Образ Ставрогина в романе Ф. М. Достоевского "Бесы"

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ Ставрогина в романе Ф. М. Достоевского "Бесы"

Горелова Е.А. 1
1ОАНО "Школа святителя Филарета Московского", 10 класс
Коряков П.В. 1
1 ОАНО «Школа святителя Филарета Московского»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Еще современники Ф. М. Достоевского обращали внимание на его прозорливость или необыкновенное умение угадывать будущее. Одним из первых на эту удивительную особенность великого русского писателя обратил внимание П. М. Третьяков. В письме к известному художнику И. Н. Крамскому основатель картинной галереи назвал Ф. М. Достоевского «пророком». П. М. Третьяков отметил, что Достоевский «был пророк, это был всему доброму учитель, это была наша общественная совесть» [3, с. 277].

На пророческий дар гениального автора обращали внимание и другие люди: философы, поэты. В. С. Соловьев назвал Ф. М. Достоевского «пророком», «лучшим из людей» и «вождем человечества» [5, с. 4]. Д. Мережковский своему эссе о Достоевском дал название «Пророк русской революции».

Значение «пророческих» творений русского писателя, а особенно его романа «Бесы», трудно переоценить. В романе «Бесы» автор сумел предупредить читателей о глубоко кризисном состоянии русского общества. Он не просто изобразил революционные настроения в «верхах» и «низах», но верно определил причины этих настроений. Все эти причины, по мысли художника, проистекают из-за утраты живой веры в Бога, от жизни вне Церкви.

Отсюда актуальность нашего исследования. Онозаостряет внимание на самом содержательном в провидческом аспекте произведении «пророка русской революции» - романе «Бесы». А в самом романе пророческий посыл раскрывается благодаря анализу образа главного антигероя - Н. В. Ставрогина.

Цель исследования заключается в том, чтобыохарактеризовать форму и содержание антигероя в романе Ф. М. Достоевского «Бесы»; а также в том, чтобы определить глубинные причины его ложной религиозности.

Вообще, в настоящее время существует немало работ, посвященных различным литературоведческим аспектам романа. Например, А. Ю. Колпаков детально рассматривает поэтику этого произведения («Поэтика романа Ф. С. Достоевского «Бесы»: система повествовательных уровней»). О. Н. Савина – и поэтику, и проблематику («Роман Ф. М. Достоевского «Бесы»: проблематика и особенности поэтики»), О. А. Спирягина тщательно изучает феномен диалогизма («Структурно-семантические особенности диалогизма в романах Ф. М. Достоевского «Бесы» и М. Горького «Жизнь Клима Самгина»).

Однако никто из литературоведов почти не пытался исследовать феномен одержимости в Ставрогине с библейско-богословской точки зрения. Даже диссертация Л. П. Гогиной «Христианская нравственность как альтернатива нигилизму в романе «Бесы» Ф. М. Достоевского» дает очень туманное представление об инфернальной сути этого персонажа.

Поэтому проблема нашего исследования заключается в том, чтобы изучить не только внешний образ Н. В. Ставрогина, но и его внутреннее, инфернальное начало; а также в том, чтобы показать место героя в общем замысле романа.

В процессе работы с помощью биографического, описательно-функционального и сравнительно-сопоставительного метода мы попытаемся дать целостную характеристику той силы, во власти которой, по мысли Ф.М. Достоевского, пребывают в России революционно настроенные элементы.

Глава 1. История создания образа Ставрогина и прототип героя

1. 1. История создания образа Ставрогина. Начальной точкой творческой истории «Бесов», по верному мнению Н. В. Будановой, стал план недатированной повести «Зависть» [2, с. 677], в которой впервые появился образ Князя (то есть Ставрогина). Затем появилась заметка «Т. Н. Грановский», получившая черты политического памфлета на революционеров-нечаевцев.

Потом памфлет приобрел черты небольшой повести под названием «Житие великого грешника», где главную роль играл Петр Верховенский (прототипом героя стал М. В. Петрашевский). Однако, отправив 15 листов издателю и получив плату за них, Ф. М. Достоевский решил в очередной раз переписать текст ради нового героя. Им стал Николай Всеволодович Ставрогин. 

Последний явно имеет автобиографические черты. Об этом говорит письмо автора к Н. Н. Страхову. Представляя литературному критику новый характер, Ф. М. Достоевский писал: «Я из сердца взял его (Ставрогина – Е. Г.)» [2, с. 700], Иначе говоря, писатель вложил в образ Ставрогина много «своего».

Однако ставить знак равенства между Достоевским и Ставрогиным, конечно, не следует (хотя «великим грешником» после этого признания литературный критик Н. Н. Страхов стал считать именно автора романа «Бесы»). Для автора его персонаж всегда был не героем (человеком с героическим чертами), а антагонистом, антигероем (то есть человеком, поступки которого противоречат общепринятым моральным ценностям).

В упомянутом нами письме к Н. Н. Страхову Достоевский называет Ставрогина злодеем. Автор пишет: «Это другое лицо (Николай Ставрогин) - тоже мрачное лицо, тоже злодей. Но мне кажется, что это лицо - трагическое, хотя многие наверно скажут по прочтении: «Что это такое?» Я сел за поэму об этом лице потому, что слишком давно уже хочу изобразить его» [2, с. 700].

Таким образом, Ставрогин изначально замышлялся писателем как представитель мрака и тьмы, злодей, антагонист и лицо трагическое.

1. 2. Прототип героя. Прототипом главного антагониста романа «Бесы» Н. В. Ставрогина, как известно, стал не сам М. В. Петрашевский, а один из видных членов тайного общества петрашевцев - Н. А. Спешнев, харизматичный аристократ и крайне радикальный в политическом плане деятель.

В жизни молодого и наивного Ф. М. Достоевского Н. А. Спешнев сыграл судьбоносную роль демонического учителя и наставника. Именно Спешнев учил писателя социализму и пропаганде, действующей на массы. Именно Спешнев сеял в душе автора семена либерализма, учил возбуждать в других людях негодование против правительства и начальников (в том числе и против Петрашевского, который, по мысли Спешнева, ничего путного делать не мог).

Спешнев имел на Достоевского огромное влияние. Причем, совсем не такое, какое имеет, например, учитель на ученика или наставник на наставляемого. Нет. Это было то тлетворное, душепагубное, разлагающее влияние, которое имел гетевский дух тьмы Мефистофель на несчастного доктора Фауста.

Под это влияние Достоевский попал, видимо, тогда, когда взял в долг у Спешнева 500 рублей серебром, не имея возможности этот долг отдать. С тех пор, по словам доктора С. Д. Яновского, автор повторял: «Понимаете ли вы, что у меня с этого времени есть свой Мефистофель?» [7, с. 25],

Писатель вышел из-под влияния «своего» Мефистофеля только во время инсценировки расстрела в 1849 году. Так получилось, что Достоевский стоял рядом со своим учителем - Спешневым. И именно Спешнев на искренние слова Достоевского о том, что «мы будем со Христом», цинично ответил, что, если будем, то «горстью праха», чем совершенно разбил автору сердце.

Очень возможно, что предпосылки романа «Бесы» возникли уже в 1849 году во время инсценировки расстрела, поскольку через все произведение красной нитью проходит волна негодования и разочарования автора в предмете своего раннего подражания. На наш взгляд, взаимодействие Шатова и Ставрогина в романе - это возможность для самого Ф. М. Достоевского высказать своему бывшему наставнику всю правду в глаза, «проговорить» и разрешить неразрешенные и все еще проживаемые писателем вопросы. 

Глава 2. Образ Ставрогина: форма, содержание, идеология.

2. 1. Образ Ставрогина: форма. Кто же такой Николай Всеволодович Ставрогин? Согласно замыслу автора романа, Ставрогин - главный антагонист романа, злой гений произведения. На отношениях со Ставрогиным строится вся система персонажей произведения. Почти с каждым Ставрогин чем-то связан. И одновременно почти каждого он вольно или невольно пытается совратить с прямого пути, наставить на путь беззаконный. По мысли самого автора, в романе «все заключается в характере Ставрогина».

На наш взгляд, этот герой – отнюдь не «ходульный» персонаж. У него есть имя, отчество и фамилия: Николай Всеволодович Ставрогин. Он аристократ, обладает внешностью демонического красавца. Это молодой человек примерно 25 лет, сильный, выше среднего роста, хорошо одетый, изящный и благовоспитанный. У него черные волосы, светлые и ясные глаза, «коралловые» губы, румянец на лице (иногда - бледность).

У антагониста есть история жизни. В глазах персонажей романа «Бесы» Ставрогин рисуется в образе успешного молодого человека высшего света. Он отставной офицер, сын генерала, со средствами, с классическим для своего сословия образованием и воспитанием. У Ставрогина есть характер. Он немногословен, хладнокровен, расчетлив, умен, может вести людей за собой, не боится ни дуэлей, ни взысканий, готов к любому рискованному поступку.

Однако, по замыслу автора, эта красивая внешность ни что иное, как маска. Или «каменная маска», являющаяся, по верному замечанию о. Павла Флоренского, определенной «ступенью распада личности» героя [6, с. 32].

Достоевский изображает, воспользуемся выражением автора, Фауста, попавшего в полную власть Мефистофеля. Иначе говоря, Мефистофеля (то есть беса) в маске Фауста (Ставрогина). Поэтому выходит так, что при постоянном присутствии в сюжете одного героя (Ставрогина) вместо него, точнее, в его маске, образе, личине говорит, действует другой (бес). 

2.2. Образ Ставрогина: содержание. Ставрогин - это человек, потерявший свою истинную суть: образ Божий в самом себе. А именно: звание, мужество, веру в Бога. На феномен потери, утраты Ставрогиным самого себя, своего «я», своей души указывает Марья Лебядкина, законная супруга антагониста.

Для нее Ставрогин – это не человек, а дух, призрак, злой гений, не «ее» родной Ставрогин, а нечто чужое, дикое, таящееся в углу, в темноте, инфернальное. Она говорит: «Мой (Ставрогин – Г. Е.) - ясный сокол и князь, а ты - сыч и купчишка! Мой-то и Богу, захочет, поклонится, а захочет, и нет, а тебя Шатушка (милый он, родимый, голубчик мой!) по щекам отхлестал, мой Лебядкин рассказывал. И чего ты тогда струсил, вошел-то?» [2, с. 263].

Ставрогин – человек только по видимости. Он мог быть сильным, однако по отчужденности к божественному так и не смог найти радости и опоры в самом себе. Он находился в поисках тяжелого бремени, креста (фамилия «Ставрогин» имеет в себе греческий корень «ставрос» (σταυρός), что в переводе означает «крест»), но не захотел, не смог нести этот крест (себя).

И последствия отказа: от самого себя, своей души, Бога - становятся для Ставрогина ужасными. Достоевский на примере этого героя показывает человека, одержимого злым духом (бесом); изображает бесноватого.

Ставрогин безусловно болен, но только не шизофрений, а одержимостью. Его болезнь – это злой дух, царящий в нем. Этот дух – настоящий человекоубийца, который, по словам рассказчика Антона Лаврентьевича Г-ва, может «целить и убивать до зверства спокойно» и который «при бесконечной злобе», умеет «сохранять полную власть над собой» [2, с. 196].

Этот дух также есть дух сомненья. Он именуется Мефистофелем (так говорит о Ставрогине его ученик Кириллов). Именно Мефистофель, а не Ставрогин «если верует, то не верует, что он верует», «если же не верует, то не верует, что он не верует» [2, с. 573-574]. Мефистофеля увлекает «упоение победой и сознание что нет над тобой победителя» [2, с. 197].

Таким образом, суть Ставрогина является не человеческой, а демонской.

2. 3. Образ Ставрогина: идеология. Ставрогинский демон, подобно любому настоящему демону, не может жить без религии (точнее, анти-религии), ибо дьявол – обезьяна Бога. Поэтому царящий в Ставрогине бес пытается эту новую религию создать. Во-первых, для того, разрушить русские устои, смутить народ, стереть грани между добром и злом. Во-вторых, чтобы получить себе армию адептов-последователей и создать оппозицию Богу.

Свою религию Ставрогин находит в легенде об Иване-царевиче, который «есть, но никто не видал его»; который скрывается, но которого можно «показать из ста тысяч одному» [2, с. 396], чтобы пошла молва по всей земле: «Видели, видели» (такой религии Петр Верховенский учит Ставрогина).

В аспекте этой новой религии злой гений Ставрогина становится уже не просто антагонистом романа, но одним из тех самозванцев-«антихристов», о приходе которых предупреждал православный мистик Иоанн Богослов.

У Иоанна антихрист отвергает Отца и Сына (1Ин.2,22). И у Ф. М. Достоевского Ставрогин является атеистом (по словам Шатова). У Иоанна антихрист входит в мир обольстителем (2Ин.7). И у писателя Ставрогин представляется обольстителем и демоническим красавцем, у которого «на душе нечто «ужасное, грязное и кровавое» (по словам Лизаветы Николаевны).

Наконец, антихрист у Иоанна отверзает уста для хулы на Бога, говоря гордо (Откр.13:5-6). И Ставрогин у автора пытается попрать веру в Бога в Спасо-Ефимьевском Богородском монастыре во время посещения старца Тихона.

Это происходит в 9 главе романа «Бесы» под названием «У Тихона», запрещенной к печати издателем М. Н. Катковым. Здесь крайне любопытным представляется внутреннее состояние Ставрогина. Оно свидетельствует о необычном для героя раздражении, которое говорит о том, что перед чтением роковых бумаг герой чувствовал себя не совсем в порядке.

И это неудивительно, ибо «документ», принесенный к старцу и подписанный «От Ставрогина» совсем не походит на исповедальную хартию. Это настоящее «анти-евангелие», которое стирает понятия добра и зла и которое создается «из гордости» для возбуждения людской ненависти и раздора.

Заключение

Таким образом, Н. В. Ставрогин – не ангел в виде демона, и даже не человек, но воплощенный «бес» или «демон-обольститель», предназначение которого сводится к тому, чтобы обольщать людей. В Ставрогине нет ничего человеческого: ни душевной борьбы, ни любви, ни ненависти. Он не пытается рушить привычные устои, он экспериментирует только для себя, держа людей на поводу. Его шизофрения – это не болезнь, а одержимость бесами.

Что можно сказать о Ставрогине в итоге? То, что не он «съел идею». А идея «съела его». Так, как известно, говорил Петр Верховенский о Кириллове в шутку. Ставрогин пытается добиться нигилизма, независимости, однако, без Бога, подчеркивает Ф. М. Достоевский, он бессилен и несостоятелен.

Возникает вопрос: почему же главным героем романа «Бесы» становится демон, а не добрый рыцарь? На этот вопрос хорошо отвечает А. М. Буланов. Он говорит: «Ум без сердца – вот что страшит Достоевского» [1, с. 63],.

Думается, дело в том, что образ Ставрогина – это предостережение писателя о том, что произойдет с человеком, который поверит ложному пастырю (каковым в романе является Петр Верховенский), обольстится ложными революционными учениями и потеряет веру в живого Бога. Быть во власти ложного пастыря – значит, подвергать погибели и душу, и тело. Человек, которому от рождения дано предназначение нести свой крест, не должен от этого предназначения отказываться. Об этом и хочет сказать в своем выстраданном жизненным опытом романе «Бесы» Ф. М. Достоевский. 

Литература:

  1. Буланов, А. М. «Ум» и «сердце» в русской классике. Соотношение рационального и эмоционального в творчестве И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. - Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 1992.

  2. Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Том 7. – Л.: «Наука. Ленинградское отделение», 1988-1996 гг.

  3. Крамской, И. Н. Переписка И. Н. Крамского в 2 томах. И. Н. Крамской и П. М. Третьяков. Том 1 (1869-1887). - М., «Искусство»,1953.

  4. Мочульский, К. В. Гоголь, Соловьев, Достоевский. Работа над романом «Бесы». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-dostoevskij-mochulskij/48/ (дата обращения: 22.01.2024).

  5. Соловьев, В. С. Избранное. Три речи в память Достоевского. - М.: «Советская Россия», 1990.

  6. Флоренский, П. Избранные труды по искусству // Иконостас. – СПб., «Русская книга», 1993.

  7. Яновский, С. Д. Воспоминания о Достоевском. Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. В 2 томах / Вступительная статья, составление и комментарии К. Тюнькина. Т. 1. – М.: «Художественная литература», 1990.

Просмотров работы: 274