Реальные и магические функции еды в русских волшебных сказках

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Реальные и магические функции еды в русских волшебных сказках

Дашковский Д.В. 1
1МАОУ "Гимназия 10"
Поцелуева Н.Г. 1
1МАОУ "Гимназия 10"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

ВОЛШЕБНЫЕ И УТИЛИТАРНЫЕ СВОЙСТВА ЕДЫ В ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ

Питание — важная составляющая человеческой жизни. Питание одновременно относится и к телу, и к душе, и к индивидуальному, и к общественному, и к обыденному, и к священному. Еда в жизни человека всегда играла особую роль. Известное изречение «едим, чтобы жить», кроме очевидного, имеет и более глубокий смысл. С помощью еды человек всегда стремился повлиять на качество жизни. Он хотел обеспечить себе «хорошую», то есть здоровую, богатую, продолжительную жизнь. С помощью пищи осуществлялось магическое воздействие на жизненные процессы.

В традиционной культуре практически каждый вид пищи имеет определенные ритуальные, символические и мифологические значения. В одних случаях они связаны с приемом пищи, в других — со способом ее приготовления. При этом символика видов пищи всегда основана на символике того, из чего получен продукт. Сладость медовых напитков должна обеспечить сладость жизни и любовь других людей. А жирное масло обеспечит жизни «гладкость» и достаток. Кислые и квашеные продукты сами не подвергались порче и обладали магической способностью оберегать и лечить. Яйца, зерно и орехи представляют собой зародыши жизни, значит, употреблять их в пищу — усиливать свою жизненную силу.

Образ еды занимает важное место в мире русских народных сказок. Еда в сказках имеет не только утилитарное значение (утоление голода, восполнение энергетических затрат), но и иррациональное. При помощи пищи можно наслать порчу или изгнать нечистую силу; получить особые знания и способности или, наоборот, забыться, лишиться сил, навыков и каких-то благ; показать свой ты или чужой; обозначить начало пути героя или его конец; выбрать себе счастливую судьбу или плохую долю.

Поедание уже само по себе есть магическое действо. Человек и еда взаимно воздействуют друг на друга. Они соприкасаются так близко, что человек буквально оставляет на еде свою частицу, а еда естественным образом проникает в человека и оказывает на него свой воздействие. Именно еду человек использует для построения своего тела и своей судьбы.

В процессе поедания пищи в русских народных сказках важно все: что едят и когда едят, кто ест и с кем он делит трапезу, с какими намерениями человек вкушает пищу и в каких обстоятельствах этот прием пищи происходит, произносит ли он слова благодарности или возводит хулу, хочет кому-то принести пользу или оказать негативное воздействие. О конкретных примерах мы поговорим в следующих главах нашего проекта, где не только исследуем магические и утилитарные функции еды в русской волшебной сказке, но и рассмотрим некоторые блюда и продукты традиционной русской кухни. Таким образом, изучив тему еды в волшебных сказках, мы узнаем скрытые смыслы, заложенные нашими предками в сказочных сюжетах, и особенности русской бытовой, пищевой и обрядовой культуры.

Цель моего проекта:

  • Исследовать тему еды и особенности сказочной пищи — магические и характерные для реальной жизни

Задачи проекта:

  • Изучить русские волшебные сказки

  • Узнать признаки сказки как жанра

  • Выявить и проанализировать конкретные особенности сказочной пищи — магические и характерные для реальной жизни

  • Сопоставить цитаты из сказок с историческими сведениями о русской еде, культуре, быте и традициях.

  • Разработать и создать авторскую познавательную настольную игру-бродилку, при помощи которой можно узнать особенности сказочной пищи и питания русского народа

Основная часть:

ГОЛОД И ЕГО УТОЛЕНИЕ

Голод — это противоположная характеристика сытости, поэтому в традиционных сказочных сюжетах выстраивается цепочка, которая состоит из трех звеньев: голодный – принимающий пищу – сытый. Однако в каждой сказке за этой цепочкой стоят разные истории, судьбы и смыслы.

Во многих сказках речь идет о бедности, когда людям буквально нечего есть и на стол поставить нечего. В сказке «Горе» главный герой — бедный брат, у которого «иной раз нет ни куска хлеба, а ребятишки — мал мала меньше — плачут да есть просят». Чтобы прокормить свою семью, он нанимается в работники к богатому брату. Целую неделю «и двор чистит, и лошадей холит, и воду возит, и дрова рубит», но за работу свою получает всего «ковригу хлеба».

Коврига — круглый печеный хлеб из ржаной муки. Для большой семьи, в питании которой хлеб играет главенствующую роль, одной ковриги недостаточно. К тому же хлеб ржаной — это свидетельство о скупости старшего брата, ведь «чёрный» хлеб значительно дешевле пшеничного, белого. Зато, как только мужик избавляется от нужды, он устраивает именины, созывает гостей и потчует «всякими наедками», то есть закусками, лакомствами, да поит «всякими медами и винами». И то, и другое свидетельствует в пользу достатка угощающего и выступает показателем щедрости героя. При этом мед здесь используется и в символическом значении как символ благополучия, «сладости» жизни, счастья1, и напрямую как популярный и почитаемый на Руси напиток. Тот самый, что мы регулярно встречаем в финальных присловьях сказок «мед - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Сваренный мёд был обязательным напитком праздничной трапезы у богатых людей. Он варился из медовых сот, воска и хмеля, бродил длительный период времени и хранился в бочках. В зависимости от предназначения мед мог быть слабоалкогольным или довольно крепким.

Еще один пример предельной бедности мы находим в сказке «Василий-царевич и Елена Прекрасная». Несчастный Василий-царевич, которому «ни в чем счастья не было», сообщает Бабке Голубой шапке накануне Христова дня, то есть Пасхи, что ему «даже и разговеться нечем». Пасха — один из главных церковных праздников на Руси, христианский праздник Воскресения Христова. К этому дню православный люд готовится загодя, чтобы встретить «торжество из торжеств» достойным образом. В богатых домах жарят и варят, пекут куличи, убирая их мармеладом, монпансье, и другими цветными конфетами. В бедных домах на столах стоит несдобный кулич – чёрствая плоская булка. Если же бедняк дошел до крайности, то на помощь ему приходят более богатые родственники, которые из чувства христианского милосердия не допускают, чтобы Светлый праздник омрачался «голодными разговинами». Не отстают от родственников и более богатые соседи. Накануне праздника они разносят по домам бедняков свои припасы — молоко, яйца, творог, куличи. Таким образом, тот факт, что у Василия-царевича нечем разговеться, говорит нам не только о его крайней бедности, но и нелестно характеризует его родственников.

В сказке «Крошечка-Хаврошечка» вынужденная жить у недобрых людей сирота жалуется корове на тяжелую участь: «Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят». Хлеб — наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия, символизирует отношения взаимного обмена между людьми и Богом. Хлебом не только кормят домочадцев. Его кладут на стол в красном углу и подают гостям. Тот факт, что члены семьи, в доме которых присутствует достаток, не дают воспитаннице хлеба, говорит о том, что речь идет о худых людях, нарушающих негласный договор с Богом. При этом, не давая девушке хлеб, приемная семья лишает ее не только пищи, но и доли, то есть счастья, доброй судьбы: ведь согласно архаическим представлениям восточных славян вместе с куском хлеба человек получает и свою долю2.

В сказке «Волшебный конь» Настасья Прекрасная королевна, осерчав на Ивана Крестьянского сына, велит слугам «ему руки и ноги накрепко» связать, в темницу посадить «и давать ему в день по стакану воды да по фунту черного хлеба». Фунт — старорусская мера веса, в современном исчислении это 409, 50 граммов. В традиционной русской культуре питания, как показывают исследования, суточное потребление кислого ржаного хлеба для мужчины в день равнялось 1,44 килограмма3. Таким образом, Иван Крестьянский сын действительно серьезно не доедал. Добавим, что тема голода в этой сказке связывается с темой пленения. Что же касается черного хлеба, то это один из самых дешевых на Руси хлебов. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная.

Но не все так просто в этой сказке. Черный ржаной хлеб — кислый хлеб, служивший также защитой от злых сил. Кислый вкус хлеба накрепко связывает едока с «этим» светом, в отличие от сладких блюд, которые ассоциировались зачастую с «тем» светом. Закваска, которая не портится, магическим образом оберегает человека от порчи, имеет очистительную силу. Поэтому приготовление кислого хлеба на Руси сопровождалось рядом запретов. Его нельзя было замешивать в пятницу, субботу и воскресение, в праздники или после похорон, иначе злые духи начинали вредить пекарю4.

Народная волшебная сказка - своеобразная энциклопедия жизни русского крестьянства. В сказке «Мальчик с пальчик» еда отражает еще дну сторону крестьянского быта. Мальчик с пальчик, появившийся на свет из мизинца, отрубленного матушкой по неосторожности во время заготовления капусты на пироги, приносит еду отцу в поле: «Садись, батюшка, закуси чем бог послал да отдохни маленько!». Нашим предкам, работающим в поле и на сенокосе, носили еду их малые дети, еще не способные к тяжелому физическому труду. Вот и в волшебной сказке, повторяющей ритуалы подлинной жизни, обед отцу приносит долгожданный наследник.

ЕДА И ПУТЬ ГЕРОЯ

В центре событий волшебной сказки зачастую оказывается герой — избранный, который отправляется в путь. Путь героя русских народных сказок никогда не бывает легок и прост. Как отмечал Д.С. Лихачев, «расстояния вносят в сказку масштабность, своеобразную пафосность. Пространством оценивается значительность совершаемого». Поэтому, если герою предстоит длинная и тяжелая дорога, то он может подготовиться к ней и сделать дорожные запасы, в том числе и пищевые. В сказке «Перышко Финиста-Ясна сокола» Финист дает своей невесте указания, как отыскать его за тридевять земель в тридесятом царстве: «Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня, добра молодца!». Просвира, современное — просфора, в русских волшебных сказках встречается часто. Это круглый небольшой хлеб из чистой пшеничной муки для Литургического приношения, то есть не простой хлеб, а участвовавший в богослужении. К просфоре нужно относиться как к святыне и есть натощак со специальной молитвой. Зная это, можем предположить, что путь героини в сказке «Перышко Финиста-Ясна сокола» — это не только испытание, но и своего рода вымаливание прощения, искупление грехов. Впрочем, исследователи отмечают еще одно свойство пресных хлебцов, а таковым и является просвира, — они в отличие от заквасочных хлебов служили для связи между «тем» и «этим» миром, для магического отстранения болезней, смертей, демонов, духов.

Еще один вариант мотива еды связан с положением, в котором оказывается герой: оголодав в пути, он удовлетворяет свой голод в чужом доме, не спросив об этом хозяина. Это нарушение негласного запрета, которое чревато последствиями. В сказке «Чудесная рубашка» Иван после долгих странствий попадает в дом на равнине, где в одной из комнат видит стол, накрытый на три прибора – «на тарелках лежат три хлеба, перед каждым прибором по бутылке с вином поставлено». Очевидно, предполагается, что трапезу разделят в дальнейшем между собой три персоны. Голодный герой не решается съесть все яства, но откусывает от «каждого хлеба по малому кусочку» и отпивает «из всех трех бутылок понемножку», что, конечно, говорит об умеренности и правильном воспитании Ивана, а также подчеркивает, что Иван — персонаж положительный, не жадный, не наглый. Вернувшиеся домой орел, сокол и воробей оборачиваются людьми и замечают, что «хлеб да вино у нас початы». Однако хозяева не высказывают недовольства: ведь гость не из плохих побуждений притронулся к предназначавшейся им пище, не вышел за рамки народных представлений о нормах взаимоотношений между людьми. Более того радушно принимают Ивана и помогают ему в дальнейшем.

Разберем другой вариант визита в незнакомый дом, когда нарушение гостевого этикета сулит негативные последствия. Оказавшийся в пустом оловянном замке казак из сказки «Царевна-змея» получает еду и питье, как только о них подумает: «Только подумал, глядь — перед ним стол накрыт, на столе и пить и есть — всего вдоволь; он закусил и выпил, подкрепил свои силы». Но стоило герою напиться пьяным и начать «зеркала и стекла бить, бархат рвать, стулья ломать, серебро швырять», как все мысленные просьбы перестают исполняться вплоть до извинений, которые казак приносит позднее. В этом эпизоде отражены устойчивые правила старорусского этикета во взаимоотношениях гость/хозяин дома: хозяин должен предложить гостю кров, еду и баню, так как гость в чужих стенах находится в положении незащищённости, а гость обязан уважать хозяина и выполнять обычаи и нормы поведения, принятые в данном доме.

Случается, в сказках и так, что хозяин дома не желает кормить героя, и герою самому приходиться искать себе пропитание в чужих стенах. В сказке «Солдат и царь в лесу» царь и солдат, найдя выход из дремучего леса, оказываются в избушке и просят хозяйку-старуху «пить да есть». Получив отказ, они уличают ее во лжи, начинают «в печи да по полкам шарить» и видят, что «у старухи всего вдоволь: и вино припасено, и кушанье всякое изготовлено». Принимаются за еду и, разумеется, едва не расплачиваются за сытный, но не санкционированный хозяйкой ужин (по сути — нарушение хозяйского запрета) своими жизнями.

Еще один вариант приема запретной пищи встречается в сказке «Заколдованная жена». Волшебный помощник предупреждает Ивана купеческого сына не есть яблок с яблони в королевском саду — «а не то заснешь непробудным сном». Купеческий сын нарушает запрет: «…начали с дерева с дерева яблоки валиться, да такие славные, наливные, пахучие; он не вытерпел, поднял одно яблочко и скушал; скушал и заснул непробудным сном». Сон становится причиной исчезновения невесты — и герой теряет свою нареченную Настасью Прекрасную.

ЕДА И ВОЛШЕБНЫЙ ПОМОЩНИК

Тема еды часто связана в русских народных сказках с обретением волшебного помощника, который окажет герою помощь в выполнении задания. Зооморфные помощники точно знают, что пригодятся герою в будущем, и тем самым отплатят за доброе отношение, которое проявил к ним герой. Обрести верного друга и спасителя герой может только после того, как накормит его. В сказке «Дочь и падчерица» сосланная злой мачехой девушка оказывается ночью одна в лесной землянке с огнивком, кремешком, трутом и мешочком круп. Как только она «заваривает кашу», появляется мышка и просит «ложечку каши». Важно понимать, что каша здесь появляется неспроста: к кашам на Руси всегда относились трепетно. Каша для русского человека всегда была не просто едой, а обрядовым блюдом. Без каши собственного приготовления нельзя было встретить гостей. Кашу всегда готовили в знак перемирия и установления хороших отношений или по случаю начала большого дела. Девушка не только дает мышке ложку каши, но и кормит зверька досыта, после чего та становится ее верной помощницей: играет за девушку в жмурки с вломившимся в землянку медведем и спасает ей жизнь.

В сказке «Василий-царевич и Елена Прекрасная» другая версия этой темы Бабка голубая шапка, призванная в волшебные помощники, мстит Елене Прекрасной из-за того, что та не выполнила уговор и забыла поставить старую ведьму на довольствие. Вот как старая ведьма объясняет тот факт, что она навредила своим поступком героине: «Затем, что ты, Елена Прекрасная, хотела меня поить-кормить три года5, да не исполнила». Обещание чего-либо и дальнейшее невыполнение обещанного в русских народных сказках всегда чревато последствиями, а уж если оно подкреплено магическим числом и пищей, то у старухи оказывается действительно веский повод вредить герою.

В сказке «Василиса Прекрасная» купчиха, умирая, дает дочери куколку и велит ее беречь и кормить: «…а когда приключится какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». И сирота честно исполняет матушкино завещание. Здесь мы можем наблюдать за тем, как тема еды связана с культом предков, умерших родственников, определяемых в народной культуре «своими предками»6, духами-опекунами дома, человека и хозяйства, высшего авторитета для всей семьи и рода. Считалось, что от расположения и помощи предков зависит здоровье, счастье, удача, благополучие. В свою очередь живой человек должен был заботиться о своих предках: соблюдать определенные правила поведения и приносить ритуальную пищу. Волшебный предмет, доставшийся от родителей, помогает герою советом или делом, а взаимоотношения Василисы с куклой подчеркивают важную для сказки гармонию положительного персонажа как миром живых, так и миром мертвых.

Голод в сказках не только беда, которая случается с человеком, но и сказочное испытание, которое ему нужно пройти, чтобы получить желаемое или опять-таки обрести волшебного помощника.

Голод мучает Ивана-царевича в сказке «Марья Моревна», когда он скитается по свету в поисках своей невесты: «Долго шел он, не евши и не пивши». И, конечно, встретив на пути потенциальный источник пищи, он пытается удовлетворить свой голод — сначала хочет съесть цыпленка заморской птицы, потом меду из лесного улья отведать, наконец, убить львенка. Но всякий раз отказывается, потому что его об этом просят птица-мать, пчелы и львица — в обмен на помощь в будущем. Иван-царевич проходит испытание голодом, и звери действительно помогают ему в дальнейшем. Сходный сюжет разворачивается и в сказке «Кощей Бессмертный». Разыскивая по свету смерть Кощея, Иван-царевич доходит до такого состояния, когда «много время, не пивал, не едал, хочет есть до смерти и думает: кто бы на это время попался!» Герой отказывается есть волчонка, ворона и щучонка, и в результате те помогают ему достать яйцо, в котором заключена смерть Кощея.

В сказке «Емеля-дурак» заглавный персонаж, поймав в ведро щуку, мечтает — «я наварю этой щуки, сам наемся, а невесткам не дам». Но поддается на уговоры щуки и в обмен на обещания счастья отпускает рыбу обратно в воду. Свое обещание щука, естественно, исполняет.

В сказке «Золотой башмачок» младшая дочь не ест купленную ей отцом рыбку, а отпускает в воду, испросив первоначально, какого исхода ждет сама рыбка. В ответ рыбка говорит: «Не кушай меня, а пусти в воду; я тебе пригожусь». И, конечно, впоследствии рыбка помогает девушке справиться с тяжелыми заданиями матери и выйти замуж.

Еще один сказочный пример, когда герою приходится сознательно вопреки чувству голода отказываться от пищи или разделять ее со своим будущим помощником, находим в сказке «Крошечка-Хаврошечка». В таких сюжетах герою крайне важно отказаться от пищи, если ее не хватает на двоих. В сказке «Крошечка-Хаврошечка» корова, получив известие о том, что ее вот-вот зарежут, дает девушке наказ: «А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай». Исполнив все, как было велено волшебным помощником, девушка благополучно выходит замуж и обретает счастье.

В некоторых сказка испытанием является не отказ от пищи, а само поедание. Пример мы находим в сказке «Гуси-лебеди». Только употребив в пищу еду, предложенную волшебными существами, героиня может успешно завершить начатое дело. Во всех пищевых испытаниях присутствует явный воспитательный посыл: девушка должна исправить негативные особенности своего характера и обрести гармонию с миром природы. В сказке девочка должна не капризничать, а съесть ржаной пирожок у печки, яблоко — у яблони и испить «простого киселика с молоком» у молочной речки, чтобы они спасли ее с братцем от гусей-лебедей. Пока девочка отказывается употреблять в пищу предложенное, волшебные помощники бездействуют, но как только она соглашается, они тут же начинают спасать детям жизнь.

Иногда герою, чтобы обрести спасение, приходится принести в жертву волшебному помощнику самого себя: удовлетворить голод животного, отрезав кусок своей плоти. В «Сказке о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» дочь подземного царя — царевна Полюша, чтобы подняться вместе с возлюбленным на землю, должна всю дорогу кормить птицу-колпалицу, которая понесет их на своих крыльях с единственным условием – «она может их туда несть, только было что ей в дороге есть». Полюша берет в качестве корма целого убитого быка, а когда птица его съедает раньше прибытия, царевна «взяла отрезала у себя кусок ляхи и птице отдала». Благодаря этому куску птица поднимает их на свет божий.

Неуемный аппетит, какой мы наблюдаем у героя сказки «Диво», всегда есть свидетельство волшебной силы персонажа. Казак из сказки «Царевна-змея» встречает в пути древнего старичка, который просит накормить его. С помощью своего волшебного бочонка он угощает старика целым быком и тремя котлами пива, что под силу съесть только богатырю. На удивление ветхий старик легко справляется с угощением: «Начал уписывать да похваливать; съел целого быка и выпил три котла пива, крякнул и говорит: — Маловато, да делать нечего! Спасибо за хлеб за соль». Следует отметить, что старик в этой сказке не превращается в волшебного помощника главного героя, но, убив его, казак получает волшебный предмет — меч-саморуб.

Часто встречается в русских волшебных сказках еда как угощение. Трапеза для наших предков была не просто способом подкрепить силы. Она являлась чем-то сродни Причастию. Причастившиеся одним хлебом, кашей, овощами или дичью, они в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками. Поев в чужом доме, человек мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина, но и сам уже не имел права причинить ему зла. Таким образом, угощение не что иное, как мирный договор между хозяевами и гостями. В сказке «Баба-яга и Заморышек» добрые молодцы, долго проездив по белу свету, оказываются в доме Бабы-яги и требуют принять их, как подобает принимать усталых путников: «Ну, старая, чего кричишь? Ты прежде накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай». Старуха все исполняет. Таким образом волшебная народная сказка сохраняет в себе нормы традиционного обращения русских с гостями: прежде чем расспрашивать пришедшего, следует удовлетворить его потребности в еде, питье и сне.

Помимо прочего, этот почти бытовой эпизод указывает нам на еще одну — уже магическую особенность еды, описанную фольклористом В. Я. Проппом: на границе иного мира (дом Бабы-яги служит проходом в другой мир) герою необходимо отведать еду мёртвых, поскольку, приобщившись к такой еде, он символически переходит в загробный мир, где и продолжит свой путь.

ПИР В РУССКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ

Пир на Руси — это ритуальный прием пищи, главный дружественный жест, праздничное застолье с обильной едой и питьем, участие в котором принимало «бесчисленное множество народа». Пиры всегда имели одну цель — объединение. При совместном приеме пищи как бы возникает некая степень родства. Это явление, вероятно, древнейшего порядка. Пиры приурочивали к важным календарным (Рождество, Троица, Масленица, Пасха) и семейным (свадьба, крестины) праздникам, а также знаковым событиям в жизни общества (победа над врагом), — и все приглашенные охотно принимали в них участие: ведь каждый присутствующий за общим столом получал не только еду, но и свою судьбу или долю.

В сказке «Царевна лягушка» царь, проведя испытание для своих снох, приглашает сыновей с женами на пир. Сбросившая по такому случаю кожух лягушка ведет себя удивительным образом: «…царевна огложет коску, да и в рукав, выпьет чего — остатки в другой рукав». Смысл этих загадочных действий расшифровывается далее: «Махнула право рукой — стали леса и воды, махнула левой рукой — стали летать разные птицы». В этой сказке пир выполняет функцию испытания. Пройдет его только младшая невестка и в третий раз будет признана лучшей, зато уже не одним царем, а всем миром.

И, конечно, встречается в сказках ритуальный свадебный пир. В сказке «Баба-яга и Заморышек» добры молодцы, обретают невест и вскоре садятся «веселым пирком да за свадебку»: «Тут они посватались, начали пить, гулять, свадьбы справлять». А в «Сказке о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» герой женился на царевне Полюше и «раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мед пил, а уж какая у них капуста — ино и теперь в роте пусто!» Схожую формулировку мы встречаем в сказке «Перышко Финиста-Ясна сокола»: «Тут их и обвенчали, и свадьба была богатая! На той свадьбе и я был, вино пил, по усам текло, во рту не было». Такая концовка не просто подводит итог сказочному действию, но и делает пир самым желанным завершением сюжета: ведь обильная пища — символ достатка и благополучия как настоящего, так и будущего.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ИГРЫ-БРОДИЛКИ «СКАТЕРТЬ-САМОБРАНКА» (возраст: от 6 до 10 лет)

Настольные игры-бродилки имеют не только развлекательное, но и образовательное значение. Они интересны тем, что дети в процессе игры

встречаются с интересными заданиями, узнают много нового и получают удовольствие от игры в компании, так как все идут друг за другом: кто-то — впереди, кто-то — догоняет, но все сталкиваются с одними и теми же

трудностями.

Цель игры: Развитие мышления, внимания, зрительной памяти. Игра способствует формированию самостоятельности и независимости. Расширяет и закрепляет знания о русских народных сказках, национальных традициях и культуре русской еды. Помимо этого, в игре с удвоенной интенсивностью происходит расширение словарного запаса и отрабатывается навык счета.

Описание игры: Кощей Бессмертный, хитростью освободившись из плена, наслал на землю Русскую засуху и голод. Спасти Русь от неминуемой гибели поможет скатерть-самобранка, которую злодей спрятал далеко-далеко в заветном месте. На поиски волшебного артефакта за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство отправляются герои волшебных сказок — Иван Царевич, Елена Премудрая, Финист — Ясный сокол и Жар-птица. В пути-дороге их ждут удивительные встречи, опасные препятствия, суровые испытания и, конечно, множество интересных фактов о сказочной пище и забытых традициях.

Оборудование: Набор включает яркое игровое поле с нарисованными сказочными персонажами и дорожками из камней, кубик для определения количества ходов и 4 фишки разной формы.

Основные характеристики: В игре принимают участие от 2 до 4 человек. При необходимости количество игроков можно увеличить: для этого достаточно ввести в игру дополнительные фишки. Для начала игроки должны выбрать себе персонажа и выбрать соответствующую этому сказочному образу фишку. Чтобы определить, кто будет ходить первым, все игроки должны по очереди бросить кубик. Начинает тот, кто выбросил большее число. Путешествие начинается, поэтому все фишки в начале игры нужно установить на камне с надписью СТАРТ. Игроки бросают кубик по очереди и продвигают свою фишку вперед по игровому полю на столько камней, сколько очков выпало на кубике. На пути участников могу возникнуть препятствия (красные камни), которые отправят их на несколько клеток назад или призовые секторы (зеленые камни), позволяющие перемещаться вперед. Если фишка остановилась на камне другого цвета, игрок поступает следующим образом: если на камне желтого цвета – игрок пропускает ход, если оранжевого цвета - отвечает на вопрос или пропускает ход. Если фишка попала на поле со стрелкой – идти по указанному стрелкой направлению. Побеждает тот, кто первым доберется до камня с надписью ФИНИШ и заберет скатерть-самобранку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация данного проекта состоялась в два этапа:

Первый этап «Теоретический»:

Исследование различных видов еды в русских волшебных сказках, ее магических и реальных функций. Эти знания позволили нам, современным читателям, понять внутреннее устройство волшебной сказки и погрузиться в специфику жизни наших далеких предков.

Второй этап «Практический»:

Разработка и создание авторской познавательной настольной игры-бродилки «Скатерть-самобранка». Занимаясь любимым делом – игрой, учащиеся знакомятся со «сказочной» пищей, традиционной русской едой, ее историей и забытых представлениях наших предков.

Задачи проекта реализованы, а цели выполнены. Разработанная мною игра заинтересовала одноклассников, в ходе игры ребята познакомились с жанровыми характеристиками русской волшебной сказки и традиционной русской культурой.

Продукт моего проекта игра-бродилка «Скатерть-самобранка» может быть применен на уроке литературного чтения, на классных часах, внеклассных мероприятиях, при подготовке к интеллектуальным играм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. – СПб.: Наука, 1993.

  2. Бгажноков, Б.Х. Культ пищи и пищевой аниматизм // Этнографическое обозрение. 2001. №2. С. 103–112.

  3. Библиотека русского фольклора. Сказки. — М.: Советская Россия, 1988.

  4. Валенцова, М.М. Магические функции еды // Традиционное русское застолье: сб. ст. / сост. А.В. Костина, Л.Ф. Миронихина. – М.: Гос. республ. центр русс. фольклора, 2008. – С. 202–215.

  5. Даль, В. Толковый словарь живаго великарускаго языка. — СПб., М.: Издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа., 1882. Т.4.

  6. Краюшкина, Т.В. Физиология и психология персонажей русских народных волшебных сказок. – Владивосток: Дальнаука, 2011.

  7. Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. — М.: Правда, 1982.

  8. Пропп, В. Я. Русская сказка. ‒ Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

  9. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Москва, «Международные отношения», 2011.

  10. https://cyberleninka.ru/article/n/geroi-russkih-narodnyh-skazok-kto-oni-i-pochemu-vedut-sebya-tak-a-ne-inache-1/viewer

  11. https://gufo.me/dict/bse/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0?ysclid=ldty3tqog1972899749

  12. https://zen.yandex.ru/media/pavel_syutkin/pashalnyi-kulich-istoriia-zablujdenii-5ac8b824f0317313f624db59

  13. https://rus-culinary-dict.slovaronline.com/1661-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB

  14. https://grimuar.ru/numerologia/znachenie-chisel-v-skazkah.html?ysclid=ldvyqz9ijq915625222

  15. http://annales.info/rus/small/pitanie.htm

  16. http://ec-dejavu.ru/f-2/Fairy_tale.html?ysclid=ldtykctcvy894721232

  17. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15540-promysly-vostochnyh-slavjan.html

  18. https://rg.ru/2016/11/07/rodina-uroven-zhizni.html

1 Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Международные отношения, 2011. С. 294.

2 Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Международные отношения, 2011. С. 477.

3 http://annales.info/rus/small/pitanie.htm

4 Валенцова, М. М. Магические функции еды. // Традиционная культура. 2002. № 2 (6). С. 32-33.

5 Число «3» издревле для славян считалось сакральным, желания в сказках исполняются обычно на третий раз, число «3» также наталкивает читателей на мысль о магии и совершенстве.

6 Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Международные отношения, 2011. С.389.

Просмотров работы: 84