Литературные реминисценции в произведении В. Пьецуха "Новая московская философия"

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Литературные реминисценции в произведении В. Пьецуха "Новая московская философия"

Река С.А. 1
1МБОУ г. Астрахани "Лицей №1"
Насырова Н.А. 1
1МБОУ г. Астрахани "Лицей №1"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Программа по литературе десятого класса предусматривает обязательное знакомство обучающихся с романом Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Сложность произведения, отличный от других взгляд автора на устройство мира, острые и беспокоящие многих вопросы, вокруг которых строится повествование, — всё это, бесспорно, заинтересует любого думающего человека.

Вячеслав Алексеевич Пьецух, русский писатель, в своих произведениях пытается разгадать загадку русской души, понять особенности русского национального характера. Пьецух считает, что без литературы жизнь не смогла бы быть полноценной, а человек образованным и нравственным. Эти условия позволяют не только назвать Вячеслава Алексеевича думающим человеком, но и поставить его труды в один ряд с великими произведениями русской литературы. Автор часто использует реминисценцию, чтобы обратиться к наследию литературных гениев. Так, “Новая московская философия” становится обытовленным вариантом “Преступления и наказания” благодаря ироничным аналогиям.

Знание большего количества произведений поможет выпускникам успешно написать итоговое сочинение по литературе. А произведение В. А. Пьецуха, как и роман Ф. М. Достоевского, отлично подходит для приведения аргументов.

Цель:

• Знакомство с творчеством В.А. Пьецуха

• Совершенствование навыков анализа и толкования прозаического текста.

• Рассмотрение значения реминисценции как литературного приёма на примере повести В. Пьецуха “Новая московская философия”.

Задачи:

- Проанализировать повесть В.А.Пьецуха «Новая московская философия», рассмотрев ее сюжетные и композиционные особенности;

- Выявить реминисценции в тексте этого произведения.

Гипотеза:

Реминисценции позволяют автору поднимать вечные проблемы общества, выполняют структурообразующую функцию, помогают выразить основную мысль произведения, его настроение, участвуют в композиционном построении текста.

Глава 1. «Иронический реализм» Вячеслава Пьецуха.

Пьецух Вячеслав Алексеевич (1946 - 2019) после окончания исторического факультета МГПИ (1970 г.) около 10 лет работал школьным учителем, был корреспондентом радио, литературным консультантом в журнале “Сельская молодежь”, главным редактором журнала “Дружба народов” (январь 1993 – июль 1995).

Произведения Вячеслава Пьецуха печатались в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Знамя», «Октябрь», «Волга», «Столица» в альманахе «Конец века», в сборнике «Зеркала».

Был членом Союза писателей СССР (с 1988), Русского ПЕН-центра. Лауреат нескольких литературных премий.
Природу прозы В. Пьецуха условно можно обозначить понятиями «новая волна», «другая проза», хотя сам писатель определяет свое творчество как «иронический реализм». В. Пьецух делает упор не на изображение реального мира и социального конфликта в нем, а передачу впечатлений, субъективное восприятие окружающего мира. Цель иронии В. Пьецуха — показать отсутствие серьезности в человеческом бытие или мироздании вообще. Иронический подход к искусству в работах Вячеслава Пьецуха может быть как критикой существующих норм и ценностей, так и своеобразной игрой с традициями, глубоко устоявшимися в обществе. Такой подход к работе может не только вызывать у читателя улыбку, но и заставлять переоценивать обыденное, менять взгляд на мир.

По оценке Е. Шкловского, “большинство произведений Пьецуха обращены к русскому национальному характеру и российской истории с ее драматическими повторами, к художественному осмыслению русской почвы, чем бы и кем бы она ни была представлена - будь это город, поселок или деревня, слесарь, пенсионер или доморощенный интеллектуал”, причем “персонажи Пьецуха претендуют не только на самостоятельную философию, но и на самостоятельный, оригинальный стиль жизни. Писатель остро чувствует застывающие в формулы живые понятия общественной и нравственной жизни, которые становятся стереотипами, клише, т. е. омертвеют, и старается их разрушить, выявить их абсурдность, предупреждая о том, что они могут породить новую мифологию”.

Действие рассказов и повестей Пьецуха не привязано к какой-то конкретной среде обитания. Оно может происходить и в деревне, и на сибирском прииске, и в большом городе. Не имеет решающего значения социальная принадлежность персонажей — это могут быть рабочие, крестьяне, интеллигенты. Существенно другое: установка на достоверность авторского персонажа. Для автора наиболее достоверен он сам — писатель.

Таким образом, важна не социальная, а художественная характеристика. Писатель и есть ведущий персонаж. Однако это не значит, что Пьецух пишет автобиографическую прозу. Нет, перед нами литература в широком смысле.

1.1. Реминисценция как литературный приём. Реминисцентный характер прозы В. А. Пьецуха.

"Всё уже когда-то было, всё уже когда-то случилось и всё уже когда-то было описано.

Анджей Сапковский, "Башня Ласточки".

Реминисценции — присутствующие в художественных текстах «отсылки» к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям или их авторам. Как воспроизведение фрагмента «чужого текста» на любом уровне: сюжетном, образном, цитатном. Реминисценции могут включаться сознательно либо возникать независимо от воли автора, непроизвольно.
Реминисценции как литературный приём имеют важное значение для литературы и читателя. Можно выделить несколько ключевых аспектов значения реминисцирования:

  1. Связь с литературным наследием.

Реминисценции позволяют авторам устанавливать и сохранять связь с классическими произведениями и культурным наследием. Это хороший способ обогащения текста и внесения новых смыслов в него.

  1. Углубление текста.

Реминисценции создают неожиданные ассоциации, обогащают художественный образ и помогают читателю лучше понять текст и пережить его.

  1. Развитие творчества.

Для писателей реминисценции могут служить вдохновением и источником новых идей. Писатели могут использовать элементы из других произведений для создания собственных, что способствует развитию литературы.

Таким образом реминисценции играют важную роль в литературе, помогая связать произведения разных поколений, расширить кругозор читателя, обогатить текст и внести глубину в литературное произведение, что является доказательством актуальности данной работы.

Эстетический нигилизм у В. Пьецуха проявляется в отчетливо реминисцентном характере его прозы, что часто выражено в несколько ерническом отношении к классической литературе и ее концепциям. Например, литературный предшественник героя «Заколдованной страны» — Илья Ильич Обломов. Как и в романе И. А. Гончарова, в поэтике романа становится ключевым образ дивана. «Диван розовый в полоску» в квартире приятеля становится символом тщетности усилий изменить свою судьбу, знаком «русского человека на рандеву» и в целом благих намерений, которыми вымощена дорога в ад. Очень часто в своих произведениях В. Пьецух прибегает к ироническому контрасту: например, в рассказе «Человек в углу» виртуозной словесной игрой-импровизацией является стилизация письма Татьяны Лариной. При этом важно учитывать, кто и кому пишет: оба героя рассказа (ведунья Маевская и Валентин Эрастович Целиковский) — ничтожные человеческие существа, осмеянию подвергаются их нелепые чувства и поступки, а также то, как они сами о них говорят. Ср.: Вот пишу вам письмо... куда уж дальше, что уж тут скажешь, кроме того, что теперь вы меня можете презирать. Но если вам меня хоть капельку жалко, прочитайте, пожалуйста, до конца. Ответ героя также стилизован в духе онегинской отповеди Татьяне. Все это было бы смешно, если бы не было так горько. Смеясь над героями, нелепыми, не знающими себе меры, не обладающими никакой истиной ни о мире, ни о себе, и используя для осмеяния традиционные литературные штампы, писатель делает это тонко, иронично, сохраняя при этом и долю сострадания к ним. В этом проявляется нигилизм В. Пьецуха, но не по отношению к Пушкину или другим скрыто цитируемым русским классикам. Его ирония направлена на ту реальность, с которой он сталкивается и которая, собственно, подвигает на творчество.

Глава II. Использование реминисцирования в произведении В. Пьецуха “Новая московская философия”.

Может быть, литература в состоянии гораздо больше поведать о жизни, чем жизнь о себе.

В. А. Пьецух

Сюжет повести «Новая московская философия» очень схож с сюжетом романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Основа произведения – таинственное исчезновение старушки Пумпянской, бывшей хозяйки огромной квартиры, а теперь снимающей там лишь комнатушку. Однажды утром жильцы квартиры обнаруживают, что пожилая женщина исчезла, хотя дверь комнаты заперта. Через несколько дней участковый сообщает, что Пумпянская найдена мёртвой на скамейке в парке. Тут двое из жильцов, Чинариков и Белоцветов, припоминают, что незадолго до исчезновения старушки в коридоре квартиры появилось привидение её отца, давно умершего. Они берутся раскрыть тайну смерти Пумпянской. В результате расследования убийцей оказывается подросток Митя Началов, жилец той же двенадцатой квартиры, который хотел лишь проверить на старухе Пумпянской свой аппарат для проектирования привидений.

Но сходство «Новой московской философии» и «Преступления и наказания» не заканчивается на похожести композиций, оно развивается и в структуре текстов, и в их «внутренней», содержательной, стороне.

В обоих произведениях показаны несколько дней из жизни коммунальной квартиры, ведь Родион Раскольников тоже жил «от жильцов». «Внешнее» сходство проявляется и в самом структурировании текста: он разделён на части, которые состоят из глав, содержащих в себе информацию о происходящем в течение одного дня.

Кроме того, сам Вячеслав Пьецух в своей книге подчёркивает схожесть героев: «Лев Борисович Фондервякин и баламут, и как говорится, не дурак выпить, а всё же не Мармеладов, участковый инспектор Рыбкин тоже блюститель порядка, не обделённый способностями к индуктивному образу мышления, но до Порфирия Петровича ему далеко, а Любовь Голова не только не Соня, но до такой степени в этой истории неприметна, то есть до полной бесплотности неприметна, точно её нет». Кроме того, в истории коммунальной квартиры №12 появляется Пётр Петрович Лужин, похожий на одноимённого героя романа Достоевского и по своим намерениям (желание жениться на Любе Голове).

Герои обоих произведений выдвигают философские теории. Так, Раскольников пытается ответить на вопрос: «тварь я дрожащая или право имею?», а Белоцветов с Чинариковым дискутируют по поводу сущности человека («человек есть особая, возвышенная форма сумасшествия природы и более ничего») и «идеи личности», в очередной раз перекликаясь с Достоевским в обсуждении роли личности в истории и развитии человечества.

Убийство, композиционный центр повествования, – не самоцель преступников, а лишь проверка некой гипотезы (теории о значении человека в мировой истории и аппарата для проецирования). «Преступление и наказание» явилось для Пьецуха истоком художественного замысла повести. Ведь именно роман Достоевского порождает новое литературное произведение. Описание смерти старухи-процентщицы переходит в описание Александры Сергеевны Пумпянской: «сцена эта … совсем недавно повторилась в который раз. Правда обстоятельства были не столь уж кровавы: жертвенная старушка в тёмно-пегом пальто нынешней материи и покроя, в смешной меховой шапочке с напуском для ушей, в резиново-войлочных ботах, известных под названием «прощай, молодость», просто-напросто сидела на скамейке в самом начале Покровского бульвара, закрыв глаза и сложив руки на животе…».

В тексте «Новой московской философии» В. Пьецух отмечает власть художественного слова над русским человеком: «это удивительно, но русская личность издавна находится под владычеством, даже игом родного слова». В подтверждение этого он приводит цитату из «Преступления и наказания»: «в начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту…». Автор сопровождает это высказывание довольно скептическими комментариями о нереальности всего происходящего, замечая также и то, что сцена убийства старухи-процентщицы совершенно наиграна и лишь кажется неповторимой, будучи на самом деле абсолютно банальной и повторявшейся в реальной жизни не единожды.

Именно отрывки из произведения Достоевского наводят В. Пьецуха на дальнейшие рассуждения о судьбе русской литературы, её роли в жизни народа, о сути понятия «талант», о смысле возникновения человека на Земле.

Стоит обратить внимание и на то, что каждый человек здесь не боится иметь свое мнение. Свою собственную “философию” имеет каждый: от пятилетнего Петра, который, сидя на горшке, говорит, что песням его научила жизнь, до главных философов повести Белоцветова и Чинарикова, рассуждающих об извечных категориях добра и зла, о смысле жизни

Так как одной из основных черт постмодернистской литературы является эксплуатация русской классики, то  Вячеслав Пьецух  не претендовал на создание автономного произведения. Он осознавал, что, не осмыслив «Преступления и наказания» и не составив собственного мнения о нём, невозможно будет понять авторский замысел, который состоял в изображении современного ему общества в рамках сюжета классического произведения.

Итак, мы видим, что

  1. Пьецух применяет в своём произведении гибридно-цитатный язык, соединяя его с языком «Преступления и наказания», используя жизненные реалии конца ХХ века.

  2. Автор говорит, что ситуация ни в коей мере не заурядна, она не раз имела место в реальной жизни.

  3. Голос автора как бы растворяется в тексте повести, в философских спорах между Чинариковым и Белоцветовым, в отступлениях о литературе, таланте, жизни.

  4. Роман «Преступление и наказание», используемый автором как основа сюжета повести, является знаковым произведением для русской и мировой литературы.

  5. Классические образы «мельчают», они не имеют такой же душевной глубины, как образы классические, не кажутся неповторимыми и уникальными.

  6. Однако повесть «Новая московская философия», как и другие постмодернистские произведения, открыта для читательского восприятия. Каждый имеет право интерпретировать изображаемые события и высказанные философские гипотезы.

Глава III. Практическая часть.

В 11 классе мне, как и моим одноклассникам, предстоит написать итоговое сочинение, главная цель которого — проверить умение выпускников рассуждать на нравственно-этические темы, аргументировать своё мнение, привлекая литературные источники, причём необязательно из школьной программы.

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского часто используется в качестве аргумента для раскрытия темы. И это оправданно. На мой взгляд, и произведение В. Пьецуха «Новая московская философия» может использоваться в качестве аргумента в тематическом разделе закрытого банка тем итогового сочинения «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» и в его подразделах:
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.

Мною был изготовлен буклет, который с помощью наглядных образов, краткой информации об авторах и их произведениях обязательно поможет выпускникам в подготовке к итоговому сочинению. В буклете так же указаны темы сочинений, для которых подойдут аргументы из “Преступления и наказания” и “Новой московской философии”.

Заключение.

С помощью средств постмодернистской поэтики и «иронического авангарда» (игровая стихия, театрализованные формы повествования, зрелищность метафоры, ирония, пронизывающая всю ткань произведения, интертекстуальность, цитатность и др.) традиционные культурные модели поведения и образы мысли русского человека переносятся В. Пьецухом из прошлого в настоящее и наоборот, обнаруживают внешние и внутренние соответствия и несоответствия тому, что уже было признано типичным для русской жизни и ментальности.

Благодаря анализу романа “Новая московская философия” удалось не только рассмотреть значение реминисценции как литературного приёма, но и обозначить её место в формировании облика всего произведения. Реминисценции действительно выполняют структурообразующую функцию, помогают выразить основную мысль произведения, его настроение, участвуют в композиционном построении текста.

Реминисценция в классическом смысле призвана подтвердить высказываемые в новом произведении мысли или доказать достоверность фактов ссылкой на классический источник, вызвать в памяти читателя определенное произведение или круг произведений, в контексте которого, по замыслу автора, должно восприниматься новое произведение, - иногда чтобы заявить о причастности к определенной традиции, иногда - чтобы показать новые возможности старых форм, продемонстрировать прибавление нового смысла при помещении цитаты в необычный контекст. Прием реминисценции имеет подчиненное, служебное значение.

Эти условия доказывают гипотезу о том, что реминисценции позволяют автору поднимать вечные проблемы общества, выполняют структурообразующую функцию, помогают выразить основную мысль произведения, его настроение, участвуют в композиционном построении текста.

Список используемой литературы:

1. В. Пьецух Новая московская философия. Хроника и рассказы - М.: Зебра-Е, 2020 г. - 336 с.

2. Ф. М. Достоевский Преступление и наказание. - М.: Азбука, 2023 г. - 608 с.

3. О. В. Богданова Ироничная и литературоцентричная проза Вячеслава Пьецуха // Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы ХХ века - начало ХХI века.) - СПб., 2004 г. - 182-224.

4. Кенько, А. А. (2012). О литературоцентризме творчества В. Пьецуха. Проблемы истории, филологии, культуры, (3 (37)), 211-218.

5. Лихина, Н. Е. (2013). Иронический дискурс творчества В. Пьецуха. Слово.ру: Балтийский акцент, (4), 53-62.

6. Материалы из открытых источников или без указания имени автора.

Просмотров работы: 178