«Капитанская дочка» А.С. Пушкина в призме итогового сочинения в 11 классе»

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Капитанская дочка» А.С. Пушкина в призме итогового сочинения в 11 классе»

Шевченко М.С. 1
1МБОУ "Украинская СОШ"
Подоляко Е.К. 1
1МБОУ "Украинская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема моей научной работы: «Капитанская дочка» А.С. Пушкина в призме итогового сочинения в 11 классе.

Актуальность: тема, которая была выбрана для исследования, является актуальной, так как каждому выпускнику 11 класса предстоит написать итоговое сочинение, зачёт которого является допуском к Государственной итоговой аттестации. В итоговом сочинении обязательно должен присутствовать хотя бы один аргумент из литературного произведения. Произведение «Капитанская дочка» А. С. Пушкина можно использовать в качестве аргументов ко многим разделам Банка тем итогового сочинения, определённым в 2022 году. Так может звучать гипотеза данной работы. Попытаемся ее подтвердить или опровергнуть.

Цель моей работы: выяснить, как произведение «Капитанская дочка» А. С. Пушкина можно использовать в качестве материала для аргументации в итоговом сочинении в 11 классе.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Узнать подробнее об итоговом сочинении в 11 классе.

  2. Изучить разделы и подразделы Банка тем итогового сочинения.

  3. Вспомнить о А.С. Пушкине как о писателе 19 века и его произведении «Капитанская дочка».

  4. Перечитать историческую повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», освежив в памяти героев, сюжет, значимые моменты произведения.

  5. Узнав историю создания произведения, проанализировав отдельные эпизоды, охарактеризовав персонажей, зафиксировать результаты исследования в таблицу на предмет, к какому разделу и подразделу Банка тем итогового сочинения можно применить произведение «Капитанская дочка» в качестве аргумента.

Методы и приемы:

-метод проектирования,

-метод анализа,

-метод теоретического изучения литературы,

-метод синтеза., систематизации и обобщения

Продуктом научной работы является сводная таблица по разделам и подразделам Банка тем итогового сочинения.

Этапы работы:

I этап Подготовительный - продумывание темы, цели, задач научной работы

II этап Основной - работа с литературой, организация исследования:

- знакомство с литературой

-анализ полученной информации

-составление сводной таблицы по разделам и подразделам Банка тем итогового сочинения с применением произведения А.С Пушкина «Капитанская дочка»

III этап Заключительный - защита работы

Основная часть

Глава I. Итоговое сочинение в 11 классе как допуск к ЕГЭ

1.1 Структура итогового сочинения

Сочинение — обязательная часть итоговой аттестации. Данную работу пишут все одиннадцатиклассники. Сочинение представляет собой рассуждение на определенную тему с привлечением литературных аргументов. В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы.

Рекомендуемый объем итогового сочинения – от 350 слов, но не менее 250 слов. Если сочинение менее 250 слов, то выставляется «незачёт». Это одно из требований к сочинению. Также работа должна быть написана самостоятельно, что является вторым требованием к итоговому сочинению. Не выполненные требования влекут за собой «незачёт» по итоговому сочинению.

1.2 Зачем писать итоговое сочинение?

Итоговое сочинение даёт допуск к государственной итоговой аттестации. Также за итоговое сочинение приёмная комиссия может начислить от 0 до 10 дополнительных баллов в зависимости от правил конкретного Высшего учебного заведения. При этом от абитуриента требуется только озвучить желание, чтобы эту работу учли, члены комиссии сами найдут её в базе и оценят.

1.3 Дата проведения

Основная дата итогового сочинения в 2023-2024 учебном году — 6 декабря 2023 года. По традиции его пишут ежегодно в первую среду декабря. Также запланировано два запасных дня: 2 февраля и 10 апреля 2024 года. В другие годы, соответственно, другие даты.

В резервные даты проведения могут прийти те, кто по определённым причинам не смог участвовать в итоговом сочинении или начав писать сочинение не смог завершить испытание.

Чтобы зарегистрироваться на итоговое сочинение, нужно подать заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до первой даты. Документы оформляются в образовательном учреждении, в котором обучается ученик, или который закончил выпускник, если это необходимо выпускникам прошлых лет.

1.4 Как формируются темы итогового сочинения?

В прежние годы каждый август оглашали 5 направлений, в рамках которых будут сформулированы темы итогового сочинения (окончательные варианты тем становятся известны лишь в день написания за 15 минут до начала испытания). С 2022 года от такой практики отказались.

Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения объявили, что темы будут брать из Банка Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), которых там около полутора тысяч. Впрочем, все они делятся на 3 крупных тематических блока:

Блок 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека.

Темы этого раздела связаны с нравственным выбором, моральными нормами, гуманностью, философскими вопросами о смысле жизни.

Блок 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека.

Темы этого блока посвящены осмыслению семейных и общественных ценностей, историческому опыту, конфликтам поколений.

Блок 3. Природа и культура в жизни человека.

Темы этого раздела обычно сформулированы в виде философских, социальных, этических и эстетических вопросов, могут касаться науки, искусства, экологии и т. д.

Учащиеся смогут выбрать одну из предложенных 6 тем: каждый блок представлен 2 темами. В разных регионах они отличаются. Темы сочинений распределяются по часовым поясам.

1.5 Оценивание работы

Сочинение оценивается по принципу «зачёт/незачёт. Если результаты этой работы не зачтут, ученик не сможет приступить к прохождению Государственную итоговую аттестацию, сдать ЕГЭ и поступить в университет или колледж, получить аттестат о среднем общем образовании.

Требованиями к сочинению является его объем и самостоятельность выполнения работы.

Далее сочинение оценивается по 5 критериям, самыми важными из которых является первые два критерия: критерий №1 «Соответствие теме», критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Всего нужно получить 3 зачета по каким-то из 5 критериев, причем 1 и 2 критерии обязательны к зачёту. Оставшиеся критерии – это «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность».

Глава II. Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

в русской литературе

2.1 Замысел и история создания

В основу исторической повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» положено восстание Пугачева 1773-1775 гг. Его организовали яицкие казаки, возмущенные отменой в 1770 г. ряда привилегий и усилением повинностей. К ним присоединились местные крестьяне, недовольные барщиной, помещичьим гнетом, увеличением набора рекрутов в связи с русско-турецкой войной 1768-1774 гг. Затем к восставшим примкнули башкиры, потерявшие часть своих земель и представители приволжских народов, недовольные внедрением повсеместного христианства. Предводителем восстания был Емельян Пугачев – простой казак, называющий себя императором Петром III. Он считал, что российскому народу даже после освобождения от помещиков понадобится добрый царь. Всем участникам восстания крестьянский вождь обещал «вечную вольность, реки, леса, все выгоды, чины и честь». Восставшие захватили Оренбургскую, Казанскую, Астраханскую, Нижегородскую, Симбирскую губернии. В 1774 г. блокировали Уфу и Кунгур. В восстании участвовало более 100 тыс. человек. На его подавление были отправлены войска русской армии во главе с генералом-аншефом П.И. Паниным. По свидетельству историков, в 1775 г. более 10 тыс. человек оказались под следствием. 34 из них были казнены, 178 – отправлены на каторгу, 86 – разжалованы в солдаты. Поэта волновали вопросы современности, он искал на них ответы. Классик литературы видел и осознавал глубокие противоречия между жизнью помещиков и крепостных крестьян, негативные последствия для России самодержавия царя. На него повлияли и вольнолюбивые идеи зарубежного писателя Вальтера Скотта. Но А.С. Пушкин не являлся сторонником восстаний, считал русский бунт «бессмысленным и беспощадным». Свое отношение к нему он выразил в произведении «Капитанская дочка». Над «Капитанской дочкой» А.С. Пушкин работал с 1833 по 1836 гг. Задумки повести возникли у А.С. Пушкина, когда он работал над «Дубровским». В нем бунт крестьян показан как страшное, жестокое, кровавое и бессмысленное событие. Зимой 1833 г. поэт начал писать очерк «Историю Пугачева». Автор много времени проводил в Государственном архиве, добивался доступа к редким документам. Совершил поездки на Волгу и на Урал, посещал места, охваченные в прошлом Пугачевским восстанием. Общался с живыми свидетелями событий тех грозных лет, записывал их рассказы. В 1834 г. вышла в свет «История Пугачева». Но в очерке не передать отношения к происшедшему, нельзя полностью раскрыть характеры героев. Поэтому А.С. Пушкин задумывает написать повесть. В некоторых источниках в интернете «Капитанская дочка» названа романом. Но в произведении изображен относительно короткий временной отрезок. Поэтому литературоведы, определяя жанр «Капитанской дочки» относят ее к исторической повести. До нашего времени сохранились пять вариантов произведения. Повесть cмогла пройти цензуру, так как автор неоднократно переделывал сюжет. При этом исторические события в ней не были искажены, а лишь украшены творческими сценами и замыслами. Первая редакция произведения появилась в августе 1833 г. С 1834 по 1836 гг. повесть многократно дорабатывается. Классик русской литературы изменяет самих героев, композицию, вводит дополнительные описания. Заключение «Капитанской дочки» написано в 1836 г.

2.2 Герои произведения

Петр Гринев – главный герой повести, молодой дворянин. Гринев по воле отца отправляется в Белогорскую крепость, дабы понять, что значит настоящая служба. Во время путешествия на место назначения Пушкин сталкивает героя с пока еще не заполучившим известного имени Пугачевым, Петр проявляет к нему щедрость, которая в результате оборачивается для него неким спасением в будущем. Многие критики называют данного героя «бесцветным», потому что он является типичным представителем дворянства: своенравие, немного доброты и понимания, влюбленность в особенную девушку Машу, встреченную в крепости, все эти черты считаются довольно типичными в русской критике.

Емельян Пугачев – центральный персонаж повести и историческая личность. Пугачев родом из казачества, поэтому служба с ранних лет для него – дело обычное. Герой становится главным лицом народного восстания, которое в итоге переросло в крестьянскую войну второй половины XVIII века. Давнее знакомство с Петром Гриневым располагает Пугачева к нему, между персонажами возникают дружеские отношения, несмотря на то что Петр все же не поддерживает деятельности Пугачева. Восставшего Емельяна Пугачева властям удалось схватить и совершить публичную казнь.

Марья Ивановна Миронова – весьма хорошенькая собой дочь капитана Миронова. Происхождение Марьи – дворянское, во время развития событий семья девушки является довольно бедной. По характеру героиня всегда была очень умной, доброй и порядочной, что проявляется даже в момент, когда она, будучи влюбленной в Гринева, не соглашается выйти за него без благословения родителей. Но Марья все же очень решительна, ведь она борется за собственное счастье, спасает возлюбленного и заслуживает хорошего отношения со стороны его родителей.

Алексей Иванович Швабрин – этот герой поначалу наиболее близок Гриневу по духу, ведь они почти ровесники, оба являются представителями дворянства. Но раскрывая личности обоих героев, Пушкин показывает, что первое впечатление всегда может оказаться ошибочным. Швабрин имеет, в сущности, отвратительный характер, главная, и далеко не единственная, его отрицательная черта – двуличность. В начале службы он присягает на верность императрице, а как только на горизонте появляется Пугачев с угрозой расправы со всеми неверными ему, Швабрин тут же переходит на его сторону и оказывается в положении победителя. Но таким людям не место в нашем обществе, на это указывает А.С. Пушкин, распрощавшись со Швабриным, как и с Пугачевым.

Иван Кузьмич Миронов – капитан крепости, который много лет находится на военной службе. Соответственно, Иван Кузьмич обладает большим опытом за плечами, но в силу своего доброго характера и мягкосердечия герой способен на прощение многого, что говорит о нем, как о не самом лучшем руководителе. В делах служебных он часто опирается на мнение своей жены. Персонаж, тем не менее, очень предан службе и по приходу Пугачева, отказывается вставать на его сторону, за что предводитель восставших публично казнит его.

Василиса Егоровна Миронова – комендантша крепости и жена капитана Миронова. Очень добрая и порядочная женщина, такой же воспитала и свою дочь. Также героиня является весьма любознательной, постоянно помогает мужу с делами в крепости и остается проинформированной обо всех последних новостях. Василиса Егоровна очень предана Миронову, поэтому и оказывается казненной вместе с ним.

Архип Савельев – слуга Петра Гринева, которого все по привычке зовут Савельичем. Пожилой человек, который сколько себя помнит, всегда был крепостным в семье Гриневых, поэтому очень предан Петру, постоянно оберегает его и чувствует за него ответственность. Пугачев в один момент близок к тому, чтобы казнить Гринева, но именно Савельич напоминает бунтовщику, какое доброе дело для него совершил хозяин, благодаря Савельичу Емельян и милует старого знакомого.

Екатерина II – в произведении Пушкина появляется даже образ великой императрицы, она играет большую роль в судьбе главных героев. Именно к императрице обращается Маша Миронова, чтобы доказать невиновность возлюбленного. Екатерина II очень добродушно относится к Маше и помогает освободить Петра.

Андрей Петрович Гринев – отец главного героя, имеющий довольно жесткий характер. Именно благодаря воспитанию Андрея Петровича Петр вырастает весьма благородной и честной личностью.

Авдотья Васильевна Гринева – мать главного героя. Эта женщина является типичной представительницей не нуждающихся ни в чем дворянок. Она очень добра, невероятно сильно любит свою семью, свободное время посвящает рукоделию.

Вот галерея самых ярких, значимых персонажей исторической повести. Именно их характеры, поступки, взаимоотношения их друг с другом, поведение в той или иной ситуации, жизненные устои и принципы, их патриотизм, доброта, любовь и многие другие нравственный аспекты могут быть взяты в качестве аргументации к теме итогового сочинения в 11 классе.

Глава III. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина

как материал для аргументов в итоговом сочинении в 11 классе

(сводная таблица по разделам и подразделам

Банка тем итогового сочинения)

Раздел 1. «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»

Подраздел 1.1. «Внутренний мир человека и его личностные качества»

Пугачёв, захватив крепость и казнив всех, кто не присягнул ему,

помиловал Гринёва, несмотря на то, что тот отказался подчиняться

ему. Ведь Савельич напомнил о моменте, когда Пётр с состраданием

и милосердием отнесся к бунтовщику (отдал заячий тулуп). Этот

эпизод и спас жизнь Гринёву. Пётр сохранил честь и достоинство,

несмотря на то что его жизни угрожала опасность. Испытания

помогают сформироваться личности и дают возможность человеку

проявить лучшие качества. Можно рассматривать внутренный мир и личностные качества и Гринёва, и Швабрина, Маши Мироновой, Пугачёва, капитана Миронова, отца Петра Гринева, даже Савельич подойдет для аргументации.

Подраздел 1.2. «Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы

и выбор между добром и злом»

Маша Миронова делает выбор в пользу добра: она

готова совершить подвиг, чтобы спасти любимого человека – Петра

Гринёва. Девушка едет в Петербург, не понимая, что ее там ждет и

что необходимо предпринять, для того чтобы добиться результата.

Мы понимаем, что, если

человек делает что-либо с благими намерениями, он с большей

вероятностью добьется своего. Важно иметь волю и истинное

желание помочь. Не забываем о доброта Петра Гринёва, Савельича, капитана Миронова и даже в Пугачёве есть зерно доброты, не смотря на все то зло, которое его окружает

Подраздел 1.3. «Познание человеком самого себя»

Пётр Гринёв, сталкиваясь с трудностями, новыми жизненными

обстоятельствами, первой любовью, постепенно взрослеет. На каждом

этапе он делает правильный выбор, опираясь на какие-то нравственные

законы. При этом герой не бездумно «плывет по течению»: он анализирует

свои действия, сожалеет о некоторых из них, старается поступить в

каждой трудной ситуации в соответствии с нормами морали. Всё это говорит о том, что Гринёв познает себя, свои слабости и страсти, сильные

стороны.

Подраздел 1.4. «Свобода человека и ее ограничения»

Пожалуй, пример наиболее жестокого ограничения свободы в

произведении – удержание Швабриным Маши Мироновой в крепости. Он становится комендантом и использует свои полномочия так, как ему

хочется. Подобная жестокость демонстрирует ограниченность Швабрина: он полагает, что принуждением можно заставить человека проявить симпатию. Швабрин хочет, чтобы Маша была к нему благосклонна, и вымещает на ней злобу за то, что этого не происходит.

Раздел 2. «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

Подраздел 2.1 «Семья, род; семейные ценности и традиции»

Семья Петра Гринева и Семья Марии Мироновой могут стать примерами, которые можно привести в темах о семье, роде, семейных ценностях и традициях.

Вот один из примеров. Пётр Гринёв был недорослем, образованием его не занимались серьезно:

однажды Пётр с учителем Бопре сделал воздушного змея из

географической карты. Но отец Гринёва хотел, чтобы его сын вырос

человеком, обладающим честью и достоинством, ведь это ключевые

нравственные ценности для Гринёва-старшего, и он хотел бы, чтобы все

члены семьи ими обладали. Именно поэтому отец отправляет сына не в

Петербург, а в Оренбург, где тот не смог бы развлекаться и тратить

родительские деньги, зато учился бы справляться с трудностями и быть

более самостоятельным.

Поступок Андрея Петровича (отца) и решение, которое он принимает по

поводу сына и его будущего, должны определить жизненный путь Петра.

Отец понимает: его сын не был хорошо воспитан, он лишен тех качеств, которые должны быть у молодого человека. Андрей Петрович осознает, что Пётр может выбрать неправильный жизненный путь. Поэтому отец стремится оградить сына от ошибок и направляет его, помогая пойти по другому пути. Здесь явно видна роль отца в воспитании сына. А любовь матери в Петру безгранична и безусловна.

Подраздел 2.2. «Человек и общество»

Проблема влияния общества на отдельного человека ярко показана в

«Капитанской дочке». Бунт Пугачёва разделил общество, и в такие

моменты человек зачастую оказывается перед сложным выбором, ведь люди, которые ещё вчера не представляли никакой опасности, уже сегодня превратились во врагов. Несмотря на то что перед каждым героем стоит вопрос жизни и смерти, все принимают различные решения. Так, некоторые люди (в частности семья Мироновых) остаются верны чести и долгу, защищая крепость и не подчиняясь бунтовщикам; это их выбор. Они готовы пожертвовать собой. Однако далее мы узнаем, что Швабрин выбирает другой путь: он, в отличие от капитана Миронова и его жены, проявляет трусость и переходит на сторону бунтовщиков. Швабрин делает это из опасений за свою жизнь, но, выбирая сторону врага, он вычёркивает себя из общества, к которому принадлежал, так как нарушает нравственные принципы, принятые в этом обществе

Подраздел 2.3. «Родина, государство, гражданская позиция человека»

Свою гражданскую позицию и верность государству демонстрируют герои, отказавшиеся присягнуть Пугачёву. Для них любовь к Родине, императрице и монархии важнее, чем собственная жизнь, и они не готовы предавать себя, несмотря ни на что. Так, Иван Кузьмич Миронов выражает свою гражданскую позицию, не боясь

последствий и не пытаясь смягчить смысла сказанного: «Ты [Пугачёв] мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!»

Раздел 3. «Природа и культура в жизни человека»

Подраздел 3.1. «Природа и человек»

Пейзаж в этой повести играет значительную роль, создавая особую атмосферу и отражая состояние героев. Главный герой описывает различные пейзажи - от степей до лесов и гор. Каждый пейзаж отражает его внутреннее состояние: от безучастности и надежды до отчаяния и бушующих страстей. Например, встреча с Машей в лесу отражает их взаимоотношения - цветущая природа символизирует любовь и надежду, в то время как мрачные леса и болота отражают трудности и опасности их обеих жизней. Пейзаж символизирует внутренние переживания и эмоции героев, помогая читателям лучше понять их внутренний мир. Очень важна сцена метели в произведении, то время, когда Петр Гринёв впервые встречается с Пугачёвым, ещё не зная, кто это такой.

Подраздел 3.2. «Наука и человек»

(В произведении нет никаких научных открытий, изобретений науки и техники, ответственности человека перед прогрессом, новых технологий, которые привели бы к каким-то последствиям тоже нет)

Подраздел 3.3. «Искусство и человек»

В данном подразделе можно рассуждать о произведении «Капитанская дочка» как о результате художественного творчества, ведь литература - это вид искусства, а именно – это искусство слова. Можно рассказать о влиянии этого произведения искусства на читателя, об отношении к искусству через отношение к литературе, о чувствах и мыслях, рождающихся в головах и душах людей, соприкасающихся с литературным произведением, как с разновидностью искусства. Ответить на вопросы, связанные с книгой:

- Какую книгу вы хотели бы экранизировать?

- Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу?

- Какое место книга занимает в вашей жизни?

- Какую книгу вы хотели бы перечитать?

- Способна ли книга сделать человека лучше7

- Книги моего детства. Какие они?

- Какая книга помогла вам лучше понять себя?

И много других вопросов, которые есть или могут стать темами итогового сочинения в 11 классе.

Подраздел 3.3. «Язык и языковая личность»

Во-первых, здесь можно говорить о том, каким языком написано литературное произведение, в частности «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, и понятен ли этот язык читателю.

Реальная тема сочинения так и звучит «Должен ли язык искусства быть понятен каждому?», «Важно ли то как написана книга? (А это значит, каким языком)».

Возможно, здесь может быть и рассуждение о языке личности, то есть языке героя литературного произведения, а в литературе это называется языковая характеристика героя, ведь многое о человеке может сказать его речь, его язык.

Заключение

Итак, в научной работе проанализировано произведение «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Произведено исследование по вопросу о том, как можно использовать это литературное произведение в качестве итогового сочинения.

В ходе написания работы задачи, поставленные в начале исследования, были выполнены. В частности, были изучены теоретические основы исследуемого вопроса, собрана информация о произведении А.С. Пушкина «Капитанской дочке», озвучены герои произведения.

Была составлена сводная таблица по разделам и подразделам Банка тем итогового сочинения с подходящими для аргументации эпизодами из литературного произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Результаты обработаны, проанализированы, сделаны соответствующие выводы.

Цель - выяснить, как произведение «Капитанская дочка» А. С. Пушкина можно использовать в качестве материала аргументов в итоговом сочинении в 11 классе достигнута. Гипотеза нашла свое подтверждение.

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать: «Капитанская дочка" - идеальное произведение, словно специально созданное для итогового сочинения. В нем можно найти аргументы для всех трех разделов, для всех подразделов, на которые разделены темы сочинения в 11 классе с 2022 года.

Конечно, нельзя утверждать, что произведение «Капитанская дочка» А.С. Пушкина можно использовать в качестве аргументации к любой теме итогового сочинения, но уж точно можно быть уверенным, что прочитанная историческая повесть «Капитанская дочка» даст возможность аргументировать многие темы итогового сочинения в 11 классе, которое является допуском в Государственной итоговой аттестации – ЕГЭ.

Читайте больше, вникайте в судьбы и характеры героев и тогда аргументация на итоговом сочинении не будет для вас проблемой!

Источники

  1. Архангельский Александр: Герои Пушкина "Капитанская дочка". Москва, Советская Россия, 1989.

  1. Гиллельсон М.И., Мушина И.Б.: Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка". История восприятия и изучения М.: Литература и современность, 1993.

  1. "Капитанская дочка" в критике и литературоведении // Пушкин А. С. Капитанская дочка. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984.

  1. Пушкин А.С. «Капитанская дочка». Краснодар, Кн. Изд-во,1973.

  1. Степанов Л.А. «К истории создания «Капитанской дочки» Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. 

  1. https://school.synergy.ru/education/itogovoe-sochinenie-2023-2024-temy-struktura-rekomendacii

  2. https://zaochnik.ru/blog/itogovoe-sochinenie-2023-temy-napravlenija-kriterii-otsenivanija/

  3. https://histerl.ru/literatura/istorija-sozdanija-povesti-kapitanskaja-dochka.html

  4. https://mirvdochnoveniya.ru/sochineniya-po-proizvedeniyam-pushkina/harakteristika-geroev-povesti-kapitanskaya-dochka

  5. https://otvet.mail.ru/question/196540328

  6. http://pushkin-lit.ru/pushkin/articles/gillelson-kapitanskaya-dochka/istoriya-vospriyatiya-i-izucheniya.htm

  7. https://www.literaturus.ru/2016/09/kritika-kapitanskaja-dochka-pushkin-otzyvy-sovremennikov.html

Просмотров работы: 403