МИСТИКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н. В. ГОГОЛЯ

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МИСТИКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н. В. ГОГОЛЯ

Рогожина М.Д. 1
1МКОУ "СОШ №4 МО "Ахтубинский район"
Тищлиева Е.Л. 1
1МКОУ "СОШ №4 МО "Ахтубинский район"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Я выбрала эту тему, потому что считаю, что жизнь и творчество Н. В. Гоголя наполнены мистикой и нераскрытыми тайнами, которые не рассматриваются в школьной программе и будут интересны многим. Николай Васильевич Гоголь - один из самых загадочных русских писателей. Почему так много тайн в жизни Гоголя? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать этапы жизни и творчества писателя, его восприятие окружающего мира и роли мистических мотивов в его творчестве.

Это обусловило актуальность моего исследования.

Цель: выявление сущности мистических мотивов в произведениях Н.В.Гоголя.

Задачи:

  1. изучить образы нечистой силы в народном фольклоре;

  2. сгруппировать мистические образы, объяснив их значение и происхождение;

  3. прочитать повести из сборника Н.В.Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”, «Вий», «Нос».

  4. изучить биографию Н. В. Гоголя;

  5. проанализировать события биографии Гоголя, которые могли бы повлиять на появление мистических образов в его произведениях.

Гипотеза: мистические образы в творчестве писателя тесно связаны с его жизнью.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Мистические образы в славянском фольклоре и мифологии.

Одним из основных признаков большинства сказок, и не только славянских, является борьба между добром и злом. Разделение мира на эти два аспекта является типичным и легко понимаемым для всех. Изначальным критерием определения добра и зла было не только внешнее воплощение, но и их неоднозначность: люди всегда боялись не только опасности, но и неестественности.

У всех врагов человечества, известных славянам, было общее название "нечисть". Этот термин означал всё, что было неприятно человеку. Так как слово "чисть" в русском языке (как глагол) происходит от общей индоевропейской основы, имеющей значение "отсекать ненужное", то можно предположить, что "нечисть" - всё, что не нужно человеку, или то, что представляет для него опасность. Таким образом, древнеславянскую "нечисть" можно рассматривать как результат народной фантазии.

В славянском фольклоре присутствует множество разнообразных персонажей: среди них есть положительные, которые зачастую являются главными героями, а также отрицательные персонажи. Кроме того, существуют выдуманные сверхъестественные существа, которые в основном ассоциируются с нечистой силой, такими были леший, ведьмы, русалки и чёрт.

В славянском фольклоре леший – это дух леса. Он следит за порядком в своем лесу, а также за тем, чтобы никто не посмел навредить его жилищу. Леший обычно изображается как невысокий мужчина с густой бородой, в плаще из листвы, с косой или палкой. Он может быть добрым или злым в зависимости от того, как его встретить. В некоторых историях он помогает тем, кто потерялся в лесу, в то время как в других он может причинять вред людям, особенно тем, кто не уважает природу.

Дух обитает в глухой лесной чащобе, но иногда и на пустыре. Однако леший находится в лесу не всегда, а только в тёплое время года. Славяне считали, что перед заморозками леший проваливается под землю, где зимует до весны, но перед зимовкой он обязательно поднимает бурю, ломает деревья, разгоняет зверей по норам и свирепствует.

Русалка - это существо из славянского фольклора, часто ассоциируемое с водой и водными просторами, такими как реки, озера и моря. В славянской мифологии русалки обычно изображаются как красивые женщины с длинными волосами и хвостами, похожими на рыбий.

Традиционно русалкам приписываются магические исцеляющие способности, и в некоторых легендах говорится, что умеющие взаимодействовать с ними люди могут получить ценные сведения или даже помощь в решении проблем.

Русалки являются интересным и важным элементом славянского фольклора и часто упоминаются в мифах и сказаниях, связанных с водой.

Ведьма - это магическое существо, которое обладает сверхъестественными способностями и часто ассоциируется с проведением темных ритуалов, проклятий и колдовства. Изображается часто как старая женщина с волшебной палочкой или метлой, способной летать. В славянском фольклоре ведьмы могут быть как злыми, так и добрыми.

Они могут приносить беду и несчастье, накладывать проклятия, но также умеют лечить и защищать от злых духов. В некоторых преданиях ведьмы служат связующим звеном между мирами живых и мертвых, а также могут обладать знанием о тайнах растений и лекарственных трав.

Роль ведьм в славянском фольклоре варьируется от истории к истории, их образы могут быть связаны с различными аспектами магии, религии и повседневной жизни. Ведьмы также часто ассоциируются с праздниками и обрядами, связанными со сменой времён года, биологическими циклами и обрядами плодородия.

Считалось, что такие девушки продали свою душу чёрту ради полученных взамен магических способностей. По поверьям, ведьма могла превращаться в животного, проклинать всё живое вокруг. При смерти колдуньи страшно мучаются. Умирая, они передавали свои колдовские знания преемникам.

Чёрт - это дьявольский персонаж, обладающий сверхъестественными способностями. В русской народной культуре чёрт часто изображается как существо с рогами, копытами и хвостом, похожим на европейское представление о дьяволе.

От прочей нечистой силы отличается свободой передвижения и мест обитания. Он может жить на болотах, в оврагах, в лесах, в заброшенных домах и церквях, на перекрестках. Чёрта называли по-разному: окаянный, нежить, лукавый, нечистый.

Он также обладает способностью превращаться в чёрную кошку, змею, чаще – в человека, который странствует по миру в поисках чего-то нового.

Чёрт является символом зла и соблазна, темный и коварный дух. В славянском фольклоре чёрт часто ассоциируется с обманом и обольщением людей, он может предлагать сделки или исполнять желания в обмен на душу человека. Он также рассматривается как воплощение опасности и искушения.

В различных сказках и легендах чёрт часто выступает в роли антагониста, а его аморальные поступки служат уроком и предупреждением для героев. Иногда черти изображаются как существа, обитающие в подземном царстве и управляющие армией привидений и духов. Они обладают сверхъестественными способностями и могут принимать различные формы. Также часто упоминаются в историях о том, как люди сумели перехитрить чёрта, используя ловкость и ум.

Образ чёрта в славянском фольклоре является важной частью мифологии и народных преданий, отражающих различные аспекты человеческой жизни, моральные уроки и взаимодействие с таинственными силами.

1.2 Сверхъестественные образы и силы в произведениях Н.В.Гоголя.

Творчество Николая Васильевича Гоголя тесно связано с народной жизнью и является важным национальным достоянием русского народа. В своих ранних произведениях он подробно описывает старинные народные обычаи и верования. Исследователь творчества Гоголя, В. А. Воропаев, отмечает духовное содержание его ранних произведений, которое открывает новые грани: это не только сборник забавных рассказов, но и обширная религиозная философия, где противостояние добра и зла приводит к победе добра, а грешники получают заслуженное наказание. В повестях Гоголя проявляется его склонность к мифологии, где он создает свой уникальный мифический мир, используя элементы мифологических сказаний. Особую роль в творчестве Гоголя играют демонические персонажи, такие как ведьмы, черти и русалки, которые, попадая в мир людей, приносят им зло и разрушение.

Повесть "Ночь перед Рождеством", входящая в сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки", начинается с того, что чёрт, олицетворяющий зло и тьму, крадёт месяц, придавая сцене мистический характер. В его действиях стоит задача затмить свет и радость праздника. Параллельно с этим ведьма, олицетворяющая что-то тайное и загадочное, крадёт звёзды.

Образы нечисти в "Вечерах накануне Ивана Купала" более устрашающие и коварные. Одним из ключевых мотивов в этой повести является продажа души чёрту, в конце которой неоднократно уделяется внимание крестному знамению как единственному спасению от сил зла: "отец Афанасий ходил по всему селу со святой водой и гонял чёрта кропилом".

Один из героев повести - Басаврюк, казалось бы, обычный пьяница, но его описание вызывает чувство страха. Это тёмный и загадочный персонаж. Гоголь подчёркивает его животное, скорее дьявольское поведение и внешний вид, устрашающие других героев. Основной замысел заключается в том, что намного опаснее и страшнее человек, который губит своих родных, творит зло и позволяет ему проникнуть в реальный мир. Гоголь доказывает мысль, существующую в народе, о том, что связь с нечистой силой никогда не доводит до добра. Хотя Петрусь и получил долгожданные деньги, женился на возлюбленной, но он не стал счастливым. Нечистая сила не отпускала его и в итоге утащила к себе, оставив вместо всех богатств разбитые черепушки.

Гоголевский чёрт – это персонаж, который часто выступает в качестве символа зла, искушения и порока. Он обычно изображается как хитрое и коварное существо, способное обмануть человека и ввести его в заблуждение. Чёрт часто искушает людей соблазнительными предложениями и обещаниями, в то время как его настоящие намерения зловещи и коварны. Однако Гоголь изображает чёрта, как хилого бесёнка, нестрашным и даже жалким. Описание нечистой силы не позволяет бояться её, а даже наоборот: читатель смеётся над её нелепостью и примитивностью.

Демонологические мотивы очень существенны в художественной структуре повестей «Вий», «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством». Здесь важную роль занимаютобразы ведьм. В «Вечере накануне Ивана Купала» ведьма описывается как старуха с кривым носом и косым взглядом, способная менять свой облик. Художественный мир в произведениях Гоголя раздвоен: он описывает мир действительный и мир фантастики. У Гоголя люди и мифологические существа уживаются в одном мире. Солоха – ведьма, живущая в двух разных мирах одновременно. В одном из миров Солоха - это обычная женщина, которая весьма хороша собой. Однако есть и другой мир, где Солоха является воплощением ночных кошмаров. Двойственность Солохи делает её уникальным и загадочным персонажем.

Ведьмак. Если рассматривать с точки зрения мифологии, то это существо, которое практически не причиняет людям зла, а даже наоборот, помогает им. Он следит за ведьмами и не позволяет им творить зло. В «Ночи перед Рождеством» упоминается ведьмак Пацюк. В произведении Гоголь описывает его как низкорослого, но широкого мужика. Носил шаровары такие, что ног не было видно. Пацюк вполне добродушен, балуется с кузнецом, прибывшим спрашивать дорогу к чёрту. Он ясно видит чёрта в мешке, а также причины, которые привели к нему Вакулу.

А. К. Воронский, исследователь творчества писателя, в книге «Гоголь» пишет о том, что зло и алчность разрушают традиционные ценности и мораль в обществе. Он говорит о том, что использование денег и материальных ценностей как орудия власти может разрушить мир и превратить людей в животных, лишённых человеческих качеств и достоинств. По мнению Воронского, материализм и алчность могут привести к тому, что люди станут жертвами собственной жадности, теряя свою гуманность и превращаясь в бездушных существ. Он считает, что этот процесс может произойти не только на уровне личного развития, но и в сюжетах и идеях литературных произведений.

Мир « Вечеров... » – это мир беззаботный и радостный, где, по словам Г.А. Гуковского, преграды устраняются проще, чем они возникают, где миром правят молодость и красота. В этом мире даже черти не страшны, а даже потешны. В ранний период, отображением которого может считаться цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», в творчестве Гоголя изображён скорее оптимистичный вид взаимоотношений человека и потусторонних сил.

В сборнике повестей «Миргород» одной из самых мистических и ужасных является повесть «Вий».

Вий - это имя подземного духа, которое Николай Васильевич Гоголь придумал, сочетая имя владыки ада в украинской мифологии ,"железного Ния", с украинскими словами "вия" (ресница) и "повико" (веко). Это объясняет длинные, почти достающие до земли веки гоголевского персонажа. Гоголь отмечает, что вся повесть - это народное предание, и он передал его почти без изменений, так как услышал. Однако до сих пор не было обнаружено ни одного фольклорного произведения, которое могло бы быть источником главного мотива повести, связанного с Вием. Происхождение образа Вия остается загадкой, и лишь некоторые мотивы "Вия" совпадают с народными преданиями. У Гоголя Вий не может использовать свою силу, скрытую за длинными веками, без посторонней помощи: кто-то из нечистой силы должен поднять ему веки. Можно предположить, что нечистой силе должен помогать сам человек – своим страхом. Именно страх Хомы, в конце концов, приводит к его гибели, когда Вий забирает его душу в царство мертвых.

В повести «Нос» герой теряет свой нос в ночь с четверга на пятницу. Гоголь не просто так уточнил, когда именно происходит это событие, ведь, по народным поверьям, именно в эту ночь правят тёмные силы, и поэтому многие сны сбываются. Стоит отметить, что с давних времён большой нос являлся главным символом власти и силы, а также признаком мудрости. Душа гоголевского персонажа пуста, все его старания направлены лишь на повышение своего статуса в обществе, который не имеет никакого смысла. Суть произведения заключается в раскрытии пороков общества не только того времени, но и последующих поколений.

1.3 Биография писателя. Детство и юность.

Николай Васильевич Гоголь, выдающийся русский писатель и драматург, родился 20 марта 1809 года в селе Сорочинцы. Он вырос в семье небогатых малороссийских дворян, у которых во владении было село Васильевка. Принадлежность Гоголя к малороссийской народности с самого детства существенно повлияла на его взгляды и творческую деятельность. Особенности малороссийской народности оказали влияние на содержание его ранних произведений и на художественный стиль его высказываний. В детстве Гоголь провёл много времени в усадьбе своих родителей в Миргородском уезде, рядом с селом Диканька. Его бабушка, Татьяна Семёновна, сыграла важную роль в его жизни - она не только учила мальчика рисовать и вышивать гарусом, но и пела ему народные песни и рассказывала исторические легенды о героических страницах истории, а также о запорожской казачьей вольнице.

Семья Гоголя славилась своими культурными запросами и устойчивыми взглядами. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, был талантливым рассказчиком и поклонником театра. Он был близким родственником бывшего министра юстиции Д. П. Трощинского, который проживал в селе Кибинцы, неподалеку от Васильевки. Трощинский организовал в своей усадьбе домашний театр, где Василий Афанасьевич выступал в роли режиссёра и актёра. Он сам писал пьесы на украинском языке, используя сюжеты из народных сказаний. Актерский талант Гоголя был унаследован от отца.

Мать Гоголя, Мария Ивановна, была верующей и впечатлительной женщиной. После потери двух детей она с тревогой ожидала рождения третьего. Родители Гоголя часто молились в церкви перед иконой святого Николая, почитаемого святым. Именно в честь святого Николая они назвали своего новорождённого сына. С детства Николай Васильевич слушал ужасающие рассказы матери о конце света, страшном суде и муках ада для грешников. 

Он получил наставления о необходимости сохранять душевную чистоту для будущего спасения. Особенно сильное впечатление произвёл на маленького Гоголя рассказ о лестнице, по которой ангелы спускаются с небес, чтобы взять душу умершего за руку. Эта лестница имеет семь ступеней, а седьмая возводит бессмертную душу человека на седьмое небо, в райские обители, куда попадают только души праведников, живших «во всяком благочестии и чистоте». Образ лестницы оказал влияние на дальнейшие размышления Гоголя о судьбе и предназначении человека, а также о его духовном совершенствовании.

Гоголь унаследовал от матери чувственную натуру, склонность к созерцательности и глубокую религиозную веру. На воображение маленького Гоголя также сильное влияние оказали языческие верования в ведьм, водяных, домовых и русалок. Разнообразный и загадочный мир народной демонологии, подчас весёлый, но иногда пугающий до мурашек, с самого детства увлекал впечатлительную натуру Гоголя.

В 1821 году, по окончании двухлетнего обучения в Полтавском уездном училище, Гоголя отправили в новую гимназию, открытую в Нежине Черниговской губернии при поддержке князя Безбородко. Это учебное заведение часто называли лицеем из-за совмещения гимназической программы с университетскими предметами, преподававшимися профессорами. В течение семи лет Гоголь учился в Нежине, навещая родителей только во время каникул.

Вначале ему было трудно учиться из-за недостаточной предварительной подготовки. Одноклассники Гоголя, дети состоятельных родителей, учились в гимназии с уже имеющимися хорошими знаниями латыни, французского и немецкого языков. Гоголь чувствовал себя недостойно, испытывал зависть к ним, избегал сверстников и просил родителей забрать его из гимназии. Сыновья богатых родителей, включая Н. В. Кукольника, пренебрежительно относились к нему, издевались над его слабостями.

Через свой собственный опыт Гоголь пережил драму «маленького человека», узнал, насколько обидно бывает быть обделённым вниманием, подобно тому, как это случилось с героем его рассказа "Шинель". Больной, хилый и чувствительный, он стал объектом насмешек не только сверстников, но и не понимающих его учителей. Его способность терпеливо переносить унижения принесла ему кличку, данную одноклассниками - "Мертвая мысль".

Однако вскоре Гоголь обнаружил свой необычайный талант в рисовании, который превосходил успехи его обидчиков, а затем проявились и его литературные способности. У него появились сторонники, с которыми он начал издавать собственный рукописный журнал, в который помещал свои статьи, рассказы и стихи. Среди них была историческая повесть «Братья Твердиславичи», а также сатирический очерк «Нечто о Нелине», или «Дуракам закон не писан», в котором он высмеивал обычаи местных обывателей.

1.4 Литературный путь. Начало.

Гоголь очень рано проявил интерес к литературе, особенно к стихам. Он обожал Пушкина и переписывал в свои тетради его произведения, включая "Цыган", "Полтаву", а также отрывки из "Евгения Онегина". Это время также считается началом его литературных экспериментов. Еще в 1825 году он начал сотрудничать в рукописном журнале гимназии, где писал стихи. Ещё одним его увлечением в школе был театр. Он активно участвовал в подготовке и постановке школьных представлений, играл комедийные роли и создавал декорации.

У Гоголя рано возникло чувство разочарования в унылой и безжизненной атмосфере жизни в Нежине, мечты о призвании к чему-то благородному и возвышенному. Подобные восторженные амбиции и стремление к общественно полезной деятельности нашли своё выражение в его первом сохранившемся поэтическом произведении — поэме "Ганц Кюхельгартен". Мечты о будущем и планы об общественной деятельности вели его в Петербург — далёкий и привлекательный город. После окончания гимназии в декабре 1828 года Гоголь уехал в Петербург.

Петербург прохладно встретил восторженного юношу из далёкой Украины, из тихой провинциальной глуши. Он столкнулся с неприятностями со всех сторон. Чиновничий мир отнёсся равнодушно к этому молодому провинциалу — он не мог найти работу, а жизнь в столице для молодого человека с ограниченными средствами оказалась очень трудной. На литературном поприще Гоголь тоже встретил горькое разочарование. Попытка раскрыть свой поэтический талант не увенчалась успехом, и его поэма "Ганц Кюхельгартен", привезённая из Нежина, не нашла признания. Стремление выступить на сцене также провалилось: его реалистический актёрский талант был не востребован на то время театральным руководством.

Только в конце 1829 года Гоголю удалось устроиться на мелкую должность в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий. Однако он не задержался на этой должности надолго и уже в апреле 1830 года стал писцом в департаменте уделов. В эти годы он сильно страдал от бедности и нужды, с которыми большинство служащих сталкивались в Петербурге.

1.5 Роль Санкт-Петербурга в жизни Гоголя.

Гоголевская тема Петербурга в его произведениях оказалась неоднозначной. На первый взгляд, встреча писателя с этим городом была недружелюбной, вызывая у Гоголя глубокое разочарование. Однако, несмотря на это, он продолжал писать и находил вдохновение в изображении жизни и быта мелких чиновников, своих сослуживцев. Именно наблюдения за этими людьми и их окружением легли в основу двух его знаменитых повестей - "Нос" и "Шинель". В 1831-1832 годах Гоголь издал сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки", а в 1835 году - сборник "Миргород". Именно в это время он приступил к созданию своих самых значимых произведений - "Мертвые души" и "Ревизор". В 1836 году была опубликована повесть "Нос", а также состоялась премьера его комедии "Ревизор" в театрах Москвы и Петербурга. После смерти Гоголя некоторые его повести, которые изображали Петербург "во всей его красе", были объединены в сборник "Петербургские повести". В этом сборнике можно прочитать такие произведения, как "Шинель", "Нос", "Невский проспект" и "Записки сумасшедшего". В них отражены как высокие, так и не очень лучшие стороны русского характера, быт и нравы разных слоев петербургского общества - чиновников, военных, ремесленников. Жизнь Гоголя в Петербурге была сложной и полной разочарований. Он испытывал трудности в поисках своего места в этом городе. Но, преодолев все трудности петербургской жизни, он, наконец, осознал, что его призвание - быть писателем, который изображает пороки человеческой души и природу Малороссии.

1.6 Смерть Гоголя

Гоголь скончался в возрасте 43 лет. Врачи, занимавшиеся им в последние годы, были в полном недоумении относительно его состояния здоровья. Существовала версия о депрессии.

Все началось с того, что в начале 1852 года умерла сестра одного из близких друзей Гоголя — Екатерина Хомякова, которую писатель глубоко уважал. Ее смерть вызвала у Гоголя сильнейшую депрессию, которая способствовала уходу в религию. Он начал поститься, употребляя ежедневно 1-2 ложки капустного рассола и овсяного отвара, иногда ел плоды чернослива. Учитывая его ослабленное здоровье после перенесенных болезней — малярийного энцефалита в 1839 году, а также холеры в 1842-м, от которых он чудом выжил, — такое голодание для него было смертельно опасным. В ночь на 24 февраля он сжег второй том "Мертвых душ". Через несколько дней писателя не стало.

Тело Гоголя было захоронено в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоаном Пушкиным. Спустя 79 лет его могила была тайно раскрыта, так как Данилов монастырь, где он был погребен, преобразовывался в колонию для малолетних преступников, в связи с чем его некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди них , наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми, был и Гоголь.

31 мая 1931 года у могилы Гоголя собралось двадцать — тридцать человек, среди которых были историк М. Барановская, писатели Вс. Иванов, В. Луговской, Ю. Олеша, М. Светлов, В. Лидин. Именно Лидин стал источником слухов: по Москве распространялись страшные легенды о таинственном исчезновении головы писателя, подтверждая точку зрения биографов Гоголя о том, что мистика сопровождала писателя не только при жизни, но и после смерти.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Влияние наследственности.

Анализируя теоретический материал, связанный с моей темой исследования, я обнаружила, что еще до рождения Н.В. Гоголя в его жизни присутствовали мистические аспекты, а генетическая предрасположенность сыграла роль в формировании его мистических тенденций. Родственники и близкие рассказывали об убеждениях деда и бабушки Гоголя со стороны матери, которые были связаны с суевериями и религиозными представлениями, а также верили в приметы и предсказания.

Ольга, младшая сестра Гоголя, в своих воспоминаниях упоминала странные привычки своей тетки по линии матери, которая мазала голову свиным жиром в надежде предотвратить поседение волос, всегда опаздывала на прием пищи и проявляла ряд странных поведенческих черт.

Племянник Гоголя, сын его сестры Марии, потерял обоих родителей в подростковом возрасте и, согласно родственникам, из-за этого потерял рассудок и покончил с собой. Ольга Гоголь в детстве имела проблемы со здоровьем и плохо развивалась, а повзрослев, стала религиозно настроенной, особо боялась смерти и регулярно посещала церковь, чтобы молиться.

Отец Гоголя также имел склонность к мистическим убеждениям и предреканию болезней, он верил в чудеса и предопределение судьбы. Его брак с Марией Ивановной также был поистине удивителен - он увидел свою будущую жену во сне, когда ей было всего 14 лет. Во время сна ему привидилась девочки в белых одеждах, и Пресвятая Богородица сказала ему, что она станет его женой. Пробудившись, он обнаружил рядом годовалую дочь своих друзей, которая показалась ему суженой из сна. Он признал ее своей невестой , и через несколько лет они поженились, проведя впоследствии счастливые 20 лет в браке.

Мать Гоголя, Мария Ивановна, характеризовалась нестабильным настроением, часто проявляла подозрительность и периодически впадала в отчаяние. Её настроение часто менялось без видимой причины - от веселого и общительного, до замкнутого и отрешённого состояния. После внезапной смерти мужа в 1825 году Мария Ивановна вела себя непредсказуемо, разговаривала с ним, будто он живой, требовала похоронить её рядом с ним и на долгое время впадала в состояние оцепенения.

2.2 Сюжеты повести «Вий».

Мать Николая Васильевича являлась чрезвычайно религиозной женщиной. Она часто рассказывала о мифических существах, адской жизни, страшном суде для грешников и благе для праведных. Воображение маленького Гоголя оживало, представляя себе ад, где грешники страдали, и рай, где праведные люди наслаждались блаженством. Позднее Гоголь написал: "Она настолько жутко описывала вечные муки грешников, что это потрясло меня и пробудило самые возвышенные мысли". Эксперты, изучающие творчество прозаика, единогласны в своем мнении о страхе перед загробной жизнью, зародившемся у Гоголя еще в детстве. Этот страх не покидал его в продолжение всей жизни, и он перенес его в мистическую повесть "Вий".

Писатель утверждал, что записал народное предание, не изменяя ни одного слова. Однако позднее литературоведы и фольклористы не обнаружили упоминаний о легендах, даже отдаленно напоминающих сюжет повести Гоголя.

В то же время известно, что Николай Васильевич страдал от нервных расстройств, слышал голоса, рассказывающие ему о ужасах загробного мира. В возрасте десяти лет Гоголь пережил тяжелое психологическое потрясение: летом 1819 года заболел его девятилетний брат Иван, и через несколько дней он скончался. Гоголь всю свою жизнь обвинял себя за то, что часто играл с братом в "покойника" и считал, что именно этим привлек смерть к Ивану.

В своем произведении "Вий" он описывает сцену в церкви, где панночка лежит в гробу, и вдруг крышка гроба треснула, появился мертвец, жуткий страх испытал Хома Брут. Гоголь осознавал, что такой же страх испытывал его младший брат Иван.

2.3 Эпизоды в сборнике «Вечеров…».

"Вечера на хуторе близ Диканьки": путешествие в мир гоголевской фантастики.

"Вечера на хуторе близ Диканьки" – это не просто сборник повестей, это жемчужина русской литературы, созданная гениальным пером Николая Васильевича Гоголя. Впервые опубликованный в 1831-1832 годах, он сразу же завоевал сердца читателей и по сей день остается одним из самых любимых произведений.

Мир, созданный Гоголем, очаровывает своей неповторимой атмосферой. Это мир украинского фольклора, где быль переплетается с вымыслом, где добро борется со злом, а любовь побеждает все препятствия.

Повести сборника переносят нас в колоритную украинскую деревню, где живут простые люди, со своими радостями и печалями. Гоголь с любовью и юмором описывает их быт, нравы, обычаи.

Особую роль в "Вечерах" играет фантастика. Ведьмы, русалки, черти – все эти персонажи оживают на страницах повестей, создавая атмосферу волшебства и тайны.

Но не стоит забывать, что за всей этой фантастикой скрывается глубокий смысл. Гоголь обличает социальные проблемы своего времени, воспевает красоту природы, силу любви и человеческий дух.

"Вечера на хуторе близ Диканьки" – это произведение, которое можно читать и перечитывать бесконечно. Каждый раз оно будет открываться вам с новой стороны, даря новые впечатления и эмоции.

Сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" стал одним из первых произведений, принесших Н.В. Гоголю широкую известность. В этих повестях писатель искусно соединил реальные события с фантастическими элементами, создав неповторимую атмосферу украинского фольклора.

Влияние фольклора. Гоголь с детства интересовался народным творчеством. Он записывал песни, легенды, сказки, пословицы, поговорки, изучал обычаи и традиции украинского народа. Все эти знания нашли отражение в его произведениях.

Фантастические существа. В "Вечерах на хуторе близ Диканьки" присутствуют различные фантастические элементы: русалки, ведьмы, черти, домовые. Предания: о продаже души черту, о расцветающем папоротнике. Народные суеверия: об оборотнях, о полетах ведьм.

Функция фантастики. Фантастика в произведениях Гоголя играет несколько ролей: 1. Создает особую атмосферу таинственности и волшебства. Помогает раскрыть характеры героев.

2. Служит средством сатирического изображения действительности. Победа добра над злом.

Важной темой сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки" является тема победы добра над злом. В большинстве повестей герои оказываются сильнее злых сил. Гоголь верил в силу человеческого духа, в то, что человек способен справиться с любыми трудностями.

Значение сборника. Сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" стал значимым явлением в русской литературе. Он не только открыл талант Гоголя, но и оказал влияние на развитие русского романтизма.

2.4 Тема носа в жизни и творчестве Николая Васильевича Гоголя.

Нос - это отличительная черта самого автора. Современники всегда отмечали его как самую выразительную деталь Гоголя. Нос и Гоголь - это две стороны одной медали. Когда мы думаем о лице Гоголя, мы сразу вспоминаем его нос. Он был длинный, тонкий, острый, похожий на бритву или остро заточенный нож.

Сам Гоголь был очень чувствителен к своему носу. Этот орган вызывал у него настоящий душевный трепет и особое внутреннее состояние. Еще в гимназии он взял роль старого скупца и тренировался более месяца, чтобы его нос и подбородок сошлись. Часами он сидел перед зеркалом, прижимая нос к подбородку, пока наконец не достигал желаемого.

Одну из своих самых замечательных и забавных петербургских повестей "Нос" Гоголь посвятил именно своему носу. Эта повесть рассказывает о приключениях отделившегося от лица майора Ковалева носа, который стал статским советником, гуляющим по Петербургу и посещающим Казанский собор. Говорят, что Гоголь написал эту работу о своем носе, с которым он имел проблемы из-за его длины. Набоков справедливо замечает, что нос проходит через все его произведения: трудно найти другого писателя, который так обстоятельно описывал запахи, чиханье и храп... носа, текут, носы дергаются, с носами обращаются любовно или недостойно.

В повести "Ночь перед рождеством" фигура парикмахера, который дерзко тянет за нос свою жертву, появляется в одном из разворотов. В "Невском проспекте" пьяный сапожник Гофман намерен отрезать нос пьяному луженщику Шиллеру, но тот заявляет: "Я не хочу, мне не нужен нос!" — и требует: "Режь мне нос! Вот мой нос!" В "Записках сумасшедшего" главный герой верит, что на Луне "живут только одни носы". Неудивительно, что у Гоголя было множество описаний носов: человек со "широким носом и огромной шишкой на нем", "баба в казацкой свитке с фиолетовым носом". В повести "Женитьба" главный недостаток Агафьи Тихоновны был в ее длинном носе. Тот же недостаток заметили у Чичикова: "Распустили слухи, что он хорош, а он совсем не хорош, совсем не хорош, и нос у него... самый неприятный нос". Гротескный нос может быть не только смешным, но и устрашающим: "Когда есаул поднял иконы, вдруг все его лицо [колдуна] переменилось: нос вырос и наклонился на одну сторону", "Глянул в лицо — и лицо стало меняться: нос вытянулся и опустился над губами... и перед ним возник тот самый колдун, который появился на свадьбе у есаула".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Произведения Н. В. Гоголя отличаются особой атмосферой мистицизма и загадочности. Писатель использует различные фольклорные и мифологические мотивы, что придает его произведениям неповторимый колорит. В процессе изучения теоретического материала я пришла к следующим выводам в соответствии с поставленными мною задачами:

1. Образы нечистой силы в народном творчестве и в произведениях Н. В. Гоголя. В народном творчестве образы нечистой силы представлены в различных формах: это домовые, русалки, ведьмы, колдуны, черти и многие другие. В произведениях Гоголя эти персонажи также встречаются, но писатель старается соответствовать фольклору в отношении нечистой силы. Например, в повести «Вий» главный герой Хома Брут встречается с Вием, страшным существом с огромными веками. Этот персонаж соответствует образу Вия в народных поверьях: он слеп и может видеть только тогда, когда кто-то поднимет его веки.

В повести «Ночь перед Рождеством» ведьма Солоха имеет как положительные, так и отрицательные качества. Она помогает главному герою Вакуле найти его возлюбленную Оксану, но в то же время она является злобной и коварной женщиной.

2. Источники мистики в творчестве Н. В. Гоголя. Стремление Гоголя к широкому использованию мистики в своих произведениях объясняется несколькими причинами. Во-первых, писатель прекрасно знал жизнь, быт, верования, суеверия и устное народное творчество Малороссии. Впечатления украинской деревни окружали его с самого детства. Во-вторых, Гоголь активно интересовался народным творчеством. Интерес будущего писателя к фольклору Украины отразился в многочисленных записях, имевших место в знаменитых тетрадях - сборниках. В-третьих, Гоголь был глубоко религиозен. Он верил в Бога и в существование нечистой силы. Это убеждение отразилось в его произведениях, где мистика часто переплетается с православной верой.

3. Мистика, связанная с Н. В. Гоголем. Мистика, связанная с Н. В. Гоголем началась ещё до его рождения. По легенде, его мать Мария Ивановна Гоголь-Яновская была очень набожной женщиной. Однажды она совершила паломничество в Иерусалим, где встретила старца-пророка. Старец предсказал ей, что у нее родится сын, который станет великим писателем. Некоторые события жизни Гоголя были описаны в произведениях. Например, в повести «Ночь перед Рождеством» рассказывается о том, как черт украл месяц. Этот эпизод произошел с самим писателем, когда он был еще ребенком.

4. Фантастические элементы в творчестве Гоголя. Фантастические элементы в творчестве Гоголя – это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни. Например, в повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь высмеивает жадность, глупость и лицемерие. В повести «Вий» он показывает, как суеверия и страх могут привести человека к гибели.

Таким образом, мистика в творчестве Н. В. Гоголя занимает важное место. Она помогает писателю раскрыть характеры героев, изобразить различные социальные пороки и утвердить реалистическое начало в жизни. Моя гипотеза о том, чтомистические образы в творчестве писателя тесно связаны с его жизнью нашла своё подтверждение.

Глоссарий

Антагони́ст (греч. ανταγωνισης «противник»; от др.-греч. ἀντί «напротив» + αγωνίζομαι «состязаюсь», αγωνιστής «борец») - нечто, действующее противоположным образом; также соперник.

Га́рус - разновидность мягких шерстяных или хлопчатобумажных ниток, первоначально предназначавшихся только для вышивания, сейчас их широко используют и для вязания. Нитки, как правило, толстые, с небольшой круткой, белые, черные, цветные.

Депре́ссия - психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное, угнетённое, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие. Обычно также присутствуют некоторые из следующих симптомов: сниженная самооценка, потеря интереса к жизни и к привычной деятельности, неадекватное чувство вины, пессимизм, нарушение концентрации внимания, усталость или отсутствие энергии, расстройства сна и аппетита, суицидальные тенденции.

Кре́стное зна́мение - осенение знамением Креста, внешне выражаемое в таком движении руки, что оно воспроизводит символическое очертание Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос; при этом осеняющий выражает внутреннюю веру во Святую Троицу; во Христа как в вочеловечившегося Сына Божьего, Искупителя людей; любовь и благодарность по отношению к Богу, надежду на Его защиту от действия падших духов, надежду на спасение.

Кропи́ло («кисть для кропления» или просто «кисть», «церковное кропило», «церковная кисть»), – предмет церковной утвари, предназначенный для окропления (обрызгивания) верующих и/или предметов во время совершения особых церковных обрядов.

Луже́нщик - это человек, занимающийся луже́нием (покрытием металлических поверхностей слоем ртути). Лужение используется для защиты металла от коррозии, придания блеска, а также для создания электропроводности. Лужение было широко распространено в прошлом, но из-за токсичности ртути и строгих экологических норм его использование сейчас ограничено.

Малоросси́йские дворя́не были частью социальной группы дворянства в историческом контексте. Термин "Малороссия" использовался в прошлом для обозначения Украины, когда она была частью Российской империи. Таким образом, малороссийские дворяне - это дворяне, проживавшие на территории Малороссии, то есть древнего названия Украины в составе Российской империи. Важно отметить, что термин "Малороссия" устарел и в современном контексте его употребление можно рассматривать как архаизм. Сегодня Украина имеет собственных дворян или аналогичные социальные группы в соответствии с современными социально-политическими реалиями.

Нечи́стая си́ла  (также не́чисть, не́жить) - у славян собирательное имя потусторонней силы и существ: злых духов, чертей, бесов, оборотней и нежити- домового, полевого, водяного, лешего, русалки, кикиморы и прочее. Общим для них всех является принадлежность к «нечистому», «отрицательному», «нездешнему», потустороннему миру и их злокозненность по отношению к людям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Научная литература:

1. Белинский В.Г. «О русской повести и повестях г. Гоголя» ЛитМир - Электронная Библиотека. Белинский Виссарион Григорьевич. О русской повести и повестях г. Гоголя.

2. Добин Е. Искусство детали: наблюдение и анализ: о творчестве Гоголя. - Л.: «Сов. писатель». Ленингр. отд-ние, 1975.

3. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М.: 1990г

4. Золотарев И.Л. Статья. Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя.

5. Максимов С.В.Нечистая, неведомая и крестная сила. Избранное. - М.; Сов. Россия, 1981. 

6. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. - М.: Просвещение, 1979

7. Соколов Б.В. Расшифрованный Гоголь. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. - М.: Яуза, Эксмо, 2007.

8. Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. – Владивосток: изд-во Дальневосточн.ун-та, 1986.

9. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. — М.; Л.: Гос. изд-во художеств. лит., 1959.

Описание электронных ресурсов:

  1. Образ Пацюка в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»: [электронный ресурс]https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/obraz-patsyuka-v-povesti-gogolya-noch-pered-rojdestvom.html

  2. Мистика в повести Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» [электронный ресурс] https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/mistika-v-povesti-gogolya-vechera-na-hutore-bliz-dikanki.html

  3. Мистика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» [электронный ресурс] https://lit.ukrtvory.ru/mistika-v-vecherax-na-xutore-bliz-dikanki-n-v-gogolya/

  4. Мистика в произведениях Николая Гоголя [электронный ресурс] https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/mistika_v_proizvedeniyah_nikolaya_gogolya/

  5. Анализ произведения «Нос» Гоголь [электронный ресурс] https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/nos-gogol/

  6. Анализ произведения «Вий» [электронный ресурс] https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/vij/

  7. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголь [электронный ресурс] https://reshator.com/sprav/literatura/dnevnik/vechera-na-hutore-bliz-dikanki-gogol/

  8. Александр Воронский «Гоголь» [электронный ресурс] https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/270884-aleksandr-voronskiy-gogol.html

  9. Владимир Алексеевич Воропаев «Нет другой двери… О Гоголе и не только» [электронный ресурс] https://www.litres.ru/book/vladimir-alekseevich-voropaev/net-drugoy-dveri-o-gogole-i-ne-tolko-54929919/chitat-onlayn/

Просмотров работы: 164