По следам героев рассказов Николая Носова. Эксперименты, которые помогли бы героям рассказов избежать неприятностей

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

По следам героев рассказов Николая Носова. Эксперименты, которые помогли бы героям рассказов избежать неприятностей

Щербаков А.А. 1
1МАОУ «СОШ №1» г. Чебоксары
Сергеева И.Б. 1
1МАОУ «СОШ №1» г. Чебоксары
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Чтение – вот лучшее учение», так говорил Александр Пушкин.

Я очень люблю читать, к тому моменту, как пойти в первый класс, я успел прочитать более 120 произведений русских и зарубежных авторов.

Однако, в современном мире все реже можно встретить ребенка с книгой в руках. Многие отказываются от чтения, в пользу просмотра видео. Между тем, ученые всего мира утверждают, что чтение расширяет наше представление о мире, знакомит со всем, что нас окружает: природой, предметами и т. п., расширяет словарный запас, память, воображение, учит правильно составлять предложения.

С другой стороны, мы живём в необычное время, когда каждый имеет практически неограниченный доступ к информации и знаниям. Полвека назад о таком можно было только мечтать. Но если присмотреться ко всей этой информации, можно заметить, что в ней слишком много недостоверного. И чтобы уметь отличать правду от вымысла, необходимо обладать особой способностью – критическим мышлением.

Своей работой мне бы хотелось показать, как увлечение чтением, может способствовать еще и развитию критического мышления, т.е. способности анализировать информацию, делать выводы и формировать собственное мнение по любому вопросу. Полагаю, что все эти навыки очень важны и актуальны для успешной учебы и работы.

Гипотеза нашей работы: начав читать книги, можно развить у себя способности к анализу информации, навыки исследовательской работы и сформировать собственное мнение по разным вопросам.

За основу своего исследования мы взяли рассказы одного из моих любимых авторов – Николая Носова.

Умение развивать критическое мышление, извлекать нужную информацию из источников – одно из главных умений, которыми должен обладать успешный современный школьник. Актуальность нашей работы заключается в том, что она демонстрирует один из способов, как этому научиться.

Цель исследовательской работы: опытным путем понять, как можно было избежать неудач, с которыми столкнулись герои рассказов Николая Носова, что можно было для этого им предпринять.

Задачи:

  1. Изучить рассказы Носова.

  2. Сделать в домашних условиях бенгальские огни, и выяснить, почему у Мишки Козлова (рассказ «Бенгальские огни») удалось это сделать не с первого раза, и в чём заключались его ошибки.

  3. Опытным путём выяснить, почему не справились с кашеварением Мишка и рассказчик, разобрать их ошибки. (рассказ «Мишкина каша»).

  4. Опытным путём выяснить, как можно было из колодца с помощью чайника и рыболовной лески зачерпнуть воды, не потеряв посуды.

  5. Опытным путём выяснить, как удалось отмыть чернильные пятна с лица Феде (рассказ «Клякса») и смог бы он вывести пятно, если бы оно попало на одежду?

  6. Опытным путём выяснить, почему Котьке не удалось скатиться с горки, посыпанной песком (рассказ «На горке»).

  7. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Методы исследования:

  1. Анализ литературы и интернет-источников.

  2. Эксперимент – основной метод.

  3. Анализ полученных результатов.

  1. Теоретическая часть

Почему герои Николая Носова - любознательные ребята?

Николай Николаевич родился в 1908 году в городе Киеве.

Мальчик учился играть на скрипке, представляя себя музыкантом, увлекался химией, фотографией, шахматами, игрой на мандолине, даже собак дрессировал. В школьные годы Николай выпускал рукописный журнал «ИКС», ставил на любительской школьной сцене «Тараса Бульбу». Став известным писателем, он перенес многие свои увлечения на героев своих книг.

В четырнадцатилетнем возрасте Николай устраивается работать простым торговцем газет, копает землю.

Писать рассказы Носов стал в 37 лет для своего сына и его друзей — дошкольников. А через десять лет он был уже известным писателем и получил престижную государственную премию за свое творчество!

А в 1938 был опубликован первый рассказ для детей «Затейники» в журнале «Мурзилка» [3].

Первый сборник детских рассказов вышел в 1945 году. В него вошли рассказы «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Огородники», «Чудесные брюки», «Тук-тук-тук» и другие.

Рассказы и повести Носова – книги о реальной жизни ребят, в которых юные читатели могли узнать не только себя, но и обстановку, в которой жили: обстановку семьи, школы, улицы, пионерского лагеря. Герои Носова были не просто детьми, а маленькими гражданами своей страны — ответственными, изобретательными и умными![4]

История происхождения Бенгальских свечей

Впервые бенгальские огни упоминаются в 5-6 веке, в Бенгалии — провинциальном регионе Индии. Использовали их в храмах, на религиозных жертвенных церемониях, где “вспыхивал и сгорал огонь необычайной яркости”.

Славяне тоже изобрели что-то похожее на бенгальские свечи. Только использовали они не химические вещества, а растительные. Остановили выбор на травянистом вечнозеленом растении — плауне. Пламя от него бездымное и очень красивое, особенно по ночам.

В 6-7 веке в Валенсии изобрели бенгальские факелы. В 8 веке изобретатели приблизились к искристому огню, который сейчас привычен для нас. В рецептуру был добавлен дробленый чугун, который позже заменили порошком магния.

В 18 веке Петр I, любитель праздников на широкую ногу, привез “заморские” бенгальские свечи. Королевские семьи почитали огоньки, а простые люди новой забавы побаивались.

К концу 20 века, бенгальские огни перекочевали в народ. Люди даже делали их самостоятельно, вместо того, чтобы покупать.

Официальное название — “триумфальные свечи”, но в народе прижилось “бенгальские огни” [5].

Физические определения

Сила натяжения – это сила, с которой действует на тело веревка, нить, кабель, трос или нечто подобное. Сила натяжения зависит от массы предмета, к которому привязана натягиваемая веревка и длины самой верёвки [6].

Сила трения скольжения – это сила, которая стремится уменьшить скорость движущегося объекта. Чем сильнее тело будет давить на поверхность, а поверхность на тело, тем сильнее будет трение между ними. Материалы, из которых сделаны тела, многое решают. Для разных материалов трение будет различно: заставить скользить кирпич по кирпичу труднее, чем заставить скользить лед по льду. Это различие между материалами характеризуется коэффициентом трения скольжения, которое имеет числовое значение. Чем больше этот коэффициент, тем больше трение [6].

Существует несколько способов уменьшения силы трения:

  1. Уменьшение шероховатости поверхности.

  2. Использование смазочного материала.

  3. Придать обтекаемую форму.

  4. Применение и использование шариковых или роликовых подшипников. 

  5. Применение воздушной подушки [7].

Что нужно знать при варке каши?

Все тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Так, при укладке рельсов без соблюдения нужного зазора между отдельными звеньями в стыке наблюдаются случаи искривления рельсов в летнюю жаркую погоду, так как в результате их удлинения в стыках возникают большие силы давления, вызывающие прогиб рельсов в средней части звена. В морозную погоду могут быть разрывы телеграфного провода, если при прокладке линии связи провод был слишком натянут без достаточного учета сжатия металла при низкой температуре. Причем у твердых тел расширение и сжатие при изменении температуры происходит менее заметно, чем у жидкостей. У газов же расширение и сжатие отмечается уже при незначительном изменении температуры.

Причиной теплового расширения и сжатия тел является изменение расстояний между молекулами вещества тела [8].

Свойствокруп

По своему химическому составу крупы относятся к крахмалистым продуктам.

Варка круп и бобовых сопровождается изменением их свойств и приводит прежде всего к размягчению структуры зерен крупы и семядолей бобовых, изменению их консистенции и массы.

Крупы способны поглощать воду. Тем самым увеличиваясь в объеме. Повышение температуры ускоряет продвижение влаги внутрь зерен крупы интенсивнее протекает процесс набухания белковых веществ и углеводов клеточных стенок. При варке крахмал набухает, превращаясь в клейстер [9].

Как отстирать чернильные пятна

  • Обработайте чернильное пятно перекисью и выстирайте. Неприятные следы должны уйти.

  • Смочите ватку спиртом и положите на пятно на 20 мин. После этого прополосните водой. Способ действенный, однако, требует осторожности. Помогая вывести чернила с белой ткани, на цветной они могут оставить выгоревшее пятно.

  • Нашатырный спирт, смешанный с содой поможет очистить чернила.

  • Чернила можно отстирать этиловым спиртом и уксусом.

  • Лимонный сок. Идеальное средство не только от простуды, но и от застарелых пятен от шариковой ручки [10]

  1. Практическая часть

Мне больше всего полюбилась серия рассказов про Мишку. В этих рассказах Мишка и его друг попадают в разные смешные ситуации, придумывают как разрешить их, постоянно что-то мастерят, готовят, строят, выращивают.

Мишка и его друг-рассказчик - ребята школьного возраста. Они очень самостоятельные, чаще всего предоставлены сами себе. Они экспериментируют, пытаются разукрасить свои будни – идут в лес за ёлкой и выбирают самую пышную, мастерят бенгальские огни. Строят каток для всех во дворе. Продумывают, как раньше других вскопать огород, чтобы выиграть знамя. Часто сталкиваются с неудачами, но исправляются, или получают урок. Вместе с ними урок получаем и мы – читатели. Я же был вдохновлен ими работу над проектом.

Мы выделили несколько рассказов, которые нас заинтересовали, и придумали, какие эксперименты по следам героев этих рассказов можем провести.

Этапы исследования:

1. Чтение и изучение рассказов Николая Носова.

2. Эксперимент «Изготовление бенгальских огней» по рассказу «Бенгальские огни».

3. Эксперимент «Приготовление каши» по рассказу «Мишкина каша».

4. Эксперимент «Чайник на леске» по рассказу «Мишкина каша».

5. Эксперимент «Выведение чернильных пятен» по рассказу «Клякса»

6. Эксперимент «Скольжение тюбинга на горке в разных условиях» по рассказу «На горке».

7. Выводы, полученные в ходе экспериментов.

    1. Эксперимент

«Изготовление бенгальских огней» по рассказу «Бенгальские огни»

Мишка вычитал в книжке «Занимательная химия» как самому сделать бенгальские огни. Он толок в ступе серу и сахар, делал алюминиевые опилки из алюминиевой кастрюли, которую стер до сковороды с помощью напильника, поджигал смесь на пробу.

Рецепт у Мишки был такой: наскоблить опилок, добавить порошок серы, добавить клей, чтобы получилось тесто вроде замазки. Из этой замазки Мишка наделал длинных колбасок, навертел их на железные проволочки и разложил на фанерке сушиться.

На Новый год ребята подожгли бенгальские огни. Они вспыхнули, засверкали и рассыпались кругом огненными брызгами. Это был фейерверк! Но когда огни догорели, вся комната наполнилась каким-то удушливым дымом.

Мне тоже захотелось самому приготовить бенгальские огни, но я попросил помощи родителей и делал все под их присмотром.

Задача: изготовить бенгальские огни в домашних условиях.

Ход эксперимента:

  1. В сети интернет нашли инструкцию, как изготовить бенгальские огни в домашних условиях самостоятельно.

  2. Приобрели необходимые материалы:

- алюминиевую пудру;

- порошок серы;

- крахмал;

- железную проволоку диаметром примерно 2 мм.

3. Далее следовали следующей инструкции:

  • Необходимо приготовить клейстер и создать ему условия для остывания.

  • В посудину положить нужное количество алюминиевой пудры и серы в соотношении 3:1. Например, для 5 единиц следует взять 15 г первого ингредиента и 5 г второго.

  • Все три составляющих смешать, чтобы получилась однородная масса.

  • От проволоки отрезать несколько кусков по 20 см.

  • Каждый кусок на 2/3 поместить в полученное вещество. После этого нужно обвалять в порошке и просушить чуть больше 10 минут.

  • По высыхании еще 3-4 раза повторить действия, описанные в предыдущем пункте, пока слой вещества на проволоке не будет достаточным.

  • После выполнения всей процедуры огням нужно дать высохнуть двое суток (См. фото 1-7 в Приложении 2)

Трудности, возникшие в ходе эксперимента:

  • Бенгальские огни получились не с первого раза. Сначала получился слишком жидкий клейстер и чтобы масса не капала с проволоки, мы решили поставить их в трубочки и закрепить вертикально (Фото 5). Из этого ничего не вышло, вся масса опустилась вниз и не высохла.

  • Так как у нас не нашлось лабораторных весов, было сложно измерять нужное количество порошка. В итоге измеряли с помощью чайной ложки.

  • Сохли наши бенгальские огни почти трое суток.

  • При горении все-таки выделялся едкий дым в небольшом количестве.

Вывод: бенгальские огни все-таки можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, однако это не быстрый и трудоемкий процесс. К тому же, без помощи родителей у меня ничего бы не вышло.

Бенгальские огни лучше поджигать не в помещении, а на улице, т.к. при горении они выделяют едкий дым.

    1. Эксперимент «Приготовление каши» по рассказу

«Мишкина каша»

Особенно мне полюбился рассказ «Мишкина каша». Он повествует о двух друзьях, которых оставили одних на даче на два дня. Уезжая, мама объяснила, как приготовить кашу и суп. Да только мальчишки совсем не слушали советов. В итоге, они ловили убегающую кашу, доставали ведро из колодца, жарили карасей и все равно остались голодными.

Задачи:

  • Опытным путем узнать сколько необходимо воды и времени для приготовления каши.

  • Выяснить какие ошибки совершили Мишка и его друг при варке каши.

Ход эксперимента:

  1. Про кашу из рассказа Носова «Мишкина каша» мы знаем:

  • У друзей была крупа, но неизвестно какая;

  • Когда начали готовить, не измерили количество воды и крупы;

  • При варке они подливали в крупу холодную воду из колодца;

  • Кашу варили очень долго («на улице успело стемнеть»);

  • В результате каша у них так и не получилась.

2. Для проведения эксперимента мы сделали следующее:

  • Взяли 3 вида крупы: гречка, рис и пшено;

  • При варке решили добавлять в крупу не холодную, а горячую воду;

  • Засекали время, которое ушло на приготовление каждого вида крупы;

  • Измеряли точное количество крупы и воды, для этого использовали одинаковые стаканчики;

  • После приготовления измерили количество получившейся каши.

3. По очереди варили крупу: сначала в пропорции 1 стакан крупы/1 стакан воды: ни одна из круп не приготовилась, была твердой.

4.Затем варили в пропорции 1 стакан крупы на 1,5 стакана воды:

  • гречка не приготовилась, была твердой

  • рис приготовился, получилась рассыпчатая каша

  • пшено не приготовилось, было очень твердым

5.Далее гречку и пшено варили в пропорции 1 стакан крупы на 2 стакана воды:

  • гречка приготовилась, получилась рассыпчатая каша.

  • пшено по-прежнему оставалось твердым

6.Далее варили пшено в пропорции 1 стакан крупы на 3 стакана воды – и, наконец, получилась каша, она была вязкой.

7.В конце эксперимента измерили, насколько крупы увеличились в объеме после их приготовления (См. Приложение 3, фото 8-11).

Таблица 1.

 

Гречка

Рис

Пшено

Объем крупы

1 стакан

1 стакан

1 стакан

Объем жидкости

2 стакана

1,5 стакана

3 стакана

Время варки

15 минут

18 минут

42 минуты

Объем готовой каши

3 стакана

3 стакана

4 стакана

Выводы:

Мишка и его друг совершили несколько ошибок, когда варили кашу:

  • Не измеряли количество воды и крупы, в результате насыпали слишком много крупы в кастрюлю;

  • Доливали не горячую, а холодную воду и крупа не успевала вариться;

  • Возможно, у Мишки и его друга была именно рисовая крупа, так как она увеличивается в объёме лучше.

    1. Эксперимент «Чайник на леске» по рассказу

«Мишкина каша»

Пока друзья варили кашу, у них закончилась вода в доме. Они пошли к колодцу, но случайно утопили ведро вместе с веревкой. После этого пытались достать воду чайником, который подвесили на леске, снятой с удочки. Леска не выдержала и чайник они тоже утопили.

Задача:

  • Опытным путём проверить, какой толщины нужно взять леску, чтобы она выдержала чайник с водой и не порвалась.

  • Опытным путём проверить, чайник с каким объемом воды может удержать леска толщиной 0,2 мм.

Опыт №1

  1. Взяли чайник объемом 3 литра и весом 900 гр. и наполнили его водой.

  2. Взяли леску толщиной 0,2 мм и подвесили на нее чайник с водой, чайник провисел 50 секунд и леска порвалась.

  3. Леску сложили в 2 раза, получилась леска толщиной 0,2 мм+0,2 мм=0,4 мм. Также подвесили на нее чайник с водой, чайник провисел 90 секунд и леска снова порвалась.

  4. Сложили леску еще в раза, получилась леска толщиной 0,2 мм+0,2 мм + 0,2 мм+ 0,2 мм=0,8 мм. Подвесили на нее чайник, держали чайник 3 минуты, леска не порвалась.

Вывод: чтобы поднять чайник объемом 3 литра из колодца необходимо взять леску толщиной не менее 0,8 мм.

Мишка и его друг использовали леску из-под удочки. Предположим, у них не было запасной лески. И учитывая глубину колодца, они не могли в четыре сложения использовать леску. Если леска оставалась той же толщины, предположим 0,2 мм, то какую массу она смогла бы выдержать?

Для этого мы провели другой опыт.

Опыт №2

  1. Взяли леску толщиной 0,2 мм и подвесили на нее чайник весом 900г.

  2. Добавили в чайник сначала 500 мл воды, леска удержала чайник.

  3. Далее добавляли по 100 мл воды, когда в чайнике стало 1000 мл, леска сильно натянулась.

  4. Далее решили добавлять по 50 мл воды. Когда в чайнике стало 1100 мл воды, леска не выдержала и порвалась.

Вывод: леска толщиной 0,2 мм может выдержать чайник весом 900 г, объем воды в котором будет менее 1100 мл.

Мишка не должен был наполнять чайник доверху. А так как проконтролировать количество набираемой воды в колодце трудно, нужно было изначально подвешивать более лёгкую посуду.

    1. Эксперимент «Выведение чернильных пятен» по рассказу «Клякса»

Герой рассказа Федя Рыбкин на уроке выплеснул тушь из флакончика. Одна капля попала ему на лоб. Федя, боясь появления волдырей из-за туши, пытался прямо на уроке стереть тушь носовым платком и ластиком. Но помогла ему только вода с мылом.

В интернете мы узнали, что чернильные пятна можно отстирать, спиртом, нашатырным спиртом, уксусом. Это пахучие вещества, с которыми не решились экспериментировать.

Кроме того, Федя оттёр пятно мылом, правда ему долго пришлось повозиться. Поэтому мы решили вывести чернильное пятно с помощью моющих средств.

Мы тушь на лицо наносить не будем, а проверим, каким средством чернильное пятно выведется с ткани лучше всех.

Задача:

Вывести чернильные пятна с ткани разными моющими средствами, понять какое средство наиболее действенно.

Ход эксперимента:

  1. На 5 кусочков белой ткани из хлопка нанесли по одному чернильному пятну.

  2. Далее к каждому кусочку ткани положили листок с названием средства, с помощью которого мы собирались его выводить: вода, туалетное мыло, хозяйственное мыло, гель для стирки, отбеливатель «Персоль».

  3. Затем намочили кусочки с кляксами теплой водой, нанесли соответствующее средство и оставили на 10 минут.

  4. По истечении 10 минут средства смыли теплой проточной водой, отжали кусочки от воды, оставили высыхать.

  5. После высыхания оценили результат (См. 15-18 в Приложении 5)

Выводы:

  • Лучше всех с чернильным пятном справились туалетное мыло и гель для стирки;

  • Хуже всех справилась обычная вода;

  • Неожиданным получился результат с отбеливателем «Персоль», в начале эксперимента мы предполагали, что он справится лучше всех.

  • В рассказе Федя долго тёр мылом лицо и отмыл. У нас вывести чернильное пятно полностью не получилось.

Предполагаем, почему так произошло. Мы экспериментировали на ткани. Хлопок имеет свойство впитывать в свои волокна вещества.

Кожа имеет свойство обновляться. Клетки постоянно делятся, а старые отмирают, превращаясь в роговые чешуйки, которые защищают кожу от различных веществ, механических воздействий. Феде удалось оттереть пятно, потому что он мог снять слой роговых чешуек, а вместе с ним и впитавшиеся чернила. Но тёр он долго, что тоже стоит отметить.

    1. Эксперимент «Скольжение тюбинга на горке в разных условиях» по рассказу «На горке»

Котька решил покататься на горке на коньках, но горка скользкая, залезть на нее мальчик не смог. Чижов решил посыпать горку песком, чтобы забраться наверх. Коньки по песку не едут, горка испорчена. Вернувшиеся ребята заставили Котьку исправлять ситуацию — засыпать снегом песок на горке.

Задача: проверить, зависит ли поверхность горки на скорость тюбинга.

Ход эксперимента:

  1. В этом году выдалась очень снежная зима, поэтому мы без труда нашли очень большую гору снега, взяли тюбинг.

  2. Первый раз скатился просто по снегу за 5,39 сек.

  3. Перед тем как скатиться второй раз, посыпали горку песком, скатился по ней за 6,27 сек.

  4. После песка снова утрамбовали горку снегом.

  5. Затем нанесли на ватный диск подсолнечное масло и натерли им дно тюбинга. Скатился на смазанном масле тюбинге за 5,21 сек.

  6. Затем полили горку водой и оставили на ночь для образования льда. На следующий день скатился на тюбинге с горки, покрытой льдом, за 5,16 сек.

  7. Далее на ледяную горку высыпали пачку соли и оставили на 30 минут. Скатиться до конца горки, посыпанной солью, так и не получилось, т.к. соль частично растопила лед и снег.

Выводы:

  • Песок замедляет скорость тюбинга, увеличивая силу трения, а подсолнечное масло – увеличивает скорость за счет уменьшения силы трения;

  • По льду тюбинг едет быстрее, чем по снегу.

  • Соль частично растапливает лед, в результате образуется рыхлый снег, по которому тюбинг почти не едет.

Заключение

В ходе работы мы открыли для себя много нового. Герои рассказов Н. Носова были вынуждены учиться на своих ошибках, так как с ситуацией сталкивались непосредственно в жизни, в быту. У читателя же есть возможность поучиться на опыте мальчишек, и что называется «подстелить соломки».

В ходе работы мы поняли, что избежать неприятностей можно, если быть готовым заранее, предусмотреть ситуацию. Но в этом вся и сложность. Чтобы это сделать наверняка – нужны знания и жизненный опыт.

После проведения данной работы, мы отметили, что чтение любой другой литературы я уже провожу выискивающее. Меня интересует не только сюжет. Думаем, я научился читать между строк. Этим самым, полагаем, что наша гипотеза подтверждается.

По рассказам же Н. Носова у нас есть еще много новых идей, которые мы планируем в ближайшее время воплотить в жизнь. Например: попробовать сделать инкубатор собственными руками и вывести цыплят («Весёлые ребята»). Вскопать огород и самостоятельно вырастить хороший урожай овощей («Огородники») и многое другое, что отразим в следующей проектно-исследовательской работе.

Список литературы

  1. Носов Н. Н. Все рассказы. – Москва: Махаон, 2020, – 328 с.

  2. http://rodnaya-tropinka.ru/nikolaj-nosov-biografiya/

  3. https://litfest.ru/biografii/nosov.html

  4. http://www.tell-all.ru/kak-sdelat-bengalskie-ogni/

  5. https://4party.ua/holidays/article/bengalskie-ogni-istoriya-proiskhozhdeniya

  6. https://oblepiha.education

  7. https://vashurok.ru

  8. https://studme.org/104721/matematika_himiya_fizik/teplovoe_rasshirenie

  9. https://foodteor.ru/

  10. https://grandtextile.com.ua

Приложения

Приложение 1

Моя настольная книга

Приложение 2

Этапы работы по эксперименту

«Изготовление бенгальских огней» по рассказу «Бенгальские огни».

Фото 1-2. Нарезаем проволоку для бенгальских огней

Фото 3.1-3.2. Этапы работ

Фото 4.1-4.2. Этапы работ

Фото 5. Жидкую смесь пробуем закрепить на проволоке с помощью трубочки

Фото 6-7. Бенгальские огни, сделанные своими руками.

Приложение 3

Этапы работы по эксперименту

«Приготовление каши» по рассказу «Мишкина каша»

Фото 8-11. Поочередная варка каши из разных круп.

Приложение 4

Этапы работ по эксперименту

«Чайник на леске» по рассказу «Мишкина каша»

Фото 12-14. Чайник подвешиваем на леску и проверяем его прочность.

Приложение 5

Этапы работы над экспериментом

Фото 15. Ткани с чернильным пятном до обработки.

Фото 16. Отстирывание пятен.

Фоо17-18. Ткани после стирки и просушки.

Приложение 6

Этапы работы над экспериментом

«Скольжение тюбинга на горке в разных условиях» по рассказу «На горке».

Фото 19-22. Готовим разные поверхности и испытываем их на трение.

PAGE \* MERGEFORMAT 20

Просмотров работы: 33