Как праздничной одежды край всегда на украшения богат, так полон красотой и Ямал – край земли. Словно бы вышитые драгоценными нитями, сплетаются в причудливые, ни на что не похожие орнаменты его озёра и реки. Словно бы в лучшие ткани закутанные, покрыты почвы его снегом и травами.
Взгляд Ямала не понаслышке знают оленеводы, ледяной и пронзительный, как у лайки с её небесно-голубыми глазами. Душа места этого широка, под стать бескрайней тундре. И всё же лукавством будет сказать, что внутри себя пуст Ямал, и что пустота эта мёртвая, замшелая, до дна промёрзшая. На протяжении веков в песнях и сказках людских здесь почитался огонь. Но никогда не был очаг лишь точкой в центре жилища, ведь сама суть его – это сердечное пламя, пламя жизни. Здесь, на краю земли, на протяжении всей истории людской выжить могли лишь те, в чьей груди сверкала неугасаемая искра, которая грела их изнутри. И неважно, в десятом колене ли кочуешь ты по этим землям, прибыл ли издалека в поисках природных богатств, — Ямал и по сей день чувствует тех, кто близок ему по духу. Он уважает готовых честным трудом строить свою жизнь. Ему не так важен их уклад, но важен душевный жар, родственный тому, что пылает в его собственных недрах. И этим жизненным теплом Ямал готов делиться с каждым: оленеводам он даёт пищу для животных, геологам — искомые месторождения. Добра он не забывает, ведь как Ямал поощряет людской огонь, так и люди не дают угаснуть его пламени.
Вот такое это существо — Ямало-ненецкий округ, край земли, как будто бы внеземное, с его климатом, для пришлых недружелюбным, с загадочными кратерами, подобные которым разве что на других планетах видывали. И в то же время создание это крайне человечное, не чуждое противоречий, привычных и нам с вами. Традиция в этом живом месте сталкивается с инновацией, не конфликтуя, но соединяясь и сосуществуя. Так создаётся поистине уникальный не только для нашей бескрайней страны, но и для всего света белого союз: добрый, честный и ни на что не похожий.
Не многие знают, что люди здесь птиц берегут, журавлей белых и серых. Особые это птицы, почти исчезнувшие. Вскармливают их, растят, а как те окрепнут – на волю их выпускают. Казалось бы, невелико дело в масштабах космоса, мало ли птиц на белом свете. Ан нет, понимают люди, что не просто так есть в мире самые разные создания, и что уникальное должно быть сохранено и преумножено. В этом и есть вся суть здешних жителей и сам дух этих земель.
Ямал — искреннее место, причудливое своими ландшафтами и историей. Холод полярного круга и размеренность традиций здесь соседствуют с жаром людских сердец и скоростью новых технологий. И всё это существует тут в устойчивом равновесии, ведь осознаёт человек, что дивную птицу-Ямал надо беречь, как и журавлей краснокнижных.
А птица добра не забудет.