Пушкинская азбука

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пушкинская азбука

Бойко А.А. 1
1Муниципальное автономное образовательное учреждение города Новосибирска «Гимназия №10"
Поцелуева Н.Г. 1
1МАОУ Гимназия №10
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Участник проекта: Бойко Алёна Андреевна

Консультант проекта: Поцелуева Наталия Гургеновна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Класс: 6Г класс

Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект:

МАОУ «Гимназия №10», Центральный округ г. Новосибирска

Предметная область: литературоведение

Время разработки проекта: ноябрь 2022 – март 2024

Проблема проекта: за случайностью алфавитного принципа «Пушкинской азбуки» обнаружить глубинные сцепления, которые превращают пёструю мозаику фактов в целостную картину жизни поэта

Цель проекта: превратить коллекцию разноликих биографических фактов, найденных в разных источниках, в историческое путешествие, в живой диалог с поэтом

Задачи проекта:

  • Сформулировать принципы работы с биографией поэта и с отдельными фактами;

  • Разработать и предложить азбучный принцип биографических штудий как способ композиции исследования;

  • Сбор информации для «Пушкинской азбуки»;

  • Отбор информации, в основе которой контраст и противоречия: сочетание важных и второстепенных фактов, разных по эмоциональному отклику;

  • Популяризация формы «Пушкинская азбука» через рисунки, мастер-классы в День Пушкина.

Тип проекта (по виду деятельности): творческий

Используемые технологии: мультимедиа

Форма продукта проекта: мультимедийная презентация, иллюстрации

Содержание: Биография поэта – это не список дат, это путешествие с поэтом в качестве собеседника по его жизни, по нашей общей истории. Это возможность услышать его голос, заглянуть в лицо, встретить взгляд. Это общение каждого из нас с Пушкиным. Читать про Пушкина, говорить о нём и постепенно-параллельно составлять новую «Азбуку» от «А» до «Я», в которой главным героем будет поэт. Принцип отбора биографических фактов – разнообразие и контраст. Имена, предметы быта, факты жизни, топонимы пушкинских мест – все эти дорогие сердцу русского человека названия и могут войти в «Азбуку Пушкина». И у каждого эта «Азбука», которую можно составлять в течение нескольких лет, будет своя.

Область применения результата проекта: учебная (уроки литературы), внеклассная (читательский клуб, ЛИТО).

Результативность: подготовлен материал для изучения биографии А.С. Пушкина в виде «Азбуки», принцип контрастного построения которой позволил решить важную проблему преодоления случайного (алфавитного) соседства фактов глубинным принципом единства жизненного стиля поэта.

Оглавление:

Введение: «Пушкинская азбука» как особый путь вхождения в биографию поэта

Основная часть: «Пушкинская азбука» - «собранье пёстрых глав»

Заключение: Биографические штудии. Принципы работы

Список использованных источников и литературы

Введение:

«Пушкинская азбука» как особый путь вхождения в биографию поэта

Биография поэта – это не список дат с коротким комментарием к ним. Это путешествие с поэтом в качестве собеседника по его жизни, по нашей общей истории. Это возможность услышать его голос, заглянуть в лицо, встретить взгляд. Это общение каждого из нас с Пушкиным. А каким будет это общение полностью зависит от нашей осведомлённости, от эрудиции в вопросах истории, а также от умения задавать вопросы и умения слушать, от культуры ведения диалога, от артистичности, заинтересованности, коммуникативных способностей. Да мало ли от чего ещё зависит то, как складывается или не складывается разговор между собеседниками. Достаточно вспомнить из своей собственной жизни несколько примеров увлечённого разговора и неудачного общения, чтобы понять, какое удовлетворение или разочарование может принести человеку общение с другим человеком.

Поставим задачи, интересные, полезные своим решением и доступные для подростков в возрасте 12-13 лет:

Читать. Читать разные тексты: страницы в учебнике; книжки, рекомендованные учителем, мамой или дедушкой; найденные дома в книжном шкафу; увиденные в школьной библиотеке. Воспоминания, письма, брошюры-путеводители, привезённые из путешествий, художественную литературу.

Выбирать. Дело не в количестве прочитанного, а в том, чтобы уметь выбрать интересную для себя информацию. Ту, которой хочется поделиться и с интересом рассказать; ту, на которую именно ты обратил внимание; ту информацию, которая станет твоей.

Присваивать. Присваивать – значит, переводить на свой язык, пересказывать прочитанное и выбранное. Это самый сложный этап, так как увидеть картину полной, целостной и живой, со всеми оттенками смыслов может помочь только творчество, фантазия, деятельное воображение и возможности языка.

Все эти задачи могут быть решены при составлении «Пушкинской азбуки». Читать про Пушкина, говорить о нём, его времени и постепенно-параллельно составлять новую «Азбуку» от «А» до «Я», в которой главным героем будет поэт. Имена, предметы быта, факты жизни, топонимы пушкинских мест – все эти дорогие сердцу русского человека названия и могут составить «Азбуку Пушкина». И у каждого эта «Азбука», которую можно составлять в течение нескольких лет, будет своя.

«Пушкинская азбука» - идеальная форма, мотивирующая к движению юных биографов, исследователей жизни и творчества поэта. Потому что нельзя остановиться на полпути. «Азбука» - это и есть путь от первой буквы алфавита до последней. Каждая буква «Азбуки» – это ступенька жизни, на которой мы встречаемся с людьми, узнаём новые имена и их роль с истории и судьбе поэта; рассказываем весёлые, потешные истории, в которых мы видим живого Пушкина; посещаем новые места, в которых жил поэт, прикасаемся к предметам быта; слышим голоса родных и близких, голос самого Пушкина, его стихи.

«Пушкинская азбука» - это маршрут, который складывается спонтанно, так как определяющими для следующего отрезка пути является просто буква. Так, например, буква «А» - это и Арина Родионовна, и Александр I, и прадед поэта, араб Петра I, Абрам Петрович Ганнибал, и литературное общество «Арзамас».

В каждой статье «Азбуки» содержится информация, отсылающая к другой статье. Иногда в статье есть несколько отсылок. Таким образом, дальнейшее движение может раздваиваться, то есть появляется вариативность движения по пути. Очень важно, чтобы информация была разная, «пёстрая», высокая и низкая, серьёзная и смешная. В любом случае мы придем туда, откуда начали своё движение. Мы придем к Пушкину!

Вот примерный и вариативный круг тем (который может быть при дальнейшей работе продолжен), заданный последовательностью букв алфавита:

буква

топонимы

имена

быт: вещи, предметы, еда, одежда

занятия, увлечения

А

«Арзамас»

Арина Родионовна

Александр I

Абрам Петрович

арбуз

 

Б

Болдино

Бугрово

 

брегет

бакенбарды

бокс

балы

В

Воронич

Вульф Алексей Николаевич Вяземский Пётр Андреевич

 

верховая езда

Г

Горюхино

Ганнибал Осип Абрамович

Гончарова Наталья Николаевна

Горчаков Александр

Грибоедов А.С.

   

Д

 

Державин Г.Р.

Дельвиг Антон

 

дуэль

Е

ель-шатёр в Тригорском

Екатерина I, Екатерина II, Елизавета Петровна

   

Ж

 

Жуковский В. А.

   

З

Зуёво

Захарово

Зизи Вульф

   

И

 

Иона

   

Й

 

Йогель

   

К

Коллегия иностранных дел

Кобрино

Карамзин Н. М.

Кюхельбекер Вильгельм

клюква в сахаре

кофий

карты

Л

Лицей в Царском Селе

Лев Сергеевич Пушкин

 

лень

М

Михайловское

Москва

 

Мельница

морошка

 

Н

 

Надежда Осиповна Пушкина (Ганнибал)

   

О

Одесса

Ольга Серг. Пушкина

Обезьяна (прозвище)

   

П

Петровское Пятигорск

Псков

Петербург

Пущин Иван

Платон Сергеевич

Прасковья Осиповна

письма портреты

перо

прятки

плавание

Р

 

гувернёр Русло

пёсик Русло

Раевский Николай

 

ресторан

С

Святогорский монастырь

Сороть

     

Т

Тригорское Таганрог

Тигр (прозвище)

трость

театр

У

     

«Унылая пора!»

Ф

 

Француз (прозвище)

 

фехтование

Х

 

Хвостов Д.И.

 

Холера

хандра

Ц

   

цилиндр

 

Ч

 

Чаадаев Пётр Яковлевич

часы

 

Ш

 

Шишков Александр, Шихматов Сергей, Шаховской Александр

 

шахматы

Щ

   

«…щастливаго времени моей жизни…»

 

Э

 

Энгельгардт Егор Антонович

 

элегия

эпиграмма

Ю

Юрзуф (сегодня Гурзуф)

     

Я

 

Януарий (настоящее имя деда, Осипа Абрамовича)

Яблочный Пирог

 

«Пушкинская азбука» может быть представлена и в таком виде, где перемешаны места, имена, вещи и увлечения поэта. Свободная форма ведёт к свободному поиску информации и к свободному непринуждённому диалогу с поэтом и его временем.

А – Арина РодионовнаЯковлева, Абрам Петрович Ганнибал или арбуз

Б – Болдино или деревня Бугрово, бокс и бакенбарды (бокоуши)

В – Воронич, Вульф Алексей Николаевич или Вяземский Пётр Андреевич

Г – Ганнибал Осип Абрамович или Горюхино

Д – Державин Гавриил Романович

Е – Екатерина I, Екатерина II, Елизавета Петровна, ель-шатёр в Тригорском

Ж – Жуковский Василий Андреевич

З – Зуёво (и только потом Михайловское), Захарово или Зизи Вульф

И – Иона, игумен Святогорского монастыря

Й– Йогель (Некоторые буквы сложно наполнить фактическим материалом. Но и тут случается удача!)

К – Карамзин Николай Михайлович, Коллегия иностранных дел, Кобрино

Л – Лев Сергеевич Пушкин, Лицей в Царском Селе, лорнет

М – Михайловское (однозначно!), мельница в Михайловском

Н – Надежда Осиповна Пушкина (Ганнибал), Наталья Николаевна Гончарова

О – Осип Абрамович Ганнибал, Ольга Сергеевна, Одесса или Обезьяна

П – Петровское, Пущин, Пятигорск, Псков, Петербург, Пушкиногорье, Платон Сергеевич, Прасковья Александровна Осиповна, пруды, парки, путешествия, письма, портреты, перо, поэзия…

Р – Руслан, гувернёр Русло или пёсик Русло, Раевский Николай

С – Сергей Львович Пушкин, Санкт-Петербург, Святогорский монастырь, Сороть или Суйда

Т – Тригорское, Таганрог

У«Унылая пора! Очей очарованье!» (Пушкинская тема!)

Ф – Француз (прозвище поэта), фехтование

Х Хвостов Дмитрий Иванович, холера (карантин в Болдино)

Ц – Царскосельский лицей, цилиндр

Ч – Чаадаев Пётр Яковлевич, часы

ШШишков Александр, Шихматов Сергей, Шаховской Александр, шахматы

Щ«…щастливаго времени моей жизни…» (надпись на внутренней стороне шкатулки П.А. Осиповой, в которой она хранила письма Пушкина)

Э– Энгельгардт Егор Антонович

Ю – Южный край России (южная ссылка поэта), Юрзуф (сегодня Гурзуф)

Я – Януарий (настоящее имя деда, Осипа Абрамовича) и Яблочный Пирог.

Найденную, отобранную информацию нам нужно было превратить в текст. Текст должен быть информативным, хорошо выстроенным и небольшим по объёму. Он должен представлять из себя находку, в которой отражается история, быт, нравы людей и, главное, самого Пушкина.

Основная часть:

«Пушкинская азбука» - «собранье пёстрых глав»

(См. Приложение)

Заключение:

Биографические штудии. Принципы работы

Воссоздавая биографию великой личности, необходимо сформулировать принципы работы. Они могут возникнуть из разговора в классе, на уроке, в письменных работах, в индивидуальных беседах.

В заключении проекта мы готовы поделиться теми принципами, которые возникли в результате нашей работы:

  1. Нет ничего интереснее в данный момент, чем жизнь изучаемого тобой писателя!

Стать на период работы над биографией (вечер, несколько дней, неделя…) пушкинистом, гофманистом, чеховедом, гоголеведом. Сам собой будет исключён один из любимых детских вопросов: Кто твой любимый писатель? А заодно и необходимость отвечать на подобные вопросы. Любимый тот, чью биографию я сейчас изучаю!

  1. Биография души - тот идеал, к которому нужно стремиться!

Опираясь на факты внешней биографии и творчество, проникнуть во внутренний мир писателя. Увидеть, услышать, почувствовать, поговорить. Но при этом воображать без фантазий и мыслить без выдумок.

  1. Историю жизни или отдельные её факты надо рассказать, как текст, как художественное произведение!

Использовать в работе синтез научного и художественного подхода.

Факты биографии должны быть выверены по нескольким источникам с непогрешимой точностью ученого. Но увидеть картину полной, целостной и живой, со всеми оттенками смыслов может помочь только творчество, фантазия, деятельное воображение и возможности языка. Иными словами, эта работа для учёного и художника одновременно!

  1. Человек живет внутри «большой истории»!

Снабжать биографические сведения историческими комментариями. Любое географическое название (место рождения), социальное учреждение (учебное заведение, место работы), бытовые реалии того времени, историческое событие (попавшее на годы жизни) должно сопровождаться историческим комментарием.

  1. Поиск и отбор информации – главная составляющая в подготовке к биографическим штудиям!

Читать монографии о писателях, биографические романы, мемуарную литературу, дневники, смотреть иллюстрации, экранизации произведений и фильмы о жизни писателей. Увидеть в многообразии фактов смысловые сцепления и целостную картину жизни.

Список использованной литературы:

  1. Азбука Пушкиногорья: в рисунках Игоря Шаймарданова / Предисл. В.Я. Курбатова. – Псков: Красный пароход, 2012. – 76 с.

  2. Графика Нади Рушевой. – Москва, 1988. – 23 с.

  3. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч. Ч1 / [Т.В. Рыжкова, М.С. Костюхина, Г.Л. Вирина и др.]; под ред. И.Н. Сухих. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.

  4. Нечипоренко Ю.Д. Плыви, силач!: Молодые годы Александра Пушкина / Юрий Нечипоренко; - Москва: Август, 2018. – 112 с.

  5. Нечипоренко Ю.Д. Пушкин. – Москва: Октопус, 2017. – 64 с.

  6. Рубинштейн Л.В. В садах лицея. – СПб.: Качели,2021. -160 с.

  7. М.А. Цявловский. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина 1799-1826, С. 88

Приложение:

«Пушкинская азбука»

А - Арина Родионовна – это начало и конец «Азбуки» жизни поэта. Имя няни на «А», девическая фамилия на «Я».

О трогательной любви няни к Александру Сергеевичу скажет письмо Арины Родионовны (няня была неграмотная, поэтому письмо написано Анной Николаевной Вульф под диктовку):

«Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское* (см. Михайловское), всех лошадей на дорогу выставлю!.. Я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько,самому слюбится. Я, слава Богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна». 6 марта 1827 года

Б - Бокс - страсть Пушкина.


Пушкин увлечённо занимался боксом и был первым в России, кто начал выписывать учебники по боксу из Англии. Князь Вяземский в своих воспоминаниях писал: «В 1827 году Пушкин учил меня боксировать, и я очень приучился к этому виду упражнений».

В – Воронич. Воронич – название городища и деревни, расположенных в трёх километрах от Пушкинских Гор на берегу реки Сороть* (См. Сороть). Город Воронич был псковским пригородом XIV-XVI веков, защищавшим Псков с юго-запада. В XV столетии насчитывал более 400 домов с церквями и монастырями. В 1581 году, во время Ливонской войны, город был полностью разрушен войсками польского короля Стефана Батория и после уже не был восстановлен (об этом подробно рассказывают на экскурсиях в Тригорском).

Бывая в Михайловском* (см. Михайловское), Пушкин посещал и Воронич. На первоначальном заглавии к своей трагедии «Борис Годунов» поэт написал: «Писано бысть Алексашкою Пушкиным в лето 7333, на городище Ворониче».

Г – Ганнибал Абрам Петрович.

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». (А.С. Пушкин)

А гордиться и правда было чем! Необыкновенна судьба прадеда А.С. Пушкина, «арапа Петра Великого», прожившего 85 лет. Множество событий выпало на долю этого человека: обретение новой родины и веры, получение образование, боевая слава, бурная деятельность в качестве технического секретаря самого императора, автор учебников по фортификации и геометрии, суровая опала после смерти государя, снова короткое возвышение при Екатерине I, могущество сановника при Елизавете Петровне и, наконец, оскорбительная отставка «за старостию» в 1762 году после смерти императрицы.

Ганнибалу 66 лет, а он полон сил и готов трудиться дальше. Екатерина II, взошедшая на престол, оставила без ответа прошение преданнейшего и образованнейшего человека, слуги Отечества. С глубокой обидой Абрам Ганнибал покидает Петербург и уединяется в своём имении. У него три дочери и четверо славных сыновей, один из которых станет дедом поэта: Иван, Пётр, Исаак и Осип*(см. Януарий). И все Абрамовичи, и все храбрые воины.

За заслуги перед Отечеством Абрам Петрович Ганнибал был награждён Елизаветой Петровной Почетным дипломом и получил в потомственное владение деревню Кучане, впоследствии переименованную в Петровское.

Абрам Петрович – явление исключительное, живой пример трудолюбия, таланта и беззаветного служения монарху и России.

Д – Державин Гавриил Романович. «На обеде, данном гостям графом А.К. Разумовским, Г.Р. Державин в ответ на замечание графа С.Л. Пушкину, что он желал бы «образовать» его сына «в прозе», с жаром говорит: «Оставьте его поэтом».

Е - Ель-шатер в Тригорском. Ель-шатер становится символом пережитых в Тригорском поэтических радостей:

Но там и я свой след оставил,

Там, ветру в дар, на темну ель

Повесил звонкую свирель.

Ель-шатер больше чем на столетие пережила своего поэта. Она поднялась к концу своих дней на высоту сорока метров. Широко раскинувшиеся во все стороны темные ветви придавали дереву сказочный вид, образуя настоящий зеленый шатер, под которым могли укрыться от дождя больше десяти человек…

В начале нашего века красавица стала болеть. Не выносила больше сильных морозов. Преобразилась и внешне – ветви ее приобрели своеобразную, благородную седину.

В сороковые годы ель сильно пострадала от нанесенных ей фашистами пулевых и осколочных ранений. За ней ухаживали, ее, как человека, лечили. Но поправиться она уже не могла.

В яркий майский день 1965 года ель закончила свою жизнь. На месте, где росла Ель-шатер, поставили надпись, рассказывающую людям историю ее жизни, и посадили стройную десятилетнюю елочку, по своей форме очень напоминающую знаменитую Ель-шатер.

Ж – Жуковский Василий Андреевич. Отношение В.А. Жуковского к Пушкину в письме: «На всё, что с тобою случилось, и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: ПОЭЗИЯ. Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия, и обратить в добро заслуженное; ты более нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство. Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, всё твое возможное счастие и все вознаграждения. Обстоятельства жизни, счастливые или несчастливые, шелуха. Ты скажешь, что я проповедую с спокойного берега утопающему. Нет! я стою на пустом берегу, вижу в волнах силача и знаю, что он не утонет, если употребит свою силу, и только показываю ему лучший берег, к которому он непременно доплывет, если захочет сам. Плыви, силач. А я обнимаю тебя. Уведомь непременно, что сделалось с твоим письмом. Читал Онегина и Разговор, служащий ему предисловием: несравненно! По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнассе. И какое место, если с высокостию гения соединить и высокость цели! Милый брат по Аполлону! это тебе возможно! А с этим будешь недоступен и для всего, что будет шуметь вокруг тебя в жизни».12(?) ноября 1824, Петербург

З – Зуёво. Михайловские серые цапли! Их много — около полусотни гнезд. Живут большой колонией в больших гнездах, на самых больших соснах. Эта птица вообще любит лишь те места, где есть озера, реки, болота, где водится много рыбы, лягушек, змей, до которых она большой охотник. В Михайловском всего этого вдоволь, и цапли здесь издревле. О них Святогорский монах еще в XVIII веке писал, что «птица, именуемая «зуй» любит места сии богом данные, понеже в древние времена здесь был монастырь Михаила архангела».

И деревенское название Михайловского — Зуёво, так и Пушкин его называл.

И - Иона, игумен Святогорского монастыря. Пушкин иногда приходил к Ионе в Святогорский монастырь, распивал с ним наливку и беседовал. Иона любил прибаутки, от него Пушкин заимствовал поговорки, которые в «Борисе Годунове» сыплет в корчме бродяга-монах Варлаам: «Пьем до донушка, выпьем, поворотим и в донушко поколотим».

На расспросы секретного агента, командированного для расследования поведения Пушкина, игумен Иона дал ответы вполне успокоительные, что Пушкин нигде не бывает, «ни во что не мешается и живет, как красная девка».

Й – Йогель Пётр Андреевич. Пётр Андреевич Йогель (1768–1855) прибыл в Россию из Франции. Он открыл школу танцевания и приобрёл необыкновенную популярность в Москве. Балетмейстер императорских театров Адам Глушковский так отзывается о нём: «К достойным особенного внимания старинным учителям бальных танцев в Москве принадлежит Йогель, который в своей молодости получил отличное воспитание: он изучил русский, французский языки и музыку как нельзя лучше, о бальных танцах нечего и говорить; кто в Москве не знает об его таланте? Сквозь его руки прошли три поколения! С искусством Йогель соединяет неоценимые достоинства общежития. Он находчив, остёр, всегда весел и любезен. Бывши во всех аристократических домах учителем, он везде умеет держать себя, как придворный века Людовика XIV, при котором вежливость была доведена до высшей степени. Йогель не был театральным танцовщиком, но как аматёр изучил бальные танцы до возможного совершенства. Как живописцы разделяются на несколько родов, – на портретных, пейзажных, перспективных и проч., – так можно разделить и танцы на различные роды; Йогеля можно отнести к отличным танцмейстерам».

Йогель приглашал на детские балы своих бывших учеников, которые с охотой бывали там и танцевали с молодыми воспитанниками – девочками и мальчиками 10–14 лет. В 1826 году Наталье Гончаровой было 14 лет, и вполне могла быть на одном из таких балов. Её знакомая Надежда Еропкина подчёркивала, что она стала появляться на балах очень рано: «Я хорошо знала Наташу Гончарову, но более дружна была она с сестрой моей Дарьей Михайловной. Натали ещё девочкой-подростком отличалась редкой красотой. Вывозить её стали очень рано, и она всегда окружена была роем поклонников и воздыхателей».
Вот почему Пушкин написал в письме, что на неё он обратил внимание тогда, когда «красоту её едва начинали замечать в свете», и почему можно положительно утверждать, что Е.А. Долгорукая была права и что впервые он увидел свою будущую невесту в 1826 году.

Литературная газета. Где же Пушкин встретил Натали? №22, 2011 год

К – Кофей.

« Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трех часов. Недавно расписался, и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да гречневой кашей. До девяти часов читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо», – писал как-то Пушкин в письме другу.

Когда Пушкин хотел пить, то чаще он просил чай или холодный черный кофе. Еще ему подавали моченые яблоки, морошку, брусничную воду, клюквенный морс.

«Лимонад очень любил. Бывало, как ночью писать, сейчас ему лимонад на ночь и ставишь. А вина много не любил. Пил так, то есть средственно», – вспоминал камердинер Пушкина.

А еще на столе графин с водой, лед и банка с крыжовниковым вареньем, его любимым.

А попробовав однажды пирог с яблоками у соседей в Тригорском поместье, Пушкин стал подписываться в письмах к ним: «Весь ваш Яблочный Пирог».

Л – Лень.

Приди, о лень! приди в мою пустыню.

Тебя зовут прохлада и покой;

В одной тебе я зрю свою богиню;
Готово все для гостьи молодой.

1816 год. Сон (Отрывок) («Пускай Поэт с кадильницей наемной...»)

М – Михайловское.

М ихайловское – родовое имение Ганнибалов и Пушкиных – для А.С. Пушкина было и домом родным, и кабинетом, в котором оживали «творческие сны», и «приютом спокойствия». Сюда он впервые приехал в июне 1817 года после окончания Царскосельского лицея* (см. Царскосельский лицей). Здесь он провёл «изгнанником два года незаметных» с 1824 по 1826 год. Возвращался сюда в разные годы своей жизни. Здесь он в апреле 1836 года у стен Святогорского монастыря похоронил свою мать, Надежду Осиповну* (См. Надежда Осиповна Пушкина (Ганнибал). А в феврале родовое кладбище приняло тело и самого поэта, убитого на дуэли.

Н – Наталья Николаевна Гончарова.Наталья Гончарова родилась в 1812 году и была пятым ребенком в семье, где отношения между родственниками складывались очень тяжелые. К подростковому возрасту Наталья стала отличаться особенной красотой и обаянием, и родители начали рано вывозить ее в свет.

Главную прелесть Натали составляли отсутствие всякого жеманства и естественность. Поэт Александр Пушкин не стал исключением и тоже влюбился в Натали Гончарову при первой встрече.

Он увидел ее зимним вечером 1828 года на балу у танцмейстера Йогеля* (см. Йогель П. А.), где девочки-подростки учились танцевать и вести себя в высшем обществе, а зрелые кавалеры приглядывали для себя будущих жен.

О – Обезьяна. Обезьяна - лицейская кличка Пушкина.

Из-за страсти Пушкина к французскому языку называли его в насмешку французом, а по физиономии и некоторым привычкам обезьяною или даже смесью обезьяны с тигром.

На полях своих рукописей Пушкин часто изображал самого себя. В Петровском хранится рисунок, где поэт изобразил себя в виде обезьяны.

П - потешная пушечка.

При входе в усадьбу Михайловское со стороны Еловой аллеи на деревянном лафете стоит старинная пушка – мортирка 1771 года. Из этой пушечки обычно стреляли, давая салют по случаю какого-либо торжества. Крестьяне шутили: «Как же так: у Пушкиных – и без пушки».

В «Азбуке Пушкина» во все стороны разбегаются слова на «П»! Что и говорить, «пушкинская» буква.

Интересно попробовать составить необычную «Азбуку», в которой только и будут слова на букву «П»: Первый поэт, Псков – Петровское – Петербург, пруды – парки – путешествия, проза - поэзия, письма – перо – подсвечник, память - предки - потомки… Казалось бы, что мы таким образом ограничиваем свой выбор. Но это не ограничение, а огранка: через малое увидеть живое. Не отделить одно от целого, а уделить внимание, направить свой взгляд. Это наконец условие игры, которое с интересом мы приняли на одном из уроков на тему: «П» - наше всё…»

Конечно, это игра. Но очень увлекательная игра, смысл которой «заселить» мир Пушкиным. Пушкин везде: в литературе, в языке, в истории, в пространстве России, в нашем сознании… Где Пушкин, там и дом.

Р - Русло – Руслан. Однажды совсем ещё маленький Саша Пушкин написал четверостишие на французском языке. Возможно, одно из первых своих стихотворений. И прочитал его гувернёру, французу Русло. Строгий и требовательный гувернёр высмеял строки своего воспитанника. Александр Сергеевич запомнил иронию Русло и через годы, будучи уже известным поэтом, подарил отцу, Сергею Львовичу, ценившему верность и мудрость собак, породистого щенка. «Как же мы его назовём?» — задумался Сергей Львович. «Конечно же, Русло!» — воскликнул Александр Сергеевич не без доброго злорадства, памятую о язвительном гувернёре.

Русло очень любили все в семье — это был замечательный ирландский сеттер. Однако постепенно кличка Русло обрусела. «Руслан! Руслан!» — звали Пушкины своего любимца.
Источник: http://pushkin-lit.ru/pushkin/articles/lotman/obezyana-s-tigrom.htm

С – Сороть - Сердце

Р ека Сороть, если смотреть на неё с Савкиной горки, образует форму сердца. Поля, холмы, мельница, дом в Михайловском и извивы реки Сороть – все эти места помнят Пушкина.

А. С. Пушкин описал реку Сороть в романе "Евгений Онегин" (последняя строфа "Путешествия Онегина").

 

XXXIV

И берег Сороти отлогий,

И полосатые холмы,

И в роще скрытые дороги,

И дом, где пировали мы, —

Приют, сияньем муз одетый,

Младым Языковым воспетый,

Когда из капища наук

Являлся он в наш сельский круг

И нимфу Сороти прославил,

И огласил поля кругом

Очаровательным стихом;

Но там и я свой след оставил,

Там, ветру в дар, на темну ель

Повесил звонкую свирель.

18 сентября Болдино 1830

Т – Тригорское. Тригорское получило свое название по трем холмам.

На одном из них расположена деревня Воронич*(См. Воронич), где в пушкинские времена жили казенные крепостные крестьяне, на другой – городище Воронич с остатками крепости XIV-XVI веков и церковью великомученика Георгия Победоносца, а на третьем – усадьба Тригорское, которое принадлежало Прасковье Александровне Осиповой-Вульф* (См. Щастье).

У… – «Унылая пора!»

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

1833 год. Осень (отрывок)

Ф – Фехтование.

Пушкин, по воспоминаниям современников, был крепок, мускулист, гибок, подвижен, жизнерадостен. Считался чуть ли не первым учеником у знаменитого тогда учителя фехтования Валвиля. Жизнерадостность поэта была необыкновенна. «Когда Пушкин хохотал, — вспоминает А С. Хомяков, — звук его голоса производил столь же чарующее впечатление, как и его стихи».

Х – Холера – «очень миленькая особа». Из письма Пушкина невесте, Наталье Николаевне Гончаровой: «Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило. Мое пребывание здесь может затянуться вследствие одного совершенно непредвиденно­го обстоя­тельства. Я думал, что земля, которую отец дал мне, состав­ля­ет отдельное имение, но, оказывается, это — часть деревни из 500 душ, и нужно будет произвести раздел. Я постараюсь это устро­ить возможно скорее. Еще более опасаюсь я каран­тинов, которые начи­нают здесь устанавливать. У нас в окрестностях — Cholera morbus (очень миленькая особа). И она может задер­жать меня еще дней на двадцать! Вот сколько для меня причин торопиться!» Наталье Гончаровой. 9 сентября 1830 г. Болдино

Источник: 10 цитат из болдинских писем Пушкина. Журнал «Арзамас» https://arzamas.academy/mag/815-boldino

Ц – Цилиндр. Цилиндры в пушкинское время были не меньше популярны, чем бакенбарды. Но злые языки уверяли, что высокий цилиндр Пушкин носил не случайно. Он надевал этот головной убор во время прогулок с супругой – Натальей Гончаровой – чтобы казаться выше. Ведь супруга Пушкина была на 10 см выше его, а рост гения составлял 167 см.

Пушкин был франтом и носил модные в то время бакенбарды. Дворовым в его усадьбе «Михайловское» казалось это забавным, и они называли их «бокоушами».

Ч – часы. 29 января 1837 года Василий Андреевич Жуковский (см. Жуковский В. А.), находившийся у постели поэта в минуту его смерти, остановил его часы. Их стрелки навсегда застыли на времени 14 час. 45 мин.

Ш – шахматы. В четвертой главе романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" есть такие строки, касающиеся Владимира Ленского и Ольги Лариной:

Уединясь от всех далеко,
Они над шахматной доской,
На стол облокотясь, порой
Сидят, задумавшись глубоко,
И Ленский пешкою ладью
Берет в рассеянье свою.

Пушкин умел играть в шахматы и, как передают современники, очень горячился при игре и сильно огорчался при проигрыше. Пушкин любил шахматы и играл довольно часто...

Свидетельством, что знакомство Пушкина с шахматами не было поверхностным является и то, что в его библиотеке находился учебник по шахматам Ф-А. Д. Филидора, изданный в Париже в 1820 году. Все листы книги были разрезаны. Это говорит о том, что она изучалась владельцем. К тому же там имеются его пометки карандашом и ручкой.


Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/8855/ (Наука и жизнь, Уединясь от всех далёко...)

Шахматные приключения Пушкина и Ленского. https://dzen.ru/a/XtsLe1s-a3CMzkyg

Щ – «щастье».

«Вот что осталось от щастливаго

времени моей жизни»

10 июля 1827

С. Тригорское

Надпись на внутренней стороне крышки бювара Прасковьи Александровны Осиповой, где она хранила письма А.С. Пушкина

Э – Энгельгардт Егор Антонович (1775 — 1862).Запись Пушкина в альбоме Е.А. Энгельгардта, директора Царскосельского лицея: «Приятно мне думать, что, увидя в книге ваших воспоминаний и моё имя между именами молодых людей, которые обязаны вам счастливейшими годами жизни их, вы скажете: в Лицее не было неблагодарных. Александр Пушкин».

Ю - Юрзуф (Гурзуф). «В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом; я тотчас привык к полуденной природе и наслаждался ею со всем равнодушием и беспечностию неаполитанского Lazzaroni»

Lazzaroni - в Италии класс бедняков, иногда промышляющих поденщиной и переноской тяжестей, но преимущественно нищенствующих и проводящих время в праздности.

Я – Януарий (настоящее имя деда Пушкина, Осипа Абрамовича (1744–1806). «Африканский характер моего деда, пылкие страсти, соединённые с ужасным легкомыслием, вовлекли его в удивительные заблуждения».

Будучи в начале 1770-х годов с служебным поручением на заводах в Тамбовской губернии, он познакомился с 28-летней дочерью тамошнего воеводы и состоятельного помещика Алексея Фёдоровича Пушкина Марией Алексеевной и вскоре женился на ней. Вряд ли Мария Алексеевна вышла за Ганнибала по пылкой любви. По её словам, «выдана была в замужество от родителей своих». Сверстницы считали брак незавидным и, по воспоминаниям, сочинили на этот случай эпиграмму:

Нашлась такая дура,

Что, не спросясь Амура,

Пошла за Визапура.

Мария Алексеевна Пушкина (Ганнибал), бабушка поэта, станет матерью Надежды Осиповны Ганнибал (Пушкиной).

Просмотров работы: 45