ВВЕДЕНИЕ
Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово - половина счастья». Работа с фразеологизмами стимулирует развитие речи. Но только ли речь развивается в процессе этой работы?
Крылатые фразы не умеют летать буквально, зато своим образным полетом они делают речь интереснее и динамичнее. Чтобы не сидеть сложа руки и разгрызть гранит науки, разберемся, что же такое фразеологизм в русском языке.
Объект исследования: фразеологизмы.
Предмет исследования: происхождение и употребление фразеологизмов.
Проблема исследования: ученики младшего звена не всегда понимают смысл крылатых выражений, используют их редко и неправильно.
Цель исследования: обратить внимание младшего школьника на фразеологизмы, как один из инструментов развития речи.
Гипотеза: использование крылатых выражений поможет ученикам более творчески подходить к сочинениям, а также чётче выражать мысль в устной форме. Для этого необходимо владеть данными знаниями.
Задачи исследования:
- Изучить теоретический материал по фразеологизмам русского языка;
- Проанализировать употребление фразеологизмов писателями в своих произведениях на примере рассказов Н. Носова и В. Драгунского. (Выяснить, какую роль играют фразеологизмы в тексте);
- Провести входное и итоговые анкетирования для выявления уровня знаний фразеологизмов нашими сверстниками до и после изучения данной темы;
- Провести исследования, позволяющее определить, ученики начальных классов используют ли в своей речи фразеологизмы;
- Составить обучающие карточки с фразеологизмами и создать книжку с головоломками и заданиями на тему крылатых выражений, которые можно будет применять на уроках по развитию речи;
- Провести исследование, будет ли речь (письменная и устная) более привлекательной для самих авторов, а также для читателей? Написать и зачитать всем классом сочинения с применением крылатых фраз.
- Популяризировать знания о фразеологизмах через социальные сети, чтобы привлечь внимание детей и молодежи к богатству русского языка, к богатству литературной речи.
Методы исследования:
изучение и анализ литературы;
сбор информации;
наблюдение;
исследование;
опрос – анкетирование;
творческая деятельность.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Понятие о фразеологизмах.
Слово «фразеология» происходит от греческих слов: «phrasis» - «выражение» и «loqos» - «учение, слово» [3].
Ученые спорят о том, что такое фразеологизм. Ученый-языковед И.Синдомирская писала: «Фразеологические сочетания чаще всего описывают не абстрактные понятия, а вполне определенные конструкции».
Словарь С.И.Ожегова определяет: «Фразеологизм – устойчивое выражение с самостоятельным значением, близким к идиоматическому».
В.В.Виноградов считал «существенным признаком фразеологического оборота его эквивалентность слову и синонимичность слову» [1].
Итак, отталкиваясь от мнений разных ученых, пришли к выводу, что фразеологизмы – это готовые сочетания слов. Они не производятся в речи, а воспроизводятся: если говорящему надо употребить фразеологизм, то он извлекает его из запасов своей языковой памяти, а не строит его заново. Другое важное свойство фразеологических единиц: смысл каждой из них не складывается из смыслов, входящих в нее слов.
Происхождение фразеологизмов.
По происхождению фразеологизмы делятся: русские, заимствованные.
I. Фразеологизмы русского происхождения
I.I. Фразеологизмы исконно русского характера:
а) Фразеологизмы, связанные с бытом, обычаями, традициями и верованиями (филькина грамота, крепкий орешек,словно Мамай прошел).
б) Фразеологизмы, связанные с древними русскими ремеслами (два сапогапара, топорная работа, небо в овчинку, тертый калач).
I.II. Устное народное творчество также является одним из источников появления фразеологизмов (битый небитого везет, за тридевять земель).
I.III. Фразеологизмы литературного происхождения
Произведения русских писателей (а воз и ныне там).
II. Заимствованные фразеологизмы
II.I. Из мифов Древней Греции (ахиллесова пята, дамоклов меч).
II.II. Из старославянского языка. Из Библии и Священного Писания (внести свою лепту, глас вопиющего в пустыне, манна небесная).
II.III. Из произведений зарубежных писателей.
II.IV.Из западно-европейских языков:(бросить перчатку, время –деньги, порочный круг, это – его конёк, вот где собака зарыта) [2].
Виды фразеологизмов
Виды фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски
Нейтральные – употребляемые во всех стилях речи:замкнутый круг.
Книжные – употребляются в книжных стилях:пойти по стопам.
Разговорные – используемые в устной форме:жить припеваючи.
Просторечные – отличаются от разговорных сниженностью, грубостью: на кудыкину гору, дать промашку, дурить голову, плевое дело.
Виды фразеологизмов по символам
Наименование животных (трусливый как заяц, устал как лошадь).
Наименование цвета (белый день, розовые очки).
Наименование частей тела (морочить голову, уши вянут).
Признаки фразеологизмов.
Его можно заменить одним словом, имеющее такое же значение.
Он имеет устойчивое значение, которое нужно запомнить.
Состоит из одного или нескольких слов.
Его невозможно перевести на другие языки без потери смысла.
Фразеологизмы всегда берутся из языковой памяти, формируются и передаются каждому из нас с самого детства. Его переносное значение сложилось исторически.
Фразеологизм является одним членом предложения[4].
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Внеклассное чтение с элементами поисковой деятельности.
Работа над фразеологизмами и их использованием в речи началась годом ранее. На лето ученики 2Б класса (29 человек), 2Г (28 человек), 2Ж (30 человек) СОШ №1 города Чебоксары и ученики 2И класса (33 человека) СОШ №10 города Чебоксары – всего 120 человек - получили задание по внеклассному чтению. В предложенных для чтения рассказах Н. Носова и В. Драгунского необходимо было найти определенные авторские словосочетания, пословицы и поговорки. В том числе и фразеологизмы. Далее следовало указать, в каких именно произведениях встречаются конкретные выражения. (Ранее в рамках другого исследовательского проекта была проведена работа по первичному нахождению таких выражений, словосочетаний). Всего в списке было 22 фразеологизма из рассказов Н. Носова и 21 - из рассказов В. Драгунского (см. Приложение 1).
В сентябре 2022 г. совместно с учителем были подведены итоги выполнения летнего задания.
В результате получили следующие цифры (рисунок №1):
90-100% фразеологизмов в произведениях Н. Носова и В. Драгунского нашли 19 человек;
75-90% - 32 человека;
50-75% - 26 человек;
25-50% - 40 человек;
Менее 25% - 3 человека
Рисунок 1.
Судя по тому, как увлеченно ребята рассказывали о выполнении задания – оно им понравилось, у них было стремление и азарт, найти как можно больше фразеологизмов в рассказах, что читать и заниматься в тексте поиском большинству ребят понравилось, чем просто читать. В этой связи был выявлен заметный прирост в технике чтения каждого из учеников, выполнившего летнее задание максимально.
Было отмечено, что, возможно, использование фразеологизмов является одной из причин, почему язык Н. Носова и В. Драгунского лёгок, тексты популярны и среди современных детей, проживающих в других исторических реалиях, нежели персонажи. Мы выяснили, что употребление фразеологизмов в речи делает ее сильной, яркой, меткой, убедительной. Наличие большого количества фразеологизмов в языке показывает его богатство, и нельзя изучить язык, не изучив его фразеологии.
2.2. Входное анкетирование обучающихся.
Один из первых этапов проектной работы - входное анкетирование в ходе которого был проведен опрос среди 45 учеников второго и четвертого классов для выявления уровня знаний фразеологизмов, а также использования их в своей речи (вопросы анкетирования см. приложение №4).
Анализ результатов опроса. 1 вопрос.
Рисунок №2.
Около половины учеников второго класса не знают, что такое фразеологизмы. Всего 35% из них ответили утвердительно на первый вопрос, еще 20% используют их иногда «в первый раз слышат» о фразеологизмах. В четвертом же классе все ученики знают, что такое фразеологизмы. (см. рис. №2).
2 вопрос. В вопросе об использовании фразеологизмов в своей речи «не знаю» ответили 65% учеников второго класса, 15% не используют фразеологизмы, 10 % используют иногда, и только 10% ответили утвердительно.
В четвертом классе получились результаты кардинально отличаются: 44% ответили, что используют фразеологизмы в речи «иногда», 12% уверенно ответили, что применяют фразеологизмы в своей речи, 40% сомневаются и лишь 4% ответили отрицательно на этот вопрос. (см. рисунок №3)
Рисунок №3.
3 вопрос. Только 20% учеников второго класса верно продолжили все 4 фразеологизма, 35% - 3 фразеологизма, 30 % - 2 фразеологизма и 15% смогли определить только 1 фразеологизм. Большинство четвероклассников верно продолжили по 3 и 4 фразеологизма (в общей сумме это сделали 79% учеников), лишь 21% учащихся смогли правильно продолжить по 1 и 2 фразеологизма. (см. рисунок №4).
Рисунок №4
4 - 13 вопросы. В данных вопросах на выбор давалось 2 предложения – одно с фразеологизмом, другое – без. Они должны были выбрать предложение, которое, по их мнению, лучше звучит. Мы выявили, что учащиеся, в основном, выбирали предложения с фразеологизмами. Однако, во втором классе в 8, 9 и 10 вопросах получилось практически одинаковое количество ответов с фразеологизмами и без них. В четвертом же классе такая ситуация сложилась с 5 и 8 вопросами, в 9 и 10 вопросах лидируют предложения без фразеологизмов (см. рисунки №5, №6).
Рисунок №5
Рисунок №6
Подводя итоги первичного опроса, мы можем сделать выводы:
1. Ученики второго класса, в основной массе, мало знакомы с фразеологизмами и редко используют их в своей повседневной речи. К четвертому классу уровень знаний о фразеологии повышается, учащиеся чаще употребляют в речи фразеологизмы.
2. Несмотря на недостаточное знание фразеологизмов, ребятам нравится, как звучат предложения, в составе которых есть фразеологизмы. Это говорит о том, что существует потребность в большей информированности учеников начальных классов по теме «Фразеологизмы».
3. Мы думаем, что в современном мире фразеологизмы мало используются школьниками. Отчасти это связано с появлением интернета и социальных сетей. Дети перестали интересоваться изучением русского языка и совершенствованием речи, уже мало кто из них может красиво и образно изъясняться. Между тем, фразеология во многом способствует расширению кругозора, углублению коммуникативных навыков учащихся, делает их речь живой, выразительной, эмоциональной.
2.3. Онлайн-викторина «Крылатые выражения или Ваше Величество Фразеологизм».
В рамках исследовательского проекта (в целях популяризации использования фразеологизмов в повседневной речи) среди 1-4 классов МАОУ «СОШ №1 г. Чебоксары» с 6 по 13 февраля 2023 года была проведена познавательная онлайн - викторина «Крылатые выражения или Ваше Высочество Фразеологизм».
На сайте школы была опубликована ссылка на Google-форму викторины.
https://docs.google.com/forms/d/1-A0yDRGUGkTse42vr6jzTXC231dbwrbLcWoc6G5jiSk/edit
Викторина состояла из интересных заданий разного типа (см. Приложение №2):
I. Продолжите фразеологизм (12 заданий);
II. Замените слово или словосочетание на фразеологизм (10 заданий);
III. Какой фразеологизм изображен на картинке? (5 заданий);
IV. Разгадай ребус (3 задания);
V. Запиши фразеологизм с заданным словом (2 задания).
Всего в викторине приняли участие 87 учеников. Результаты по классам приведены в рисунке №7 и таблице №1.
Рисунок №7
Таблица №1.
Наименование |
1 классы |
2 классы |
3 классы |
4 классы |
Кол-во участников |
11 |
31 |
6 |
34 |
Средний балл |
42 |
40 |
43 |
37 |
Макс. балл (нижеслед. за ним) |
69 (68) |
69 (62) |
64 (59) |
63 (54) |
Мин. балл (вышеслед. за ним) |
16 (27) |
20 (22) |
26 (29) |
6 (10) |
Призовые места |
4 |
9 |
3 |
7 |
Нам было важно мнение участников по поводу данного мероприятия, поэтому в конце игры мы включили вопрос, отражающий обратную связь. (Рисунок №8). Выяснилось, что подавляющему большинству (83,1%) было интересно. На данный вопрос можно было выбрать несколько вариантов ответов. 21,7% респондентов ответили, что готовы участвовать в подобном еще раз! 8,4 % ребят готовы попробовать сами придумать игру подобного формата. Всего 2,4% не оценили подобный вид работы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что викторина онлайн формата удалась. Аудитория, как и предполагалось, откликнулась положительно. Возможно, для кого-то (из 8,4%) такой вид работы станет точкой начала какого-либо нового интересного познавательного проекта.
Рисунок №8
2.4. Обучающие карточки.
Красочная речь, дополненная художественными оборотами, крылатыми выражениями притягивает слушателя. Мы достаточно часто используем некоторые фразеологизмы, что мы и не замечаем порой их. Само - собой разумеющееся кажется, если не вслушаться и не задуматься. Но в нашей речи скорее будут отражены только те крылатые выражения, которые мы слышим из уст нашего окружения. А между тем, фразеологизмов очень много. А где-то они помогают точнее выразить мысль.
После проведения бесед, опросов среди наших сверстников, изучения данной темы на уроке, мы выяснили, что не всегда учащиеся понимают смысл крылатых выражений, или же трактуют их по-своему, применяя их неверно.
Мы решили ознакомить одноклассников (а потом и расширить аудиторию) с некоторыми фразеологизмами. Для этого создали обучающие карточки.
Для карточек были выбраны наиболее часто встречающиеся в повседневной речи фразеологизмы, значение которых будет интересно узнать школьникам. Так же были добавлены фразеологизмы, которые при анкетировании вызвали трудности у большинства детей. Каждый фразеологизм не только растолковали, но и подобрали соответствующую картинку для лучшего его понимания. Так же мы подобрали к каждому выражению статью, в которой объясняется их происхождение.
После изготовления, карточки был распечатаны и предложены ребятам в классе для ознакомления. Всем понравились карточки, которые иллюстрировали крылатые выражения. Рассмотрев изображения, дети с удовольствием читали происхождение и значения к фразеологизмам. Так же имеется наша работа в электронном формате, которую мы планируем распространить через интернет в целях расширения аудитории (в приложении №3 показаны примеры оформления карточек).
Всего нами было выбрано 48 фразеологизм. Карточки мы сгруппировали по их происхождению. У нас получилось следующее:
13 карточек с фразеологизмами, связанными с бытом, обычаями, традициями и верованиями:(в мгновение ока, дело в шляпе, держать ухо востро, зарубить на носу, лаптем щи хлебать, отряхнуть от ног прах, первая ласточка, перейти дорогу, по Сеньке и шапка, спустя рукава, ходить козырем, ходить фертом, ход конём).
9 фразеологизмов, связанные с древними русскими ремеслами: (бить баклуши, держать нос по ветру, идти на поводу, лить колокола, от доски до доски, повесить нос, попасть впросак, стреляный воробей, тёртый калач).
2 фразеологизма литературного происхождения: (мартышкин труд, Тришкин кафтан).
7 фразеологизмов из мифов Древней Греции: (взять быка за рога, витать в облаках, крокодиловы слёзы, объятия Морфея, переливать из пустого в порожнее, хоть лопни, яблоко раздора).
6 фразеологизмов, из старославянского языка (Из Библии и Священного Писания): (запретный плод, и на солнце есть пятна, козёл отпущения, лебединая песня, манна небесная, подложить свинью).
5 фразеологизмов, из произведений зарубежных писателей: (белая ворона, бросать слова на ветер, быть на седьмом небе, ворона в павлиньих перьях, делать из мухи слона).
6 фразеологизмов, из западно-европейских языков: (буриданов осёл,за деревьями не видеть леса, купить кота в мешке, не в своей тарелке, синий чулок, чёрная кошка перебежала).
Эти карточки можно применять на уроках по развитию речи, во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных играх. Чтобы правильно употреблять фразеологизмы в речи, нужно хорошо знать их значения. А значения некоторых фразеологизмов можно понять, лишь зная их происхождение (см. Приложение 3).
2.5. Создание книжки с головоломками и заданиями, связанными с фразеологизмами.
Для дальнейшего знакомства ребят с фразеологизмами, в рамках нашего проекта-исследования мы подготовили и напечатали сборник заданий для учащихся начальных классов «Фразеологизмы. Обучаемся в игре».
Данный сборник состоит из заданий различной степени сложности и предназначен для повышения уровня знаний о фразеологизмах. Сборник в игровой форме позволяет развить навыки применения фразеологизмов, а также пополнить словарный запас, обогатить речь. Задания в сборнике подобраны так, чтобы способствовать развитию внимания, памяти.
Задания из сборника могут использовать и учителя начальных классов для подготовки викторин и олимпиад по русскому языку.
Получилась брошюра формата А5 в 32 страницы (см. Приложение №3).
2.6. Сборник ученических сочинений с фразеологизмами.
Следующим этапом мы провели исследование, определяющее как усвоили тему и как используют в своей речи фразеологизмы ученики 2 класса.
Была предложена творческая работа в виде сочинения, где обязательным условием было использование крылатых выражений. Все ученики великолепно справились с заданием. Сочинения получились очень интересными, разными по содержанию. Благодаря использованию фразеологизмов удалось заложить больше информации в меньший по объему текст. Единогласно всем классом мы пришли к выводу, что при использовании фразеологизмов письменная речь становится более привлекательной для самих авторов, а также для читателей. Нам так понравились все работы, и было решено составить и напечатать сборник ученических сочинений с фразеологизмами, чтобы в дальнейшем использовать их на практических занятиях, а также распространить, ознакомить и заинтересовать большее количество наших сверстников и не только (в Приложении №3 показана часть электронного и печатного вариантов сборника сочинений).
2.7. Итоговое анкетирование.
Нами было проведено итоговое анкетирование (см. приложение №5).
Цель анкетирования – обратная связь по итогам работы в рамках исследовательского проекта. Ниже анализ результатов анкетирования.
Большинству учеников (63%) понравилось участвовать в онлайн-викторине ««Крылатые выражения или Ваше Высочество Фразеологизм». Самым интересным заданием ребята назвали ребусы.
Больше половине учеников понравилось творческое задание – написание сочинения с использованием фразеологизмов. Однако 34% учеников отметили, что данное задание вызвало у них затруднение.
Опять же половина класса осталась довольна своим сочинением, еще 21% отметили. Что сочинение стало для них просто очередной творческой работой, без особенностей и 21% сказали, что не получили удовольствия от написания сочинения.
Практически всему классу интересно было читать рассказы Н. Носова и В. Драгунского и при этом искать в них фразеологизмы.
Большинство учеников ответили, что чтение для них стало интереснее и увлекательнее, когда в тексте необходимо было вести поиск фразеологизмов. Но еще 25% учеников не заинтересовались поисковой работой, а 17% ребят ответили, что вообще не любят читать.
По результатам итогового анкетирования можно сделать выводы:
1.Ученики второго класса лучше и эффективнее усваивают материал, когда он преподносится в интересной форме: викторина, сочинение, поисковое чтение.
2.Работа в классе и дома по теме «Фразеологизмы» не прошла даром, многие ребята научились правильно применять фразеологизмы в устной и письменной речи.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках исследовательского проекта нам довелось выполнить работу в различных направлениях:
Три главных продукта нашей проектной деятельности – набор обучающих карточек, сборник сочинений, сборник заданий с фразеологизмами. Мы презентовали данные продукты в классе, в школе. Есть люди, кто заинтересовался и изъявил желание приобрести.
Практически все опрошенные сверстники заинтересовались темой фразеологизмов и планируют дальше изучать и использовать их в повседневной жизни. Кроме этого заинтересовались самим проектом в целом. В ходе опроса было выявлено, что некоторые из ребят готовы сами попробовать создать подобный проект, и есть уже у них идеи.
В результате всей проделанной работы мы пришли к выводу, что гипотеза подтвердилась. Фразеологизмы – один из важнейших инструментов развития речи младшего школьника. Изучение фразеологизмов, их происхождение в том числе, способствует развитию интереса к изучению языка и литературы, закладывают основы к поисково-исследовательской деятельности.
Но мы планируем не останавливаться на достигнутом, будем популяризировать знания о фразеологизмах через социальные сети и печатный материал, чтобы привлечь внимание еще большего количества детей и молодежи к богатству русского языка, к богатству литературной речи.
Главный итог – мы получили массу удовольствия в процессе работы, готовы презентовать ее бо́льшему количеству людей.
Список использованной литературы:
Жуков А.В., Жукова М.Е. Словарь современной русской фразеологии. — М.: АСТ-Пресс Книга, Словари XXI века, 2015. — 416 с.
Брилева И. С. Большой фразеологический словарь русского языка - Москва: АСТ-Пресс, 2009. – 781 с.
Волков С.В. Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь для детей, М.: АСТ: Астрель, 2010. – 222 с.
Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 224 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Часть летнего задания по внеклассному чтению
Название рассказа Николая Носова |
Фразеологизм (Крылатые выражения) |
В дрожь бросило |
|
В трёх соснах заблудиться |
|
Взять на буксир |
|
Не было ни души |
|
Не видать как своих ушей |
|
Не сносить головы |
|
Пальцы оближешь |
|
Поднять шум |
|
Покажу, где раки зимуют |
|
Покраснеть как варёный рак |
|
Потерять надежду |
|
Спал как убитый |
|
Ступал как кошка |
|
Трястись от страха |
|
Уморить голодом |
|
Устали, как лошади |
|
Уши развесил |
|
Сидеть на шее |
|
Не моргнув глазом |
|
Уписывать за обе щёки |
|
Наврать с три короба |
|
В дрожь бросило |
|
Будто воды в рот набрал |
|
Будь он не ладен |
|
Влепила будь здоров |
|
В трех верстах |
|
Глаза на лоб полезли |
|
Держи нос повыше |
|
Заметался как подстреленный заяц |
|
И то хлеб |
|
Качать во всю ивановскую |
|
Одеваться как на пожар |
|
Писано-переписано, читано-перечитано |
|
Пойдет как по маслу |
|
Профессор кислых щей |
|
Проще пареной репы |
|
Мыли в семи водах |
|
Несолоно хлебавши |
|
Сам чёрт ногу сломает |
|
Съесть быка |
|
Тайное становится явным |
|
Телячий восторг |
|
Тютелька в тютельку |
Приложение 2
Задания онлайн-викторины.
Приложение 3
Обучающие карточки, книжка с головоломками, сборник сочинений.
Приложение №4
Входное анкетирование.
Приложение №5
Итоговое анкетирование.