Таинственная сила буквы русского алфавита

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Таинственная сила буквы русского алфавита

Грошева А.Р. 1
1МБОУ СОШ № 11
Миронова Л.В. 1
1МБОУ СОШ №11
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как бы в этой жизни не жил человек, чем бы он не занимался, где бы не был неизбежно использует язык. Необходимость общения, выражения чувств подразумевает общение друг с другом. С помощью своего языка человек создаёт реальность, в которой живёт.

В последнее время я всё чаще задумываюсь над вопросом: почему люди не знают, что такое язык, откуда он взялся его функции и истоки. Для меня всегда это останется загадкой, которую будет разгадать сложно. Может, потребуется много лет, чтобы понять всю суть нашего Русского языка. Однако, хочется попробовать, начать с того небольшого и прийти в жизни к тому огромному, которое откроет все двери в нашей жизни – двери бытия.

Исходя из всего этого, я решила заняться изучением истоков русской буквы, знать, заинтересовать окружающих этой темой, для того чтобы люди любили и уважали свой язык.

Цель исследования: изучить, что такое буква, язык. Как наша речь влияет на нашу жизнь.

Для выполнения работы поставила задачи.

1. Изучить определения буквы, языка, речи.

2. Найти и изучить информацию об истоках буквы.

3. На примерах разобрать, в чём сила буква и слова.

4. Провести опрос среди одноклассников, знакомых.

В своей работе я использовала различные методы исследования, чтобы прийти к результату. Посещала библиотеку, анализировала прочитанную литературу, работала с Интернетом, научилась сотрудничать с взрослыми и детьми.

Свою исследовательскую работу я выполнила под руководством Мироновой Ларисы Викторовны, учителя начальных классов МБОУ СОШ № 11.

Выполняя работу, закрепила навыки работы на ПК в программах Microsoft Word (текст работы), Microsoft Excel (построение диаграмм), Microsoft PowerPoint (создание презентации к работе).

«Таинственная сила буквы Русского алфавита»

Грошева Анна Романовна

Российская Федерация, Забайкальский край, город Чита

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

средняя общеобразовательная школа № 11, 3 класс «Г»

План исследования.

Начиная работать над проектом, я сделала предположение, что работа имеет практический смысл, побуждает человека заинтересоваться данной темой, постигать азы образованности, вкладывая в каждую букву светлые и позитивные чувства.

Проблема: незнание людей истоков своей речи.

Гипотеза: если я смогу заинтересовать большинство людей данной темой, то возможно многие будут правильно и рационально использовать свою речь, гордиться знаниями Русского языка и продолжать изучать данную тему дальше.

Методы исследования:

1. Аналитический (анализ изучаемой литературы).

2. Эмпирический: беседы с родителем, учителем, одноклассниками.

3. Информационно – коммуникативный (работа в сети Интернет)

«Таинственная сила буквы Русского алфавита»

Грошева Анна Романовна

Российская Федерация, Забайкальский край, город Чита

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

средняя общеобразовательная школа № 11, 3 класс «Г»

  1. Научная статья

Когда-то давным-давно в бездонной глубине Вечности и Бесконечности Космоса чистая Мысль озарилась Светом любви и обранила слово. И Слово стало Богом. И Слово стало созидать Жизнь, и Жизнь разнесла Свет Человеков и сломила тьму. Свет разлился повсюду и поглотил пустоту. И всё стало излучать свет, разный по силе и яркости.

Глаголы Русских Мудрецов.

Язык — это система символов, исторически возникшая параллельно в древних цивилизациях. Главной задачей языка является передача информации внутри или между сообществами. Выражение мыслей посредством языка является исключительно человеческим свойством, второй сигнальной системой (первая система — это жесты и мимика). С самого раннего детства и до старости, жизнь человека неразрывно связана с языком. С помощью слов мы творим свой особенный мир. В словах отражается бесконечная Вселенная.

Слово, значимая самостоятельная единица языка, служащая для называния предметов, их свойств, явлений, отношений и т.д., а также обладающая совокупностью фонетических, грамматических и семантических признаков, присущих словам в данном языке. Через слова человек может прикоснуться к древним мыслям наших предков, получить их опыт и силу, отправить послание в будущее своим правнукам. И всё это благодаря языку.

Буква – это специальный графический знак, который используют для обозначения любого звука на письме. Если сказать проще, то буква – это способ записи звука. Однако каждая буква Русского алфавита обладает особой силой, сакральным смыслом. В Древнерусской азбуке за каждой буквой стояли не только слова, но и образы, целые фразы. Древнеславянский язык – это один из самых древних языков, от которого берут начало большинство современных (Приложение 1).

II. Основная часть.

1.История древних письменов.

До реформы 1918 года каждая буква стояла на своём месте, имела своё название. Оказывается, в древней азбуке зашифровано послание наших предков нам, даны основные заповеди.

Разберёмся, как в основе языка лежит образы восприятия природы и ощущения многих поколений людей. Какие же ключи нужны для понимания образов Русского языка (Приложение 2).

Попробуем почитать вместе буквы. Азъ Буки Веди – Я Бога ведаю. Азъ – это начало. Вот и получается, что именно с меня начинается мой мир, так как Азъ первая буква алфавита.

Глаголь Добро – говори и делай добро. Значит, глагол это и слово, и дело одновременно. А что нужно делать? Вот и дальше ответ – Добро.

Добро Есть Жизнь. Добром поддерживается жизнь, злом разрушается.

И Како Люди Мыслите – Наш Он Покой.

Живёте Зело Земля – живите зело землёю и на земле. Ибо она кормилица – матушка наша. Земля даёт жизнь.

И Како Люди Мыслите - Наш Он Покой. То есть как люди думаете – таков ваш мир.

Рцы Слово Твёрдо. Говори слово твёрдо. Сказал – сделал.

Укъ - основа знания, доктрина. Фърътъ — оплодотворять. Херъ — божественный, данный свыше.

Цы — точи, проникай, вникай, дерзай.

Черве — тот, кто «точит», проникает.

Шта — что, чтобы.

Ъра — сущее, вечное, сокровенное, непостижимое, Солнце. Это одно из самых древних слов.

Юсъ — свет.

Ять — иметь, постичь.

«Цы, черве, шта ъра юсъ яти» — дерзай, вникай, как червь, чтобы Сущего свет постичь!

Получается вот такое послание – завет от наших предков:

«Я познал письмена. Слово – это достояние. Живите и трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям. Постигайте наше единое мироздание! Несите слово убеждённо. Знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, как червь, чтобы сущего свет постичь.»

Или:

Я Бога ведаю!

Говорю и делаю добро.

Добро есть жизнь.

Живите Землёю, она кормилица наша.

И как Мы Люди Мыслим, таков и наш мир.

2. Азбучные истины

Вот и получается, что русская АЗБУКА – это не просто набор знаков, обозначающих звуки речи. Это ИСТИНА, т.е. ЗНАНИЕ наших предков! Понятие Азбучная истина — как в математике аксиома, или постулат, то есть то, что всем хорошо известно, не требует доказательств, неоспоримо и принимается как очевидное. Очень важно понимать, что за каждым словом, за каждой буквой стоит образ. Мысль. Истина. Если человек небрежно обращается со словом, он разрушает образ, язык, мысль, душу.

Древние языки есть система не столько чтения, а, в основном, система изъятия сокрытого смысла из этих текстов. Непосвящённые воспринимают всё написанное буквально, а знающие «ключи», то, что зашифровано. Поэтому фонетическое прочтение — это не «ключ» к постижению глубины, а, лишь, звуковое обозначение читаемых символов, дающее нам бытийное понимание древнего текста и ничего больше (Приложение 3).

Менее ста лет минуло с тех пор, как в школах прекратили начинать обучение детей с азбучных истин. Сейчас большинство, употребляя это выражение, даже не задумываются над тем, что означает само выражение "азбучные истины". Между тем, только усвоение этой совершеннейшей матрицы русского языка способно закрепить на уровне подсознания основные нормы морали, своеобразный базис, основу поведенческой конструкции нравственного благородного человека. Этот ограничитель не является вирусом. Он основа, на котором позднее созидается существо, достойное звания ЧЕЛОВЕКА.

3. Мои предложения по проблеме.

Я думаю, что в школе обязательно нужно изучать историю нашего алфавита, русского слова, которое наполнено глубоким смыслом, имеет огромную и очаровательную силу. Писать и говорить правильно – это наука. Из всего живого на земле, только человек обладает даром осмысленного слова. Поэтому речь необходима использовать рационально.

III. Заключительная часть.

1.Выводы: Образное мышление, присущее нам с вами, отличает разумное человечество от животного мира, а древнерусский язык, в его архаичной форме — своего рода естественный тренажёр мозга для каждого, говорящего на нём; тренажёр, позволяющий развивать и закреплять этот божественный дар. Сама система словообразования древнерусского языка, несёт в себе огромный массив смысловой информации. Тому, кто владеет пониманием этого знания, достаточно просто услышать звучание слова, чтобы понять его истинный глубинный образный смысл. Архаичные слова древнерусского языка, состоящие из последовательности отдельных буквиц, каждая из которых несёт свой смысло - образ, являются не просто набором звуков, как в современном языке, а последовательным сочетанием этих смыслов, сумма которых и создаёт значение слова.

2. Что полезного можно извлечь из работы.

Вы спросите: «А что же с азбучными истинами, о которых шла речь в начале статьи?»

Теперь, когда вы знаете о буквицах, смысло-образах и глубинной, затаённой мудрости «древности незапамятной», сокрытой в древнерусском языке, вам совсем не сложно будет самим увидеть, прочесть и понять эти самые «простые и очевидные» азбучные истины:

Посмотрим внимательно на слово ЛЮБОВЬ

ЛЮ – Люди

БО – Боги

В – Веди

Получается: Люди Бога Ведают.

Когда человек знает Бога и чтит предков – вот тогда можно сказать, что он любит (Приложение 4).

3. Возможные пути дальнейшего изучения темы.

У меня есть желание изучить данную тему дальше. Найти и прочитать интересные книги о Русском языке. Научиться говорить и писать правильно. Рассказать одноклассникам обо всей красоте нашей речи. Создала буклет «7 тайн русского алфавита» (Приложение 6).

Меня заинтересовала профессия филолога. Изучает изменения, которые произошли в языке за определённый промежуток времени, используя сохранившиеся исторические памятники.

Практическая значимость моей работы, заключается в том, что данный материал можно использовать на уроках окружающего мира в начальных классах, а именно 4 класс «Истоки Летописи» и на уроках истории 5-х классов.

Список используемой литературы.

  1. Минин Ю.П. Разгадка русской азбуки – смысл жизни. М.: Издатель Воробьёв А.В.., 2001 г.

  2. Шаршин А. А. Глаголы русских мудрецов. М.: ООО Издательский дом «Роса», 2007 год – 510 ст.

  3. Синельников В. В. Таинственная сила слова. Формула любви. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006 год – 255 ст.

  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1983.

  1. www/korneslov.ru/pupl/3-1-0-4

  1. www.vaishnav.ru

  1. www.pobukvam.org

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Для сравнения, как выглядит алфавит в наши дни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Результаты анкетирования по теме: Таинственная сила буквы Русского алфавита.

Опрошенных 68 человек.

Вопрос 1. Знаете ли вы что такое «Азбучные истины»: да, нет?

Дать определение.

Из них смогли примерно дать определение всего 3 человека.

Вопрос 2. Нравится ли вам предмет «Русский язык»: да, нет?

Вопрос 3. Верите ли вы что «Русская буква» обладает таинственной силой: да, нет?

Выводы: Ученики не знают, что такое Азбучные истины, не понимают красоту и силу Русского языка. Не всем детям нравится предмет Русский язык.

В моей семье 16 человек. Только трое: мама, бабушка и тётя интересуются истоками нашей письменности. Остальных данная тема никогда не интересовала, и в школе об истории Русской буквы они ничего не слышали.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

  1. Послание к славянам

Послание к славянам Привычный набор букв русской азбуки на самом деле ни что иное, как «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится: “Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти”. Один из вариантов перевода этого текста таков: “Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!”

  1. Непечатная буква


Считается, что буква "ё" пришла в русский язык из французского исключительно усилиями Карамзина. Как будто бы в 1797 году он переделал в одном из стихотворений слово "слiозы" и указал в примечании: "Буква с двумя точками заменяет "iо". На самом деле, буква была предложена к использованию княгиней Воронцовой-Дашковой (весьма образованной дамой, президентом Академии Наук) в 1783 г. На одном из первых заседаний она поинтересовалась у академиков, с чего бы это в слове "ioлка" первый звук изображается двумя буквами. Ни один из великих умов, среди которых были знатные сочинители Гавриил Державин с Денисом Фонвизиным, не решился указать княгине, что звуков-таки два: "й" и "о". Поэтому Дашкова предложила использовать новую букву "для выражения слов и выговоров, с сего согласия начинающихся, как матiорый, iолка, iож, iол". Пик популярности буквы “ё” пришелся на Сталинские годы: в течение целого десятилетия ей оказывался особый почет в учебниках, газетах и переизданиях классиков. Сегодня «ё" чаще увидишь в виде памятника букве (в России их несколько), чем в виде самой буквы в книге или газете.

  1. Гроза гимназистов

Буква "ять" была своеобразной меткой, отличавшей среди русских слов «исконные», славянские. Объектом горячих споров для "западников" и "славянофилов" в вопросе реформы русской орфографии. Настоящем мучением для гимназистов. Впрочем находчивые молодые умы в помощь себе даже сочинили стишок, составленный только из слов с "ять": Б?лый, бл?дный, б?дный б?съ Уб?жалъ голодный въ л?съ. Б?лкой по л?су онъ б?галъ, Р?дькой съ хр?номъ пооб?далъ И за горькiй тотъ об?дъ Далъ об?тъ над?лать б?дъ. Первым за отмену "ятя" в свое время выступил писатель и переводчик Дмитрий Языков: “Буква ?.. походит на древний камень, не у места лежащий, о который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен был для здания”. Но уже в советское время Александр Солженицын, известный своим консерватизмом, ратовал за возврат в русскую грамматику «ятя» вместе с «ером».

  1. Самая дорогая буква

Еръ - "немая" буква, которая не обозначала никакого звука и выполняла функции «твердого знака», который по традиции писался в конце слов после твердых согласных вплоть до орфографической реформы 1918 года Однако при этом "еръ" занимал более 8% времени и бумаги при печати и стоил России ежегодно более 400000 рублей. Настоящая буква-казнокрад, не иначе!

  1. Мiру - мир!

Еще одной страшной мукой для гимназистов были буквы "и" и "i". Правда, когда филологи-реформаторы сели обсуждать, какую из двух букв удалять из русской азбуки, дело решилось голосованием! Настолько несущественными были доводы в защиту каждой из них. Дело в том, что в греческой азбуке "и" и "i» обозначали два различных звука. А в русском языке уже во времена Петра I их невозможно было отличить на слух! Буква "i" в корне встречалась только в слове «мiр» в значении «вселенная». Если подразумевался покой, отсутствие войны - то слово писалось как "мир". Соответственно писались и однокоренные слова: "мирные люди" и "мiровой порядокъ".

  1. Как буква стала словом


В кириллице буква "ф" носила затейливое наименование "ферт". Появилось словосочетание "стоять фертом", подбоченясь, а затем и новое существительное "ферт", и даже уменьшительное "фертик". Вообще в славянской азбуке было две буквы для обозначения звука "ф" – "ферт" и "фита", но это была настоящая путаница! Слово "Филипп" тогда писались через "ф", а "Фёдор", "арифметика" через "фиту". Поди разберись! (А чтобы разобраться вспомним: в греческом алфавите буква "ф" обозначает звук "пх", а "фита" или "тэта" - "тх"). Существительное "ферт" со временем стало неодобрительным, полубранным. У А. Чехова: "Тут к нам ездит один ферт со скрипкой,пиликает", у Пушкина: "У стенки фертик молодой стоит картинкою журнальной".

  1. Э!

Буква "э" была узаконена в русской азбуке только в XVIII веке, когда в русский язык стали проникать заимствованные слова со звуком [э] в начале слова, и их написание и прочтение стало вызывать неудобства: как правильно читать – Еврипид или Эврипид, Евклид или Эвклид? Встретили букву неприветливо, а Михаил Ломоносов даже писал, что «если для иностранных выговоров вымышлять новые буквы, то будет наша азбука с китайскую». Но уже в начале XX века "Энциклопедический словарь Ф.Павленкова" для среднего интеллигентного читателя рекомендует: писать пенснэ, кэнгуру, кэтгутъ, кэксъ. Вообще в русском языке осталось ощущение, что "э" - буква чужеземка. Вспомните хотя бы как произносит слово "крЭм" героиня Ирины Муравьевой в фильме "Москва слезам не верит", чтобы подчеркнуть статус косметики: импортный, дефицитный.

Просмотров работы: 96