средний |
3-2 |
низкий |
0-1 |
очень низкий |
Приложение 3
Анкета для измерения словарного запаса родителей
Уважаемый родитель!
Просим Вас принять участие в анкетировании. Для нашего исследования очень важно, чтобы Вы самостоятельно отвечали на вопросы, а не искали подсказки в словарях, интернете и других источниках. Ничего страшного, если некоторые задания покажутся Вам сложными и Вы оставите их без ответа. Анкета анонимная. На ответы Вам дается 5 минут.
Подберите синонимы и антонимы к предложенным словам. Если слово Вам не понятно или Вы не можете подобрать синоним или антоним, то поставьте прочерк:
Слово |
Синоним |
Слово |
Антоним |
|
ребенок |
активный |
|||
сделка |
далекий |
|||
компаньон |
опасный |
|||
хлам |
разделить |
|||
умолять |
обычный |
|||
небрежный |
нечестный |
|||
раздражающий |
губительный |
|||
знак |
унылый |
|||
гигантский |
рвение |
|||
указывать |
возместить |
|||
предок |
непреклонный |
|||
ворчливый |
алчность |
|||
мчаться |
апологет |
|||
рождение |
аморфный |
|||
любить |
альтруизм |
Большое спасибо за участие в исследовании!
Приложение 4
Методика анализа результатов анкетирования родителей
Один правильно подобранный синоним или антоним – 1 балл. При отсутствии ответа или неправильном варианте – 0 баллов.
В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных родителем за выполнение всех заданий.
Таблица расшифровки результатов
Количество баллов |
Уровень развития словарного запаса |
32- 26 |
очень высокий |
26 - 18 |
высокий |
17 - 10 |
средний |
9 - 5 |
низкий |
4 - 0 |
очень низкий |
Приложение 5
Результаты анкетирования
Измерение словарного запаса школьников и их родителей
Приложение 6
Настольная игра «Царство-государство синонимов»
Комплектация игры
Игровое поле -1 шт |
Карточки – 31 шт |
Правила игры- 1 шт |
Кубик – 1 шт |
Фишки – 4 шт |
Лист с подсказками – 1 шт |
Звездочки- награды – 70 шт |
Короны – 2 шт |
Игровое поле
Примеры карточек
Правила игры
В игре могут участвовать от 2 до 4 человек.
Каждый игрок выбирает себе фишку и ставит ее на клетку Начало. По очереди участники игры кидают кубик и передвигаются на то число клеток, которое покажет кубик.
Если фишка становится на белую клетку, то игрок берет карточку и подбирает хотя бы один синоним к слову, выделенному в карточке. Максимальное количество синонимов, которые он может назвать (и максимальное число наград, которые он может получить), указано на клетке поля (от одного до пяти). В случае если ответ верный, то игрок получает награду – звезду за каждый верный синоним. Если участник не дает ответа или его ответ не верный, участник двигается дальше без награды.
Если игроки сомневаются в правильности чьих-то ответов, то они могут обратиться к Листу подсказок. У каждой карточки есть порядковый номер, именно под эти номером перечислены синонимы в листе с подсказками. Если среди слов-подсказок нет того ответа, который назвал участник, но игроки понимают, что оно близкое по смыслу, то ответ засчитывается как верный и выдается звезда. В обратном случае, когда озвученного ответа нет в Листе с подсказками и он не подходит в качестве синонима, звезда не выдается. При возникновении сложных спорных ситуаций, рекомендуется обратиться за советом к взрослым.
Если фишка попадает на розовую клетку (ветер, солнце), то игрок делает еще один ход.
Если фишка попадает на голубую клетку (месяц, яблоко), то игрок пропускает один ход.
Игра длится до тех пор, пока один из игроков не доберется до клетки Конец, либо до того момента, пока не закончатся все карточки.
Абсолютным победителем считается тот, кто в завершении игры остался с большим количеством звездочек и дальше всех продвинулся по игровому полю. Этому участнику присуждается звание Царь или Царица и надевается большая корона.
В случае если игрок, набрал максимальное количество звезд, но на игровом поле продвинулся не дальше всех, то он все равно считается победителем и ему присуждается звание Царевича или Царевны и надевается маленькая корона.
Если игроки набрали одинаковое количество звезд, то победителем считается тот, кто дальше всех продвинулся на игровом поле. Ему присуждается звание Царевича или Царевны и надевается маленькая корона.
Лист с подсказками
Смотря, глядя, рассматривая, всматриваясь, взирая |
|
Вернулся, возвратился, появился, пришел, приехал |
|
Рассказывать, разговаривать, общаться, отвечать, вещать |
|
Ответь, сообщи, поведай, молви, доложи |
|
Поговорила, побеседовала, побалакала, потолковала, потрепалась |
|
Говоришь не правду, обманываешь, лжешь, фантазируешь, выдумываешь |
|
Поручает, велит, приказывает, дает указания, повелевает |
|
Попросила, обратилась с просьбой, вскрикнула, молила, упрашивала |
|
Не тоскуй, не переживай, не горюй, не печалься, не ной |
|
Говорить, разносить, разглашать, кричать, рассказывать |
|
Грустит, печалится, тоскует, горюет, переживает |
|
Влезла, вскарабкалась, поднялась, взбрела, взгромоздилась |
|
Сказал, произнес, ответил, говорил, изрёк |
|
Обращаться, звать, называть, именовать, нарекать |
|
Отказалась, отвергала, отнекивалась, открещивалась, отпиралась |
|
Не возражает, не спорит, не противоречит, соглашается, не перечит |
|
Не спорит, не возражает, соглашается, не противоречит, не прекословит |
|
Добрые, хорошие, славные, красные, отважные |
|
Громко говорит, орет, вопит, голосит, горланит |
|
Говорит, высказывается, дает ответ, откликается, вещает |
|
Интересуется, узнает, осведомляется, любопытствует, вопрошает |
|
Обращаясь, прося, окликивая, упрашивая, умоляя |
|
Вздохнув, всхлипнув, испустить вздох, перевести дыхание |
|
Сказала, молвила, проговорила, отвечала, вещала |
|
Говорит, разносит, разглашает, произносит, вещает |
|
Наскочила, накинулась, сказала со злобой, гневно обратилась, строго произнесла |
|
Брала, получила, держала, достала, прихватила |
|
Отличалась, выделялась, характеризовалась, славилась, обладала |
|
Охватила, овладела, захватила, окружила, одолела |
|
Поместили, вложили, поставили, сложили, разместили |
|
Решила, установила, определилась, постановила, приняла решение |
В процессе игры
Приложение 7
Задания для проведения экспериментов
1. Подберите как можно больше синонимов к слову «сказал» - ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К каждому слову, взятому из народно-поэтической речи, напишите нейтральный синоним, объясняющий его значение.
Народно-поэтические |
Нейтральный синоним |
глядючи |
|
воротился |
|
наказывает |
|
не кручинься |
|
тужит |
|
взобралась |
|
величать |
|
отреклась |
|
честные молодцы |
|
привздохнув |
Приложение 8
Результаты эксперимента №1
Влияет ли чтение на пополнение словарного запаса?
Приложение 9
Результаты эксперимента №2
Словарный запас и живая речь
Приложение 10
Результаты эксперимента №3
Роль игр в расширении словарного запаса