Введение
Практически каждый день человек сталкивается с природой, т.е. с флорой и фауной. Она индивидуальна для каждого региона, в том числе и для Белгородской области. Многие белгородские авторы посвятили свои произведения родному краю.
Увидеть же красоту родной земли нам помогают лучшие образцы краеведческой литературы. Во многих произведениях поэтов описывается природа Белгородчины.
Объект исследования: поэтические произведения белгородских авторов.
Гипотеза: флора Белгородчины широко представлена в поэтических произведениях белгородских авторов.
Цель: узнать о представителях флоры в поэтических произведениях белгородских авторов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Провести анкетирование школьников и взрослых по данной теме.
Изучить произведения белгородских поэтов о родном крае.
Рассмотреть и проанализировать, каких представителей флоры изображали белгородские авторы в поэтических произведениях.
Методы исследования:
Поисково-аналитический;
Сопоставительно-сравнительный;
Обобщение.
Актуальность данной работы: жители Белгородской области должны познакомиться с поэтическими произведениями белгородских авторов, а также расширить знания о флоре родного края.
На начальном этапе было проведено анкетирование. В опросе приняло участие 30 человек 8-9 классов. Результаты опроса можно представить следующими диаграммами:
1.Что такое флора? (Знают - 26 человек. Не знают - 4 человека).
2. Как вы думаете, какие представители флоры чаще всего изображаются в стихотворениях белгородских авторов? (Ответили верно - 11 человек. Не ответили или ответили неверно - 19 человек).
Делая выводы из результатов опроса, можно сказать, что школьники и взрослые имеют общее представление о флоре, но не о флоре родного белгородского края, поэтому и возникло решение исследовать данный вопрос.
2.Теоретическая часть
Флора — совокупность видов растений, приуроченных к определенному географическому пространству. Растительный мир — совокупность всех растительных организмов.
3. Практическая часть
Анализируя произведения, работая с дополнительной литературой и данными из интернета, я собрала информацию о флоре в поэтических произведениях белгородских поэтов. Были проанализированы сборники стихотворений, а также стихотворения белгородских авторов, размещенные на сайте «Литературная Белгородчина» (официальный сайт региональной общественной организации «Союз белгородских писателей») и сайте Белгородского государственного литературного музея.
Были проанализированы стихотворения таких белгородских авторов, как: Игорь Чернухин, Владимир Молчанов, Виталий Буханов, Софья Фрост, Жанна Бондаренко, Дмитрий Маматов, Владимир Чурсин, Ольга Нетреба, Ксения Мухина, Орехова Надежда, Леонид Кузубов, Александр Кулижников, Владимир Михалев, Надежда Гуренко, Евгений Прасолов, Татьяна Рыжова, Виктор Белов, Александр Филатов, Евгения Крамская, Татьяна Бондарева и др.
Образы флоры на страницах произведений белгородских авторов разнообразны, что подтверждает проведенный в ходе исследования анализ.
3.1. Флора в поэтических произведениях белгородских авторов
3.1.1. Деревья и кустарники
Береза
Анализируя стихотворения, выявила, что чаще всего при описании малой родины поэты упоминают такое дерево, как береза. Немаловажную роль играет символ этого дерева в стихотворениях. Например:
Едва заметный порыв ветра
Ласкает тонкий стан берез,
Глаза сощуривши от света,
Не смог сдержать ты «солнца слез». (К. Мухина «Белгородчина»)
2) Милые дали, живите спокойно,
Музыка жизни пусть льется без слез.
Доброе утро, мой край Черноземный,-
Песен раздольных и чистых берез! (А. Форов «Доброе утро!»)
Белые горы,
Рябинки с березками,
Руда под холмами,
Под солнцем - хлеба.
Славься вовеки,
Земля белгородская.
Храни тебя Бог!
Да святится судьба! (В. Белов «О, край лучезарный и синий»)
Шумит березовый лесок,
Искрятся воды чистой речки.
«Любимый Богом уголок»-
Шепнул ты, сидя на крылечке. (К. Мухина «Белгородчина»)
И березки дружно встали
По аллеям к ряду в ряд.
Платьем белым засверкали,
Вышли словно на парад. (И. Ходеев «Город юности моей»)
Поэты практически из всех районов и городов нашей Белгородской земли говорят о березах. Например, наша грайворонская поэтесса Евгения Крамская в своем одноименном стихотворении представляет образ раненой березы:
Сяду у березы,
Грусть, тоску тая,
Вытру ее слезы,
– Милая моя,
Кто же тебя ранил,
Чтобы сок испить?
Ранил и оставил.
Нет, тому не быть!..
Поэт Иван Яковлевич Ходеев в своем стихотворении «Журавли» говорит так:
От щедрот экзотической сини,
Сквозь исчадье тропических гроз,
Журавли взяли курс на Россию,
На застывшие свечи берез.
Слово «береза» встречается намного чаще, чем другие представители растительного мира. Это говорит не только о том, что в нашей области преобладает береза, но и о том, что она напоминает поэтам о малой родине, а сама береза считается символом России.
Местная поэтесса Татьяна Бондарева в стихотворении «Белоствольная» не только говорит о красоте березок родного села Головчино, но и о том, что они - символ и душа России, являются для поэтов музой и мечтой:
Люблю тебя, березонька, всей русскою душой,
Люблю и восторгаюсь твоей я красотой. (Фото автора стихотворения).
Поэт Владимир Михалев в стихотворении «Береза» рассказывает о случае времен Великой Отечественной войны, когда в сожженном врагами селе на пепелище осталась одна береза, но немец яростно стреляет по ней, потому что «Ты показалась слишком русской осатаневшему врагу».
Пройдет много лет, но это дерево всегда будет символизировать нашу славную и могучую Родину.
Сосна
Немного реже, чем о березе на страницах произведений встречается упоминание о сосне. О соснах пишут Харитонов Евгений, Жаркова Надежда, Виталий Буханов, Игорь Чернухин и др.
Примеры:
Стройные сосны в песке;
Рвом разрезанный косогор.
Белокаменный храм на холме
И цветущих полей простор.
И летящий малиновый звон
Над поселками, городами –
Это мой край родной!
Белгородчина золотая!
Там на взгорье при дороге
Зеленеют три сосны.
Не тебя в тоске-тревоге
Шла, таясь, встречать с весны. (В. Буханов «Не тобой дорожка мята»)
По метрикам – я сын земли кубанской,
А по корням отцовским, по нутру:
Я – веточка березки таволжанской,
Сосновая хвоиночка в бору. (В. Молчанов)
Сосны – яркие представители белгородского пейзажа. В нашей области растет в основном меловая сосна. Вид находится под угрозой исчезновения, включён в Красные книги России, а также Белгородской области.
Дуб
Также не менее распространенным деревом нашей области является дуб, о котором упоминает Надежда Жаркова в произведении «Белгородчина», а также другие поэты:
Погаснут дни лучистые
И землю бросит в дрожь.
Стряхнут дубы плечистые
Свой желудевый дождь. (В. Молчанов)
Птицам он ветви свои
Подставляет по-свойски.
Слева — пшеница,
Направо — дубрава и сад.
Лес и пшеница —
У дуба на страже два войска.
Пики поднимут —
И ворог отхлынет назад. (В. Буханов «Дуб»)
Самым распространенным и многочисленным видом на Белгородчине является дуб черешчатый.
Дуб - священное дерево, являющееся долгожителем, - символ мира, силы и храбрости, мудрости. Известно, что оно – энергетический донор, а общение с ним заряжает энергией и успокаивает душу. Особенно такой эффект имеет общение с дубами-долгожителями. В разных районах Белгородской области произрастает четыре дуба-долгожителя.
Следует отметить, что и в нашем парк-саду – памятнике садово-парковой архитектуры 19 века - в селе Головчино тоже произрастают дубы-старожилы.
Рябина
Рябина – одно из наиболее любимых деревьев в Белгородской области. О нем сложено много легенд и историй, примет и суеверий. Можно найти немало стихотворений, в которых встречается название этого дерева:
Белые горы,
Рябинки с березками,
Руда под холмами,
Под солнцем - хлеба.
Славься вовеки,
Земля белгородская.
Храни тебя Бог!
Да святится судьба! (В. Белов «О, край лучезарный и синий»)
Дух остался и русская песня,
Русский храм на последнем кругу,
Журавлиная грусть поднебесья.
Кисть рябины на белом снегу… (И. Чернухин «На последнем кругу»)
А речка несла сквозь долины
Размытые наши черты,
И красные кисти рябины,
И мёртвые с поля цветы. (И. Чернухин «Стансы»)
Многие восхищаются белоснежными душистыми цветками. Поэтесса из села Головчино пишет:
Зацветет рябина-
Запах на сто верст! (Фото автора стихотворения)
Но, в первую очередь, яркими плодами, которые поспевают осенью.
На рябинах пожар не стихает,
И боярышник бросило в жар,
И пернатых проносятся стаи,
Курс на полдень упрямо держа. (В. Михалев «Осень молодая»).
Грозди твои алые
Факелом горят!
Словно звезды яркие
Ясный день сулят. (Т. Бондарева «Рябинушка»)
А поэт Владимир Молчанов сравнивает плоды рябины с красными солнышками:
Белым снегом заметелило мой сад,
На рябинах красны солнышки висят.
А в другом стихотворении говорит, что «огнем рябиновым подсвечена озябших веток худоба».
Разнообразные средства художественной выразительности употребляют поэты, говоря о рябине.
Верба
В некоторых поэтических произведениях речь идет о вербе:
С той поры по округе деревни
И пошли с легкой царской руки
Вдоль задумчивой, тихой и древней,
Затерявшейся в вербах реки. (И. Чернухин «За Ворсклой»)
И небо алеет всё резче,
И меньше под вербами тьмы.
Минута ещё – и забрезжат
Далёкие в дымке холмы. (И. Чернухин «Раздолье родное…»)
У белых гор, минуя вербы своды,
Бежит через поля издалека,
Несет неспешно, тихо свои воды
В Ватутино Палатовка-река. (И. Ходеев «Ватутино»)
Поэты говорят о ней не только в пейзажных зарисовках, но и тогда, когда вспоминают о народном празднике – Вербном воскресенье, когда выпекали специальные пироги с пушистыми почками. Освященными веточками вербы легко хлестали людей со специальными присказками, желая здоровья. Сохранилась эта традиция в нашем селе и до сих пор.
Сирень
Об этом кустарнике, вернее, о ветках с цветами можно довольно часто найти упоминание в поэтических и прозаических произведениях белгородских авторов.
1) Со школой спеша на свиданье,
Я вспомнил, как в центре села
У этого старого зданья
Сирень молодая цвела. (В. Молчанов «Сирень»)
2) Очнись…
Проснись во тьме глубокой
И шире окна отвори! –
Качает ветер фонари,
И пахнет ночь сиренью мокрой. (И. Чернухин «Очнись…»)
Село моё тонет в сирени,
И пчёлы его сторожат,
В полуденной неге и лени
Они над цветами дрожат. (Т. Рыжова «поутру поет соловушка»)
Символ весны и счастья, загадочности русской души. Прочтя стихотворение «Сирень» Владимира Молчанова, можно узнать о том, что сирень приносили на многие праздники, похороны, другие мероприятия. Также после окончания Великой Отечественной войны букетами этого кустарника встречали солдат с фронта. Есть немало фотографий того времени, изображающих встречу победителей в мае букетами сирени. Недаром многие патриотические акции и сейчас носят название «Сирень Победы».
В честь 75-летия Курской битвы (в 2018 году) на территории военно-исторического музея «Прохоровское поле» был заложен парк военной сирени. Все сорта сирени, коллекция которой ежегодно пополняется, выращены отечественными селекционерами и имеют такие названия: «Курская дуга», «Сталинградская весна», «Маршал Конев», «Константин Заслонов», «Алексей Маресьв», «Катюша», «Жди меня», «День Победы» и др.
В парке установлены и трехметровые панно, оснащенные специальными аудиогидами, с реалистичными моделями сирени разных сортов.
Белая сирень созвучна с именем нашего «белого города» и нашла отражение в стихотворении Людмилы Денисовой «Белгород в сирени», положенном на музыку:
Белый-белый город,
Белая сирень.
О любви и счастье
Мне поёт свирель.
Белгород в сирени,
Небо в облаках,
Птичек в поднебесье
Оживлю в стихах.
Утром 9 августа 2022 года со знаменитого космодрома Байконур ракетоноситель с ростками белгородской сирени сорта «Великая победа» отправился в космическое пространство.
Известно, что этот кустарник – символ Белгородской области, поэтому в космос полетело именно это растение.
Тополь
1) Тополя плывут,
Чуть качаются.
Край родимый им
Кинуть жаль. (В. Буханов «Зеленые паруса»)
Веет духом медовым.
Пух летит с тополей,
Воздух дымкой лиловой
Всплыл над ширью полей. (В. Буханов «Ласточки»)
Раскинул МЭЗ свои цеха по долу,
Заводу место выбрано не зря.
На Завалуе, там, где третья школа,
Стремятся ввысь красавцы тополя… (И. Ходеев «Родимые просторы»).
Яркие художественные образы рисуют белгородские поэты, описывая стать этих деревьев, растущих не только по обочинам дорог, но и около домов, а также описывают их необычный пух.
Липа
В старом парке цветущие липы
Развевают вокруг аромат.
Вдоль завода охраной каштаны,
Их цветы, словно свечи, горят.
Это четверостишие из стихотворения «Родина моя» поэтессы Надежды Гуренко – жительницы нашего села. В нем описывается территория сахарного завода «Большевик». Также следует отметить, что лип в селе много, и центральные аллеи парк-сада – памятника садово-парковой архитектуры 19 века - состоят именно из лип. От центра симметрично во все стороны расходятся 8 лучевых аллей. Оригинальная схема-план, объединяющая две геометрические фигуры - ромб и квадрат, наводит на мысль, что Хорваты оставили память о парке и себе. Да, если мысленно пройтись по аллеям парка, то можно прочитать век, год закладки парка и фамилию помещика.
Еще в одном своем стихотворении «По пустым аллеям парка» поэтесса говорит так:
Я люблю бродить одна
Там где тихо и пустынно.
Я испить хочу до дна
Всё, что сердцу так повинно.
Запах липовых аллей
С детства близкий и знакомый.
И в тени густых ветвей
Птичьих трелей перезвоны.
Ива
По территории области протекает несколько речек, по берегам которых растут ивы, о них рассказывают белгородские поэты своим читателям:
1) И прильнула к берегу крутому
Ивушка над синею водой,
К звёздочке над самым нашим домом
Снова вышел месяц молодой. (В. Буханов «Утонул закат…»)
Ветер ивушку качает,
Словно колыбель.
Где-то птица напевает
Взяв свою свирель. (Надежда Гуренко «Тихий вечер»)
Шумит Оскол волной прибрежной,
Кусты склонились ивняка
Паломники, походкой спешной,
Сюда идут издалека. (И. Ходеев «Воскрешение храма»)
В стихотворении «Мой город Грайворон» о нашем родном Грайвороне об иве поэт Николай Марута пишет:
Я вижу безбрежные нивы,
Богатые рыбой пруды…
Над Ворсклой склонённые ивы
Касаются кромки воды. (Н. Марута «Мой город Грайворон»)
Приток Ворсклы – Лозовая – протекает в нашем селе Головчино. Поэтесса Надежда Гуренко в стихотворении «Тихий вечер» пишет:
Тихий вечер опустился
На моё село.
Далеко за горизонтом
Солнышко зашло.
Ветер ивушку качает,
Словно колыбель.
Где-то птица напевает
Взяв свою свирель.
5) Поэт Владимир Молчанов, вспоминая свой родимый дом, в стихотворении «Плакучая ива» пишет:
И снова я вспомнил родимый свой дом,
Где детство промчалось счастливо,
Где рядом с березкой под нашим окном
Смеялась плакучая ива.
В большинстве стихотворений авторы употребляют уменьшительно-ласкательную форму – ивушка.
В ходе анализа стихотворений выявила, что в разных произведениях В. Михалева и других авторов часто упоминается ракита:
В. Михалев «Опять в руках пастуший посох»
Сполох зари высоко вскинут.
А над макушками ракит
Подойник неба опрокинут
И дужка месяца звенит.
В. Михалев «Предвесеннее»
За снегами тёмными,
На ветвях ракит
Месяц недокованным
Лемехом звенит!..
На фоне церквей уцелевших,
На фоне плакучих ракит
Деревня трубой почерневшей
Усталое небо коптит. (Т. Рыжова «Сижу рядом с тихою Ворсклою»)
Мне показалось интересным: чем отличается верба, ива и ракита. Тем более, что одна из частей нашего села носит название – «Ракиты». Оказалось, что ракита — это молодая веточка ивы, используемая для плетения корзин, мебели и украшений. И, действительно, на границе с соседним Борисовским районом болотистая местность, где произрастает много ив, хотя уже довольно взрослых, а не молодых.
В поэтических произведениях белгородских авторов я нашла упоминание и о других деревьях и кустарниках:
1) Прокатилась виденьями давними,
Связь порвав золотую со мной
И от вязов, склонённых над ставнями,
Свет небесный в избушке земной. (Д. Маматов «Тепло»)
3) А тропа свернула в лозы,
К саду, где акации.
Смоляные свои косы
Теребишь ты пальцами. (В. Буханов «Мы идем тропой лесною»)
4) Гаснут, вспыхивают за клёнами
В темноте огоньки бродячие,
Как зрачки кошачьи зелёные,
Возбуждённые ловкой удачею. (В. Буханов «Лето, лето – раздолье синее»)
5) Мне всё вокруг давно знакомо –
Ручей, калина на юру…
Пока есть дом, дорога к дому –
Я буду жить… Я не умру. (И. Чернухин «Дорога к дому»)
6) Полюбил я каштаны твои,
И Донец твой, и белые горы.
Здесь когда-то гремели бои –
Смерть гуляла, разруха и горе. (И. Чернухин «Песня о белом городе»)
7) Начинается тихое лето.
После долгих холодных ночей
В темь сырую в глухом бересклете
Осторожно возник соловей. (И. Чернухин «Курский соловей»)
8) Колодец наш под ясенем
С кувшином на плетне,
Да с солнечными ясными
Осколками на дне. (Д. Маматов «Призначное»)
9)Околица, бессонница,
Черёмух череда,
А соловей, бессовестный,
Спорхнул, видать, с ума. (Д. Маматов «Бессоница»)
10) Как яблонь цвет, как цвет рябины
Цветет любимый город мой.
Как ни заманчив край чужбины
Нас тянет к родине, домой. (Лана По «Грайворон»).
Как мы видим, представители растительного мира разнообразны в произведениях белгородских авторов. Поэтами создаются необычные художественные образы, а также применяются средства выразительности. Среди эпитетов, сравнений и олицетворений можно отметить также риторическое обращение. Авторы используют данное синтаксическое средство выразительности, чтобы назвать адресата в художественной речи, ведь обращения являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Среди адресатов- деревья, кустарники, травянистые растения, которых авторы считают своими друзьями.
Травянистые растения
Подорожник
Белгородская поэтесса Т. Олейникова в стихотворении «Провинциальный городок» с уважением говорит о подорожнике:
Здесь подорожник в золотой поре,
Он здесь в чести у малых и у старых,
Здесь в каждом уважаемом дворе
Беседка для влюбленных и усталых. (Т. Олейникова «Провинциальный город»)
В этом четверостишии можно прочесть о том, что его «уважали и малые и старые». Наверняка речь идет о лекарственных свойствах подорожника, растущего вдоль любой проселочной дороги.
Наши предки верили, что если в ночь на Ивана Купала незамужняя девушка положит листик подорожника под подушку, то во сне она обязательно увидит своего суженого.
Магическими способностями наделены не только листья, но и корень зелёного «попутчика». Он может служить превосходным оберегом для любого человека, отправляющегося в дальнюю дорогу.
Упоминание о подорожнике можно найти в стихах многих белгородских поэтов, особенно часто у Игоря Чернухина:
И ты поймёшь тогда –
впервые, может,
Что жизнь я сам остановил свою.
Что был я, как осенний подорожник,
А не цветок весны в родном краю.
(И. Чернухин «Элегия»)
2) Ничья ещё в дымке сирень,
Ещё не примят подорожник,
И даже пчела осторожно
Несёт над цветком свою тень.
(И. Чернухин «Над Тихой Сосной»)
Во многих стихах – это своеобразный образ детства.
Полынь
Родина для белгородского поэта Игоря Чернухина – чернозем, пух тополей и дух полыни. Об этом он пишет в одноименном стихотворении «Малая Родина», а также и в других произведениях:
Я так по дому тосковал,
По чернозёму на чужбине!..
Меня тянул, тревожил, звал
Пух тополей и дух полыни.
(И. Чернухин «Малая Родина»).
Лучше ты на закате
Выйди в чистое поле,
Где в полыни и мяте
Твой покой, твоя воля. (И. Чернухин «Признание»)
Там наверху ещё зелёном –
Полынь и ветер… и простор,
Где рядом птицы тихо стонут
И ослепляет даль озёр. (И. Чернухин «Дорога к дому»)
Край мой белый! – Холмы и долины,
Тихих речек зелёная вязь.
Белохатье, разливы полыни,
Свет берёз, чернозёмная грязь. (И. Чернухин «Край мой белый»).
Русское название "полынь" произошло от славянского "полети" - гореть, из-за очень горького вкуса, от которого во рту горит. Обладает многими лечебными свойствами.
На Белгородчине существует несколько примет, связанных с растением: накануне Иванова дня люди делали из полыни венки и надевали их на головы в надежде, что в течение года не будут болеть голова и глаза. Сорванные побеги, имеющие сильный пряный запах, развешивали в сенях дома, предбанниках и уборных в качестве освежителя воздуха. Его дымом окуривали жилые помещения, хлева с животными для изгнания паразитов. Верили, что оно отваживает злых людей и завистников.
Но чаще в стихах идет речь о полыни как о символе вдовства и печали, в частности, при описании событий Великой Отечественной войны.
Пшеница и рожь
На Белгородчине обширные плодородные поля с различными культурами. Чаще других в стихотворениях поэтов идет речь о пшенице и ржи:
Птицам он ветви свои
Подставляет по-свойски.
Слева — пшеница,
Направо — дубрава и сад.
Лес и пшеница —
У дуба на страже два войска.
Пики поднимут —
И ворог отхлынет назад. (В. Буханов «Дуб»)
Ветер качает рожь,
Ветер пшеницу качает.
Выбежал на поле дождь
С криком озёрных чаек. (В. Буханов «Ветер качает рожь»)
И речка - в знойный час прохладою маня,
Встречая нас, на солнышке искрится;
Со всех сторон близ городка – поля, –
Здесь рожь златая дружно колосится (Евгения Крамская «Родной городок»)
4) Когда пули над домом свистели,
Где молились детишки и мать,
Когда рожь и пшеница горели,
И о хлебе могли лишь мечтать. (Е. Крамская «Встреча с ребенком войны»)
5) И.Я. Ходеев о селе Муром Шебекинского района:
Ах, Муром-Муром, сторона родная,
Твоих холмов не увидать конца. Шумит в полях пшеница золотая,
От зноя звон у самого крыльца. («Ах, Муром-Муром»)
Как ты смогла все это пережить,
От нанесенных ран в душе страдая?
Веками процветая, будешь жить,
Колосья ржи пред павшими склоняя! (И. Ходеев «Родная Белгородская земля»).
Хмельные ветры рожь колышут.
Короча стиснута в садах.
Встают у Яковлево вышки,
Дробится в Губкине руда. (В. Михалев «Мой край»)
Для поэта В. Михалева рожь –символ родного края, где ему «привелось родиться!»:
Прирос к лугам и берегам...
Тянусь к листве,
Ласкаюсь рожью, —
И края в мире нет дороже,
Где привелось родиться нам!
Поэт даже всем злаковым культурам посвятил отдельное стихотворение «Поклон», которое вошло в сборник «Хлебоцветье»:
…Где пшеница и рожь
Поднялись во весь рост,
И усатый ячмень,
И вихрастый овес...
И у тихой межи
Низко кланяюсь ржи,
И всем злаковым
Одинаковый
Хлеборобный свой
Бью поклон земной!
Так представлены злаковые культуры в стихотворениях белгородских поэтов.
Ковыль
Жил ли я среди этого люда,
Среди этих степных ковылей,
Где сокрыты тяжёлые руды
И по лету горит Водолей?.. (И. Чернухин «Я однажды проснулся…»)
Лишь ветер, как всадник, со свистом
Промчится и сгинет вдали,
И долго дорога пылится,
И долго шумят ковыли. (И. Чернухин «Память»)
Радость мест моих —
там, где седой как дым ковыль.
На холмах в степи
под небом жаворонковым.
В пору сбора ароматной земляники,
в отраженном далью
Детском крике. (М. Дьяченко «На родине»)
Город мой раскинулся у гор,
Клонят ветры ковыли хмельные.
Хоть зовет стальных путей простор,
Но я с вами горы меловые!
(И.Ходеев «Станция – Валуйки»)
Во всех этих отрывках из стихотворений белгородских авторов речь идет о ковыле. Как я узнала из дополнительных источников, ковыль перистый – символ Белгородской области, а всего на территории области отмечено 11 видов ковылей.
Клевер
Там, где разлукой пахнет клевер скошенный,
Хрустальный ключ волнуется на дне.
Седой мой край - любимый и заброшенный,
Дай Бог побыть с тобой наедине! (Д. Маматов «Седой мой край»)
Чтоб опутали их травы
Или клевер полевой,
Чтоб со мною парень бравый
Повстречался за рекой. (В. Буханов «Я таких корней искала»)
Крапива
А в поле осот да крапива,
Да в рост малышне – лебеда…
Ещё над израненной нивой
Кружилась как ворон беда. (И. Чернухин «Год победного года»)
2)Волнуются, мелькают и пестрят.
И, как веснушки,
Ранние веснушки,
В крапиве точки рыженьких опят. (А. Филатов «Эх, грибники)
Травянистые растения, о которых говорится в стихотворениях поэтов, проживающих в разных районах Белгородской области, являются символами родного дома, пейзажа.
Ромашка, колокольчики и васильки
И красное солнышко рядом.
Чего ж запечалился я?..
Стоит у берёз за оградой
В ромашках дочурка моя. (И. Чернухин «Последняя песня»)
В названье этом - хриплый танка выстрел
И стон бойца, упавшего в траву...
Назло огню здесь колос снова вызрел
И снова пьют ромашки синеву. (В. Чурсин «Прохоровка»)
Синеют ярко васильки вдали,
На обелисках розы полыхают.
Кто выжил в тех боях, тем до земли
За ратный труд все головы склоняют. (И. Ходеев «Родная Белгородская земля»)
Праздничный сноп оплетён васильками,
Солнце поёт мне иль перепёлка,
Дышит земля у меня под ногами,
С бабкою жну я босой, мне не колко… (В. Буханов)
В стихотворении В. Буханова обращаем внимание на фразу «праздничный сноп оплетен васильками». Автор вспоминает об одном из обрядов, существовавшем много веков на территории нашей области, - по окончании жатвы последний сноп крестьяне украшали васильками и ставили в угол в доме.
Грайворонская поэтесса Е. Крамская в стихотворении «От мучения к учению» пишет:
А помнишь наш луг у реки?
– Тот, где красота голубая?
Как их там?.. ну, как?.. васильки!
…Смешалось в военные годы:
И маки… народ… васильки…
Животные… танки… заводы…
Девчонки шли в бой по-мужски…
Васильки, произрастающие на бескрайних полях Белгородчины, - сорняк. А вот в народе любят его за красивые синие цветы, являющиеся символом романтики, помнят легенду о противоречивых романтических отношениях земледельца Василия с русалкой, вследствие которых молодой голубоглазый парень стал цветком.
О колокольчиках часто рассказывает в своих произведениях поэт В. Михалев, есть и одноименное стихотворение:
«Лось осинку теребит спросонку
Жмутся колокольчики в сторонке —
Загляделись в полымя зари!..
По деревне недалёкой звонко
Отбивают косы косари.
В глаза мои,
В мои ладони
Звон колокольчиковый плыл, —
И до краёв меня наполнил,
И целиком заполонил...
Когда от боли нет отбоя
Или ущербный час остёр,
Бреду на пламя голубое —
На исцеляющий костёр!.. («Колокольчик»)
Многие цветы нашли «свое место» на страницах поэтических произведений. Следует отметить, что авторы в своих произведениях часто говорят о том, что там, где шли бои Курской битвы, теперь растут цветы.
Незабудки
Незабудки увяли
На ладони твоей и моей.
Что положено,
Горько мы сжали
С этих тёплых полынных полей. (В. Михалев «Не забыл я вас, милые пажити»)
Незабудки!
Кто их только выдумал!
Кто?
Какой колдун и чародей?
Милые цветы,
Незнаменитые,
Брызги неба с крыльев журавлей. (В. Буханов «Незабудки»)
Обратила внимание также на то, что у некоторых белгородских поэтов сборники стихотворений носят названия цветов. Например, у В. Мамонтова - «Подснежники», а самый первый сборник поэта – «Сирень», в который вошли юношеские стихотворения автора.
Проанализировав названия стихотворений, могу сделать вывод, что чаще других представители флоры встречаются в названиях стихотворений поэта В. Михалева: «Сосны», «Колокольчики», «Березка», «Калина», «Кувшинки» и др.
Есть стихотворения, в которых авторы восхищаются такими редкими растениями, как кувшинка и тонколистный пион:
Палящее солнце,
Березы, ручьи.
Кувшинкино донце…
Прошу я: «Молчи»! (Ольга Нетреба «Белгородчина»)
Тонколистные пионы, не могут никого оставить равнодушными, в том числе и поэта Владимира Молчанова:
Онемев от красоты,
Как восьмое чудо света,
Я увидел те цветы.
И тебя в цветах на склоне,
Отразившей без прикрас
Темно-красные пионы
В глубине зеленых глаз.
Пион тонколистный занесён в Красные книги России и Белгородской области (категория статуса редкости II - сокращающийся в численности и распространённости вид).
Мы не знаем, о какой кувшинке говорится в стихотворениях, но знаем о том, что многие виды белых кувшинок внесены в список охраняемых растений области, в Красную книгу Белгородской области.
1) К таинству причастные
Дней весенних вестники,
Говорят, проклюнулись
Там уже подснежники. (Е. Прасолов «Каждый день – все новые…»)
Ударил дождик — травы вымыл.
Кому души не обожгла
Пора подснежников и примул.
Пора апрельского тепла! (В. Михалев)
В Белпрессе от 12 апреля 2016 размещена статья «Не сорвать весну» выпускницы нашей школы, ныне областного корреспондента, Тамары Акиньшиной (Савченко) о том, чем подснежник отличается от пролески и почему они занесены в Красную книгу.
В стихах поэта Виктора Белова читатель может найти целую лесную аптеку:
…Плод облепихи, тёрна, чайных роз
Да поздних желудей тугие тельца
Полезны вам, светлейший батя, Мозг,
И вам, по веку колокол наш, Сердце…
Александр Филатов «Повсюду смутные приюты».
Там, среди жухлых чернобылов,
Бродяжит ветер полевой.
И одинокая кобыла
Всё крутит, крутит головой:
«Куда, куда же делось лето
И чебрецовые костры?
И почему так бересклеты
Сегодня жёстки и остры?»
«Чебрецовые костры» - поляны древнейшего лекарственного растения тимьяна ползучего (чабреца), с которым в народе связано много обычаев и поверий. Например, в некоторых семьях родного села Головчино сохранился еще такой обычай: прабабушки и бабушки окуривают детей дымом высушенной травы, если ребенок капризничает или беспричинно плачет, снимая с них «дурной» глаз.
Следует отметить, что на территории области растет редкий вид тимьяна ползучего («меловой» чабрец).
Из чабреца и мяты в некоторых семьях до сих пор заваривают чай по народным рецептам.
Александр Филатов «Речка, где было просто»:
Речка, где были святы
Каждый затон и мост,
Каждый отросток мяты
В наш пацанячий рост.
А. Филатов «Рождение зимы»:
И у мальчишки от паслёна
Рубаха сделалась зелёной…
Поэт рассказывал о ягодах его детства, ведь на душе всегда становится тепло, когда вспоминаешь это беззаботное время.
Заключение и выводы
Трудно назвать русского писателя или поэта, который не посвятил бы Родине свои строки. С уверенностью можно сказать, что на творчество белгородских поэтов оказало влияние особенность родных мест, где они выросли и состоялись как личности.
Белгородчина - синие дали:
Перелески, холмы и луга…
Сколько б в жизни красот
не встречали,
Сердцу краше родные края.
Наш край прекрасен и плодородной землей, и заповедными лесами, и реками с прозрачной водой, и подземными богатствами, и людьми, прославившими малую родину. Белгородские поэты прославили родные места в своих поэтических произведениях.
Поэт Александр Филатов размышляет о том: где же лучше:
Ищу, ищу, — а где же лучше?
Выходит, там, где дом родной.
Где речка бережно полощет
Кусты, нависшие над ней,
И где разбросанные рощи
Сплошь из ракит и тополей. («К поездкам долгим не приучен…»).
А лучше там, где родной дом, природа. Он, как и другие поэты Белгородчины, в своих произведениях говорит о любви к родному краю, куда хочется возвращаться вновь и вновь:
И все же ездил я немало.
Чем чаще ездил, тем сильней
Я ощущал свое начало
Средь наших старых тополей.
Чернозем – царь почв России, ее национальное достояние. На нем не могут ни расти самые яркие представители флоры.
Например, такие строки посвятил чернозему поэт Александр Филатов (стихотворение «Черная земля»):
Земля моя, своею черной мастью
Непостижимо трогаешь меня…
…Какая радость: шапки над дворами!
Кричат: «Земля! Эй, черная земля!»
И снова она властвует над нами
Пучком ромашек, былкой ковыля,
Ростком пшеницы, жгучею крапивой,
Грибным дождем, и шорохом в бору,
И стадом, отучневшим и ленивым,
Пасущимся до осени в яру...
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, полностью подтвердилась: флора родного края широко представлена в поэтических произведениях белгородских авторов, она стала неотъемлемой частью пейзажа, каждый же образ индивидуален.
Стихотворения показывают всю красоту окружающего нас мира природы, призывают ее сохранить для будущих поколений. Читая их, мы учимся понимать язык природы. Сохранить себя нам помогает обращение к краеведческой литературе.
Также я сделала вывод о том, что о своеобразии растительности Белогорья свидетельствуют и многочисленные топонимы - географические названия населенных пунктов: Дубовое, Ивня, Дубравка, Ракитное, Грушки, Дубки, Лески, Березовка, Яблоново и др.
Многие растения занесены в Красную книгу Белгородской области и России.
Растения Белгородчины стали символами некоторых районов, а на гербах и флагах появились представители флоры.
Человек должен сохранить трепетное отношение к родной природе, осознавая, что «нетленна лишь природы красота/и постоянна (Игорь Чернухин).
Наша грайворонская поэтесса Жанна Бондаренко в стихотворении «Мой край и я…» написала:
Мой край и я – неразделимы,
Здесь родилась я и росла,
И льются в душу мне незримо
Потоки света и тепла.
Другая поэтесса из Головчино – Татьяна Бондарева - говорит о том, что «природа лечит боль украдкой, легко касается души», а также – «снимает с сердца тяжесть помалу, тихо, не спеша. Порой, не замечаешь даже, как очищается душа».
В результате проделанной работы мы познакомились со стихотворениями белгородских поэтов, увидели особенности в изображении флоры родной Белгородчины.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материал можно использовать как на уроках литературы, биологии и географии, так и на внеклассных мероприятиях.
В дальнейшем планируется расширить материал работы, проанализировав стихотворения белгородских авторов, в которых упоминается фауна родного края.
В качестве продукта проекта был выполнен коллаж «Флора и фауна в поэтических произведениях белгородских авторов» (приложение 1).
Также всем тем, кто является автором стихов, песен, заметок, рассказов, исторических справок и других произведений о родном крае, предлагается разместить их на сайте «Любимая Родина». Он создан с целью популяризации произведений о родных местах (Source: https://ljubimaja-rodina.ru).
5. Используемая литература
«Белгородоведенье» - учебник для учеников 5-6 классов
Бондаренко Ж.Н. И небу, и земле. – Днепропетровск, ИМА-пресс, 2001. – 142 с.
Брагина Л.П. Белый налив. – Белгород, Крестьянское дело, 1997. – 96 с.
Интернет ресурсы:
https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/22-stikhi-o-belgorodchine-belgorodskaya-oblast.html
http://www.literabel.ru/
https://batrachos.com
https://www.belpressa.ru/society/drugoe/9896.html
https://bel.cultreg.ru/overviews/639/derevya-belgorodskoi-oblasti
https://bel.cultreg.ru/places/1969/park-sireni
Приложение 1