Введение
Устное народное творчество (УНТ) - это художественные произведения, созданные народом. Данное понятие заключает в себе значение явления: это произведения устного характера, которые создавались исключительно народом.
Больше всего в УНТ мы любим сказки: веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с самого раннего детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.
Самого главного героя русских народных сказок мы все хорошо знаем. Это Иван, Иванушка, Ивашка… Он может быть как царским сыном, так и простым крестьянином, но самое главное – чаще всего он просто … Иван – дурак.
Мужественный, верный, благородный герой самоотверженно преодолевает все препятствия, побеждает тёмные силы сказочного царства, завоёвывает счастье.
Цель исследования - составить характеристику образа Ивана, как особенного типа героя народных сказок и снять фильм по собственному сюжету.
Задачи: изучить литературу по теме; узнать историю и значение имени;
определить набор личных качеств сказочного Ивана; узнать значение прозвищ имени Иван; определить, в каких жанрах русского фольклора употребляется имя Иван; создать свою сказку и мультфильм про Ивана.
Объектом исследования является: образ Ивана как особенного героя фольклора. Предметом исследования: Иван в разных жанрах устного народного творчества.
Способы и методы исследования: прочитать сказки, где главным героем является Ива; проанализировать произведения; узнать о значении имени Иван и соотнести его с образом Ивана в сказках; способы и методы исследования; анализ, сравнение и обобщение полученной информации;
творческий (медиа).
Актуальность.Сказка – любимый жанр многих людей. А Иван – любимый сказочный персонаж и взрослых, и детей. Узнать историю имени Ивана
Гипотеза основана на предположении о том, что Иван является особенным типом устного народного творчества. Это добрый, отважный молодец, поскольку, он всем помогает; преодолевает на пути трудности.
Проблематика.Не все знают историю происхождения имени Иван, и почему именно это имя стало популярным в устном народном творчестве.
Практическая значимость заключается в том, что, исследуя образ Ивана в русском фольклоре, мы пропагандируем изучение русской литературы и устно народного творчества. А полученные знания мы можем использовать на уроках литературы и русского языка.
I. Теоретическая часть. Иван как особенный тип УНТ
Иван — герой русской народной сказки. Он изображается как обычный парень, из простой семьи. Жизнь Ивана не балует его богатствами и властью, но его отличает большое сердце и честность.
Иван обычно вступает в контакт с магическими существами, такими как леший, домовой или баба-яга. Он умеет быть истинным другом, спасая этих существ от различных опасностей и заслуживая их доверие.
Героизм Ивана проявляется в его поступках и решениях. Он идет на сложные испытания и преодолевает трудности, чтобы достичь своих целей. Внутренняя сила и мужество позволяют ему преодолевать все препятствия на своем пути.
Иван также известен своим умом и находчивостью. Встречаясь с трудностями, он находит нестандартные решения и использует свой интеллект для выхода из тупиковых ситуаций. Благодаря этому он постоянно побеждает в различных испытаниях.
Чувство добра и правды являются важными качествами Ивана. Его поступки всегда основаны на справедливости, и он никогда не изменяет своим принципам. В итоге, Иван получает награду — счастье и удачу.
Иван — настоящий герой русской народной сказки. Он воплощает лучшие качества человека, такие как доброта, мужество и честность. Иван всегда служит примером для подражания и показывает, что даже самые обычные люди могут достичь выдающихся результатов, если они искренне верят в себя и следуют своим сердцем. (Приложение 1)
1.1. История имени
Иван - одно из самых древних имен на Земле. Что оно может означать и почему пронизывает все русские сказки?
Спросите у 10 человек, какое мужское имя является самым типичным русским именем и 9 из 10 вероятнее всего назовут Ивана. И действительно, какое другое имя так часто встречается, например, хотя бы в русских пословицах? Например,
Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
Иван мал, да удал.
Наиболее распространенная трактовка значения имени Иван гласит, что оно происходит от библейского Иоанн, которое, в свою очередь, восходит к древнееврейскому Йоханан или Йоанан и означает «Бог (Яхве) милостив» или же «Божье вознаграждение». Но возможно ли доказать такую связь? И есть ли реальные предпосылки для подтверждения этой версии? В таком случае нужно было бы четко зафиксировать то, что имя Иван распространилось на Руси именно с приходом христианства, но никогда не использовалось раньше.
Но ведь помимо пословиц имя Иван буквально пронизывает и все русские сказки! Иван-дурак, Иван-Царевич, Иван и серый волк, Иван коровий сын, Иван Быкович, Иван крестьянский сын, Иван и морской царь, Иван и Сивка-Бурка, Иван и бой на Калиновом мосту, Иван и Царевна-лягушка, Иван и Чудо-Юдо, Иван и Кощей-Бессмертный… по сути в наших сказках вообще нет других главных героев с именами. Или просто «мужик», «купец», «царь», «сын», «солдат», или — если он назван по имени — то Иван.
Нет нужды доказывать, что русские сказки, со своими заговорами, тройным повторением действия, разговорами с животными, иглой в яйце, которое в утке, которая в зайце… и прочими волшебными предметами, обрядами и персонажами не имеют ничего общего с христианством и уходят корнями в глубокую древность — называйте ее дохристианской, языческой или ведической. И в них везде и всегда главный герой — Иван — по сути, некий собирательный образ русского человека, который нередко поначалу слывет непутёвым или вовсе дураком, а потом на поверку оказывается настоящим мудрецом, который с помощью своей смекалки становится тем единственным, кто преодолел невероятные препятствия, нашел выход из всех безвыходных ситуаций, да ещё и получил сказочную награду.
Но, может быть, пришедшее вместе с Библией имя Иоанн, настолько полюбилось русским людям, что внедрилось даже в изначальные тексты народных сказок? Да, Иоанн — любимый ученик Иисуса Христа, есть Евангелие от Иоанна, но ведь существуют еще Евангелие от Марка, от Луки, от Матфея, есть апостол Андрей Первозванный, тесно связанный с Русью, и любимый в народе пророк Илья — но ни одно из этих имён мы не встретим ни в единой сказке, ни единого раза…
Более состоятельной представляется обратная картина — под именем Иоанн на Руси крестились охотнее других имён именно потому, что оно было наиболее созвучно древнему сакральному имени Иван, которое существовало на Руси всегда. Осталось выяснить его значение.
Существуют несколько версий происхождения и значения имени Иван:
Иван - от священного дерева ива, почитавшегося у славян, кельтов и греков как защитник от злых сил и напастей, дерево, дарующее воду (ивы всегда растут у воды) и аналог Мирового Древа на земле.
Иван - «человек», «рожденный человек». В санскрите, чья общность корней с русским языком доказана целым рядом отечественным и зарубежных исследователей, «jan» означает «родиться, рождаться», а «jana» — «человек». Кстати, интересно, что в том же санскрите «dur» — означает «дверь», а «dur-anta» — дверь в бесконечность. Прямая указка на то, что «дурак» — это канал связи с другими мирами и космической мудростью.
Иван - «лес» (роща/древо/ива) или «источник» от санскритского «vana». Или, может, «древо истока»? «Мировое древо»? Здесь мы опять возвращаемся к «человеку рожденному», в значении «исток».
Таким образом, все три выше озвученные версии друг друга дополняют, складываясь в связную картину, из которой следует, что «ИВАН/ЙАН/ВАНЯ» — это Изначальный Человек, Основа Основ, Источник, Человек Рожденный, имеющий связь с космосом, то есть представляющий собой микрокосмос, аналог Мирового Древа на определенном уровне реальности и бытия. Интересно, что корень «ВАН» чётко прослеживается и в некоторых языках народов Юго-Восточной Азии, где означает «Князь, Царь, Господин» — в частности, именно такой титул носили китайские императоры.
1.2. Иван в разных жанрах фольклора
С именем Иван связано множество русских пословиц, поговорок, народных сказок, былин и других интересных исторических событий. Иван-дурак (Иванушка-дурачок) — один из популярнейших героев произведений. Это всегда веселило, мотивировало на хорошие поступки, поднимало настроение. Особенно сказки густо населены Иванами, разного роду-племени. Вот заглянем, к примеру, в сборник Афанасьева, знаменитого собирателя сказок, где увидим такие сказки, как:
Буря-богатырь, Иван коровий сын;
Два Ивана солдатских сына;
Иван Быкович;
Иван крестьянский сын и мужичок сам с пёрст, усы на семь вёрст;
Иван купеческий сын отчитывает царевну;
Иван Попялов;
Иван Сученко и белый Полянин;
Иван-дурак;
Иванко Медведко;
Иванушка-дурачок;
Иван-царевич и Белый Полянин;
Иван-царевич и Марфа-царевна;
Ивашко и ведьма;
О Иванушке-дурачке;
Сестрица Алёнушка, братец Иванушка;
Сказка о Василисе золотой косе, непокрытой красе и об Иване Горохе;
Сказка о Силе-царевиче и об Ивашке белой рубашке;
Сказка о сильном и храбром непобедимом богатыре Иване-царевиче и о прекрасной его супружнице Царь-девице;
Сказка об Иване-богатыре, крестьянском сыне;
Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке
С одной стороны, тут Иваны-царевичи, с другой — Иваны-дураки, а между ними — богатыри, и разнообразные сынки: купеческие, солдатские, крестьянские, коровьи и быковские, и даже, прости, Бастет, собачьи. В основном Иваны ребята умные (порой себе на уме), даже если прикидываются дураками. Но есть и исключения — братец Алёнушки, например, который козлёночком стал, к умным никак не отнесёшь, скорее к тем непослушным, капризным, которым никакой закон не писан.
Частенько сказочный Иван-дурак в финале становится царевичем, а то и полноправным царём. Ну, примерно, как в сказке Ершова «Конёк-Горбунок». Там же в начале Ванятка что делает?
Он и усом не ведёт,
На печи в углу поёт
Изо всей дурацкой мочи:
«Распрекрасные вы очи!»
А что мы видим в конце?
На конька Иван взглянул
И в котёл тотчас нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже,
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать!
Ну, это бы ладно, так ведь дальше больше:
Царь-девица тут встаёт,
Знак к молчанью подаёт,
Покрывало поднимает
И к прислужникам вещает:
«Царь велел вам долго жить!
Я хочу царицей быть.
Люба ль я вам? Отвечайте!
Если люба, то признайте
Володетелем всего
И супруга моего!»
Тут царица замолчала,
На Ивана показала.
«Люба, люба! — все кричат. —
За тебя хоть в самый ад!
Твоего ради талана
Признаем царя Ивана!»
Имя Иван ещё и стало былинным. Сложено не мало былин с этим русским именем. Например, «Иван Годинович», «Былина про Ивана Гостиного сына» и другие.
В малых жанрах русского фольклора мы тоже часто встречаем имя Иван. Приведу несколько поговорок, пословиц:
Люби Ивана, а береги кармана;
Я говорю про Ивана, а ты про болвана;
С именем — Иван, а без имени — болван;
Без изъяна нет ни Марьи, ни Ивана;
Ростом с Ивана, а умом с болвана;
Иван в дудку играет, а семья с голоду умирает;
По Ивашке и рубашка;
Иван был в Орде, а Марья вести сказывает;
Иван Марьи не слушается: сам приказывать горазд;
Нагуляется Иван — достанется и нам;
Богат Иван — богат и пан.
Добрый Иван — и людям, и нам; худой Иван — ни людям, ни нам.
Имя Иван часто упоминается в различных прибаутках, потешках. Это имя хорошо рифмуется со многими словами.
Ванька-встанька, Сёмка, пойдём-ка, да и ты ступай, Исай.
Ваня, Ваня, простота, купил лошадь без хвоста.
О популярности имени Иван говорит такая пословица:
Всё Иванычи, Ивановы детки.
Часто в пословицах это имя связывают с простым, недалеким, простодушным человеком:
У Ивашки - белая рубашка – так и праздник.
Есть и пословицы шуточные, с тонким юмором:
Умён сын Иванушка. Кто хвалит? Матушка.
Ну а самая распространенная и часто употребляемая - это поговорка: «Ваньку валять», т.е. ничего ни делать. Говорят: "Хватит Ваньку валять"
В загадках тоже встречается любимое народом имя Иван:
Кто злодея победил?
Царевну кто освободил?
Седой король иль королевич?
Героем стал … .
(Иван Царевич)
*****
Стрелу в болото он послал,
Её он еле отыскал.
А жаба, что стрелу нашла,
Женой затем ему была.
(Иван Царевич)
Много сложено и частушек с именем Иван:
Нет на свете Вани краше-
Он и сеет, он и пашет
И коров доить мастак.
Наш Ванюшка не простак.
Ванька рано не встаёт,
Поступает мудро.
У меня, уже обед,
У него, всё утро.
Вывод. Вот так любит русской народ простое имя Иван, включая его во все жанры устного народного творчества.
1.3. Прозвища Ивана в сказках
Дело в том, что на Руси имена имели особое значения, и у каждого человека их было несколько. Крестильное имя, давалось при крещении. Этим именем человек венчался, причащался, молился, и под этим именем его отпевали. Крестильное имя старались по возможности лишний раз не разглашать, так как скрывали от нечистой силы. Потому было ещё одно имя, которым человека называли друзья, соседи, знакомые. Если крестильное имя в обязательном порядке привязывалось к соответствующему святому тёске, который становился покровителем, то второе имя бралось чаще всего от отца, деда, или какого то другого предка. Самым распространённым таким именем было имя Иван.
Так же были имена прозвища, из которых впоследствии получились фамилии. И имели место имена-обереги, как защита от сглаза. Существовало среди имен оберегов имя Дурак. Например, известен такой князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин из ярославских Рюриковичей.
Имя героя в сказке определяет отношение к герою со стороны слушателей, предопределяет победу или поражение в борьбе с обстоятельствами или другими сказочными героями, рассказывает о происхождении, внешности, социальном положении героя. Рассмотрим верность этих утверждений на примере имени Иван.
Имя Иван употребляется в различных вариантах. Чаще всего это имя употребляется с приложениями, которые указывают на происхождение героя: Иван - Царевич, Иван - королевич, Иван - крестьянский сын, Иван Быкович, Иван – вдовий сын, Иван – солдатский сын, Иван-горох; на свойства ума и характера: Иванушка-дурачок, Иван Бесталанный, Иван Бессчастный; на физическую силу: Иван - русский богатырь, Иван- богатырь.
Герой сказки, носящий это имя, был близок и понятен тем, кто слушал и сочинял сказки, он был одним из них, его успехи ассоциировались с собственными, ему сочувствовали, доверяли, он одерживал победу, в какой бы роли, в каком бы положении ни оказывался. Иван мог потерпеть поражение лишь в одном случае – если в сказке был не один Иван, а три. Например, в сказке «Иван – коровий сын» с помощью рыбки – золотое перо у трёх героинь появляются на свет три сына: Иван-царевич, Иван – девкин сын, Иван – коровий сын. Или, в сказке «Иван Быкович», Иван-царевич, Иван – кухаркин сын, Иван Быкович. В таком случае симпатии народа оказывались на стороне того, кто занимает низшую ступень на социальной лестнице. Это или Иван – коровий сын, или Иван Быкович, или Иван – крестьянский сын. Они-то и побеждают злодеев и получают награду. Симпатии слушателей всегда на стороне младшего, или обиженного, или бедного и безродного, в том и состоит привлекательность сказки – неимущий, осмеиваемый, всеми презираемый на поверку оказывается самым умным, удачливым, успешным. Слушатель, сравнивая себя с героем сказки, в будущем надеется также обрести награду и доказать свою значимость. Поэтому Иван – крестьянский сын и Иван коровий сын в сказке всегда умней и удачливей Ивана-царевича, а Иван-царевич удачливее своих старших братьев, имена которых в сказках не всегда даже упоминаются: «Было у царя три сына, младшего звали Иваном»(«Царевна-лягушка») «Жил-был царь Берендей, было у него три сына, младшего звали Иваном» («Иван-царевич и серый волк»). Это правило распространяется и на других Иванов, которые не принадлежат к царскому роду: на Ивана – купеческого сына из сказки «Чудесная рубашка», Ивана-дурака из сказки «Сивка-бурка».
По одной из версий, герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас - глупого человека. Естественно, ведь самый младший - самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.
"Дурак" в сказке - это человек, который не зацикливается на богатстве и не стремится его специально приумножить. Остальные такой подход считают ненормальным и называют такого человека дураком", – утверждает исследовательница фольклора Наталья Дяловская.
От Ивана-дурака отличается Иванушка-дурачок, который и вправду совершает глупые и несообразные поступки: кормит свою тень клёцками, выдирает глаза овцам, чтобы они не разбегались, носит с собою дверь, за которой ему поручено следить и т. д. (Сказки «Иванушка-дурачок» и «Про Иванушку-дурачка»).Читая эти сказки, вспоминаешь такой жанр устного народного творчества, как перевёртыши, где все описываемые события нелепы, абсурдны и поэтому смешны. Иванушка-дурачок забавен, смешон своей глупостью, заставляет ощутить умственное превосходство у слушателя и, вероятно, поэтому любим и, как и в других сказках, одерживает победу над своими трезвомыслящими, приземлёнными и корыстолюбивыми братьями, хотя вовсе не стремиться к ней. Его и называют ласково – Иванушка-дурачок. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются и при образовании имени, и при образовании приложения.
Вывод. Таким образом, имя Иван русских народных сказок концентрирует в своём значении разнообразные смысловые оттенки и ассоциации и является носителем глубинных смыслов текста, одним из языковых средств создания художественного образа.
II. Практическая часть.
2.1. Написание сюжета сказки «Три Ивана-богатыря»
(Приложение 4)
2.2. Создание мультфильма по сюжету
Для создания мультипликационного фильма я использовал программу телефона Stop Motion Studio.
Сначала мне нужно было создать персонажей. Для этого я выбрал пластилин. Придумал образы.
1 этап работы. Для начала я сделал из пластилина фигурки героев: Иванов и Великана. Остальные фигуры из пластика, лего. Декорацию изготовил из картона: деревья, пещера, мельница, избушки, терем, листья и брёвна. Сооружения обклеил цветной бумагой. (Приложение 2)
2 этап работы. Изготовил основу из зелёного ватмана, куда и расставил декорации и фигуры.
3 этап работы. Снятие фильма. Для каждого сюжета я снимал движения героев и декорации. Получилось много кадров. Они автоматически соединяются в один сюжет. Далее я озвучил, созданный мной фильм при помощи кнопки «аудио». Получился полноценный мультипликационный фильм.
4 этап работы. Показ фильма.
2.3. Презентация показа фильма
Созданный мною фильм был продемонстрирован в классе на уроке литературы при изучении темы «Фольклор. Русские народные сказки».
(Приложение 3)
Отклики одноклассников.
1. Понравился ли вам фильм? А) да Б) нет
2. Какой сюжет вам больше запомнился?
3. Какой герой больше всего понравился?
Результат откликов.
Всем ребятам (30 человек) понравилась сказка. Особенно сюжет, когда Великана победили, и добро восторжествовало. Больше всего понравился Иван-дурак своей ловкостью, добротой и храбростью.
Заключение
В результате проведённого исследования мы выяснили, что любимый герой русских сказок – Иван. Иван - самое "русское" из всех имен, означающее "хороший" и "простой", которому присущи качества: красивый, светлый, безопасный, надежный, радостный, яркий, добрый и величественный. В волшебных сказках это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.
Думаю, что Ивана (Иванушку, Ивашку) напрасно считают дурачком. Этот статус нужен герою «для прикрытия» его настоящей сущности и никак не отражается на его дальнейшей судьбе в волшебной сказке. На самом деле – это смелый, надёжный, довольно умный, удачливый персонаж, который помогает всем, с кем встречается. И все ему отвечают добром.
Таким образом, поставленная цель в нашей работе достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана. В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование сказок, касающихся выбранной темы. Во время работы пришлось познакомиться с героем поближе.
Список литературы
1. Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д. Моя шкатулка. Справочник по литературному чтению. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2010.
2. Гуллер Ю. И весёлый, и музыкальный… // Детская энциклопедия, №12, 2012
3. Ненаглядная Красота: Русские волшебные сказки /обраб. И.Карноуховой – М.: Детская литература, 1983
4. Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974, с. 14
5. Померанцева Э. русские сказочники. Пособие для учащихся. – М., «Просвещение», 1976.
6. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. — «Русская литература», 1963, № 3, с. 65.
7. Русские народные сказки/обраб. Афанасьева – М.:Детская литература, 1989
8. Русские народные волшебные сказки. – М: Детская литература, 1990
9. Рыбникова М. А. Избр. труды. М„ 1958, с. 505—506
Интернет-ресурсы:
Значение и происхождение имени Иван http://allotaro. ru
О сказках. http://skazki.smeha.net/russkie/info.html
http://detskie-skazki.com
Приложение 1
Иван Билибин. Иван-царевич и Жар-птица.
Иван Билибин. Иван-Царевич на распутье
Виктор Васнецов. Иван-царевич и серый волк.
Приложение 2
Великан Иван-царевич
Приложение 3
Мультипликационный фильм
Приложение 3
Макет места событий Фигуры героев
Приложение 4 Авторская сказка «Три Ивана»
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили были три друга Ивана: Иван-царевич, Иван-кухаркин сын и Иван-дурак. И жил в том царстве великан-людоед. Он разрушал дома и забирал людей в своё логово.
Однажды узнав об этом, Иваны решили погубить злодея и освободить людей от лютой смерти. Снарядились они в путь-дорогу и поехали. Иван-царевич взял с собой: каравай, лук со стрелами и своего верного коня. Иван-кухаркин сын взял в путь-дорогу: свежий хлеб из русской печи, копье и своего коня. Иван-дурак собрал в узелок корочку хлеба, меч надёжный и друга ослика.
Ехали они ехали и остановились на распутье у большого камня. На нём было написано: налево поедешь – коня потеряешь; вперёд поедешь – женатым будешь; направо поедешь – убитым будешь. Выбрали богатыри правую сторону. Отправились дальше. Едут они едут и вдруг видят разрушенную деревню. Остановились переночевать на мельнице. Утром слышат шум и сильные удары о землю. Взобрались на самый верх мельницы и видят, как сам великан к ним пожаловал. Стали они думу-думать, кто первым будет с чудовищем сражаться.
- Давайте жребий тянуть, -говорит Иван-царевич. – Кто вытянет длинную соломинку, тот и первым пойдёт. Кто – среднюю, тот вторым биться будет. Ну а кто маленькую вытянет – тот последним сражаться отправится.
Так и порешили. Первым выпало идти в бой Ивану-царевичу, вторым был Иван-кухаркин сын, ну а третьим оказался Иван-дурак.
Отправился Иван-царевич. Перекрестился на все четыре стороны, поклонился своим друзьям и отправился навстречу к великану.
А великан-людоед не робкого десятка был, да и ростом не мал. Сил у него на всю дюжину бы хватило. Увидал он Ивана-царевича, обрадовался, что сам завтрак к нему идёт, закричал он нечеловеческим голосом:
- Что за букашка ко мне пожаловала? Да я тебя одним мизинцем раздавлю, а потрохами позавтракаю.
Отвечает ему Иван-царевич:
- Прежде чем пугать меня да стращать, испытай сначала в бою. И пустил в людоеда ловко стрелу из лука. И одним выстрелом ранил его в руку.
Великан разозлился и своим ударом загнал в землю по пояс Ивана-царевича. Не смог больше драться Иван-царевич, руки в земле оказались, а сил не хватало выбраться.
- Сиди, букашка, в земле, пока я с другими не расправился, - говорит людоед.
Настала очередь Ивана-кухаркиного сына. Видел он с мельницы, как первый Иван храбро сражался, но не смог убить великана. Обидно ему стало за друга, разозлился на чудовище, взял своё копьё, ударил стременем в бок своего верного коня и поскакал на врага. Одним ударом с разбегу Иван-кухаркин сын копьём ранил людоеда в грудь. Ещё пуще рассвирепел великан и в два раза сильнее загнал по плечи в землю своего соперника.
- Сиди и ты в земле, пока я с третьим не расправлюсь, - говорит людоед.
Ничего не мог ответить Иван-кухаркин сын, потому что грудь сдавила тяжёлая земля, что слово молвить не мог.
Всё видел сверху Иван-дурак. И решил хитростью взять великана, отвлечь его и внезапно напасть на врага. Привязал он себя к животу ослика, взял свой надёжный меч и приказал ослику идти навстречу к великану.
Не понял людоед, почему осёл один идёт, подошёл к нему, схватил его и хотел сразу съесть. Но не тут-то было. Вылез Иван-дурак из-под ослика и одним взмахом отсёк голову великану.
Так спас Иван-дурак своих друзей и весь народ от жестокого чудовища. Помог выбраться Иванам из плена, и вернулись они в своё царство с победой!
Ещё долго и счастливо жили они. Сражались за Землю Русскую, растили детишек своих и передавали им свой опыт храбрости и мужества.