Формирование ответственного отношения к животным (на примере рассказа Ларисы Патеевой «Новый год Кристы»)

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Формирование ответственного отношения к животным (на примере рассказа Ларисы Патеевой «Новый год Кристы»)

Сабиров Д.Н. 1
1МБОУ СОШ №67 имени Героя РФ В. В. Замараева
Медведева Е.М. 1
1МБОУ СОШ №67 имени Героя РФ В. В. Замараева
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В декабре на просторах интернета мне случайно высветилось новогоднее название современного произведения. Тогда я заинтересовался им и захотел его прочитать. Рассказ «Новый год Кристы» мне очень понравился. Оказалось, он поднимает актуальную проблему существования бездомных животных.

В российском обществе отношение к бездомным животным двойственное. С одной стороны, они вызывают жалость и стремление помочь, покормить, вылечить, взять к себе домой или найти для них нового хозяина. С другой – бродячие собаки представляют собой реальную угрозу жизни и здоровью человека, стая из десятка крупных особей вызывает как страх, так и агрессию, вплоть до стремления уничтожить ее как источник опасности. Так, исследованием причин появления бездомных животных на улицах городов занимаются А. А. Воробьев, Р. А. Кулагина, Т. А. Линдт, Р. В. Мяконьков, М. Д. Сидорова, И. А. Шитова, З. Н. Шуклина и др. Анализу феномена зооволонтерства посвящены работы М. А. Боровик, С. О. Ильинской, Е. А. Кулагина. Н. В. Левченко, Д. В. Михель.

К сожалению, если говорить о школьниках, достаточное внимание этой теме отводится только в начальных классах, так как по программе литературы 5-9 классов произведений о животных практически не остается. Кроме этого, брать на внеклассное чтение дополнительную литературу становится невозможным по причине нехватки книг в фондах библиотек. Поэтому я решил помочь нашим школьникам изучить этот замечательный новогодний рассказ.

Объект исследования: рассказ Л. Патеевой «Новый год Кристы».

Предмет: сострадание и сопереживание обучающихся к бездомным животным.

Цель проекта: формирование у обучающихся ответственного отношения к животным.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Выкупить и прочитать рассказ «Новый год Кристы» Ларисы Патеевой;

2. Изучить литературу о влиянии домашних животных на людей;

3. Заняться поиском сообщений о бездомных животных в группах и сообществах ВКонтакте;

4. Провести анкетирование в 5,6 и 7 классах, с целью выявления их жизненной позиции по отношению к «братьям нашим меньшим»;

5. Выбрать значимые фрагменты из рассказа, составить конспект внеклассного занятия и провести его в 5, 6 и 7 классах;

6. Подвести итоги после изучения рассказа.

Мы использовали такие методы, как анализ литературы, сравнительный анализ, наблюдение, сопоставление и обобщение данных.

Новизна работы. Внимание к этой теме поднимается на примере самого свежего рассказа «Новый год Кристы», публикация которого появилась только в ноябре 2023 года на сайте litres.ru

Гипотеза проекта. Мне кажется, ребятам понравится этот рассказ, если я помогу им изучить его.

Теоретическая значимость работы.Исследование может быть интересно учителям русского языка и литературы, учителям начальной школы и всем тем, у кого уже есть домашний питомец, а также тем, кто еще только собирается его завести.

Практическая значимость работы.Прикладная ценность заключается в том, что внеклассное занятие было проведено в 5 «Б», 6 «А» и 7 «А» классах накануне нового 2024 года. К тому же мы полагаем, что после изучения этого произведения школьники будут внимательнее к бездомным животным нашего города.

Структура. Работа состоит из введения, 2 глав, поделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Домашние и бездомные животные

    1. Роль домашних животных в формировании личности

детей и их развитии

Знакомый сюжет знаменитого советского мультфильма «Малыш и Карлсон» ярко демонстрирует стремление ребенка к общению с животными. В чем же секрет притягательной силы «братьев наших меньших»? Насколько полезно такое общение для наших детей.

Считается, что наличие домашнего питомца в доме положительно сказывается на детях. Таким образом, мы учим их заботиться и нести ответственность за себя и другого. Однако психологическая польза питомца для детей, как выяснили учёные, зависит не от самого факта присутствия животного в доме, а от характера взаимоотношений с ним. А это, в свою очередь, зависит от отношений ребенка с другими членами семьи. Чем более благоприятны психологические условия жизни в семье, тем большую пользу приносят домашние питомцы своей поддержкой [1].

Исследования показывают, что дети, вырастающие в семьях с домашними животными, часто более эмоционально устойчивы и счастливы. Общение с животными может снижать стресс и тревожность, так как взаимодействие с животными вызывает положительные эмоции. Дети чувствуют радость, играя с питомцем, что способствует выработке эндорфинов, естественных антидепрессантов. Для детей, страдающих от страхов и тревожности, присутствие домашних животных, особенно их ласка и ласкание со стороны животных, может снижать уровень стресса, кроме того, домашние животные могут стать источником поддержки и утешения [10].

Лев Корнеев в своей прекрасно изданной книге «Слово о собаках» (1989) называет собак «врачами без дипломов». По его свидетельству, в средние века, чтобы быть здоровым, рекомендовали пить собачье молоко, а чтобы вылечить кашель, больной выдергивал волос из своей головы, клал его на бутерброд с маслом и скармливал собаке – кашель прекращался. Не случайно же говорят: «Заживет, как на собаке». Рана на те собаки заживает довольно быстро, так как она вылизывает рану, а в слюне содержится вещество лизоцим, стерилизующее рану. Было время, когда это вещество люди добывали из …собачьих слез. Собаке пришлось много «пролить слез», чтобы обеспечить здоровье человеку [11. C.23].

1.2. Бездомные животные в нашем городе

В сообществе ВК «Подслушано в Лесном» только за декабрь встречаются довольно часто сообщения о бездомных животных. В начале декабря волонтер Елена опубликовала пост о бездомных 5 кошках. В сообщениях можно отметить неравнодушие к животным из-за предстоящих морозов. Особенно трогательны такие строки «При этом от холода уже лапки не знает, как поджать, еще и шатается на ступеньках сильно. Переживаю, что от мороза погибнет». Отзывчивые люди прикладывают фотографии, где собачки одиноко лежат на снегу. При этом по сообщениям видно, что мир не без добрых людей. Животных, к счастью, берут на передержку. Встречаются сообщения с призывом не быть равнодушными, кормить бездомных животных. В том числе мной было замечено объявление о найденном рыжем коте на 35 квартале, где я проживаю. На тот момент он находился на передержке. Кроме этого, на 35-ом был обнаружен щенок немецкой овчарки. Помимо этого, из других объявлений собачки были найдены у магазина «Радость» и ТЦ «Манго».

Обобщая все увиденные объявления, я насчитал за декабрь 12 потерянных собак и 1 кота (см. приложение 2). Становится очень грустно, ведь это довольно много питомцев для нашего города. Поэтому проблема, рассказанная о таксе Кристе, является актуальной и сегодня.

В том числе в сообществе ВК «Открытый Лесной» также довольно часто встречаются объявления о бездомных животных. В январе мы съездили в благотворительный фонд помощи бездомным животным «Ковчег». Оказывается, в среднем в нем находятся около 300 собак и 60 кошек.

1.3. Результаты анкетирования

Чтобы выяснить у школьников отношение к проблеме бездомных животных, мы провели анкетирование в 5,6 и 7 классах. Мною было опрошено 68 учащихся. Анкета состоит из 5 вопросов. Обработав данные анкеты, мы получили следующие результаты (см. приложение 1).

Наличие домашних питомцев у 89 % опрошенных можно считать достаточно хорошим показателем, ведь домашние животные способны положительно влиять на детей, на их эмоциональное состояние [1].

Домашний питомец является не только источником тепла, ласки и другом, но и оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Рядом с четвероногим другом ребенок учится быть организованным и дисциплинированным. Домашний питомец учит ребенка нести ответственность за других. Ребенок осознает, что животное — это не игрушка, и за ним нужно ежедневно ухаживать, кормить, выгуливать. Навыки общения с домашним животным помогут ребенку во взрослой жизни, он научится отвечать за свои поступки. В зависимости от возраста ребенка определяется и степень ответственности его в отношении питомца [4].

Свое внимание сосредоточили на кошке и собаке, потому что это именно те животные, которые могут оказаться на улице.

Отличительной особенностью является показатель у шестиклассников на второй вопрос – у 12 % бездомные животные не вызывают никаких чувств (нейтрально относятся). Среди всех трех классов мы получили отрицательное мнение по оказанию помощи бездомному животному – не считают нужным помогать (3% - в 5 классе, 5% - в 6 классе и 6% - в 7 классе).

На вопрос – Хотелось ли вам когда-то взять бездомное животное под вариантом ответа «В детстве» понимается этап раннего детства (4-7 лет), так как, на наш взгляд, важнее будет, если ребенок в своем сознательном возрасте готов был взять беспризорное животное.

Помогать бездомным животным, по мнению 5 и 6 класса, должны преимущественно волонтеры (53 % и 47% так считают), чего нельзя сказать о семиклассниках. Они полагают, что ситуация должна быть под контролем людей (52 %) и государства (29%).

Кроме этого, мы с учителем изучили программу по литературе в 5-9 классах и выяснили, чтов этих классах произведения о животных практически не изучаются, за исключением «Муму» И. С. Тургенева и «Кусаки» Л. Андреева в 5 классе [5].

На основании вышесказанного мы решили провести внеклассное чтение по рассказу «Новый год Кристы» во всех этих классах. Изучение новинки художественной литературы, на мой взгляд, способно повлиять на формирование доброты и милосердия к животным. Особенно это важно будет тем, кто испытывает равнодушие по отношению к ним. О любви и дружбе между людьми и животными написано множество русских произведений, например, «Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского, «Белый пудель» А. Куприна, «Каштанка» А. П. Чехова, «Кусака» Л. Андреева, повести «Радуга для друга», «Остров везения», «Формула добра» современного автора М. Самарского и другие.

Глава 2. «Как важно быть добрым и милосердным к домашним животным по рассказу Ларисы Патеевой «Новый год Кристы»

2.1. Примерный конспект занятия

Вступительное слово

- Как вы думаете, есть ли в нашем городе бездомные животные? Не задумывались ли вы, откуда они берутся? В преддверии нового года хочу познакомить вас с новогодним рассказом о собаке – это рассказ 2023 года выпуска под названием «Новый год Кристы».

- Верите ли вы в случайность, особенно, когда уже сегодня Новый год. Каждому из нас, наверное, хочется чего-то интересного и волшебного в новогоднюю ночь. Представьте себе, вечером 31 декабря таксу по имени Криста, привязанную к перилам магазина, оставляет хозяйка и уходит.

(На урок выданы распечатки этого рассказа в сокращении. Урок построен по принципу чтения с остановками или осмысленного чтения).

- Как вы поняли, о чем мечтала Криста? Во что верила, когда еще ждала хозяйку?

И вот тут такса срывается с поводка и бежит за девушкой, которая вовсе не является ее хозяйкой.

-Давайте остановимся и подумаем, какие чувства переполняли таксу в тот момент?

Прочитайте фрагмент, когда Лена оставляет таксу в подъезде.

-Что вы чувствуете, читая этот фрагмент?

Читаем эпизод, где Лене приходит в голову мысль подготовить объявление о пропаже таксы и расклеить его до наступления нового года.

Читаем фрагмент, когда такса уже скоро может обрести свою хозяйку. Какие ваши прогнозы, найдет ли она хозяйку? (мнения ребят)

«…Когдаониостановилисьвозлезаветнойдвери,обитойдерматином,КристагавкнулаиблагодарнолизнулаЛенеруку».Как вы думаете, что чувствует Криста в тот момент?

Разговор Лены с прежней хозяйкой таксы читается вслух.

- Постарайтесь объяснить, что испытывает собака в этот момент?

После этого Лена решает купить сосиски или колбасу Кристе и покормить ее. (Чтение фрагмента)

- Опишите состояние собаки? Ее чувства (Чтение фрагмента)

- Что же происходит с Леной, отчего она оставляет Кристу себе? Как Криста завоевала доверие Лены? Как вы понимаете слово милосердие? (найдите значение в толковом словаре)

В канун2024года Елена Владимировна понимает, что эти события произошли в жизни 23 года назад…[9]

А теперь давайте сделаем вывод. Чему нас учит рассказ? Таким образом, животные тоже способны чувствовать: грустить, отчаиваться, радоваться. Все вопросы нами составлены так, чтобы пробудить чувства жалости и сострадания к таксе. В заключение нашего урока предлагаем написать послание Кристе.

2.2. Анализ посланий Кристе

Чтобы узнать мнение ребят по изученному рассказу и вызвать каждого из них на откровенный разговор, мы предложили им написать (анонимное) послание Кристе. Оно включает в себя фотографию обложки произведения (с жалобным взглядом собачки) и 4 вопроса.

На первый вопрос - Осуждаешь ли ты поступок прежней хозяйки и почему, мы получили от всех согласие. По многим ответам понятно, что ребята давали искренние развернутые ответы. Ср.: «Да, осуждаю, нельзя так поступать!», «Нужно любить животных, Собака – друг человека», «Я бы на ее месте не оставляла бы собаку, а отдала в хорошие руки», «После этого у собаки будет недоверие к людям, и она могла умереть от холода», «Он ужасен», «Да, нельзя так избавляться от собаки, можно было просто отдать в приют», «Я осуждаю. Если ты что-то сожрала или сломала – это не повод выбрасывать животное», «Нельзя бросать животные, тем более, если они привязались к тебе».

Среди мнения шестиклассников: «Мне было жалко тебя, ведь тебя бросила хозяйка», «Для меня оставить собаку на улице – это ужасно», «Осуждаю, как можно оставить собаку одну? Просто взять и отказаться от нее. Это предательство», «Осуждаю, потому что хозяйка бросила своего песика».

Очень похвально, что девятиклассники тоже предлагали другие способы для прежней хозяйки, например «Она могла бы убирать нужные вещи в труднодоступные места для таксы». У некоторых отмечены даже восклицательные ответы. Ср.: «Да! Я считаю очень бесчеловечно выкидывать животных на улицу». Девятиклассники, в отличие от остальных, используют слово «ответственность», которую берет на себя хозяин, за питомца.

На второй вопрос – Скажи честно, как бы ты поступил(а) на месте Лены? Обучающиеся разных классов придерживаются мнения: «Я бы поступила так же, как Лена». Большинство опрошенных детей хотят забрать таксу к себе домой на время, пока не найдут другого хозяина.

На третий вопрос – Какие чувства у тебя вызывает моя история? (Понравился ли рассказ). Среди ответов 6 «А» следующие: «Страх за жизнь собаки», «разочарование», «переживание» «трогательные, да очень понравился!», «Я рада, что все закончилось хорошо», «Жалость вызвало начало. Злость – середина, радость – в конце», «Сам рассказ дает новогоднее чудо, и он мне понравился», «рассказ хороший, искренний»,

«чувство благодарности за то, что тебя забрали».

На последний вопрос Какими могут быть люди, чтобы нам было хорошо? Самым частым ответом среди пятиклассников стал – «добрыми». Шестиклассники считают, что они должны быть: «Доброжелательными, добрыми и понимающими». Семиклассники среди главных качеств уже выделят такие понятия, какответственность и отзывчивость.

Стоит сказать, что всем рассказ понравился. Кого-то он тронул больше, кого-то чуть меньше. Изученный рассказ не оставил никого равнодушным. Кроме этого, некоторые ребята после занятия интересовались, где можно найти полную версию текста.

Итак, подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что всегда, во все времена детям хотелось иметь домашних питомцев. Но не каждый человек понимает, что это большая ответственность. Живые существа требуют заботы и любви, их надо кормить, поить, следить за чистотой их содержания, ходить с ними к врачу. Животным нужны свои места для отдыха и сна. Заводя домашнего любимца, человек берет на себя ответственность за его здоровье и его жизнь [3, с. 124]. Воспитание домашних животных дело серьезное и трудоемкое. Как маленькие дети, животные могут не слушаться, хулиганить, требовать внимания и ласки. В целях защиты домашних животных в 1931 году во Флоренции был утвержден праздник — День домашних животных, который ежегодно отмечается 30 ноября. В России он получил свое признание лишь в 2000 году, благодаря поддержке Международного фонда защиты животных. Этот день посвящен всем одомашненным животным и служит напоминанием всему человечеству об ответственности за «братьев наших меньших» [2].

Заключение

Жизнь и здоровье питомцев полностью зависит от хозяина. Они нуждаются во внимании, ласке, любви и уходе. И каждый, кто берет на себя ответственность за животное, должен понимать, что воспитать и вырастить его требует немало усилий, времени и финансовых затрат. Поэтому девизом стали слова Маленького принца из произведения Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

В ходе работы были решены следующие задачи:

1. Выкуплен и прочитан рассказ «Новый год Кристы» Ларисы Патеевой;

2. Изучена литература о влиянии домашних животных на людей.

3. Отобраны сообщения о бездомных животных в группе ВКонтакте;

4. Проведено анкетирование среди учащихся 5,6,7 классов;

5. Выбраны значимые фрагменты из рассказа, составлен примерный конспект внеклассного занятия, проведены занятия в 5, 6 и 7 классах.

6. Подведены итоги после изучения рассказа.

Благодаря посланиям, которые ребята написали Кристе, мы смогли подвести итоги по изучению данного рассказа. «Новый год Кристы» не оставил никого равнодушным. Обучающиеся нашей школы поняли, как важно быть добрым и милосердным к домашним животным. Ребята осознали поступок прежней хозяйки, а также милосердие Лены по отношению к таксе. Моя гипотеза подтвердилась – многие ребята остались под впечатлением от рассказа.

Мне понравилось знакомиться с современными произведениями о животных. В следующем учебном году планирую прочитать историю о глубоко потрясенном подростке, который находит птицу и выхаживает ее. Эта повесть называется «Птицы поют даже в хмурые дни» Питера Карнаваса. Обязательно познакомлю учащихся этих же классов с данным произведением. Затем проведем повторное анкетирование.

Список литературы

  1. «Зверье моё» или какую роль в семейной системе играют домашние любимцы. Семейная психология, статья. Электронный ресурс// https://www.b17.ru/article/274206/

  2. Всемирный день домашних животных - 30 ноября. Электронный ресурс // https://zapkivach.ru/info/advice/ekologicheskie-daty-i-prazdniki/30-noyabrya-vsemirnyy-den-domashnikh-zhivotnykh/?clear_cache=Y

  3. Гершун В. И. Домашние животные. – М.: Просвещение, 1986.

  4. Журнал про детей Детки супер. Влияние домашних животных на развитие ребенка. Электронный ресурс / https://detkisuper.ru/vlianie-domasnih-zivotnyh-na-razvitie-rebenka/

  5. Конструктор рабочих программ/ Рабочая программа предмета «Литература» 5-9 классы. Электронный ресурс // https://edsoo.ru/konstruktor-rabochih-programm/

  6. Криволапчук Н. Д. Школа хорошей собаки. Самоучитель для правильных хозяев [Текст]. – СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. – 208 с., ил. – (Пойми меня, хозяин)

  7. Нехаев В. С. Воспитай себе друга: научно-популярная книга/ В. Нехаев; худож. Н. Федорова. – Астрель: АСТ, 2007. – 124, [4] c.: ил. – (Знай и умей)

  8. Ожегов С. И. Толковый словарь-онлайн. Электронный ресурс https://gufo.me/dict/ozhegov/милосердие

  9. Патеева Л. «Новый год Кристы». Электронный ресурс //http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=70076146 SelfPub;2023

  10. Пушистые учителя: роль домашних животных в формировании личности детей и их развитии. 10 сентября 2023. Электронный ресурс / https://dzen.ru/a/ZP1_mEAVmgUauPDU

  11. Юдин А. М. Будь здоров, брат меньшой! – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1993, – 160 с.

Приложение 1

Результаты анкетирования

Вопросы

Всего (68 человек)

5 класс

(30 человек)

6 класс

(17 человек)

7 класс

(21 человек)

1. Есть ли у вас домашние животные (собака, кошка)?

Да – 90%

Нет – 10%

Да – 82%

Нет – 18%

Да – 95%

Нет – 5%

2. Ваше отношение к бездомным животным? Какие действия вы предпринимали?

Жалость – 97%

Нейтрально – 3%

Жалость – 88%

Нейтрально – 12%

Жалость – 100%

Нейтрально – 0%

Кормил – 77%

Ухаживал – 10%

Взял домой – 10%

Никаких - 3%

Кормил – 53%

Ухаживал – 17%

Взял домой – 12%

Никаких - 6%

Кормил – 71%

Ухаживал – 24%

Взял домой – 5%

Никаких - 5%

3. Приходилось ли вам оказывать помощь попавшему в беду бездомному животному?

Да – 90%

Нет – 10%

Не считаю

нужным – 3%

Да – 88%

Нет – 12%

Не считаю нужным – 5 %

Да – 86%

Нет – 14%

Не считаю нужным – 6%

4. Хотелось ли вам когда-нибудь взять бездомное животное к себе? Когда это примерно было?

Да – 90%

Нет – 10%

Да – 82%

Нет – 18%

Да – 90%

Нет – 10%

Недавно – 47%

Детство – 13%

Всегда – 3%

Недавно – 35%

Детство – 41%

Всегда – 12%

Недавно – 14%

Детство – 14%

Всегда – 57%

5. Кто, по вашему мнению, должен решать проблему бездомных животных?

Государство– 17%

Люди (мы) – 43%

Волонтёры – 53%

Приюты – 27%

Государство – 6%

Люди (мы) – 18%

Волонтёры – 47%

Приюты – 29%

Государство – 29%

Люди (мы) – 52%

Волонтёры – 14%

Приюты – 14%

Приложение 2

Объявления о бездомных животных

Просмотров работы: 73