Мечта как высший смысл (на примере повести "Конкур в ритме солнца" Майи Лазаренской)

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мечта как высший смысл (на примере повести "Конкур в ритме солнца" Майи Лазаренской)

Евдокимова А.А. 1
1МАОУ СОШ №72
Медведева Е.М. 1
1МБОУ СОШ №67
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

«Надо мечтать как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее» М.М. Пришвин.

Современные реалии предъявляют к школьнику-подростку серьезные требования. Чтобы быть успешным, нужно не просто хорошо учиться в школе, но и понимать, чего ты хочешь, к чему стремишься, что сделал, если бы стал директором или президентом. Парадоксальным для меня стал факт, что некоторые мои сверстники просто плывут по течению – играют сутками в компьютерные игры, о путешествиях не задумываются и порой даже не знают, что хотели бы на день рождения. Некоторые не уверены в себе и не считают нужным пробовать себя в новом деле. Проблема заключается в том, что такие дети не имеют целей, вероятно, не имеют мечты. Мечта – мысленно-представляемое ожидание, предвкушение приближающегося счастья, направленное в будущее. Безусловно, формирование целеустремленной личности – это одна из задач воспитания.

Мечта помогает нам преодолевать преграды и стремиться к саморазвитию. Повесть «Конкур в ритме солнца» показывает неутолимое желание заниматься тем, что тебе поистине нравится. Преданность любимому делу и сила духа главной героини позволяют каждому из нас поверить в себя, поэтому наш выбор остановился на этом произведении.

К теме мечты обращались разные ученые, например, социолог М. В. Скрипкарь, доктор философских наук М. К. Горшков. В отечественной психологии исследований, посвященных мечте, крайне мало. Вместе с тем, на уровне теории ей отводится важное место в структуре деятельности человека – работы психологов С. Л. Рубинштейна, А. Н. Лентьева, Л. Ф. Божович, П. А. Егорова. Тема мечты волновала таких великих писателей, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. Грин, Н. В. Гоголь, И. А. Бунин, В. Каверин, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.

Объект исследования: повесть «Конкур в ритме солнца» М. Лазаренской.

Предмет: путь осуществления мечты в повести.

Цель проекта: показать важность следования мечте на примере современного подросткового произведения.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу о роли мечты для человека;

  2. Отобрать и проанализировать произведения школьной программы на тему мечты;

  3. Провести анкетирование обучающихся школ города по теме «Мечта» и проанализировать результаты;

  4. Подобрать современное произведение о мечте подростка, прочитать его и проанализировать.

Мы использовали такие методы, как анализ литературы, сравнительный анализ, наблюдение, сопоставление и обобщение данных.

Новизна работы. Как правило,на просторах интернета тема мечты рассматривается в качестве аргументов для итогового сочинения на примере классической русской литературы. Нам же стало интересно проанализировать современное произведение о мечте подростка.

Гипотеза 1. По нашему мнению,многие современные школьники не могут сформулировать свою мечту.

Гипотеза 2. Мне кажется, что современные дети преимущественно мечтают о чем-то материальном.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследовательской работы могут пригодиться подросткам и их родителям, учителям литературы, педагогам-организаторам, психологам, советнику по воспитанию и всем тем, кого волнует вопрос о целеустремленности подростков.

Структура. Работа состоит из введения, 2 глав, поделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Тема мечты в произведениях школьной программы

    1. Роль мечты для человека

По мнению П. А. Егоровой, мечта – это эмоционально окрашенный образ желаемого будущего, имеющий субъективную значимость, ценность.Л.Ф. Божович, описывая подростковый возраст, рассматривает мечту как возможность моделировать свое будущее и себя в нем [2]. Мы рассмотрим психологическую сторону мечтаний, а также почему они играют важную роль в нашей жизни.

Мечты как цель

Мечты могут служить целями для каждого из нас. Многие люди имеют конкретные мечты или цели, которые хотят достичь в своей жизни. Эти мечты действуют как направляющая звезда, указывая нам путь к успеху и счастью. Мы узнаем о том, как определение ясных и конкретных событий в мечте помогает нам разработать план действий для достижения этих целей. Каждый шаг ближе к осуществлению нашего желания приносит нам чувство удовлетворения и уверенности в своих силах.

Мечты как мотивация

Существуют механизмы, через которые мечты стимулируют нас к действию. Создание образа о чем-то лучшем и более благополучном побуждает нас работать усерднее и стремиться к самосовершенствованию. Они дают нам энергию и мотивацию для преодоления трудностей и преодоления себя. Кроме этого, мечты помогают нам выйти из зоны комфорта и осуществлять изменения. Иметь яркую картину будущего, которую мы хотим увидеть, позволяют нам не останавливаться на достигнутом, а постоянно двигаться вперед.

Мечтание как способ саморазвития

Позитивные мечты о новых возможностях помогают нам расширять границы своих достижений и открывать новые горизонты.

Мечтание как средство эмоциональной регуляции

Мечты действуют как эмоциональный регулятор, позволяя нам уходить от повседневных проблем и испытывать положительные эмоции.

Мечты создают у нас чувство надежды, что очень важно для поддержания позитивного состояния духа.

Исследуя поэтические произведения А. С Пушкина, Кокора Ю. В. определяет три значения мечте: мечты – грезы (нечто несбыточное), мечты – чаяния (надежда, ожидание) и мечта – ностальгия (чувство тоски) [3].

Изучая тему мечты, необходимо отметить, насколько это важная и хрупкая категория. Несбыточные грезы, любовное увлечение, доведенное до навязчивой идеи – все это примеры деструктивной и даже вредоносной мечты, попадая под влияние которой, ее необходимо избегать. Только здоровая, сильная, опирающаяся на небольшие поэтапные достижения мечта должна увести за собой , придать сил и дать повод к действию.

1.2. Тема мечты в произведениях школьной программы

В русской литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы воплотить их в жизнь, другие оказались в плену своих мечтаний, у третьих мечта приводит к счастью, но оно оказывается скоротечным. Мне стало интересно проанализировать ранее изученные произведения школьной программы, где бы поднималась тема мечты.

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель», изучаемая в 8 классе,рассказывает о жизни «маленького человека» в обществе. Он всем безразличен, но очень любит свою работу, которой посвящает практически все свое время. Лишь одно обстоятельство выдергивает его из обычного уклада жизни – покупка шинели. Жизнь к нему несправедлива – маленькая зарплата, постоянные насмешки коллег. Его целью было накопить на новую шинель. В скором времени ему удается это сделать, и он покупает новую шинель, но счастье длилось недолго. На следующий день у него украли шинель. В скором времени герой заболевает серьезной болезнью и умирает от обморожения. Мечта в данном произведении является смыслом жизни для Акакия Акакиевича Башмачкина. Лишили самого дорого, и вместе с тем герой лишился смысла жизни.

Поэма «Мцыри» Михаила Юрьевича Лермонтова, изучаемая в 7 классе, предлагает нам историю о пленном мальчике по имени Мцыри, вынужденном находиться в монастыре.Несмотря на должный уход и доброе отношение, Мцыри отчаянно тоскует по родной стороне. Он дичится и никого не подпускает к себе, но со временем мирится со своей горькой участью и даже собирается постричься в монахи. Накануне этого события что-то происходит в душе Мцыри, и он решается на побег. Юноша мечтает ощутить пьянящий вкус свободы, его цель — найти родной аул и близких. Он сбегает из монастыря и скрывается в лесной чаще. Мцыри преодолевает трехдневный путь, полный опасностей и тревог. И даже на смертном одре свободолюбивый горец не жалеет о своём поступке — впервые в жизни он почувствовал себя свободным и счастливым. Но и здесь счастье было скоротечным, так как он вновь оказывается у ворот своего монастыря.

Изученная в 6 классе поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина повествует нам об Евгении, мечтающем о тихом домашнем очаге, жене и детях. Герой ведет себя спокойно и ничем не примечательное существование, однако становится жертвой государственной жестокости и протестует против него. Государство приносит в жертву свой же народ во имя геополитических целей, потому несчастный Евгений после небольшого бунта сходит с ума, осознавая безвыходность своего положения.

Невозможно не упомянуть повесть А. Грина «Алые паруса» о мечте как высшем смысле жизни. Не случайно мечта упоминается именно в рассказе старика Эгля, сформировавшего мечту в душе Ассоль. Она встречает старого сказочника Эгля, который уверяет, что такое же судно девочка увидит, как только повзрослеет. На корабле с алыми парусами приплывёт прекрасный принц и увезёт Ассоль в чудесную страну. Девочка охотно верит доброму старику. Отныне она каждый день появляется на берегу, чтобы увидеть вдали алые паруса. Проходят годы, и Ассоль превращается в настоящую красавицу. Её встречает прекрасный юноша, богатый наследник Артур Грэй, и сразу влюбляется. Он — прирождённый моряк, который из любви к морю пошёл против воли отца и стал капитаном дальнего плавания. Узнав о заветной мечте Ассоль, Артур Грэй оснащает свою шхуну «Секрет» алыми парусами и под звуки музыки приплывает к любимой. Девушка радостно поднимается на борт судна и вместе с Артуром отправляется навстречу счастливой жизни.

Данное произведение пропагандирует веру в самые неосуществимые чудесные мечты. По воспоминаниям о пройденном произведении, мечта в этой феерии для нас, современных школьников, является какой-то сказочной, весьма наивной. Сейчас мало тех, кто верит в принца на белом коне, так и в Грэя на алых парусах. Обобщая всё вышесказанное, следует отметить, что мой читательский опыт не позволяет поверить в силу и важность мечты. После этого я еще активнее стала заниматься поиском современного произведения о мечте подростка, моего ровесника, ведь недостаточно просто мечтать и ждать, когда она осуществится.

В большинстве своем наши великие писатели в своей драматургии дают нам символы мечты трагичной, но ценной; тяжелой, но прекрасной. И та же шинель Башмачкина, на первый взгляд вполне себе обычная вещь, олицетворяет совсем не предмет одежды, а символ, который может рассказать нам о состоянии души героя, его надеждах и стремлениях, обидах и восприятии мира.

Глава 2. Мечта-цель для подростков

2.1. Мечта в сознании школьников: анкетирование

Наблюдая за нашими школьниками, мы предположили, что многие современные школьники не смогут сформулировать свою мечту или вовсе ее не имеют. В связи с этим мы решили провести анкетирование сначала среди обучающихся моего класса, затем и среди обучающихся других школ города. Нами было опрошено 141 обучающихся (МАОУ СОШ №72, МБОУ СОШ 67, МБОУ СОШ № 73 и лицей), среди них 40 пятиклассников, 31 шестиклассников, 31 семиклассник, 22 восьмиклассника и 17 девятиклассников. Ребятам были предложены 4 вопроса (см. приложение).

88,7 % опрошенных признались, что у них есть мечта. Не имеют мечты - 11, 3 % респондента. На наш взгляд, это достаточно благополучная картина. Несмотря на анонимность анкеты, затрудняются сформулировать мечту – 44 % обучающихся. Как мы и подозревали, таких ответов будет довольно много. Гипотеза №1 подтвердилась.

Назвать свою мечту готовы только 56 % респондентов. Данные их ответов представлены в таблице ниже. Многочисленные варианты ответов целесообразно было поделить на четыре группы. Среди полученных вариантов порадовали в группе «Мечта для окружающих». Из чистых побуждений школьники желают добра, здоровья, мира во всем мире; они готовы помогать инвалидам, бедным. Самым актуальным вопросом для школьников остается вопрос самоопределения – 21 % опрошенных.

Материальная

Путешествия

Для себя

Для окружающих

Профориентация/

Будущее

Новый телефон

Побывать в других странах

Собака,

кот

Близкие люди были здоровы

Сдать экзамен и поступить на бюджет. Стать хорошим баскетболистом

Шеф-поваром, кинологом, автомехаником, хирургом, футболистом, врачом, «звездой», военным, инженером, блогером, стоматологом, депутатом, дизайнером одежды

Питбайк

Поехать в Дубай

Переехать в Москву

Мир во всем мире

Стать миллионершей, много денег

Путешествовать

Спокойствие

Открыть кафе

Айфон 15-pro, планшет айфон

 

Уметь предвидеть будущее

Купить родителям большой дом

Накопить на новый компьютер,

5 тысяч.

 

Жить без проблем,

Чтобы мама поскорее выучилась на права

Хочу жить в большом доме

 

Стать успешной

Помочь детям в Африке, бедным людям, инвалидам

Светильник

с рыбками

 

Выйти замуж

Завести Ютуб-канал

 

8 %

5 %

10%

12%

21 %

Как оказалось, о материальном мечтают только 8, 2 % опрошенных, и это незначительное число от общего количества ответов. Следовательно, гипотеза №2 не подтвердилась.

Причем почти все школьники (92 %) понимают, что мечта сама по себе не исполнится. Школьники для этого учатся, откладывают, помогают родителям, занимаются в секции и т.д. В понимании детей, мечта и цель — это нечто похожее.Важно отметить различие между мечтами и целями. Мечты – это то, что мы желаем увидеть или испытать в будущем, но которое может остаться на уровне фантазии и не получить реализации. Цели же – это более конкретные и измеримые задачи, которые мы ставим для достижения определенных результатов. Мечты могут служить вдохновением для постановки целей и помочь нам определить то, чего мы действительно хотим достичь в жизни.

2.2. Путь к мечте в повести «Конкур в ритме солнца»

Майя Владимировна Лазаренская родилась 1 мая в 1976 году в Москве. Закончила Российский государственный социальный университет по специальности психолог. Второе высшее образование получила в Литературном институте им. А. М. Горького. Член Союза писателей России, лауреат конкурса «Новая детская книга», финалист Гайдаровского конкурса, серебряный лауреат Международного конкурса «Золотое перо Руси 2017». Тексты входили в лонг-листы Международной литературной премии «Ясная поляна-2015», Всероссийского литературного конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру-2017». Участник проекта «Живые лица. Навигатор по детской литературе». Печаталась в журналах «Лазурь» и «Свирелька» [5].

Повесть «Конкур в ритме солнца» была написана в 2015 году. «В жизни как в конкуре: прыгнул шестьдесят сантиметров – ставь восемьдесят, взял метр – поднимай планку на сто двадцать». С первых страниц произведения мы знакомимся с четырнадцатилетней Лерой, которая страстно любила лошадей. «Прыжки. Вся ее жизнь состояла из прыжков. Стремление выпрыгнуть из болота, готового затянуть любого, кто слабее или не имеет поддержки». Обстоятельства так сложились, что Лера стала свидетелем того, как на глазах у мальчика машина сбила его рыжего спаниеля. К счастью, Лера знала, что где-то поблизости живет ветеринар по имени Саша. Когда Саша из ветеринарной подвозила Леру до дома, на заднем сиденье, рядом с ней, оказалось седло, которое Саша собиралась отвезти на конюшню: «Седло конное! Лера тут же ощутила необъяснимый восторг, который возникает, когда вдруг неожиданно твоя мечта мелькает на расстоянии вытянутой руки». У Леры даже дыхание перехватило, когда Саша предложила взять ее с собой в конный клуб. Вот как раз с этого фрагмента читатель впервые знакомится с мечтой Леры.

О реальной верховой езде не могло быть и речи: «Лошадьми Лерка бредила уже давно, без особой надежды прорваться в недосягаемый мир конников. Ее удел – штудировать журналы и статьи, замирать у экрана, если мелькает знакомый силуэт». Поддержки от матери ждать не оставалось, она считала конный спорт забавой для богатых.

Помощь перепуганному мальчику и встреча с Сашей – что это, судьба или чудо? Благодаря этому инциденту Лера стала чуть ближе к своей мечте. «Впервые оказавшись в седле, Лера испытала невероятный восторг. И хотя ей было немного страшно, когда пони шел слишком резво, она настойчиво просила: «Ещё, ещё!» Когда Лера осталась наедине с лошадью, она почувствовала себя счастливой, какой была только в раннем детстве, когда приезжала в гости к Нате».

Лера уже около года живет одна, так как ее мать переехала к новому мужу, а тетя Катя тоже налаживает свою личную жизнь. Девочка все это время живет с пауком Гермионой, она была ее единственным другом. На попытку Леры поделиться своей радостью тетя Катя реагирует черство, с укоризной: «Нашла чем хвастаться. В твоем возрасте надо уже на дискотеки ходить, в клуб. Хотя с твоей внешностью…» Такие слова, безусловно, обижают Леру. Этот отрывок лишь доказывает, что жизнь Леры вовсе не сладка: у нее нет друзей, нет отношений с тётей, мамой. Сергей Викторович Фомин, главный тренер конного клуба «Метеор» разъяснил Лере правила конного спорта, где требовалась выдержка и хорошая успеваемость в школе. Слабые в этот деле не нужны.

И вновь следующая глава начинается со слова «прыжок»: «Вот она. Жизнь, пахнущая сеном и опилками! Настоящая, счастливая, пусть тяжелая. Но главное – не пустая! Не надо бестолково слоняться по квартире, мучительно придумывать, чем заняться, сидеть у телефона, заранее зная, что все равно никто не позвонит». Данные строки убеждают нас, как все это может быть упоительно и привлекательно. Как говорит сама Лера, эта жизнь уже не пустая, она наполнена смыслом. «На следующий день Лера летела на конюшню как на крыльях». Для подростка запах конского пота, свежих опилок и навоза ассоциировался с запахом свободы, жизни, он кружил голову, будоражил кровь. В произведении снова говорится о состоянии счастья, о котором успела подумать Лера: «И на нее вдруг накатила такая волна гордости: коня удержала, Тимур в смену зовет. Вот оно. Счастье!»

В скором времени Лера знакомится с пятнадцатилетним Кириллом, который был надеждой и гордостью «Метеора». Безусловно, путь к мечте не прост, но Леру это не останавливает: «Иногда ей казалось, что болят даже волосы на голове. Даже ресницы. Когда открываешь утром глаза». Лера училась плохо, и она предпочитала прятать дневник, чтобы не вылететь из конного клуба. После нового года дневник показать Лерке все же пришлось. И на зимние каникулы Леру отстранили. Из-за этого она рыдала навзрыд, ведь теперь она не увидит свою любимицу Легенду. Отчаяние и обида переполняли ее до самой макушки.

Несмотря на то, что повествование ведется от третьего лица, читатель видит и может прочувствовать то состояние, о котором говорит Лера. «Теперь в школу Лера могла идти с чистой совестью и не пряча дневник. Главное – не запускать и продолжать в том же темпе. Всё возможно, если очень захотеть», - подытожила она, когда ребята помогли ей подтянуть физику, математику и английский. Мы видим, как Лера делает определенные умозаключения, как бы оценивает себя и свои действия.

Лера достаточно взрослая и мудрая не по годам девочка. Достаточно привести пример, когда Лере на занятия приводят трехлетнего Ваню с диагнозом ДЦП. Проведенные занятия оставили неизгладимое впечатление в душе подростка: «Лерка отвернулась. Терпение. Сколько же нужно терпения!» И здесь Лера вспомнила любимую поговорку Наты: «Терпение и труд всё перетрут». Вскоре девочка начала готовиться к соревнованиям: «Падала – и снова садилась на коня. Синяков на теле появилось столько, что Лерка даже не замечала, где новые, где старые. Она привыкла к боли и не обращала на нее внимания». Кроме этого фрагмента в тексте мы встречаем еще один, в котором очевидны самообладание и выдержка девочки: «Грязь из-под копыт залепила рот, глаза. В ушах звенело. Лерка встала, отплевываясь и протирая глаза. И снова в седло. Бок жутко болел, дышать было трудно… Конь тряс головой, пытаясь выбить повод, но Лера не собиралась уступать». Девочка очень выносливая, ведь только сильный духом человек способен терпеть изнуряющие тренировки.

Часто у Леры в голове крутятся строки из песни: «В мире, где правит «наверно», всё удивительно скверно. Все мы хоть раз обжигались – падали, но поднимались!» или «Знаешь, нам надо собраться, проще уйти, чем остаться. Сколько на это решались – падали, но поднимались!» - убеждал голос в наушниках. Это песня «Падали, но поднимались», авторы текста и музыки В. Я Дробыш и А. В. Хворостян, безусловно, подходит Лере: «Она поднимется, она обязательно поднимется, она всегда будет подниматься. Как бы больно ни упала, ведь она больше не одна. У нее есть Саша и Легенда». Когда не хватает поддержки со стороны родных и друзей, спасительным средством выступает музыка. И хорошо, что она оптимистичная у Леры.

Кульминационным фрагментом в воплощении мечты становится глава «Пожар». «Буслай задыхается» - прозвучало для Лерки как лезвием по сердцу. Ей нужно было срочно закрыть окно. «Жаркая волна накрыла Леру с головой, опалив волосы, брови, ресницы. Не удержавшись за выступ окна, девочка неуклюже полетела вниз». «Вам, милочка, в больницу надо! Тут такое дело, перелом ключицы, смещение, я ничего сделать не могу», - прозвучал страшный вердикт врача. «Почему ей так не везет?! Какая может быть больница, когда сегодня она должна прыгать!». «О спорте забудь месяца на два, а то на три, как дела пойдут». Произошедшее для Леры было хуже, чем конец света: «Как забыть о спорте? Да она за это время разучится не только прыгать, но и на лошадь садиться! Все труды насмарку! Лерка закусила губу и осторожно опустилась на подушку!» Этот фрагмент вызывает глубокое сочувствие к бедной девочке, которая так самоотверженно шла к своей мечте. И что же теперь?

Спустя чуть больше года после пожара и операции Лера усиленно тренировалась, как одержимая, стремясь доказать всем, что она пришла сюда не просто так. Получить спортивный разряд – вот что стало ее основной целью. Только на плацу и в манеже она чувствовала себя по-настоящему счастливой».

На соревнованиях пока ничего не получалось, но Лерка не отчаивалась и продолжала тренировки. Наконец-то долгожданная победа – третий разряд Лерка получила, и это было только начало.

Лера испытывала истинное удовлетворение, когда видела, как маленький Ваня попадал мячиком в сетку. Не зря они много тренировались! Ощущение полного счастья Леры мы видим в последней главе, когда Кирилл и Лера называют новорожденную от лошади Ромашки – Валькирия (сочетание имен Валерия и Кирилл). Лерка ощущает такую легкость на душе. Она имеет друзей, у нее есть Кирилл, есть Саша, отец, Марина и даже мама, с которой все стало уже по-другому. Кирилл с воодушевлением предлагает Лере открыть свой конный клуб, где они будут заниматься лечебной верховой ездой.

В повести «Конкур в ритме солнца» мечта сбывается и приносит счастье героине. Мечтам свойственно сбываться. Но происходит это не по мановению волшебной палочки, а в результате упорного труда Леры.Почти каждая глава начинается со слова «прыжок». Ведь конкур (конные состязания) – это соревнования по преодолению препятствий (от 6 до 18), проходящие на конкурном поле [4. С. 231]. Теперь нам раскрылась отгадка к первой главе «Лошадь – теплое счастье», в которой Лера – уже состоявшаяся конкуристка, ей 28 лет, и она вместе с Кириллом имеет собственный небольшой конный клуб «Солнечный дом».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мечты наполняют нашу жизнь смыслом. Они способны перенести в любой уголок на земле или даже в космос. Мечтающие люди делают свою жизнь ярче и интересней.

В ходе работы были решены следующие задачи:

  1. Изучена литература о роли мечты для человека;

  2. Проанализированы произведения школьной программы на тему мечты;

  3. Проведено анкетирование обучающихся школ города по теме «Мечта» и проанализированы результаты;

  4. Современное произведение о мечте подростка подобрано, прочитано и проанализировано.

Впервые в работе не только выявлены мечты современных школьников, но и показана важность осуществления мечты на примере современной подростковой литературы. Действительно, многие школьники (44%) не смогли сформулировать свою мечту. Современные дети преимущественно мечтают о своем будущем, нежели о материальном. Следовательно, цель проекта достигнута. Мечта – это неотъемлемая часть жизни человека. Благодаря ей человек творит, развивается и стремится к вершинам.

Книга мне очень понравилась. Повесть «Конкур в ритме солнца» ярчайший пример подростковой литературы с жизнеутверждающим и нравственным смыслом. Осуществив свою мечту, главная героиня Лера стала по-настоящему счастлива.

Список литературы

  1. Горшков М. К. Опыт социологического измерения «русской мечты» Социс. 2012.№12. С. 3-11

  2. Егорова П.А. Мечта как предмет психологического исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Egorova.phtml

  3. Кокора Ю. В. Концепт «Мечта» в русской художественной картине мира (на материале поэтических произведений А. С. Пушкина). Журнал Russian Linguistic Bulletin №3 (39) 2023

  4. Лазаренская М. Конкур в ритме солнца: Повесть / Художник К. Прокофьев. – М.: Аквилегия -М; 2017. – 240 с.

  5. Майя Лазаренская: биография, книги, отзывы [Электронный ресурс] https://www.livelib.ru/author/566850-majya-lazarenskaya

Приложение

Анкета

  1. Дорогой друг, принято считать, что дети очень любят мечтать.

Скажи, пожалуйста, есть ли у тебя мечта?

Да Нет

  1. Можешь ли ты назвать свою мечту?

А)__________________________________________________________

Б) Затрудняюсь ответить

  1. Что ты делаешь для ее осуществления?

  1. Если у тебя цель, если да, то какая она?

____________________________________________________________

Просмотров работы: 68