Образ учителя в художественной литературе 18-21 веков

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ учителя в художественной литературе 18-21 веков

Грачева В.С. 1
1МБОУ Чкаловская СШ №5
Кораблева Н.Н. 1
1МБОУ Чкаловская СШ №5
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Учитель… Как часто произносим мы это слово в своей жизни, но, наверное, не задумываемся, какую важную роль играет он в нашей жизни…

Учитель... Простому человеку тяжело представить, сколько знания, труда, терпения и души наши учителя вкладывают в своих учеников, чтобы они выросли в хороших, успешных, счастливых людей.

Профессия учителя - очень трудная и ответственная. Ведь в руках педагога будущее нашей страны, нашей жизни, да, наверное, и всего человечества. Очень достойно, но и очень трудно - давать детям знания и быть для них образцом. Далеко не каждый учитель может стать настоящим Учителем с большой буквы. Для этого нужно много работать, заниматься самообразованием, всегда искать что-то новое, чтобы уроки стали интересными и полезными. Учитель всегда являлся человеком с высокими моральными качествами¸ воспитателем нравственных качеств, авторитетом.

Актуальность данного исследования продиктована временем, потому что в последнее время в обществе ведется очень много разговоров и споров о роли учителя в жизни детей. Поэтому не случайно 2023 год в нашей стране был объявлен Годом педагога и наставника.

Проходят эпохи, меняется время, меняются люди и требования к образованию, но учитель продолжает оставаться важнейшим элементом формирования человеческой личности. Учитель занимается обучением и воспитанием подрастающего поколения. Он передает ученикам знания по различным предметам, развивает их способности и интересы, формирует у них навыки и компетенции, необходимые для успешной жизни в современном обществе. Большая часть нашей жизни так или иначе связана с учителем: сначала мы учимся в школе, институте, потом ведем в школу своих детей и внуков. Своим исследованием мне хотелось узнать, какими видели учителей люди разных эпох.

Многие писатели в своих произведениях показывают взаимоотношения учителей и учеников, описывают жизнь в школе и за её пределами. В образе учителей отражаются и духовные поиски самих писателей.

Заинтересовавшись данной проблемой, я выяснила, что профессия учителя очень древняя. Первое упоминание об учителе было еще в 4 тысячелетии до н.э., но популярность эта профессия приобрела совсем недавно, в начале 20 в.

На протяжении многих веков в общественном сознании складывался образ Учителя из отношения к нему учеников, родителей, общества в целом.

Цель исследования: проследить динамику развития образа учителя в произведениях художественной литературы 18-21 века.

Объект исследования: художественные произведения 18-21 века.

Предмет исследования: образ учителя разных эпох, его личностные качества.

Для достижения цели был поставлен ряд задач:

1. Подобрать и изучить произведения литературы, в которых присутствует образ учителя

2. Сравнить образы учителей в произведениях разных веков и проверить свою гипотезу на литературных примерах.

3. Выявить трансформацию образа учителя в литературе 18-21 веков.

4. Обобщить материал по теме и сделать выводы.

Свою работу я начала с выдвижения гипотезы, которую надо подтвердить или опровергнуть,

Гипотеза: образ учителя в литературных произведениях разных эпох менялся в зависимости от времени, от изменений, происходивших в обществе.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее материал можно использовать на классных часах для учеников 1-9 классах, практикумах в психолого-педагогических классах, для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

1. Образ учителя в веках

1.1.Учитель 18 века

Педагогика начала 18 века в России сводилась к обучению и воспитанию дворянских детей в домашних условиях. Педагог выполнял функцию наставника, а порой даже няни. При этом учитель не считался важной личностью, и его деятельность совершенно не ценилась. Педагог 18 века не получал специального образования. Человек, хоть немного знающий грамоту, счет, риторику, мог запросто стать педагогом. Поэтому большинство учителей в 18-ом веке были не очень грамотны и умны. Воспитание того времени требовало держать ребенка в «страхе божьем», повиноваться наставникам и старшим. Основными способами воспитания признавались суровая дисциплина, систематичные наказания, в том числе и физические. Так было потому, что в то время образование не очень ценилось в дворянском обществе и играло не самую важную роль в жизни человека. Насколько образование было второстепенным, говорит тот факт, что более 80 процентов населения не умели читать, писать или окончили в лучшем случае 4 класса. Так было даже со многими учителями. Несмотря на то, что и Петр I, и Екатерина II уделяли много внимания созданию учебных заведений, процесс образования шел довольно трудно. Родители-невежды предпочитали нанимать для своих детей учителей исходя из выгоды, а не из их профессиональных качеств.

Именно такую ситуацию мы видим в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Учителя Митрофанушки Простакова, нанятые его матерью, были глупы, безграмотны, но дёшевы. За все время обучения они ничему хорошему его не научили, да и не могли научить.

Кутейкин – учитель грамматики - был служащим в церкви, в свое время испугался наук и бросил семинарию. Он малообразованный и невежественный человек. Однако же это не помешало ему три года преподавать Митрофану грамоту. Кутейкин поощрял лень подростка и все ему позволял.

Цыфиркин – учитель арифметики - отставной солдат, отслуживший двадцать лет в армии, он немного знает математику и разбирается в расчетах. На жизнь он зарабатывает тем, что помогает приказным служителям проверять счета, а в свободное время учит детей. Одним из его учеников и был Митрофан. Хоть человеком он был и не плохим, но учитель из него вышел бездарный.

В сатирическом свете представлен третий учитель Митрофанушки – немец Вральман - очень интересная личность, которая и близко не имела отношения к учительской деятельности.

Он бывший конюх, но вызвался преподавать уроки французского и «всех наук», потому что конюхи никому в Москве не нужны, а «кушать хочется», вот он и подался в учителя. По мнению Простаковой, Вральман наиболее авторитетный и уважаемый учитель. В год платят ему триста рублей, сажают его за барский стол, подают за обедом стакан вина, крепостные женщины стирают его белье, слуги на ночь приносят в его комнату сальную свечу; крепостной парикмахер «направляет» его парик; величают Вральмана по имени и отчеству: Адам Адамыч; а Цифиркина в доме Простаковых зовут Пафнутьичем, Кутейкина – Сидорычем. Уже в этом отношении, сложившемся в семье к этому учителю, сквозит злая насмешка автора над невежественными помещиками, которые стремились иметь в семье гувернера-иностранца. Будучи человеком льстивым и хитрым, Вральман получал свое жалование за красивые слова, но ничему не учил Митрофанушку.

В своей комедии Д.И.Фонвизин со злой иронией изобразил совершенно недобросовестных и некомпетентных учителей, которые не сумели дать своему ученику никаких знаний. О том, что такие горе-учителя не были простой выдумкой Фонвизина, мы можем судить по тому, что эти образы не были единичными.

Следует вспомнить, например, повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», где роль невежественного учителя отведена французу Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать учителем. «Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». Петр Гринев, главный герой повести, утверждает, что они «тотчас поладили»: «хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом». Этот учитель не только пренебрежительно относился к своим обязанностям, но и был склонен к пьянству. В связи с этим нередко Бопре не может стоять на ногах или спит на занятиях с Петром. Именно за безделье и склонность к алкоголю отец Петра в итоге выгоняет репетитора. Но Пушкин описывает этого учителя скорее положительно и не винит героя в его склонности. Ведь он обладает добротой и искренностью, а также дает Петру полезный навык. Благодаря Бопре Петр Гринев обучается фехтованию и такое умение оказывается для него весьма полезным на дуэли со Швабриным и в целом на службе. Поэтому в какой-то степени француз все-таки влияет на судьбу своего воспитанника и дает ему нужные и полезные навыки для дальнейшей жизни.

Таким образом, исходя из анализа этих двух произведений, можно сделать вывод о том, что образование не ценилась в дворянских кругах в 18 веке. Изображенные писателями образы учителей являлись отражением своего времени, того общества, в котором жили, где родители больше следовали моде, нежели тщательно выбирали учителей для своих детей.

1.2. Учитель 19 века

Наиболее значительное развитие школы и педагогики пришлось на вторую половину XIX века. Это время важных социальных реформ, связанных с отменой крепостного права. Правительство всерьёз занялось изменением школьной системы.

Публицистика тех лет утверждала несколько ключевых принципов, которым должны были следовать преподаватели: религиозность, трудолюбие, ответственность, справедливость, дисциплинированность и патриотизм.

В русской литературе 19 века начинает складываться особая традиция в осмыслении образа учителя, особое внимание уделяется таким проблемам, как гармоничные отношения учителя с его учениками, осознание учителем своего предназначения. И ставится главный вопрос – каким должен быть настоящий учитель?

Из всех произведений 19 века я остановила свой выбор на рассказе А.И.Куприна «Храбрые беглецы», т.к. в нем рисуется положительный образ

учительницы, и рассказе А.П.Чехова «Учитель словесности», т.к. в нем мы видим размышления о том, каким не должен быть учитель.

В описании «казенного сиротского пансиона» в рассказе «Храбрые беглецы» отразились впечатления Александра Ивановича Куприна от московского Александровского сиротского малолетнего училища, где он был около трех лет, до поступления в 1880 году в кадетский корпус. Рассказ Куприна показывает, как борется яркая, полная жизненных сил детская душа за свое право свободно развиваться. Мы видим, как велико бывает расстояние между ребенком и учителем, если второй выбрал профессию не по призванию.

Главный герой рассказа – одиннадцатилетний Миша Нельгин воспитывается в казённом сиротском пансионе. И всё бы, вроде, неплохо: дети находятся на полном обеспечении, получают образование и воспитание. Но беда в том, что взрослые, призванные заботиться об этих несчастных ребятах, как правило – злые, равнодушные, не любящие детей. И неудивительно, что у воспитанников иногда возникает желание убежать из пансиона куда глаза глядят и поискать место на земле, где всё хорошо, где они будут счастливы.

В пансионе появилась новая классная дама Вера Ивановна, которая страстно возненавидела Нельгина, так как почувствовала в нём натуру свободную, независимую, бунтарскую. Между классной дамой и мальчиком началась настоящая война – жестокая и непримиримая. Вера Ивановна – это образ человека, который ошибся в выборе своей профессии. Она не любит детей, требует от них только дисциплины и послушания и не выносит детских шалостей и фантазий.

Но в противоположность равнодушным классным дамам в произведении Куприна « Храбрые беглецы» есть образ молодой, красивой и образованной учительницы – княжны Л. Её образ автор показал, как пример того, каким должен быть педагог или Учитель с большой буквы. Она была очень мила, нежна, деликатна. Главному герою мальчику Нельгину после многих унижений наконец посчастливилось встретить её. Она отнеслась к нему с его неистощимым воображением с пониманием, уважением и лаской.

Княжна Л. не только не стала наказывать мальчиков за побег, но и увидела в Нельгине, который взял и чужую вину на себя, человека, достойного не только сострадания, но и уважения.

В произведении А.П.Чехова «Учитель словесности» мы знакомимся с молодым учителем словесности Сергеем Васильевичем Никитиным. Кажется, что у него все есть – семейное благополучие и приличное место службы – хорошая гимназия. Но герой, достигнув благополучия, испытывает недовольство жизнью. Он вдруг ощущает, «что он вовсе не педагог, … обращаться с детьми не умеет; значение того, что он преподавал, было ему неизвестно и, быть может, он учил тому, что не нужно».

Глазами Никитина Чехов рисует безотрадную картину преподавания в гимназии. Герой приравнивает себя к преподавателю греческого языка, который так же, как и он, «умеет скрывать свою тупость и ловко обманывать всех». Потом вспоминает и учителя истории и географии Ипполита Ипполитыча, у которого «самым нужным и самым важным считалось… по географии черчение карт, а по истории - знание хронологии...» Ни о каком творчестве, полете фантазии и поиске истины на уроках этих учителей не было

и речи.

В процессе мучительных размышлений чеховскому учителю захотелось творчества, свободы мысли: «Ему захотелось чего-нибудь такого, что захватило бы его до забвения самого себя, до равнодушия к личному счастью». Но он понимает, что ничего этого в гимназии нет и не будет, ведь все привыкли к этой пошлости и серому существованию.

Таким образом, в литературе 19 века писатели стремились изобразить совершенно разные характеры учителей, обращая внимание, прежде всего на их личностные качества, на отношение к свои ученикам.

1.3. Учитель 20 века

20 век в России – век больших перемен и грандиозных исторических событий. В 50 – 80 годы 20 века была создана советская образовательная система, которая была и до сих пор считается одной из самых лучших (по мнению 80% опрошенных). В советской школе учителя не только учили, но и воспитывали детей. Учителя не боялись, а уважали.

Писатели 20 века в своих произведениях старались показать новый образ учителя, сформировать новое отношение к нему, прежде всего как к человеку высоких нравственных качеств. Учитель в их произведениях – это друг по отношению к детям, их помощник, советчик, союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути, способный изменить свою точку зрения, делающий добро и учащийся у своих учеников.

Именно такой мы видим учительницу в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница».

Главный персонаж рассказа Мария Нарышкина. В возрасте 16 лет отец увёз её в областную столицу на педагогические курсы. Спустя 4 года Марию Никифоровну в должности учителя направили в далекую глухую деревушку Хошутово, где главной бедой жителей являлись песчаные бури. Попав туда, она увидела ничтожность человеческого существования. Его бесполезную и практически никому не нужную работу по уборке песка. Она увидела молчаливую бедность, бесплодное молчание и голод. Столкнулась с неплодородными землями и голодными детьми, не проявляющими никакого интереса к учебе. У Марии сильный характер, она упорна и не отступает перед трудностями. А еще Мария очень умна. Она первая нашла выход, как бороться с песчаными бурями, которые постоянно засыпали деревню.

За это ее и прозвали «песчаной учительницей». Она заставила природу смириться. И не только природу – когда кочевники опустошили Хошутово, она поговорила с их вождем. Правда, особого смысла в этом не было, однако Мария поняла, что проблема существует не для одного Хошутова. Кочевников тоже надо учить. И эта самоотверженная девушка согласилась переехать в Сафуту, еще более глухое село. Мария Никифоровна, сильная натура, способная изменить мир вокруг себя, и, ради этого, готовая отказаться от своего женского счастья, личной жизни, возможности иметь семью. Эта умная, красивая женщина решила пожертвовать собой, ради спасения и возрождения народов. В этом проявилась вся сила ее характера, вся ее натура. Образ молодой учительницы стал героическим. Она проделала большой путь и была готова сделать еще столько же, ради победы. Таким человеком можно гордиться и ставить его в пример! Вот образ достойный подражания для нашего молодого поколения!

В повестях и рассказах В.Г. Распутина всегда главное внимание уделяется исследованию психологии героев, раскрытию их человеческих качеств. Одно из лучших произведений Распутина - рассказ «Уроки французского», повествующий о школьных годах тяжелого послевоенного времени, трудных взаимоотношениях, возникающих между учителями и подростками, о доброте, гуманизме, смелости, стойкости, твердости духа, самопожертвовании и становлении личности.

Лидия Михайловна была классным руководителем рассказчика. Она преподавала французский язык, с которым у главного героя были небольшие

проблемы. Он отставал по предмету, поэтому учительница вызвалась помогать ему, устроив дополнительные занятия. Однако обучала героиня одиннадцатилетнего мальчика не только французскому языку, но и взаимоотношениям, особенностям реальной жизни.

Учительнице удалось возбудить интерес рассказчика к французскому языку, который давался ему с большим трудом. Она совершенно бескорыстно занимается с мальчиком, желая помочь ему не только по предмету, но и материально, спасая от голода.

Жертву учительницы Володя никогда не сможет забыть. Он сохранит в своем сердце на всю жизнь благодарность Лидии Михайловне за самые лучшие уроки, не просто французского языка, а уроки нравственности и доброты. Такие черты характера, как великодушие, умение взять на себя чужую боль, терпение, присущие Лидии Михайловне – ведущие черты характера настоящего учителя.

Проанализировав эти произведения об Учителе с большой буквы, можно

сказать, что образ педагога в литературе 20 века характеризуется положительно. Учителя в этих произведениях описываются разные. У каждого своя судьба, свои методы воспитания, но единственное, что их объединяет – это любовь к ученикам, высокий ум и светлая душа. Только таких учителей люди помнят всю жизнь с благодарностью.

1.4. Учитель 21 века

21 век - век информационных технологий и искусственного интеллекта. Меняется время, меняется общество, поэтому, конечно же, будет меняться и облик педагога. Сейчас к учителям 21-ого века предъявляются очень высокие требования, но их профессия остается очень важной для мира.

На данный момент, учитель должен обладать самыми разнообразными качествами: любовью к своей профессии, активной гражданской позицией, мобильностью, ответственностью, компетентностью, терпимостью, организованностью, умением работать с информацией, патриотизмом.

Учителю необходимо соответствовать новым стандартам, приобретать новые навыки, постоянно учиться самому. Но, к сожалению, не к каждому удаётся выдержать столько нагрузки.

Может быть, потому отношения ученика и учителя в наше время усложняются, становятся натянутыми, часто характеризуются отсутствием взаимоуважения и понимания.

О большой ответственности учителя за судьбу своих учеников размышляет современный писатель Александр Викторович Костюнин в рассказе «Рукавичка». В этом произведении показано, как много порой может зависеть от учителя и его действий. Первоклассники приходят в кабинет домоводства на экскурсию, после которой пропадает экспонат - рукавичка, понравившаяся всем. И вот из-за этой рукавички-экспоната из школьного альбома и происходят страшные события!

Главным героем рассказа является Юрка Гуров. Это у него из-за майки выпала злосчастная рукавичка. Как она там оказалась, Юрка и сам не помнил. Но учительница не увидела этих переживаний, не заметила раскаяния и при всех, сразу же вынесла приговор: «Вор!» Вместо того, чтобы поддержать напуганного мальчика, слово «Вор» стало клеймом для него и всей его семьи. Во взрослой жизни Юрку записали в воры по привычке благодаря клейму, полученному в детстве. Возможно, действительно человек, ставший изгоем в детстве, не получавший поддержки, понимания ни со стороны детей, ни со стороны взрослых, возненавидел и озлобился на людей? Переступил порог нравственности, стал настоящим преступником. Нет, ведь не выдерживает он позора и добровольно уходит из жизни. Поражает, вызывает отвращение в рассказе А. Костюнина и образ учителя. Алла Ивановна устроила обыск детей, на который никто не имеет права. Но она пошла дальше – она обыскивала не только портфели, она заставляла детей раздеваться до нижнего белья. Эпизод допроса и обыска является центральным в рассказе. Читатель вместе с малышами переживает трагедию позора и унижения, еще более безобразную оттого, что происходит она в школе.

Кто же виноват в случившемся? Виноваты все. И родные, бросившие мальчишку и не пожелавшие ему помочь, и одноклассники, издевавшиеся над ним, и друг, оставивший в трудную минуту, и учительница, не сумевшая понять причину случившегося, унизившая и тем самым растоптавшая в нём человека. Если бы только Алла Ивановна вовремя объяснила ребятам и Юрке, что ошибиться может каждый, что от ошибок никто не застрахован, если бы она попыталась разобраться в причинах поступка первоклассника, жизнь и этого ребенка, и детей всего класса сложилась бы по-другому. Непростительная ошибка учителя оставила глубокий след в душах детей.

Рассказ А. Костюнина прежде всего предостерегает от душевной черствости, от равнодушия, от подлости, от совершения злых, необдуманных поступков.

Современный мир-мир возможностей технического прогресса, но в то же время –тяжелый мир распущенности не только взрослых, но и детей. Очень интересным и заставляющим задуматься мне показался рассказ Натальи Ключкаревой «Иван Иваныч из Африки». Сегодня очень много говорится о травле в детском коллективе. А в этом рассказе речь идёт о травле учителя. Рассказ ведётся от имени девочки, которая перешла в новый класс. В произведении мы видим два образа учителей, построенных на контрасте.

Учитель алгебры Иван Иваныч не кричит на своих учеников, не наказывает. В ответ класс сам кричит так, что закладывает уши. Но учитель словно пытается ничего не замечать: «А за учительским столом сидел печальный седой человечек в шерстяной кофте. Человечек глядел в стол, горбился и так глубоко засовывал руки в карманы кофты, будто хотел спрятать туда и всё остальное тело. Залезть в собственный карман. И отлежаться там, в тёмной вязаной норе».

Дети не только не выполняют задания учителя, они делают вид, что его не существует. Класс ведет себя безобразно, недопустимо, жестоко по отношению к учителю. Вдруг новенькая совершает поступок, на который способен только человек сильный духом: она идет против «стаи», начав с интересом заниматься алгеброй. И постепенно вместе с рассказчицей мы понимаем, что Иван Иваныч не повышает голос, не пишет замечания в дневник, не наказывает потому, что считает это проявлением неуважения к личности. Он был очень добрым и интеллигентным человеком. Но ни дети, ни его коллеги этого не смогли понять. И Иван Иваныч «в школе больше не появлялся». Зато ему на смену пришла «укротительница» с тяжелым взглядом, на уроках которой стояла «мертвая тишина». Да, тишина была, а уважения, творчества не было. Этот рассказ заставил меня задуматься над вопросом: «А, может быть, мы, ученики, сами виноваты в появлении таких «укротительниц»?

Но не хотелось бы заканчивать свое исследование такими негативными примерами.

Совершенно другой образ молодой учительницы мы увидим, прочитав книгу Екатерины Тимашпольской «Школа Кати Ершовой. Дикари и принцессы».

В этом произведении Катя Ершова - учительница начальных классов - только что закончила университет с красным дипломом. Она очень любила детей и, конечно же, хотела бы научить их новым знаниям. В конце августа ее познакомили с учителями в школе, которые ей помогали адаптироваться.

1 сентября Катя страшно волновалась и даже немного побаивалась своих учеников. Но все же она нашла общий язык с детьми и привила им любовь к знаниям к учебе. Екатерина была милой, доброй, отзывчивой, внимательной и абсолютно со всеми смогла найти общий язык. Она смогла прочувствовать каждого ребенка и помогала им в школьной жизни. Также она сумела провести

родительское собрание, хотя совершенно не знала, как этим заниматься. В этом учителе проявились потрясающие качества, которые должен иметь каждый современный педагог: любовь к детям и своей профессии, умение слушать и слышать других, умение мечтать и вдохновлять, творчество и вдохновение.

Таким образом, в литературе 21 века ярко отражаются перемены, происходящие в обществе. Мы, к сожалению, видим, как теряется ценность профессии учителя. Отношения учителя и ученика, по мнению общества, характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения. Тема потери учителем уважения – одна из ключевых тем в литературе начала 21 века.

Заключение

Итак, целью моего исследования было проследить динамику развития образа учителя в произведениях художественной литературы 18-21 века. Мною была выдвинута гипотеза о том, что образ учителя в литературных произведениях разных эпох менялся в зависимости от времени, от изменений, происходивших в обществе. Исследуя художественные произведения Д.И.Фонвизина, А.И.Куприна, А.П. Чехова, А.П.Платонова, В.Г.Распутина и современных авторов, я убедилась, что образ учителя действительно меняется в соответствии с эпохой, со временем, с общественными изменениями, а это, в свою очередь, влияет и на его отношение с другими людьми, прежде всего, с его учениками. К сожалению, в последнее время преобладают книги, фильмы, сериалы о плохих учителях, создающие негативное отношение к профессии учителя в целом.

В ходе исследования мне удалось подтвердить мою гипотезу. Учителя были совершенно разными в разные времена, что объясняется историческими изменениями. Но одно остается неизменно – именно от учителя зависит, как будет себя вести ребёнок в будущем, каким он будет человеком.

Проблема взаимоотношений педагога с учениками до сих пор остается очень актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к литературе, особенно к произведениям 20 века, в которых отношения учителя с учениками строятся на искренности, доверии, взаимоуважении. Во всех произведениях этого периода на первый план выходят нравственные ценности. Учитель здесь - мудрый человек, способный пожертвовать своими принципами ради других. Я думаю, что трудно стать настоящим Учителем, как его изображают А.П.Платонов и В.Г.Распутин.

Литература всегда является отражением общества, она способна вскрыть все проблемы, указать на человеческие достоинства и недостатки. Школа всегда будет существовать в жизни человека, формируя его. Поэтому проблемы образования, воспитания всегда будут волновать писателей. Учитель –

неотъемлемая часть таких произведений. Характер учителя, его манера поведения, его внутренний мир всегда будут привлекать читателя. Это может быть человек, обладающий дурными нравами. А может быть очень нравственная и гармоничная личность, несущая в мир свет истины, знания, любви, доброты.

Я считаю, что учителя несут большую ответственность, так как именно в их руках находится будущее, поэтому от того, какие знания они передадут человечеству, зависит и наша судьба. По словам Конфуция: «Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому, обращаясь к трудам великих писателей, чтобы применить их мудрость в своей практике, и можно стать учителем с большой буквы!

Списоклитературы:

  • Костюнин А.«Рукавичка»

  • Ключкарева Н. «Иван Иваныч из Африки»

  • Куприн А.И. «Храбрыебеглецы»

  • А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

  • Платонов А.П. «Песчанаяучительница»

  • Распутин В.Г. «Урокифранцузского»

  • Тимашпольская Е.«Школа Кати Ершовой. Дикари и принцессы»

  • Фонвизин Д.И. «Недоросль»

  • Чехов А.П. «Учительсловесности»

Интернет-ресурсы:

  • https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Категория:Педагоги_XVIII_века

  • https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1707845122&tld=ru&lang=ru&name=issn_1993-5552_2007_1_25.pdf&text=учитель

  • https://zenon74.ru/school/velikie-pedagogi-20-veka

  • https://melory-nox.livejournal.com/526949.html

  • https://spravochnick.ru/pedagogika/uchitel_xxi_veka/

 

Просмотров работы: 22