Введение
В день моего семилетия мне подарили большую книгу с рассказами Николая Носова. Я была очень рада этому, потому что была уже знакома с некоторыми произведениями, которые читала мне мама или же я сама с большим удовольствием. Забавные истории ребят примерно моего возраста, которые постоянно что-либо исследуют, пробуют, попадают в курьезные ситуации и с успехом или с уроком выходят из них.
На обложке книги [1] была отметка «112 лет», что и стало причиной моей работы над данным проектом. 112 лет (а то и 114 теперь) прошло с рождения Николая Носова. Его рассказы чуть моложе, но до сих пор остаются популярными, и книги переиздаются снова и снова. Книги Носова еще при его жизни были изданы тиражом более 100миллионов[8]. В чем секрет того, что герои Носова с прошлого века до наших дней пользуются спросом у юного читателя?
Более юные произведения, но также горячо любимые мной - «Денискины рассказы» не менее интересны. Стоит отметить, в рассказах Н.Носова и В.Драгунского можно проследить схожие сюжетные линии, общие темы, но также у произведений каждого из авторов есть свой характер, свои особенности.
При чтении тех или других рассказов я начала наблюдать, что у героев Носова много общего с Денисом Кораблёвым и Мишей Слоновым. Более того, мне казалось, что Миша Слонов и Мишка Козлов – это один и тот же персонаж, поэтому рассказчика (например, в «Мишкиной каше», «Огородниках» и др.) я называла Дениской.
Мама мне предложила делать в тетрадке заметки, которые мне были любопытны при чтении данных произведений. Так родилась идея данногоисследовательского проекта.
Цель проекта: Через произведения Н. Носова и В. Драгунского привлечь внимание моих сверстников к более осмысленному чтению литературных произведений.
Задачи:
Сравнить рассказы Н.Носова и «Денискины рассказы», их сюжетные линии, героев.
Составить толковый словарик, который поможет разъяснить встречающиеся в рассказах непонятные слова.
Изучить речь Н.Носова и В.Драгунского, пословицы и поговорки, крылатые выражения, использованные в тексте, а также слова, которые авторы придумали для выразительности речи.
Описать время, в котором жили герои Николая Носова и Дениска Кораблёв, Интересы детей того времени, быт.
Выяснить путём анализа собственного читательского опыта, почему рассказы Н.Носова и В.Драгунского популярны по сей день?
Актуальностьнаших исследований заключается в том, что такая работа может повысить интерес собственно к чтению у современного школьника.
Материал данной работы могут быть использованы при проведении литературных вечеров, викторин в начальной школе, а также для составления проектных задач.
Гипотеза.Предполагаем, что наш опыт более внимательного чтения станет примером для младшего школьника, поможет научиться читать «между строк».
Теоретическая часть
Николай Николаевич Носов (1908-1976) – детский писатель, сценарист, драматург. По его произведениям снимали и снимают фильмы и мультфильмы, записывают аудиокниги, ставят спектакли. Лауреат Сталинской премии [7]
В 1938 году была первая публикация одного из рассказовНиколая Носова, которые он сочинял для сына, в детском журнале "Мурзилка". В течение года в журнале были опубликованы рассказы "Затейники", "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазеры" и другие. В 1945 году они составили основу первого сборника Носова "Тук-тук-тук"[5]
По сюжету собственных рассказов "Мишкина каша","Умелые руки", "Телефон", "Тук-тук-тук", "Огородники" Носов написал драматургические тексты для постановок на сцене. А также сценарий для полнометражного фильма "Дружок" (1958).[5]
Известность и любовь многих поколений читателей получила трилогия Носова, включающая романы-сказки "Приключения Незнайки и его друзей" (1953–1954), "Незнайка в Солнечном городе" (1958) и "Незнайка на Луне" (1964–1965). Последний из них был удостоен Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской в 1969 году.[5]
Откуда брал Н.Носов забавные персонажи? Он срисовывал их из жизни: идя по улице, бывая в гостях, в школах, куда его приглашали на встречи с детьми[8].
В рассказах ней запечатлен антураж того времени: уроки, разговоры детей, их общение с учителями, пионерские сборы. Прочитав книгу, современные дети наверняка удивятся – как же «странно», но в то же время интересно жили их сверстники в середине ХХ века![8].
Книги Носова пользовались успехом не только на родине – при жизни писателя их общий тираж превысил 100 миллионов, – но и за рубежом.[8].
Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972)—русскийсоветскийписатель, автор повестей и рассказов, из которых наибольшую популярность приобрёл цикл «Денискины рассказы», ставший классикой советскойдетской литературы. [4]
По произведениям писателябыли снятыкороткометражные фильмы "Где это видано, где это слыхано" (1973) и "Капитан" (1973), киноальманах "Волшебная сила" (1970), атакже фильмы "Веселые истории" (1962), "Девочка нашаре" (1966), "Денискины рассказы" (1970), "По секрету всему свету" (1976), "Удивительные приключения Дениса Кораблева" (1979), "Клоун" (1980).
Денис Кораблёв — герой рассказов советского писателя Виктора Драгунского. Это веселый непосредственный мальчик лет десяти, который живёт в советской коммунальной квартире в 50-60-е годы XX века. [4]
Прототипом Дениса Кораблёва, главного героя цикла его рассказов, был сын В.Драгунского Денис Викторович Драгунский, брат Ксении Драгунской [4].
Денис Викторович Драгунский:«У меня действительно был друг Мишка и дружили мы с детства и всю жизнь. Я, например, совсем не умел петь, но любил это делать. Однажды, когда я был один дома, взял сборник песен со словами, и начал их петь, вернее — громко кричать. Мы жили тогда в коммунальной квартире, и наша комната была заперта. Соседи тут же стали стучать в дверь. Они испугались, что и упал и кричу о боли! Но вот истории с героем рассказа «Слава Ивана Козловского» не было»[9]
Будучи ребёнком Денис Викторович Драгунский, вполне мог пошалить, не так, как литературный герой. Впрочем, некоторые качества литературного Дениски были и у Дениса настоящего. [9]
«Денискины рассказы» переиздаются по сей день различными издательствами неоднократно с большим тиражом.
Практическая часть
Сходства рассказов
Н. Носова и «Денискиных рассказов» В. Драгунского.
Я прочитала около 30 рассказов (Приложение 1) Николая Носова и почти все «Денискины рассказы» (Приложение 2), многие из них, мои любимые, перечитывала не один раз.
Сходства данных произведений.
Рассказы Н.Н.Носова |
«Денискины рассказы» В. Ю. Драгунского |
У главного героя лучший друг по имени Мишка |
|
У Носова многие рассказы от лица рассказчика, у него есть друг Мишка Козлов. «Мишкина Каша», «Дружок», «Бенгальские огни», «Огородники», «Наш каток», «Тук-тук, «Телефон» и др. |
Главный герой Денис Кораблёв, и его лучший друг – Мишка Слонов |
Герои произведений примерно одного возраста – в основном школьники и дошколята. |
|
Герои Николая Носова также являются детсадовцами («Ступеньки», «Про репку», «И я помогаю» и др.) и школьниками («Дружок», «Клякса» и др.) |
Денис Кораблёв и рассказывает о себе в дошкольном («Друг детства») и школьном, предполагаю, что в раннем школьном, возрасте («Сражение на чистой речке», «Главные реки» идр.) |
Герои любят животных, охотно заводят себе питомцев |
|
«Дружок» «Карасик» |
«Дымка и Антон» «Похититель собак» «Он живой и светится…» |
Герои очень любознательны. Постоянно фантазируют, изобретают, изучают новое. |
|
«Бенгальские огни» «Шурик у дедушки» «Телефон» |
«Удивительный день» «Кот в сапогах» |
Есть ссылки на другие произведения других авторов. Упоминается одно и то же произведение. |
|
«Сижу за решеткой в темнице сырой…»(«Дружок») А.Пушкин «Тиха украинская ночь» («Дружок»)
|
|
Герои самостоятельно решают те или иные возникающие задачи. Или прибегают к взрослым исключительно в крайнем случае. Или же берут ответственность на себя, минуя взрослых. |
|
«Бенгальские огни» «Мишкина каша» «Огородники» «И я помогаю» «Дружок» |
« Сверху вниз, наискосок!» «Кот в сапогах» «Шляпа гроссмейстера» «Удивительный день»и др. |
Герои из лучших побуждений предпринимают действие, которое взрослыми расценивается ровно наоборот – шалостью. |
|
«Огурцы» «Телефон» |
«Одна капля убивает лошадь» «Рыцари» «Шляпа гроссмейстера» |
Герои попадают в нелепые или забавные ситуации |
|
«Дружок» «Мишкина каша» «Саша» «Замазка» |
«Расскажите мне про Сингапур» «Сверху вниз, наискосок!» «Удивительный день» |
Происходит спор, где Мишка отстаивает свое мнение. Но когда рассказчик (у Носова) или Дениска соглашаются и идут на компромисс, Мишка (как Козлов, так и Слонов) отказывается. В итоге они приходят к общему мнению, что нужно оставить предмет спора на двоих. |
|
«Бенгальские огни» - спор о том, кто заберет ёлку |
«Кот в сапогах» - делят призы-книжки «Ровно 25 кило» - делят выигрыш - годовую подписку на «Мурзилку» |
Особенности рассказов, их уникальность
Рассказы Н.Н.Носова |
«Денискины рассказы» В. Ю. Драгунского |
Главные герои многих рассказов – рассказчик, имя которого не названо, и Мишка Козлов. Но есть рассказы, где речь повествуется от лица автора, и говорится о других ребятах. Поэтому героев Носова обобщим. Герои любознательны, часто что-либо изобретают. Не всегда у них увенчивается это успехом. Они дружны, доброжелательны или же противопоставлены этим качеством со своими же сверстниками («Фантазёры»: Игорь – Мишутка и Стасик»). Учатся на своих или чужих ошибках. Внутренний мир героев нам автор настолько широко не раскрывает, как это мы видим у В. Драгунского. |
Главный герой всех произведений один – Денис Кораблёв.По этой причине читатель может лучше узнать его как внешне, так и его внутренний мир. Денис - любознательный, эрудированный мальчик с большим кругозором («Профессор кислых щей», «Он живой и светится»). Кораблёв лишён музыкального слуха («Слава Ивана Козловского», «Где это видано, где это слыхано…»), в отличие от Миши Слонова. Тем не менее главный герой с более чуткой натурой, нежели его друг («Что я люблю», «…И чего я не люблю», «Что любит Мишка». Денис умеет увидеть прекрасное, доброе, по этому поводу он описывает свои чувства («Девочка на шаре», «Друг детства», «Он живой и светится», «Сестренка Ксения» и др.) Денис верит в добро, и сильно огорчается обманом Марьи Петровны («Старый мореход») |
Рассказы, где главный герой с другом Мишкой, ведутся от первого лица. Остальные же рассказы ведёт автор – третье лицо. |
Повествование идёт от первого лица. Дениска рассказывает о всех ситуациях сам. |
Стоит отметить, что в рассказах Н. Носова герои помогают взрослым в каких-либо делах, или сами затевают какую-либо полезную общественную работу. Чаще всего ребят много, они соревнуются в этом деле. Они строят каток или горку («На горке»), собирают металлолом («Про Генку», «И я помогаю»), обрабатывают огороды («Про репку», «Огородники») Ребята также играют совместно. |
У Дениса и его друзей если и есть какая-либо совместная работа, то скорее она связана с игрой. Они вместе играют в прятки («Двадцать лет под кроватью», придумывают какую-либо игру или из любопытства проказничают. («Удивительный день», «Сверху вниз, наискосок!»). |
Первый рассказ Носова «затейники» напечатан в 1938 году. Другие его произведения издавались до и после Великой Отечественной войны». Но в рассказах Носова это не отпечаталось. Дети живут мирной жизнью, строят, мастерят, работают, ходят в школу или в детский сад, фантазируют, игрой в войну не грезят. |
Действия в «Денискиных рассказах» происходят в послевоенное время. (Впервые эти произведения были напечатаны в 1959 году). Папа Дениса юным пережил войну, её тяготы, голод («Арбузный переулок»). Мальчишки любят играть в войну или воображать по этому поводу («Сражение у Чистой речки», «Смерть шпиона Гадюкина»). У мальчишек есть «оружие»: рогатки, пугачи, кинжалы («Синий кинжал», «Сражение у Чистой речки»). В период детства Дениски и Мишки был первый полёт в космос Юрия Гагарина, а также полёт Германа Титова – героев и кумиров детей и молодежи тех лет. Мальчишки подражали им, хотели стать космонавтами, строили космические корабли и запускали их («Удивительный день», «И мы»). Денис очень эрудированный и любознательный. В рассказах очень много слов, подтверждающих это. Географические названия: Гватемала, Барбадос, Сингапур, Тбилиси, Клязьма («Он живой и светится», «Расскажите мне про Сингапур»«Запах неба и махорочки») И фамилии известных людей: Михаил Таль, Ален Бомбар, Лобачевский и др. («Слава Ивана Козловского», «Ничего изменить нельзя», «Друг детства»). Это термины из разных научных областей а также предметы: корь, гланды, птеродактиль, спелеология, баттерфляй, транзистор, гроссмейтер и др. («Зелёнчатые леопарды», «Запах неба и махорочки», «Ничего изменить нельзя», «Третье место в стие баттерфляй» и.др.). Исторические события и герои: белые офицеры, красный пулемётчик («Сражение у чистой речки») |
Характерно для Дениса – воображать о предстоящем. Он представляет, как «перезреет» за 20 лет под кроватью и не получит аттестат зрелости («Двадцать лет под кроватью»), или как назло родителям уйдёт из дому на целину, а мама от скуки по нему похудеет на 37 кило…» («Надо иметь чувство юмора») Денис ставит себя на место взрослых, копирует их повадки, «воспитывает» их(«…Бы») Дениска представляет, как отомстит синим кинжалом за причинённую обиду, и Левка будет его умолять о пощаде («Синий кинжал»). |
|
Дети скорее всего предоставлены сами себе. Даже новый год встречают сами (взрослые ушли к соседям), о ёлке позаботились сами. («Бенгальские огни»). |
Взрослые встречаются чаще и играют непосредственную роль. Мама и папа Дениски так или иначе участвуют в его историях. А папа даже вместе с сыном попадает в курьёзную историю («Куриный бульон») |
Хочется отметить, у Н. Носова есть рассказы, в которых герой попадает в неловкую ситуацию, совершает ошибки, переживает по этому поводу, и исправляет их, или учится на чужих ошибках. Хорошо запомнится урок с огурцами Павлику («Огурцы»). Котька не останется теперь в стороне, когда ребята будут строить горку, и точно знает он, что по песку коньки не едут («На горке») Бобка путём проб и ошибок научился пришивать заплатку. («Заплатка») |
|
Многие герои Н.Носова попадают в такую ситуацию, где боятся чего-либо несуществующего. Сами на себя наводят страх. Вовке и Ваське осёл ночью кажется тигром («Про тигра»). Затейникам кажется, что под столом, накрытым одеялом, кто-то есть. («Затейники») Вороны клюют рябину на крыше, ребятам кажется, что стучится кто-то в дверь («Тук-тук-тук») |
|
Денис Кораблёв предпринимает некоторые действия в силу своей детской непосредственности из добрых побуждений, но не находит понимания у взрослых. Пытаясь сберечь здоровье любимого отца, он отстригает у папирос часть махорки – за что получает неодобрительное отношение(«Одна капля убивает лошадь»). Огорчает отца тем, что смешивает вино и пиво , освобождая бутылки из-под них, чтобы заработать маме на подарок («Рыцари»). |
Схожие сюжеты рассказов Н.Носова и рассказов В.Драгунского.
В рассказах Н.Носова и В.Драгунского прослеживаются общие сюжетные линии. Или же определенные действия героев. Ниже в таблице приведены примеры:
Рассказы Н.Н.Носова |
«Денискины рассказы» В. Ю. Драгунского |
Сорванный просмотр кинофильма |
|
«Замазка» |
«Сражение у чистой речки» |
Упоминается одно и тоже произведении. А именно «Зима. Крестьянин торжествуя…» А.Пушкина |
|
«Дружок» |
«Главные реки» |
Неудачная кулинарная попытка |
|
«Мишкина каша» |
«Куриный бульон» |
Пожертвование личным имуществом ради живого существа |
|
«Карасик» |
«Он живой и светится» |
В игре в пряткидети прячутся за висящим на вешалке пальто |
|
«Прятки» |
«Двадцать лет под кроватью», «Надо иметь чувство юмора» |
Мысль о том, что своя мама – самая красивая |
|
«Бабушка Дина» |
«Здоровая мысль» |
Ребята попадают в курьезные ситуации ненарочно |
|
«Дружок» |
«Расскажите мне про Сингапур» «Похититель собак» |
Неудачный эксперимент с использованием бенгальских огней, закончившийся взрывом, дымом, гарью |
|
«Бенгальские огни» |
«Удивительный день» |
Переговоры по телефону |
|
«Телефон» |
«И мы» |
Под шляпой находится животное |
|
«Живая шляпа» |
«Шляпа гроссмейстера» |
Ненарочно дети портят часть одежды взрослого |
|
«Замазка» |
«Шляпа гроссмейстера» |
Дети заблудились,когда проходили по улицам и дворам |
|
«И я помогаю» |
«Здоровая мысль» |
Словарная работа.
Незнакомые слова и понятия, значение которых мне пришлось выяснять
Н.Носов. Рассказы
Географические понятия
Арбат – название улицы и района в Москве
Арктика – территория Земли, примыкающая к Северному Полюсу
Курильские острова – острова на Охотском море
Прочие понятия
Азбука Морзе - способ знакового кодирования при помощи знаков препинания[4]
Бампер – часть автомобиля, защищающее кузов от ударов[4]
Буфер - приспособление для смягчения удара вагонов, локомотива[4]
Гуталин – вещество для чистки обуви[4]
Капот – крышка моторного отсека у автомобиля [4]
Кузов – часть транспортного средства для перевозки людей и грузов[4]
Ливерная колбаса – колбаса из субпродуктов[4]
Набедокурить - напроказничать[4]
Оттепель – потепление погоды зимой[4]
Патефон – устройство для проигрывания пластинок с музыкой[4]
Пошехонец–образ простака[4]
Промокашка–рыхлая бумага для подсушивания чернил [4]
Рогожка – ткань с грубым переплетением ниток[4]
Трутень – самец пчелы, в сборе мёда не участвует[4]
В.Драгунский «Денискины рассказы»
Как было сказано ранее, Денис Кораблёв очень эрудированный мальчик, любознательный. В его словарном запасе много географических понятий, с которыми я познакомилась при чтении. Так же я выписала незнакомые для меня ранее слова, сгруппировала их, и с помощью различных источников попыталась расшифровать.
Географические понятия
Байкал –самое глубокое озеро на Земле [4]
Барбадос–государство в Вест-Индии [4]
Владивосток – город и порт на Дальнем Востоке России[4]
Гватемала – государство в Центральной Америке[4]
Клязьма – река в России, левый приток Оки[4]
Куба – островное государство [4]
Сингапур– город-государство в Азии[4]
Чистые пруды – пруд в Москве[4]
Фамилии известных людей, персонажей
Айвенго – рыцарь, герой романа В. Скотта[4]
Козловский Иван – Козловский И.С. – советский и российский оперный певец[4]
Лобачевский – Лобачевский Н.И. – известный российский математик[4]
Менделеев – Менделеев Д.И. – русский химик, создал таблицу химических элементов[4]
Суриков -Суриков И.В. – художник, Суриков И.З. – поэт[4]
Таль Михаил – Таль М. Н. - чемпион мира по шахматам[4]
Эль Герко - Доме́никос Теотоко́пулос –испанский живописец, скульптор[4]
Понятия и имена, связанные с историей
Белые офицеры и Красные пулемётчики – представители враждующих сторон во время Гражданской войны в начале ХХ века[4]
Грановитая палата – здание Московского Кремля, фасад которого отделан крупным гранёным камнем[4]
Иван Грозный – первый русский царь, прославившийся жёстким нравом [4]
Кавалеристы – служащий кавалерии – рода сухопутных войск, конницы
Царь-пушка – памятник русской артиллерии и литейного искусства [4]
Прочие понятия
Аттестат зрелости (аттестат о среднем образовании)— документ, удостоверяющий получение среднего школьного образования[4]
Баттерфляй–технически сложный стиль плавания. (Баттерфляй с англ. - -бабочка)[4]
Бикфордов шнур – фитиль для подрыва детонирующего средства
Боцман – должность на корабле[4]
Верста - русская единица измерения расстояния(примерно 1066,8 метра)[4]
Гопак – украинский танец[4]
Гроссмейстер – высшее шахматное звание[4]
Дёготь – тёмная, густая и липкая жидкость, получаемая из сосны[4]
Иллюминатор - круглое или прямоугольное окно вбортукорпусакорабля[4]
Лемур – животное; обитает в Мадагаскаре[4]
Мещанка-(перен.) женщина с мелкособственническими интересами, узким кругозором; обывательница[4]
Мостовая– вымощенная проезжая часть улицы[4]
Несуразица – бессмыслица [4]
Парабеллум– пистолет с удлинённым стволом[4]
Птеродактиль– древнее вымершее летающее животное [4]
Пуд– единица измерения масса, равная примерно 16,4 кг [4]
Спелеология – наука о пещерах[4]
Стяг (алый) - флаг
Уключина - приспособление на бортулодки, куда вкладываетсявеслодля упора при гребле[4]
Хлястик - полоскаткани на одежде,стягивающаяткань в областиталии на спине[4]
Целина – непаханая земля[4]
Эквилибрист-артист цирка, способный сохранять равновесие на неустойчивых предметах[4]
У В.Драгунского в рассказах встречаются слова, которые не встретить в словарях. Это авторские слова и выражения, использованные для большей выразительности, не требующие разъяснений. Таким образом, речь рассказчика становится уникальной, интересной, привлекательной, забавной. Вот некоторые из них:
Грибеечка, столбоуправление
Колготиться
Марьсемёнина (шуба)
Нахлобучка
Невысовываемость
Почайпил[закончил чай пить]
Проповисание
…Сидит обезьяновато
Смутузить (мороженое)
Тамарище Семипудовое
Хыхки-сыски-фыфки
Чтокать [говорить часто «что»]
19 килишек[19 кило]
Цитаты
При чтении книг нам встречались забавные фразы. Некоторые из них мы, оказалось, уже использовуем в своей речи. Кроме того, были фразы, которые несли глубокий трогательный смысл. Мы решили их выписать. Вот что получилось.
Н.Носов
А учился Гена ничего себе. Как говорится, не хуже других. В общем, неважно учился («Про Гену»)
Вот и целуйся со своей калошей («Шурик у дедеушки»)
Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын («Огурцы»)
Люди от природы жадные («Мишкина каша»).
Работают, будто во сне мочалку жуют («Огородники»)
Сковородка? Эх ты! Да это и есть бывшая кастрюля! («Бенгальские огни»)
Сорняки – это чепуха. Совсем другое дело. Гораздо легче, чем кашу варить («Мишкина каша»).
Чепуха на постном масле («Замазка»)
Что за комедия? («Мишкина каша»)
Это не какая-нибудь простая игрушка, которую поломаешь и выбросишь (о телефоне, который потом поломали) («Телефон»)
В.Драгунский
Высокоблагородие фон барон Кутькин-Путькин («Арбузный переулок»)
Говорили про хорошее, про гриба и лишаев, а теперь про крокодилов («Зелёнчатые леопарды»)
Денис, как тебя зовут? («Ничего нельзя изменить»)
Ерунда на постном масле («Мотогонки по отвесной стене», «Девочка на шаре»)
Завела моду без хлеба есть. Вылитый Кощей! («Тайное становится явным», «…Бы»)
…Задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно. («Друг детства»)
Коварство как змея проползёт в голосе («Ничего изменить нельзя»)
Кого ты больше всего любишь? Папу или маму?... – Михаила Таля! («Ничего нельзя изменить»)
Космический дуэт, небесные близнецы («И мы»)
Кошачий концерт («Слава Ивана Козловского»)
Кошмарный блин! (про шляпу) («Шляпа гроссмейстера»)
Костюм «снежинки» - это такой костюм, когда вокруг много белой марли, а в середине какая-нибудь девочка торчит («Кот в сапогах»)
Мальчику Дениске вручается сестрёнка Ксения. Длина от пяток до головы 50 см, от головы до пяток 55!
Ни с каким мясом я не режу, а стригу осторожно! («…Бы»)
Он живой и светится («Он живой и светится»)
Полюбуйтесь на бабулечку. Признавайся, опять в хоккей гоняла?! («…Бы»)
С твоим язычищем лучше на Земле сидеть! («Удивительный день»)
Сто граммов веснушек («Расскажите мне про Сингапур»)
Стрекоза на журавлиных ножках («Запах неба и махорочки»)
Чемпион мира и его окрестностей («Мотогонки по отвесной стене»)
Что утебя в голове: песок или опилки? («Одна капля убивает лошадь»)
Штаны гремели как железо на крыше («Сверху вниз, наискосок!»)
Крылатые выражения, пословицы и поговорки, используемые авторами. Слова в переносном значении
При чтении рассказов можно отметить, что в речи героев часто используются крылатые выражения, пословицы. Полагаю, это тоже является одной из причин, почему рассказы остаются в настольных книгах читателей.
Рассказы Н.Носов |
«Денискины рассказы» В.Драгунский: |
В дрожь бросило В трёх соснах заблудиться Взять на буксир Не было ни души Не видать как своих ушей Не сносить головы Пальцы оближешь Поднять шум Покажу, где раки зимуют Покраснеть как варёный рак Потерять надежду Спал как убитый Ступал как кошка Трястись от страха Уморить голодом Устали, как лошади Уши развесил Сидеть на шее Не моргнув глазом Уписывать за обе щёки Наврать с три короба *** Слово не воробей, вылетит – не поймаешь Поработаешь до поту – так и поешь в охоту |
Будто воды в рот набрал Будь он не ладен Влепила будь здоров В трех верстах Глаза на лоб полезли Держи нос повыше Заметался как подстреленный заяц И то хлеб Как дурак с писаной торбой Качать во всю ивановскую Одеваться как на пожар Писано-переписано, читано-перечитано Пойдет как по маслу Профессор кислых щей Проще пареной репы Мыли в семи водах Несолоно хлебавши Сам чёрт ногу сломает Съесть быка Тайное становится явным Телячий восторг Тютелька в тютельку |
Также стоит отметить некоторые слова в переносном значении, использованные для выразительности.
Рассказы Н.Носов |
«Денискины рассказы» В.Драгунский: |
Бледно-зелёная звездочка (светлячок) Грохот дьявольский Дикие вопли Зелёно-полосатые мячики Кошачий концерт Макаронная нога Репинская кисть Синяя птица Трубочистовая курица Ураганная быстрота |
В рассказах Носова не было отмечено мной такие слова в переносном значении, которые бы были характерны только данным рассказам.
У Драгунского же каждое словосочетание (см. второй столбец) ассоциируется с собственно рассказом. Трубочистовая курица – курица вымазанная сажей из рассказа «Куриный бульон». Макаронная нога – нога висящая, онемевшая при езде на мопеде («Мотогонки по отвесной стене») и т.д.
Предметы и явления, описывающие быт того времени.
Рассказы Н.Носова.
Ребята из рассказа Носова живут или в городе, или в селе. На лето выезжают на дачу, с удовольствием проводят время там.
В квартирах, предположительно, есть с печное отопление (есть кочерга) («Живая шляпа»).
В школе пишут чернилами и пером, тушью, чернильными карандашами. В тетрадях есть промокашки - рыхлые листы бумаги, специально предназначенные для впитывания лишних чернил («Клякса»).
Есть пионеры. Есть пионерлагери, в которых ребята соревнуются в каком-либо общественном деле и передают Красное знамя - лучшим. («Огородники»). В школах организован пионерами сбор металла («И я помогаю», «Про Генку»).
Фотографии – фотокарточки - распечатывались и вкладывались в фотоальбомы («Метро»).
Ребята носят в основном пальто, калоши («Шурик у дедушки»).Коньки же у них съемные, которые можно нацепить на обувь («На горке»).
Есть понятие - бюро находок, куда ,по-видимому, приносят потерявшиеся вещи («Дружок»).
«Денискины рассказы» В.Драгунского
Денис Кораблёв и его друзья жили в послевоенное время, когда страна стремительно развивалась. Во время их детства был осуществлен первый полёт человека в космос.
Денис со своей семьёй жил в коммунальной квартире: - чтобы ответить на телефонный звонок, нужно было выходить в общий коридор («И мы»).
У жителей коммунальной квартиры под кроватью – склад: туфли корыто, чемоданы у Ефросиньи Петровны («Двадцать лет под кроватью»). Под диваном у Кораблёвых корзина со старыми игрушками («Друг детства»)
Денис спит на раскладушке («Мотогонки по отвесной стене»).
Есть пионеры и вожатые. В школе рисуют стенгазеты, высмеивают невежд «на злобу дня» («Где это видано, где это слыхано»).
Мальчишки-сверстники играют в войну. У мальчишек из игрушек есть пугачи, трубки для гороха, рогатки («Сражение у Чистой речки»). Они сами мастерят оружие («Синий кинжал»). Стреляная гильза – для мальчишек того времени – сокровище.
Денис катается на велосипеде «Школьнике» («Мотогонки по отвесной стене»).
В школе дети пишут пером, у них есть перочинные ножи («Старый мореход»), у них есть переводные картинки («Зелёнчатые леопарды»).
Сосиска в целлофановом мешочке (в самолёте) - некое диковинное. («Запах неба и махорочки»).
Милиционер – вместо современного полицейского.
Папа читает газеты, слушает радио(«Третье место в стиле баттерфляй») «Современный школьник – читает, слушает радио, телевизор, лекции» («Профессор кислых щей»)
С села в город летают небольшие самолёты («Запах неба и махорочки»)
Коробка конфет стоит 22 копейки. Можно сдать бутылки за деньги.(«Рыцари»)
Билет в кино – 10 копеек («Сражение у Чистой речки»)
Боксерская груша стоит 10-50 рублей. В январе нельзя купить фрукты – не сезон(«Друг детства»).
Разливной квас продают на улице.Шарик воздушный - 10 копеек(«Красный шарик в синем небе»).
2 копейки на автомат с газированной водой («Рыцари»)
Костюм снежинки делается из марли. Карнавальные костюмы – из подручных средств («Кот в сапогах»)
Коробок из-под спичек - это и кораблик, этот и «камера» хранения «ценного», например, светлячка («Он живой и светится»).
Почему 112 лет спрос на рассказы Носова не падает?И не менее популярны «Денискины рассказы». Выводы по работе.
Прочитав произведения, изучив их, я убедилась, что эти рассказы переиздаются тиражом миллионами экземпляров. Спрос на них остается высоким, то есть читатель готов их покупать. В чем же секрет успеха?
По моему мнению, рассказы актуальны и интересны для детей на протяжении почти 100 лет, потому что:
Герои рассказов – это мои сверстники, которые попадают в различные интересные истории. Возможно, что читатели в книгах видят себя, видят истории, которые могли случиться или случались с ними
Язык авторов –легок, интересен, доступен.
Много забавных и интересных историй происходит в обычной будничной жизни ребят. Смешные, весёлые, поучительные. Читатель эмоционально реагирует на эти произведения. Их хочется перечитывать несколько раз, чтобы повторить эмоции, чувства: посмеяться, попереживать, порадоваться за героев.
Дети 20 века и дети 21 века остаются детьми, которые творят, изобретают, узнают новое. Несмотря на то, что они живут в разное время, у них много общего.
Тексты построены в виде диалогов, которые всегда интересно читать, узнавать через них характеры героев.
Прототипы героев – это реальные люди с их историями, эмоциями. И Н.Носов и В.Драгунский нам передают уже пережитые эмоции, не выдумывают их искусственно. Поэтому мы героев воспринимаем живыми, хотим с ними подружиться.
Заключение
При перечитывании и анализе произведений Николая Носова и Виктора Драгунского я для себя открыла много нового, обратила внимание на моменты, которые не заметила ранее.
Мы убедились и показали это в работе, что у рассказов Н.Носова и «Денискиных рассказов» В.Драгунского много схожего, общего. Но есть и принципиальные особенности, позволяющие при чтении понять, кем написан рассказ.
Данную работу мы выполняли чуть меньше года. В подтверждении гипотезы планировали в начале третьей учебной четверти ознакомить с проектом своих одноклассников, сверстников. Провести литературный вечер Проверить, удалось бы мне их заинтересовать к произведениям Н. Носова, В. Драгунского, а главное пробудить у них интерес к чтению.
К сожалению, мне эту часть моей практической работы выполнить не удалось. По решению Оперштаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, учащиеся школ города Чебоксары находились на дистанционном обучении. Также перенесли на неделю раньше дополнительные каникулы для первоклассников.
По этой причине одноклассников мы познакомили с нашей работой в виде доклада уже в конце третьей учебной четверти. Устно обсудили, провели дискуссию. Ребята отметили, что в докладе прозвучало для них много нового, на что они не обращали внимания при чтении исследуемых рассказов. Были ребята, которые решили на каникулах перечитать Носова или Драгунского внимательнее.
Исходя из этого, смеем полагать, что наша гипотеза подтвердилась.
НА ОСНОВЕ ДАННОЙ РАБОТЫ БЫЛО СОСТАВЛЕНО ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ 4. В РАМКАХ УЖЕ ДРУГОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО ТАКОЙ СПОСОБ ЧТЕНИЯ ЭФФЕКТИВЕН, ПРОБУЖДАЕТ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ В ЦЕЛОМ.
Список литературы и интернет источников
Носов Н. Н. Все рассказы. – Москва: Махаон, 2020, – 328 с.
Драгунский В. Ю. Все-все-все Денискины Рассказы. – Москва: Издательство АСТ, 2020. – 510 с.
Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. – Москва: Издательство «Э», 2015. – 160 с.
https://ru.wikipedia.org
https://ria.ru/20131123/978957074.html
https://ria.ru/20131130/980425962.html
https://azbooka.ru/author/nosov-n-qdju
http://www.stoletie.ru/kultura/a_my_s_vami__vse_te_zhe_deti_339.htm
https://salsknews.ru
Приложение
Приложение 1.
Рассказы Николая Николаевича Носова,
которые я прочитала и исследовала в своем проекте.
Огурцы [1]
Федина задача [1]
Метро [1]
Замазка [1]
Саша [1]
На горке [1]
Ступеньки [1]
Живая шляпа [1]
Карасик [1]
Про репку [1]
Бенгальские огни [1]
Автомобиль [1]
Прятки [1]
И я помогаю [1]
Милиционер [1]
Леденец [1]
Фантазёры [1]
Тук-тук-тук [1]
Дружок [1]
Находчивость [1]
Телефон [1]
Бабушка Дина [1]
Затейники [1]
Огородники [1]
Мишкина каша [1]
Заплатка [1]
Шурик у дедушки [1]
Про Гену [1]
Про тигра [1]
Клякса [1]
Приложение 2
Рассказы Виктора Юзефовича Драгунского,
которые я прочитала и исследовала в своем проекте.
«Он живой и светится…» [2]
Надо иметь чувство юмора [2]
Слава Ивана Козловского [2]
Одна капля убивает лошадь [2]
Красный шарик в синем небе [2]
Кот в сапогах [2]
Сражение у чистой речки [2]
Друг детства [2]
Дымка и Антон [2]
Ничего изменить нельзя [2]
Заколдованная буква [2]
Синий кинжал [2]
Мотогонки по отвесной стене [2]
Третье место в стиле баттерфляй [2]
Сверху вниз, наискосок! [2]
Не пиф, не паф! [2]
Англичанин Павля [2]
Смерть шпиона Гадюкина [2]
Старый мореход [2]
Запах неба и махорочки [2]
Двадцать лет под кроватью [2]
Девочка на шаре [2]
Расскажите мне про Сингапур [2]
Что я люблю [2]
…И чего не люблю [2]
Что любит Мишка [2]
Тайное становится явным [2]
Профессор кислых щей [2]
Главные реки [2]
Удивительный день [2]
Шляпа гроссмейстера [2]
Ровно 25 кило [2]
Здоровая мысль [2]
Похититель собак [2]
«Где это видано, где это слыхано…»[2]
Куриный бульон [2]
…Бы [2]
Арбузный переулок [2]
Рыцари [3]
Хитрый способ [3]
Сестра моя Ксения [3]
Приложение 3
Мои любимые книги
ЗАДАНИЕ НА ЛЕТО
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ Прочитай следующие рассказы. Отмечай в этом списке, что прочитал. Рассказы Николая Николаевича Носова.
«Денискины рассказы» Виктора Юзефовича Драгунского.
Подпиши её: «Читательский дневник». В него вписывай прочитанные произведения, автора, дату. (Например. Носов «Веселые ребята» - 12-23 июня). Писать красивым каллиграфическим почерком, опираясь на косые линии. Листы-вкладыши пусть хранится в читательском дневнике. В них предложены цитаты, крылатые выражения и авторские словосочетания, которые тебе встретятся при чтении рассказа. Из каких рассказов данные выражения – запиши в таблицу. У тебя на это все лето! Проведи время с пользой. Если у тебя получится найти хотя бы половину из данных выражений и слов – ты большой молодец! Если все, то - супергерой! |
ЛИСТ-ВКЛАДЫШ 1
Найди данные цитаты в рассказах Николая Носова. Запиши название рассказа в таблицу.
Название рассказа |
Цитата (выражение из текста) |
А учился Гена ничего себе. Как говорится, не хуже других. В общем, неважно учился. |
|
Вот и целуйся со своей калошей. |
|
Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын. |
|
Люди от природы жадные |
|
Работают, будто во сне мочалку жуют |
|
Сковородка? Эх ты! Да это и есть бывшая кастрюля! |
|
Сорняки – это чепуха. Совсем другое дело. Гораздо легче, чем кашу варить |
|
Это не какая-нибудь простая игрушка, которую поломаешь и выбросишь |
|
Чепуха на постном масле |
|
Что за комедия? |
Найди данные крылатые выражения в рассказах Николая Носова. Запиши название рассказа в таблицу.
Название рассказа |
Фразеологизм (Крылатые выражения) |
В дрожь бросило |
|
В трёх соснах заблудиться |
|
Взять на буксир |
|
Не было ни души |
|
Не видать как своих ушей |
|
Не сносить головы |
|
Пальцы оближешь |
|
Поднять шум |
|
Покажу, где раки зимуют |
|
Покраснеть как варёный рак |
|
Потерять надежду |
|
Спал как убитый |
|
Ступал как кошка |
|
Трястись от страха |
|
Уморить голодом |
|
Устали, как лошади |
|
Уши развесил |
|
Сидеть на шее |
|
Не моргнув глазом |
|
Уписывать за обе щёки |
|
Наврать с три короба |
|
В дрожь бросило |
ЛИСТ-ВКЛАДЫШ 2
Найди данные выражения в рассказах Виктора Драгунского. Запиши название рассказа в таблицу.
Название рассказа |
Цитата (выражение из текста) |
Высокоблагородие фон барон Кутькин-Путькин |
|
Говорили про хорошее, про гриба и лишаев, а теперь про крокодилов |
|
…Задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно |
|
Коварство как змея проползёт в голосе |
|
Кого ты больше всего любишь? Папу или маму?... – Михаила Таля! |
|
Денис, как тебя зовут? |
|
Космический дуэт, небесные близнецы |
|
Кошачий концерт |
|
Ерунда на постном масле |
|
Завела моду без хлеба есть. Вылитый Кощей! |
|
Костюм «снежинки» - это такой костюм, когда вокруг много белой марли, а в середине какая-нибудь девочка торчит. |
|
Мальчику Дениске вручается сестрёнка Ксения. Длина от пяток до головы 50 см, от головы до пяток 55! |
|
Ни с каким мясом я не режу, а стригу осторожно! |
|
Он живой и светится |
|
Полюбуйтесь на бабулечку. Признавайся, опять в хоккей гоняла?! |
|
С твоим язычищем лучше на Земле сидеть! |
|
Сто граммов веснушек |
|
Стрекоза на журавлиных ножках |
|
Чемпион мира и его окрестностей |
|
Что у тебя в голове: песок или опилки? |
|
Штаны гремели как железо на крыше |
ЛИСТ-ВКЛАДЫШ 3
Найди данные крылатые выражения в рассказах Виктора Драгунского. Запиши название рассказа в таблицу.
Название рассказа |
Фразеологизм (Крылатые выражения) |
Будто воды в рот набрал |
|
Будь он не ладен |
|
Влепила будь здоров |
|
В трех верстах |
|
Глаза на лоб полезли |
|
Держи нос повыше |
|
Заметался как подстреленный заяц |
|
И то хлеб |
|
Качать во всю ивановскую |
|
Одеваться как на пожар |
|
Писано-переписано, читано-перечитано |
|
Пойдет как по маслу |
|
Профессор кислых щей |
|
Проще пареной репы |
|
Мыли в семи водах |
|
Несолоно хлебавши |
|
Сам чёрт ногу сломает |
|
Съесть быка |
|
Тайное становится явным |
|
Телячий восторг |
|
Тютелька в тютельку |
Найди данные крылатые выражения в рассказах Виктора Драгунского. Запиши название рассказа в таблицу.
Название рассказа |
Авторские слова и выражения |
Грибеечка, столбоуправление |
|
Колготиться |
|
Марьсемёнина (шуба) |
|
Невысовываемость |
|
Почайпил [закончил чай пить] |
|
Проповисание |
|
…Сидит обезьяновато |
|
Смутузить (мороженое) |
|
Тамарище Семипудовое |
|
Хыхки-сыски-фыфки |
|
Чтокать [говорить часто «что»] |
|
19 килишек |
|
Бледно-зелёная звездочка |
|
Зелёно-полосатые мячики |
|
Кошачий концерт |
|
Макаронная нога |
|
Репинская кисть |
|
Синяя птица |
|
Трубочистовая курица |
|
Ураганная быстрота |