«Зверь, идол, осина»: о чём «говорит» немота героя в повести И.С. Тургенева «Муму»

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Зверь, идол, осина»: о чём «говорит» немота героя в повести И.С. Тургенева «Муму»

Шелкунова А.Д. 1
1МАОУ Гимназия № 10
Поцелуева Н.Г. 1
1МАОУ "Гимназия 10"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Участник проекта: Шелкунова Алина Дмитриевна

Консультант проекта: Поцелуева Наталия Гургеновна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Класс: 6В класс

Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект:

МАОУ Гимназия №10, Центральный округ г. Новосибирска

Предметная область: литературоведение

Время разработки проекта: октябрь 2023 – март 2024

Проблема проекта: превращение физического недостатка литературного героя в культурный знак

Цель проекта: расширить смысловое поле повести И.С. Тургенева «Муму», соединив мотив немоты с широким кругом ассоциаций из истории, мифологии, русского былинного эпоса и волшебных сказок.

Задачи проекта:

  • обозначить тему исследования, то есть очертить границы исследовательского поля;

  • выбрать из текста повести все цитаты, где упоминается немота, бессловесность героя;

  • объяснить облик, характер, мотивы поведения главного героя повести «Муму» через призму истории, мифологии и фольклорных произведений.

Тип проекта (по виду деятельности): творческий

Используемые технологии: мультимедиа

Форма продукта проекта: мультимедийная презентация, иллюстрации к стихотворению

Содержание: Наблюдая за тем, в каком окружении появляются слова «немой», «глухонемой», «бессловесный», «безмолвный» в повести И.С. Тургенева «Муму», мы можем видеть, как рождаются разные смыслы, характеризующие «особого» героя в истории русской литературы. Рождающиеся смыслы вокруг темы немоты объединяются, группируются. И возникает проблема логического выстраивания и структурирования многообразия смыслов, связанных с темой немоты в повести И.С. Тургенева. Опора на приобретённые знания в области волшебных сказок, мифов, былин, позволила сделать некоторые предположения.

Область применения результата проекта: учебная (уроки литературы), внеклассная (читательский клуб, ЛИТО).

Результативность: подготовлен материал для уроков литературы, посвящённых изучению одного из произведений наследия Ивана Сергеевича Тургенева

Оглавление:

Введение: История, рождённая жизнью

Основная часть:

  • Немота как знак избранности

  • Немота как печать отчуждения

  • Немота как источник богатырства

  • Немота как нечистая сила. Зверь, идол, осина…

  • Немота как ритуал

Заключение: Немота как родной дом

Список использованных источников и литературы

Введение:

История, рождённая жизнью

О сюжете повести «Муму» знают все. Это означает, что повесть «Муму» - это авторская удача.

История, рассказанная И.С. Тургеневым в «Муму», случилась на самом деле. Воспитанница матери Тургенева, Варвары Петровны, вспоминала, что у барыни жил глухонемой от рождения крепостной крестьянин, служивший дворником при московском доме. Звали его Андреем, а прозвище у него было Немой. По приказу барыни Андрей был привезен из деревни в Москву и определен в дворники. «Одет он был всегда прекрасно, и кроме красных кумачных рубашек никаких не носил и не любил… Замечательно огромное, но совершенно пропорциональное с его гигантским ростом, лицо Андрея всегда сияло добродушной улыбкой. Сила его была необыкновенная, а руки так велики, что, когда ему случалось меня брать на руки, — вспоминала воспитанница, — я себя чувствовала точно в каком экипаже». У Немого была маленькая собачка по кличке Муму, которую он очень любил, но по приказанию барыни вынужден был утопить. Лишившись Муму, Андрей долго грустил по ней, но по-прежнему продолжал усердно служить своей барыне.

Положив в основу своей повести конкретный случай из жизни Андрея, как наиболее характерный для крепостнической действительности России тех времён, Тургенев придал ему обобщающие черты. Итак, не поэтический вымысел и не фантазия, а действительный случай из жизни, хотя несколько измененный, запечатлен в повести «Муму».

Такая тесная связь с жизнью характерна для содержания многих произведений Тургенева, в основе которых, как правило, лежат какие-нибудь факты и случаи, взятые из жизни. Он всегда изображал только то, что сам достаточно хорошо знал и наблюдал в действительности. И.С. Тургенев у современников имел репутацию «ловца моментов».

«Муму» … Мычание, вынесенное в заглавие художественного произведения, несомненно, обращает на себя внимание. Это условное, замещённое «слово» глухонемого героя и станет предметом нашего анализа.

Речь героя художественного произведения – одна из важнейших его характеристик. Читатель слышит, что и как говорит герой. Анализирует его слова. Так автор озвучивает внутренний мир своего героя.

И вот перед нами повесть, в которой герой лишён слуха и речи, то есть возможности слышать и говорить. Особый герой.

Мы сделали подборку цитат, в которых есть мотив немоты. Наблюдая за тем, в каком окружении появляются слова «немой», «глухонемой», «бессловесный», «безмолвный», мы можем видеть, как рождаются разные смыслы, характеризующие особого героя в истории русской литературы. Рождающиеся смыслы вокруг темы немоты объединяются, группируются. Как логически выстроить и структурировать многообразие смыслов, связанных с темой немоты в повести И.С. Тургенева «Муму»?

И опираясь на приобретённые знания в области волшебных сказок, мифов, былин, мы сделали свои предположения. Которыми и готовы поделиться.

Основная часть:

Немота как знак избранности

Молчание героя – знак избранности, примета его особенных возможностей. Отсутствие слова и слуха уводят его из внешнего мира. Читатель чувствует чужеродность Герасима миру, в котором он живёт.

Имя «Герасим» с греческого языка переводится как«уважаемый», «почтенный», «чтимый», «старший». В деревне, откуда он родом, к нему относились с большим почтением, как к «отличному работнику», который «считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком». Неоднократно автор замечает, что Герасим способен работать за четверых, то есть он обладает недюжинной силой и выносливостью.

И ведёт себя этот великан соответствующим образом, то есть «…был нрава строгого и серьёзного, любил во всём порядок…», а «…постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе». За свою работоспособность, усердие и серьёзный нрав он получил уважение среди прислуги барыни и в городе, куда был отправлен в качестве дворника.

Имя Герасима созвучно с именем мифологического героя Геракла, именем олимпийской богини Геры и со словом «герой». Герасим – Геракл – Гера - герой. Мифологический герой, стоящий выше мира людей и всем своим существованием доказывающий превосходство силой, умом, нравственными качествами.

Герасим - русский былинный орАтай, возделывающий землю. У читателя возникают прочные ассоциации с былинным пахарем, когда Герасим, «налегая огромными ладонями на соху, …взрезывал упругую грудь земли…» Когда косой он смахивает молодой берёзовый лесок, то это напоминает былинного богатыря, прокладывающего дорогу, которая «заколодела» и «замуравела». А когда Герасим безостановочно молотит трёхаршинным цепом, то перед нами могучий воин-защитник, противостоящий чёрной силе вражеской.

Герасим – русский сказочный великан в «красной крестьянской рубашке» среди «всех этих людишек», ряженных в немецкие кафтаны.

«Уж он такой… Он… не то, что наш брат…»

Герасим точно им не брат!

Немота как печать отчуждения

Избранный герой – это герой с особыми свойствами и качествами, которые делают его выше мира окружающих его людей, готовых признать его превосходство.

Отчуждённый герой – это чужой герой, чужак. Немота его как несчастье, как болезнь, как проклятье, как результат какого-либо действия или наказание за грехи, может быть, и родителей.

Герасим - герой вне семьи, герой одиночка. Про отца ничего не сказано в повести, а образ матери появляется в повести дважды. Первый раз в отношении самого Герасима, когда герою приписываются качества заботливой матери: «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Второй раз образ матери появляется только как мечта, зовущая его назад на родину: «Как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях…». И ни разу образ матери не стал реальным обликом матери героя. Он брошенный ребёнок, не знающий защиты отца и заботы матери. Он сам себе и отец, и мать. В нём одном реализуется отцовство и материнство. Отцовство по отношению к Татьяне и материнство по отношению к Муму.

Пряничный петушок с сусальным золотом на хвосте и на крыльях, ленточка, красный бумажный платочек – подарки для ребёнка, для девочки. Герасим, как отец, который балует Татьяну сладостями, красивыми безделушками и защищает от обидчиков. По отношению к Муму от проявляет материнские качества: выхаживает, лечит, кормит. Характерно, что, прощаясь с собакой, он снова кормит её и ухаживает за ней («Шерсть на ней так и лоснилась: видно было, что ее недавно вычесали»).

Герой таким уродился, герой-урод, не связанный с родом, с семьёй, отчуждённый от мира людей. Немота обрекает Герасима на одиночество, не оставляет ему шанса обрести и свою собственную семью: «…и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

Герасим - сказочный дурак, третий брат (неслучайно автор указывает на наличие у Герасима братьев: «жил один… отдельно от братьев…»

Герасим в деревне - пахарь и жнец, герой с сохой. Герасим в городе – дворник, герой с метлой. Соха в руках Герасима что метла в его руках. Движение – косить и мести - по форме примерно одно и то же. Но огромная разница в самой сути работ и в восприятии этих двух работ окружающими. Одна – вызывает восхищение и почтение, другая – насмешку и пренебрежение, даже у самого героя. Сравним: «Герасиму… дали косу в руки – и пошёл косить по-старинному, косить так, что мужиков только пробирало, глядя на его размахи да загрёбы…» В другом эпизоде практически повторяются слова:«… дали ему в руки метлу… Занятия… казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ…»

Герасим в деревне – пахарь и косарь, возделывающий землю и выращивающий зерно, хлеб. Герасим в городе – дворник, метущий пыль, мусор. Мир живой превратился в мир мёртвый.

Герасим - герой на границе миров… Так реализуется сюжет волшебной сказки:

  • ДОМ – ЖИВОЙ МИР (деревня, откуда он родом);

  • ГРАНИЦА МЕЖДУ МИРОМ ЖИВЫХ И МЁРТВЫХ (город, дом барыни-Яги, герой с метлой);

  • ТРИДЕВЯТОЕ ЦАРСТВО – МЁРТВЫЙ МИР (Крымский брод, река, испытание водой, ритуальная смерть Татьяны и реальная смерть собаки);

  • ДОМ – ЖИВОЙ МИР (возвращение на родину).

Вода тридевятого царства – мёртвая вода. С водой связана Татьяна, полюбившаяся Герасиму прачка. С мёртвой водой связана и собака, дважды утопленная.

Крымский брод – это место, которое имеет очень важное значение в судьбе героев повести. Первый раз оно упоминается в эпизоде прощания Герасима с Татьяной. Он собрался проводить её в дальний путь, но «вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки». Больше о ней мы не услышим. Это символическая смерть героя в повести.Здесь же у Крымского брода он спасёт утопленного щенка. И сюда же, к Крымскому броду, он приведёт свою любимицу в последний раз. «Дойдя до угла улицы, он остановился, как бы в раздумье, и вдруг быстрыми шагами отправился к Крымскому броду». В обоих эпизодах возникает ощущение, что Герасим вдруг принимает решение остановиться на этом месте или идти к нему.

Брод – это переправа, переход, граница, это место, где обрываются все связи с жизнью. И не случайно именно там, рядом с этой границей находятся две лодки и хромой старик, как старый перевозчик мёртвых душ Харон.

Немота как источник богатырства

Герасим – герой-богатырь. Первые и последние слова в повести о герое говорят нам «о богатырской силе немого».Немой и могучий в повести - парный признак.

Попытка большого, сильного, но чужого героя открыться миру, то есть увидеть, услышать и «заговорить» с ним не принесла ему счастья.

Автор повести» «небольшим происшествием» в жизни Герасима называет историю его симпатии к прачке Татьяне. Понравилась она ему «кротким ли выражением лица, робостью ли движений…» Свои чувства немой стал проявлять в виде радостных эмоций и мычания: «стал посмеиваться…», «глупо смеясь и ласково мыча…», «улыбается, мычит…», «с ласковым мычанием закивал головой…» Немой «заговорил».И стал уязвим для мира.Хитрость дворни удалась. Они не смогли провести Герасима, но смогли нанести удар открывшемуся герою.

Радость вернётся через год, когда на Крымском брОду, где Герасим попрощается с Татьяной, он спасёт барахтающегося в воде щенка. Вместе с радостью вернётся к Герасиму «голос» – смех, мычание, крик. А с голосом – снова его уязвимость. Но они и на этот раз не позволят герою быть счастливым.

Интересно, что страдающий Герасим молчалив и замкнут, счастливый

Герасим открыт и «разговорчив». «Немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других…» Открыться – значит, впустить этот мир в себя, стать частью его, говорить с ним на одном языке. Поэтому он после несчастий возвращается к своей немоте как к своей силе.

Немота героя неразрывными нитями связана с его богатырством.

«Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле…»

Немота – плодородная «почва», на которой растёт его сила.

Немота как нечистая сила.

Зверь, идол, осина…

Немота – нечистый знак, символ принадлежности к другому миру, к сверхъестественным силам. «Чуждость» героя и в его росте (около 195 сантиметров), и в его богатырской силе, и в его поведении, и, главное, в его глухости и безъязыкости. Немота и абсолютная непроницаемость героя пугают людей. Леший, чёрт, кикимора, глухарь, идол, зверь, осина – все эти прозвища говорят об отношении челяди к немоте Герасима.

Самый «красноречивый» персонаж повести, пьяница Капитон так характеризует Герасима: «… он глух и, вдобавку, глуп, как пятка. Ведь это какой-то зверь, идол… хуже идола… осина какая-то…». Попытка определить, кто такой или что такое Герасим, заставляют Капитона перебирать, нанизывать слова, так или иначе связанные между собой образом немого богатыря.

Почему Капитон говорит, что Герасим «глуп, как пятка»? Пятка – по-видимому, пяточная кость. То есть герой тупой, как пятка.

В повести неоднократно Герасима сравнивают со зверем: то с быком («…скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо…»), то с медведем(«…медведь этакой…»), то со львом («…как лев, выступал сильно и бодро…»).

Герасим глухой, немой и сильный, как зверь. «И унять его нет никакой возможности», потому что с ним нельзя договориться.

Сравнение Герасима с идолом объясняется особенностью выражения лица глухонемого («Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых, теперь словно окаменело…», «…опять останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих…», родством с бездушной и безжизненной скульптурой («ведь у него просто Минина и Пожарского рука»).

И наконец, Герасим нечистый и проклятый, как осина.

Есть в народе представление о прОклятой истории осины. Горькое дерево с дрожащими листочками, с кровоточащей корой. Дерево, которое связано с поверьями о нечистой силе и со страшной историей повесившегося Иуды. Осина замкнула ассоциативный ряд в характеристике героя и оказалась самым сильным образом.

Немота как ритуал

Немота может быть ненастоящей, мнимой, как средство маскировки. Герой имитирует неспособность говорить, чтобы скрыть свои возможности. При достижении же результата, герой снова обретает голос.

Мы не можем заподозрить сильного и подлинного в своих чувствах Герасима в фальшивой глухоте и немоте. Но мы можем заподозрить автора в выборе средств создания образа своего героя. Немота Герасима, как мы уже говорили выше, связана с его замкнутостью и с его силой. Он одинок, закрыт и силён в своей изоляции от этого мира. Его мычание, которым он привлекает к себе внимание, говорит о его желании выйти из своего вечного одиночества и заговорить, чтобы его услышали. И мы услышим и смех, и мычание, и песни Герасима. Но мы сможем и увидеть его слово. Этим словом у немого героя станет жест.

Жест у немых – словозамещение. Немые говорят руками, жестикулируют. Но мы в повести ни разу не увидим, как Герасим говорит «своими руками». Скорее всего, что он и не знает языка глухонемых, так как он, во-первых, не обучен грамоте, а во-вторых, он такой один, и ему не с кем говорить жестовым языком.Жестовое общение появляется тогда, когда двое глухих встретятся друг с другом. Несколько раз мы можем прочитать упоминание о том, что в трактире, куда ходит Герасим, «понимали его знаки», «объяснялись знаками» с ним и дворовые люди. Но это не язык общения. Он не ищет с людьми контакта. Его сильные и большие руки не будут имитировать слова. Руки Герасима для другого: «дело спорилось в его руках…», «налегая огромными ладонями на соху, …взрезывал упругую грудь земли…», «протянул свою огромную ручищу, наложил на голову кастелянши…», «ухватив за конец стоявшее в углу дышло, слегка, но многозначительно погрозил ему им…» и т.д.

В конце повести самым красноречивым словом героя станет его принятое решение, выраженное в жесте:

«…значительно ударил себя в грудь, как бы объявляя…»

«…скрестив могучие руки у ней на спине…»

«…зажмурился и разжал руки…»

В мире, где самым красноречивым героем является несуразно говорящий пьяница Капитон, немота героя становится важнее слов. Бессловесность его принципиальная, знаковая. Герасим обретает язык в действии. Его жест продуктивен и деятелен: защитить, выходить, окружить заботой, спасти, принять решение или отказаться…

Заключение:

Немота как родной дом

Исследовательская работа по повести И. С. Тургенева «Муму» развивалась в три этапа:

На первом этапе необходимо было найти и обозначить тему исследования, то есть очертить границы исследовательского поля. Темой исследования стали смысловые коды немоты и бессловесности героя повести И. С. Тургенева.

На втором этапе предстояло выбрать из текста повести все цитаты, где упоминается немота, бессловесность героя.

И на третьем этапе нужно было расширить смысловое поле повести, соединив мотив немоты с широким кругом ассоциаций из истории, мифологии, русского былинного эпоса и волшебных сказок.

Повесть «Муму» не о собаке, эта повесть о человеке, для которого немота стала родным домом. Казалось бы, что герой, лишённый голоса в повести – это герой, лишённый права выбирать судьбу, распоряжаться собственной свободой. Но Герасим смог противостоять навязанной его судьбе несвободе.

Он дважды побывал у Крымского брода. Дважды сделал тяжёлый для себя выбор. Но это был его выбор! Крымский брод на карте повести – это граница, черта в жизни таких героев, как Татьяна и Муму, но не Герасима. Его путь продолжается. Он возвращается домой, к своей силе и немоте, к самому себе!

Благодаря ему мир повести вновь приобретёт былинные черты, его время существования в городе закончится и обернётся беспредельностью. Появится ощущение свободы и красоты, радости и силы. Читатель может даже не сразу узнать дворника Герасима в «каком-то великане», который «с отчаянной и вместе радостной решимостью» за ночь проделал путь в тридцать пять вёрст по ночной дороге, «прямой как стрела». «Запах поспевающей ржи», «несчётные звёзды, светившие его путь», «ветер, летевший навстречу», Герасим, как лев,выступающий «сильно и бодро» … Таково будет преображение мира и героя. Никогда ещё мир не был так красив, а герой никогда ещё не был так уверен в своей силе. И само повествование обретёт стилистику сказа, а сюжет возвратит Герасима домой, к самому себе: «И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и по-прежнемуважен и степенен».

Герасим из деревенского жнеца, городского дворника и сторожа превратился в легендарного героя. Благодаря своей силе, внутренней свободе и своим нравственным качествам он стал героем народного эпоса. Как герой, он завоевал признание, и как герой, он остаётся недостижимым и недоступным для понимания.

У кого учился Герасим? Он учился свободе у ветра, не знающего границ и выбирающего направление по своей прихоти. Он учился прямоте у дороги, которая каждого ведёт к своей цели. Он учился мудрости у солнца, которое каждое утро встаёт, чтобы разбудить мир и вечером напоить его тьмой. Он учился противостоянию у травы, которая становится колючей и растёт гуще после того, как её срежет серп или коса жнеца.

Список использованных источников и литературы:

  1. В. Н. Житова. Воспоминания о семье И. С. Тургенева. - Тула, 1961.

  2. Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч.; под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2013

  3. В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки. – Санкт-Петербург, 1996.

Просмотров работы: 27