1Введение
Я нашла в домашней библиотеке книгу старую-престарую 1889 года, а там… есть буквы, которые совсем не знаю, а мы ведь прошли всю азбуку. Нужно срочно показать ребятам, видели ли они такие где-нибудь, и Татьяне Витальевне, она точно всё знает!
Перерисовав незнакомые буквы в блокнот, показала в классе. Все заинтересовались, предположили, что раз в нашем учебнике таких букв нет, значит, они не нужны? Чтобы подтвердить или опровергнуть данную гипотезу, обрисовали задачи, разделились на группы, приступили к выполнению проекта с рабочим названием «Четыре незнакомки 1889 года»
Цель данного проекта:
Выяснить, назначение незнакомых букв из учебника Истории 1889 г.1
Гипотеза: если этих букв нет в современной азбуке, значит, они не нужны.
Объект проектной работы: русский язык, история
Предмет проектной работы: упразднение русской азбуки 1918г.
Задачи:
Изучение материала по данной теме:
I группа: консультация в Центральной детской библиотеке МБУК «Пугачевская районная межпоселенческая библиотека», сбор сведений по буквице «Ii» (и десятиричное).
II группа: консультация в Пугачевском краеведческом музее имени К. И. Журавлёва, сбор сведений по буквице «Ѳ» (фита).
III группа: консультация в Мемориальном Дом-музее В. И. Чапаева, сбор сведений по буквице «Ѣ» (ять).
IV группа: организации выставки найденных материалов со старославянскими литерами в семейных архивах: книги, фото, открытки, марки, монеты и сети интернет; сбор сведений по буквице «Ъ» (еръ).
Выполнение творческих и логических заданий: рисование, графика, сочинительство, определение символического смысла имени по старославянской азбуке, через цифровое и образное значение.
2. Обработка полученных данных, в соответствии с поставленной целью проекта.
3. Оформление презентации и защита проекта.
Методы исследования:
Теоретический: сбор информации, анализ, систематизация, вывод.
Практический: консультации в детской библиотеке, музеях города, организация выставки, творческая работа, анкетирование, работа с аудиторией, апробация проекта на внеклассном занятии.
Новизной проекта являются постоянные изменения русского языка. Он пополняется иобновляется, преображается и преобразовывается, реформируется и трансформируется. Динамика развития языка всегда вызывает много споров, как у филологов, так и у обывателей, тем не менее, его эволюционирование идет своим путём, не зависимо от мнений.
Практическая значимость работы заключается в приобретение учащимися умений воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, в контексте настоящего времени.
II Основная часть
Татьяна Витальевна рассказала историю о реформации славянской азбуки, интересующих нас букв «ять», «фита», «и десятеричное», а так же о правописание «ер» на конце слов и частей сложных слов. (Приложение 1)
23 декабря 1917 г. (5 января 1918 г.) был опубликован и вступил в силу декрет Народного комиссариата просвещения РСФСР за подписью А. В. Луначарского «О введении нового правописания». Всем правительственным и государственным изданиям предписывалось с 1 (14) января 1918 г. «печататься согласно новому правописанию», а школам внести соответствующие изменения в обучение грамоте.
В соответствии с реформой из алфавита исключались буквы «ять», «фита», «и десятеричное», вместо них отныне должны были употребляться, соответственно: Е, Ф, И. Твёрдый знак «еръ» (Ъ) исключался на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака. Был введён ряд изменений, касавшихся правил написания приставок, оканчивавшихся на з/с, а также некоторых окончаний.
Реформа 1918 г. сократила количество орфографических правил, не имевших опоры в произношении, исключив Ъ на конце слов, устранила из русского алфавита пары полностью омофоничных графем (ять и Е, фита и Ф, И и I). Однако большинство отечественных лингвистов отвергли эту реформу. Одни считали, что она обедняет язык, другие полагали, что она недостаточно радикальна. Значительное сопротивление реформа вызвала и в обществе. Первые шаги к практической реализации изменений правописания произошли после революции, что и определило резко критическое отношение к ней со стороны политических противников большевизма. 2, 3
Исследование I группы
Поход в библиотеку оказался результативным. Ирина Владимировна библиотекарь, предоставила нам для ознакомления: Энциклопедию для детей, Историю Руси Великой, Русь православная, Праздники и обряды, Секреты орфографии…, но там мы не нашли ответа на наш вопрос.
Познавательной стала книга А. Н. Минх «Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии» 1994 г., издана впервые в 1890 г. В ней остался прежний шрифт, слова (орфограммы), используемые в те времена.
История христианской церкви Е. И. Смирнова 2007 г. написана в современном стиле, но начало (введение) сходно с нашей Историей православной христианской церкви 19 века. На стр. 207 учебника 1889 г. написано про наш Успенский монастырь на реке Иргиз. А в новой книге не нашли этой информации.
Итак, в библиотеке мы выяснили, что книги со старыми буквами и орфограммами есть в свободном доступе, просто мы об этом не знали. Текст книги А. Н. Минх местами не понятен из-за вышедших из употребления слов 19 века, но интересен своей самобытностью, больше похож на сказки. Что касается исторических событий описанных в старой Истории, но нет в новом издании, не знаем почему.
«I i» Ижеи или «и десятиричное»
Произносится как [и] «ровное».
Цифровое значение – 10.
Её образное восприятие означало: истина, мир, родовые связи, энергоинформационный поток, одухотворение…
Оказалось, что в старославянском алфавите с похожим звучанием было 4 буквы:
и - Иже (и долгая) – и восьмиричное
i - Ижеи (и ровное) – и десятиричное
ï – Инить (и полукраткая)
v - Ижица (и краткое)
Например:
миръ — тишина; спокойствие
мiръ — вселенная
мïрозданïе — творение мира
мvро – елей; благовонная жидкость
Правописание этих букв, согласно грамматике (стр. 20) А. И. Изотова:4
Буква v («ижица») произносится после букв à и е как согласный [в] (лàvръ, _еvаггелiе), во всех остальных случаях — как гласный [и] (мvро, моvсей).
Звук [и] мог передаваться, кроме ижицы, еще двумя буквами — i («и-десятеричное») и è («и-восьмеричное»). В старославянских текстах эти буквы употреблялись в целом произвольно. В церковно славянском языке было решено перед гласными, а также в некоторых словах, заимствованных из греческого (если в соответствующем греческом слове были дифтонги ei, oi или «йота») писать i , а во всех остальных случаях — и.
В нашей Истории 1889 г. «Инить» и «Ижица» отсутствуют, может тоже отменили их только раньше?
Сейчас в нашем алфавите по факту осталась «И» (долгое, восьмиричное).
Мы знаем только её, другие звуки «и»: ровный, полукраткий, краткий – нам не понятны в произношении и тем более в написании.
Исследование II группы:
В Краеведческом музее им. К. И. Журавлева мы рассмотрели книги, монеты, документы старинные. Уже зная, как читаются старославянские буквы, прочитали табель о поведении и успехах ученика 2-го класса Николаевского духовного училища Константина Журавлева за 1-ю четверть учебного 1913/14 гг., в будущем директора нашего Краеведческого музея. Так много вопросов, почему например арифметика у них была устно, а с кем они разговаривали на латинском языке? Константин учился на «хорошо» и «очень хорошо», поведение «отличное». Тогда была тоже пяти бальная система оценивания за успеваемость, но несколько с другим толкованием, о чем внизу табеля прописано. (Приложение 2)
«Ѳ» Фита
Произносится как [ф,]
Цифровое значение – 9.
Образное наполнение – слияние с миром Природы.
В старославянском алфавите с похожим звучанием было 2 буквы:
«Ф» - Ферт
«Ѳ» - Фита
В табеле К. И. Журавлева название предметов учения АриѲметика напечатано через фиту, а Географiя – через ферт, согласно грамматике (стр. 21) А. И. Изотова4: «Буква «Ѳ» употребляется исключительно в словах, заимствованных из греческого, и произносятся соответственно как [ф мягкая], (Ѳеодоръ). Иногда буква «Ѳ» передает звук [т] — назареѲъ».
Получается, что «арифметика» тогда произносилась с [ф,], а слово «география» тогда как говорили? Занятно, но не понятно.
Исследование III группы:
В Доме-музее В. И. Чапаева представлена огромная подборка документов в до реформенное время. Что не удивительно, ведь легендарный начдив является ярким представителем того времени. Мы ознакомились с выставочными документами с нашими уже знакомыми незнакомками. Обратили внимание, что уже после принятия реформы от 23 декабря 1917 г. (5 января 1918 г.), некоторые издания продолжали печататься по старым правилам, о чем свидетельствует Приказ Совета Народных Комиссаров Николаевского уезда от 1 марта (16 февраля) 1918 года. (Приложение 3)
«Ѣ» Ять
Произносится как [е, йэ, мягкая эʼ, мягкая а]
Мыслеобраз – совершенство, гармония и взаимосвязь Духовных стремлений и Земной жизни.
Цифрового значения не имела.
В старославянской азбуке схожий звук имело 3 буквы:
«Ѣ» - Ять
«ϵ» - Есть произносилось [е]
«ε» - Есмь произносилось [йе]
В грамматике (стр. 20) А. И. Изотова:4
Буква Ѣ («ять») в старославянском и в церковнославянском языках читаются по-разному! В истории русского языка звук, передаваемый этой буквой, перешел в конечном итоге в звук [э], поэтому в церковнославянском языке буква Ѣ читается так же, как и буква «есть» (или «есмь»). В старославянском же языке буква Ѣ передавала звук, похожий на первый гласный звук в слове мясо, то есть тот же звук, что и буква . Подобное произношение бывшего «ять» сохранилось в некоторых словах в болгарском языке (под ударением перед твердым согласным).
Церковнославянская буква «есть» также имеет два варианта написания — «ϵ» и «ε». В начале слова пишется «ϵ», в середине и в конце обычно «ε» (ϵзεро). Написание ϵ может появиться вместо «ε» в формах двойственного и множественного числа, чтобы они на письме отличались от похоже звучащих форм единственного числа (имεнεмъ — творительный падеж единственного числа, имεнϵмъ — дательный падеж множественного числа).
дѢлатεль – работник
чεловѢкъ – человек
ϵлεй – елей
Мы склоняемся к мнению, что одной «Е», вполне достаточно, для правописания слов.
Исследование IV группы:
Для выставки семья Косовых предоставила: «История христианской православной церкви для VI класса гимназий», составленная протоиереем Александром Рудаковым. Отпечатана в типографии С.-Петербурга 1889. Согласно списку населенных мест Самарской губернии по сведениям 1889 года в Николаевске было 7 учебных заведений: духовное, уездное, 2 приходских 2-х классных мужских и 3 магометанские школы. В городе сохранилось – сейчас там филиал Подольского архива. Здание Женской гимназии (постройка 1896г.) – бывшая Школа №1. Здание городского трехклассного училища (построено в 1910 г.) – на сегодняшний день здесь Колледж СГАУ им. Н. И. Вавилова. Мы считаем, что по нашему учебнику Истории занимались в Гимназии, ведь он для VI класса, а в училищах 3 и 4 класса (ступени). Монета 2 копейки 1824 г выпущена Екатеринбургским монетным двором. Государственный кредитный билет 100 рублей 1910 года царствования Николая Второго
Из личной коллекции семья Пятаковых предоставила для ознакомления: монеты, купюры, марки, медали… 1753 г. – 01.08.1919 г. По ним можно проследить изменения государственной символики, письменности. Например, Купон билета государственного казначейства от 1 февраля 1919года отпечатан ещё со старославянским шрифтом.
Семья Христолюбовых: Поучения Св. Иоанна Зллатоустого, Душеполезные размышления 1881 года.
«Ъ» (еръ)
Произносится как [о – краткая]
Образное представление – твердость, сотворение в процессе действия, действие.
Цифрового значения не имела.
В старославянской азбуке схожий звук имело несколько букв:
«O» - Онъ [о – долгое]
«Ɣ» - Оукъ [оу]
«ѿ» - Отъ [от]
«Ⱳ» - Омъ [ом, о – мягкая]
«Ѫ» - Одь [о – носовое]
«Ѭ» - Ота [о – краткое носовое]
«Ъ» - Еръ
В грамматике (стр. 17-20) А. И. Изотова:4
Буква «ъ» в старославянском языке передаёт очень краткий гласный, похожий на первый гласный звук в слове водяной.
В истории русского языка судьба этого звука (их называют редуцированными или сверхкраткими) зависела от того, какую позицию в слове он занимал — «сильную» или «слабую». Слабой была позиция на конце слова, а также перед слогом с гласным полного образования (то есть с обычным гласным) или перед слогом с редуцированным в сильной позиции. Сильной была позиция под ударением и перед слогом с редуцированным в слабой позиции. В слабой позиции ъ «выпадал», то есть переставал произноситься, а в сильной — переходил в гласную полного образования [о]. (Сравните старославянские и русские слова мъхъ — мох, мъха — мха. Именно так возникли обычные для русского языка чередования [э] и [o] с нулем звука типа мох-мха, замочек-замочка. В современном русском языке буква ъ уже не передаёт гласный звук, который передавал в старославянском языке, и используется для обозначения йотации последующего гласного (подъезд).
Ситуацию, аналогичную русскому, мы наблюдаем и в церковнославянском языке, с той лишь оговоркой, что в церковнославянском языке в конце слова пишется (и не произносится) ъ после твердого согласного. В церковнославянском языке, так же, как и в русском, мы обнаруживаем «ϵ», «ε», «о» на месте старославянских ь и ъ в сильной позиции, а также пропуски когда-то произносившихся ь и ъ в слабой позиции в середине слова. Следует иметь в виду еще одно важное отличие церковнославянского языка от старославянского. Согласные звуки [ц], [ж], [ш] в старославянском языке были мягкими, и после них писалась буква ь, в церковнославянском же языке они стали твердыми, и после них стала писаться буква ъ. (Сравните старославянские льстьць, мѫжь и церковнославянские льстεцъ, мɣжъ).
Буквы ѫ и ɣ обозначали в старославянском языке разные звуки. «Юсом большим (Одь)» передавался звук [он ] — «о – носовое», а «Оукъ» — звук [у]. При этом «К» мог писаться двумя способами — как лигатура («сдвоенная» буква) оу или как ɣ. В истории русского языка звук [он] перешел в звук [у] и совпал по значению с тем звуком [у], который уже существовал. Поэтому древнерусские книжники путали эти буквы, и нередко в том слове, где в старославянском писалась буква ѫ, появлялись оγ или ɣ. Потом было решено в церковнославянском языке букву ѫ не употреблять вообще, лигатуру оγ писать только в начале слова (оγста, оγтро), а ɣ — в середине или конце слова (рɣка, нεсɣ) независимо от того, какому звуку старославянского языка они соответствуют.
Звук [o] в старославянском языке передавался двумя буквами — о («он») и w («ом» — греческая омега), которые употреблялись в целом произвольно (буква w считалась более красивой, однако поскольку буква «о» занимала меньше места, в большинстве случаев для передачи звука [o] пользовались буквой «о»). В церковнославянском языке было решено писать w:
а) в заимствованных из греческого языка словах, если соответствующее греческое слово писалось через «w» (Iwaннъ, Гεwргïй)
б) в приставке w (wкропити)
в) в некоторых падежных окончаниях (рабwмъ).
Обратите также внимание на то, что предлог «от» пишется ѿ. Кроме того, в церковнославянском языке существует особый вариант написания буквы «он» — Ѡ, который появляется обычно в начале слова (Ѡтрокъ, Ѡтεцъ), однако в некоторых словах пишется и в середине слова (праѠтεцъ, iѠрданъ).4
Вот какой разный звук [О]! В краеведческом музее есть книги с такими буквами сложными, но вряд ли мы сможем прочитать текст, если только отдельные слова попроще…
В нашей исследуемой книге обычная «О» со звуком [o], а Ъ только в конце слов с твердыми согласными.
Творческие и логические задания
Задания (Приложение 5) выполняли всем классом, каждый выбрал по своему желанию. Рисовали, раскрашивали, прописывали наших знакомых незнакомок, сочинили стихи и сказочную историю (Приложение 6)
Чтобы расшифровать своё имя по старославянской азбуке, всем раздали буклеты (Приложение 6), с образными и ч исловыми значениями букв. Мы смогли по образцу просчитать свои имена и, были приятно удивленны и восхищены получившимся значениям, соответствующими действительности. Может, зря мы не пользуемся старой азбукой?! Так интересно и интригующе, что даже немного волшебно! Вот и в мультфильме про капитана Врунгеля песенка есть: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет…».
III Заключение
Все ребята были вовлечены в работу, с удовольствием находили информацию к проекту. По итогу решили провести внутренний опрос, кому, что больше понравилось. Можно было выбирать несколько вариантов:
Графическое изображение, рисование, раскрашивание старославянских буквиц, сочинительство – 22
Сбор сведений в музеях, библиотеках города – 5
Изыскание материалов для выставки – 2
Информационный поиск в сети интернет – 7
Применение азбуки для проверки уникальности своего имени – 29
Поупражнявшись с написанием и рисованием, проанализировав наши исследования, единогласно решили, что старинные буквы интересные, красивые, придают мистическое значение словам, но наш современный алфавит лучше: и в написании, и в произношении. Он ёмкий, выразительный, легко передаёт смысловую нагрузку и понятен в звучании. Значит, гипотеза подтвердилась. Сейчас старославянский алфавит использую в графическом дизайне, стилистике, интерьерном и визуальном оформлении под старину, что бы подчеркнуть русские традиции, наследие предков.
Наша работа подошла к концу. Название проекта мы утвердили «Четыре незнакомки», ведь эти буквы использовались не только в 1889 году, а до 1918-19гг. По ходу выполнения задач выяснили, что «незнакомок» в нашем языке гораздо больше, но это уже тема для следующего проекта…
IV Список используемой литературы, интернет – ресурсов
1. История христианской православной церкви для VI класса гимназий, составленная протоиреем Александром Рудаковым. Изд. 21 С.-Петербург 1889г.
2. https://www.prlib.ru/history/618920#:~:text=%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%201918%20%D0%B3.,%D0%A4%2C%20%D0%98%20%D0%B8%20I).
3. Постановления Совещания по вопросу об упрощении русского правописания, принятые 11 мая 1917 г. – Совещание по вопросу об упрощении русского правописания (1917; Москва) – Cистема онлайн-просмотра (rusneb.ru)
4. https://www.philol.msu.ru/%7Eslavphil/books/stsl_csl_web.pdf
Старославянский и церковнославянский языки: грамматика, упражнения, тексты (msu.ru)
V Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5Приложение
Приложение 6
Настя К. с родителями сочинила небольшое стихотворение, про Ферт и Фиту:
Ферт и Фита посмотрите, напишите и скажите,
Что же их объединяет, как на слух их различают?
Фита ведь была нужна, может ценная она?
Связь с природой означала, цифру девять заменял.
Раньше были равноценны, а теперь Фита, забыта всеми.
Сказочная история
Ромка сидел за письменным столом, с тоской поглядывая на тетрадь и легонько постукивая ручкой по столу. «Кому нужно это чистописание? Компьютеры давно заменили и ручки, и карандаши и даже краски. Кликнул мышкой и всё готово. Зачем учиться тому, что уже давно отжило своё?», - чем дольше он думал над этим, тем больше убеждался в бессмысленности записывании и переписывания всяких там «лыжи-пыжи». Но мама считала совсем иначе. Ромка Викторовский заканчивал первый класс. По всем предметам у него была отличная успеваемость, кроме русского языка. Нет, ошибок он почти не делал, но вот почерк… Ему всегда снижали отметку за почерк. Это было очень обидно, он бросил ручку на стол, она покатилась и упала на пол. Потом, гораздо позже он вспомнил какой-то звук, не то «ой», не то «ох». Закинув руки за голову и, раскачиваясь на стуле, размышлял – как все не справедливы к нему.
- Это он? – услышал Ромка
- Ну конечно!
Ромка повернулся, на книжной полке стояли два непонятных человечка, величиной с воробья. Один был изогнут вправо, и напоминал вопросительный знак. Всем своим видом он показывал своё недоверие, потому что и сам не был ни в чём уверен точно. Зато второй был тоненький, прямой, много жестикулировал и восхищался всем вокруг.
- Здравствуй, Рома! – протягивая ладошку для приветствия, поздоровался тонкий человечек.
- Ты Роман Викторовский? – перебивая, переспросил изогнутый.
- Здрасте, а вы кто такие? Как вы сюда попали? Откуда знаете моё имя? – Ромка с интересом разглядывал обоих.
- Ах! Он задаёт так же много вопросов, как и ты, Знак Вопросович! Какой любознательный мальчик! Позволь нам представиться, я – Восклицай Восторгович, - он слегка присел, - а это – Знак Вопросович! – Знак Вопросович изогнулся сильнее, но глаз с Ромки не спускал.
- А я действительно Рома Викторовский, - мальчик протянул руку человечкам.
- Именем закона страны Каллиграфлэнда ты арестован, и должен предстать перед нашим наисправедливившим правителем! – торжественно произнёс Восклицай.
- Но за что? В чём я виноват? – изумился Ромка.
- А ты сам не знаешь разве? – напустился Знак Вопросович.
- Из-за тебя в нашей стране началась эпидемия! – трагично изрёк Восклицай, - мы должны доставить тебя как можно скорее, медлить нельзя!
- Не хочешь по-хорошему? – в тоне послышалась угроза.
- Ничего не понимаю. Я никогда не слышал о такой стране, как это я смог навредить вам?
- Незнание не освобождает от ответственности! – отрезал Восклицай.
- Но я даже ни разу там не был, - развёл руками растерявшийся Ромка.
Знаки-человечки ухватились каждый за большой палец Ромкиной руки и сцепили свои ладошки. Они шёпотом стали произносить непонятные слова, и Ромка сам стал размером с птаху.
- Вот это да! Круто! – Ромка даже зажмурился и опять открыл глаза, разглядывая себя.
- Теперь он ведёт себя как Вы уважаемый Восклицай Восторгович, не так ли?
Ромка тем временем огляделся и увидел, что они стоят на самой верхней книжной полке, в его комнате. Здесь стояли книги, которые он считал скучными и не интересными. Здесь же стоял старый толковый словарь. Словарь хранился в их семье давно и был написан старинными буквами. Ромка как-то взял его посмотреть, но мало что смог прочитать, а вот картинки были красивые, заглавные буквы расписанные диковинными узорами. Вот к нему-то они и направились. Словарь приоткрылся чуть-чуть, как будто вздохнул, и троица оказалась внутри.
- Ах, как хорошо дома!
- Мы не опоздали? Слишком тихо вокруг, ты уверен, что всё хорошо?
Мальчик с интересом разглядывал, куда это он попал. Они стояли перед высокой красочной аркой в виде буквы «А». На ней было написано «Добро пожаловать в Каллиграфленд». Пройдя в арку, очутились на площади. Посреди площади распологалась клумба с одним единственным цветком, он ярко алел, освещая теплым светом лавочки. Вот только отдыхающих на них не наблюдалось. Площадь была пуста. «Наверное, это Аленький цветочек»,- подумал Ромка. Живая изгородь состояла из переплетающихся цветов и кустов, удивительной красоты. Он протянул руку, листва оказалась тёплой и мягкой. «Странно, как декорации в театре», - подумал Ромка, а вслух спросил:
- Они, что у вас, не живые что ли?
- Ты что! – замахал на него ручками Восклицай, - нам вода и солнечный свет противопоказаны!
- Ну, что встал? – подтолкнул мальчика Знак Вопроса.
Они подошли к зданию, возвышавшемуся над остальными домиками. Оно было украшено различными завитками и переплетающимися буквами. Окошки пестрели разноцветной мозаикой. Двери распахнулись, пропуская их в большой зал. На возвышении противоположной стены стоял трон. Справа распахнулись двери: «Его Величество король Перо!».
Король вошёл, за ним следовали человечки, такие кругленькие с хохолочками на голове. Его Величество сурово рассматривал Ромку.
- Прошу Вас, Знак Вопросович, начинайте.
- Сколько тебе лет?
- Через неделю исполнится восемь лет, - гордо ответил Ромка.
- Ты любишь читать? – продолжал Знак Вопросович.
- Да, особенно про лётчиков и самолёты.
- А писать?
Ромка слегка помедлил с ответом, признаваться, что он считал писанину пустым занятием, ему не хотелось. Но обманывать хотелось еще меньше.
- Я очень стараюсь, но получается не очень красиво.
- Не очень красиво? – возмущенно воскликнул Знак Вопросович, - Да из-за твоего «не очень красиво» буквы заболели, Вы позволите, Ваше Величество?
Знак Вопросович достал какие-то бумаги и показал их сначала королю, а потом и всем присутствующим. Отовсюду послышался неодобрительный шёпот. Ромка с удивлением узнал в бумагах свои ученические тетради. Нет, он, конечно, знал, что пишет плохо, Дарья Семёновна делала ему замечания, мама качала головой и расстраивалась, но чтобы из-за этого началась эпидемия, да ещё, чтобы судили и наказывали, этого он не знал.
Его Величество Перо просматривал внимательно каждую страницу, как будто искал что-то. Ромкины буквы, совершенно не хотели стоять ровно по линеечкам, были то крупные, то мелкие, то лежали, то подпрыгивали, одни были растянутые, другие сплющены, хотя нет, вот заглавные буквы стояли как часовые и доказывали, что мальчик действительно старался. Он снова взглянул внимательно на мальчика.
- Я не специально, - оправдывался Ромка, - я и ручку держу крепко, и нажимаю посильнее, как мама говорит, но ручка как будто поскальзывается, то паста писать начинает плохо. А по рисованию меня учитель хвалит. Мы акварелью рисуем в школе. А что у Вас за эпидемия?
- Ах! Какая-то страшная неизвестная болезнь! Всё началось с гласных букв. Кашель, осиплость в горле. Потом мягкие согласные «Ч», «Щ», «Й» стали жаловаться на лёгкое недомогание, ломоту в конечностях, они же всегда мягкие. Доктор Ижица велела их госпитализировать. Но пока неясно, как им помочь, - Восклицай даже стал меньше восклицать, но ещё больше жестикулировать.
В зал забежали, запыхавшись две буковки в белых колпачках.
- Ять, Фита, что случилось?
- Ваше Величество, все согласные буквы заболели.
В зале воцарилось молчание. Король задумался, никто не смел его тревожить.
- Значит, все до одной буквы нездоровы, - проговорил он.
- Остались только мы, - осторожно выйдя на середину зала, проговорили Ять, Фита, - И доктор Ижица, Вы тоже про нас забыли?
- Ну, что вы, конечно, нет. Как вы себя чувствуете? – участливо обратился он к ним.
- Хорошо, только грустно, что нас не учат, не пишут, - со вздохом ответили они.
- Так-так, значит, вас не учат, не пишут, - король посмотрел на буковки и перевёл взгляд на мальчика, - а у тебя ручка во всём виновата. Хм, надо проверить.
Его Величество хлопнул в ладоши, к нему подбежал отряд человечков с хохолками, в которых Ромка узнал запятых. Отдав приказание, он снова обратился к Ромке.
- Если ты сказал правду, то, возможно, сможешь нам помочь всё исправить. А пока возьми бумагу, акварель и нарисуй нам что-нибудь.
Ромка устроился на подоконнике, он решил нарисовать бумажного змея и принялся за работу. Сначала получалось немного кривовато, но потом, увлёкшись, у него получился замечательный змей. Ромка всё время думал, откуда у них могла взяться эта эпидемия. Ветра и сквозняков здесь нет, промокнуть под дождём не представлялось возможным, температура держится постоянная, ни каких тебе зима-лето. Нет, кто-то их намеренно заразил.В это время вернулся отряд запятых. Они привели кого-то, но Ромке с его места было не видно, а выходить в центр зала он не решился.
- Здравствуйте, сударыня.
- Здравствуйте, - ответил тоненький голосок.
- Как вы себя чувствуете? – теперь это Знак Вопросович.
- Сейчас хорошо, но когда я на работе, это сущая пытка. Мой хозяин, несносный мальчишка, так плохо со мной обращается, что я работать нормально не могу. Голова кружится, я спотыкаюсь, поскальзываюсь, сил моих нет. Ах, как я его ненавижу! – она притопнула ножкой.
- А как именно плохо обращается? – не унимался Знак Вопросович.
- То стучит по столу мною, то крутит между пальцами, бросает сильно и даже мусолит во рту! Бррр! Но ничего, я за это не помогаю ему ни капельки. Вот! – она оглядела слушателей, не найдя в их глазах поддержки продолжила плаксивым голосом, - да как тут поможешь-то, все кружится перед глазами, устаю быстро, вот даже хрипы начались, - Кхе-кхе.
Ромке стало жаль человечка. Да кто ж так измывается над бедненьким?
- Она вполне могла заразить своей болезнью буковки, не так ли Ваше Высочество? – громко и убедительно произнёс Знак Вопросович.
- Ну-с, что ты скажешь на это, Роман? – обратился к мальчику король Перо.
Все расступились, и тут Ромка увидел, что этим человечком оказалась его ученическая ручка! Он молчал. От всего услышанного и увиденного у него у самого голова шла кругом. Получается, что он хоть и не нарочно, но виноват. Его что, казнят? Да нет, не может такого быть. Здесь что–то другое…
- Извините, сударыня Ручка. Я не знал, что причинял вам столько бед, - и обратился к королю:
- Ваше Величество, давайте мы сударыней Ручкой попробуем написать что-то. Например, их, - он показал на Фиту и Ять, - уверен, что с ними ничего не случится.
- Нет, я не могу рисковать своими подданными, - возразил Король Перо.
- Разрешите, Ваше Величество, пожалуйста, нас так давно никто не писал, - стали просить Фита и Ять.
- Ни в коем случае, не разрешайте, Ваше Величество, вы разве не видите, он только этого и добивается. Это заговор. Он хочет погубить всю нашу страну. Вот смотрите, что он нарисовал? – Знак Вопросович показал Ромкин рисунок.
На рисунке был берег моря, волны перекатывались и ударялись о прибрежную скалу. Мальчик удерживал за бечёвку высоко парящего в облаках, воздушного змея. Змей был хорош. Ромка пририсовал ему шикарный хвост, развивающийся на ветру. И чем он не понравился?
- Да, - задумчиво произнёс Король, - морская вода, брызги, сильный ветер. Всё это очень опасно для нашего королевства. Но, позволь, дорогой Знак Вопросович, ведь это всё нарисовано, и не представляет опасности.
- Зато определяет его сущность, он любит то, что нам вредит. Значит, он враг, правильно? – он обратился ко всем человечкам. Те закивали в ответ.
- Я согласна на эксперимент, - выступила немного вперёд Мисс Ручка. – У меня скверный характер, но я не больна.
- Хорошо, - согласился король Перо.
Ромке дали лист бумаги. Фита и Ять встали рядышком, перед мальчиком. Он осторожно стал выводить новые для него буквы, проговаривая их вслух.
- Как? Что? Ну что вы молчите? – у Знака Вопросовича голос дрожал от напряжения.
Фита и Ять взялись за руки, смеясь, кружились по залу.
- Как здорово чувствовать себя нужными! – радостно в один голос пропели они.
- Замечательно! Чудесно! – Восклицай радостно аплодировал.
Ромка тоже улыбнулся.
- Скажите, Ваше Величество, за последний месяц в Вашем королевстве не было ни каких странных случаев? Может кто-то чужой неожиданно прибыл к Вам?
- Нет, никого не было, всё было как всегда, - качая головой, проговорил король Перо.
- А можно мне увидеться с больными?
- Да, пожалуйста.
- Я с тобой, - сказала Мисс Ручка.
- Мы вас проводим, - опять в один голос сказали Фита и Ять,- и познакомим с доктором Ижицей. Она будет рада.
- Спасибо, что доверились нам, - поблагодарил мальчик Ять и Фиту.
Вместе они вышли из дворца. Вдоль улицы стояли разноцветные домики, вероятно, в них жили буквы. Но сейчас они пустовали. Ромка поглядывал по сторонам, пытаясь угадать, какая буква, где живёт. Вот десять домиков тёплых тонов. Они более просторные, линии плавные, на них нарисованы музыкальные нотки, наверное, здесь живут гласные. Они любят петь. Остальные домики для согласных букв. Вот на этом нарисован барабан и палочки, его хозяин явно любит играть на барабанах. Вскоре они подошли к дому с красным крестом над входом. Навстречу вышла доктор Ижица:
- Почему вы так долго? – обратилась она к буковкам, внимательно вглядываясь в их лица.
- Познакомься, это мальчик Рома и его Мисс Ручка, он нас выучил и даже написал, - их лица светились от радости. А это, наш доктор Ижица, большая умница, - представили они Ромке ещё одну неизвестную букву.
- Здравствуйте, очень рады с вами познакомиться. Скажите, можно встретиться с больными?
-Да, входите, конечно.
Она провела их по коридору.
- Опять этот мусор, - возмутилась Ижица, - и откуда только берётся? И ещё окна какие-то мутные с желтизной. Я только что навела везде порядок.
- Что за мусор? – Ромка наклонился и поднял с пола несколько ниточек и старых верёвочных волокон.
- Вы не подумайте, мы очень тщательно следим за чистотой, - сказали Ять и Фита.
- Странно, очень странно, - проговорил мальчик.
В палате Ромка увидел ряды кроваток. На белых листах-простынях лежали человечки-буковки. Некоторые спали, некоторые тихо лежали. Все были тускло-серые, вялые. Ромка вспомнил их дома. Обитатели были совсем не похожи на хозяев своих домиков, таких радужных и весёлых.
- Здравствуйте, - поздоровался мальчик.
«Р», «М» и «Н» повернулись к нему и не сказав ничего отвернулись. Лица их были безучастны. Доктор Ижица вздохнула:
- Не понимаю, почему им становится всё хуже. Я провела полное обследование. Все показатели в норме, - она опять вздохнула, - пройдёмте в следующую палату.
В этой палате было не так грустно, как в предыдущей. Когда Ромка поздоровался, ему ответил строй тоненьких голосков. Они немного растягивали слова, как будто пели. «А» и «Я» приподнялись на подушечках. Они даже улыбнулись. Ромка представил свою Мисс Ручку и спросил:
- Можете вы вспомнить все события того дня, когда почувствовали себя плохо?
- Сначала всё было как обычно, мы с девочками собрались в музыкальном зале. Но почему-то стали ссориться, кричать, то одной что-то не нравилось, то у другой возникали всевозможные недоразумения. А мы раньше никогда не вели себя так, - рассказала «А».
- Ну, что ж, спасибо вам. Выздоравливайте.
Они вышли на улицу.
- У тебя есть план? – спросила Мисс Ручка шепотом.
- Надо уточнить один вопрос. Как думаешь, к кому лучше обратиться?
- Думаю, стоит позвать Фиту и Ять, прогуляться, они к нам дружелюбно настроены и не откажут в помощи.
- Расскажите нам о себе, о вашей стране, какие обычаи и законы – попросил Ромка.
- Мы никогда не покидали наш Буквоград, но знаем, что есть и другие города. Люди говорят и пишут на многих языках. Закон у нас один – служить людям. Без вас мы погибнем, да и человеку нельзя без письменности. Мы много лет помогаем сохранить людям накопленный опыт, мудрость.
- Знак Вопросович и Восклицай Восторгович использовали заклинание, чтобы я стал маленьким, в вашей стране все волшебники?
- Конечно, нет, магией можно пользоваться только в очень редких случаях и только с позволения короля Перо. Он ставит защитные плетения на наш город, а Страну оберегает содружество королей всего Каллиграфлэнда.
- Мы хотим на ночь остаться в больнице, есть у меня подозрения, что к вам проник чужак. Покажете, где можно спрятаться и понаблюдать?
- Конечно. Чур, мы с вами в засаду.
Всей компанией они забрались в чулан, для хозяйственного инвентаря и затаились. Ближе к полуночи послышался какой-то шорох. В щелочку они увидели кого-то странного веревочного человечка, он раскладывал ниточки-шерстинки каким-то странным узором перед окнами и дверями, приговаривая непонятные слова.
- Вот он, хорошо, что один. Бегите за подмогой, а я поймаю нарушителя, - скомандовал тихо Роман. Взяв ведро, притаился и когда вражеский магик приблизился к двери, где затаился мальчик, выскочил и накрыл его ведром. Под ведром началось возня, вспышки света, вскрики, ведро нагрелось и каааак взорвётся! Ромка отлетел к стене и больно ударился плечом. Тут как раз прибежали и доктор с помощницами, и король с охраной. В центре валялась странная тесёмочка. В желтоватом дыму кружились обрывки нитей.
- Да ведь это представитель узелковой письменности, - проговорил король. – Верёвки с узлами в религии Древнего Вавилона служили для магических обрядов, чтобы лишить сил или парализовать, наслать болезнь. А вот развязывание или исчезновения узлов, означало уничтожение чар. Думаю, он больше не опасен, поднимите его, - обратился он к страже.
- Отвечай, кто ты и зачем вредил моим подданным? – грозно спросил король
- Меня зовут Узол, я должен был уничтожить вас всех, если бы не он, - он махнул в сторону Ромки, - вы через несколько дней погибли бы, люди забыли бы вас со временем, разучились читать и писать. Стали пользоваться бы нашими изображениями, письменами и рунами, - зло прошелестел он и обмяк. Вся его сила выгорела вместе с последними заклинаниями, и теперь он стал никчемным мусором.
- Ну что я говорил? Это действительно был заговор, - Знак Вопросович первым нарушил тяжелое молчание
- А Роман-то, каков молодец! Раз! И ведром поймал злого мага! – Восклицай всегда видел во всем только хорошее.
- Раз заклятие развеялось вместе с узелками, теперь всё будет хорошо. Витамины и отличное настроение всех поднимут на ноги,- подытожила доктор Ижица.
- Роман спасибо тебе! В знак благодарности мы дарим тебе Вечное перо. Когда ты вернешься к себе, оно станет обычной писчей ручкой. С ним ты всегда будешь писать красиво и правильно, - сказал Король.
- Не забывай нас, - помахали ему Фита, Ять и добавили шепотом, - еще увидимся…
- А я не прощаюсь, я с тобой, мы ведь теперь команда! – встала рядом мисс Ручка.
Знак Вопросович и Восклицай Восторгович взяли Ромку за руки и оп, он оказался в своей комнате.
Ромка посмотрел на лежащую ручку на столе, поднял с пола еще одну. Положил рядом. Достал сверху Толковый словарь, нашел Ижицу, Фиту, Ять. «Да ведь у меня теперь как у Дим Димыча есть друзья – человечки!»