Участник проекта: Беляева Кристина Викторовна
Консультант проекта: Поцелуева Наталия Гургеновна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Класс: 6В класс
Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект:
МАОУ «Гимназия №10», Центральный округ г. Новосибирска
Предметная область: литературоведение
Время разработки проекта: октябрь 2023 – март 2024
Проблема проекта: Лирическое стихотворение – один из самых сложных жанров в искусстве поэтического слова, который труден для любителей поэзии любого уровня от школьника до профессионального читателя.
Цель проекта: Найти путь вхождения в «лабиринт» смыслов стихотворного текста, следуя от стиха к стиху, от образа к образу, наблюдая за тем, как поэтический текст воздействует на читателя; проследить, как создаются поэтические шедевры; разгадать авторскую логику возникновения ассоциативных связей между поэтическими образами в стихотворении «Бабочка» А.А. Фета.
Задачи проекта:
познакомиться с творчеством Афанасия Афанасьевича Фета;
изучить статью М.Л. Гаспарова «Фет безглагольный» с одной из практических систем анализа стихового текста;
проанализировать стихотворение А.А. Фета «Бабочка» на семантическом, стилистическом и фонетическом уровнях;
максимально близко «придвинуть» теорию анализа стихового текста к самому произведению, чтобы от внимания читателя не ускользнул даже самый мельчайший компонент текста;
создать иллюстративный материал к изучаемому стихотворению.
Тип проекта (по виду деятельности): творческий
Используемые технологии: мультимедиа
Форма продукта проекта: мультимедийная презентация, иллюстрации к стихотворению
Содержание: Анализ стихотворений – это всегда встреча с поэтическим миром безграничных возможностей. Прочитать и понять стихотворение – погрузиться в мир красоты, гармонии и мудрости. Применив систему, «самую практически удобную для анализа стихов» (М.Л. Гаспаров), мы от черновых заметок и наблюдений прошли по трём уровням строения и восприятия стихового текста: семантический, стилистический (лексика и синтаксис) и фонетический.
Ряд иллюстраций к стихотворению, специально выполненных к проекту, использованы в мультимедийной презентации.
Область применения результата проекта: учебная (уроки литературы), внеклассная (читательский клуб, ЛИТО).
Результативность: подготовлен материал для уроков литературы, посвящённых изучению одного стихотворения из поэтического наследия Афанасия Афанасьевича Фета; создан ряд иллюстраций к стихотворению.
Оглавление:
Введение: О рождении проекта
Основная часть:
Поэтический синтаксис: Два текста в одном стихотворении
Семантический уровень: Диалог согласия-разногласия
Лексический уровень: Статика и динамика
Фонетический уровень: Обретение голоса
Заключение: Драма «живой красоты» в поэзии А.А. Фета
Список использованных источников и литературы
Введение:
О рождении проекта
В 2023 году темой моего исследования было стихотворение Н.М. Рубцова «В горнице». Основная часть проекта представляла собой работу с самим текстом: анализ художественного пространства, времени и самых ярких образов стихотворения, а также выявление музыкальной и ритмической природы текста, напоминающего ноктюрн. Отмечая глаголы в тексте, я обратила внимание на то, как они создают в лирическом ноктюрне разные лики времени.
В 2024 году я хотела бы продолжить работу над стиховым текстом. Для этого было выбрано стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Бабочка». Во-первых, потому что тема очень «красивая», а во-вторых, можно попробовать на практике трёхуровневый анализ стихового текста, который блестяще предложил и продемонстрировал М.Л. Гаспаров в статье «Фет безглагольный».
«Всего в строении всякого текста, писал учёный, - выделяются три уровня, каждый с двумя подуровнями».
Первый, верхний, – идейно-образный, семантический (идеи и эмоции; образы и мотивы).
Второй уровень, средний, – стилистический(лексика и синтаксис).
Третий уровень, нижний, – фонический, звуковой (метрика и ритмика; фоника, звукопись).
«Разумеется, - отметил М.Л. Гаспаров, - такая систематизация… не является единственно возможной, но она представляется нам самой практически удобной для анализа стихов».
«Практически удобной» такая система анализа будет или нет, мне и хотелось посмотреть.
Всякий раз переходя на новый уровень анализа, я начинала с наблюдений над текстом и черновых заметок. На каждом уровне текст раскрывался по-новому. Оказалось, что это самая интересная и продуктивная часть проекта.
Могу рекомендовать всем, кто любит поэзию, применить на практике этот способ анализа. Они всегда будут знать, на каком уровне анализа стихового текста они находятся: обмениваются ли они чувствами и эмоциями, работают ли они с поэтическим синтаксисом, вслушиваются ли, как работают мельчайшие компоненты внутри текста. Читатель становится режиссёром своего внутреннего диалога с автором и текстом.
Основная часть:
Поэтический синтаксис:
два текста в одном стихотворении
Стихотворение «Бабочка» Афанасия Фета - поэтический шедевр, уникальность которого отмечали многие читатели, среди которых есть и поэты, и литературоведы.
Начнём с того, что сразу отмечается на уровне зрения:
Строфа |
Заметки |
Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем - Лишь два крыла. |
|
Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот - дышу. |
|
Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу. |
|
Первое, что мы видим, стихотворение состоит из трёх четверостиший, в которых чередуются длинные и короткие стихи. Использование автором пятистопного и двустопного ямба создаёт фигурный текст, резную строфу.
Почему Фет не использовал форму, например, семистопного двустишия с парной рифмовкой, а предпочёл разностопное членение? Попробуем «выровнять» по длине строки текста, срастив два стиха в один:
Тыправ. Однимвоздушнымочертаньемятакмила.
Весьбархатмойсегоживыммиганьем – лишьдвакрыла.
Достаточно прочитать оба варианта, разностопный и равностопный, чтобы было ясно, что неравные по длине стихи в четверостишии особо организуют и читательское прочтение, и визуальное восприятие: мы слышим и видим текст иначе. При прочтении мы делаем глубокую паузу после длинного стиха, и потому короткая строчка звучит, как отдельная фраза, а иначе бы она потерялась и слилась с длинной строкой:
Ятакмила.
Лишьдвакрыла.
Обратим внимание на то, что каждая короткая строка заканчивается точкой или вопросительным знаком, что визуально придаёт ей вес целого предложения:
Кудаспешу?
Ивот - дышу.
При рассматривании строфы мы видим неровные (нервные, рваные) края, что может нам напомнить форму самой бабочки. То есть строфа как бы имитирует бабочку. Длинные и короткие строки строфы, развёрнутые и сложенные крылья бабочки, создают эффект пульсации, движения. Крылья строфы трепещут, разворачиваются и снова складываются, бабочка живёт и дышит: вдох-выдох:
Дышатьхочу?
Иулечу.
Можно заметить, что «многословные» строчки отличает образность («воздушным очертанием», «живым миганием»), а «малословные» создают движение, в них сюжет стихотворения. Если прочитать только короткие строки, то у нас получится «тело» бабочки, лирический сюжет с его вопросами и ответами, с его драматизмом:
Ятакмила.
Лишьдвакрыла.
Кудаспешу?
Ивот – дышу.
Дышатьхочу?
Иулечу.
Два текста в одном... Этот «короткий» текст можно прочитать «по кругу», а можно и «назад». Идея обратимости, как нам кажется, связана с темой времени, его цикличности или с темой возвращения к началу и преодоления смерти:
Иулечу.
Дышатьхочу?
Ивот – дышу.
Кудаспешу?
Лишьдвакрыла.
Ятакмила.
Жизнь и смерть - начало и конец. Ударные -А (на вдохе) и -У (на выдохе) - вдох и выдох.
Семантический (смысловой) уровень:
диалог согласия-разногласия
Всё стихотворение представляет собой диалог между бабочкой, лирическим героем текста, и неким собеседником, чей голос в тексте не звучит. Мы слышим лишь голос бабочки. Она не соглашается, она спорит. О чём они говорят?
Строфа |
Заметки |
Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем - Лишь два крыла. |
Ты прав… (красота) Одним очертаньем…я так мила Весь бархат мой…лишьдва крыла |
Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот - дышу. |
Не спрашивай… (пространство) Откуда появилась – куда спешу? Здесь… опустилась |
Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу. |
(Не спрашивай!) … (время) Надолго ли?.. Сейчас… |
Первая строфа, на первый взгляд, согласие:
Ты прав (…) Я так мила.
Вторая и третья – несогласие:
Не спрашивай: откуда появилась? // Куда спешу?
Не спрашивай (представлено без слов): Надолго ли, без цели, без усилья, // Дышать хочу?
То есть некто говорит: ты красива, но откуда ты и куда летишь, надолго ли твоя красота и какова цель твоей жизни.
Но не всё так просто! Ведь и в первой строфе есть несогласие с собеседником. Дело не в том, что бабочка мила, а в том, что она мила «одним воздушным очертаньем» и вся её красота – это «лишь два крыла».
«Одним» и «лишь» – частицы, не усиленные ударением, но именно они создают напряжение в диалоге. Красота бабочки не материальна, неуловима, неосязаема. Вся резная строфа–бабочка соткана из «воздушных» слов, она вся мигание и трепетание, она вся дыхание жизни.
«Ты прав, - говорит бабочка, - но ты не понимаешь и не принимаешь, что подлинная живая красота – это красота «без усилья», красота, не оплаченная ничем, и ничем не утяжелённая (лёгкая, как цветок), не протяжённая в пространстве («здесь»!) и не продлённая во времени («сейчас»!)».
Этот диалог согласия-разногласия ведёт поэт не только в тексте, который мы рассматриваем, он ведёт его с собой и со всем миром:
Кактрудноповторятьживуюкрасоту
Твоихвоздушныхочертаний,
Гдесилыуменясхватитьихналету
Средьнепрестанныхколебаний?
Это стихотворение напишет Фет через четыре года после «Бабочки», в 1888 году. Но на этот раз лирическим героем станет сам поэт, художник, который пытается уловить «живую красоту», не вспугнув её и не умертвив. Чередование стихов, написанных шестистопным и четырехстопным ямбом – один из повторяющихся приёмов. Это «трепетная кисть» поэта, которая рисует «живую красоту воздушных очертаний» «огнём» и «небесной краской».
Лексический (языковой)уровень:
статика и динамика
Рассмотрим, как нарастает динамика в стихотворении на лексическом уровне.
Строфа |
Заметки |
Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем - Лишь два крыла. |
|
Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот - дышу. |
|
Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу. |
|
Первая строфа, не отмеченная динамикой движения, написана без единого глагола. Безглагольная, она при этом самая многословная: в ней 18 слов (самостоятельных и служебных).
Во второй строфе на 15 слов приходится 5 глаголов, причём четыре глагола составляют рифму: появилась-спешу, опустилась-дышу, а один глагол начинает строфу: не спрашивай. Все глаголы находятся в очень активной позиции, являясь сигналом начала и конца строки.
В третьей строфе так же, как и во второй на 15 слов приходится 5 глагольных форм. При этом все глаголы как бы собрались в центре строфы:
Дышатьхочу?
…сверкнув, раскину…
улечу.
Отсутствие глаголов в первой строфе не торопит лирического героя и читателя. При всём своём трепете и «живом мигании» строфа статична.
Все рифмующиеся слова из глаголов во второй строфе организуют структуру текста. Они все как бы стекаются в конец своей строки. Строфа выглядит и слышится глагольной. Но отрицательная частица -НЕ перед первым глаголом отменяет всякое движение:
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Наречие здесь не только является ответом на вопросы: откуда и куда, ноипродолжает сохранятьстатикутекста:
Ивот – дышу.
А вот нагнетание глаголов в конце третьей строфы уже не удержит ни героя, ни читателя:
Вот- вот сейчас… // Иулечу.
Разрешение статичной картины – настоящий динамичный финал стихотворения.
Фонетический уровень:
обретение голоса
Рассмотрим, как нарастает драма в стихотворении на фонетическом уровне.
Строфа |
Заметки |
Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем - Лишь два крыла. |
АУА АА АЫА АА
|
Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот - дышу. |
АУИ У ООИ У
|
Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу. |
ОЭИ АУ ОАУИЫ У
|
Выпишем все акцентные гласные, на которые падает ударение:
АУА АУИ ОЭУ
АУУ
АЫА ООИ ОА У ИЫ
АУУ
Мы можем увидеть, как смена ударных гласных, особенно в коротких стихах, делит стихотворение на две части. Так строфа- «согласие» с «открытого» гласного -А (мила – крыла), переходит к строфам-разногласия с «протяжным и ноющим» -У (спешу – дышу, хочу – улечу).
В предпоследнем стихе третьей строфы все гласные всего текста собрались вместе:
Вот-вОтсейчАс, сверкнУв, раскИнукрЫлья…
В этом стихе реализуются все ударения, нет ни одного пиррихия, стопы с нулевым ударением, и потому она слышится как самая длинная. В ней предчувствие того мгновения, ради которого и создана эта красота, это миг полного и блистательного торжества жизни. А последний стих, наоборот, состоит из одного слова, в нем реализуется всего одно ударение, и он слышится как самый короткий:
ИулечУ.
Это последний, самый важный и главный акт, завершающий жизнь: торжество смерти.
В венчающем «треугольнике гласных» важна не только горизонталь, но и вертикаль гласных, ось из протяжных -У:
хочУ
сверкнУв
улечУ
В предпоследнем стихе меняется фоника стиха. Герой появляется из звука, обретает голос… «Шёпот, робкое дыхание» двух первых строф разрешилось звучным финалом:
СРК, РСК, КР – «предпоследний» стих как предпоследний Крик, КРуг и взмах перед решительным «И улечу». Это фонетическая и смысловая кульминация текста.
Мгновение жизни перед мгновением смерти – тема «Бабочки», одного из самых красивых стихотворений Афанасия Фета.
В стихотворении 1888 года «Как трудно повторять живую красоту…» в конце звучит тот же мотив ухода:
Носердцабедногокончаетсяполёт…
Мотив смерти в фетовском тексте услышал и другой поэт, Осип Эмильевич Мандельштам. В своём стихотворении «О бабочка, о мусульманка…» он будто отвечает бабочке Фета:
Вот-вот сейчас… раскину крылья… (А. Фет)
Сложи свои крылья – боюсь! (О. Мандельштам)
Крылья бабочки – это «флагом развёрнутый саван». А сама Бабочка – «жизняночка и умиранка».
Заключение:
Драма «живой красоты» в поэзии А.А. Фета
Подводя итог работы, мы возвращаемся к названию «Вот-вот сейчас…»: драма «живой красоты» в стихотворении А. А. Фета «Бабочка».
Рассматривая особенность строфы (поэтический синтаксис), мы обратили внимание на «изолированность» и смысловую важность коротких двустопных строчек, которые сами по себе создают текст, очень, надо сказать, динамичный. В них сконцентрировался сюжет стихотворения. Короткие стихи будто создают «тело» бабочки, тогда как длинные, пятистопные - её крылья. Таким образом, строфа имитирует образ бабочки. Ещё одно важное наблюдение: как короткие, так и длинные строчки можно читать по-разному: «по кругу», «назад» и в особой комбинации, соединяя половины длинных стихов с короткими. Это вариативность самой жизни, лёгкого дыхания и живой красоты.
Рассматривая диалог лирического героя (семантический уровень) с невидимым и неслышимым собеседником (со всем миром?), мы обратили внимание на то, что даже в первой строфе, которая начинается со слов «Ты прав…», согласия бабочки с миром нет, так как красота её для мира слишком иллюзорна и легковесна. И если нет её продления в пространстве и во времени, то и будто нет её вовсе. Её красота – это воздух, дух, душа, тень, мираж, мигание, мгновение… Красота «без усилия», как музыка без слов, как дыхание без цели – вот задача, достойная самого художника, по мнению Фета. Эта идея воплощена в стихотворении 1888 года «Как трудно повторять живую красоту// Твоих воздушных очертаний…»
Анализируя стихотворение на лексическом уровне, мы заметили, что от первой строфы к последней нарастает динамика текста, чтобы закончиться однословной строкой «И улечу». Первая строфа безглагольная и статичная. Вторая тоже статичная, но с пятью глаголами в начале строфы и всеми глагольными рифмами. А третья строфа с пятью глаголами, которые собрались в самом центре, в самом сердце строфы, чтобы развернуть движение, раскрыть образ бабочки во всей её красоте, дать максимальный толчок тексту.
И наконец, рассматривая текст стихотворения на фонетическом уровне, мы отметили, что ударные гласные коротких стихов первой строфы - А, второй и третьей строфы - У. Что создаёт впечатление движения от открытого гласного звука, к протяжному и ноющему: от жизни к смерти.
Последние два стиха – звуковой треугольник из самого длинного стиха, в котором реализуются все пять ударений, и самого короткого стиха с одним словом и с одним ударением. Драма «жизняночки» и «умиранки» (О.Э. Мандельштам) в вертикальной оси звука -У и в горизонтальном развороте всех гласных всего текста.
Смена фоники с тихих шипящих Ш, Ч, Х, Ж, Ш первых двух строфна голосовые РК, РК, КР последней строфы «шёпот, робкое дыхание» превращает в КРуг, Крылья, Красоту и Крик. Звуковая партитура текста завершается мощным, громким аккордом. Тихое «живое мигание» сверкает своей последней красотой («Вот-вот сейчас сверкнув…») и обретает голос.
Торжество жизни и красоты перед мгновением смерти!
Список использованных источников и литературы:
Баевский В.С. История русской поэзии: 1730-1980 гг. Компендиум. Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Смоленск: Русич, 1994.
Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. – Ленинград: Наука, 1974. – 135 с.
Гаспаров М.Л. Фет безглагольный. // Ново-Басманная, 19. – М.: Художественная литература, 1990. - 750 с.
Фет А.А. Стихотворения, поэмы, переводы. – М.: Правда, 1985. – 560 с.